Жигули 2

История создания

ВАЗ 2102 — советский легковой автомобиль, первый универсал завода ВАЗ. Серийно выпускался с 1971 по 1984 год. Базовой моделью для машины послужил седан ВАЗ 2101, но имелся и итальянский аналог — FIAT 124 Familiare. Все изменения, внесенные в ВАЗ 2101 перекочевали и на универсал ВАЗ 2102. Модель имела идентичную с ВАЗ 2101 переднюю часть салона и кузова. Многие запчасти были унифицированы с моделью 2101. За время выпуска, машина неоднократно модернизировалась. Суммарно на разные модификации ставились три двигателя разной мощности.
Автомобиль имел большую грузоподъемность, вплоть до 250 кг. Из-за этого, модернизации подверглась задняя подвеска, получившая усиленные пружины и амортизаторы. Модель имела большой багажник, объем которого можно было увеличить, сложив заднее сидение. Задняя дверь багажника была спроектирована таким образом, чтобы ее кромка совпадала с уровнем пола. Такая конструкция значительно облегчала погрузку и выгрузку багажа. С 1978 года начался выпуск модернизированной версии, с двигателем и элементами отделки от ВАЗ 21011.
Модель ВАЗ 2102, как и модель 2101, шла на экспорт. Экспортные машины оснащались дополнительным оборудованием, например омывателем заднего стекла, а позднее и передними сидениями от ВАЗ 2106.

Дизайн

Внешний облик ВАЗ 2102 практически повторяет дизайн FIAT 124 Familiare с доработками, примененными в ВАЗ 2101. Модель получила большую распашную заднюю дверь и вертикальные задние фонари. Все изменения во внешнем облике автомобиля совпадают с таковыми в ВАЗ 2101.

Двигатель

На модель ВАЗ 2102 за все время выпуска устанавливали три двигателя разной мощности. На первые модели ставили мотор ВАЗ 2101, мощностью 64 л.с. и максимальной скоростью 142 км/ч. Позднее, с 1978 года, выпускалась версия с индексом 21021 с двигателем от 21011 мощностью 69 л.с. и максимальной скоростью 145 км/ч. Последним двигателем, установленным на модель ВАЗ 2102 стал мотор от 2103, мощностью 77 л.с и максимальной скоростью 152 км/ч.

Модификации

ВАЗ-21021 — модификация с двигателем ВАЗ-21011
ВАЗ-21023 — модификация с двигателем ВАЗ-2103
ВАЗ-21032 — прототип с деталями кузова и интерьера ВАЗ-2103, изготовлено 3 штуки.

С учетом увеличенного внутреннего объема и более тяжелого кузова имеет усиленные пружины и амортизаторы, обеспечивающие грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами или 60 кг с пятью пассажирами. Комплектовался универсал двигателями рабочим объемом 1,2 л (64 л.с.), 1,3 л (70 л.с.) или 1,5 л (77 л.с.)
В строении передней части кузова «двойка» ничем не отличается от седана — те же круглые фары с большой решеткой посередине и «клыкастый» бампер. Кормовая часть у автомобиля оригинальная — для того, чтобы проем пятой двери был как можно шире, задние комбинированные фонари сделаны небольшими и вертикальными. Доведенная почти до уровня пола кромка двери багажника дополнительно увеличивает проем и упрощает погрузку и разгрузку. Для своего времени «двойка» внешне смотрелась очень динамично — благодаря специфичному наклону крыльев и задней двери в профиль создавалось впечатление, что автомобиль буквально устремлен вперед. Крупные задние стекла и относительно небольшие стойки обеспечивали хороший обзор. Главным же плюсом была возможность сложить второй ряд и получить большую площадку для ночевки или перевозки вещей. Автомобиль имел некоторые отличия в комплектациях (ставился салон от ВАЗ-21011 или ВАЗ-2103), а модернизации соответствовали всем тем изменениям, что переживала «копейка».
Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза стали новые двигатели. Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации, чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.
Кроме модернизированных двигателей, новый автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Был увеличен и дорожный просвет, т.к. качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики. Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры, ведущий мост. Специально для универсала ВАЗ-2102 была применена более «короткая» главная пара с передаточным числом 4,44 вместо 4,3 — это немного ограничивало автомобиль в скорости, но позволяло двигателю лучше справляться с возросшими усилиями при полной загрузке.
В плане безопасности первые «жигули» — что седан, что универсал — демонстрировали серьезный прогресс по сравнению с прежними автомобилями отечественного производства. Впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей. Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах. В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла, а для универсала также и задний стеклоочиститель.
С 1984 года ВАЗ-2102 выпускался параллельно со своей преемницей, более современной «четверкой» (ВАЗ-2104), пока в 1988 году первый универсал ВАЗ не был снят с производства. Следует отметить, что «двойка» оказалась на редкость живучим автомобилем. Несмотря на свою внешне «интеллигентную» сущность, она составляла серьезную конкуренцию «москвичам» и «ИЖам» (комби и универсалам) даже в сельской местности, где, казалось бы, решающее значение должно было иметь наличие рессор у последних, но более высокая надежность, комфортность, теплый салон давали ВАЗ-2102 определенные преимущества. По достоинству автомобиль оценили заядлые дачники и туристы. К тому же на крышу всегда можно было установить большой трехопорный багажник, который нередко загружали далеко не «по паспорту». Даже спустя три десятилетия после прекращения выпуска модели в продаже все еще можно встретить отдельные ухоженные экземпляры «двойки». Автомобиль нередко становится интересным объектом для тюнинга.

ВАЗ 2101

Автомобили ВАЗ-2101/2102 и их модификации.
Л.П.Шувалов
Издательство: ДОССАФ
Страниц: 320
Формат: PDF
Размер: 26Mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1972
Аннотация:
В книге дается описание устройства, конструктивных и эксплуатационных особенностей малолитражного легкового автомобиля ВАЗ-2101 и его модификаций, а также необходимые рекомендации для выполнения регулировочных работ.

Автомобиль ВАЗ-2101 и его модификации
Л.П.Шувалов
Издательство: ДОСААФ
Страниц: 320
Формат: PDF
Размер: 26 мб
Качество: Нормальное
Язык: Русский
Год издания: 1972
Аннотация:
Автомобиль ВАЗ-2101 и его модификации

Инструкция по эксплуатации автомобиля ВАЗ 21011 и 21013.
Емельянов Б.Я.
Страниц: 79
Формат: PDF
Размер: 1.9 Мб (rar + 3% на восстановление)
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1986
Аннотация:
В данной инструкции в приложении была использована новейшая информация, предоставленная НТЦ Волжского Автомобильного Завода, о применении импортных и отечественных горюче-смазочных материалов, эксплуатационных жидкостей и автопрепаратов, рекомендованных для автомобилей ВАЗ.

Разборка, сборка и регулировка карбюраторов «ОЗОН»
По материалам журнала «За рулем»
Страниц: 20
Формат: PDF
Размер: 0.5 Мб (rar + 3% на восстановление)
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1986
Аннотация:
В простой и в тоже время подробной форме с иллюстрациями, описывается
разборка, сборка и регулировка карбюраторов «ОЗОН» которыми оснащались
автомобили ВАЗ с моделей 2101 по 2107. Составлено по материалам журнала
«За рулем» 1986 г. №5, 6, 8, 9, 10. Во времена эксплуатации автомобиля
ВАЗ, это руководство позволяло мне проводить выше описанные процедуры
самостоятельно.

В Тольятти выставили на продажу еще одну «капсулу времени» – новую ГАЗ-3102 «Волгу», которая никогда не ставилась на учет. За редчайший экземпляр, представляющий сегодня высокую коллекционную ценность, просят 5 млн рублей.

То, что момента покупки в 1995 году автомобиль так и не был зарегистрирован, не может не удивлять, однако факт есть факт – его одометр до сих пор указывает на пробег в 10 километров. Следовательно, не мудрено, что эта «Волга» выглядит так, будто она только что выехала из автосалона.

ГАЗ-2102 «Волга». Фото Wroom.ruГАЗ-2102 «Волга». Фото Wroom.ruГАЗ-2102 «Волга». Фото Wroom.ruГАЗ-2102 «Волга». Фото Wroom.ruГАЗ-2102 «Волга». Фото Wroom.ru

Напомним, ГАЗ-3102 представляет собой глубоко модернизированный ГАЗ-24, отличный от «донора» более солидной внешностью, усовершенствованными тормозами, новым салоном и прогрессивным двигателем с форкамерно-факельным зажиганием. Как известно «Автоновостям дня», в 80-е (выпуск модификации 3102 начался в декабре 1982 года) такие «Волги» часто называли «директорскими» – тогда их массово распределяли по министерствам, ведомствам, подведомственным организациям и предприятиям.