03 августа 2023

Сколько весит ЗИЛ бычок бортовой: грузоподъемность бычка

Содержание

Спустя десять лет после постройки первого опытного образца АМО ЗИЛ приступает к промышленному изготовлению низкорамного среднетоннажного автомобиля ЗИЛ-436200 грузоподъемностью 4,5 т. Новинку ожидает довольно многочисленная компания соперников, в той или иной степени успевших освоить этот сегмент российского рынка.

В кольце конкурентов
У ЗИЛ-436200, который, по планам заводских стратегов, должен занять пустующее место между ЗИЛ-5301 «Бычок» грузоподъемностью (г/п) 3 т и 6-тонными ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-432930, соперников предостаточно. Так, Минский автозавод вполне успешно реализует в России МАЗ-4370 «Зубрёнок» г/п 4,5…5 т, а с недавнего времени и его более совершенный вариант МАЗ-4371 с кабиной повышенной комфортности. Горьковский автозавод сделал беспроигрышную ставку на семейство грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай» полезной нагрузкой от 3,5 до 5 т. На свою долю на рынке не без оснований рассчитывают в Набережных Челнах с их 5,5-тонным КамАЗ-4308. Нельзя сбрасывать со счетов 5-тонку Yuejin NJ1080, ее не первый год собирают на «Автоторе» в Калиниграде. Активно отстаивает свои интересы целая группа китайских производителей, наперебой предлагая низкорамники того же класса. Не исключено, что в битву за клиента вступит и СП «Савеко», вовсю осваивающее выпуск грузовиков IVECO Daily, среди которых есть и среднетоннажные модели.
Сможет ли ЗИЛ-436200, так долго и мучительно прокладывавший себе дорогу на конвейер, найти путь к сердцам и кошелькам покупателей, покажет ближайшее будущее. Проведенные заводскими специалистами маркетинговые исследования выявили значительную востребованность на рынке городских автомобилей г/п 4,5…5 т с малой погрузочной высотой.

Генетический аспект
ЗИЛ-436200 – это вовсе не увеличенный в размерах и слегка измененный по внешности ЗИЛ-5301 «Бычок», который выпускают с 1995 г. В конструкции среднетоннажника немало новых конструкторских решений. Длину измененной капотной части по сравнению с ЗИЛ-5301 увеличили почти на 200 мм. Большего объема моторный отсек приспособлен для размещения силовых установок разных типов.
Кабинный модуль наряду с интерьером и оборудованием салона остался неизменным. Подрессоренное сиденье водителя с настраиваемой жесткостью снабжено механизмом регулировки продольного положения, а также наклона спинки и подушки. Рулевое колесо регулируется по высоте и углу наклона.
Грузовместимость ЗИЛ-436200 улучшена за счет целого ряда мер. В частности, увеличенная колесная база дала возможность удлинить грузовую платформу. Вместимость кузова с тентом при этом составляет не менее 20 м3. За счет применения восьмишпилечных колес с однокомпонентным ободом размерностью 6,75х17,5, малогабаритных бескамерных шин и подвески измененной конструкции погрузочная высота бортовой платформы составляет 1060 мм – столько же, сколько у «Бычка, но с 16-дюймовыми колесами. Кроме платформы на шасси можно монтировать фургоны, цистерны и другие надстройки.
Модернизации подвергли несущую конструкцию автомобиля. Более прочная и длинная рама снабжена литыми фланцами, которые вместе с усиленными первой и последней поперечинами дают возможность буксировать автомобиль (чего не было прежде), а также 4-тонный прицеп. Эффективней стала система охлаждения с новым радиатором, имеющим увеличенную теплоотдачу, а модернизированный глушитель найдет применение и на других моделях ЗИЛа. Однодисковое сцепление усилено и имеет увеличенный ресурс. Однако скоро ему на смену придет диафрагменная конструкция диаметром 350 мм, способная передавать крутящий момент 510 Н·м. С места рубеж скорости 60 км/ч среднетоннажник преодолевает примерно за полминуты. Правда, двигатель несколько слабоват для грузовика допустимой полной массой 9 т, особенно это сказывается на приемистости, поэтому машину собираются оснастить минским дизелем Д-245.30Е3 (Euro 3) мощностью 155 л.с. Возможно, скоро в подкапотном пространстве появится 160-сильный дизель семейства ЯМЗ-534. Для работы с более мощными двигателями удалось приспособить сцепление КамАЗ-16. Доработка, скорее всего, коснется и применяемой сейчас механической 5-ступенчатой коробки передач.
Естественно, что на погрузневший ЗИЛ-436200 установили усиленную переднюю ось, рассчитанную на нагрузку до 3 т. Задний ведущий мост с более прочной балкой и гипоидной главной передачей выдержить не менее 6,5 т. По заказу устанавливают механизм принудительной блокировки дифференциала для повышения проходимости. В конструкции передней и задней подвесок применены малолистовые рессоры, листы которых выполнены с переменным сечением, так называемым параболическим профилем. И если у прежних, пакетных рессор при работе происходили скачки напряжения, то новые работают с оптимальным напряжением в каждом сечении листа. В итоге управляемость грузовика стала лучше, повысилась плавность хода, а значит, и условия работы водителя теперь более комфортные.
На новом среднетоннажнике повысили надежность рулевого управления, оборудованного гидроусилителем. Маневренность оказалась вполне приемлемой, радиус поворота машины 7,8 м. Грузовик оснащен двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой с АБС собственной разработки, технические особенности которой защищены патентом. В пневмоприводе предусмотрен вывод на прицеп с клапаном управления тормозами прицепа. Кроме того, все колеса машины оборудованы более эффективными, чем на «Бычке», дисковыми тормозными механизмами одинаковой размерности. В дальнейшем привод дисковых тормозов будет только пневматическим. Это повысит надежность и работоспособность тормозной системы, сократит тормозной путь.
Чтобы более полно раскрыть возможности ЗИЛ-436200, в его подкапотном пространстве сумели разместить бензиновую V-образную «восьмерку» семейства 508 рабочим объемом 6 л. Таким образом, в распоряжении перевозчиков может оказаться еще одна версия среднетоннажника. В начале этого года с конвейера сошла промышленная партия ЗИЛ-436200, ее отправили в опытную эксплуатацию. ЗИЛ-436200 уже реализуется на рынке. Гарантийные обязательства распространяются на срок 1,5 года либо 45 тыс. км пробега.

В рамках развития
Совместными усилиями специалистов АМО ЗИЛ и латвийской компании АS Ferrus на базе ЗИЛ-436200 создан автомобиль ЗИЛ-4362СО г/п 4,5 т. Чтобы грузовик отвечал европейским требованиям по экологии и шуму, в конструкции использовали ряд иностранных агрегатов: 150-сильный дизель Сummins ISB 150 рабочим объемом 3,9 л, сцепление Sachs, механическую 5-ступенчатую коробку передач ZF и модифицированный задний мост. Более прочная несущая рама и повышенные тяговые возможности, позволяют буксировать 5-тонный прицеп. Улучшен интерьер трехместной кабины. Между собой российский и латвийский варианты различаются также дизайном передней части.
Предполагается, что с завода в Москве в Прибалтику будут отправлять машинокомплекты – рама, передняя ось, задний мост, тормоза, элементы ходовой части и кабина. Остальные узлы и агрегаты поставят местные и европейские производители. Планируемая мощность завода в Елгаве составит 1000 автомобилей в год. Предполагаемый рынок сбыта ─ прибалтийские государства и страны, где традиционно присутствовала советская техника.

ЗИЛ-4362, несмотря на самобытность и ряд обновлений, все равно будут считать потомком «Бычка». В свое время модель заняла нишу между ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-433360 с грузоподъемностью 3 и 6 тонн соответственно. Избыток конкуренции не помешал модели выйти на рынки и получить ряд модификаций.

Конкуренция рынка среднетоннажников

На момент выпуска у нового ЗИЛа было достаточно конкурентов в той же категории грузоподъемности. Сегодня уже можно говорить о том, что изменения в 4362 завоевали сердца покупателей, а еще десять лет назад судить было сложно. На свою аудиторию претендовали такие соперники нового ЗИЛа:

  • МАЗ-4370 с грузоподъемностью 5 тонн и следующая модель МАЗ-4371 с комфортной кабиной;
  • семейство грузовиков ГАЗ-3310 Валдай с аналогичным показателем;
  • КамАЗ-4308 с нагрузкой до 5,5 тонн;
  • 5-тонная Yuejin NJ1080, которую собирают в Калининграде.

А вдобавок целый ряд китайских моделей, грузовики IVECO Daily, модельный ряд которых также имеет среднетоннажники до 5,5 тонн. На фоне такой конкуренции ЗИЛ не только нашел свою нишу среди грузовиков среднего класса тоннажности, но и предложил модификации, которые стали серьезным подспорьем развития новых серий.

Конструкционные особенности

ЗИЛ-4362 часто называют увеличенным Бычком, но это не так. Новый среднетоннажник завода получил ряд новых конструкторских решений, среди которых:

  • длина копотной части увеличена на двадцать сантиметров;
  • увеличен объем моторного отсека для размещения разных силовых узлов;
  • улучшения регулировки рабочего места водителя: наклон, регулировка продольного наклона и спинки, высоты рулевого колеса;
  • увеличена колесная база для удлинения грузовой платформы;
  • высота бортовой платформы, как у Бычка, но колеса – 16-дюймовые;
  • есть возможность монтировать разные надстройки на шасси, кроме платформы – от цистерны до фургона.

Улучшения коснулись и шасси автомобиля. Рама стала прочнее и длиннее с литыми фланцами. Они дают возможность буксировки вместе с усиленными поперечинами. Система охлаждения новым радиатором работает эффективнее, так как оборудование имеет повышенную тепловую отдачу.

Однодисковое сцепление получило повышенный ресурс, а в перспективе машине предусмотрен минский дизельный Д-245.30Е3 класса Евро-3 с мощностью 155 лошадиных сил. Конструкционные изменения потребовали усиления передней оси, которая теперь выдерживала нагрузку до трех тонн.

Задний ведущий мост получил более прочную балку и способен выдержать от 6,5 тонн. На заводе по заказу клиента устанавливают механизмы для блокировки дифференциала, что значительно повышает проходимость машины.

Передняя и задняя подвески имеют малолистовые рессоры, листы которых изготовлены из параболического профиля – с переменным сечением. Работа прежних рессор пакетного типа сопровождалась резкими изменениями напряжения, новая конструкция оптимизировала напряжение в каждом сечении.

Как изменения повлияли на работу автомобиля:

  • улучшилась управляемость;
  • повысился плавный ход машины;
  • кабина для работы стала более комфортной;
  • рулевое управление стало надежнее;
  • улучшилась маневренность.

Грузовик оснастили гидроусилителем руля, пневмогидравлической системой тормозов с АБС, запатентованной именно ЗИЛом. Колеса получили эффективные дисковые механизмы торможения.

Технические параметры

ЗИЛ-4362 имеет такие технические параметры:

  • габариты – 7,39х2,32х2,49 м;
  • колесная формула – 4х2;
  • параметры платформы внутри, м – 4,89х2,21х0,45;
  • снаряженная масса – 4,23 тонны;
  • грузоподъемность – 4,5 тонн;
  • допустимая полная масса – 9 тонн;
  • силовой узел – ММЗ-Д-245.9 Е3;
  • мощность узла – 136 л.с.;
  • максимальная скорость при полной нагрузке – 95 км/ч;
  • топливный бак – 175 л;
  • расход на сто километров при 60 км/ч – 14 литров.

Последующие модификации модели получили более мощные дизельные силовые узлы с увеличенным объемом.

Модификации

Две модификации ЗИЛ-4362 – Тапир и Кентавр. Тапир представили двенадцать лет назад с улучшенным силовым узлом мощностью 150 лошадиных сил и объемом двигателя 3900 см3. Модель получила удлиненное шасси ЗИЛа, обновленную кабину из новых материалов, но серийного производства разработка не получила.

Кентавр несколько уменьшили в длине за счет отсутствия капота впереди машины. Силовой узел остался с тем же классом экологической безопасности и на дизельном топливе.

Именно конструкция передней части стала особенностью Кентавра, так как грузоподъемные характеристики не изменились. Испытанные на модификациях изменения получили применение в других сериях от ЗИЛа в рамках возрождения передового машиностроения от легендарного завода.

С. Ионес

На ЗИЛе состоялась презентация семейства новых эвакуаторов, выпуск которых разворачивает действующее на заводе Производство специальных автомобилей. Все четыре модели эвакуаторов созданы на новом шасси ЗИЛ-5302. Это трехосный «Бычок» с колесной формулой 6х2. Средняя ось у него ведущая, унифицированная с задним мостом обычного «Бычка»; задняя ось подкатная. Завод совсем недавно получил «Одобрение типа транспортного средства» на эту модель, и пока трехосные «Бычки» существуют в единичных экземплярах. На шасси ЗИЛ-5302 можно смонтировать любой кузов – бортовой, специализированный, пожарный, фургон увеличенной по сравнению с обычным «Бычком» вместимости. На первые партии ЗИЛ-5302 планируется установить эвакуаторное оборудование. Такие машины предназначены для того, чтобы перевозить более крупногабаритные и тяжелые автомобили, чем традиционные эвакуаторы на шасси двухосного «Бычка».

Эвакуаторы носят общий индекс ЗИЛ-5302АР. Их планируют оснащать двигателем ММЗ Д-245.9, соответствующим нормам Еurо 2. По сравнению с базовым дизелем «Бычка» модели Д-245.12 его мощность увеличена со 110 до 136 л.с. при 2400 мин-1, как и у основной модели. Максимальный крутящий момент 460 Н·м (против 350 Н·м у Д-245.12) двигатель «выдает» при 1500 мин-1. Шасси эвакуатора отличается также наличием коробки отбора мощности, приводящей в действие погрузочные механизмы.

Для новых эвакуаторов завод предлагает четыре модели навесного оборудования, различающиеся конструкцией грузовой платформы и подъемных механизмов. У первого из продемонстрированных образцов неподвижная платформа установлена на шасси автомобиля. Это самый простой и дешевый вариант, разработанный и построенный раньше остальных. По конструкции он похож на обычные эвакуаторы на шасси двухосного «Бычка». Автомобиль, который предстоит вывозить, погружают на эвакуатор по выдвижным аппарелям. Погрузочная лебедка – механическая с приводом от коробки отбора мощности эвакуатора. Лебедка реверсивная, что позволяет использовать ее и для погрузки, и для разгрузки. Такой эвакуатор способен перевезти автомобиль длиной до 6,5 м и массой до 5 т. Для демонстрации возможностей этого эвакуатора на него погрузили порожний бортовой «Бычок» базовой модели.

У второго из представленных эвакуаторов сдвижная платформа. При погрузке она «съезжает» с шасси эвакуатора и, встав под наклоном, превращается в своеобразный пандус, на который закатывают автомобиль. Лебедка этого эвакуатора также реверсивная, но с гидравлическим приводом. Отбор мощности для привода насоса, питающего гидравлику, осуществляется от коробки передач. В отличие от первой модели этому эвакуатору понадобились две стойки-опоры в заднем свесе, используемые при погрузочно-разгрузочных работах. Длина вывозимого автомобиля такая же, как у эвакуатора с неподвижной платформой: 6,5 м, но масса немного меньше – 4,5 т.

Два других эвакуатора оснащены краном-манипулятором, установленным позади кабины. Третья из представленных моделей самая универсальная: на ней есть и кран, и сдвижная платформа. Можно погрузить автомобиль, наклонив платформу и воспользовавшись лебедкой, а можно оставить платформу на месте и поднять автомобиль на нее краном. Крановая установка итальянская фирмы AMCO VEBA; ее собственная масса 1800 кг. Крановая стрела поворачивается на 360°. Она позволяет поднять и погрузить автомобиль, стоящий от эвакуатора на значительном расстоянии – до 7…8 м. Это может пригодиться, например, в случае погрузки автомобиля в городском дворе. Правда, с такого расстояния поднять на эвакуатор можно только малолитражку, масса которой не превышает 1300 кг. С дистанции 6 м можно погрузить и более тяжелый легковой автомобиль массой 1700 кг. С 4,14 м манипулятор «берет на борт» уже 2500 кг, а в непосредственной близости от эвакуатора (менее 2,34 м) реально поднять краном автомобиль солидной массы – 4,45 т. И все-таки кран лучше использовать для погрузки легковых машин. Для эвакуации грузовика класса «ГАЗель» рекомендуется опустить наклонную платформу и воспользоваться лебедкой.

Четвертая модель эвакуатора отличается от других тем, что на ней можно перевозить сразу два автомобиля. Одну машину, как у остальных эвакуаторов, грузят на платформу, а вторую буксируют методом частичной погрузки. Для этого в задней части эвакуатора установлен подъемник, который вывешивает одну ось буксируемого автомобиля. Наличие сзади такого подъемника уже не позволяет погрузить автомобиль сзади и сделать платформу эвакуатора сдвижной, поэтому автомобиль поднимают в кузов эвакуатора только краном-манипулятором.

Кроме эвакуаторов были продемонстрированы новые модификации автобуса и фургона, предназначенные для городских аварийных служб.