09 февраля 2021

Карьерные самосвалы российского производства: самый большой тонар

Содержание

Карьерные роботизированные самосвалы — Каталог решений роботизированного транспорта — Добывающие компании и роботизация

Роботизированные самосвалы, предназначенные для автономной работы на предприятиях по добыче природных ресурсов.

По мере совершенствования автопилотов для создания автономных транспортных средств, появляются все более совершенные решения роботизированных карьерных самосвалов и другой техники, которая может применяться при автономизации добычи полезных ископаемых. Подробнее о теме использования такой техники смотрите страницу «Добывающие компании и роботизация»

Каталог решений

КАМАЗ, КАМАЗ и ВИСТ Групп, Россия

В России также не первый год идет разработка карьерного роботизированного самосвала. Есть заказчик разработки — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат”. Разработкой системы самоуправления занимается «ВИСТ Групп”. Работы начались еще в 2016 году, но по состоянию на начало 2019 года о каком-то массовом использовании КАМАЗ-65801 или аналогичных карьерных грузовиков с самоуправлением, информации не поступало.

Проект разработки карьерного грузовика для ОАО ММК КАМАЗ-65801 с грузоподъемностью 45 тонн.

2016.10.11 КАМАЗ и ВИСТ Групп займутся карьерными роботизированными самосвалами для ММК. Создана рабочая группа для разработки беспилотной системы на базе самосвала КАМАЗ с ИИ в рамках выполнения заказа ОАО Магнитогорский металлургический комбинат. В нее вошли ПАО «КамАЗ», ОАО ММК и ОАО ВИСТ Групп. Будет разработан алгоритм управления и создана система диспетчеризации парком автомобилей-роботов. Рабочая группа пока что начнет с разработки ТЗ на создание самосвала-беспилотника для нужд ММК.

Caterpillar, США

В ноябре 2018 года компания Caterpillar сообщила, что ее карьерные самосвалы, оснащенные системой Cat Command, достигли рубежа в 1 млрд перевезенных тонн. Это также беспилотные самосвалы, которые самостоятельно реагируют на вызовы, поступающие от экскаваторjd, перемещаются в нужное положение, перевозят породу к месту разгрузки и предоставляют необходимую телеметрию, включая отчеты, необходимые для принятия решений о необходимости техобслуживания.

Caterpillar развернула свои первые шесть коммерческих автономных грузовиков в 2013 году, с тех пор парк роботизированных самосвалов компании вырос до более, чем 150 машин. Ими пользуются 6 различных горнодобывающих компаний в Австралии, Южной Америке и Северной Америке, например, на выработках компании Fortescue Metals Group. На март 2019 года в автопарк входят такие роботы, как Cat 793F. Cat 797F, Cat 789D, способные перевозить, соответственно 227 тонн, 363 тонны и 181 тонну.

Комментируя эту достижение, менеджер по продукции компании Caterpillar Mining Technology Шон МакГиннис сказал: «В процессе перевозки 1 млрд тонн автономные грузовики проехали почти 35 млн км без трав и потерь рабочего времени людей, в связи с автономными перевозками. Было наглядно показано, как можно повысить безопасность процессов, устранить ошибки эксплуатации самосвала и сократить число людей, работающих в районе активной добычи”.

Горнодобывающие компании по всему миру, особенно, в Чили, Австралии и Канаде, переходят от парка пилотируемых грузовиков к беспилотным роботам. Водителя в них замещает локальная система самоуправления и центральный контроллер. Для навигации автопилоты используют спутниковую навигацию GPS, также она используется для определения местоположения, скорости и направления движения других транспортных средств. Внедрение автономных перевозок означает для компании прямой рост производительности, поскольку больше материала может быть перемещено эффективно и безопасно.

Cat Command — это набор решений, от телеуправления до полностью автономных систем самоуправления. Система позволяет автономизировать не только перевозку породы, но также, например, работу бульдозеров.

Hitachi, Япония

Компания ведет разработку, но пока что не поставляет свои самосвалы на рынок.

Komatsu, Япония

Карьерные роботизированные самосвалы. Могут использоваться в телеуправляемом, полуавтономном и автономном режимах. Навигацию самосвалов обеспечивают модули GPS, радары и лазерные сенсоры.

Крупнейшие горнодобывающие корпорации все активнее внедряют беспилотные автопарки: это повышает безопасность и эффективность при перемещении больших объемов материалов. В ноябре 2018 года автономная система транспортировки (AHS) Komatsu Front Runner достигла важной вехи — беспилотные карьерные самосвалы компании переместили более 2 млрд тонн поверхностного материала, предназначенного для превращения в медь, железную руду, а также в нефть.

Первые коммерческие развертывания системы Komatsu AHS происходили еще в 2008 году на медном руднике Кодрико Габриэла Мистраль (Gaby) в Чили, а также на железнорудном руднике Рио-Тинто в Австралии. С тех пор рост производства шел по экспоненте. В 2016 году была пройдена отметка в 1 млрд тонн, в конце 2017 года — 1.5 млрд тонн. Этот результат обеспечили более, чем 130 автономных грузовиков, находящихся в эксплуатации на сегодняшний день.

Система Front Runner AHS работает круглосуточно, перевозя медную и железную руду, а также нефтеносные пески на семи участках на трех континентах. В ближайшие 7 лет на канадских нефтеносных песках развернут еще 175 автономных самосвалов. Соответствующий контракт был подписан Komatsu с компанией Suncor Energy, работающей на нефтеносных песках Альберты, Канада.

К 2019 году систему FrontRunner на испытательном полигоне в Тусоне, Аризона, перевели на использование частной сети 4G/LTE. Соответствующее решение Future X предоставила компания Nokia. Подключение роботизированных грузовиков к стандартизованным 3GPP сетям связи 4G/5G может вскоре стать трендом.

2019.01 Автономную систему перевозок FrontRunner компании Komatsu America Corp. перевели на работу с частной сетью 4G/LTE. Компания Komatsu завершила годичные испытания системы автономных перевозок на испытательном полигоне в Тусоне, Аризона, США. В рамках общей программы испытаний также проверялось подключение элементов системы перевозок к частной сети LTE, предназначенной для горнодобывающей компании. Соответствующее решение Future X представила компания Nokia.

2017.02 BHP Billiton, крупнейшая в мире добывающая компания, также осваивает беспилотные грузовики на железных шахтах в Австралии.

2017.02 Роботизированные самосвалы используются для автономной перевозки железной руды на четырех шахтах Западной Австралии компанией Rio Tinto (69 штук в 2015 году, 73 — на конец 2016 года). Грузовики получают сырье с роботизированных буровых установок и отвозят их к поездам, которые также планируется сделать беспилотными.

2017.02 Лидирующий канадский нефтедобытчик Suncor Energy испытывает аналогичное оборудование на песчаных полях Альберты. Испытания самосвалов-роботов начались в Канаде еще в 2013 году, в 2015 году был подписан контракт на закупку 175 роботизированных самосвалов Komatsu для Suncor Energy.

2008 Компания Komatsu впервые внедрила систему автономных перевозок в коммерческом режиме еще в 2008 году на медном руднике Кодрико Габриэла Мистраль (Gaby) в Чили.

Volvo, Швеция

Это часть проекта Electric Site полностью автономного процесса разработки карьера. Предполагается, что все этапы работы будут происходить автономно — добыча, первичное дробление и перевозка.

Другой проект с участием автономных самосвалов Volvo — это транспортировка известняка из карьера норвежской горнодобывающей компании Brønnøy Kalk AS в близлежащий порт. На 5 километровом участке, включающем туннели, задействовано шесть автономных грузовиков Volvo FH.

В течение 2018 года шла тестовая эксплуатация этого проекта, до конца 2019 года он, как ожидается, перейдет в режим коммерческой эксплуатации. Интересна модель взаимодействия горнодобытчиков и Volvo — RaaS. Компания не закупала роботизированные грузовики, оплачивая Volvo за каждую перевезенную тонну груза. При погрузкой Volvo FH ими управляет оператор фронтального погрузчика.

2018.08.31 Компания Volvo Construction Equipment начала испытывать прототипы автономных электрических самосвалов-тележек HX2 на территории карьера Викан-Кросс в окрестностях Гетеборга, Швеция. Это часть проекта Electric Site полностью автономного процесса разработки карьера. Предполагается, что все этапы работы будут происходить автономно — добыча, первичное дробление и перевозка. /

БЕЛАЗ-75131, БЕЛАЗ, Беларусь

2020.05.18 Роботы-самосвалы БЕЛАЗ подключили по 5G Билайн. Перевозки в пилотном проекте обеспечивают два роботизированных 130-тонных карьерных самосвала БЕЛАЗ-7513R (R — означает «роботизированный»). Серийное производство таких грузовиков наладили в Беларуси, начиная с 2018 года. Управление роботами обеспечивает информационная система российской компании ВИСТ (входит в ГК Цифра). Решение ВИСТ, кстати, может работать с любыми моделями карьерного самосвала БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией.

Также разработано роботизированное управление, которое может устанавливаться на любую модель карьерного самосвала БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн.
По состоянию на 2018 год самоуправляемый БЕЛАЗ есть, например, в распоряжении российского ПАО «ФосАгро”. Один оператор может дистанционно управлять сразу несколькими машинами, задавая им места разгрузки. У грузовика есть три режима работы — обычный с водителем, дистанционно управляемый, автоматизированный. Скорость движения — 15 км/ч.

БЕЛАЗ начал заниматься серийным производством модели 7513R.

Стратегическим партнером «БЕЛАЗ» в разработке беспилотных автомобилей является «ВИСТ Групп» — проект называется «Интеллектуальный карьер». В 2010 году в рамках этого проекта был представлен телеуправляемый карьерный самосвал БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн с электроприводом постоянного тока. В 2015 году была показана роботизированная версия этого автомобиля. Также разработано роботизированное управление, которое может устанавливаться на любую модель карьерного самосвала БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. /

2 карьерных 7513R на март 2019 года уже поставлены в Россию для работы на Абаканском разрезе в Хакасии. В планах — до конца 2019 года отправить в Россию еще 5 беспилотных самосвала. Сборка первых двух уже завершена, идет наладка систем узлов.
В 2018 году самоуправляемый БелАЗ есть, например, в распоряжении ПАО «ФосАгро». Один оператор может дистанционно управлять несколькими машинами, направляя их к местам разгрузки. /
В марте 2019 года компания БЕЛАЗ показала БЕЛАЗ-7513R — с интеллектуальной системой управления нового поколения. Система Vist Robotics обеспечивает более развернутое сканирование окружения, в том числе, несмотря на сложные погодные условия. Челночный режим движения обеспечивает меньший износ покрышек, а также сокращает на 12% время движения по маршруту. В дальнейшем планируется автоматизировать также погрзочные работы, машина-погрузчик сможет соотносить перемещения с положением самосвала. Уже работающие на объектах самосвалы планируется обновить автоматизированными системами в ближайшее время. /

Название неизвестно, Inner Mongolia North Heavy Industries Group Co., Ltd, Китай

Автономный карьерный самосвал представлен в феврале 2019 года. Погрузка и разгрузка осуществляются также автономно, самосвал рассчитан на круглосуточную работу. Длина новинки составляет 12.7 метров, высота — 5.2 метра, грузоподъемность — 110 метрических тонн. В составе оснащения: модуль GPS, лазерные сенсоры расстояний и 5G. Первые грузовики приступят к работе в 1H2019. По словам разработчиков, 7 «беспилотников” демонстрируют ту же эффективность, что и 9 управляемых людьми самосвалов. Топливные издержки сокращаются на 6%, а выработка повышается на 49%.
2019.02.06 Китай автоматизирует добывающий комплекс?

Выводы и прогнозы

Напрашивается вполне очевидный прогноз. Рост себестоимости горнодобычи, в том числе, за счет роста заработной платы, уменьшает сроки окупаемости автоматизации процессов добычи и транспортирвки. Это стимулирует горнодобывающие компании все активнее внедрять самоуправляемую технику. Дополнительные стимулы — это снижение числа несчастных случаев и повышение эффективности использования техники за счет отказа от использования человеческого труда в процессе добычи и транспортировки.

Большим интересом будут пользоваться комплексные решения — централизованные системы, позволяющие работать с флотом автономного транспорта и другими системами.

Семейка рыжих монстров – II Даниил Минаев, Юрий Петров, фото авторов

В 2013 году появление первого тяжёлого самосвала ТОНАР-4525 подмосковного предприятия удивило и обнадёжило. Не напрасно. Чуть позднее концепцию пересмотрели и специально для алмазодобывающей компании «Алроса» построили многозвенный автопоезд капотной компоновки с собственной кабиной. Продолжение следовало…

В мае 2017 года технологический самосвал ТОНАР-45251 продолжил развитие нового модельного ряда. Через год семейство пополнилось ещё одним носатым грузовиком, полной массой 87 тонн модели 750100…

Скальник и углевоз

Счёт выпуска карьерных самосвалов на «ТОНАРе» перешагнул седьмой десяток – нам на тест достался 68-й автомобиль, выпущенный в Губино, – модель 452510. При этом похожие внешне близнецы внутренне очень индивидуальны, даже двух одинаковых автомобилей в этой династии не существует. Причины тому обыденные, но их немало: отзывы и пожелания, иногда требования эксплуатантов, доводка и оптимизация конструкции, приведение конструкции в соответствие с часто меняющимся требованиями всевозможных стандартов и директив, смена поставщиков некоторых компонентов и, наконец, естественный и непрерывный процесс модернизации машин самим заводом-изготовителем.

ТОНАР-452510 с кузовом для перевозки скальной породы полной массой 67 т 2018 модельного года и первенец модели 750100 с кузовом для перевозки угля стали предметами нашего детального разбирательства. Поскольку 45251-ю модель мы откатали в прошлый раз при благоприятных условиях, то в этот раз столкнулись с дефицитом времени. Событие было приправлено неотвратимо надвигающимся стихийным бедствием в виде грозы. Поэтому оперативно штурмуем лестницы, словно горный пик: пять ступеней и шины размерности 16.00R25, клиренс в самой низкой точке почти 40 см и сразу же изучаем кабину углевоза.

Первый круг не комом

В принципе, иностранные многотонные специализированные «карьерники» и «технологи» конструктивно сильно отличаются от классических грузовиков и силовыми схемами, и органами управления, но ТОНАР-750100 шириной около 3,5 м, длиной почти 12 м, высотой под 6 м и полной массой под 87 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Водителю в комнате кабины вполне комфортно. Но на дорогах общего пользования это будет слон в аптечной лавке. Внутри никакой экзотики причудливых органов управления, но нет и зверских усилий на педалях и рулевом колесе: доработанный по сравнению с прошлым годом педальный узел и мощное гидростатическое рулевое управление позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. Единственное, что нужно отметить – узкий коридор разворота: крути баранку быстрее и не стесняйся! Четыре оборота руля от упора до упора и выполняешь разворот за один приём на пятачке шириной примерно в два таких самосвала.

Разворачиваемся, встаём на курс и попробуем разогнаться. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и усик ретардера, кран стояночного тормоза переехал под правую руку водителя рядом с сиденьем, раньше он был на центральной консоли. Заранее нужно подготовить передачу и сразу стартовать «в пол». Взвизгнула турбина, и через сотню-другую метров на спидометре честный полтинник, ещё через пару минут скорость выросла до 60 км/ч, большего достичь не удалось – закончился наш импровизированный «полигон». Если осадить самосвал ретардером, то машина замедляется мгновенно. Нужно только чуть скорректировать рабочими тормозами окончательное место остановки.

Разгон порожней машины более чем уверенный, но ходовая часть, заточенная под 87 т полной массы вполне предсказуемо козлит. На скорости отмечается привычное отсутствие для крупнотоннажной техники обратной связи на рулевом колесе.

Вибрация не то чтобы сильная, но правая нога скачет на электронной педали акселератора, сбивая с толку контроллер. Чтобы к этому приспособиться, надо уловить частоту этих колебаний и подстроить под неё ногу. Вспоминается парковый аттракцион «родео», где предлагается удержаться на крупе быка, который норовит всё время скинуть своего потенциального наездника. Бесполезно, приложив все силы, вцепляться ему в холку или обнимать шею. Надо поймать такт колебаний этой скотины и скакать вместе с ним, только так можно удержаться какое-то время. Здесь полная аналогия! Впрочем, водители карьерных машин тоже незаурядные «чайники». К слову сказать, заводские испытатели самосвалов ТОНАР под стать испытуемым машинам – двухметровые богатыри…

Как и прежде, у гиганта 750100 по правую руку обычный селектор АКП Allison, кран стояночного тормоза, чуть выше «усик» управления ретардером, АКП изготовлена в Венгрии, в городе Сентготтхард

На песчаных и зыбких грунтах не хватает сцепного веса: при выполнении очередного разворота машина забуксовала. Выехать на твёрдый грунт помогли лишь блокировки. Возможно, уже при частичной загрузке машины это явление пропадает. Вспоминаем азбуку: автомобиль с грузом из-за повышения координат точки центра тяжести менее устойчив, особенно в повороте, но вместе с тем увеличение коэффициента сцепной массы значительно компенсирует этот факт…

Немного о чувстве габарита. За ветровым стеклом – двухметровый капот, увенчанный фигуркой медведя с поднятой лапой. Он (капот) и требует постоянного контроля, но в этом успешно помогают такие габаритные усы на крыльях, знакомые не одному поколению водителей КрАЗов. Задний свес короткий, поэтому в повороте корма легко контролируется. Не вызвало сложностей и движение задним ходом, к тому же теперь вовремя заметить препятствие поможет камера заднего вида, монитор которой примостился возле правой оконной стойки.

Экскаваторная зона

В кабине уют можно ощутить, если только сидишь в сталеварке или полушубке. Повсюду, как в вагончике прораба, стёганные обивки немарких серых оттенков, и лишь в тёмном отливе полированного металла панели приборов блуждают пятна солнечных зайчиков. Но это куда лучше, чем полированный металл на моделях, испытанных нами в 2017 году. Впрочем комфорт был бы недостаточным не будь под рукой пары подстаканников. Кондиционер же входит в базовую комплектацию. Оригинальный интерьер в брутальном стиле с кожаными обивками стен и потолка, хромированными панелями, в которые вписаны круглые приборы с аналоговыми шкалами и мощными, тяжёлыми дверями на массивных петлях убедительно свидетельствует о неординарности этого гигантского грузовика. Так себя чувствует только мотоциклист на чоппере. Сиденье здесь фирмы Grammer, оно уже стало привычным на российских грузовиках. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Но в целом от интерьера возникает странное ощущение: как будто едешь на быстроходном экскаваторе.

С миру по нитке

Глядя на происхождение узлов, агрегатов, приборов и компонентов этого эксклюзивного самосвала, кажется, что весь мир постарался что-либо сделать для «ТОНАРа». Двигатели марки Cummins, это модель QSZ13-450-II (13 л, 450 л.с. для модели 452510) или Cummins QSХ15 (15 л, 540 л.с. для самосвала 750100). АКП – американский Allison (6 ступеней для 452510 и 7 ступеней для 750100). Передняя балка и ведущие мосты Shaanxi Hande Axle из Поднебесной, но имеющей, как и многое в Китае, немецкие корни. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Оттуда же прибыли пневмоподушки подвески Continental, их прислал главный город немецких рабочих – Ганновер. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер сделало белорусское НП ООО «Таспо» из Смолевичей, а вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer, были сработаны уже в городе Елабуга (Татарстан).

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала примерно в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин.

Отличия в кузовах

У модели 750100 кузов официально именуется «для перевозки сыпучих грузов». Он оборудован задним откидным бортом с верхней осью вращения. Грузоподъёмность 60 т. Насыпной объём 45 м3 с «шапкой» 2:1. У ТОНАР-452510 кузов для перевозки скальной породы изготовлен из листов увеличенной толщины, не имеет заднего борта. Насыпной объём составляет 27 м3 с «шапкой» 2:1.

Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов.

О матчасти и жизни

Главные достоинства этого специфического самосвала кроются не в кабине и не в кузовах. Наиболее интересна здесь ходовая часть. Передняя балка на пневморессорной подвеске. Карданные валы вращают два ведущих моста закреплённой на задней балансирной тележки с резиновыми упругими элементами. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только для карьерного или технологического, а вполне даже и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Подобная техника производится малыми сериями, увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть, но мне повезло, когда в декабре прошлого года на дорогах Кемеровской области вблизи шахты «Распадская» мы тестировали новые «уазы», навстречу мне проследовал апельсиновый ТОНАР. Этот «малотоннажный» карьерный самосвал (87 т полной массы для «карьерника» на самом деле немного) по набору конструкторских решений похож на серийный грузовик гигантских размеров, который как будто мультивитаминов объелся. Ещё плюс ко всему у ТОНАРа в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатели сцепной массы позволят более безопасно работать на рудных спусках, да и просто на обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для такой техники.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такой конструктив свойствен тяжёлой специальной технике, а здесь этого нет. Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию.

Техническая характеристика самосвалов ТОНАР Модель ТОНАР–452510 (скала) ТОНАР–75010 (уголь) Полная масса, кг 67 300 86 500 Грузоподъёмность, кг 45 000 60 000 Допустимая нагрузка на 1, 2 и 3 оси, кг 17 300/ 25 000/ 25 000 16 500/ 35 000/ 35 000 Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м

Cummins QSZ13-450-II,
турбодизель, I-6
12 981
450 при 2300 мин-1
2100 при 1300 мин-1 Cummins QSХ15,
турбодизель, I-6
14 948
540 при 2100 мин-1
2400 при 1100 мин-1 Коробка передач

  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад

Allison 4500,
гидромеханическая
6/1 Allison,
гидромеханическая
7/1 Передаточное число главной пары 12,87 или 14,298 12,87 Колёсная формула 6х4 6х4 Передний мост HANDLE 13T на пневморессорной подвеске (малолистовые рессоры) HANDLE 20T на пневморессорной подвеске (пакет 11 листов) Задний мост HANDLE 25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах HANDLE 25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах Вместимость самосвального кузова, м3 27,0 45,0 Шины 14.00R25, бескамерные 16.00R25, бескамерные

Тяжёлая жизнь тонара

Вершиной модельного ряда губинских машиностроителей на начало 2019 года стал многозвенный автопоезд в составе тягача ТОНАР-7502 с колёсной формулой 6х6. Он рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 198,5 т (г/п 127 т) с двумя разгружаемыми на сторону полуприцепами. Габаритная длина кузова каждого полуприцепа ограничена 9,4 м из-за размеров приёмного устройства на ГОКе. Привод на все колёса осуществляется от раздаточной коробки ZF VG2700/400 и ГМП Allison 6620. Рядная турбодизельная «шестёрка» Cummins QSK19 рабочим объёмом 18,9 л развивает мощность 760 л.с. и максимальный крутящий момент 3084 Н·м при 1500 об/мин.

Тонар-7501 представляет собой тяжелый карьерный автомобиль-самосвал с колесной формулой «6×4», который сочетает в себе крепкую и надежную конструкцию, отличную проходимость и высокие технико-эксплуатационные характеристики…

Его основное предназначение – транспортировка сыпучих грузов или скальных пород (в зависимости от варианта исполнения), в том числе в неблагоприятных климатических и дорожных условиях…

Официальная премьера технологического самосвала, не имеющего аналогов в России и возглавившего модельную гамму подмосковного машиностроителя, состоялась 18 мая 2018 года – на специальном мероприятии, которое было организовано на территории завода «Тонар» специально для потенциальных покупателей.

Снаружи Тонар-7501 выглядит устрашающе, причем не только из-за внушительных габаритов. Основательности грузовику придают капотная кабина, выполненная в лаконичном стиле с обилием прямых линий и углов и без каких-либо дизайнерских ухищрений, и огромный самосвальный кузов.

Внутри отечественный «исполин» встречает своих обитателей незамысловатым и лаконичным оформлением с крупным четырехспицевым рулем и плоской передней панелью, на которой эргономично сосредоточены стрелочные циферблаты комбинации приборов и «разбросаны» клавиши, управляющие второстепенными функциями.

Салон технологического самосвала снабжен двумя удобными сиденьями, причем с водительской стороны – с пневматической подвеской и регулировками в нескольких направлениях.

В длину Тонар-7501 «распространяется» на 11850 мм, его ширина укладывается в 3950 мм (с учетом кузова и наружных зеркал), а высота достигает 4200 мм. Величина колесной базы составляет у автомобиля 5800 мм, и еще 1700 мм у него приходится на межосевое расстояние задней тележки. Наименьший клиренс грузовика равняется 395 мм, а величина передней и задней колеи у него доходит до 2770 мм и 2350 мм соответственно.

В снаряженном состоянии карьерный самосвал весит 27 500 кг, а его грузоподъемность насчитывает 60 000 кг. Полная масса автомобиля вписывается в 87 500 кг, при этом его фронтальная ось способна принять на себя до 17 500 кг, а два задних моста – по 35 000 кг каждый.

На Тонар-7501 устанавливаются несколько кузовов на выбор, выполненных из стали высокопрочных сортов и оснащенных подъемными гидроцилиндрами и обогревом посредством выхлопных газов:

  • Первый – для перевозки сыпучих грузов. Он снабжен задним откидным бортом с верхней осью вращения, объем которого составляет 48 кубических метров (с «шапкой» – 60 кубометров).
  • Второй – для транспортировки скальной породы. В данном случае отсутствует задний борт, а вместимость грузовой платформы достигает 27 кубометров (с «шапкой» – 37 кубических метров).

«Сердцем» Тонар-7501 является рядный шестицилиндровый дизель Cummins QSX-15 рабочим объемом 15 литров с системой аккумуляторного впрыска Common Rail, турбонаддувом, жидкостным охлаждением закрытого типа, интеркулером и системой комбинированной смазки, который вырабатывает 540 лошадиных сил (403 кВт) при 2100 об/минуту и 2344 Нм крутящего момента при 1400 об/минуту.

Двигатель устанавливается вскладчину с 7-диапазонной автоматической коробкой передач Allison 4700, снабженной встроенным тормозом-замедлителем, и ведущими колесами двух задних мостов (с блокируемыми дифференциалами – межколесными и межосевым).

В основе Тонар-7501 находится рамное шасси, изготовленное из стали высокопрочных сортов, на котором сосредоточены все основные узлы и агрегаты (в том числе – с помощью пневматической подвески закреплена цельнометаллическая кабина, выполненная из алюминия).

На передней оси самосвала применена зависимая рессорная подвеска, сочетающаяся с пневматическими баллонами, сзади же у него установлена балансирная конструкция на упругих резиновых элементах.

Грузовик оборудован рулевым механизмом с двумя гидравлическими усилителями, а также тормозной системой с пневматическим приводом и барабанными устройствами на всех колесах.

Автомобиль снабжен топливным резервуаром объемом 700 литров и бескамерными пневматическими покрышками размерностью 16.00 R25.

На российском рынке Тонар-7501 предлагается по цене от ~15 миллионов рублей (однако итоговая стоимость зависит от предпочтений заказчика, а также условий и местности эксплуатации грузовика).

В базовой комплектации карьерного самосвала присутствуют: кондиционер, пневмоподвеска водительского кресла, автономный отопитель кабины, магнитола, настраиваемая в двух положениях рулевая колонка, зеркала заднего вида, галогеновая оптика и прочее оборудование.

Отзывы