28 июня 2020

ЗИЛ 164 технические характеристики

Содержание

Основной среднетоннажник 60-х годов

Для жителей многих крупных городов СССР именно грузовики ЗИЛ-164 стали символом эпохи развёртывания массового строительства блочных и панельных пятиэтажек-«хрущёвок». Самосвалы этой модели привозили на стройплощадки бетон; седельные тягачи ЗИЛ-164 везли на длинных полуприцепах стеновые панели; а машины бортовые – все прочие грузы, и бригады рабочих тоже (тогда возить людей в кузове грузовика было обычным делом). Бетоновозов в виде миксеров ещё не было, и самосвалы старались побыстрее доехать до стройки, пока бетон не начал схватываться, плеская содержимым кузова куда попало… Все подробности об этой интересной модели Лихачевского завода – далее.

Разумеется, активным участием в «стройках века» – знаменитых «хрущёвок» – роль ЗИЛ-164 в народном хозяйстве Советского Союза не исчерпывалась. Среднетоннажные грузовики ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А более десятилетия были основными перевозчиками грузов практически во всех автохозяйствах Страны Советов и бывших «братских стран».

На их шасси, полученных с ЗИЛа, специализированные предприятия других городов «штамповали» крупными сериями фургоны и топливозаправщики, автоцистерны и пожарные машины, автокраны и передвижные сварочные мастерские; прочие варианты рабочей спецтехники.

Предшественник и преемник ЗИЛ-164. Отличия от ЗИС-150

ЗИЛ-164– это созданная на базе ЗИС-150 двухосная грузовая автомашина Завода имени Лихачёва, которая находилась в серийном производстве в период с осени 1957-го по конец 1964-го года (с 1961-го года это была модернизированная версия ЗИЛ-164А). Ведущий мост – один, задний.

Этот автомобиль внешне мало отличался от своего предшественника (только вертикальными прорезями-жалюзи радиаторной решётки, а не горизонтальными). Однако обладал значительными отличиями в конструкции: усиленной рамой, более мощным двигателем с карбюратором передовой конструкции, телескопическими амортизаторами и т.п.

От ЗИС-150, ЗИЛ-164 также отличался установкой алюминиевой головки блока цилиндров вместо чугунной, повышенной жёсткостью кронштейнов креплений крыльев, иной застёжкой капота; новым отопителем и системой обдува ветровых стёкол тёплым воздухом. Был внедрён новый радиатор с увеличенной поверхностью охлаждения со 190 охлаждающими пластинами (против 125 на ЗИС-150) и уменьшенным шагом между ними.

ЗИС-150.

Крылья ЗИЛ-164 были подняты на 20 мм по сравнению с ЗИС-150. Соответственно, стала меньшей высота боковин капота, изменилась конструкция его застёжек, их крепление, а также поменялись кронштейны крыльев и места их установки на крыльях и лонжеронах рамы

На раме ЗИЛ-164 были установлены усилители лонжеронов. Изменились места крепления передней рессорной подвески и передних буксирных крюков. Передняя подвеска стала четырнадцати-листовой, а в задней подвеске установили усиленную пластину добавочной рессоры.

ЗИЛ-164.

Если проследить «родословную» ЗИЛ-164 раньше, то следующим его предком можно назвать трёхтонку ЗИС-5. Замену этому автомобилю, который был создан на базе американских грузовых машин ещё 20-х годов выпуска, начали готовить ещё в конце 30-х, но война перечеркнула эти планы, и ЗИС-150 попал в массовое производство только после Победы.

Преемником же ЗИЛ-164 в производственной программе завода стал легендарный ЗИЛ-130. Модель ЗИЛ-130 дорабатывалась и готовилась к запуску на заводской конвейер, и параллельно запустили в серийное производство модификацию ЗИЛ-164А – с новой коробкой переключения передач и однодисковым сцеплением от ЗИЛ-130, а также с ручным тормозом, карданными валами, телескопическими амортизаторами, тормозным краном тоже от ЗИЛ-130.

«ЗИСом» ЗИЛ-164 никогда не назывался (как это ошибочно указано в некоторых статьях). Заводу присвоили имя Лихачёва в июне 1956 года, через два дня после смерти прославленного директора предприятия, который управлял им с 1926 по 1950 годы. А ЗИЛ-164 встал на конвейер в октябре 1957-го года.

Грузоподъёмность ЗИЛ-164

Грузоподъёмность автомобиля ЗИЛ-164 составляет 4 тонны. В случае установки шин, которые допускают нагрузку 1700 кг, штатная грузоподъёмность машины повышается до 4,5 тонн – показатель, предусмотренный для дорог с твёрдым покрытием, но не для грунтовых и просёлочных. Показатель штатной грузоподъёмности для грунта установлен на уровне 3,5 тонн.

Двигатель ЗИЛ-164

Двигатель данного грузовика– карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, четырёхтактный, нижнеклапанный, имеет рабочий объём в 5,55 л. Степень сжатия – 6,2. Максимальная мощность двигателя составляет 100 лошадиных сил, при частоте вращения коленчатого вала в 2800 оборотов в минуту.

Наименование двигателя такое же: ЗИЛ-164. Бензобак ёмкостью 150 л с сетчатым фильтром в заливной горловине расположен на левом лонжероне рамы. Штатное топливо – бензин марки А-66.

Цилиндры мотора располагаются в едином блоке, который отлит из чугуна вместе с картером. Плоскость разъёма картера находится ниже оси коленчатого вала. Вокруг цилиндров в блоке выполнена водяная рубашка. На блоке двигателя установлена на прокладке общая головка цилиндров с водяной рубашкой, в которой расположены камеры сгорания. Головка, сделанная из алюминиевого сплава, закрепляется на блоке болтами и шпильками.

Поршни с плоским днищем сделаны из алюминиевого сплава. На верхней части поршня устанавливаются три компрессионных кольца и одно маслосъёмное. Коленчатый вал произведён из углеродистой стали, и шейки его подвергнуты поверхностной закалке высокочастотными токами. В двигателе вал выполняет вращения на семи подшипниках, которые имеют тонкостенные вкладыши из стали с баббитовой заливкой. Маховик прикреплён шестью болтами на фланец заднего конца коленчатого вала.

Спереди на коленчатом вале фиксируется на шпонке стальная распределительная шестерня, маслоотражатель и шкив привода вентилятора. Снизу к картеру двигателя присоединён на прокладках штампованный поддон из стали.

Распредвал, отлитый из углеродистой стали, установлен на четырёх стальных втулках с баббитовой заливкой. В средней части вала предусмотрена шестерня привода маслонасоса и распределителя зажигания, а в задней части – эксцентрик для привода бензонасоса; спереди – шестерня из чугуна, зацепляющаяся с шестернёй коленчатого вала. Силовой агрегат закреплён на раме на трёх опорах, с использованием резиновых подушек.

Система смазки двигателя ЗИЛ-164 – комбинированная: под давлением смазываются маслом коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, распределительные шестерни и вал привода распределителя; к остальным трущимся поверхностям масло подаётся разбрызгиванием и самотёком. Фильтрация масла – двойная.

У автомобиля ЗИЛ-164А двигатель снабжён маховиком, приспособленным для работы с однодисковым сцеплением. Также на мотор новой модификации установили карбюратор МКЗ-К-82М, который был полностью взаимозаменяем с прежним МКЗ-К-82, а также новый топливный насос повышенной производительности без отстойника, унифицированный по крепежным местам с прежним насосом. Производительность нового насоса составила 125 л/час – против 60 л/час у прежнего. Карбюраторы К-82 и К-82М были передовыми и современными по конструкции, имели механические ограничители числа оборотов.

На мотор ЗИЛ-164А установили вентилятор радиатора с увеличенным углом установки лопастей, вместо использовавшегося ранее с углом 300 градусов, а также новый кожух вентилятора. На место трубчато-пластинчатого радиатора был смонтирован трубчато-ленточный (змейковый радиатор), который был полностью взаимозаменяемым со старым.

Трансмиссия грузовика ЗИЛ-164

На автомобиле ЗИЛ-164 установлено сухое двухдисковое сцепление было сухим, двухдисковым. В дальнейшем, после проведённой в 1961 году модернизации, на ЗИЛ-164А это сцепление было заменено на однодисковое, с периферийно расположенными пружинами.

Коробка переключения передач грузовика –трёхходовая, пятиступенчатая, унаследованная от ЗИС-150В. При этом пятая передача КПП является ускоряющей. То есть при её задействовании вторичный вал КПП вращается быстрее коленчатого вала двигателя автомашины. На ЗИЛ-164А устанавливали коробку передач от ЗИЛ-130.

Главная передача – двойная, собранная в отлитом из ковкого чугуна картере с дифференциалом. Из того же материала отлита и задняя балка ведущего моста. В полуосевые рукава данной балки запрессованы и закреплены стопорными винтами стальные трубы. Их концы служат опорами для подшипников ступиц колёс. Заднее отверстие в балке прикрыто стальной штампованной крышкой, которая закреплена на балке болтами. Передаточное число главной передачи составляет 7,63.

Рама, подвеска, ходовая часть

Рама автомобиля ЗИЛ-164 собрана из 2-х стальных штампованных лонжеронов швеллерного сечения переменного профиля. Между собою они соединены поперечными балками на заклёпках. В передней части рамы закрепляются бампер и буксирные крюки, а в задней её части – буксирное устройство с крюком и защёлкой.

В конструкции рамы ЗИЛ-164А были предусмотрены новые кронштейны крепления телескопических амортизаторов передней подвески. Изменено было также расположение отверстий в поперечине под крепление новой промежуточной опоры карданного вала.

Передний мост автомобиля имеет форму стальной двутавровой балки, которая прикреплена к раме на 2-х продольных полуэллиптических рессорах. Концы рессор установлены в кронштейнах рамы на резиновых подушках. В переднюю подвеску входят также поршневые (рычажные) амортизаторы (которые впоследствии, на модификации ЗИЛ-164А были заменены телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия). Передние концы задних рессор присоединяются к кронштейнам рамы пальцами, а задние концы – при помощи серёг с двумя пальцами каждая.

Передние телескопические амортизаторы появились вместе с резиновыми подушками на концах рессор. Рычажные амортизаторы применялись вместе скреплением рессор на резьбовых пальцах и серьгах.

Колёса грузовика – дисковые, с плоским ободом, имеющие съёмное бортовое кольцо с кольцом замочным. На заднем мосту автомашины установлены двускатные колёса.Размер обода 20х8 (6,00-20), с восемью окнами, креплением на 8-ми шпильках. Размер шин – 9,00-20″, с рисунками протектора «дорожный» или «вездеходный»; либо 260-20, с комбинированным рисунком протектора. Запасное колесо размещается под грузовой платформой на откидном держателе, установленном на правом лонжероне рамы. К основанию платформы в её правой задней части прикреплён инструментальный ящик.

Рулевое и тормозное управление ЗИЛ-164

Рулевой механизм автомашины состоит из трёхгребневых роликов, при этом глобоидальный червяк смонтирован в картере на конических роликовых подшипниках, а ролик вращается на двух подшипниках игольчатых.

Тормозная система грузовика включает в себя ножной тормоз с пневмоприводом, действующий на все колёса, и ручной центральный трансмиссионный тормоз. Пневматические тормоза ЗИЛ-164 отличаются высокой эффективностью действия при малом усилии нажатия на педаль, что заметно облегчает процесс управления автомобилем.

Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оснащалась раздаточным краном для подсоединения тормозного механизма прицепа.

Технические характеристики в цифрах

  • Длина – 6,700 м; ширина – 2,47 м; высота по кабине – 2,18 м;
  • Колёсная база – 4 м;
  • Дорожный просвет под задней осью – 265 мм;
  • Дорожный просвет под передней осью – 325 мм;
  • Колея: передних колёс – 1,7 м, задних колёс – 1,74 м.
  • Максимальная скорость – 75 км/час.
  • Расход топлива при скорости 40 км/ч – 27 литров на 100 км пути.
  • Ёмкость топливного бака – 150 литров. Запас хода – 550 км.
  • Снаряжённая масса – 4100 кг, полная масса – 8250 кг.

Варианты исполнения ЗИЛ-164

  • ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А (с 1961 г.) – бортовые грузовики: деревянная грузовая платформа с тремя открывающимися бортами.
  • ЗИЛ-164Р и ЗИЛ-164АР (с 1961 г.) – бортовые грузовики с форсированными двигателями повышенной до 109 л.с. мощности и карбюраторами МКЗ-К-84, были предназначены для постоянной работы с прицепами массой до 4,5 тонн.
  • ЗИЛ-164Д и ЗИЛ-164АД (с 1961 г.) – бортовые грузовики с экранированным электро-оборудованием.
  • ЗИЛ-164Г и ЗИЛ-164АГ (с 1961 г.) – универсальные шасси для установки других грузовых платформ, надстроек и спецоборудования.
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н и ЗИЛ-ММЗ-164АН (с 1961 г.) – седельные тягачи с форсированными моторами повышенной до 109 л.с. мощности и карбюраторами МКЗ-К-84. ММЗ – это Мытищенский машиностроительный завод.
  • ЗИЛ-ММЗ-585И и ЗИЛ-ММЗ-585Л (с 1961 г.) – самосвалы строительные.
  • ЗИЛ-ММЗ-585К и ЗИЛ-ММЗ-585М (с 1961 г.) – самосвалы сельскохозяйственные.
  • ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166, ЗИЛ-166А (с 1961 г.) – бортовые грузовики, предназначенные для работы на сжиженном газе.

Газобаллонные модификации были оснащены газовыми двигателями ЗИЛ-166 мощностью 85 л.с. (мог работать и на 66-м бензине, выдавая мощность 100 л.с.), карбюраторами МКЗ-К-80Д и газовыми редукторами МКЗ-НАМИ с сетчатым фильтром.

Газовые баллоны размещались под грузовой платформой и были разделены на две секции: пять баллонов за кабиной поперёк рамы и три вдоль рамы в её задней части. Это направление не получило широкого распространения из-за особенностей экономики Советского Союза: в то время производство бензина было избыточным, намного превышающим потребность в нём, и он был чрезвычайно дешёвым топливом.

В городе Магадане также выпускалась так называемая «Колымская модификация» ЗИЛ-164. Это на местном предприятии на ЗИЛ-164 устанавливали третью ось, что повышало его грузоподъёмность и проходимость. Один из таких оригинальных трёхосных ЗИЛ-164 установлен на постамент в качестве памятника в Магадане.

Выпускалось три экспортные версии ЗИЛ-164: для умеренного климата – ЗИЛ-164Э и для тропического климата – ЗИЛ-164Ю.

По устоявшейся традиции и в полном соответствии с ироничной народной пословицей: «Иностранцы у нас – как дети: Всё лучшее – им», эти машины отличались улучшенной отделкой салона с применением более дорогих материалов, более тщательной сборкой с использованием отборных узлов и деталей.

Грузоподъёмность этих машин была также выше: 5,5 тонн, а не 4. Дело в том, что на них устанавливали только специальные экспортные форсированные двигатели повышенной мощности (107 л.с.)

Многие грузовики ЗИЛ-164, которые использовала Западная группа войск Советской Армии, оснащались специальными кузовами ГДРовского производства. Пожарные части городов ГДР комплектовались пожарными машинами на базе ЗИЛ-164. Некоторые советские автохозяйства изготавливали на шасси ЗИЛ-164 весьма необычные спецнадстройки хозяйственного назначения. Например, вошёл в историю необыкновенный «кассетный цементовоз» оригинальной конструкции. Первая в Советском Союзе серийная автоцистерна для транспортировки сжиженного газа – АЦЖНГ-4-164А была также смонтирована на шасси ЗИЛ-164.

Кабина ЗИЛ-164

В отличие от ЗИС-150, оснащавшегося до начала 50-х годов дерево-металлической кабиной, кабина ЗИЛ-164 была цельнометаллической, трёхместной. Кабина эта оснащалась, задней стены и передней панели. Для того времени это было инновационным решением. Комплектовали кабину также мощным жидкостным отопителем, обогревом ветровых стёкол и системой вентиляции.

Кресла в салоне ЗИЛ-164 все пружинные. Кресло водителя – отдельное, снабжённое возможностью регулировки по росту шофёра. Уплотнители на дверях были новыми, улучшенными, по сравнению с предшественником. Ветровое стекло было разделённое на две части. Причём левая его половина выполнялась открывающейся (подъёмной), а правая – глухой.

Окна в дверях – подъёмные, левая дверь оборудована замком, позволяющим запирать кабину снаружи. В современном для той эпохи стиле, была выполнена приборная панель – в виде пяти круглых циферблатов. Комбинация приборов представляла собой отдельный съёмный блок. Кабина укомплектована одним зеркалом заднего вида круглой формы, которое расположено на телескопическом кронштейне с водительской стороны.

Отзывы об автомобилях ЗИЛ-164

Отзывов от шоферов, реально работавших на ЗИЛ-164, по понятным причинам, уже не найти. Те отзывы, что встречаются в интернете, носят, по большей части, ностальгический характер: «Отец работал на 164-м на молокозаводе и брал с собой в рейс по соседним колхозам»… «Помню из детства, у нас в деревне на ЗИЛ-164 возили зерно, грузили на них по 6 тонн в кузова с нарощенными бортами, и ничего»… и т.п. ЗИЛ-164 «засветился» во многих советских фильмах 60-70х годов. В том числе и в культовых комедиях, типа «Операция «Ы».

Другой тип отзывов – от работников автомастерских, которым пришлось делать работу по восстановлению ЗИЛ-164 для частной коллекции. Они характеризуют грузовик как очень крепкую и простую машину, сделанную из удивительно долговечных, по нынешним меркам, материалов. В частности, удивляет качество металла и его покраски. В те времена краска защитного цвета сохла очень долго. Но, высохнув, держалась очень стойко. Стойкость же металла к коррозии была просто невероятной, по сравнению с современным.
Шины 60-х годов, которыми комплектовались ЗИЛ-164, также заслуживают особого отзыва. Это натуральный каучук с капроном, шина из которого никогда не трескается, а просто равномерно стирается: «три слоя корда протираются насквозь, а колесо всё ходит и ходит».

Цена автомобиля ЗИЛ-164

На просторах бывшего Советского Союза можно встретить немало предложений о продаже ЗИЛ-164, в различном состоянии. От этого зависит и стоимость. За восстановленные раритетные грузовики на ходу просят от 200 до 600 тысяч рублей. За те, что от многолетнего хранения уже «ушли по пояс в землю» и «поросли травой» (требующие восстановления) – от 50 до 70 тысяч рублей.