ЗИЛ 433420

Крупнейшая столичная автомобилестроительная компания АМО ЗИЛ в течении столетия бесперебойно обеспечивает оборонный департамент всевозможной специализированной техникой. Сегодня около трети миллиона автомобилей ЗИЛ эксплуатируются в военных ведомствах для грузоперевозок, а также как базовое средство для установки более 250 моделей вооружения. Из общего числа военной техники почти половина имеет значок ЗИЛ на капоте.

В 1995 году в ходе длительных проектно-конструкторских и экспериментальных изысканий прославленное предприятие выпустило первый серийный грузовой автомобиль семейства ЗИЛ 4334. Самосвал этой модели вобрал ключевые особенности своих легендарных «героев» и обновился усовершенствованными узлами, агрегатами, механизмами. Сейчас большегрузный внедорожник ЗИЛ этой модели благодаря надежности, безотказности и повышенной проходимости успешно находит применение и в армии, и в обеспечении народнохозяйственных потребностей. Эта модель актуальна в газо- и нефтедобывающей, коммунальной, дорожно-строительной службах и в других отраслях.

Обзор основных технических характеристик грузовика

Технические характеристики автомобилей модели 4334позволяют при перемещении по твердому дорожному полотну с отсутствием прицепа осиливать подъем с углом 35° и брод с уровнем до 1,4 м. Это удается благодаря наличию мощного (170 л.с.), многотопливного, 4-тактного, 8-цилиндрового, V-образного дизеля модели ЗИЛ 6451 с верхнеклапанным водяным охлаждением. Мощности дизеля достаточно, чтобы разогнать внедорожник весом 11170 кг до 90 км/ч. На первой передаче данная модель стабильно передвигается со скоростью 3,5 км/ч.

Все экземпляры марки ЗИЛ 4334 имеют электрооборудование с напряжением 24 В. Внешние и внутренние узлы получают питание от генератора и 2-х аккумуляторов. Их наладка состоит в анализе соединения и проверке количества электролита. Устройства и сигнализаторы, смонтированные на щитке, дают возможность держать под контролем состояние двигателя, генератора, а также воздушное давление в системе тормозов. Трехосный самосвал семейства ЗИЛ 4334 имеет усиленную механическую 5-ступенчатую КПП, усовершенствованную 2-хступенчатую раздаточную коробку, раму с утолщенными до 8 мм лонжеронами.

Первоначальный элемент, связывающий мотор с другими звеньями трансмиссии, — сцепление с гидроприводом, пневмоусилителем и периферийным размещением пружин. Каждая передача, за исключением первой, в КПП работает синхронно. Раздаточная коробка производит привод всех мостов техники. Для предупреждения совместного включения нескольких передач имеется шариковое устройство блокировки.

Новая разработка для внедорожников данной модели – автоматизация управления запуска переднего моста при перестановке на нулевую передачу. Передний мост включается в принудительном порядке, к примеру, при перемещении автомобиля по скользкому пути на прямой передаче. Для замыкания электроцепи можно прибегнуть к включателю на панели.

На поверхности раздаточной коробки имеется специальный люк для монтажа устройства отбора мощности в 60 л.с. на привод различных узлов, когда шасси применяется для крепления дополнительного оборудования.

Как указывает руководство ЗИЛ 4334, все три моста техники – ведущие. Средний мост промежуточный, от него сила поступает на задний мост. Для увеличения тяговой мощности в ходе движения в труднопроходимых местах ведущие мосты оборудованы принудительной блокировкой.

Две пары карданного вала, соединяющие разрозненные узлы трансмиссии, оснащены шлицевыми конфигурациями и прочными шарнирами на подшипниках. Рулевой механизм имеет гидроусилитель. Положение руля поддается индивидуальной регулировке по уровню и наклону. Диаметр поворота до 20 м.

Автомобиль претерпел ряд конструктивных изменений

Серьезной изюминкой грузовиков этой марки является независимая подвеска колес, которая повышает плавность при движении и приумножает скорость перемещения на бездорожье. Все колеса оборудованы тормозными барабанными устройствами с парой внутренних колодок и специальным разжимным механизмом. Конструкция пневмоприводного одноконтурного тормоза дает возможность брать на буксир прицепы с тормозным приводом, при этом контролировать его работу.

На внедорожниках ЗИЛ используются шины с грунтозацепами в форме косой елки. Шины независимо от модификации могут функционировать с изменчивым давлением воздуха внутри, что дает возможность водителю регулировать его по мере необходимости в процессе движения (1,5…3,5 кг/см2). Это значительно упрощает передвижение в условиях бездорожья. Кроме того, шины этих автомобилей обеспечивают движение даже при наличии прокола, при этом компрессор функционирует с максимальной производительностью, постоянно нагнетая воздух в дефектное колесо.

Технические характеристики кабины автомобилей ЗИЛ 4334 предусматривают оснащение ее индивидуальной пружинной подвеской и гидроамортизаторами. Кабина имеет прекрасную шумо- и термоизоляцию, системы отопления и вентилирования работают без перебоев. Размещение приборов управления эргономично и удобно для бригады водителей. Рулевая колонка оснащена включателем сигнализации и стеклоочистителя.

Существенная плавность движения обеспечивается использованием передней рессорной подвески с гидравлическими амортизаторами и рессорно-балансирной системы на обоих задних мостах. Цельное агрегатирование крыльев и капота позволяет свободно откидывать узел вперед, открывая подход к силовому блоку и системам, обеспечивающим его работу.

Практичная разработка в системе тормозов ЗИЛ 4334 – влагомаслоотделитель, его назначение состоит в очищении сжатого воздуха в пневмоприводе. Встроенный влагомаслоотделитель предотвращает замерзание конденсата, значительно продлевает продолжительность работы тормозной системы.

Недавно СМИ обнародовали сведения, что АМО ЗИЛ собирается вернуться к выпуску полноприводного среднетоннажного внедорожника 4334 с формулой 6х6. Грузовик эффективно модернизировали, оборудовали обновленным дизелем в соответствии с экостандартом Евро-4 и оснастили кабину стеклопластиковым оперением. В таком облике он сойдет с конвейера в ближайшие дни. Производители надеются, что высокий внедорожный потенциал и лояльная цена ЗИЛа дадут возможность усовершенствованной модели обеспечить себе достойную конкурентоспособность не только на Российском рынке. Модернизированные тактико-технические параметры этих автомобилей будут содействовать их продвижению за рубеж.

Авторы канала на Youtube «ПриветТачка» рассказали об уникальном российском вездеходе-амфибии семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица». Экземпляр 1985 года выпуска пребывает в прекрасном техническом состоянии.

ЗИЛ с колесной формулой 6х6 предназначен для обнаружения и эвакуации космонавтов из самых удаленных точек страны. Машина обладает герметичным стеклопластиковым кузовом, алюминиевой рамой, кабиной экипажа и отдельным пассажирским семиместным салоном с характерным стеклопластиковым колпаком. Доступ на борт вездехода обеспечивают откидные лестницы, попасть в кабину можно с помощью двух люков на крыше, в пассажирский отсек через заднюю дверь или через люк в невысокой передней стенке.

Фото: скриншот с youtube.com

Трехосный полноприводный поисково-эвакуационный вездеход способен плавать, преодолевать жесткое бездорожье и различные препятствия. В этом ему помогает внушительный дорожный просвет в 590 мм, короткие свесы, колеса с шинами большого диаметра и независимой торсионной подвеской.

Колёса первой и третьей осей — управляемые. Для оптимизации их маневренности рулевая система поворачивает задние колёса с небольшим опозданием, относительно колёс первой оси. Колеса связаны с централизованной системой регулировки давления и снабжены дисковыми тормозами.

Фото: скриншот с youtube.com

«Синяя птица» оснащается модернизированным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Мотор размещён за водительской кабиной и агрегатирован с пятиступенчатой механической коробкой передач.

Крутящий момент с коробки передач поступает на раздаточную коробку, при помощи которой происходит бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал «раздатки» распределяет крутящий момент на колеса разных бортов. Система карданных валов и бортовых передач обеспечивает привод всех шести колес машины. Для передвижения по воде вездеход получил два гребных винта, помещенных под кормой корпуса.

Фото: скриншот с youtube.com

«Синяя птица» передвигается по трассе со скоростью до 75 км/ч. Максимальная скорость на воде ограничивается 10 км/ч. Вездеход имеет следующие габаритные размеры: длина 9 м, ширина 2,5 м, высота 2,9 м, колесная база 4,8 м при промежутках по 2,4 м, колея 2 м. Снаряженная масса составляет 8,4 т., грузоподъёмность 3,5 т., полная масса со всей допустимой полезной нагрузкой 11,8 т.

Вездеход получил название «Синяя птица» из-за своей ярко-синей окраски. С учетом возможной эксплуатации в самых разных регионах цвет обеспечивает достаточную видимость в полях, в снегу, в пустынях.

Фото: скриншот с youtube.com

Примечательно, что «Синяя птица» является одним из самых дорогих существующих ЗИЛов и оценивается в 10 000 000 рублей. Всего таких машин было выпущено 26 штук, 14 из которых в пассажирской версии, 12 в грузовой модификации.

Напомним, первый пассажирский ЗИЛ-49061 был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР ещё в 1981 году. Одна из модификаций «Синей птицы» с индексом -4906 оборудована крановой установкой и ложементом для перевозки спускаемого аппарата.