14 февраля 2021

Фото машины ЗИЛ 130, зис 130

Содержание

Да, сборка грузовиков переехала на Уральский автозавод АМУР, где 130-й выпускался под названием АМУР-531350 вплоть до 2010 года. И это был все тот же ЗИЛ-130.

Ностальгия: помню, как после школы подрабатывал на стройке и имел возможность покататься на ЗИЛ-130. Впечатлений оставалось масса — жесткий, тряский, громкий, но что понравилось больше всего, высокий и, конечно же, с роскошной голубой кабиной и белым передком.

Впрочем, водители любили его за V-образный восьмицилиндровый двигатель, пятиступенчатую коробку передач, гидроусилитель руля и простор в салоне. К тому же, ЗИЛ-130 был неприхотлив, ремонтопригоден и надежен. А с 4-х кубовым кузовом еще и компактен, что было весьма удобно при ограниченном размере стройплощадки.

Почему же ЗИЛы в своей массе имели голубую кабину? Нет, речь дальше не пойдет про принадлежность компетентных лиц на предприятии к нетрадиционной ориентации. Говорят, в те времена в стране было несколько цветов краски в огромном количестве, включая голубую, которую, собственно, и отрядили на завод ЗИЛ. Даже глубокий зеленый цвет военных грузовиков в те времена получали при смешивании голубой и желтой краски. Впрочем, есть и другая версия.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Автомобиль) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Автомобиль) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Лучший среднетоннажник советской эпохи

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. Буква «А». В разделе «Автомобиль» заглавным стоит изображение ЗИЛ-130. Это говорит о многом. ЗИЛ-130 – самый массовый автомобиль в истории столичного автозавода имени Лихачёва.Только на ЗИЛе, без учёта изготовленных на других предприятиях, было выпущено 3 366 503 грузовика данной марки. Модель ЗИЛ-130 находилась на конвейере московского завода с 1964-го по 1994-й годы, и недаром пару десятилетий считалась практически эталоном среднетоннажного грузовика. На самом деле, для того времени это был во всех отношениях прогрессивный автомобиль – надёжный, долговечный, неприхотливый и рентабельный в эксплуатации.

Об истории модели

В модельном ряде завода ЗИЛ-130 пришёл на смену ЗИЛ-164. 164-й ЗИЛ, глубокая модернизация ЗИС-150, запущенный в серию в 1957 году, получился лишь «временным решением». Народное хозяйство нуждалось в качественно новой грузовой машине. При смене основной модели место под капотом рядный шестицилиндровый двигатель ЗИС-120 уступил новому V-образному восьмицилиндровому мотору.

От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и, кстати, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна, фактически, лишь для бездорожья или очень крутых подъёмов.

Год 1962-й. Опытные образцы будущего бестселлера.

Внешний вид машины также получился чрезвычайно новаторским и смелым, обладающим яркой индивидуальностью, даже по международным меркам. Ещё одной особенностью нового массового ЗИЛовского грузовика стала расцветка – уже не тёмно-зелёная хаки (хотя выпускались и такие, конечно), а вполне «гражданская». Были разные варианты, но индивидуальной, «фирменной» расцветкой 130-х ЗИЛов стала небесно-голубая кабина с белым передком.

Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами европейских и американских фирм.

Автомобили ЗИЛ-130 первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались одноимённым карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и изначально имели штатную грузоподъёмность 5 (впоследствии – 5,5 тонн) – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта.

После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия.

Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели ЗИЛ-130 до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе ЗИЛ-130, использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн (ЗИЛ-130В1); 12,4 тонн (ЗИЛ-130В1-66); 14,4 тонн (ЗИЛ-130В1-76). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененной лицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил другой производственный индекс – 431410, в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.

80-е годы ХХ века. Шасси ЗИЛ-130 в цехе Завода имени Лихачёва.

В 1973 году государственная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении марке ЗИЛ-130 Государственного Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество благожелательных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики.

На практических испытаниях ЗИЛ-130 показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.

Юбилейный миллионный грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера лихачёвского завода в июне 1974 года, а в августе 1982 года был изготовлен двухмиллионный ЗИЛ-130. Интересно, что у обоих юбилейных 130-х был один и тот же «владелец».

Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный ЗИЛ-130, его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему, кстати, за весь прошедший период на своём миллионном ЗИЛ-130 ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.

Кроме столичного предприятия, 130-е ЗИЛы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г. Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.

Технические характеристики ЗИЛ-130

Рама и подвеска ЗИЛ-130

Рама ЗИЛ-130 – штампованная, клёпаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединённая поперечинами. Сцепное устройство грузовика оборудовано сзади буксирным крюком с защёлкой. Спереди расположены два буксирных крюкам без защёлок.
Подвеска переднего и заднего мостов – зависимая, располагается на продольных листовых рессорах; передние концы передних и задних рессор закреплены на раме с помощью отъёмных ушков и пальцев, а задние концы рессор – скользящие.

Амортизаторы, установленные на передней подвеске – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Стандартная рессорная подвеска ЗИЛ-130 была позаимствована для грузовых автомобилей ГАЗ четвёртого поколения.

Двигатель ЗИЛ-130

Оснащался грузовик ЗИЛ-130 карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – ЗИЛ-130. Рабочий объём – 5969 см³.

  • Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем).
  • Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня в цилиндре – 95 мм.
  • Степень сжатия — 6,5.
  • Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. – 401,8Нм (41кгс-м).
  • Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.

Расположение цилиндров в данном моторе – под углом в 90 градусов. Блок цилиндров — с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части. Головок цилиндров две, они выполнены из алюминиевого сплава со вставными сёдлами и направляющими клапанов. Поршни сделаны из того же алюминиевого сплава. Поршневых компрессионных колец – три. 2 верхних – хромированные чугунные, и одно маслосъёмное – стальное, составное, хромированное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые.

Шатуны выполнены из стали, двутаврового сечения, со смазыванием пальца поршневого. Шатунные и коренные подшипники – тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — стале-алюминиевые (лента стальная, и алюминиевый сплав). Коленчатый вал – стальной, кованый, пяти-опорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, снабжённый стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера. Распределительный вал — стальной, пяти-опорный.

Клапаны двигателя ЗИЛ-130 имеют следующую конструкцию. Впускные – расположены в головках блока цилиндров. Они приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные – пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы. Толкатели – механические, выполненные из стали, с наплавкой из специального чугуна. Коромысла клапанов – стальные, с бронзовыми втулками.

Газопроводы двигателя ЗИЛ-130 следующие: впускной – из алюминиевого сплава, общий для каждого из рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположенный между головками блока; выпускные – из чугуна; по одному с каждой стороны блока цилиндров.

Топливный бак автомобиля ЗИЛ-130 установлен под платформой на левом лонжероне и имеет объём 170 литров. В системе питания использован принцип принудительной подачи топлива, топливным насосом Б-10 –диафрагменным, с рычагом для ручной подкачки бензина. Подогрев топливной смеси — во впускном газопроводе, имеющем специальную жидкостную полость для подогрева, производится подогрев топливной смеси.

Система охлаждения мотора ЗИЛ-130 – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Установлен трубчато-ленточный радиатор, змейковый, трёхрядный. Термостат (с твёрдым наполнителем) установлен в выпускном патрубке жидкостной полости. Жалюзи – створчатые, вертикальные, управляемые из кабины водителя. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнём от шкива коленвала, совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.

Трансмиссия ЗИЛ-130

На автомобилях ЗИЛ-130 установлена механическая пятиступенчатая коробка передач. КПП оборудована двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача – двойная, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями, с передаточным числом – 6,32.

Сцепление – сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. Число пар трущихся поверхностей – 2. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось – рулевая.

ЗИЛ-130″ – «колхозник».

Карданных валов два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме. Карданных шарниров – три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала. Картер заднего моста – стальной, штампованный, сварной. Установлен конический дифференциал, симметричный, с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные. Стандартный размер шин – 260х508.

Тормозное управление «ЗИЛ-130»

Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанных механизмах. Рабочая система тормоза является колодочной, барабанного типа; действует на все колёса, привод её – пневматический. Стояночная система тормоза также барабанного типа, действующая на трансмиссию; её привод – механический. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор, с жидкостным охлаждением головки и блока.

И в XXI веке легко встретить ЗИЛ-130 на кубинских дорогах.

Поршни воздушного компрессора изготовлены из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами. Привод компрессора осуществляется ремнём от шкива водяного насоса; смазывание компрессора происходит от смазочной системы двигателя, под давлением и разбрызгиванием.

Технические характеристики ЗИЛ-130 в цифрах

Массово-габаритные покахатели:

  • Длина – 6,675 м; Ширина – 2,5 м; Высота – 2,4 м.
  • Колёсная база – 3,8 м.
  • Дорожный просвет – 275 мм.
  • Передняя колея – 1,8 м; Задняя колея –1,79 м.
  • Масса – 4,3 тонны.
  • Распределение нагрузки: на переднюю ось — 4,200 тонны;на заднюю ось – 9,9 тонн.
  • Угол преодолеваемого наклона – 38 градусов.
  • Радиус разворота –8,9 м.

Обзор базовых и серийных модификаций ЗИЛ-130

Изначально, даже ещё до проектирования, ЗИЛ-130 рассматривался как базис для обширного семейства унифицированных машин, предназначенных для самых разнообразных транспортных и хозяйственных операций. Эти планы нашли своё полное осуществление. Поэтому полный список модификаций на базе ЗИЛ-130 насчитывает, вместе с экспериментальными вариантами,многие десятки наименований.

Наряду с базовыми моделями бортового грузовика и самосвала выпускались также семейства ЗИЛ-130Г – с удлинённой до 4,5 м колёсной базой, седельные тягачи ЗИЛ-130В, модификации ЗИЛ-130С для эксплуатации в северных условиях и тропиках, газобаллонные версии и др.

ЗИЛ-130, вплоть до конца 80-х годов ХХ века,обладал хорошим экспортным потенциалом. Его поставляли более чем в сорок стран мира. Причём, по желанию заказчика, машину комплектовали экономичным английским 140-сильным дизелем «Перкинс». Завод разработал адаптированные для стран с тропическим климатом версии всех популярных модификаций «ЗИЛ-130».

Финское дочернее предприятие советского «Автоэкспорта» – компания «Конела» – подводила под двухосный автомобиль поддерживающую не ведущую ось, что повышало грузоподъёмность машины до 8 т. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные шасси на основе удлиненного варианта ЗИЛ-130Г, на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова грузовиков и автобусов своих оригинальных, подчас весьма причудливых, конструкций.

Огромной популярностью пользовались шасси ЗИЛ-130 для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины – различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

Модификации ЗИЛ-130 (только базовые и серийные):

  • ЗИЛ-130 – базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
  • ЗИЛ-130-66 – модификация 1966 года, с увеличенной до150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
  • ЗИЛ-130-76 – базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн, а рабочий ресурс – до 300 тыс. км.
  • ЗИЛ-130-80 – модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами.

ЗИЛ-130В – седельный тягач.

  • ЗИЛ-130А – грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
  • ЗИЛ-130Б – специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-554 и ЗИЛ-ММЗ-554М (колёсная база 3,8 м).
  • ЗИЛ-130В – седельный тягач; ЗИЛ-130ВТ – седельный тягач с усиленным задним мостом.
  • ЗИЛ-130Г – бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).

Длиннобазный ЗИЛ-130Г

  • ЗИЛ-130ГУ – особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от ЗИЛ-133/Г1.
  • ЗИЛ-130Д1 – шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502.
  • ЗИЛ-130Д2 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-555А и ЗИЛ-ММЗ-45022.

Популярный промышленный самосвал ЗИЛ-130Д с практичным «корытообразным» кузовом.

  • ЗИЛ-130Д3 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под специальный самосвал-тягач (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-136И – автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
  • ЗИЛ-136ИГ – длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
  • ЗИЛ-136ИД1 – шасси под промышленный самосвал, с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» (колёсная база 3,3 м).
  • ЗИЛ-130К шасси с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555К и ЗИЛ-ММЗ-45021 (колёсная база 3,3 м).
  • ЗИЛ-138, ЗИЛ-138А и ЗИЛ-138И – газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе. В том числе: ЗИЛ-138В1 – седельный тягач; ЗИЛ-138Д2 – шасси для промышленного самосвала-тягача; ЗИЛ-138АГ, ЗИЛ-138И – длиннобазные.

Дополнительные буквенные обозначения в наименованиях всех указанных в этом списке модификаций означают: «Э» – экспортный вариант для стран с умеренным климатом; «Т» – экспортный вариант для стран с климатом тропическим; «С» – для Сибири и Крайнего Севера; «Е» – с экранированным электрооборудованием.

Кабина автомобиля ЗИЛ-130

Кабина ЗИЛ-130 – трёхместная цельнометаллическая кабина, оснащённая панорамным ветровым стеклом с омывателем. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Впоследствии все эти люки постепенно, один за другим, были убраны.

Оснащение кабины ЗИЛ-130, по нынешним меркам, довольно скудное, обстановка спартанская. Тогда же мало какой грузовик мог предложить водителю и пассажирам больший комфорт. Действительно: в салоне кабины просторно, посадка комфортная, все приборы управления расположены удобно, скорости переключаются легко, а крутить «баранку» помогает гидроусилитель. Со второй передачи 130-й трогается очень легко и разгоняется весьма уверенно.

Брутальный интерьер кабины ЗИЛ-130.

В кабине ЗИЛ-130 – хороший акустический комфорт. Здесь гораздо тише, чем в кабинах других грузовиков-«одноклассников» из двадцатого века. У правильно настроенного мотора ЗИЛ-130 компрессор слышно лучше самого мотора– двигатель для сидящих в кабине водителя и пассажиров не «рычит», а просто «шелестит».

Единственный недостаток (малосущественный в ХХ веке, но важный сейчас) – это скверная обзорность с места водителя. Высокие капот и передние крылья вызывают дискомфорт при движении в плотном транспортном потоке или на тесных городских улицах.

Стоимость автомобиля ЗИЛ-130

Рынок подержанных автомобиле любого региона Российской Федерации насыщен предложениями продажи грузовиков ЗИЛ-130 всевозможных видов и модификаций (прежде всего, самосвалов, конечно, – промышленных и сельскохозяйственных). Что и не удивительно, учитывая огромное количество построенных за годы выпуска машин и их тотальную распространённость во всех отраслях хозяйства.

Разброс цен огромный. В зависимости от года выпуска, оснащения и технического состояния, за б/у автомобиль ЗИЛ-130 просят от 50-ти до 300 тысяч рублей. Ещё дороже оцениваются спецмашины, укомплектованные специальным оборудованием, типа крана-манипулятора – запрашиваемая цена на них доходит до полумиллиона рублей.

Отзывы водителей и владельцев ЗИЛ-130

Человек, всю жизнь проработавший водителем в колхозе, вспоминает, что до середины 70-х годов в автопарке сельхозпредприятий преобладали грузовики Горьковского автозавода. Впоследствии, по мере укрепления благосостояния колхозов, ими стало приобретаться всё больше автомобилей ЗИЛ-130. Водители и инженеры сельхозпредприятий очень скоро оценили, насколько данная машина сильнее, надёжнее, долговечнее и рентабельнее горьковских грузовиков (не в обиду будет сказано старым добрым ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53).

«Сто тридцатый» гораздо крепче ГАЗов по своей конструкции, имеет более надёжный и ресурсонасыщенный двигатель, обладает отличными качествами маневренности и проходимости, и по трассе спокойно «соточку» идёт. Машина надёжная и универсальная».

Топливозаправщик на шасси ЗИЛ-130 в Финляндии.

С другой стороны, интересно также мнение о 130-м коренного городского жителя, который в своей шоферской биографии поработал также не только на ГАЗоне, но и на КамАЗе.

«Очень люблю самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, считаю его самым боевым. Этот уникальный кузов корытообразной формы – браво генеральному конструктору! Великолепная машина! Четыре года проработал на 130-м, и никаких проблем не знал с ним. У нас на автобазе было много ЗИЛов, и их не списывали, так как они всегда без проблем выполняли свою работу, не смотря на неэкономичность. Она очень хорошо компенсировалась без потребности в запчастях. Один двигатель чего стоит! Мощный и выносливый».

С тех времён, когда на автобазах КамАЗов было ещё «кот наплакал», вся нагрузка по транспортным перевозкам в полной мере ложилась на «плечи» ЗИЛ-130, и весь колоссальный объём работы выполняли в СССР грузовики именно этой модели.
Одной из особенностей ЗИЛ-130 является то, что высота кузова равна высоте пола железнодорожного вагона. Это значительно упрощает условия погрузки и разгрузки: можно непосредственно подъезжать к вагону и перегрузиться в самые сжатые сроки.

В наше время ЗИЛ-130 является, конечно, безнадёжно устаревшей машиной. Конкурентоспособный и практически безупречный для 70-х/80-х годов ХХ века, в веке двадцать первом он уже не может соперничать с современными среднетоннажными грузовиками ни по компактности и маневренности, ни по комфортабельности, ни по экономичности. Для условий многократно уплотнившегося транспортного потока современных городов ЗИЛ-130 подходит очень слабо.

«Аварийка» на шасси ЗИЛ-130.

Тем не менее, многие 130-е, прежде всего, переведённые на газобалонное оборудование, либо оснащённые дизельным двигателем ММЗ Д-245, продолжают успешно работать на многих предприятиях и хозяйствах. ЗИЛ-130 – как пенсионер, который давно уже заслужил почёт и покой, но не желает расставаться с активной деятельностью и работой. Нет сомнений в том, что мы ещё долгие годы будем часто встречать грузовики этой марки на дорогах России и других республик бывшего Союза.