01 июня 2021

Как выглядит машина запорожец?

Содержание

Может ли автомобиль почти из середины прошлого столетия выглядеть актуальным спустя 60 лет? Разумеется, если правильно переосмыслить классический дизайн на новый лад. Fiat 500 и Mini уже все продемонстрировали. А как насчет ЗАЗ 965?

Новый Запорожец – вопрос непростой. Но дизайнеры иногда показывают свой взгляд на возрожденную легенду. Самый дешевый автомобиль СССР предстал на новых изображениях от Carakoom.

Дизайнер использовал ключевые моменты в работе над новым ЗАЗ-965 2020 модельного года: классические пропорции, характерный силуэт, кругловатые элементы вроде формы решетки и наружной светотехники. Но все ретро-мотивы заиграли по-новому, чтобы автомобиль получился современным.

Первое, что бросается в глаза – новый ЗАЗ оказался кроссовером. Очень актуально в современной рыночной ситуации, когда покупатели охотнее разбирают все, что хотя бы отдаленно напоминает внедорожник.

/

Разумеется, этот «горбатый» Запорожец, появись он в действительности, чувствовал бы себя намного комфортнее на твердых покрытиях. Но повышенный клиренс и неокрашенный пластиковый обвес, как показывает практика, весьма полезны в городской среде.

Автор проекта остался приверженцем трехдверного кузова, хотя пять дверей наверняка сделали бы этот бюджетный автомобиль практичнее. Предполагается, что двигатель расположен спереди поперечно и приводит в движение передние же колеса. Что еще нужно компактному хэтчбеку?

ЗАЗ-968 – это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

Автомобиль ЗАЗ-968

Краткая история автомобиля ЗАЗ-968

Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.

Наверное, все помнят, что первые «запорожцы» 965 модели, в открытую создавались на основе автомобиля Fiat-600, сходство с которым в результате было просто поразительным. Бытует мнение (притом, весьма обоснованное), что и ЗАЗ-968 имел свой прототип, а именно — NSU Prinz. Но в Советском Союзе от этого буквально отмахивались руками, заявляя, что имеют «собственную гордость».

Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz

Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.

И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого». Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.

ЗАЗ-968 в ярко-оранжевом цвете, 1974 г. производства

Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А. Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов. На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.

Новый и более пропорциональный кузов автомобиля ЗАЗ-968М

Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?

Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).

Графическая схема 968-го запорожца

Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М Год производства 1971-1974 гг 1974-1980 гг 1980-1994 гг Размер (д/ш/в) 3730/1570/1400 мм 3730/1570/1400 мм 3765/1490/1400 мм Кузов Несущий, цельнометаллический, 2-дверный Колея (передняя/задняя) 1220/1200 мм 1220/1200 мм 1228/1212 мм Дорожный просвет 190 мм 190 мм 185 мм Масса (своя/полная) 790/1110 кг 840/1160 кг 840/1160 кг Мощность 40 л.с (при 4200 об/мин) Максимальная скорость 118 км/ч Разгон до 100 км/час 38 секунд Модель двигателя МеЗМ 968 МеЗМ 968 МеЗМ 968н Тип двигателя 4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем Объем двигателя 1197 см.куб. Степень сжатия 7.2 Расход топлива
при скорости 90 км/час 6.2 л/час 6.2 л/час 7.4 л/час Объем бензобака 40 л Диаметр цилиндров 76 мм Ход поршня 66 мм Коробка передач 4-ступенчатая, механическая, трехходовая Подвеска (передняя/задняя) независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная Тормозная система Барабанная Барабанная с раздельным приводом Рулевой механизм глобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17 Генератор Г502-а с мощностью 350 Вт Стартер СТ368 Катушка зажигания Б115-В Размер колесный дисков 13 дюймов Объем багажника 135 л 197 л 197 л

Основные модификации ЗАЗ-968

ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги.

3A3-968МБ — седан для инвалидов с ампутированными ногами.

ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой.

ЗАЗ-968АБ4 — седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой.

ЗАЗ-968МГ — седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой.

ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.

Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни

Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»

Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот.

В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.

Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»

В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.

Советская почтовая марка с изображением ЗАЗ-968 (1971 г.)

ЗАЗ 968М в компьютерной игре GTA «San Andreas»

Обзор ХарактеристикиВидео

В 1971 году Запорожский завод «Коммунар» начал производство новой модели ЗАЗ-968. Впрочем, от предыдущей 966-й модели она отличалась, по большому счету, только индексом. В остальном никаких изменений: тот же двухдверный кузов, расположенный сзади мотор с воздушным охлаждением, задний привод, четырехступенчатая коробка передач. На ранние экземпляры автомобиля устанваливался прежний силовой агрегат объемом 1,2 литра и мощностью 31 л. с., но вскоре машина получила модернизированный вариант двигателя, развиваший 40 л. с.

Уже через пару лет, в 1974 году, с конвейера стал сходить усовершенствованный ЗАЗ-968А с иным оформлением передка, улучшенной отделкой салона, иными сиденьями (такими же как у вазовской «копейки»), раздельным приводом тормозов. Часть машин оснащалась 45-сильным вариантом двигателя, работающим на 93-м бензине. Обе модели выпускались параллельно, но если «базовый» ЗАЗ-968 стоил тогда 3500 рублей, то за модель 968А нужно было заплатить 3750 рублей.

Более серьезная модернизация «Запорожца» произошла в 1979 году, когда появился ЗАЗ-968М. У него был изменен дизайн передней части, появились новые задние фонари, указатели поворотов, бамперы, была изменена форма передней панели, а запасное колесо «переехало» из багажника к двигателю. Кроме того, у «эмки» исчезли характерные «уши» по бокам кузова, предназначенные для вентиляции моторного отсека. В 1983 году цена модели составляла 5 600 рублей.

ЗАЗ-968М «Запорожец», 1979-1994

Производство «девятьсот шестьдесят восьмого» продолжалось до 1994 года практически без изменений в конструкции. Традиционно, заметная доля «Запорожцев» выпускалась в специальных исполнениях для инвалидов.

Обзор Характеристики

Автомобиль, ставший впоследствии «Запорожцем», начали проектировать на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в конце 1956 года, организовать выпуск автомобиля предполагалось на этом же предприятии. Уже тогда были заданы принципиальные конструктивные решения: расположенный сзади двигатель и задний привод.

В 1958 было решили производить автомобили не в Москве, а в Запорожье, на заводе «Коммунар», до тех пор занимавшегося выпуском сельхозтехники. Официальной датой начала производства автомобиля ЗАЗ-965 считается 1960 год, но даже в 1961 году автомобили выпускались лишь мелкосерийно, и только в 1962 году стартовала полноценная конвейерная сборка машин.

Первоначально «Запорожец» оснащался 746-кубовым двигателем МеМЗ-965: у него были V-образно расположенные четыре цилиндра, воздушное охлаждение, а мощность составляла 23 л. с. Уже в 1962 году мотор был модернизирован и получил индекс МеМЗ-966: его объем увеличился до 887 «кубиков», а мощность выросла до 27 л. с. (автомобили с таким силовым агрегатом назывались ЗАЗ-965А). А в 1965 году за счет нового карбюратора отдачу мотора удалось еще немного увеличить — до 30 «лошадей».

Интерьер автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», 1960–1969

В небольших количествах на заводе выпускались модификации с ручным управленим для инвалидов, а также тиражом несколько сотен экземпляров сделали почтовую версию ЗАЗ-965С с отсеком для почты вместо задних сидений и расположенным справа рулем — водитель мог забирать почту из придорожных почтовых ящиков, не выходя из машины.

«Запорожцы» поставлялись и в европейские страны: машины проданные через бельгийского экспортера назывались Jalta, а те, которые шли через Финляндию, носили шильдик Yalta.

Всего до 1969 года выпустили 316 713 «горбатых», самым успешным был 1968 год, когда с конвейера сошло 67 тысяч машин. На смену модели ЗАЗ-965 пришёл ЗАЗ-966.

Таблица двигателей автомобиля ЗАЗ-965

Версия Модель двигателя Тип двигателя Объем, см3 Мощность, л. с. Примечание ЗАЗ-965 МеМЗ-965 V4, бензиновый 746 23 1960-1962 ЗАЗ-965А МеМЗ-966 V4, бензиновый 887 27 1960-1965 ЗАЗ-965А МеМЗ-966 V4, бензиновый 887 30 1965-1969