12 ноября 2022

Завод ЗИЛ сегодня 2018 год

Содержание

ЗиЛ выпустил свой последний автомобиль в истории. Фото: news.drom.ru

Российский завод ЗиЛ выпустил свой последний грузовик – ЗиЛ-43276Т. Его приурочили к 100-летию существования московского завода, передает Drom.

Реклама

Автомобиль капотный, оснащен турбодизелем ММЗ Д-245ю9Т стандарта Евро-5 и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Машина не оснащена ни кузовом, ни цистерной. Дополнительное оборудование на нее установят на других предприятиях.

У машины сфотографировались некоторые работники предприятия. За последний год их штат сократили со 100 до 49 человек.

ЗиЛ-43276Т собран из узлов и агрегатов ЗиЛ-4331, который запустили в производство в 1987 году. Отличается от него формой капота, двигателем и панелью приборов.

Реклама

Грузовик собирали в прессово-сварочном цехе, а не на главном конвейере, который давно не работает. Отправили его не в музей, а продали в трамвайный парк Казани.

На машине нет ни памятного знака, ни таблички с информацией о последнем грузовике в истории предприятия.

Справка. Завод по производству грузовиков открыли в Москве в 1916 году. Тогда он назывался АМО и выпускал одни из первых в Российской империи машины. Это был 1,5-тонный грузовик, сделанный по образцу итальянского FIAT 15 Ter. В 1931 году советская власть переименовала предприятие в честь Сталина – ЗиС. На нем начали выпускать не только грузовики, но и легковые машины представительского класса. Через 25 лет предприятие назвали ЗиЛом – в честь одного из его директоров Ивана Лихачева. С 2000-х предприятие выпускало все меньше грузовиков, преимущественно обслуживало малосерийные лимузины ЗиЛ.

С 2014 года начали масштабную реконструкцию территории завода ЗиЛ, в результате которой полузаброшенную промзону превратят в современный благоустроенный жилой и офисный комплексы.

Реклама

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Доброй ночи 🙂 Я наконец добрался до сканера и книжки. К сожалению тут совсем мало пояснений, а больше текста о партии, но некоторые снимки заслуживают внимания. Стараюсь выложить по максимуму, все что не интересно, можно пролистать.
Если все сложиться хорошо, то скоро у меня будет два достаточно редких альбома цветных фотографий завода ЗИЛ.
Начинаем с картины В.К Жука Электрокарщица.
Тюфелева роща. Здесь был основан завод АМО.
Часть строительной площадки летом 1916 года. В лесах здание кузнечного цеха.
Строительство кузнечно-прессового цеха.
Авторота в механосборочном цехе 1917 год.
Кузовной цех. Восстановительный ремонт грузовика «Уайт»
Завод АМО имени Ферерро в 1924 году. Цех «Шасси»
Автомобильный пробег. Москва — Ленинград. 1924 год.
На Красной площади.
Строительство механосборочного корпуса №2
Кузнец-штамповщик у молота на освоение новой детали шатуна.
Механосборочный цех.
Погрузка металлолома собранного в цехах.
Снаряды и мины на потоке.
Линия механической обработки затворной кооробки.
Регулировка минометов перед сдачей.
Помещение мешочной фабрики где разместился цех нормалей.
Штамповщица кузнечного цеха.
Автоматическая линия для обработки картера коробки скоростей ЗИС-150
Конструкторское бюро.
Автозаводская площадь. Заводские дома.
Литейный цех 3.
Автоматическая линия для обработки картера гидроруля.
Автоматическая линия обработки и сварки дверей кабины автомобиля.
Автоматическая линия обработки блока цилиндров V-образных двигателей.
Конвейер
Корпуса автозавода
Погрузка машин ЗИЛ-130.

Своим рождением будущий легендарный автозавод обязан Первой мировой войне. В 1916 году для нужд фронта было решено выпускать в Москве, как сказали бы сейчас, «локализованные» итальянские грузовики Fiat 15 Ter, неплохо показавшие себя на фронте. 2 августа 1916 года состоялась закладка завода АМО (Автомобильного московского общества). Однако в силу ряда причин локализовать машины не удалось, и грузовики начали собираться из итальянских машинокомплектов. Тем не менее, именно этот автомобиль стал первым в долгой и славной истории автозавода, который впоследствии перестал быть только автозаводом, а превратился, по сути, в холдинг.

Здесь выпускались не только грузовые автомобили, но и автобусы, легковые автомобили, военная техника, велосипеды и холодильники. В 1925 году название АМО было упразднено, на смену ему пришел 1-й ГАЗ (Государственный автомобильный завод), а в 1931 году предприятие стало называться Заводом имени Сталина (ЗиС).

В 1956 году название в очередной раз поменялось на ЗиЛ (Завод имени Лихачева), а с 1992 года — на АМО ЗиЛ. Это название стало последним в долгой и славной истории легендарного предприятия, которая фактически закончилась в 2016 году, когда был выпущен последний в истории завода грузовик ЗиЛ-43276.

Ещё раньше начался снос производственных цехов и был ликвидирован даже музей завода с кабинетом легендарного директора Ивана Лихачева.

Что же сделало ЗиЛ легендарным предприятием и одним из символов промышленной мощи СССР? Вспомним наиболее яркие и интересные разработки.

ЗиС-5

Когда в 1933 году начался выпуск трехтонного грузовика ЗиС-5, являвшегося очередным переосмыслением американского Autocar -5S, никто не мог предположить, какая судьба ожидает этот автомобиль. А между тем ему пришлось потрудиться не только в народном хозяйстве, но и вскоре отправиться на войну, где ЗиС-5 сыграл не меньшую роль, чем газовская «полуторка»: именно на нем впервые начали устанавливать системы залпового огня БМ-13 — знаменитые «Катюши».

И хотя автомобиль изначально не мог считаться сверхсовременным, зато он был полностью «импортозамещенным»: все узлы и агрегаты, включая шестицилиндровый 73-сильный двигатель, выпускались в СССР и большей частью на ЗиСе. Такое решение сыграло свою роль во время войны, когда рассчитывать на помощь зарубежных партнеров особо не приходилось.

ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, отправленным на экспорт в капиталистическую страну — Турцию, также этот грузовик выпускался в Ульяновске и Миассе. Без преувеличения ЗиС-5, или как его ещё называли — «Захар», сыграл огромную роль в истории страны и внес свой вклад в Победу.

ЗиС-101

Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня.

В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.

ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».

БТР-152

Опыт Второй мировой войны показал, что без бронетранспортеров ни одна армия мира не может считаться современной. Сразу же после окончания войны инженеры ЗиСа взялись за разработку бронетранспортера БТР-152.

Так как в основе конструкции лежала агрегатная база трехосного полноприводного грузовика ЗиС-151, то уже в 1950 году бронетранспортер БТР-152 поступил на вооружение Советской Армии. Эта машина стала активным участником едва ли не всех послевоенных конфликтов, да и сейчас она воюет в некоторых горячих точках.

И это несмотря на ряд врожденных недостатков, вызванных использованием автомобиля-донора ЗиС-151. 110-сильный бензиновый двигатель явно был слабоват для 9-тонной машины, особенно когда она перевозила 19 человек десанта с полным вооружением, а открытое десантное отделение не позволяло использовать БТР-152 на поле боя.

Однако машина широко экспортировалась, а в Китае выпускалась по лицензии. Стоит отметить, что хотя производство БТР-152 прекратилось в 1962 году, официально с вооружения Российской армии эти машины были сняты только в 1993 году. Но в почти двадцати странах они остаются в строю до сих пор.

ЗиС-155

После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.

На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.

Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.

Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.

ЗиЛ-130

Пожалуй, самым известным автомобилем легендарного автозавода стал грузовик ЗиЛ-130, выпуск которого начался в 1963 году. Этот грузовик стал самым массовым в истории советского автопрома — всего выпущено 3,4 миллиона штук.

Его разработка началась ещё при Сталине в 1953 году, а сборка последних машинокомплектов завершилась уже при Путине в 2014 году. На этом грузовике отработало несколько поколений шоферов, у него было не поддающееся учету количество модификаций, он трудился и в народном хозяйстве, и служил в армии, и до сих пор работает во многих странах, включая Россию.

Это была машина-эпоха и один из символов советского автопрома, хотя изначально автомобиль не отличался выдающимися характеристиками: он был простой, неприхотливый и «неубиваемый». Тем не менее, в 1973 году ему был присвоен «Государственный Знак Качества СССР». Редко какой грузовой автомобиль в мире может похвастать такой долгой жизнью, таким тиражом и таким количеством почитателей и недоброжелателей.

«Синяя птица»

Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.

Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.

Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.

В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.

Холодильники

Начиная с весны 1950 года ЗиЛ начал выпуск холодильников, которые очень быстро стали популярны у советских граждан благодаря основательной конструкции, надежности, удобству и дизайну. Самое интересное, что постановление о начале выпуска холодильников было подписано в сентябре 1949 года, а уже через семь месяцев завод выпустил первую партию новой для себя техники.

На ЗиЛе всегда требовательно относились к комплектующим, что сказалось на долговечности холодильников, многие из которых работают и по сей день. Причем не стоит думать, что производство холодильников для ЗиЛа было какой-то несущественной «побочкой».

У ЗиЛа было свое конструкторское бюро, где работали высококлассные специалисты, было и весьма современное оборудование, а производственные мощности позволяли выпускать десятки тысяч холодильников в год. Вот почему за все годы производства с ЗиЛа в разные концы Советского Союза, как и в другие страны, отправилось более 5,5 миллионов холодильников.