Какие шины не делают в России?

Продукция российского производства по определению не может быть качественной. Этот миф активно муссируется в прессе и интернете на протяжении нескольких десятков лет. Подогревают его и расхожие мнения рядовых потребителей о невысоких технических характеристиках российских авто шин. В общем-то, они не лишены под собой основания. Так сложилось, что многие российские заводы безнадежно отстали от своих зарубежных конкурентов, как в плане технологического оснащения, так и в смысле используемых методик контроля качества.

Не последнюю роль в этом процессе играет и исконно русское «авось». Но говорить о том, что наши покрышки хуже импортных шин, оперируя только такими аргументами, не сомнем корректно. Тем более, если резина выпускается под жестким контролем со стороны владельцев торговой марки.

В целом, подход к определению качества любого товара по стране его происхождения давно устарел. И яркий пример тому – китайская продукция, которая при минимальной цене не уступает многим европейским аналогам в плане надежности, долговечности и других параметров. Однако это лирика. Перейдем к конкретике. Сегодня речь пойдет об авто шинах, выпускаемых под всемирно известными марками Nokian и Michelin. Вернее, о тех покрышках этих брендов, которые производятся на российских заводах.

Финская или русская?

Прежде всего, стоит сказать несколько слов о Nokian. На счету этой уважаемой компании всего два производства, причем одно из них – в Финляндии. Догадайтесь, где находится второе? Разумеется, в России, а именно во Всеволжске. Причем, на данном заводе выпускаются шины не только для нашего рынка. Покрышки с маркировкой «Made in Russia» можно встретить в целом ряде других стран Европы и даже Северной Америки. Причем, для иностранного потребителя страна производства продукции не играет никакой роли. Он просто не обращает на это внимания. Мы же, рассматривая относительно недорогие за счет удачного расположения производства и безупречно качественные шины «под микроскопом», все время ищем какой-то подвох. Оправданы ли такие опасения. Нет! Это не более чем миф, вернее, даже несколько распространенных заблуждений. И развеять их стоит обязательно.

  1. Миф номер раз: отношение наших рабочих к процессу совсем не такое, как на западе. Из-за этого часто встречаются бракованные авто шины. Это не более чем домыслы. Дело в том, что технологическая линия по производству авторезины полностью автоматизирована. Человеческий фактор может влиять, разве что, на отгрузку готовой продукции. Таким образом, даже при безудержном желании помешать машине, это не получится. Более того – финны относятся к качеству своих покрышек чрезвычайно ответственно. И это логично, ведь на кону стоит авторитет, репутация марки. Поэтому непосредственное участие в производственном процессе принимают инженеры из Финляндии, которые работают наравне с нашим персоналом. В целом, избегая долгих и не очень нужных описаний технологий и их особенностей, можно оперировать одним простым фактом. Нареканий на качество российской продукции Nokian нет. Рекламаций на отечественные покрышки этой марки столько же, сколько и на финский товар. Ни больше, ни меньше. Согласитесь, весомый аргумент.

  2. Продавая автомобильные покрышки, мы часто сталкиваемся с мнением о том, что российские авто шин Nokianпроизводятся на морально и технологически устаревшем оборудовании. Сложно сказать, откуда «растут ноги» у таких слухов (наверное, происки конкурентов), но побывав на производстве, складывается диаметрально противоположное мнение. О том, что у нас работают на современной технологической базе свидетельствуют и сухие цифры. Так, например, для того чтобы открыть завод в России, финны потратили полторы сотни миллионов евро. Более того – российское предприятие более современно, чем финское. Это звучит несколько непривычно, но остается фактом. Открытый 5 лет назад производственный комплекс сегодня представляет собой современное предприятие. Кстати, на нем выпускаются шины и специально для России. Они адаптированы к отечественным условиям эксплуатации, более надежны и прочны, имеют агрессивный рисунок протектора, оснащаются шипами.

Автошины с французским акцентом

Имеет свои производственные мощности на территории России и французский концерн Michelin. Справедливости ради, стоит отметить, что на отечественный рынок он вышел годом раньше, чем финны. Завод был построен в 2004 году, и расположился в Подмосковье. С технологической точки зрения это предприятие также можно назвать безупречным. Здесь имеется самое современное оборудование, налажен жесткий контроль качества в соответствии с нормами международной организации ISO. Кстати, в Подмосковье выпускаются не только авто шины Michelin. Известно, что концерн владеет такими брендами, как FGoodrich и Kleber. Производство этих покрышек также ведется на предприятии. Они полностью соответствуют аналогам, выпускаемым за рубежом, продаются во многих странах мира, в том числе и государствах ЕС. Несложно предположить, что при недостойном качестве, на европейский рынок их бы никто не выпустил.

По поводу происхождения названия финского городка Нокиа, существует несколько версий. Одна из них, — что оно связано с черным соболем, который так называется на финском языке. Другая – что с сажей. Ведь именно тут расположен всемирно известный завод Nokian Tyres, производящий шины с 1925 года. А для изготовления шин, сажа необходима. Хотя, сперва, в Nokian делали обувку для людей, а не для автомобилей. Один из первых товаров компании – резиновые галоши, которые, с успехом экспортировали и продавали в Санкт-Петербурге.
Приведенный выше, краткий экскурс в историю появился именно благодаря саже. Подъезжая к российскому заводу Nokian Tyres в городе Всеволожск под Санкт-Петербургом, корреспондент AUTO-Consulting ожидал увидеть дымящие трубы, покрывающие сажей окрестности в радиусе нескольких километров. И хотя завод в финском Нокиа уже давно не дымит и ничего не загрязняет, а его окрестности – одна из самых экологически чистых зон Скандинавии, российская действительность представлялась другой…
Батареи выбрасывающих дым и сажу труб мы так и не увидели. Единственная, хотя и очень большая труба, собственной заводской ТЭС – бездействовала. ТЭС работает на газе и в качестве побочного продукта производит пар и холод. Всеволожск – считается одним из самых дорогих и престижных пригородов Санкт-Петербурга, и чтобы открыть здесь такой завод, надо было на деле доказать, что производство не вредное и работает по замкнутому циклу.
У центрального входа в предприятие «Nokian Tyres Россия» пахло новыми шинами. «Это запах денег», — пошутили хозяева.
Второй, ставший первым
Напрямую Nokian работает в России уже 8 лет – с 2004 года. Именно тогда началось строительство завода Nokian Tyres во Всеволожске и появилось дочернее предприятие «Nokian Tyres Россия». Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор и вице-президент концерна «Nokian Tyres Россия», Андрей Пантюхов, завод построили и запустили всего за 1 год. И в 2005 году предприятие выпустило 1 млн. шин. Сейчас – это 14 млн шин в год. Завод во Всеволожске считается крупнейшим в России и одним из крупнейших в Европе. Это второй завод Nokian Tyres, но на сегодняшний день – уже первый по объемам выпускаемой продукции.
В производстве занято всего около 1100 человек. Многие процессы механизированы, роботизированы и проходят без участия людей. Это не типично для российского бизнеса, где ставку, в основном, делают на дешевую рабочую силу. Во Всеволожске ставку изначально сделали на автоматизацию, чтобы до минимума свести пресловутый человеческий фактор.
На российском предприятии есть технические решения, которых нет ни на одном заводе в мире. А через 5 лет здесь внедрят революционную технологию, совместно разработанную инженерами Nokian Tyres и голландскими учеными. Это полностью автоматическая сборка шин без ручного труда.
При этом, как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор и вице-президент концерна Nokian Tyres Россия, Андрей Пантюхов, себестоимость продукции в России все равно ниже, чем в Финляндии. За счет стоимости рабочей силы, низкой цены на газ и больших масштабов производства.
Предприятие во Всеволожске работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и только 2 раза в год останавливается на профилактику. Локализация производства – около 50%. Здесь производят всю линейку автомобильных шин (29 моделей). С учетом различных типоразмеров, в общей сложности – это 700 продуктов.
На шины, сделанные во Всеволожске, точно так же, как и на финскую продукцию распространяется Hakka-гарантия. Что подтверждает качество российских шин.
И надо сказать, что гарантия эта появилась, как говорится, не на пустом месте. Завод Nokian Tyres во Всеволожске – самое современное шинное предприятие в Европе. Когда проектировали и запускали этот завод, сообщил AUTO-Consulting Андрей Пантюхов, полностью отказались от использования шинных технологий, которые были в СССР. Во Всеволожске собрано новейшее и все самое лучшее оборудование, которое сегодня можно купить за деньги. И на этом предприятии не работает ни дин человек, который трудился на советском шинном заводе. Средний возраст работников на производстве – 30 лет. Всех их готовили сами. Большинство проходили практику в Финляндии – от нескольких недель до года. Годовой срок обучения прошли операторы, такого ответственного процесса, как приготовление резиновых смесей. С этого процесса мы и начали знакомство с производством шин. В этом корреспонденту AUTO-Consulting помог директор по производству и техническому обеспечению завода Александр Уставщиков.
Перед входом в цех, в рамках висят мини-плакаты с достижениями. На первом – от 10 августа 2008 года – рекорд дня – произведено 16 166 шин в сутки. Но самом свежем – нынешнего года – цифра 39 903 шины.
Производственный процесс
На заводе Nokian Tyres во Всеволожске реализован полный производственный цикл – от приема сырья, изготовления резиновых смесей, производства компонентов, до выпуска «зеленой» шины, вулканизации и контроля качества. Также на заводе осуществляется ошиповка зимних шин на станках с лазерным наведением.
Цех резиносмешения
Первый этап технологического процесса — цех резиносмешения. Он расположен в пятиэтажном здании. Здесь делают различные резиновые смеси, составляющие которых добавляют сверху вниз (по этажам). Потом смеси используются для производства различных компонентов шины.
Цех резиносмешения представляет собой в бытовом смысле большую «мясорубку». Сверху вниз подаются материалы и смешиваются. В результате получается несколько десятков различных смесей. Ведь для разных частей шины и для разных шин используется различный материал. Например, в зимней резине больше натурального каучука, а в летней – меньше. А сама шина состоит из 15-20 различных компонентов (деталей).
В резиновых смесях используются: натуральный и синтетический каучук, сажа, мел, различные химикаты и компоненты. В том числе и знаменитое масло финской сосны, которое (как и многие другие ингредиенты) доставляют из Финляндии. Ведь до города Нокиа – всего каких-то 500 км.
Резиновые смеси, на самом деле, напоминают тонкое тесто для лаваша. Каждая смесь, как книга с множеством резиновых страниц, находится на поддоне на 1 этаже цеха.
В лаборатории проверяют качество, как поступающего сырья (каучука, силики, химических добавок и пр.), так и самого «теста» и его физико-химические свойства.
На поддонах со смесями прикреплены информационные ярлыки: красные и белые. Красный ярлык означает, что резиновая смесь еще не получила одобрение из лаборатории. Белый — что смесь проверена и погрузчик может увозить ее в цех компонентов.
Цех компонентов Здесь делают различные части шины, которые называются компонентами. Цех компонентов подразделяется на два подразделения – так называемые длинные линии (производство протектора, гермослоя, боковины) и короткие линии (производство бортовых колец, металлокорда, текстильного корда и пр.)
Из этих компонентов, как в конструкторе собирают готовую шину.
Понятно, что важная часть каждой шины – протектор, который делает специальный протекторный агрегат. Через 4 экструдера в него подаются 4 различные резиновые смеси, которым придается форма определенного профиля. То есть протектор – это пирог из 4 слоев.
Затем на протектор наносят цветные полосы, которые являются внутренним заводским обозначением вида протектора и служят для идентификации конкретной модели шины.
После нанесения цветных полос к протектору добавляется 5-ая смесь, она необходима для того, чтобы протектор лучше скреплялся с другими компонентами. Далее протектор охлаждают и наматывают на катушку. После протектор и друге готовые компоненты (боковины, корд) поступают в цех сборки.
Цех сборки
Сама шина в цехе сборки делается автоматически на аппарате VMI MAXX.

К сборочной машине с тыльной стороны подвозятся и заправляются все необходимые компоненты – гермослой, протектор, боковина, текстильный корд, нейлоновый бондаж, стальной брейкер. Также подаются бортовые кольца. Сборочная машина наматывает различные компоненты на барабан и получается «зеленая» или невулканизированная шина.
Линию визуально можно разделить на две части – левую и правую. На левой стороне на барабан наматываются – сначала стальной брейкер (два слоя крест накрест), затем нейлоновый бандаж, потом протектор. Наложение слоев происходит по лазерным лучам. На правой стороне на барабан наматываются – гермослой с боковинами, текстильный корд. К слову, в одной шине – около 120 метров корда.

Правая и левая заготовки объединяются – и получается «зеленая шина».
Новая машина – VMI MAXX появилась в 2011 году. Nokian Tyres – первый шинный производитель, который приобрел и установил данное оборудование. На ближайшее время все производственные мощности этого разработчика оборудования загружены потребностями компании Nokian Tyres. Это означает, что в ближайшее время только у Nokian Tyres будут установлены данные машины. Видимо поэтому, роботов-манипуляторов, похожих на героев кинофильма «Трансформеры», нам снимать категорически запретили.
Новейшие сборочные машины исключают участие оператора в производственном процессе. Даже подача бортовых колец осуществляется автоматически. Задача оператора следить за подачей сырья с оборотной стороны машины. Информация о наличии сырья выводится на мониторы. Денис и игрушечные роботы из портала. Видео для детей на канале — DenLionTV
Производительность новейшей машины на 50-70% выше, чем у линии по сборке шин предыдущего поколения. Старые линии производят около 1 миллиона шин в год. Новые – 1,5 миллиона. Когда «зеленая шина» собрана, ее направляют на вулканизацию.
Вулканизация
На заводе Nokian Tyres на данный момент установлено 10 вулканизационных линий, в 2012 году будет запущено еще две. За 12 часов одна линия выпускает порядка 1500 шин. В одной линии 16 вулканизирующих устройств. В одном вулканизирующем устройстве два преса. Процесс вулканизации занимает от 10 до 13 минут. Температура при вулканизации достигается паром 202-203 градуса по Цельсию. Пар – из собственной котельной.
В пресе расположено 8 фрагментов прес-формы – две из них – это боковина шины, 6 – образуют рисунок протектора.
Внутри преса находится диафрагма. Диафрагма надувается и прижимает шину к прес-формам. Давление внутри диафрагмы 15 бар. После вулканизации шина остужается порядка 10 минут – и после этого поступает на следующий этап – контроль качества.
Контроль качества
На заводе Nokian Tyres реализован так называемый 200%-ный контроль качества. То есть КАЖДАЯ шина, произведенная на предприятии обязательно проходит два этапа контроля: визуальный человеческий контроль и автоматический контроль.
Визуальный контроль осуществляется опытными операторами. Инспектор осматривает каждую шину, делает несколько оборотов на крутящемся столе и проверяет отсутствие 1 из 100 визуальных дефектов. Если на шине виден дефект, инспектор отмечает номер этого дефекта и откладывает шину. Дефектную шину будут изучать инженеры из отдела качества – выявлять причины возникновения дефекта.
Оператор визуального контроля, на прошедшей контроль шине, с внутренней стороны ставит свою личную печать. На каждой шине Nokian Tyres есть такая печать – она позволяет в будущем определить, кто из операторов ее проверял.
Шина, прошедшая визуальный контроль, поступает на автоматический контроль качества. Здесь замеряется ее вес (допустимы отступы в 4 %). Далее на шине смазывается бортовое кольцо и она надевается на фланцы. Фланцы служат вместо колеса автомобиля. Здесь шина тестируется на биение и конусность (центровку).
Если шина соответствует всем стандартам качества, на нее приклеивается наклейка и шина отправляется на склад готовой продукции.
А еще за качеством следит вице-президент по качеству Тепе Холинен, который специально приехал для этого в Россию из Финляндии. На предприятии во Всеволожске работает много финских специалистов. Во всяком случае, мы немало встретили их на обеде в заводской столовой.
Те шины, которые не прошли контроль качества – утилизируются. А чтобы по дороге на утилизацию не было соблазна продать кому-нибудь этот брак, бракованную шину разрезают пополам. Отбраковка составляет менее 1%.
Шипование
В цеху ошиповки шин установлено полностью автоматизированное оборудование. Прибор лазером определяет место для установки шипа (в программе заложено расположение шипов для всех типоразмеров каждой модели).
Шипы разрабатываются инженерами-разработчиками Nokian Tyres и производятся на партнерских фабриках в Финляндии.
Пакеты вместо конвертов
Кореспондент AUTO-Consulting хотел, по следам фильма «С легким паром», побывать в Ленинграде (Петербурге) на улице Строителей. Но, вместо этого, оказался на улице Шинников. Оказывается, под Питером есть и такая. В городке для сотрудников Всеволожского завода Nokian Tyres под соответствующим названием «HAKKAPELIITTA VILLAGE». Сейчас городок – это несколько 4-5-этажных домов с квартирами из 1-4 комнат, где живет 350 семей. Строятся еще два 7-этажных здания. Изначально они тоже были запланированы, как 4-5-этажные, но желающих жить в заводской квартире оказалось слишком много, и этажность увеличили. Планировка – финская, строит – шведская компания.
На предприятии уже несколько лет действует жилищная программа для сотрудников. Квартиры продаются в кредит, но процентная ставка по нему, в два раза ниже, чем в государственных банках. Такое льготное финансирование строительства жилья может быть до 20 лет с возможностью досрочного погашения кредита. Да и цена самой квартиры – вдвое меньше, чем в Санкт-Петербурге. Не смотря на то, что сдается квартира уже с отделкой, встроенной кухней, сантехникой, кафелем, паркетом или ламинатом.
Собственный жилой комплекс – это добавка к европейским условиям труда на заводе. Так называемый социальный пакет, который компенсирует зарплату в конверте.
Еще один, почти социалистический бонус сотрудникам предприятия Nokian Tyres – заводская столовая. Для полноты картины, корреспондент AUTO-Consulting пообедал в ней.
И по ассортименту, и по качеству блюд она оказалась выше многих наших сетей, так называемых, ресторанов быстрого питания. В которых ключевым словом является «быстрый» А по цене, обед из трех блюд (с грибами и форелью) и десерта обошелся, на наши деньги, около 20 грн. На предприятии следят за тем, чтобы трудящиеся хорошо и полноценно питались. Завод работает 24 часа в сутки, в 4 смены, но на отдельных участках многие (так им удобнее) предпочитают проработать 12 часов подряд, а потом двое суток отдыхать. При таком графике на голодный желудок много не наработаешь.
И жилищный комплекс, и столовая, и другие социальные программы не имеют отношения к благотворительности. Это рациональный подход к рабочей силе. Он помогает и в качественном выполнении работы, и в сокращении текучки кадров. В промышленной зоне вокруг Санкт-Петербурга (или, как ее здесь называют – кластере) достаточно много предприятий. В том числе и международных компаний. Только недалеко от Nokian Tyres сборочное предприятие Ford, Ariston, кирпичный завод, «Северсталь», «Росал». А есть еще Nissan, Toyota и другие. Поэтому, квалифицированная рабочая сила – в цене и в дефиците, и каждое предприятие старается удержать свои кадры. Если не зарплатой, которая почти везде на одном уровне, то социальными пакетами.
Тем более, что завод продолжает расширяться и будет расширяться и в ближайшей перспективе. В нынешнем году начато строительство второго завода во Всеволожске. 2 его новые линии дадут дополнительно 3 млн. шин. А в 2013-2014 планируется появление еще 2 новых линий и прирост мощности в 3 млн. шин. Тогда общая мощность предприятия достигнет 17 млн. шин в год.
Экспорт шин, которые изготавливаются на российском заводе, составляет более 50% по всему миру в 42 страны. В том числе и в Украину. К слову, продажи Nokian Tyres в Украине начались еще в советское время. Годов примерно с 70-х. Прошлого века, разумеется (в СССР – с 1964 г). Сегодня, практически все шины Nokian, которые продаются у нас, сделаны именно в российском Всеволожске.
И, в заключение, об анонсе в заголовке, по поводу финского ответа России. А может быть и российского финнам (это кому как больше нравится). Бытует мнение, и даже анекдот есть, о том, что в России какой завод не построй, все равно качественной продукции не добьешься (это мы деликатно формулируем). Так вот, продукцию с завода во Всеволожске, экспортируют не только к нам в Украину. И не только в страны ЕЭС, ОАЕ и США. Шины с маркировкой Made in Russia экспортируются даже на родину бренда Nokian в Финляндию. Последний факт снимает все вопросы по качеству этой российской продукции.

Компания Nokian Tyres объявила об открытии второго завода в России. Теперь производственные мощности финнов на площадке под Санкт-Петербургом будут в 2,5 раза больше, чем на родине, в городе Нокиа. Что стоит за рекордной цифрой 14 млн. шин в год?

Компания Nokian Tyres объявила об открытии второго завода в России. Теперь производственные мощности финнов на площадке под Санкт-Петербургом будут в 2,5 раза больше, чем на родине, в городе Нокиа. Что стоит за рекордной цифрой 14 млн. шин в год?

Одна из самых радикальных перемен в истории компании Nokian Tyres, ведущей отсчет с 1898 года, произошла в 2004-м. Тогда заработал ее первый российский завод во Всеволожске. Сегодня рядом построили корпуса второй очереди завода. Фактически это новое предприятие с отдельной инфраструктурой, коммуникациями и собственным бизнес-планом. Всего финны вложили сюда 750 млн. евро – больше, чем кто-либо из инвесторов в автомобильной отрасли СНГ. Менеджеры Nokian в свое время удивили мир большого бизнеса: вместо того чтобы, как все, использовать дешевые трудовые ресурсы России, инвестировали сотни миллионов в автоматизацию. Зато теперь здесь влияние человеческого фактора на качество сведено к нулю. Поэтому шины Nokian любой модели продаются по всему миру без привязки к месту производства, а их себестоимость на российских конвейерах ниже, чем на предприятии в Финляндии. Сказывается низкая цена газа, который благодаря собственной ТЭС обеспечивает производство теплом и электричеством.

Сырье

Шинное производство – отрасль глобальная, поэтому поставщики сырья здесь те же, что и у европейских заводов других шинных марок. Например, Юго-Восточная Азия снабжает предприятия каучуком, Россия – синтетическим каучуком и углеродом. Некоторые высокотехнологичные ингредиенты поступают из Западной Европы. Кстати, еще до запуска конвейеров под Петербургом старый завод в финском городе Нокиа 50% сырья получал из России.

Cотрудники

Только один из ста желающих трудиться на «Nokian Tyres Россия» получает рабочее место в здешних цехах. Счастливчики обучаются по специальной системе при заводе, обмениваются опытом (в обоих направлениях) с финскими коллегами и имеют право на льготную ипотеку (под 7,3% на 30 лет) в комплексе Hakkapeliitta Village. Средний возраст сотрудников – 30 лет, никто из них ранее не работал на отечественных шинных предприятиях.

Оборудование

В цехах во Всеволожске самое современное оборудование – в отличие от завода в Нокиа, где многим машинам по несколько десятков лет. Для повышения качества и снижения себестоимости применяются роботы и автоматы. Часть оснастки общая для финского и российских предприятий: благодаря географической близости пресс-формы некоторых моделей перевозят грузовиками. Клише Made in… в формах сменные.

Технологии

Технология производства шин на всех трех заводах Nokian Tyres (один в Финляндии и два в России) одна и та же, как и рецептуры резиновых смесей и прочие компоненты. Модельные ряды и размеры покрышек пересекаются в производстве. Более современные бизнес-процессы и новое оборудование во Всеволожске внедрены для снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции.

Контроль качества

Контроль качества не выборочный, а полный. ОТК проверяет каждую из 30–40 тысяч шин, ежедневно сходящих с конвейеров «Nokian Tyres Россия», причем дважды. Человек-контролер проверяет покрышку на соответствие десяткам параметров. После этого каждую шину «гоняют» на барабане, где она контролируется компьютером. Контроль отсекает примерно 1% выпущенной продукции.

Потребители

Половина выпущенных под Санкт-Петербургом шин – как летних, так и зимних – уходит на экспорт в 42 страны мира. Ни компания, ни ее дилерская сеть не делают какой-либо разницы по месту производства продукции. Тем более что один и тот же размер одной и той же модели может то одновременно, то поочередно выпускаться и во Всеволожске, и в Нокиа.

Завод во Всеволожске мощностью 14 млн. шин в год в Nokian Tyres называют крупнейшим в СНГ и самым современным в Европе. Сюда привозят дилеров со всего мира – показать, каким должно быть производство. Кстати, завод в Нокиа выпускает в год лишь 4–6 млн. шин.

Россияне говорят, что их завод все время в движении. Постоянные модернизации направлены на увеличение объемов выпуска, притом что конвейеры во Всеволожске не останавливаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Сегодня второй завод под Санкт-Петербургом только начинает работать, но здесь снова трудятся монтажники: сооружают еще две линии смешивания компонентов. Они заработают в 2014-м, и тогда мировой рынок ежегодно будет получать 17 млн. российских шин Nokian.

Киев – Всеволожск – Киев

Игорь Широкун
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.