24 ноября 2019

Тормозная система ЗИЛ 5301 бычок принцип работы

Содержание

ЗИЛ -5301 «Бычок» был первой «ласточкой» завода имени Лихачёва, который до этого не выпускал автомобили такого класса. Новый автомобиль вышел в серию в 1995 году и выпускался вплоть до 2014 года. За это время устройство ЗИЛ 5301 выучено не только специалистами, но и рядовыми владельцами этих автомобилей. Схема ремонта данного автомобиля достаточно простая, поэтому его не сложно сделать в гаражных условиях.

История разработки и появления автомобиля ЗИЛ-5301

Руководство завода ЗИЛ, заметив, насколько популярны в России и мире малотоннажные грузовые автомобили марки мерседес Т2, решило выпустить свой вариант знаменитого автомобиля. Закупив несколько грузовиков мерседес, заводским конструкторам было выдано задание в кратчайшие сроки изготовить подобный автомобиль, сделав его как можно менее дорогим в производстве.

Увидев, что схема конструкции немца простая, вскоре на проходной завода стояло около 50 опытных образцов новой модели. Хотя бычок построен на базе мерседеса, ему присущи свои особенности и болезни.

Для того чтобы как можно более упростить и удешевить производство, было принято решение устанавливать на новый ЗИЛ элементы с других заводских моделей. Кабина «Бычку» досталась от ЗИЛ-4331, именно по этой причине её размер кажется слишком большим.

Рессоры у ЗИЛ- 5301 расположены на обоих мостах, тормозная система Зил-5301 представляет собой комбинацию из дисков на передних колёсах и барабанов на задних. Дисковые тормоза достаточно надёжные, и оснащены пневмоусилителем.

Не обошлось без инноваций. Впервые в истории российских малотоннажных грузовиков был использован гидроусилитель руля. Благодаря ГУР, руль стал поворачиваться намного легче.

ЗИЛ- 5301 технические характеристики

Двигатель для ЗИЛ-5301 был выбран дизельный, производства минского моторного завода. Его объем составляет 4,8 литра, при мощности 105 лошадиных сил. Данный двигатель широко известен благодаря тракторам «Беларусь», а его эксплуатационные характеристики давно сыскали известность за пределами Беларуси. Как позже оказалось, тракторный двигатель не самое лучшее решение для городской эксплуатации, поэтому завод освоил мелкосерийное производство автомобилей, оснащённых двигателями импортного производства. Впрочем, и эти двигатели не завоевали популярности у покупателей, так как были очень дорогими в ремонте, а самому их починить было очень сложно.

Первый ЗИЛ «Бычок» представлял собой шасси, которые оборудовались фургоном, платформой или кузовом. Кузов ЗИЛ-5301 был изотермический. Через три года «Бычок» получил цельнометаллический кузов, предназначенный для перевозки 3 тонн различных грузов.

Через год появилась ещё одна модель «Бычка» с отсеком для грузов равным 10 кубам, а также удлинённая версия на 20 кубов. Грузоподъёмность у длиннобазной модели поменьше, зато она позволяет перевозить больше габаритных грузов.

Так как простая конструкция «Бычка» с лёгкостью позволяет сделать «тюнинг» ЗИЛ-5301, многие предприятия, которые занимаются переоборудованием автомобилей под специальное оборудование, стали приобретать шасси «Бычка» для переоборудования. Был даже выпущен специальный электромобиль на базе ЗИЛ-5301, способный проезжать без подзарядки около 70 километров. К сожалению, данный прототип оказался слишком дорогим, а его эксплуатация в наших реалиях – практически невозможна.

Автобусы на базе ЗИЛ «Бычок» и самосвал ЗИЛ-5301

Самосвал на базе «Бычка» завоевал популярность у фирм и коммунальщиков, которым приходилось работать в стеснённых условиях. Благодаря узкой колее и радиусу разворота, ЗИЛ-5301 легко проезжал там, где большим самосвалам было не повернуться.

В начале 2000-х годов были выпущены специальные автобусы на базе «Бычка», которые быстро вытеснили с региональных маршрутов ПАЗики. Появление широкого автобусного кузова, в котором сиденья стояли в четыре ряда, помогло ЗИЛу закрепиться в этой нише надолго.

К сожалению, недостаточная надёжность заднего моста ЗИЛ-5301 и общая политика завода, который не обращал внимания на замечания покупателей, поставили крест на этих автомобилях.

Схема поломок ЗИЛ-5301 и способы их устранения

Так как ЗИЛ-5301 является российским автомобилем (хотя и скопированным с мерседеса), то он традиционно обладает целым ворохом различных болячек и недоработок. За два десятилетия количество выявленных дефектов и способов их устранения стало таким огромным, что можно составлять целые тома по практическому ремонту. Конечно, все неисправности рассмотреть не удастся, мы попробуем рассмотреть несколько наиболее популярных:

  1. Множество проблем может доставить задняя ступица. К ней не поступает смазка из редуктора, поэтому смазывать её приходится вручную. Тем, кто не знает этой особенности, приходится часто менять задние ступицы колёс;
  2. Покраска ЗИЛов традиционно «надёжна». Подкрашивать кабину приходилось после первых 2-3 месяцев эксплуатации. Голый металл ржавеет практически на глазах. Схема покраски довольно простая. Многие владельцы просто задувают из баллончика очищенные и зашпаклёванные места;
  3. Часто выходит из строя генератор. Обычно проблема заключается в различных замыканиях, после чего генератор не работает. Ещё генератор может выйти из строя из-за обрыва обмотки возбуждения. Пробой диодов или их старение тоже выведут генератор из строя. Для того, чтобы починить генератор понадобится схема. Лучшим вариантом ремонта станет замена генератора на более надёжную модель;
  4. Множество неприятностей может доставить фильтр. Причём не важно, воздушный это фильтр или топливный. Если фильтр засорится, завести двигатель будет проблематично, поэтому если вы не можете завести мотор, первым делом осмотрите воздушный фильтр, потом топливный;
  5. Сцепление ЗИЛ-5301 недостаточно надёжное. Многие владельцы постоянно жалуются, что оно «горит», а кронштейн просто вырывается.

Хотя запчасти на ЗИЛ-5310 стоят дороже, чем на остальные ЗИЛы, они всё же дешевле запчастей к иномаркам.

В целом ЗИЛ «Бычок» достаточно выносливая машина, но отвратительная стойкость (скорее её отсутствие) к коррозии год за годом уменьшает количество этих грузовиков на наших дорогах.

Автор статьи: Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Во всех грузовых автомобилях ЗИЛ используется традиционная тормозная система с пневматическим приводом и тормозными механизмами барабанного типа. Тормозные барабаны грузовиков ЗИЛ в целом аналогичны барабанам других грузовиков, хотя и имеют особенности. О назначении тормозных барабанов ЗИЛ, их особенностях, типах и эксплуатации читайте в данной статье.

Назначение тормозного барабана ЗИЛ

Тормозная система грузовиков ЗИЛ построена по типичной для грузовых автомобилей схеме: на колесах установлены фрикционные тормозные механизмы барабанного типа, привод которых осуществляется с помощью пневматической системы. Тормоза такой схемы наиболее просты и эффективны для грузовиков различной массы, а также они обладают универсальностью и широкими возможностями по взаимозаменяемости запчастей.

Колесные тормозные механизмы состоят из трех основных компонентов: тормозного барабана, тормозных колодок и привода колодок. Тормозной барабан крепится на ступице колеса, в свою очередь, на барабане установлен колесный диск, поэтому колесо и барабан вращаются, как единое целое. Тормозные колодки и их привод установлены неподвижно.

Торможение автомобиля производится за счет трения между колодками и внутренней поверхностью барабана: при необходимости снизить скорость или полностью затормозить грузовик, колодки с помощью привода прижимаются к барабану, вследствие чего скорость вращения барабана и закрепленного на нем колеса снижается, и автомобиль теряет скорость. Для эффективного торможения барабан и колодки изготавливаются из материалов с максимальным коэффициентом трения.

В целом, тормозные барабаны, используемые в автомобилях ЗИЛ различных моделей, не отличаются от барабанов других грузовиков, но имеют свои особенности конструкции и эксплуатации.

Устройство и особенности тормозных барабанов ЗИЛ

Конструктивно тормозные барабаны автомобилей ЗИЛ не отличаются от барабанов других грузовых автомобилей: это металлическая цельнолитая деталь цилиндрической формы, которую условно можно разделить на две части — собственно барабан с гладкой внутренней поверхностью, и фланец с отверстиями под установку шпилек. Однако барабаны ЗИЛ имеют и ряд конструктивных особенностей.

В частности, в ряде моделей тормозных барабанов автомобилей ЗИЛ предусмотрены смотровые отверстия, с помощью которых можно производить измерение зазора между колодками и барабаном, оценивать состояние колодок и тормозного механизма, и т.д. В барабанах для грузовиков ЗИЛ-5301 «Бычок» смотровых окон нет, однако это компенсируется особым устройством фланца, выполненным в виде приливов с отверстиями для шпилек — производить осмотр тормозного механизма можно через промежутки между этими приливами.

Также из конструктивных особенностей барабанов тормозных ЗИЛ стоит отметить двойную функцию отверстий под шпильки — они одновременно служат и для крепления барабана к ступице, и для монтажа колеса на барабан. Для этого используются шпильки с левой резьбой, которые одной стороной вкручиваются в ступицу, а на их другую сторону наворачиваются гайки, удерживающие колесный диск.

Тормозные барабаны автомобилей ЗИЛ отличаются высокой прочностью и надежностью. Это обеспечивается, в первую очередь, достаточно большой толщиной стенок, а на некоторых барабанах также предусмотрены и ребра жесткости. В частности, ребра жесткости есть на барабанах ЗИЛ-5301, поэтому они при своих компактных габаритах имеют высокую жесткость и надежность.

На сегодняшний день все тормозные барабаны ЗИЛ изготавливаются только из серого чугуна методом литья с дальнейшей расточкой. Обычно для этого используется серый чугун марок СЧ-20 и СЧ-24. Интересно отметить, что на конвейеры ЗИЛ поставляются «родные» барабаны, но на рынке присутствуют барабаны и ряда сторонних производителей. Независимо от производителя, все тормозные барабаны должны соответствовать ГОСТ 31341-2007, только в этом случае они будут обеспечивать надежное торможение и безопасность автомобиля.

Типы тормозных барабанов ЗИЛ

На сегодняшний день выпускается несколько типов тормозных барабанов ЗИЛ, которые отличаются конструкцией и применимостью. Но независимо от конструкции все барабаны делятся на две больших категории по внутреннему (рабочему) диаметру:

• С внутренним диаметром 420 мм — все «большие» модели грузовиков ЗИЛ старого и нового производства;
• С внутренним диаметром 320 мм — только модели ЗИЛ «Бычок».

При этом большие барабаны имеют восемь отверстий под шпильки, малые — только шесть отверстий.

Также все тормозные барабаны ЗИЛ делятся на четыре типа по ширине фрикционных накладок колодок:

• 70 мм (только передние тормозные барабаны некоторых старых и новых моделей);
• 80 мм (передние и задние тормозные барабаны ЗИЛ «Бычок»);
• 140 мм (передние и задние тормозные барабаны среднетоннажных автомобилей);
• 180 мм (задние тормозные барабаны большинства новых и старых моделей).

Один и тот же барабан может использоваться в разных моделях автомобилей ЗИЛ на разных осях. Например, барабан одинаковой конструкции используется на колесах заднего моста ЗИЛ-433360 и на передней оси ЗИЛ-433180. С другой стороны, во многих автомобилях на передней и задней осях используются разные барабаны — на том же ЗИЛ-433180 на передней оси установлены узкие тормозные барабаны (под колодки шириной 140 мм), а на заднем мосту — широкие (под колодки шириной 180 мм).

Также тормозные барабаны ЗИЛ находят широкое применение на автобусах ПАЗ, включая новые модели «Аврора». Наибольшее применение на павловских автобусах находят применение тормозные барабаны под колодки шириной 140 мм, а в моделях «Аврора» (ПАЗ-4230) на заднем мосту — барабаны под колодки 180 мм.

В любом случае, при необходимости замены тормозных барабанов необходимо выбирать новые барабаны по их каталожным номерам — это застрахует от ошибки и лишних затрат.

Эксплуатация и замена тормозного барабана ЗИЛ

Тормозные барабаны не требуют специального ухода и в процессе эксплуатации практически не доставляют проблем водителю. Однако барабан постоянно подвергается трению, поэтому он, как и фрикционные накладки колодок, подвержен интенсивному износу, в результате чего эффективность торможения со временем снижается. Именно этот износ необходимо контролировать и периодически принимать меры для обеспечения надежного торможения.

В частности, при ТО-2 рекомендуется проверять свободный ход штока пневматической тормозной камеры — в рабочем состоянии ход штока передних тормозов лежит в пределах 15-20 мм, задних — 20-30 мм. При таком ходе штока зазор между фрикционными накладками колодок и внутренней поверхностью барабана достигает 0,4 мм. Если ход поршня увеличен до 35 и 40 мм у передних и задних тормозных камер соответственно, то увеличен и зазор между колодкой и барабаном — в этом случае необходимо произвести регулировку.

В случае если регулировкой не удается достичь нормального хода штока, то нужно оценить состояние колодок и барабана на предмет их износа. Толщина фрикционных накладок на колодках должна быть не меньше 1 мм, в противном случае их необходимо заменить на новые. Если же даже после замены колодок зазор между ними и барабаном слишком велик, то это говорит о чрезмерном износе барабана и необходимости его замены.

Очень часто барабан имеет неравномерный износ (приобретает яйцеобразную форму), а на его внутренней поверхности появляются борозды, поэтому торможение становится менее эффективным. В данном случае барабан подвергается расточке для придания ему цилиндрической формы и полировки поверхности. Растачивать барабан можно только по так называемым ремонтным размерам, максимальный внутренний диаметр, до которого допускается расточка, составляет 426 мм (для барабана ЗИЛ «Бычок» — 324 мм).

При дальнейшем увеличении рабочего (внутреннего) диаметра барабан эксплуатировать нельзя, так как он теряет свои прочностные качества и может стать причиной аварии. Такой барабан должен быть в обязательном порядке заменен новым.

При регулярном осмотре, расточке и замене тормозных барабанов тормозная система автомобилей ЗИЛ будет работать надежно в любых условиях.

Еще в этом разделе

Тормозные механизмы задних колес колодочные, барабанного типа. Устройство тормозных механизмов показано на рис.1.

Для разборки тормозного механизма задних колес надо очистить тормозной барабан от грязи и убедиться в его свободном вращении. Стояночная тормозная система должна быть в отторможенном состоянии.

Отвернуть шесть болтов крепления тормозного барабана к ступице заднего колеса и снять его, повернув так, чтобы выступы на барабане совпали с пазами на ступице.

Для демонтажа колодок надо с помощью проволочной петли или крючка снять пружины 2 и 6 с опорного пальца 4; разобрать стержни 13, крепящие колодки к щиту тормоза 8, утопив верхнюю чашку, и, провернув ее до совпадения паза в чашке с положением стержня, снять стяжную пружину 12.

Отсоединить от колодок разжимной рычаг 14 стояночного тормоза и пружину 15.

После разборки тормозного механизма все детали надо промыть моющим раствором МС-6 или МС-8 ТУ 6-12-978-76, продуть сжатым воздухом и провести дефектацию

Осмотреть внутреннюю рабочую поверхность барабана и проверить толщину накладок на первичной 1 и вторичной 7 колодках.

Трещины и сколы на деталях тормозов не допускаются. Повреждение резьбы допускается не более двух ниток. Износ тормозных накладок допускается до уровня 1 5 мм до головок заклепок.

При износе деталей тормозов сверх допустимых размеров изношенные детали подлежат замене.

Погнутость щита тормозов рекомендуется устранять правкой. При большей погнутости щиты надо заменить.

При сборке тормозного механизма задних колес все операции надо проделать в последовательности, обратной разборке. При этом надо иметь в виду следующее.

Нельзя менять местами положение вторичной и первичной колодок и пружин колодок.

Первичная тормозная колодка отличается от вторичной пружиной, которая имеет большее количество витков и меньший диаметр проволоки.

При установке стяжной пружины 12 (см. рис.1) и регулировочного винта 10 гайка 9 должна быть завернута до отказа для компенсации толщины новых накладок.

При износе только одной тормозной колодки задних колес на автомобиле следует заменить все четыре колодки заднего тормоза.

При сборке опорные поверхности втулок и осей надо смазать тонким слоем смазки.

Приклеивание новых накладок к тормозным колодкам. При необходимости можно заменить тормозные накладки на колодках, приклеив новые.

Для обеспечения надежного склеивания фрикционных накладок с колодками тормоза надо выполнить следующие условия.

Приклеивание производить клеем марки ВС-10Т ГОСТ 22345-77 или ТИИР-4 ТУ 38.114513-96 фирмы ОА0 СНИИАТИ (г. Ярославль).

Колодки тормоза перед приклеиванием накладок должны быть очищены механической обработкой от следов старых при условии сохранения геометрической формы согласно чертежу.

После механической обработки колодок не допускается загрязнение подготовленной поверхности пылью, маслом и другими веществами, ослабляющими клеевое соединение.

На внутренней поверхности накладок надо удалить глянцевый слой при обязательном сохранении геометрических размеров изделия. Неровности, трещины, следы масла и загрязнение поверхности не допускаются.

На чистые, обезжиренные поверхности колодок и накладок наносится кистью равномерный слой клея из расчета 1 ,5…2 г на 100 см2 площади.

После нанесения клея детали должны быть подсушены на воздухе не менее 15 мин и не более 90 мин при температуре не ниже 15°С. Прикасаться руками к поверхности, намазанной клеем не допускается.

Склеивание деталей надо производить в специальном приспособлении, обеспечивающем правильное относительное положение накладки и колодки и с прижимом накладки к колодке усилием 49.. .78 Н/см2.

Склеивание деталей должно происходить в сушильной печи при температуре 180°С, в течение 120 мин, без учета времени прогрева печи до указанной температуры.

После приклеивания накладок изделие надо проверить на отсутствие трещин, сколов, перекоса, отсутствие зазора между накладкой и колодкой, соответствие чертежу.

Прочность клеевого соединения должна соответствовать ГОСТ РИСО 6312-93. Разрушающее усилие должно быть не менее 100 Н/см2.

Регулировка тормозов задних колес

По мере износа фрикционных накладок необходимо регулировать зазор между накладкой колодки и барабаном с периодичностью 4000 км пробега.

Для регулировки надо выполнить следующее:

1. выключить стояночный тормоз;

2. поднять задние колеса;

3. вынуть пружинные заглушки из щитов задних тормозов;

4. через отверстие в тормозном щите специальной лопаткой 1 (или широкой отверткой) вращать звездочку регулировочного винта 2 (на левом тормозе снизу вверх; на правом — в обратном направлении), разведя колодки до торможения колеса (не проворачивается от руки). Вращая звездочку в обратном направлении, обеспечить свободное вращение колеса;

5. вставить пружинные заглушки.

Цилиндр тормозной: основа тормозной системы вашего автомобиля

В транспортных средствах с гидравлической тормозной системой ключевую роль играют главный и колесные тормозные цилиндры. О том, что такое тормозной цилиндр, каких типов бывают цилиндры, как они устроены и работают, а также о правильном выборе, обслуживании и ремонте данных деталей — читайте в статье. быть от одного до трех цилиндров различного диаметра. Работают колесные тормозные цилиндры просто. При торможении в контуре повышается давление, рабочая жидкость поступает в полость цилиндра и толкает поршень. Поршни цилиндра барабанных тормозов выталкиваются в противоположные стороны, каждый из них приводит в движение свою колодку. Поршни суппорта выходят из своих полостей и прижимают (прямо или косвенно, через специальный механизм) колодку к барабану. При прекращении торможения давление в контуре снижается и в какой-то момент усилия возвратных пружин становится достаточно для возврата поршней в первоначальное положение — ТС растормаживается. Выбор, замена и обслуживание тормозных цилиндров При выборе рассматриваемых деталей необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя транспортного средства. При установке цилиндров другой модели или типа возможно ухудшение работы тормозов, что недопустимо. В процессе эксплуатации главный и рабочие цилиндры н

Тормозная система: в ответе за безопасность всех участников дорожного движения

Автомобиль нужно не только разогнать и поддержать его скорость, но и остановить — за это отвечает тормозная система. О том, что такое тормозная система автомобиля, какие она выполняет функции, какие виды тормозных систем бывают, как они устроены и работают, читайте в данной статье. энергией, и чем больше масса автомобиля, тем больше в нем запасается энергии. Для снижения скорости или полной остановки эту энергию необходимо у автомобиля «отнять». Наиболее просто достичь этого можно переводом кинетической энергии в энергию другого вида, например — в тепловую. Как это реализовать на практике? Например, с помощью сил трения — достаточно заставить колеса сильнее тереться о дорогу или иную поверхность, в результате кинетическая энергия перейдет в тепловую, а автомобиль остановится. Именно эту задачу и решает тормозная система автомобиля: она за счет сил трения, возникающих в тормозном механизме, приводит к снижению скорости или полной остановке автомобиля. Также существует рекуперативное торможение (о котором мы писали ранее в статье «Система рекуперативного торможения»), но в нем используется тот же принцип преобразование кинетической энергии в энергию другого вида — например, в электрическую, за счет чего и происходит остановка тра

ЗИЛ-3250: «Бычок», который стал извозчиком

ЗИЛ «Бычок» — машина, давшая начало целому семейству современных грузовых автомобилей. Этот автомобиль стал «отцом» и для автобусов ЗИЛ-3250 — машин необычных и неоднозначных, но, безусловно, интересных. Что представляют собой эти автобусы, какие у них особенности, достоинства и недостатки — читайте в этой статье. удлиненной базой 4505 мм. В салоне предусмотрено 19 мест для сидения и 3 для стояния. Выпускается несколько модификаций с различным числом и расположением дверей, а также наличием/отсутствием перегородки кабины. Отличается сниженной маневренностью, увеличенным радиусом поворота и меньшей приспособленностью к городским условиям. В остальном обе модификации одинаковы, комплектуются одним двигателем и имеют минимальное количество технических отличий. Поэтому запчасти на ЗИЛ-3250 в массе своей подходят для обеих машин, что облегчает их обслуживание и ремонт. ЗИЛ-3250 специального исполнения и исполнения «Люкс» Сейчас ЗИЛ-3250 не рассматривается как массовый автобус, но интересен в качестве основы для специализированных машин и автобусов класса «Люкс». И в том, и в другом случае основным изменениям подвергается кузов и салон автобуса. В автобусах ЗИЛ-3250 исполнения «Люкс» салон имеет повышенную комфортабельность и улучшенную отделку, он комплектуется улучшенными сидень Все статьи