Жигуль

Что означают названия машин на разных языках мира. Фото: belorinfo.com

Компания Renault недавно запустила российское производство кроссовера Captur. Правда, для России автомобиль заблаговременно переименовали в «Каптур». Маркетологи объяснили, что такое название в России выглядит лучше. Скорее всего, причина в том, что европейское имя при транслитерации вызывает не самые лучшие ассоциации, передает AutoDriving.

Реклама

На самом деле, целый ряд машин перед стартом продаж в новой стране переименовывают, так как в разных языках даже самые, казалось бы, безобидные оригинальные названия нередко оказываются созвучны с ругательствами или словами, которые совершенно не подходят автомобилю. Но переименовать вовремя успевают далеко не всегда.

Так, самая известная и нашумевшая история – с переименованием внедорожника Mitsubishi Pajero. Задумка изначально очень хорошая, внедорожник назвали в честь аргентинской дикой кошки. Но во всех испаноязычных странах он продается исключительно как Montero. Оказалось, что в Испании слово Pajero – нецензурная брань. С Испанией, кстати, «не сложилось» у целого ряда автомобилей, слишком много невинных слов в испанском языке превращаются в ругательства. Так, цензуру не прошли Fiat Punto, Ford Pinto и Mazda «Лапута». Удача не постигла и Chevrolet Nova. Ничего бранного в слове «Нова» нет, просто на испанский оно переводится как «не едет».

В тренде

Что кроме минималки: как вырастут зарплаты украинцев

Интересна также история появления российского бренда Lada. Это имя было придумано в 1975 году для продажи автомобилей марки «Жигули». С первоначальным названием покупать эти машины европейцы отказались, так как слово ассоциировалось с понятием «жиголо», а в некоторых языках и вовсе переводилось как «вор». В России бренд полностью переименовали в Lada в 2004 году. Кстати, во Франции и к этому названию вопрос – оно созвучно с ladre – скупердяй, скряга.
После начала поставок в Финляндию Lada Kalina, АвтоВАЗу снова пришлось спешно исправлять название модели. Оказалось, что в финском языке слово «калина» означает «треск, дребезжание и шум», что совершенно не мотивирует к покупке автомобиля. В результате, в Европу «Калины» стали поставлять как Lada 1119th.
А вот о российских покупателях АвтоВАЗ не слишком подумал. Выход на рынок автомобиля Lada 4x4urban вызвал массу шуток в сети на тему, пассажиры какой национальности и в каком количестве должны ездить на новом автомобиле.
Серьезные проблемы с неудачным названием в начале 2000-х годов возникли у Honda. Популярный автомобиль, известный в Европе как «Джаз», а в Японии как Fit, первоначально назывался Fitta. Японцы успели даже запустить рекламную кампанию и развесить билборды, после чего выяснилось, что в скандинавских странах Fitta – это крайне вульгарное нецензурное слово. Закончилась такая реклама крупным международным скандалом. Рекламную кампанию спешно свернули, и, на всякий случай, изменили название даже на внутреннем рынке.
Встречаются и просто сомнительные названия, которые вызывают вопросы на любом языке. Так не повезло автомобилю AMC Gremlin. Гремлины всегда были известны как очень неприятные фольклорные персонажи, так зачем же так назвали автомобиль – остается загадкой. А через несколько лет после того, как появился этот автомобиль, вышла премьера фильма «Гремлины», окончательно запятнав репутацию машине.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Рожденные в СССР знают, что такое «копейка». Это один из самых распространённых советских легковых и один из символов автопрома того времени. ВАЗ-2101 сыграл важную роль в автомобилизации СССР. За время выпуска модели с 1970 по 1984 год было собрано 2 699 999 автомобилей.

А началось все 4 мая 1966 года, когда в Турине были подписаны протоколы об участии итальянского концерна «ФИАТ» в создании на территории СССР крупномасштабного автостроительного предприятия с полным технологическим циклом по производству легковых автомобилей, а также генеральное соглашение о советско-итальянском сотрудничестве в области разработки базовой модели.

19 апреля 1970 года с главного конвейера автомобильного завода в Тольятти сошли 6 первых легковых машин ВАЗ-2101 «Жигули» (усовершенствованная версия «Фиата-124»), окрещенных в народе «копейками».

Конструкция была доработана с учётом советских условий — увеличен дорожный просвет, усилена подвеска, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению. Кроме того, слева появилось наружное зеркало заднего вида, была изменена конструкция двигателя, а масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений. 28 Октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули».

Вопреки распространённой легенде, с самого начала «Жигули» собирались целиком из локализованных частей, без поставок деталей с «Фиата» (тем более что большая часть узлов «копейки» имела более или менее существенные отличия от оригинального Fiat 124, производящегося в Италии). Штампы и клейма же оставались в первое время «фиатовскими», так что соответствующее обозначение вполне могли нести и детали, изготовленные в СССР на итальянском оборудовании. По мере внесения в конструкцию автомобиля изменений и естественного износа оснастки они стали исчезать.

Впоследствии ВАЗ-2101 получил несколько модификаций, а именно 21011 — основные изменения пришлись на модификацию кузова, салон которой получил более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки. На автомобиль стали устанавливать фонарь заднего хода. И вторая модификация — модель 21013, которая отличалась от 21011 лишь объёмом двигателя — 1.2 На базе ВАЗ-2101 был создан также универсал ВАЗ-2102 — но это уже совсем другая история.

Необходимое пояснение

Перед тем как приложиться одним ухом к мотору, а другим – к коробке передач, надо подумать о том, что некоторые звуки на одном автомобиле имеют право на существование, а на другом – нет. Другими словами, «дизеление» мотора Форда или Киа – вещи совершенно разные, и в первом случае напрягаться не стоит, а во втором – очень даже надо. Поэтому мы постараемся такие вещи обговаривать отдельно.

Второе – это категория звуков, причина которых настолько банальна, что говорить о них не стоит вовсе. Такие звуки пугают либо совсем неопытных водителей, либо людей, которые только что поменяли машину и ещё не привыкли к тому, что она работает не так, как предыдущая. Например, простая ситуация: человек в кризис пересел с иномарки на ВАЗ-2115 (тьфу три раза). Всю зиму ездил, а весной впервые проехался с опущенным окошком и вдруг услышал впереди страшный гул. А это просто включился вентилятор, которого на иномарке практически не было слышно.

Lada Samara (2115) ‘1997–2012

Или вдруг на скорости у недавно купленной машины что-то стало гудеть. Причина, может быть, кроется в аэродинамике: завыли боковые зеркала, а на старой «классике» – водостоки. Это тоже слишком просто и элементарно, поэтому просто предупредим, что есть очень простые, громкие, но не страшные звуки, о которых говорить не будем. Мы поищем что-то сложнее. Начнём с моторов.

Что американцу хорошо, что корейцу смерть

Начнём с лёгкого звука, который часто пугает автовладельца, – с еле заметного цокота. Тихий цокот, больше похожий на стрекот, – это звук работы форсунок. Что бы там ни говорили о сложном устройстве форсунки, это всего лишь электромеханический клапан, и совсем бесшумно он работать не может. На некоторых моторах форсунки практически не слышно, а некоторые ими «хлопают» заметно. Например, этот звук часто можно услышать на корейских моторах. Бояться его, конечно же, не стоит.

Правда, если слух не очень тонкий, а опыта нет совсем, за этот шум можно принять стук в неправильно установленном тепловом зазоре клапанов. Но на самом деле клапанный цокот намного громче, а, кроме того, он обычно становится тише по мере прогрева мотора (зазор становится меньше, и молотит не так сильно), а вот форсунки при любой температуре работают одинаково. Так что если цокот сильный и уменьшается по мере прогрева – пора регулировать зазоры (или проверять гидрокомпенсаторы, если они есть), а если он частый, еле слышный и не меняется, то переживать не стоит – это работают форсунки.

Второй звук менее приятный и более громкий. За характерный оттенок его называют «дизелением». Ну, дизельный мотор «дизелит» всегда – звук даже исправного двигателя напоминает стук. А вот дизеление бензинового мотора может напрягать. Но не всегда.

Это явление при холодном пуске свойственно многим агрегатам, но при этом не является признаком их приближающейся кончины. В качестве примера можно привести моторы серии Zetec, знакомые нам по Фордам, в первую очередь – 1,6-литровый мотор мощностью 100 л.с. Мотору скоро будет сто лет в обед (ладно-ладно, чуть меньше), но до сих пор нет точного ответа, что в нём стучит.

Чаще всего обвиняют соединение «палец-поршень», в котором появляется люфт, и во время перекладки поршня в нижней мёртвой точке появляется стук. Почти так же часто винят в этом короткие юбки поршней. Кто-то сильно переживает и начинает потихоньку перебирать мотор или хотя бы регулировать зазор клапанов (в этом моторе нет гидрокомпенсаторов). Регулировка клапанов ещё никому не помешала, но и от дизеления она не избавляет. А так как с этим стуком «зетеки» спокойно ездят по 400 тысяч километров, дизеление признали «конструктивной особенностью», которая на ресурс никак не влияет.

Замечу, что у меня самого был Фокус первого поколения с таким мотором, но объёмом два литра. Он проехал без ремонта до пробега 420 тысяч километров, был продан по рукописному ДКП в Москву, после чего штрафы мне ещё год приходили из Чувашии, Удмуртии и Татарстана. Видимо, 420 тысяч для «дизелящего» Zetec далеко не предел, и мне пришлось прекратить регистрацию этой машины в ГИБДД. Кстати, никакого «масложора» при этом пробеге не было. Поэтому если мотор машины относится к тем, которые имеют право немного дизелить после холодного пуска, переживать из-за этого не стоит. Да, это, скорее, исключение, но оно существует.

Помимо моторов Zetec сюда можно отнести моторы серии ЕА111 – CFNA и CFNB. Там ситуация немного сложнее: иногда стук вызван износом поршневой группы, приводящем к приличному «масложору». И вместе с тем у многих простые 1,6-литровые моторы с распределённым впрыском стучат десятки тысяч километров, не разваливаясь и не страдая другими «болезнями». Главное, не спутать этот звук со стуком цепи ГРМ. Цепь менять всё-таки придётся.

Хотя и тут есть исключение. Например, опелевский мотор Z12XEL до 2010 года выпуска. У него причиной характерного «дизеления» является как раз цепь, но страшного ничего нет: достаточно заменить не очень удачный гидронатяжитель. Сама цепь и шестерни служат долго, а вот эффективность натяжителя оказалась недостаточной. В 2010 году его заменили, и проблема ушла. Поэтому если слышите странный звук из-под капота, например, своего Opel Corsa D, не спешите менять весь цепной привод ГРМ: очень часто причина намного дешевле и проще. Так что паниковать рано, нужно искать хорошего специалиста.

Вроде бы мы успокоили владельцев Фордов и почти успокоили тех, кто ездит на Фольксвагенах, Шкодах и Опелях. К сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются, и всем остальным дизеление мотора должно намекать на скорую «капиталку» мотора. Особенно – владельцам корейских Киа и Хёндэ с моторами G4KD объёмом два литра и с чуть менее проблемными 2,4-литровыми G4KE. Вроде бы холодное дизеление для них вполне нормально, но очень часто (особенно у G4KD) оно перестаёт проходить по мере прогрева, мотор стучит даже горячий, а это уже признаки того, что в цилиндрах появились задиры. Скорее всего, убиты и юбки поршней. Так что первые тысяч пятьдесят пробега дизеление после пуска холодного мотора волновать не должно, а вот если оно постепенно прогрессирует, от машины проще избавиться. Кстати, на этих же моторах очень хорошо слышна работа форсунок – не перепутайте «хороший» и «плохой»шум! Они, конечно, отличаются, но всё-таки.

Все остальные странные звуки мотора, включая даже слишком громкий шелест роликов в ГРМ или свист приводных ремней, – повод думать о том, что что-то идёт не так. Или скоро пойдёт. Впрочем, есть несколько мелочей, о которых скажем в самом конце. А пока перейдём к трансмиссии.

Гудит и щёлкает

Работу трансмиссии обычно не слышно, если речь не идёт про ВАЗ-классику с гудящей коробкой, про Ниву с её раздаточной коробкой или про машину с напрочь убитой коробкой, редуктором моста или ШРУСом (но последнее – это либо редкая особенность, либо запущенная патология, где напрягать слух уже бесполезно). И всё-таки иногда трансмиссия может издавать звуки, которые пугают. А зря.

ВАЗ-21213 1992–2009

Начнём с приводов и ШРУСов переднеприводных машин. Многие знают, что неисправный шарнир равных угловых скоростей можно легко обнаружить, вывернув руль и надавив на газ. Захрустело – ШРУС убитый. Это всё так, но на некоторых машинах иногда при включении задней передачи раздаётся заметный щелчок. Этот звук издаёт трипод, и он нормальный – в триподе есть зазор, который выбирается при смене направления вращения. А так как такая особенность более всего свойственна «логаноподобным» автомобилям на платформе В0, то щелчок слышен хорошо (шумоизоляции на этих машинах обычно очень мало). Этот звук неопасен.

Очень похожий звук часто издают Volvo. Например, S60 первого поколения. Но там локация звука немного другая: щёлкает не около коробки, где стоит трипод, а снаружи, у внешнего шарнира. Причина тоже другая: там есть зазор в шлицевом соединении ШРУС-ступица. Щелчки часто бывают достаточно громкими, и многие их боятся. До того, что готовы ремонтировать АКП. На самом деле в этом ничего опасного нет, а при желании от них можно избавиться. Способов много: от простого проклеивания соединения (что помогает ненадолго) до замены ступичного болта на болт с резинометаллической втулкой. Вот этот метод действительно работает. Ну а пугаться щелчков не стоит в любом случае.

Вторая категория звуков трансмиссии, вызывающих панические атаки, связана с коробками-автоматами. Стоит признать, что почти все посторонние звуки АКП – признак её неисправности. Не должны пугать лишь негромкие щелчки, которые можно услышать при переводе селектора из одного положения в другое, и то только стоя с опущенными окошками между каких-нибудь соседних автомобилей или стен гаража. И всё-таки есть у некоторых машин и коробок свои особенности.

Многие обращают внимание на небольшой гул при движении на первой передаче (речь идёт о классических гидротрансформаторных коробках). Его часто боятся, но для некоторых АКП он абсолютно нормален. Например, на скорости пешехода есть небольшой гул на фордовских коробках 4F27E и их аналогах от Мазды FN4A-EL, а также на Aisin TF80SC (популярной на Вольво, Ситроенах, Ленд Роверах и не только). На первой передаче часто гудят многие старые американские коробки (например, AOD-E, 4R70W, 4R75W).

Небольшой гул вполне нормален для коробок Hyundai A4CF1/A4CF2, но с ними все чуть сложнее. За достоверность поручиться не могу, но некоторые владельцы Солярисов говорят, что в этом автомобиле слышен небольшой гул именно от гидротрансформатора. Это забавно, хотя с шумоизоляцией проблемы у Солярисов действительно есть. Второе замечание серьёзное: к сожалению, не всегда понятно, нормально коробка подвывает или подходит к концу роликовый подшипник вторичного вала – он здесь слабый и часто кончается раньше всей остальной коробки. Так что лучше к гулу отнестись внимательнее.

Симфония мелочей​

Напоследок пробежимся по звукам, которые иногда заставляют напрячься, но имеют совсем простую природу возникновения и никакой опасности в себе не таят. Замечу, что подавляющее большинство таких звуков можно услышать только в бюджетных автомобилях в силу слабенькой шумоизоляции, а иногда – более грубых алгоритмов работы агрегатов или более низкого качества их изготовления. Не надо вздрагивать, сидя в Гранте или Логане. Уж так они работают. И это нормально.

Треск тормозов, сопровождающийся вибрацией педали, – это работа ABS. Тихий «пщь» при нажатии все той же педали тормоза – это вакуумный усилитель. Об этом, наверное, знают уже все.

Неожиданно подскочившие обороты мотора – следствие начала работы какого-то механизма. Например, вентилятора системы охлаждения, насоса ГУРа или компрессора кондиционера.

Странные щелчки в салоне – работа реле. Переключение света, включение стоп-сигналов, моргание указателей поворотов в дешёвых машинах могут сопровождаться этим звуком.

Ещё один необычный звук, который заставляет после остановки мотора сидеть с напряжённым лицом, – это звук остывающего катализатора. Иногда он похож на тихие щелчки или потрескивания, иногда – на капающую воду. Это абсолютно нормально. Если, конечно, лямбда-датчик исправен и ничто не говорит о том, что катализатор забит и слишком сильно перегревается. Кстати, капать может и конденсат с кондиционера, но если под машиной есть лужа, лучше убедиться, что это конденсат, а, например, не антифриз.

А ещё после остановки мотора из-под капота иногда можно услышать звук, знакомый, например, водителям Транзитов с дизелями Duratorq TDCi. Звук похож на металлический негромкий скрежет. Первые владельцы долго не могли понять, что там под капотом может лязгать после остановки мотора. А причина оказалась простой: так работал клапан EGR. После остановки мотора электроника проводит его диагностику и ставит его в закрытое положение. И всё это сопровождается непонятными звуками, которые никакой опасности в себе не таят.

Кроме того, после выключения зажигания на более-менее продвинутых машинах ЭБУ переводит системы режим ожидания. Могут двигаться заслонки климат-контроля, щёлкать реле. Кажется, что машина живёт своей жизнью. И это хорошо, бояться этих звуков тоже не надо.

* * *

К сожалению, звуков, которые говорят о неисправностях, намного больше. Не бывает «нормального» гула подшипников или свиста ремня. «Нормальные» стуки и цокот в моторе 2– это тоже редкое исключение. Про гул вариатора вообще молчу – он может быть исключительно ненормальным. Но бояться всего подряд на стоит. Лучше научиться разбираться в шуме своей машины, вовремя понимать её жалобы и игнорировать то, без чего ни один механизм работать не может. А если есть подозрения – лучше перестраховаться. Мало ли, слух может и подвести.

Одно из самых странных мест России — это Самарская Лука. Здесь Волга описывает почти полный круг, в перемычке которого близ Сызрани от берега до берега 2,5 километра по суше и больше 200 — по реке. На внешней стороне кольца — миллионная Самара и почти миллионный Тольятти, дымные Чапаевск и Новокуйбышевск, кольцо городов и сёл, да достойный размерами иного города Грушинский фестиваль авторской песни. А внутри кольца — тишина: лишь Жигулёвские горы, совсем маленькие (примерно 60 на 30 километров), но настоящие — скалистые, лесистые, где-то похожие на Крым, а где-то на Урал. Много веков они были естественной крепостью, Русской Тортугой волжских речных пиратов, откуда вышли Стенька Разина и Ермак, ну а ныне это маленький самодостаточный мирок, в который мы с Ольгой blaue_igel переправились в прошлой части паромом из Самары. По дороге домой с Мангышлака в мае 2017 года.
Самара и Тольятти стоят на разных сторонах овала Самарской Луки, и по дороге между ними ехать сотню километров, заплетаясь в придорожных деревнях. И заезжают в Жигули (пардон за игру слов) обычно именно со стороны Тольятти по плотине Жигулёвской ГЭС, а стоящее напротив Самары Рождествено, которое я частично показал в конце прошлой части, с внешним миром сообщается преимущественно через паром. Между ним и основными красотами Жигулёвских гор — Жигулёвский заповедник и Национальный парк «Самарская Лука», но всё же эти горы не настолько круты, чтобы через них не было дороги. Спросить о её состоянии у жителей Рождествена, впрочем, оказалось не так-то просто — кто по ней ездит, те ездят на УАЗах, а по словам Ольги, УАЗистов спрашивать о проезжести дороги бесполезно, их ответ всегда известен наперёд: «Мы-то проедем, а вы на своей пузотёрке — наврядли». В итоге у полицейских удалось узнать, что недавно с той стороны пришла «Газель», и воодушевленные таким известием, вскоре мы приближались к мордовской деревне Шелехметь — последней в кусте асфальтовых дорог, расходящихся из Рождествена.

Дальше дорога пошла совсем иная — незадолго до нас тут были дожди. Впрочем, если справилась «Газель» — значит, должен быть проход через грязищу:

Жигулёвские горы невысоки (до 381 метра), но это действительно горы. Как Каспий и без океана море, потому что дно его сложено океанической корой, так и Жигули без заснеженных вершин — горы, потому что происхождение у них горное: растущие складки земной коры. По сути дела Жигули — это детёныш нагорья: им всего 7 миллионов лет, а Гималаи или Альпы росли до своих высот без малого 30 миллионов лет. На такую высоту, конечно, Жигулям и за это время не вырасти, но честный сантиметр в век тут есть, и даже землетрясения бывают — правда, тоже «детские», не мощнее 3 баллов.

У Жигулей много названий (и вовсе не Лада, Самара, Калина, Приора!): арабским географм они были известны как Печенежские горы, в русских летописях до основания Самары фигурировали как Девьи горы, а нынешнее название можно было бы перевести как Бурлацкие горы — от татарского «джегуль», что значит «запряжённый». По романтической же легенде это волжские разбойники, высмотрев судно с одной стороны луки, с другой ждали его уже во всеоружии, и вскочив на борт с криком «сарынь на кичку!», начинали пытать купцов посредствам «жигулей»… не тех, которые сразу приходят на ум, а пропитанных маслом горящих розг, оставлявших не смертельные, но очень болезненные ожоги. Как бы то ни было, на Жигулях находился центр волжской вольницы, и у них были все шансы стать чем-то вроде Хортицы, Старочеркасска или Яицкого городка. Но волжский разбойник не стал казаком, частью уйдя от государевых людей ещё дальше в степи, а частью сложив буйну голову.

У нас голова тоже была довольно-таки буйной, и за Шелехметью мы поехали на перевал:

Дорога через Жигули — официально ни что иное, как «зимник», как ни странно это знакомое по заснеженным тундрам слово звучит в тёплом Поволжье. Но зимой через эти горы в Рождествено завозят тяжёлые грузы вроде топлива или стройматериалов, которые не доверишь волжскому льду. И хотя май — не лучшее время для зимников, Ольгу неизменно радовал сам процесс грамотного обхода препятствий:

Грязищи, впрочем, тут было немного, буквально пара мест, где понадобилось чуть-чуть напрячь мозги и глаза, чтобы найти безопасный проезд. И пусть, как я понял уже дома, мы многих достопримечательностей не увидели, мы увидели бОльшее — Жигулёвские горы «изнутри»:

Горная дорога более всего впечатлила крутостью своих спусков. Как тут зимой ездят — не представляю:

На дне, как след от взрыва — карстовая воронка. В этих горах основное препятствие — не хребты, а буераки, то есть тянущиеся на много километров уже не овраги, ещё не ущелья:

В общем проехали мы так 15 километров, и заняло это не более полутора часов. Грунтовка вывела нас в куда как более обжитые места, чем под Рождественом — туда ходит лишь паром, а здесь ветвятся дороги от федеральной трассы «Урал».

Первое село «на той стороне» — Аскулы, за ним — Сосновый Солонец. Здесь у дороги мой взгляд привлекли белые домики сельской больницы (1882), основанной ещё в 1812 году как лазарет для шедших в Сибирь каторжан. Постройки её, видимо, относятся к обоим периодам — вот этот наверняка ещё застал кандальных:

А здесь скорее мужики да бабы одолевали сельского врача, спасавшегося то ли морфием (по Булгакову), то ли высокой философией недеяния (по Чехову).

На самом деле старинных каменных построек по здешним деревням немало, сказывалась доступность камня — так, в соседних Аскулах мы не заметили похожий на древнерусскую палатудом купца Чукина. В селе Ермаково на Волге сохранилисьруины белокаменной часовни(1914) на могиле офицера и изобретателя Николая Люпова, не первый век спустя после волжской вольницы убитого здесь разбойниками. Но в Самару мы заехали спонтанно, я не прорабатывал культурную программу и обо всём этом узнал только сейчас, да и сам формат был не самым подходящим для колупания в мелких весях.

А самое жигулёвское пиво варят, поди, даже не в Самаре, а здесь — в селе Бахилово, у главных «ворот» Жигулёвских гор:

И пользуются этими воротами явно многие — за Бахилово уходит узкая и серпантинистая, но отличная дорога, где есть даже тупички-«карманы» для аварийных съездов.

В самих горах при виде скалистых склонов я вспоминал Урал, а при виде сочной южной зелени — Крым. С последним добавляли ассоциаций базы отдыха у моря Волги. Есть здесь даже пионерлагерь «Жигулёвский Артек»! Но в работе или отдыхе жителя Тольятти окружают Жигули:

Хорошей дороги хватает ненадолго — до Бахиловой Поляны, маленькой «столицы» этой волжской ривьеры. Дальше не то чтобы подряд, но попадаются и вот такие участки. Зато кроны леса смыкаются над головой:

От Бахиловой Поляны — тридцать километров до села Ширяево, самого интеренсого места Жигулёвских гор. Дорога очень живописна, и из-за деревьев нам показывались то скалы и крутые вершины (в том числе высочайшая в Жигулях гора Наблюдатель, 381м), то синяя волжская гладь и санатории где-то внизу — но мы спешили, а нормальная фотография без веток здесь требовала остановки. По дороге — множество баз отдыха и пара деревень, вот например Никольская церковь (2008) в посёлке Солнечная Поляна, у дороге к святому источнику в Каменной чаше:

А это что ещё за зимушка-зима?!

Но у обочин — не снег, а пыль известкового завода в посёлке Богатырь. Белые язвы карьеров в зелёной шкуре гор — привычная часть пейзажа по обе стороны Самарской Луки. С упадком волжской вольницы разбойников в этих горах сменили землекопы, на всё Поволжье добывавшие камень. Да и не только камень — например, на западной стороне Самарской Луки есть Серная гора, под которой в 1720-69 годах стоял Серный городок — крупнейший в России тех лет производитель этого ресурса, являющегося, как известно, компонентом пороха. Конкретно здесь, близ Ширяева, известняк добывают с 1862 года:

А ближе к селу стоит валун с мемориальной доской, напоминающей о действовавшем в 1910-56 годах заводе «Бурлак» Петра Ушкова, и если от него чуть углубиться в лес — можно увидеть руины каменных цехов и штолен. Название посёлка «Богатырь» тоже пошло от завода. Свой мемориальный камень и осколок фабричной трубы встречает и на въезде в Ширяево, под ободранной выработками Поповой горой — здесь стоял третий, в те времена самый крупный завод «Ширяевец»:

Был он тут, впрочем, не только крупнейшим, но и исходным — хотя карьеры и штольни в Жигулёвских горах существовали уже давно, первыми здесь же и обжигать добытую известь придумали купцы Макаров и Назаров из Уральска. В 1897 году они основали завод на Ширяевском Буераке, а три года спустя его выкупил купец Георгий Ванюшин, вскоре выведший производство на новый уровень. С тремя заводами Жигули, подобно цементному Вольску, превратились в крепкий промышленный район. Вот так Ванюшинская труба выгялдела «при жизни», для идущих сверху по Волге служа настоящим маяком приближающейся Самары:
22а.
То же место в наши дни — пенёк трубы и центральный корпус, видимо бывший заводской конторой, вполне узнаются. Рядом с последней — туринфоцентр, или скорее просто касса нацпарка «Самарская Лука», а левее за краем кадра осталось единственное в Ширяеве кафе, где мы обедали вполне приличной шаурмой:

Расцвет «Ширяевца» пришёлся на 1910-е годы, когда новоявленный «Бурлак» вынудил Ванюшина провести большую модернизацию. Символом завода была гигантская по тем времена печь «Кувшин» (1911), исправно работавшая и при Советах:
23а.
Но коммунисты, вопреки стереотипам, тоже умели закрывать заводы — «Бурлак» был ликвидирован в 1956-м, «Ширяевец» в 1962-м, и только «Богатырь» по-прежнему пылит в соседнем посёлке. Однако явно промышленные постройки попадаются в радиусе пары кварталов от пенька трубы:

Впрочем, одним заводом история Ширяева не исчерпывается — село в устье Ширяевского Буерака («Расширяющегося оврага») известно с 1628 года, а в 1767 году, как и соседнее Рождествено, было пожаловано Екатериной II своему фавориту Григорию Орлову… да, Рождествено — именно что «соседнее», по прямой до него меньше 20 километров, просто ехали мы вокруг гор по крутой параболе.

Три домика в Ширяеве и вовсе музеи — купеческого быта в усадьбе Вдовиных, местного поэта Ширяевца (Абрамова) в доме крестьян Ионовых и Ильи Репина в старой, незыблемой избе купца Алексеева 1850-х годов на кадре ниже:

Тут можно вспомнить версию, что Жигулёвские горы по-татарски — Бурлачные горы: именно здесь художник вдохновлялся своими «Бурлаками на Волге«. Позировать ему соглашалась лишь самые ушлые да бедные, отсюда и звероподобный образ — на самом деле бурлак хоть и тянул лямку, но получал за это больше денег, чем люди на палубе судна.
26а.
А вообще Ширяево и помимо Репина богато на ярких личностей от Ивана Айвазовского (художники — существа высокосоциальные!) до группы Rammstein (приехали в 2013 году во время фестиваля «Рок над Волгой»). И биеннале современного исскуства здесь проходят с 1999 года.

Но главные достопримечательности Ширяева — всё-таки в его окрестностях, и поныкавшись туда-сюда по буеракам, мы нашли нужную дорогу да стали набирать высоту:

Деревья на отвесных скалах:

А в скалах тех — Ширяевские штольни, снабжавшие сырём Ванюшинский завод:

Что такое «каменоломни» и вообще старинные шахты, я припоминал по подмосковным Сьянам и ташкентскому Унгурликану — узкие извилистые ходы, уходящие будто бы к центру планеты. Здесь штольни коротки, до их дальних концов доходит свет — но зато в иных местах по ним смог бы пройти поезд! Хотя бы узкоколейный…

И думаешь в этих просторных залах не о прибылях дореволюционных купчишек, а о каких-нибудь высоких цивилизациях древности

Внутри прохладно и сыро, и несмотря на популярность у туристов, пока ещё возможно спугнуть во мраке пару летучих мышей…

Скала со штольнями на склоне длинной Поповой горы буквально нависает над селом. А левее уходит вдаль Ширяевский Буерак, даже не овраг, а целое ущелье Жигулёвских гор, прорезающее их на десятки километров. Вокруг Ширяева немало интересного, будто то уже упоминавшася Каменная Чаша на перекрёстке трёх оврагов или скала Верблюд чуть ниже по Волге.

У входа в штольни Ольга разговорилась с четой туристов откуда-то из, кажется, Челябинской области, и те, увидев меня, принялись стыдить — как это ты, единственный мужчина в экипаже, водить не умеешь! Казахи на Мангышлаке, подозреваю, думали то же самое и гораздо жёстче, но им мусульманская этика не позволяла говорить это вслух. Общих тем, однако, у автомобилистов было в избытке, и я пошёл пешком вдоль Поповой горы:

Вторая гора над селом называется Монастырской, и где-то на ней даже стоит крест:

Монастыря, на самом деле, здесь никогда не было — просто на этой горе землёй владел поп, а на той — Савво-Сторожевский монастырь из Подмосковья. Не сохранилась в Ширяеве и миниатюрная деревянная церковь у Волги:

На ободранном склоне Поповой горы — смотровая площадка. Выше добывали известняк, ниже стоял завод, и отсюда добытый камень спускали в его печи. Теперь здесь стоит лавочка в виде ладей:

Да маленький памятник измождённому горняку с тяжёлой тачкой… Урал да и только!

Ниже по склону — обелиск с Крылатым барсом, глядящий на Волгу. Это памятник Волжской Булгарии, и хоть поставлен он в том же 2011 году, но посвящен не жертвам гибели одноимённого лайнера под Казанью, а тюркскому государству Среднего Поволжья, из которого выросли нынешние чуваши и казанские татары. По сравнению с рыхлой в междоусобицах Русью, Булгария была страной маленькой, но прочной, и потому — высокоразвитой по своим временам, с огромными городами, сильной армией и успешным купечеством. Булгарские товары, особенно кожи «аль-булгари», славились по всему Ближему Востоку, а с Ближнего Востока к волжанам уже в 823 году пришёл ислам. Жигули как естественная крепость служили южной границей Булгарии, и в западной части Самарской Луки, близ устья речки Уса, куда с нижней Вологи можно было попасть по волоку, археологам известен булгарский Муромский городок, где дома обогревались подпольными трубами, а население доходило до 10 тысяч человек. Как назывался этот город, современной науке не известно, а был он по сути «Булгарской Рязанью» — первым встретил нашествие монголов, и хан Батый стёр его с лица Земли. Но в лесах Жигулёвских гор по сей день растут дикие яблони, оставшие от булгарских садов.

То ли волжский разлив, то ли Всемирный потоп,
То ли просто господин заметает следы…

Волга отрубает от Жигулей небольшую гряду, известную как Сокольи горы. Тот белый карьер на горе Тип-Тяв прекрасно виден из Самары, я показывал его издалека в прошлой части. Наглядное выражение кривизны Самарской Луки:

А маленькая речка Сок и от Сокольих гор отрубает одинокий Царёв курган, на котором, по легенде, пировал Тамерлан, победив Тохтамыша. Крест же на его вершине, по преданию, впервые поставил Пётр Первый, шедший по Волге на Персию.

Ещё какие-то горы и карьеры:

Да крупный ПГТ Волжский (7,8 тыс. жителей), центр окружающего Самару района. Помимо кургана там есть скрытая за ним Рождественская церковь (1833) петербургского вида, а в 1905 году село пару недель было фактическим центром Старобуянской республики восставших крестьян. И хотя своё нынешнее название посёлок получил наверное очень давно, в Самаре его называют по старинке — Царёвщина:

А по Волге движутся суда, и на месте этих баржи и речного трамвайчика не так уж сложно представить расшиву, беляну, кабестан…

Ну а мы, пообедав, взяли курс на Тольятти:

Через Жигулёвск — единственный город (54 тыс. жителей) внутри Самарской Луки. В этот раз на полном ходу я не фотографировал — но вот пара кадров с прошлого приезда в 2008 году:

Основанный в 1949 году, по сути дела Жигулёвск — заречная часть Тольятти, который и сам единым городом назвать язык не повернётся (Тольятти по умолчанию, его большая часть — это Автоград, который я в 2008 году назвал «Петербургом Брежнева»). В 2008-м я в Жигулёвске ночевал, но так и не сподобился сходить в центр, где есть неплохой сталинский ансамбль улицы Победы — трасса проходит через город очень уж навылет, так что многоэтажек у подножья гор легко и не заметить. Над Жигулёвском — гора Шишка, а дальше будут свои карьеры, сёла, буераки и Молодецкий курган в устье Усы, «открывающий» Самарскую Луку для идущих сверху по Волге.

Надо заметить, раньше Волгу от Волги западнее Самарской Луки отделяло всё-таки не 2 километра, а 15, но Уса, и в те времена бывшая весьма полноводной, ныне превратилась в волжской залив — конечно же, после запуска Жигулёвской ГЭС (1950-57, она же Куйбышевская и просто Волжская), создавшей бескрайнее Куйбышевское водохранилище — крупнейшее в России (6450 км².) и третье по площади в мире после африканской Вольты и канадского Смоллвуда: в Казани, Ульяновске, Набережных Челнах — всё оно! ГЭС сверху я показывал в посте 2008 года, а вот как она выглядит вблизи:

Из водоспусков хлещет пена. А Жигулёвские горы стоят строго, как бы обещая «Мы ещё подрастём!». .

С Жигулёвских гор мы заехали в Тольятти, в уже знакомый мне Технический музей при АвтоВАЗе, а оттуда уже в сумерках поехали в Москву мимо похожих на товарняки линеек фур, ждавших пропуска через плотину. Но этот путь я уже показывал в самом первом посте Мангышлакской серии — под песню Растеряева «Я русская дорога, я русская дорога…». Так звершился мой первым, и может быть последний вояж на внедорожнике…
Трасса, по которой мы ехали, называется М5 «Урал». Значит, в следующих трёх частях Времени Обратных Дорог отдам ещё прошлогодние долги — расскажу о городах и весях Горнозаводского Урала.
МАНГЫШЛАК-2017
Обзор поездки от меня (пассажира) и оглавление серии.
Обзор поездки от Ольги blaue_igel (водителя).
Доездка
Русские дороги до Казахстана. «Каспий» и «Урал».
Уральск — Атырау. День Победы и козлодрание.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Самарская сторона.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Бухарская сторона.
Степные дороги. Индер, Доссор, Кульсары, Бейнеу.
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Природа полуострова и наследие адайцев.
Мечети Бекет-Ата. Старый Бейнеу и Огланды.
Босжира. Казахская Аризона.
Сенек и Шопан-Ата.
Жанаозен (Новый Узень) и впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко. Каспийское море.
Актау, бывший Шевченко. Белый город в пустыне.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Святыни Тюб-Карагана. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.
Возвращение через Самару
см. — «Время обратных дорог»
ВРЕМЯ ОБРАТНЫХ ДОРОГ
Вступление-пояснение.
Алтай-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Славгород.
Яровое и Кулунда.
Гальбштадт.
Мангышлак-2017
Обзор экспедиции и оглавлении серии.
Самарский метрополитен.
Самара с волжского парома.
Жигулёвские горы.
Югория-2016
Обзор экспедиции и оглавление серии.
По окрестностям Невьянска.
Верх-Нейвинск и Таватуй.
Сысерть.
Вайгач-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Вертолётом в Нарьян-Мар.
На пароме по Печоре.
Автостопом до Москвы.

25 сентября 2015 года АвтоВАЗ объявил о начале серийного производства LADA Vesta на сборочной площадке «LADA Ижевск». Первой серийной LADA Vesta стал автомобиль в средней комплектации темно-серого цвета «Плутон» с российским двигателем АвтоВАЗ объемом 1,6 литра и механической коробкой передач Renault.

Новые автомобили LADA Vesta поступят в продажу с 25 ноября 2015 года, тогда же станут известны официальные цены на новинку. «Цена может быть любой в пределе 495-600 тыс. рублей», — обозначили в компании.

Всего за свою историю АвтоВАЗ в Тольятти выпустил более 28 млн автомобилей. Общее число выпущенных автомобилей марок ВАЗ, LADA и т. д. несколько больше, поскольку их собирали или изготовляли на ряде других заводов в России и за рубежом. Знаменитые автомобили российского производителя — в фотогалерее ТАСС.

«Копейка»

Первым автомобилем Волжского автомобильного завода (название предприятия до 1971 г.) стал ВАЗ-2101 «Жигули» — переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Данная модель была адаптированной для советского рынка версией итальянского автомобиля Fiat-124.

ВАЗ-2101 в 1967 г. стал лауреатом престижной автопремии «Европейский автомобиль года» (European Car of the Year, ныне — «Автомобиль года», Car of the Year).

Для эксплуатации в условиях СССР был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм, были внесены более 800 других изменений. Первые 6 машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода 19 апреля 1970 г.

Кроме ВАЗ-2101, выпускался автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102 (на базе Fiat 124 Familiare) и «люксовая» версия ВАЗ-2103 (Fiat 124S), имевшая улучшенный дизайн, более просторный салон и мощный двигатель.

С 1971 г. ВАЗ-2101 поставлялся за рубеж под маркой LADA. Завершилось производство ВАЗ-2101 и его модификаций в 1988 г., всего было выпущено более 6,7 млн автомобилей (включая ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и модификации).

Остальные представители «классики»

В 1975 г. в производство была запущена улучшенная версия ВАЗ-2103, получившая индекс ВАЗ-2106. В ней было решено сократить число дорогостоящих хромированных деталей и модернизировать экстерьер. Данная модель выпускалась до 2005 г., всего произведено 4,3 млн штук.

В 1979-1982 гг. на смену ВАЗ-2101 в производство были запущены два новых седана ВАЗ-2105 и его «люксовый» вариант, отличавшийся более мощным двигателем, — ВАЗ-2107. Они имели более «угловатый» дизайн, но в целом были основаны на той же базе Fiat-124. ВАЗ-2107 выпускался до 2014 г. (в Египте), всего произведено 2,1 млн и 3,1 млн штук соответственно.

Для замены ВАЗ-2102 в 1984 г. на конвейер был поставлен новый модернизированный универсал ВАЗ-2104, выпускавшийся до 2012 г. (всего с конвейера сошло более 1,1 млн шт.). Название «Жигули» закрепилось за всем семейством ВАЗ от 2101 до 2107. Также его называли «классикой».

«Нива»

Первой машиной АвтоВАЗа, не основанной полностью на Fiat 124, стал компактный трехдверный внедорожник с постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива», запущенный в серийное производство в 1977 г.

Фактически эта модель стала предшественником всех современных машин класса «кроссовер». Часть агрегатной базы автомобиля была заимствована у ВАЗ-2106. В 1993 г. был выпущен пятидверный удлиненный вариант ВАЗ-2131. В 2004 г. в связи с продажей прав на бренд «Нива» компании General Motors, «классический» ВАЗ-2121 был переименован в LADA 4×4 и выпускается до настоящего времени вместе с пятидверной и «городской» версиями.

Всего выпущено более 2 млн экземпляров, из них более 600 тыс. отправлены на экспорт, в том числе в страны дальнего зарубежья. В зависимости от комплектации стоимость машины в сентябре 2015 г. составила от 435 тыс. до 479 тыс. рублей.

Второе поколение — «Самара»

Уже в конце 1970-х гг. инженеры АвтоВАЗа начали разрабатывать переднемоторный переднеприводный легковой автомобиль — такая схема набирала популярность за рубежом за счет дешевизны производства, лучшей устойчивости и управляемости. В 1980 г. были подписаны контракты с иностранными консультантами для проекта — итальянской компанией UTS и немецкой Porsche.

Результатом разработки стала серия «Спутник», или «Лада-Самара». Первое поколение включало в себя трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108, его пятидверный вариант ВАЗ-2109 и пятидверный седан ВАЗ-21099. В серийное производство модели были запущены в 1984, 1987 и 1990 гг. соответственно.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. на смену им пришло второе поколение — ВАЗ-2113, 2114 и 2115. Их отличал новый дизайн и двигатель. Семейство «Самара» было снято с производства в 2013 г., всего было выпущено почти 5,3 млн автомобилей.

«Ока»

В середине 1980-х гг. АвтоВАЗу был передан проект Серпуховского автомобильного завода по производству легкового автомобиля особо малого класса — ВАЗ-1111 («Ока»).

Серийное производство на ВАЗе и ряде других предприятий началось в 1987 г., до завершения производства в 2008 г. было выпущено порядка 700 тыс. штук.

Третье поколение — «Десятка»

Разработка третьего поколения основной линейки автомобилей ВАЗ в начале 1980-х гг. первоначально велась в рамках проекта ВАЗ-21099, также при сотрудничестве с Porsche.

В серийное производство переднеприводный четырехдверный седан был запущен только в 1995 г. с индексом ВАЗ-2110 («Десятка»). Автомобиль от предшественников отличали более современный дизайн и салон, бортовой компьютер.

С модификации ВАЗ-21101 он оснащался инжекторным двигателем. Существовали версии с кузовом универсал (ВАЗ-2111) и хетчбэк (ВАЗ-2112). Производство на АвтоВАЗе завершилось в 2007 г., впоследствии модель выпускали на Украине на заводе «Богдан». Всего выпущено порядка миллиона автомобилей.

Современность

Современный модельный ряд АвтоВАЗа состоит из субкомпактных моделей, младшей из которых является Granta, (цена от 360 тыс. рублей), затем следует Kalina (от 409 тыс. рублей) и Priora (от 435 тыс. рублей).

Также под маркой LADA Largus выпускаются адаптированный для российского рынка Dacia Logan Van. Ожидается, что на конвейере новая модель LADA Vesta заменит «Приору».

«ТАСС»