ЗИЛ гя 133

Часть персонала приступит к работе с понедельника, 6 апреля. Решение об этом было принято гендиректором компании после консультаций с руководством республики и федеральными органами.

Из-за того, что автомобили автогиганта разных модификаций обеспечивают транспортную безопасность страны и функционирование тех же правоохранительных органов, МЧС, скорой и иных служб, в условиях распространения коронавируса деятельность предприятия становится жизненно важной. Кроме того, завод по-прежнему является градообразующим предприятием полумиллионных Набережных Челнов. И чтобы не усугублять социально-экономическую обстановку, было принято решение возобновить производство.

При этом руководство автогиганта отдает себе отчет в том, что ситуация с распространением коронавируса в целом продолжает оставаться сложной, поэтому часть работников, где это возможно, останется «на «удаленке». К тому же будет введён гибкий график начала работы производств и разведение входящих на предприятие потоков работников.

Руководство предприятия будет просить губернаторов субъектов РФ внести в перечень товаров первой необходимости автокомпоненты, коммерческие автомобили и автобусы. А производителей включить в число организаций, на которые не распространяется действие указа президента о нерабочем месяце. Такое право президент России Владимир Путин накануне дал региональным властям.

Серийный грузовой AWтомобиль колесной формулы 6х4 грузоподъемностью 8 тонн.
ЗИЛ-133Г1 был выпущен в значительно больших количествах по сравнению с ЗИЛ-133 и отличался от него большей длиной колесной базы и, соответственно, размером грузовой платформы. Модель 133Г от 133Г1 отличалась наличием одного бензобака и двух боковых бортов против двух бензобаков и трех боковых бортов у ЗИЛ-133Г1. Также существовала модификация на бездисковых колесах от КамАЗа.
ЗИЛ-133Г2 — дальнейшее развитие модели 133Г1. До 10 тонн увеличена грузоподъемность AWтомобиля. Внешних отличий практически не имел. Впрочем, принято считать, что все AWтомобили ЗИЛ-133Г2 были оснащены решеткой радиатора нового типа (см. ЗИЛ-130), хотя последние партии AWтомобилей ЗИЛ-133Г1 также успели получить новую облицовку.
Кроме того, существовали модели ЗИЛ-133Г4 и ЗИЛ-133Г4А
На базе ЗИЛ-133Г1 в конце 70-ых годов ХХ века был спроектирован и изготовлены опытные образцы разбрасывателей КСА-7. Грузоподъемность машины составила 7 тонн. На задние мосты AWтомобиля устанавливались арочные шины. На первых опытных экземплярах КСА-7 (на фото слева) боковые борта имели по шесть ребер жесткости. В дальнейшем кузов машины был дорабоатн — изменены углы наклона бортов, количество ребер жесткости сокращено до пяти (на фото справа). Кроме того, машину стали комплектовать тентом, предохраняющим удобрения от атмосферных осадков и выветривания при транспортировке.
ЗИЛ-133Д колесной формулы 6х4 — короткобазное шасси строительного самосвала. Кроме того, существовала упрощенная модификация ЗИЛ-133Д1. В настоящее время выпускается шасси ЗИЛ-133Д4 с кабиной семейства 4331 и служащее базой для установки различных специальных кузовов: бетономешалка СБ-159Б1, бронеAWтомобиль для перевозки денег ДИСА-6938
Серийный грузовой AWтомобиль ЗИЛ-133ГЯ (1979-1992г.г.).
ЗИЛ-133ГЯ представляет собой дизельную модификацию ЗИЛ-133Г1, использовавшую двигатель КамАЗ-740. Внешние отличия состояли в измененной форме передней части, удлиннилась рама AWтомобиля, изменен буфер, запас топлива помещался теперь в одном баке емкостью 170л. На «носу» капота появилась литая эмблема ЗИЛ. Кроме того, светосигнальная аппаратура была унифицирована с КамАЗом — передние и задние фонари, огни AWтопоезда.
С 1992 года ЗИЛ-133ГЯ уступил место на конвейере аналогичному по классу AWтомобилю ЗИЛ-133Г4 с новой кабиной и собственным двигателем ЗИЛ-645.
Модификации
ЗИЛ-133 — базовое шасси со средней базой с карбюраторным двигателем ЗИЛ-175. Серийно не выпускалось.
ЗИЛ-133Б — короткобазное самосвальное шасси. Серийно не выпускалось.
ЗИЛ-133В — седельный тягач. Мелкосерийный выпуск.
ЗИЛ-133Г — дальнейшее развитие ЗИЛ-133 с удлиненной базой (один бензобак и платформа с двумя боковыми бортами).
ЗИЛ-133Г1 — длиннобазная модификация ЗИЛ-133Г (два бензобака и три боковых борта) грузоподъемностью 8 т. Серийный выпуск 1975—1977 гг.
ЗИЛ-133Г2 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г1 грузоподъемностью 10 т. Серийный выпуск 1977—1979 гг.
ЗИЛ-133Д — короткобазное самосвальное шасси
ЗИЛ-133Д1 — упрощённая модификация ЗИЛ-133Д
ЗИЛ-144Н — сельскохозяйственный вариант с задними односкатными арочными шинами.
ЗИЛ-133ГЯ — дизельная модификация ЗИЛ-133Г1 с двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач и короткобазное самосвальное и крановое шасси с дизельным двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
ЗИЛ-133Г40 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133ГЯ с кабиной семейства 4331 и двигателями ЗИЛ-6454/ЗИЛ-645/САТ-3116 (1992—1999)
ЗИЛ-133Г42 — крановое шасси под с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1992—1999)
ЗИЛ-133Д42 — самосвальное шасси кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-645 (1992—1999)
ЗИЛ-13305А — седельный тягач с с удлиненой кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1993—1999)
ЗИЛ-133Г50* — модификация ЗИЛ-133Г2 с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508 (1993—1995)
ЗИЛ-133Д52* — самосвальное шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-508 (1993—1995)
ЗИЛ-451400 — самосвал с кузовом НефАЗ (1997—1999).
ЗИЛ-630900 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г40 с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
ЗИЛ-640900 — седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
ЗИЛ-6309Н0 — дальнейшее развитие ЗИЛ-630900 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
ЗИЛ-6309Н2 — крановое шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
ЗИЛ-45222 — самосвальное шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (2002—2005). Кузов ММЗ.
ЗИЛ-630980 — модификация ЗИЛ-6309Н0 с кабиной ЗИЛ-433180 с двигателем ММЗ Д-260.Е3 (Евро-3) (2008). Серийно не производится.
Выпуск карбюраторных модификаций 133Г5 и 133Д5 в 1993—1995 гг. был вызван прекращением поставок дизелей КамАЗ-740 из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗ.

Основная цель, которая преследовалась при создании семейства автомобилей ЗИЛ-133 – это повышение производительности автотранспорта. Для решения этой задачи необходимо было увеличить грузоподъемность и скорость, вместе с тем для повышения проходимости была ограничена нагрузка на ось. Применение конструкции с колесной формулой 6×4 обеспечило максимальное использование тяговых возможностей автомобиля. Машина применяется в качестве тягача в составе автопоезда для перевозки до 10 тонн грузов.

Завод имени Лихачева: история создания и выпуска автомобиля

Модель ЗИЛ-133ГЯ выпускался с 1979 по 1992 год, генеральным конструктором семейства был Кашлаков Михаил Васильевич. Машина создавалась на базе ЗИЛ-130 как автомобиль повышенной проходимости. Одним из основных заказчиков выступало Министерство Обороны СССР, параллельно разрабатывалась и народнохозяйственная модификация.

Первые прототипы автомобиля были построены в 1970 году, после чего проводились работы по доводке и подготовка к запуску серийного производства. За этот период был освоен выпуск новых механизмов и агрегатов, одновременно было начато изготовление автомобиля ЗИЛ-133Г1 с двигателем и коробкой передач от модели ЗИЛ-130. Машина в процессе испытаний и последующей эксплуатации показала отличные результаты, что дало толчок для дальнейшего развития серии.

Место ЗИЛ-133ГЯ в модельном ряду: предшественники и приемники автомобиля

Семейство грузовых автомобилей ЗИЛ-133 включает в себя семнадцать модификаций, основой для которых является шасси со средней базой. Часть из них выпускалась серийно, другие – мелкими экспериментальными партиями по заказам министерств и ведомств или для отработки технологий.

Платформой для модели ЗИЛ-133ГЯ послужил автомобиль ЗИЛ-133Г2, на который был установлен дизельный двигатель КАМАЗ-740 (ЯМЗ-740) и усиленная карданная передача.

На базе модели был создан седельный тягач ЗИЛ-Э133ВЯТ с силовым агрегатом КАМАЗ-7403, мощность которого достигала 260 л. с. за счет применения турбонаддува. Однако машина в серию не пошла.

Преемник ЗИЛ-133Г40

Приемником описываемого автомобиля является ЗИЛ-133Г40, который оснащался двигателем ЗИЛ-6454 и САТ-3116 и кабиной повышенной комфортности семейства 4331. Модель выпускалась вплоть до 1999 года и была заменена на конвейере более совершенной.

Особенности и сферы применения ЗИЛ-133ГЯ

Описываемый автомобиль разработан для применения в умеренном климатическом поясе. Эксплуатация модели ЗИЛ-133ГЯ допускается в следующих условиях:

  • Диапазон рабочих температур от -40 до +40°C/
  • Относительная влажность воздуха максимальная – 98 %.
  • Запыленность воздуха не более 1 г/м3.
  • Скорость ветра предельная – 20 м/с.

Машина сохраняет свои тягово-динамические характеристики с незначительными изменениями на высоте до 1500 метров и может быть использована в высокогорных районах. Автомобиль с успехом эксплуатируется на грунтовых дорогах при условии, если обеспечена его нормальная проходимость. Данное качество позволяет применять машины для выполнения полевых работ совместно с сельскохозяйственной техникой.

Автомобиль модели ЗИЛ-133ГЯ оснащен деревянно-металлической платформой с откидывающимися бортами, на который устанавливаются брезентовые тенты на дугах. Машина применяется в качестве тягача в составе автопоезда с прицепом марки ГКБ-8350 максимальной массой до 8 т. Допускается применение и других прицепов имеющих такую же весовую нагрузку, а также соответствующее прицепное устройство и разъемы для подключения пневмосистемы и электрооборудования.

Обзор модификаций автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

На данной платформе серийно выпускалось две модели – с бортовой платформой и седельный тягач. Различия между ними были минимальные, ниже приведено краткое описание указанных автомобилей:

  • ЗИЛ-133ГЯ – модификация предыдущей модели ЗИЛ-133Г1 с дизельным силовым агрегатом.
  • ЗИЛ-133ВЯ – седельный тягач. На автомобиле уменьшена база при сохранении расстоянии между промежуточным и задним мостом. Машина используется с полуприцепами ОдАЗ-9370 (бортовая платформа) и ОдАЗ -9770 (фургон) и другими подходящими моделями. Грузоподъемность автомобиля составляет 14 и 15 тонн.

Седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ

Для снижения затрат на производство и эксплуатацию автомобилей описываемых модификаций значительная часть узлов и агрегатов на них был унифицирована.

Платформа ЗИЛ-133ГЯ использовалась в качестве базы для установки специального и технологического оборудования. На данном шасси производились пожарные цистерны, подъемники телескопические и лестницы. Выпускались модификации для коммунальных служб: поливальные и снегоуборочные машины, а также автокраны, фургоны и автозаправщики.

Технические характеристики ЗИЛ-133ГЯ

Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ трехосный с колесной формулой 6×4 с двумя ведущими мостами соединенными в единую тележку и установленными сзади. Машина имеет рамную конструкцию и снабжена бортовой платформой для перевозки разнообразных грузов общим весом до 10 тонн. Может эксплуатироваться на дорогах общего пользования с твердым асфальтовым или бетонным покрытием. Допускается движение по грунтовкам за исключением периодов распутицы и снежных заносов.

Двигатель КамАЗ-740

Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ – первая модель, серийно выпускавшаяся автозаводом им. Лихачева, оснащенная дизельным силовым агрегатом. На машине использован восьмицилиндровый, V-образный, четырехтактный двигатель КамАЗ-740 с жидкостной системой охлаждения. Основные технические характеристики:

  • Рабочий объем – 10, 85 дм3.
  • Диаметр цилиндров и ход поршня – 120×120 мм.
  • Степень сжатия расчетная – 17.
  • Мощность двигателя максимальная – 210 л. с. при 2600 мин-1
  • Крутящий момент – 650 Нм при 1600 -1800 мин-1.
  • Частота оборотов коленчатого вала на холостом ходу – 600 мин-1, максимальная – 2930 мин-1.
  • Расход топлива удельный от 165 до 178 г/л. с./ч.
  • Вес двигателя эксплуатационный – 1120 кг, конструкционный – 730 кг.

Работа силового агрегата обеспечивается кривошипношатуным механизмом, ГРМ, системой охлаждения и смазки, подогрева, топливной и выпуска отработанных газов. Рациональная компоновка, использованная конструкторами, позволила уменьшить габариты двигателя. Угол развала между цилиндрами составляет 90°, в это пространство вписан газораспределительный механизм, ТНВД, насос гидроусилителя руля, воздушный компрессор.

В двигателе предусмотрены воздушные заслонки, перекрывающие выход воздуха из цилиндров. Данный механизм позволяет использовать силовой агрегат использовать в качестве вспомогательной тормозной системы на затяжных спусках. Тем самым заметно повышается эффективность замедления автомобиля.

Силовой агрегат оснащен электрическим стартером, который совместно с предпусковым подогревателем обеспечивает гарантированный запуск в условиях низких температур. Привод вентилятора системы охлаждения осуществляется через гидромуфту, которая устанавливается соосно шкиву коленчатого вала автомобиля. Узел обеспечивает достаточный обдув радиатора при недостаточности набегающего потока воздуха.

Топливная система автомобиля ЗИЛ-133ГЯ состоит из бака, двух насосов низкого и высокого давления, а также трубопроводов, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки. Работой силового агрегата управляет регулятор частоты вращения и автоматическая муфта опережения впрыска. Подготовка воздуха для подачи в цилиндры двигателя осуществляется при помощи двухступенчатого воздушного фильтра с решеткой инерционного типа и сменным элементом.

Коробка передач ЗИЛ-133ГЯ

Транспортное средство оснащено механической трансмиссией с ручным управлением. Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ оборудован десятиступенчатой коробкой переключения передач, которая состоит из основного агрегата и приставного делителя. Данное устройство предназначено для упрощения процесса управления транспортным средством. Делителя обеспечивает возможность повышения передаточного числа для любой из включенных передач путем перевода его рычага в положение повышенная передача.

Управление механизмом производится при помощи дополнительной ручки , смонтированном на рычаге КПП, и выполненный в форме крана. Такая конструкция позволяет, не отрывая руки изменять режим работы делителя. В конструкцию коробки передач входят следующие узлы и детали: корпус с картером, выполненным в виде единого блока с картером сцепления, ведущий, ведомого с промежуточного валов и механизма переключения передач.

Подвеска, трансмиссия и ходовая часть

Передача крутящего момента от силового агрегата на КПП осуществляется через сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом. Механизм устанавливается на маховике двигателя и закрыт картером, который изготовлен в виде единой детали с корпусом коробки передач. Привод обоих ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-133ГЯ осуществляется при помощи карданной передачи, что соединяет их с выходным валом коробки. Она состоит из валов, промежуточной опоры, шарниров и шлицевых соединений.

Основу ведущих мостов составляют стальные картеры, изготовленные с использованием сварочных технологий. Внутри них смонтированы шестеренчатые редукторы, межколесные дифференциалы, полуоси, подшипники. Главная передача на автомобиле для ЗИЛ-133ГЯ и ВЯ – гипоидные одинарные с передаточным числом – 6, 83 и смещение оси ведущей шестерни вниз. На наружных поверхностях картеров закреплены сваркой кронштейны для рессор, реактивных тяг, а на торцах – кованые цапфы с опорными кольцами для монтажа сальников полуосей. Помимо перечисленных агрегатов в состав ходовой части входит передний мост с механизмом, обеспечивающим поворот управляемых колес.

В конструкции передней подвески используются полуэллиптические рессоры и телескопические амортизаторы двухстороннего действия. Устройство крепится к раме шарнирно с помощью ушек и пальцев, к мосту – посредством хомутов с резьбовыми соединениями. В состав задней подвески входят две продольные балансирные рессоры и реактивные тяги, задающие определенные траектории перемещения мостов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-133ГЯ

Описываемая модель относятся к классу большегрузных автомобилей и способна перевозить до 10 тонн при собственной массе в 7610 кг. В снаряженном состояние масса между осями транспортного средства распределена следующим образом: на передний мост приходится 3290 мм, на задний и промежуточный совокупно – 4320 кг.

Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габаритно-массовые характеристики:

  • Длина – 9250 мм.
  • Ширина 2500 мм.
  • Высота (по кабине) – 2405 мм.
  • Погрузочная высота платформы – 1380 мм.
  • Расстояние между осями: передней и промежуточной 4610 мм, промежуточной и задней – 1400 мм.
  • Колея по передним колесам – 1835 мм, по задним – 1850 мм.
  • Дорожный просвет минимальный – 235 мм.

Грузовая платформа имеет длину в 6100 мм при ширине 2328 мм и высоте бортов в 575 мм, возможно их наращивание до 926 мм.

Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

Транспортное средство относится к грузовикам капотного типа. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ использована трехместная кабина от модели ЗИЛ-130 с общим диваном и жестко закрепленной спинкой. В передней части ее установлены фары, пофарники и указатели поворотов, между которыми расположена радиаторная решетка с характерными горизонтальными прорезями. Из кабины обеспечивается хороший круговой обзор через ветровое, боковые и заднее окна. Попасть внутрь можно через запираемые двери, снабженные опускающими окнами и поворотной форточкой.

Рабочее место водителя оборудовано приборным щитком, рулем, педальным узлом, рычагами переключения передач и стояночного тормоза. Органы управления автомобилем расположены удобно и в меру информативны, что упрощает вождение. На щитке установлены следующие приборы и устройства:

  • Спидометр со счетчиком пробега.
  • Указатели тока, температуры двигателя, количества топлива.
  • Манометр двухстрелочный, указывает давление воздуха в рабочей тормозной системе.
  • Сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости.
  • Контрольные лампы: дальнего света – синяя, указателя поворотов – зеленая.
  • Выключатель зажигания с ключом.
  • Трехпозиционная ручка переключателя света.
  • Ручки управления дроссельной заслонкой карбюратора, стеклоочистителя, подачей горячего воздуха из отопителя, жалюзи радиатора.
  • Кнопка включения насоса омывателя.
  • Выключатели плафона освещения кабины, вентилятора кабины и двухпозиционный для управления противотуманными фарами.
  • Трехпозиционный переключатель управления электродвигателем печки.
  • Ножной переключатель ближнего и дальнего света фар.

Для управления агрегатами и механизмами автомобиля предусмотрены три педали: сцепление, тормоз и акселератор. Кнопка звукового сигнала находится в центре рулевого колеса, что упрощает ее использование при необходимости. На потолке кабины установлена розетка для переносной лампы, которая может работать даже при отключенной массе, поскольку находится в цепи аварийной сигнализации.

Особенности эксплуатации и отзывы владельцев ЗИЛ-133ГЯ

Автомобили данной модели не выпускаются, начиная с 1992 года, но значительное количество их используется и до сих пор. Это обстоятельство говорит о большом запасе прочности, заложенном в конструкцию машины и огромном ресурсе систем и механизмов. Водители ЗИЛ-133 ГЯ и специалисты эксплуатационных организаций отмечают следующие качества автомобиля:

  • Высокая грузоподъемность и возможность использования в качестве тягача в составе автопоезда.
  • Хорошая проходимость. Машину можно использовать на грунтовых дорогах, низкая нагрузка на ось обеспечивает ей в определенных случаях превосходство над другими грузовиками.
  • ЗИЛ-133ГЯ отличается неприхотливостью и с успехом эксплуатируется в зимний период, благодаря предпусковому подогревателю не возникает сложностей с запуском двигателя.
  • Невысокие цена на запасные части и расходные материалы, что значительно снижает затраты на содержание машины.

Вместе с тем машина имеет и ряд недостатков: тесная кабина ограничивает возможность дальних поездок, а слабый отопитель не обеспечивает комфортных условий зимой. Низкая максимальная скорость не более 105 км/ч вследствие использования редуктора с большой главной передачей. Емкость штатного топливного бака недостаточна, что вынуждало многих владельцев устанавливать дополнительные. Грузовая платформа не отличается высокой прочностью и требует частого ремонта. Несмотря на перечисленные выше недостатки, автомобиль ЗИЛ-133ГЯ до сих пор используется в промышленности и сельском хозяйстве для организации грузоперевозок. Машина обеспечивает хорошие технико-экономические показатели, невзирая на довольно почтенный возраст.

Цены на автомобили ЗИЛ-1333ГЯ

На специализированных сайтах можно найти достаточно много предложений данной модели автомобиля разных годов выпуска. В зависимости от состояния машины и комплектации ее приобретение обойдется в сумму от 330 до 500 тысяч рублей. На вторичном рынке представлен большой выбор машин, которые продаются по бросовым ценам на запчасти. Стоимость таких машин стартует от 15 тысяч рублей.
Видео: