27 октября 2021

Нива шевроле стучат гидрокомпенсаторы, что делать?

Содержание

Почему стучат клапана Chevrolet Niva?

На обычных «Классических» моторах ВАЗ в газораспределительном механизме устанавливаются рокера, а зазоры в клапанах регулируются винтами. На моторах ВАЗ-2123 вместо винтов ставятся гидравлические компенсаторы – они выполнены в форме тех же самых регулировочных винтов, но лишние зазоры в гидравлическом устройстве убираются за счет плунжерной пары, работающей под давлением масла. Гидрокомпенсатор на «Шевинивском» движке устроен очень просто, и состоит из четырех частей: • самого корпуса; • возвратной пружины; • нижней и верхней части плунжерной пары (обратного клапана с поршеньком и самого плунжера). Стучать клапана в ГРМ Chevrolet Niva могут по нескольким причинам: • имеется недостаточное давление масла в системе; • моторное масло в двигателе грязное, засорились масляные каналы; • в системе смазки недостаточный уровень масла; • изношено посадочное место под компенсатор; • сами детали низкого качества, поэтому требуют замены. Часто гидрокомпенсаторы (ГК) Шеви Нива стучат только на холодную, и через 30-40 секунд стук пропадает. Причина такого явления – подача давления масла на «гидрики» с небольшим опозданием, чтобы избавиться от этой неприятности, можно попробовать заменить масло и масляный фильтр. Когда клапана стучат «на горячую» – это уже хуже, нужно снимать распредвал с ГК, прочищать каналы. Если промывка не помогает, необходима замена гидравлических компенсаторов. Гидрокомпенсатор Нивы Шевроле Клапанный стук может быть разным, и не всегда он возникает по вине именно «гидриков», причиной его возникновения могут стать: • изношенные кулачки распредвала; • сработанные поверхности рокеров; • износ торца стержня самого клапана. Но нередко бывает и наоборот – из-за гидрокомпенсаторов происходит интенсивный износ рокеров и распределительного вала. Ездить с клапанным стуком не рекомендуется: • выходят из строя детали газораспределительного механизма; • из-за больших зазоров в клапанах падает мощность двигателя и увеличивается расход топлива; • слушать такой стук неприятно.

Все необходимое для замены

Для работы вам потребуются следующие инструменты и материалы: • плоская и крестовая отвертки; • ключ-трещетка с удлинителем и набором насадок; • торцовый ключ (трубка) на 10 и 12; • мягкая проволока, провод или пластиковые хомуты; • динамометрический ключ; • прокладка клапанной крышки; • чистая тряпка.

Как поменять гидрокомпенсаторы на Chevrolet Niva видео

https://www.youtube.com/embed/t0rRjzk1U4Y» frameborder=»0″>

https://www.youtube.com/embed/EAOgggpFHwk» frameborder=»0″>

Если вы собираетесь менять ГК под открытым небом, то найдите чистую и сухую ровную площадку и работайте в безветренный и солнечный день. Дождитесь, когда двигатель полностью остынет. Если открыть капот, то этот процесс пойдет быстрей. Включите нейтральную передачу и отключите аккумулятор. Теперь можно приступать к замене гидрокомпенсаторов. Для вашего удобства мы создали пошаговое руководство, которое поможет вам в этом. 1. Снимите пластиковый кожух над двигателем (есть не на всех моделях). 2. С помощью отвертки ослабьте хомуты патрубка, соединяющего инжектор и воздушный фильтр, затем уберите патрубок. 3. Убедите все резиновые трубки, которые подходят к головке блока цилиндров (ГБЦ). 4. Открутите болты клапанной крышки и снимите ее. 5. Выставьте по метке шестеренку распредвала. Метка находится на крышке распредвала (не путайте с клапанной крышкой) и обратной стороне звездочки. Если не сделать этого заранее, то собирать мотор после замены ГК будет сложней, а при недостатке опыта и внимания возможно повреждение клапанов. 6. Проволокой или пластиковыми хомутами зафиксируйте цепь на шестерне распределительного вала. 7. Зафиксируйте звездочку распредвала (для этого можно использовать торцовые ключи) и открутите фиксирующую ее гайку. 8. Открутите два болта крепления натяжителя цепи и осторожно, не сгибая подходящей к нему трубки, отведите натяжитель от цепи. 9. Осторожно снимите звездочку с распредвала. 10. Открутите гайку масляной магистрали (рампы) ГК и болты фиксаторов. 11. Открутите гайки распредвала, затем осторожно снимите его. Заодно сможете проверить его состояние и при необходимости заменить. 12. Снимите все рокера, не потеряйте удерживающие их пружины. 13. Выкрутите гидрокомпенсаторы. 14. Снимите масляную рампу. Эту операцию выполняйте очень осторожно, чтобы не погнуть тонкие трубки. 15. Чистой тряпочкой удалите грязь из колодцев ГК. Не забудьте протереть масляную рампу. 16. Установите на место масляную рампу и вкрутите новые ГК. Момент затяжки 2 кг•с (20 н•м). 17. Установите на место рокера с пружинками и распределительный вал, предварительно повернув его на нужный угол. Момент затяжки 2 кг•с (20 н•м). 18. Наденьте на распредвал звездочку и зафиксируйте болтом. Момент затяжки болта 4 кг•с (40 н•м). 19. Установите на место гидронатяжитель цепи и зафиксируйте болтами. Момент затяжки 2 кг•с (20 н•м). 20. Наденьте крышку распредвала (не клапанную) и крепления рампы, затем закрутите гайками с моментом 2 кг•с (20 н•м). 21. Закрутите гайку рампы с моментом 2,5–3 кг•с (25–30 н•м). 22. Проверьте метки на распределительном и коленчатом валах. Затем проверните коленчатый вал на два оборота и снова проверьте. 23. Установите клапанную крышку. Иногда приходится менять прокладку клапанной крышки, но не на всех моторах. Возможно, это связано с плохим качеством прокладок. Если же прокладка в порядке, нигде не замята и не порвана, то менять ее нет необходимости. 24. Присоедините все резиновые шланги и патрубок воздушного фильтра и наденьте пластиковый кожух. 25. Подключите аккумулятор и заведите двигатель. Сначала гидрокомпенсаторы будут стучать, но в течение 20–50 секунд заполнятся маслом и затихнут. Если новые ГК продолжают стучать, поднимите обороты двигателя до 2 тысяч на 1–2 минуты, чтобы увеличить давление масла.

Что лучше — гидрокомпенсаторы или регулировочные болты?

Гидравлические компенсаторы, устанавливаемые с завода, не всегда качественные, и могут начать стучать уже при небольшом пробеге. В некоторых случаях причиной стука является раскрученный ГК, то есть, его при установке не закрутили с должным усилием (затяжка 2-2,2 кгс). Но если детали уже находятся в неработоспособном состоянии, возникает вопрос – чем заменить неисправные «гидрики». Самыми надежными на автомобильном рынке считаются ГК немецкой компании INA, также для автомобиля Шеви Нива гидрокомпенсаторы производит АвтоВАЗ, причем, ГК бывают старого и нового образца, они различаются по головкам блока цилиндров (ГБЦ стали другими у машин выпуска после 2008 года). Гидравлические компенсаторы в основном продаются поштучно, но стоят они недешево – цена одного ГК АвтоВАЗ находится в пределах приблизительно 330-400 рублей, в тоже время регулировочный болт стоит всего лишь 30-50 рублей. Если водитель соглашается на регулировку клапанов через каждые 10 тыс. км, то лучше установить болты – меньше проблем, и дешевле получается ремонт. Регулировочные болты вместо гидрокомпенсаторов на Ниве Шевроле
>ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

Пошаговый порядок замены гидрокомпенсаторов

Если всеми вышеназванными способами устранить стук гидрокомпенсаторов не представилось возможным, то необходимо произвести его замену, а как это сделать правильно, читайте ниже в нашей статье.

  1. Устанавливаем автомобиль на ровную площадку, включаем ручной тормоз и нейтральную передачу.
  2. Далее открываем капот и первым делом снимаем воздуховод.
  3. Затем освобождаем клапанную крышку от всевозможных патрубков, откручивая от них хомуты.
  4. Демонтируем восемь болтов с клапанной крышки.

    Сняли клапанную крышку.

  5. Далее выставляем метку на распределительном вале, с меткой на задней части шестерни.
  6. Болт звёздочки необходимо ослабить и снять натяжитель цепи.

    При демонтаже болта, сохраните неподвижность звёздочки и цепи.

  7. Вышеназванный натяжитель можно сразу же «перезарядить» утопив его в плунжер и закрепив гайкой с колпачком.

    Порядок выкручивания болтов не имеет значения.

  8. Продолжая демонтаж, откручиваем все гайки, которые фиксируют распределительный вал, а затем снимаем его.

    Долой распредвал.

  9. Затем вынимаем все 8 рокеров и демонтируем компенсаторы.

    Только после этих работ можно переходить к демонтажу гидрокомпенсаторов.

    После демонтажа откладываем детали в сторону.

  10. На их место устанавливаем новые детали, затягивая их с усилием в 2кгс, с помощью специального ключа, а при его отсутствии достаточно сильно, но не перетягивая и не оставляя их слишком ослабленными.
  11. Продолжаем монтаж новой установкой рокеров на свои места.
  12. Затем составляем метки и монтируем на своё место распределительный вал.
  13. Когда он установлен, фиксируем его на месте, также ставим звёздочку и натяжитель цепи.

    Устанавливаем ранее зафиксированную цепь.

  14. Перед тем как затянуть цепь, смотрим на совпадение всех меток ещё раз и фиксируем его окончательно гайкой для натяжки цепи.
  15. Монтируем крышку клапанов на место, и подсоединяем все патрубки (обратите внимание на состояние патрубков и хомутов, потому как при сильной степени износа их лучше всего заменить – прим.).
  16. Заводим двигатель и наблюдаем за результатом. Обратите внимание, что на первом запуске может иметься всё тот же стук, однако, как только они заполнятся маслом, он должен прекратится, и работа двигателя нормализоваться.

На этом работы по замене гидрокомпенсаторов можно считать выполненной.

Советы по замене гидрокомпенсаторов

Гидрокомпенсаторы на «Шниву» вблизи.

Если вы услышали стук клапанов, не торопитесь приступать к замене гидрокомпенсаторов, попробуйте сначала заменить моторное масло.

  • Заливать следует масло высокого качества, с вязкостью 10W40 — летом, а в зимнее время 5w30 или 0w30. Обратите внимание, что если масло заливается постоянно одинаковое и меняется вовремя, т. е. каждые 7–10 тысяч километров пробега, то факт засорения гидрокомпенсаторов существенно снижается.
  • Если вы произвели демонтаж гидрокомпенсаторов, попробуйте их промыть в бензине, предварительно выполнив их разборку. После очистки проверьте их на работоспособность нажав на плунжер пальцем, и если он исправен, то вернётся в исходное положение.

Видео, о промывке гидрокомпенсаторов на Шевроле Нива

https://youtube.com/watch?v=BfDbWGViR9Q

Конструкция гидрокомпенсаторов на Нива Шевроле

Вблизи.

Как вы знаете, на стандартных или проще говоря «классических» моторах ВАЗ в механизме газораспределения монтировались рокера, а зазоры клапанов регулировались специальными винтами.

Однако на моторе 2123 для Нива Шевроле, предусмотрены гидравлические компенсаторы, исполненные в форме точно таких же болтов регулировки, а зазоры регулируются за счёт работы плунжерной пары и необходимого давления масла в двигателе.

Разобранный гидрокомпенсатор.

Не смотря на всю кажущуюся сложность конструкции, устроена в двигателе она очень просто и состоит всего из четырёх частей:

  • Корпуса гидрокомпенсатора.
  • Возвратной пружины.
  • Плунжерной пары, а точнее, из двух её частей, верхней и нижней, то есть плунжера и обратного клапана с поршнем.

Почему начинают стучать клапана?

Среди всевозможных причин, почему начинают стучать клапана на Нива Шевроле необходимо выделить основные:

  • Недостаточное давление масла системы.
  • Масляные каналы в двигателе загрязнены, а от этого происходит интенсивное загрязнение всей смазочной системы.
  • Уровень смазки в системе недостаточный.
  • Посадочное место под гидрокомпенсатор изношено.
  • Изношены детали и составные части гидрокомпенсаторов.

Случается, так, что гидрокомпенсаторы начинают стучать сразу после запуска в холодную погоду, и буквально сразу по истечении 30–60 секунд это проходит. Объясняется это тем, что масло поступает на гидрокомпенсаторы с опозданием, и не успевает обеспечить их необходимым количеством смазки.

Решить эту проблему можно после того, как будет заменено масло и масляный фильтр. А когда клапана стучат при «горячем» моторе, обычной заменой масла уже не обойтись, придётся снимать «голову», распределительный вал и прочищать каналы. Если эта процедура не принесёт никаких результатов, придётся менять гидравлические компенсаторы.

Обратите внимание, что клапанный стук, происходящий по вине гидрокомпенсаторов, может иметь последствия, выражающиеся в следующем:

  • Наличие износа на кулачках распределительного вала.
  • Поверхности рокеров будут иметь сильный износ
  • Износ стержня клапана.

Ездить продолжительное время с таким «стуком» крайне не рекомендуется, потому как это напрямую влияет на износ деталей механизма ГРМ, расход топлива при этом будет увеличиваться, а мощность падать.

Что выбрать, гидрокомпенсаторы или регулировочные болты?

Устанавливаемые с завода гидрокомпенсаторы не всегда отличаются повышенным качеством, ведь стучать они могут почти сразу, как автомобиль сошёл с конвейера, имея совсем небольшой пробег. Как показывает практика, причиной такой неполадки является недостаточное усилие, с которым затянут болт на заводе, а это – 2–2,2 кгс. Однако если эти детали уже неработоспособны, то приходится выбирать на, что их заменить, благо варианты есть.

Самыми качественными и надёжными на рынке гидрокомпенсаторами принято считать продукцию «INA» от одноимённой Немецкой компании. Но товары бюджетного сегмента также производит и АвтоВАЗ (в её ассортименте есть продукты как старого, так и нового вида, отличающаяся головкой блока цилиндров, которые были модернизированы после 2008 года – прим.).

Если ставить вопрос о том, что выбрать, то руководствоваться придётся в первую очередь ценой. Гидрокомпенсаторы, как правило, и чаще всего продаются поштучно с ценой от 350 до 500 рублей, а регулировочный болт едва превышает 50. Если вы готовы проводить регулировку клапанов через каждые 10-15 тысяч километров пробега, то вам будет предпочтительней второй вариант, потому как проблем с ними получается меньше, а провести ремонт и обслуживание дешевле.

Так выглядит комплект новых запчастей.

Монтаж регулировочных болтов на Шевроле Нива

Новые гидрокомпенсаторы как уже стало понятно стоят дорого, а гарантий того, что они не застучат снова, минимальны. Именно по этим соображениям и из-за ценового спора можно установить регулировочные болты.

Так выглядят регулировочные болты.

Работа проделывается такая же, но придётся отдельно регулировать клапана, и немного иначе выполнять сборку двигателя.

Видео о замене гидрокомпенсаторов на болты на двигателе Шевроле Нива

Особенности сборки

  1. Необходимо наиболее тщательно очистить все колодцы болтов.
  2. Монтируем пластины и закручиваем новые втулки.
  3. Далее, закручиваем болты и монтируем новые пружины с рокерами.
  4. Устанавливаем распределительный вал на своё место и натягиваем цепь. Масляную рампу пока устанавливать не надо.

Сейчас необходимо отрегулировать клапана, и делается это точно также как на любом другом автомобиле ВАЗовского семейства.

  • Регулировку клапанов выполняют при помощи широкого щупа либо индикатора.

    Так выглядит щуп для регулировки клапанов.

  • При совмещении метки на распределительном валу, то есть в четвёртом цилиндре регулируем клапана 8 и 6, далее проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов, регулируем 7 и 4, затем 3 и 1, и заканчиваем 2 и 5.

Такая работа неудобна единственным фактом, что регулировка требуется каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Зазор клапанов

Зазор на клапанах в 0,15 мм, которые выставляются щупом необходимо проводить только на холодном двигателе. Если это значение будет меньше, то они могут просто-напросто прогореть, а если больше, то начнут стучать.

Устройство

Принцип работы этого узла заключается в том, что механизм может в автоматическом режиме изменять свою длину на такую величину, которая равна зазору в клапанах. Движение составляющих элементов в узле осуществляется за счет пружин и масла, что поступает из смазочной системы автомобиля. Давайте посмотрим, как устроен гидрокомпенсатор. Что это такое, мы уже знаем. Итак, компенсатор — это корпус, в котором установлена плунжерная пара. Она может двигаться. В свою очередь, эта деталь состоит из нескольких элементов:

  • Втулка.
  • Жёсткая пружина.
  • Обратный клапан шарикового типа.

В качестве корпуса для гидротолкателя могут быть использованы цилиндрические толкатели, детали в ГБЦ, рычаги в приводе.

В основе компенсатора клапанов лежит механизм плунжерной пары. Между втулкой и плунжером имеется небольшой зазор в 5-8 мкм. За счет этого механизм получается герметичным, а детали узла могут перемещаться вполне свободно.

В нижней части плунжера есть отверстие, перекрывающееся шариковым клапаном. Работа гидравлического компенсатора возможна за счет пружины, расположенной между плунжером и втулкой. Так устроены практически все элементы. Не исключением являются и ВАЗовские гидрокомпенсаторы («Приора 2172» тоже ими оснащается).

Типичные неисправности

Мы выяснили практически все о таком элементе, как гидрокомпенсатор — что это такое, как работает и зачем нужен. Теперь понятно, что это устройство, позволяющее изменять зазоры в клапанах силового агрегата. Но нужно знать, что у механизма имеются недостатки. Так, для двигателя, который оснащен этими деталями, требуется более качественное масло и хорошие фильтры.

Кроме этого, постоянная необходимость в компенсации зазоров ведет к нарушению работы элемента. Все это приводит к утечкам масла и утере необходимой жесткости. Если механизм устройства сильно изношен, возникает характерный стук гидрокомпенсаторов. Чтобы устранить этот дефект, можно заменить масло на то, у которого коэффициента вязкости выше.

Именно таким образом довольно часто и поступают автомобильные перекупщики или нечестные продавцы подержанных автомобилей. Так маскируют различные поломки. Если покупатель задаст вопрос о масле в двигателе и услышит в ответ, что оно слишком вязкое, тогда определенно хотели временно убрать стук гидрокомпенсаторов. Это уже повод отказаться от покупки.

Иногда бывает, что клапан, где установлен изношенный гидрокомпенсатор, заклинивает в открытом положении. Это влечет за собой большие зазоры. Как результат, существенно растет ударная нагрузка. Детали усиленно изнашиваются. Если это впускной клапан, то из-за большого зазора он может прогореть. Если же впускной клапан зажат и не может открываться полностью, увеличиваются нагрузки на распределительный вал. Растет износ, снижается мощность мотора, возникают взрывы в выпускной системе.

Нередко в продаже попадаются некачественные детали. Это могут быть и гидрокомпенсаторы на ВАЗ, и детали для иномарок. Они подвержены быстрому износу и требуют более частой замены.

Причины стука

Стук данных узлов может проявляться по нескольким причинам. Это недостаток давления смазки в системе, грязное масло, износ посадочных мест, недостаточный уровень смазки. Возможно, установлены некачественные гидрокомпенсаторы. «Нива Шевроле» в таком случае может потребовать повторного ремонта.

Зачастую стук проявляется на холодном двигателе. Буквально через 40 секунд этот звук пропадает. Здесь причина в давлении масла. Смазка подается с небольшими опозданиями. Если стуки слышны на горячую, тогда ситуация значительно хуже. Необходимо прочистить смазочные каналы. Для этого используют очиститель карбюратора. Состав отлично очищает внутренности компенсатора от грязи и прочих маслянистых отложений. Если операция не дает результата, требуется замена. На отечественные гидрокомпенсаторы цена 300-400 рублей. Продаются они поштучно. Хорошо зарекомендовали себя детали немецкого производства INA.

Гидрокомпенсатор – это механизм, который снимает необходимость ручной регулировки клапанов. При цене в 300 рублей эта деталь достаточно полезна. Сегодня на многие авто устанавливают эти гидрокомпенсаторы — «Приора», «Гранта», «Калина» ими тоже оснащаются. Сегодня нет ни одного производителя, который бы не укомплектовывал свои автомобили этим важным элементом.

Гидрокомпенсаторы нива, капелька теории

Что вообще из себя представляет гидрокомпенсатор и зачем он нужен в двигателе? У клапанов существует тепловой зазор. «Выбирать» его можно двумя путями. Первый путь — это механическая регулировка. Или шайбами, как на «восьмерках», или болтами как на «классике». Второй путь – это установление между кулачком распредвала и клапаном, гидрокомпенсатора. В камеру гидрика, под давлением подается масло, и тем самым выбирается клапанный зазор. Но есть одно, НО. Для качественной работы гидрокомпенсаторов необходимо определенное давление масла. Согласно немецкой документации, не менее 1,5 кг на холостых оборотах. На нашем классическом двигателе, нормальное давление на холостых, 1,2-1,5 кг. Но мы на наш масляный насосик повесили гидронатяжитель цепи и восемь гидрокомпенсаторов. Система работает на пределе. Напомню, что конструктивно насос остался от копейки и имеет производительность, рассчитанную на двигатель 1,2л. На фото представлены. 1 – гидроопора старого образца, 2- гидроопора нового образца, 3 – стаканчик гидроопоры нового образца.

гидрики старого и нового образца

Гидрокомпенсаторы нива старого образца

Первая нива шевроле сошла с конвейера в сентябре 2002 года. До 2004-05 годов, Дженерал Моторс поставлял свои гидрокомпенсаторы (производителя я так и не нашел). Машины этих годов ездят на них до сих пор, только меняя масло. А вот после этого времени, пошли гидрики «отечественного разлива», и тут же начались проблемы. На сей день никаких качественных замен не существует, только удаление хирургическим путем и установка набора «смерть гидрикам старого образца». Напомню, что с гидриками старого образца можно применять только рокера старого образца. Подробности расписаны в отдельной статье.

Гидрики нового образца

Гидрокомпенсаторам нового образца, как таковым, будет посвящена отдельная глава, сейчас только об отличиях и общих вопросах. Применяются с октября-ноября 2008 года. Картина ровно та же самая что и с гидриками старого образца. Первые пару лет, качественные гидрики и хорошие каленые стаканчики. Потом, гидрокомпенсаторы непонятно какого производства и отвратительно обработанные «полусырые» стаканы. Есть категория нивоводов и шнивоводов, которые свято уверены, что у них под капотом стоит не фиатовский двигатель 60хх годов прошлого века, а что-то новое и современное. Поэтому надо ставить исключительно, то что задумали конструктора. Для них я в декабре 2013 года заказал из Германии, первую пробную партию оригинальных гидриков. Не удивляйтесь, именно из Германии. Поскольку наши конструктора не утруждали себя «мозговой деятельностью», а просто адаптировали гидрики от БМВ.

Алгоритм замены гидрокомпенсаторов

Хоть работы по замене гидрокомпенсаторов относятся к сервисным, они вполне доступны для самостоятельного выполнения. Самое главное – придерживаться нижеописанного алгоритма.

  • Демонтируется воздушный патрубок. Освобождается крышка клапанов. Для этого необходимо обеспечить к ней беспрепятственный доступ, а также демонтировать с нее все крепления и кронштейны.
  • Отворачиваются болты клапанной крышки (8 штук).
  • На данном этапе можно с точно определить необходимость замены ГК. Если при нажатии на рокер толкатели с легкостью опускаются, то гидрокомпенсатор неисправен. (для проверки можно использовать плоскую отвертку, вставив ее между корпусом распредвала и рокером)

  • Проворачивая коленвал по ходу вращения двигателя, необходимо совместить метку шестерни распредвала с отливкой на корпусе постели.

  • Ослабив шестерню, можно натяжитель цепи снять и перезарядить.

  • Цепь, в том же положении, как она была на звездочке, обвязывается вокруг нее проволокой или хомутиком. Таким образом, она продолжает оставаться в относительном натяжении. Звездочка снимается с вала.
  • Отворачиваются гайки постели (корпуса) распредвала.

  • Демонтируются рокера и гидрокомпенсаторы беспрепятственно, сначала выкручиваются головкой на 24,

а после извлекаются из занимаемого отверстия.

  • Новые устанавливаются с затяжкой в 2 кгс. Процедура сборки выполняется в обратном порядке.

Перед заменой ГК можно попробовать промыть старые, погрузив их в бензин. Иногда эта процедура существенно экономит бюджет.