Запорожец 968м

Может ли автомобиль почти из середины прошлого столетия выглядеть актуальным спустя 60 лет? Разумеется, если правильно переосмыслить классический дизайн на новый лад. Fiat 500 и Mini уже все продемонстрировали. А как насчет ЗАЗ 965?

Новый Запорожец – вопрос непростой. Но дизайнеры иногда показывают свой взгляд на возрожденную легенду. Самый дешевый автомобиль СССР предстал на новых изображениях от Carakoom.

Дизайнер использовал ключевые моменты в работе над новым ЗАЗ-965 2020 модельного года: классические пропорции, характерный силуэт, кругловатые элементы вроде формы решетки и наружной светотехники. Но все ретро-мотивы заиграли по-новому, чтобы автомобиль получился современным.

Первое, что бросается в глаза – новый ЗАЗ оказался кроссовером. Очень актуально в современной рыночной ситуации, когда покупатели охотнее разбирают все, что хотя бы отдаленно напоминает внедорожник.

/

Разумеется, этот «горбатый» Запорожец, появись он в действительности, чувствовал бы себя намного комфортнее на твердых покрытиях. Но повышенный клиренс и неокрашенный пластиковый обвес, как показывает практика, весьма полезны в городской среде.

Автор проекта остался приверженцем трехдверного кузова, хотя пять дверей наверняка сделали бы этот бюджетный автомобиль практичнее. Предполагается, что двигатель расположен спереди поперечно и приводит в движение передние же колеса. Что еще нужно компактному хэтчбеку?

ЗАЗ-968 – это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

Автомобиль ЗАЗ-968

Краткая история автомобиля ЗАЗ-968

Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.

Наверное, все помнят, что первые «запорожцы» 965 модели, в открытую создавались на основе автомобиля Fiat-600, сходство с которым в результате было просто поразительным. Бытует мнение (притом, весьма обоснованное), что и ЗАЗ-968 имел свой прототип, а именно — NSU Prinz. Но в Советском Союзе от этого буквально отмахивались руками, заявляя, что имеют «собственную гордость».

Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz

Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.

И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого». Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.

ЗАЗ-968 в ярко-оранжевом цвете, 1974 г. производства

Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А. Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов. На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.

Новый и более пропорциональный кузов автомобиля ЗАЗ-968М

Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?

Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).

Графическая схема 968-го запорожца

Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М
Год производства 1971-1974 гг 1974-1980 гг 1980-1994 гг
Размер (д/ш/в) 3730/1570/1400 мм 3730/1570/1400 мм 3765/1490/1400 мм
Кузов Несущий, цельнометаллический, 2-дверный
Колея (передняя/задняя) 1220/1200 мм 1220/1200 мм 1228/1212 мм
Дорожный просвет 190 мм 190 мм 185 мм
Масса (своя/полная) 790/1110 кг 840/1160 кг 840/1160 кг
Мощность 40 л.с (при 4200 об/мин)
Максимальная скорость 118 км/ч
Разгон до 100 км/час 38 секунд
Модель двигателя МеЗМ 968 МеЗМ 968 МеЗМ 968н
Тип двигателя 4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем
Объем двигателя 1197 см.куб.
Степень сжатия 7.2
Расход топлива
при скорости 90 км/час
6.2 л/час 6.2 л/час 7.4 л/час
Объем бензобака 40 л
Диаметр цилиндров 76 мм
Ход поршня 66 мм
Коробка передач 4-ступенчатая, механическая, трехходовая
Подвеска (передняя/задняя) независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная
Тормозная система Барабанная Барабанная с раздельным приводом
Рулевой механизм глобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17
Генератор Г502-а с мощностью 350 Вт
Стартер СТ368
Катушка зажигания Б115-В
Размер колесный дисков 13 дюймов
Объем багажника 135 л 197 л 197 л

Основные модификации ЗАЗ-968

ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги.

3A3-968МБ — седан для инвалидов с ампутированными ногами.

ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой.

ЗАЗ-968АБ4 — седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой.

ЗАЗ-968МГ — седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой.

ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.

Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни

Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»

Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот.

В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.

Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»

В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.

Советская почтовая марка с изображением ЗАЗ-968 (1971 г.)

ЗАЗ 968М в компьютерной игре GTA «San Andreas»

Обзор ХарактеристикиВидео

В 1971 году Запорожский завод «Коммунар» начал производство новой модели ЗАЗ-968. Впрочем, от предыдущей 966-й модели она отличалась, по большому счету, только индексом. В остальном никаких изменений: тот же двухдверный кузов, расположенный сзади мотор с воздушным охлаждением, задний привод, четырехступенчатая коробка передач. На ранние экземпляры автомобиля устанваливался прежний силовой агрегат объемом 1,2 литра и мощностью 31 л. с., но вскоре машина получила модернизированный вариант двигателя, развиваший 40 л. с.

Уже через пару лет, в 1974 году, с конвейера стал сходить усовершенствованный ЗАЗ-968А с иным оформлением передка, улучшенной отделкой салона, иными сиденьями (такими же как у вазовской «копейки»), раздельным приводом тормозов. Часть машин оснащалась 45-сильным вариантом двигателя, работающим на 93-м бензине. Обе модели выпускались параллельно, но если «базовый» ЗАЗ-968 стоил тогда 3500 рублей, то за модель 968А нужно было заплатить 3750 рублей.

Более серьезная модернизация «Запорожца» произошла в 1979 году, когда появился ЗАЗ-968М. У него был изменен дизайн передней части, появились новые задние фонари, указатели поворотов, бамперы, была изменена форма передней панели, а запасное колесо «переехало» из багажника к двигателю. Кроме того, у «эмки» исчезли характерные «уши» по бокам кузова, предназначенные для вентиляции моторного отсека. В 1983 году цена модели составляла 5 600 рублей.

ЗАЗ-968М «Запорожец», 1979-1994

Производство «девятьсот шестьдесят восьмого» продолжалось до 1994 года практически без изменений в конструкции. Традиционно, заметная доля «Запорожцев» выпускалась в специальных исполнениях для инвалидов.

Обзор Характеристики

Автомобиль, ставший впоследствии «Запорожцем», начали проектировать на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в конце 1956 года, организовать выпуск автомобиля предполагалось на этом же предприятии. Уже тогда были заданы принципиальные конструктивные решения: расположенный сзади двигатель и задний привод.

В 1958 было решили производить автомобили не в Москве, а в Запорожье, на заводе «Коммунар», до тех пор занимавшегося выпуском сельхозтехники. Официальной датой начала производства автомобиля ЗАЗ-965 считается 1960 год, но даже в 1961 году автомобили выпускались лишь мелкосерийно, и только в 1962 году стартовала полноценная конвейерная сборка машин.

Первоначально «Запорожец» оснащался 746-кубовым двигателем МеМЗ-965: у него были V-образно расположенные четыре цилиндра, воздушное охлаждение, а мощность составляла 23 л. с. Уже в 1962 году мотор был модернизирован и получил индекс МеМЗ-966: его объем увеличился до 887 «кубиков», а мощность выросла до 27 л. с. (автомобили с таким силовым агрегатом назывались ЗАЗ-965А). А в 1965 году за счет нового карбюратора отдачу мотора удалось еще немного увеличить — до 30 «лошадей».

Интерьер автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», 1960–1969

В небольших количествах на заводе выпускались модификации с ручным управленим для инвалидов, а также тиражом несколько сотен экземпляров сделали почтовую версию ЗАЗ-965С с отсеком для почты вместо задних сидений и расположенным справа рулем — водитель мог забирать почту из придорожных почтовых ящиков, не выходя из машины.

«Запорожцы» поставлялись и в европейские страны: машины проданные через бельгийского экспортера назывались Jalta, а те, которые шли через Финляндию, носили шильдик Yalta.

Всего до 1969 года выпустили 316 713 «горбатых», самым успешным был 1968 год, когда с конвейера сошло 67 тысяч машин. На смену модели ЗАЗ-965 пришёл ЗАЗ-966.

Таблица двигателей автомобиля ЗАЗ-965

Версия Модель двигателя Тип двигателя Объем, см3 Мощность, л. с. Примечание
ЗАЗ-965 МеМЗ-965 V4, бензиновый 746 23 1960-1962
ЗАЗ-965А МеМЗ-966 V4, бензиновый 887 27 1960-1965
ЗАЗ-965А МеМЗ-966 V4, бензиновый 887 30 1965-1969