04 мая 2022

ЛуАЗ расшифровка аббревиатуры

Содержание

Луцкий автозавод два года подряд празднует юбилей: В 1955-м произведена первая продукция – запасные части и душевые установки, а 40 лет назад с его конвейера сошел первый автомобиль.

Луцкий автозавод два года подряд празднует юбилей: В 1955-м произведена первая продукция – запасные части и душевые установки, а 40 лет назад с его конвейера сошел первый автомобиль.

Строительство будущего «ЛуАЗа» началось в 1951 году. Спустя четыре года на Луцком ремонтном заводе начали делать капитальный ремонт грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63, выпускать автомобильные запасные части и душевые установки. Именно 1955 год считается официальной датой рождения предприятия. Спустя еще четыре года завод сменил название и специализацию. Он стал называться машиностроительным («ЛуМЗ») и специализироваться на выпуске автолавок, прицепов, рефрижераторов, а также кузовных деталей.

Корея или США

Существуют несколько версий появления луцких вездеходов. По одной из них, толчком к их созданию стало появление на вооружении США необычного транспортного средства – Mechanical Mule M-(705). Автомобиль предназначался для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и выполнения различных разведывательных и диверсионных операций. M-(705) представлял собой «стол на колесах», на котором водитель мог размещаться не только сидя, но и лежа, лицом по ходу движения. Кроме того, на корму авто выводился дополнительный рулевой вал, прикрепив к которому штатную «баранку», боец мог «вприсядку» следовать за машиной. Это позволяло водителю двигаться под обстрелом под прикрытием своего автомобиля. Автомобильная тележка многоцелевого назначения могла быть использована и для десантирования с воздуха (на парашюте). Итак, с лозунгом «сделаем больше и лучше» советские военные принялись за работу.

Другая версия. На войне в Корее 1949 – 53 годов, куда СССР поставлял военную технику, в качестве автомобиля для эвакуации и перевозки раненых, а также подвоза боеприпасов к огневым позициям использовали ГАЗ-69. Автомобиль для этого не очень подходил. Учтя это, советские военные выдвинули конструкторам ряд требований по созданию своего транспортера переднего края (ТПК), среди которых было «умение плавать».

Опытным образцом стал ЗАЗ-967, на внешний вид которого повлиял появившийся в 1960 году Gaflinger AP 700, созданный австрийской фирмой Steyr-Puch. Хотя «австриец» и появился ненамного раньше луцкой машины, их сходство налицо.

Создание ТПК поручили специалистам НАМИ. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Огонек», или НАМИ-049, со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью всего 22 л. с. получился не совсем удачным. Кузов оказался слабым для военных условий, мотор – маломощным, а подвеска не выдерживала десантирования с парашютом.

К разработке второго варианта подключили специалистов «АвтоЗАЗа». Они создали свой вариант транспортера переднего края, и их детище в 1962 году был рекомендовано к серийному производству. В итоге новый прототип «Целина» НАМИ-049А получил крепкий цельнометаллический кузов, 30-сильный мотор МеМЗ-969 и кованые торсионы в подвеске, что позволило без проблем десантировать машины с самолета.

Долгое время конструкторам не удавалось сделать надежный привод задних колес, поэтому серийный выпуск ТПК ЛуАЗ-967 стартовал только в 1975 году. Параллельно был разработан еще один вариант автомобиля, который отличался от 967-го удлиненным кузовом и наличием третьей оси. Это теоретически позволяло увеличить проходимость, грузоподъемность и скорость на воде, но воплотить в серии не удалось – на то время не было мощного двигателя.

Первый в СССР

Народное хозяйство страны также нуждалось в легком проходимом грузопассажирском автомобиле. По своим характеристикам для этих целей больше подходил 967-й. В гражданском варианте машину оснастили обычным кузовом, так что плавать авто уже не могло. Первые годы автомобиль производился лишь в переднеприводном варианте (кстати, подобный привод применялся впервые в Союзе). Выпуск новинки под именем ЗАЗ-969В стартовал в 1966 году с первой партии из 50 экземпляров. Одним из разработчиков нового автомобиля был Борис Фиттерман. Только благодаря его вмешательству разработанные технические условия для нового авто были согласованы во всех союзных ведомствах. Серийному производству луцких автомобилей дали «зеленый свет». Аббревиатура ЗАЗ в названии машины осталась от запорожских конструкторов, разработавших ее. В 1971-м автозавод освоил выпуск полноприводной версии ЗАЗ-969. В 1975 году автомобиль получил новый 40-сильный мотор и имя ЛуАЗ, хотя завод из машиностроительного в Луцкий автомобильный переименовали еще в декабре 1967-го.

Автомобиль быстро завоевал популярность в Союзе и не только. В 1978 году на международном автосалоне в Турине модернизированный ЛуАЗ-969М входит в десятку лучших авто Европы, а спустя год на международной выставке «Земля-кормилица» в Чехословакии удостаивается золотой медали. Признание автомобиль получил благодаря своей феноменальной проходимости. Способствовали этому короткая, всего 1800 мм, колесная база, короткие свесы и внушительный клиренс 280 мм благодаря применению колесных редукторов.

Гражданская версия машины получила имя «Волынянка», ведь на бортах опытных образцов красовалась надпись «Волынь», но украинское название не стало официальным. Луцкие машины получили свой буквенно-цифровой индекс.

В 1979-м идет в серию 969М, а спустя еще три года с конвейера в Луцке сходит 100-тысячный экземпляр. Хотя автомобиль был признан в Европе, его экспорт начался лишь в 1983 году. Годовой выпуск ЛуАЗов никогда большим не был (рекордное количество – 16500 машин произвели в 1990 г.), за 35 лет производства построено более 300 тысяч луцких вездеходов.

В 1991 г. государственные испытания проходит абсолютно новая модель ЛуАЗ-1301 с пластиковым кузовом, мотором и деталями салона от «Таврии». В 1994-м на смену ЛуАЗу-969М приходит новая машина под индексом 1302. Изменения в новинке в основном коснулись технической части, а внешне она почти ничем не отличалась от предшественницы. Так, на смену «воздушнику» пришел мотор от «Таврии», что положительно сказалось не только на снижении уровня шума, а и на скорости, динамике и расходе топлива. Спустя всего два года из-за отсутствия средств и комплектующих производство на «ЛуАЗе» практически остановилось.

Интересно появление грузовичка на базе «Волынянки», который создали исключительно для заводских нужд. В связи с этим машину, как и «первенца» ЗАЗ-969В, оснастили лишь передним приводом. В 1995-м грузовичок уже в полноприводном варианте запустили в серию.

Прощай, «луазик»?

Ситуация на заводе начала нормализоваться в 2000 году после приобретения контрольного пакета акций концерном «Укрпроминвест». В этом же году в Луцке наладили крупноузловую сборку ВАЗов и УАЗов, а спустя год было принято решение о снятии с производства ЛуАЗов, с формулировкой «морально устарел».

Как до продажи предприятия, так и после различные модификации ЛуАЗов на базе 1302-го и перспективного 1301-го часто демонстрировались на автомобильных выставках. Среди них интересна модель «Форос», которая была построена на базе старого ЛуАЗа и предназначалась для активного отдыха. Она была полностью открытой, а в движение ее приводил 3-цилиндровый дизельный двигатель Lambordini. Показывали зрителям и трехосную версию ТПК, спустя годы получившую дизель Малышевского завода и новое имя – «Геолог». Кроме того, заводом разработаны удлиненные версии ЛуАЗа с кузовом фургон, одна из которых оборудована под скорую медицинскую помощь.

Тем временем с конвейеров Луцкого автозавода сходила совсем другая техника. В 2002 году к ВАЗам и УАЗам добавились автомобили из Ижевска, началась сборка грузовичка Kia, немного позже к их семейству присоединились Isuzu и Hyundai.

В ноябре 2004-го с конвейера сходит 50-тысячный «ВАЗ». В 2005-м Луцкий автозавод входит в состав корпорации «Богдан», а осенью на предприятии начинается крупноузловая сборка легковых автомобилей Hyundai и Kia. В рамках двухгодичной программы развития корпорации «Богдан» уже в первом квартале этого года на Луцком автомобильном заводе будет начато производство автобусов «Богдан».

История

1951 Заложен первый камень
1955 Завод введен в строй
1959 Предприятие получило имя «ЛуМЗ»
1966 Выпущен первый автомобиль ЗАЗ-969В
1967 Завод переименован в Луцкий автомобильный («ЛуАЗ»)
1971 Освоен выпуск полноприводной версии ЗАЗ-969
1975 Луцкий вездеход получил новое имя ЛуАЗ. Старт ТПК ЛуАЗ-967
1979 В серию идет новая модель ЛуАЗ-969М
1982 Выпущен 100-тысячный автомобиль
1983 Начало экспорта ЛуАЗ-969М

Евгений Сокур
Фото Леонида Гоголева, Александра Говорухи и Владислава Бойко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На Украине ЛуАЗ считается культовым внедорожником. Практически таким же крутым, как «Гелендваген». В этом заявлении, конечно, есть доля иронии, но в целом это действительно так. Поэтому если вы хотите увидеть действительно крутой ЛуАЗ, то нужно искать в тех краях.

Один из таких серьезно модифицированных экземпляров вы видите на фотографиях. Автор проекта поставил достаточно амбициозную цель: избавиться от всех недостатков советского внедорожника. И начал с технической части, ведь ЛуАЗу-969М определенно не хватает мощности.

1,2-литровый 40-сильный двигатель МеМЗ-969А уступил место дизельному мотору от Volkswagen Golf. От немецкого автомобиля также досталась рулевая рейка и дисковые тормоза на всех четырех колесах. Подвеска была поднята на 40 мм.

Переднюю часть кузова укоротили на 100 мм, чтобы уменьшить передний свес. Для этого пришлось перенести радиатор вверх, поэтому на капоте появился огромный и довольно нелепый воздухозаборник. Тентовый мягкий верх был заменен на жесткий с поднятой крышей от Mercedes-Benz Sprinter.

Это может быть не особо очевидно, но передняя оптика тут тоже нестандартная — от того же Volkswagen Golf.

Установлен самодельный стальной силовой бампер, в котором нашлось место для 5,6-тонной лебедки. А вот заднего бампера нет вовсе, зато на задней стенке есть сразу два запасных колеса и фаркоп.

Среди необычного оборудования можно найти веткорезы, вертикальную выхлопную трубу из нержавейки (она находится сразу за водительской дверью), печку от Volkswagen Golf, сиденья от Chevrolet Lanos, шноркель из нержавейки, лестницы, ведущие на крышу, дополнительный свет по кругу, гидравлический ручник, блокировка заднего дифференциала и 14-дюймовые внедорожные колеса.

Интересно, что в 2017 году необычный ЛуАЗ-969М продавали за $4700, или 345 000 рублей по текущему обменному курсу. Получилась ли работа над ошибками? Вы нам скажите!

Каким был первый ЛуАЗ, знает мало кто из нас. Потому что это был секретный автомобиль, созданный для Советской Армии. Интересно, что главное отличие серийного вездехода от армейского прототипа – в том, что он не умел плавать…

Чтобы понять, каким был первый ЛуАЗ, придется обратиться к военной истории и вспомнить, как в послевоенный период в ведущих армиях мира озадачились темой механизации. Опыт Второй мировой и последующих локальных конфликтов показал, насколько важна мобильность войск в масштабах подразделений, находящихся в непосредственном соприкосновении с противником. Подвезти на позиции боеприпасы и вооружение, вывезти раненных, скрытно и быстро перебросить группу бойцов к месту боя – задачи подобного рода возникали постоянно, но…

Низкий силует – главное требование к технике для подразделений переднего края. Ничего ниже ЛуАЗа-967 в мире не существует

Использовать какой-либо транспорт в зоне огневого контакта с врагом проблематично – даже пехотинцы налегке предпочитают в таких ситуациях перемещаться ползком или короткими перебежками. Поэтому конструкторы видели такой транспорт предельно низким, легким, вездеходным и даже плавающим. Но в большинстве стран дальше опытных образцов дело не пошло, а в СССР машина со столь противоречивыми свойствами была создана и запущена в серию. Ничего подобного в мире не выпускалось ни ранее, ни после того.

Читайте также: Что считается ретроавтомобилем: рамки ностальгии

Сделано в Украине

Создавать универсальную транспортную машину для поля боя начали в Москве – в институте НАМИ, а с 1962 года конструкцию передали на доработку в Запорожье, на ЗАЗ. Интересно, что внешне и компоновочно будущий ТПК (транспортер переднего края) даже первоначально мало отличался от предсерийного образца: низкий плоский кузов не небольших колесах, полный привод, классическая компоновка. «Разночтения” были по типу двигателя и трансмиссии, авторы пытались приспособить к вездеходу двухцилиндровый мотор от ирбитского мотоцикла «Урал” и сложную трансмиссию full time с межосевым дифференциалом.

В благоприятной обстановке стекло и борта ТПК можно поднять, и он становится похож более на автомобиль, нежели на самоходную платформу

Но перевод темы на Запорожский автозавод автоматически расставил все точки і: транспортер получил двигатель и коробку передач от «горбатого” «Запорожца”, недавно освоенного в производстве. Правда, силовой агрегат пришлось развернуть на 180 градусов, поскольку расположили его спереди, а не сзади. Компактный четырехцилиндровый V-образный мотор-”воздушник” оказался очень удачным для таких условий работы.

Читайте также: Как правильно вложить деньги в ретроавтомобиль

Лишенный громоздкой системы водяного охлаждения, мотор мелитопольского производства был неприхотлив в полевых условиях и был менее уязвим для пуль и осколков, а будучи коротким, он не переутяжелял чрезмерно передний свес. Свой максимальный крутящий момент «воздушник” развивал на низких оборотах – при 2200 об./мин., что очень подходит для бездорожья.

Двигатель от «Запорожца”, над которым мы привыкли иронизировать, уместен на вездеходе: он компактный, тяговитый и неприхотливый

До гениальности простое решение нашли для трансмиссии. В корпус коробки передач кроме обычного набора шестерен для 4-х передач и главной передачи поместили также вал отбора мощности для жестко подключаемого заднего моста и еще одну передачу – самую тяговую, «ползучую”, образно говоря – минус первую. Таким образом удалось обойтись без отдельной раздатки (похожее решение встречается на недорогих внедорожниках и сегодня – например, у Renault Duster первая передача настолько тяговитая, что пользуются ею в основном на тяжелых дорогах, вместо пониженного ряда в отсутствующей раздаточной коробке).

Подключаемый полный привод, «ползучая” передача и блокировка заднего «дифа” дополнены клиренсом в 285 мм и тяговитым мотором

Задний мост ТПК тоже получился оригинальным – с блокировкой дифференциала и простейшими шарнирными валами к независимо подвешенным колесам. Невероятный для плоской машинки, фактически самоходной платформы высотой чуть больше метра, клиренс в 285 мм обеспечивали редукторы, размещенные у каждого из независимо подвешенных колес.

Для службы в армии

В завершение конструкторы научили транспортер плавать – придали кузову корытообразную форму, установили насос и загерметизировали выходы тяг и полуосей. Для снижения профиля лобовое стекло сделали откидывающимся на капот, а борта – съемными и опускающимися вниз. Одновременно они могли служить трапиками для выезда на болотистый берег и переезда через рвы и окопы. А еще эти борта могут работать канистрами для топлива (емкость – 20 л). Но самое интересное – руль. Он опускался вниз, так, чтобы водитель мог управлять машиной лежа на животе – для меньшей заметности на поле боя.

Для лучшей скрытности водитель ТПК может ехать лежа на животе. Руль для этого опускается вместе с колонкой и приборным щитком

Усиленный интегрированной рамой кузов напоминал платформу, его сделали универсальным, пригодным для перевозки грузов и людей, в том числе раненных. Два дополнительных сиденья прятались в палубу, на их место по бокам от водителя клали пару носилок. Непревзойденная по своей сути вещь – смонтированная на передке лебедка с длинным тросом (100 метров!) для подтягивания раненых на пластиковой волокуше или плащ-палатке. Она развивала тягу в 150 кгс и служить для самовытаскивания машины не могла, но санинструктора заменяла вполне успешно.

Читайте также: Зачем тюнингуют ретро-автомобили: интересные примеры

Таким образом, было заявлено санитарное назначение автомобиля, хотя и с возможностью использования в других целях: не зря таблички с красным крестом были сделаны съемными. Несколько мелочей – легкий тент, электровентилятор обдува маслорадиатора и две системы для быстрого пуска холодного мотора добавляли автомобилю универсальности.

Первым назначением ТПК ЛуАЗ-967 стала санитарная служба – эвакуация раненных с поля боя

В серию!

Доведенную на ЗАЗе машину передали в производство на ЛуМЗ – Луцкий машиностроительный завод, где ранее делали автомобили-рефрижераторы и прицепы. С 1968 года ТПК поставили на конвейер, а завод переименовали в Луцкий автомобильный.

Помимо прочего, амфибия ЛуАЗ-967 предназначалась для ВДВ и могла десантироваться на парашютах

Собственно, так мы и узнали, каким был первый ЛуАЗ, хотя по гражданской классификации амфибия ТПК еще несколько лет по инерции называлась ЗАЗ-967. К слову, на базе этого транспортера еще в 1967 году сделали гражданскую версию – всем известный легкий вездеход ЛуАЗ-969 «Волынь” с уникальной проходимостью. Он не умел плавать, зато имел двери, крышу (хоть и брезентовую) и продавался населению. Но это уже другая история, к которой мы обязательно вернемся.

Читайте также: Закон про ретро: зачем нужен и что решает

Приобретенная год назад лебедка «RunningMan» 12000 lbs, дождалась своего звездного часа или руки наконец-то дошли до машины. Автомобиль надо подготавливать к участию в 3 этапе Кубка ЮФО по трофи -спринту, который состоится в Астраханской области 29 июня, а облажаться в очередной раз нет особого желания. Изучив информацию и опыт других Луазо-водов по монтажу лебедки в базу автомобиля, мы (а мы это авто-мастерская «ЧестныйGARAGE») приступили к работе. Из материалов был приобретен уголок 40х40 2,5 метра, профтруба 40х60 2 метра, 30-я труба 2 метра, 25-я пластиковая труба, а все остальное уже имелось. Цель двойная: 1) установить строго за линией задних шасси, таким образом нагружаем немного зад. 2) Лебедку можно использовать в обе стороны. Краткий процесс установки получился таковым: Коронкой высверливаем отверстие в ногах пассажира, берем трубогиб и по форме лонжерона и пола авто сгибаем 30-ю трубу, привариваем к ней крепеж к лонжерону и в малярку. Далее пилим, режим, сверлим и готов подрамник для крепления площадки под лебедку, его тоже в малярку. Наступает этап изготовления клюза и «силового»))) бампера. Мордашку нагружать металлом особо не хотелось и в загашниках обнаружен бамперок от Уазика, он относительно легкий и для Луаза самое то, немного дорабатываем, усиливаем и тоже в малярку. Облазив все закрома родины (боксы мастерской) в поисках куска алюминия натыкаемся на хомут высоковольтных проводов и превращаем его в аккуратненький клюз. Далее следует процесс сборки, монтажный блок от лебедки устанавливаем на правую стойку каркаса тента, в менее доступное для воды место. Тест пультом, все работает. После чего делаем небольшую вылазку на берег р. Волга, к нашему счастью вода только сошла и на берегу много луж и грязюки, но наш маленький «засранец» упорно нигде не хотел застревать, в итоге его пришлось закопать его в песок. Лебеда справилась со своей задачей на ура! А как все получилось судить Вам! Все спасибо, удачи не дорогах.)))

Лёгкий внедорожник ЛуАЗ-969М, модернизированная версия модели ЛуАЗ-969, начали серийно выпускать в Луцке в 1979 году.

Индекс 969М впервые присвоили экспериментальному образцу нового «лунохода» (народное прозвище ЛуАЗов), вышедшему в 1973 году, а уже через полтора года начались тесты доработанной машины. Осуществить удалось не все задумки, но в производство внедрялось всё, что было возможно. Начали с комфорта седоков, установив сиденья от «Жигулей» и внедрив салонный плафон освещения, пепельницу, «бардачок» и солнцезащитные козырьки.

Конечно, потребители ждали не таких мелких улучшений, а коренной модернизации модели — двигателя на 65-70 сил, более крупных колёс, дисковых передних тормозов и усиленных амортизаторов… Однако «развернуться» ЛуАЗу не давал господствующий над предприятием ЗАЗ, не имевший в планах ни новых двигателей, ни новых деталей ходовой части.

Однако нельзя сказать, что переход от модели 969 к 969М был лишь косметическим обновлением. Кузов основательно модернизировали: изменился внешний вид, петли капота переехали вперёд, изменилась форма рамки ветрового стекла, двери обзавелись замками, их съёмные части стали металлическими и получили полноценные стёкла с форточками.

Внедорожник ЛуАЗ-969М

В салоне появились «мягкая» панель приборов, ремни безопасности, травмобезопасная рулевая колонка с блокиратором. Поддерживающий тент каркас усилили для защиты седоков при опрокидывании. Кроме того, появились шумоизолирующие материалы, а тенту улучшили герметизацию.

Не обошлось и без улучшений по части техники: усиленные рычаги подвески, изменённые ограничители хода колёс, глушитель и его крепление, увеличенные жалюзи перед радиатором, аккумулятор с возросшей ёмкостью и гидровакуумный усилитель для переднего контура тормозов не назовёшь бесполезными изменениями. Немалым плюсом также был и выросший до ста тысяч километров официальный пробег до капремонта.

Автомобиль получил признание не только у нас, но и за границей. На туринском автосалоне 1978 года ЛуАЗ-969М признали одним из десяти лучших внедорожников Европы, а в 1979 году в чехословацком городе Ческе-Будеёвице ему досталась золотая медаль как лучшему автомобилю для села.

В 1990 году улучшенная машина вместе с двигателем жидкостного охлаждения от «Таврии» и другими доработками получила и новый индекс — ЛуАЗ-1302. Две модели выпускались параллельно вплоть до прекращения производства ЛуАЗа-969М в 1996 году.