ЗИЛ 4331 как сделать ниже

Главная » Статьи » Барабан тормозной ЗИЛ: важная деталь надежный тормозов грузовика

Грузовые автомобили ЗИЛ оснащаются тормозной системой традиционных для данного типа транспортных средств схем — на основе барабанных тормозных механизмов с пневматическим или комбинированным приводом. О тормозных барабанах, их типах и конструкции, особенностях эксплуатации и ремонте читайте в статье.

Общее устройство тормозных систем грузовиков и автобусов ЗИЛ

Ранние и актуальные модели грузовых автомобилей (и автобусов на их базе) ЗИЛ комплектуются тормозными системами, концепция которых не менялась уже несколько десятилетий. В основе этих систем лежат колесные тормозные механизмы традиционного барабанного типа, имеющие пневматический или комбинированный пневмогидравлический привод. Полный пневмопривод имеют ранние грузовики ЗИЛ-130, 131, 133ГЯ и другие, актуальные модели 4331, 433180 4334, 4421 и их многочисленные модификации. Гидропневматический привод имеет модель ЗИЛ-5301 «Бычок» и все ее модификации автомобилей и автобусов.

Барабанные тормоза наилучшим образом подходят для грузовиков, они очень просты по конструкции и надежны в работе, что и обусловило их широкое распространение. Барабанные механизмы автомобилей ЗИЛ имеют простую конструкцию и включают три основных узла:

  • Тормозной барабан;
  • Две тормозные колодки внутри барабана;
  • Механизм привода колодок сна основе гидравлического цилиндра (внутри барабана) или пневматической тормозной камеры (за пределами барабана).

Сегодня существуют различные типы тормозных барабанов ЗИЛ, о которых следует рассказать подробнее.

Актуальные модели барабанов ЗИЛ и их особенности

На автомобили ЗИЛ устанавливаются тормозные барабаны, имеющие различный внутренний диаметр и ширину.

По диаметру барабаны бывают двух типов:

  • Большие с диаметром рабочей поверхности 420 мм — используются в ЗИЛах моделей 130-й серии, 4331, 4334 и других актуальных модификаций;
  • Малые с диметром рабочей поверхности 320 мм — устанавливаются на модели ЗИЛ-5301 «Бычок».

По ширине барабаны можно разделить на 4 категории:

  • Под колодки с шириной накладок 70 мм — передние барабаны ряда модификаций грузовиков (в том числе ЗИЛ-130);
  • Под колодки с шириной накладок 80 мм — барабаны всех осей грузовиков модельного ряда ЗИЛ-5301;
  • Под колодки с шириной накладок 140 мм — барабаны обеих осей среднетоннажных модификаций ЗИЛ;
  • Под колодки с шириной накладок 180 мм — барабаны задних осей большинства моделей грузовиков (за исключением «Бычков»).

Следует заметить, что один и та же деталь может находить применение на разных осях различных моделей (так, идентичные модели барабанов применяются на передней оси бортового ЗИЛ-433180 и задней оси самосвала ЗИЛ-43336). Возможны и другие варианты, когда на разных осях одного автомобиля используются неодинаковые барабаны. Например, некоторые модификации ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 и другие имеют на своей передней оси барабан малой ширины, а на задней — более широкий. Эти особенности всегда следует учитывать при ремонте тормозных механизмов.

Все без исключения барабаны ЗИЛ — чугунные (из серого чугуна марок СЧ-20 или СЧ-24), изготавливаются методом центробежной отливки с последующей механической обработкой (проточкой рабочей поверхности, привалочной поверхности и т.д.). Барабаны диаметром 420 и 320 мм имеют некоторые конструктивные отличия.

Барабаны большого диаметра имеют классическую конструкцию: это цилиндрические детали с фланцами, в которых выполнены отверстия для шпилек крепления колеса. Во всех тормозных барабанах этого типа предусмотрено по 8 отверстий. Также во фланце могут находиться смотровые окна для регулировки тормозных механизмов без демонтажа барабана.

Барабаны малого диаметра имеют несколько ключевых отличий. В частности, фланец имеет вид отдельных приливов, в которых выполнены отверстия под шпильки крепления колеса (всего 6 штук). Также в этих изделиях имеются ребра жесткости, повышающие устойчивость к различным нагрузкам.

В настоящее время основная масса тормозных барабанов для установки на автомобили ЗИЛ производится на мощностях «АМО-ЗИЛ», значительно меньше на рынке представлены изделия других отечественных производителей.

Вопросы обслуживания и замены тормозных барабанов ЗИЛ

Тормозные барабаны — это цельнолитые чугунные изделия, не требующие какого-либо специального ТО. Необходимо лишь контролировать целостность барабана и износ его рабочей поверхности. Со временем внутренняя поверхность детали изнашивается и получает повреждения (борозды, сколы, раковины и т.д.), зачастую она еще и теряет свою геометрию — становится овальной. Все это приводит к ухудшению эффективности работы тормозов и требует выполнения ремонта или полной замены барабана.

Барабаны имеют до трех ремонтных размеров, могут растачиваться с постепенным повышением диаметра рабочей поверхности. Максимальная проточка больших барабанов может составлять 6 мм, малых барабанов — 4 мм. Таким образом, максимальный внутренний диаметр больших тормозных барабанов достигает 426 мм, а малых — 324 мм. Дальнейший износ приводит к утонению стенки барабана, они теряют свою механическую прочность и деталь может разрушиться при высоких нагрузках.

Процесс демонтажа и установки тормозного барабана выглядит несложно:

  1. Поднять автомобиль с помощью домкрата;
  2. Демонтировать колесо, выкрутив все 6 или 8 гаек;
  3. Стянуть барабан со ступицы, для этого может потребоваться сделать несколько легких ударов молотком (но только через деревянную доску, чтобы не деформировать деталь);
  4. Прочистить место установки барабана, если это нужно — выполнить ТО тормозного механизма;
  5. Выполнить установку нового барабана;
  6. Произвести регулировку тормозного механизма (новый барабан имеет иной диаметр, чем старый, поэтому следует отрегулировать ход колодок);
  7. Установить колесо.

При правильной замене тормозного барабана тормоза автомобиля ЗИЛ будут работать надежно, обеспечивая необходимую управляемость и степень безопасности.