Завод gm в Санкт-Петербурге

Завод ООО «Джи Эм Авто» (GM). Фото: Яндолин Роман

Автоконцерн Hyundai ведет переговоры о покупке завода General Motors в Шушарах. Об этом заявил вице-губернатор Петербурга Евгений Елин. Последним кандидатом на этот актив была белорусско-британская «Юнисон». «По GM… идут переговоры с Hyundai, по крайней мере они проявляли интерес», — сказал Елин в комментарии ТАСС.

На подъездах к General Motors. Минпромторг готовится решить судьбу завода GM в Шушарах Промышленность

На подъездах к General Motors. Минпромторг готовится решить судьбу завода GM в Шушарах

3137

General Motors объявила о консервации завода в Шушарах в марте 2015 года на фоне санкций США, последовавших после присоединения Крыма. GM инвестировала в завод более $450 млн, еще $600 млн она зарезервировала на консервацию и расторжение контрактов с десятками дилеров. Предприятие производило Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вело крупноузловую сборку Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Captiva и нескольких моделей Cadillac. В 2015 году планировалось расширить мощности предприятия с 98 тыс. до 230 тыс. машин.

В ноябре 2018 года тогдашний вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан сообщил, что новый покупатель завода, «Юнисон», планирует возобновить производство автомобилей. ФАС удовлетворила ходатайство «Юнисон» о покупке мощностей завода GM в Петербурге 14 января 2019 года. Сообщалось, что о закрытии сделки стороны могут объявить в рамках ПМЭФ-2019.

В мае Елин сообщил, что сделка с «Юнисон» будет возможна при условии заключения специального инвестиционного контракта (СПИК) с Минпромторгом и закрытия сделки с американским автопроизводителем. Без заключения СПИК экономическая модель «Юнисон» на заводе в Шушарах представляется нежизнеспособной, подчеркнул Елин.

Переговоры со Смольным о размещении производства в Ленобласти в разное время вели автоконцерны Daimler AG (ушел в Подмосковье), Suzuki (отказался от строительства), Fiat Chrysler (ушел в Ленобласть, а затем и вовсе отказался от строительства), Lifan и BMW.

В Петербурге размещены автозаводы компаний Toyota, Nissan и Hyundai. За 2018 год предприятия города выпустили 376,7 тыс. легковых автомобилей, что на 8,5% больше, чем за 2017 год. По данным городского комитета по промышленной политике и инновациям, доля производства легковых автомобилей заводами Петербурга в России в 2018 году составила 23,5%.

Реклама Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Hyundai Motor намерен купить закрытый завод GM Auto в Шушарах (Санкт-Петербург). Корейская компания уже подала соответствующее ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), оно зарегистрировано 24 июля, пишет «Интерфакс».

Завод GM открылся в Петербурге в 2008 году, объем инвестиций в проект составил $300 млн. В 2015 году он производил Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вел крупноузловую сборку Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Captiva и нескольких моделей Cadillac. Мощности предприятия позволяли выпускать 98 тысяч машин в год. Завод был законсервирован 1 июля 2015 года.

В начале 2019 года завод хотела приобрести белорусско-британская автосборочная фирма «Юнисон», сделку даже успела одобрить ФАС, однако «Юнисон» не смогла найти достаточной суммы для выкупа — и отказалась от этой идеи.

У Hyundai Motor действует в России свой крупный автозавод полного цикла, расположенный неподалеку от Шушар — в Сестрорецке. Он производит бюджетные седаны Hyundai Solaris и кроссоверы Creta, а также семейство Kia Rio (седан и кросс-хэтчбек). В 2019 году Hyundai выпустил на этом предприятии 245 000 машин, план на 2020-й — 230 000. Выпуск более дорогих моделей для РФ, а также грузовиков Hyundai Motor традиционно заказывает у калининградского автосборщика «Автотор».

В 2021-м локализация производства Hyundai в России значительно возрастет — компания строит огромный моторный завод в Сестрорецке. На нем будут собирать 1,6-литровые агрегаты Gamma для Solaris, Creta и Rio.

Ходатайство «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» о покупке предприятия General Motors в Шушарах одобрили в федеральной антимонопольной службе. Как сообщает «Интерфакс», теперь российское подразделение Hyundai может приобрести 94,83% производственных средств завода «Дженерал Моторз Авто».

О переговорах между корейским и американским автоконцернами стало известно на позапрошлой неделе, когда «Хендэ» обратилась в ФАС. В какую сумму оценивается простаивающая с 2015 года площадка и когда она может сменить владельца – по-прежнему не известно.

Сейчас GM представлен в России лишь шестью моделями двух брендов: Chevrolet Tahoe и Traverse, а также Cadillac CT6, XT5, XT6 и Escalade. Совместное с АвтоВАЗом предприятие окончательно прекратило свое существование, «Нива» вновь стала «Ладой».

Hyundai, напротив, расширяет присутствие на нашем рынке, в том числе – за счет сервиса подписки, представляющего собой альтернативу традиционному владению автомобилем. У компании уже имеется один собственный завод в Санкт-Петербурге, кроме того, сборка ее машин организована на калининградском «Автоторе».

Кратко

Упомянутые локацииЛокация 14 объектов

На запуск завода в Шушарах потребовалось $300 млн и два с лишним года. Событие оказалось громким не только на местном уровне, но и на федеральном. На торжественной церемонии открытия присутствовал Президент РФ Дмитрий Медведев. За время своей работы предприятие производило автомобили моделей Chevrolet Cruze, TrailBlazer, Opel Astra и несколько моделей Cadillac. Директором завода являлся Ричардо Свандо.

Законсервировать

В марте 2015 года было объявлено о решении закрыть производство автомобилей под Санкт-Петербургом, и это после 20 лет присутствия на российском рынке. Причина тому — падение рынка в России. Об этом заявили на обнародовании новой стратегии американского концерна в России. Peшение исполнилось быстро: 1 июля 2015 года завод был законсервирован. Вследствие этого прекратилось производство Chevrolet и Opel в России. До закрытия завода на нём трудилось около тысячи человек. Для сокращённых сотрудников установили приоритетный порядок повторного найма в случае открытия завода.

Реинкарнировать

В сентябре 2016 года стало известно о возможном перезапуске производства. Об этом заявил председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Интерес к простаивающему заводу проявили многие. Губернатор города Георгий Полтавченко пересказывал средствам массовой информации суть переговоров. По его словам, приходили интересанты и спрашивали, не будет ли градоначальник возражать против покупки ими завода у собственника, GM. На это он отвечал: возражать не будет, если те создадут рабочие места и будут производить востребованный товар. Что это были за компании, Полтавченко уточнять не стал.

Были предположения, что GM всё-таки надеется на возвращение на российский рынок и потому не продаёт свой завод в Шушарах. Поговаривают, что Opel планирует перезапуститься до 2019 года включительно. В компании это отрицают. Аналитики рынка строили предположения, что в Шушары придут китайские сборщики машин. Анонимные источники в Смольном рассказывали, что это будет немецкий концерн BMW.

В октябре 2017 года на сайте Минпромторга появилось сообщение, что площадку рассматривает узбекская компания АК «Узавтосаноат». Через пару недель СМИ сообщили, что завод GM может перейти под управление ЗАО «Юнисон». Ни ту, ни другую информацию в General Motors вновь не подтвердили.

Резюме

Длящиеся два года переговоры по объекту ни к чему толком не привели. Да, есть претенденты, но что-то идёт не так. Что становится камнем преткновения, нам неизвестно. Прав Георгий Полтавченко: возвращение к жизни завода дало бы рабочие места сотням людей, принесло в казну налоги и сказалось бы положительно на экономике региона в целом.