Xray тест

Обозреватель «Движка» поездил на новой Lada XRAY Cross по Крыму с целью выяснить, стоят ли отличия «кроссовой» версии вазовского хэтчбека от стандартного автомобиля той доплаты, которую за них просят.

Что собой представляет XRAY Cross?

По сути — масло масляное: это «внедорожная» версия и без того «приподнятого» хэтчбека XRAY. Клиренс стал еще выше: 215 мм — это больше, чем у иных кроссоверов! Кроме того, «Кросс» получил черный защитный пластиковый обвес: накладки на колесные арки и пороги плюс молдинги на дверях. На крыше у «кроссового» хэтчбека — рейлинги и антенна типа «акулий плавник».

Как он выглядит?

Пожалуй, более гармонично и эффектно, нежели стандартный XRAY. Повлияли, видимо, и высокий дорожный просвет, и 17-дюймовые колеса, и бамперы иного дизайна.

Каков он внутри?

На вид — симпатичен, но на ощупь — ожидаемо простоват. Пластик — жесткий и гулкий, кроме того, при долгой езде по неровным дорогам (а для каких же еще предназначен «высокий» хэтч с приставкой Cross к названию?) что-нибудь рано или поздно начинает поскрипывать или побрякивать.

Насколько в нем удобно и просторно?

К удобству посадки особых претензий у нас не возникло: высокий водитель ростом за 190 cм устраивается за рулем не идеально, но в целом удобно — колени баранку не подпирают. Позади, правда, места остается уже мало, но ребенок 9–10 лет усядется без проблем. В общем, для семейного использования XRAY Cross подойдет вполне!

Что у него под капотом?

Тестовый XRAY Cross был оснащен силовым агрегатом в составе двигателя 1,6 литра, 113 л. с., альянса Renault-Nissan и бесступенчатой автоматической трансмиссии. Последним словосочетанием на АвтоВАЗе именуют вариатор Jatco JF015E со встроенными гидротрансформатором и планетарным редуктором. Подобная конструкция призвана обеспечить плавную и комфортную работу силового агрегата как при старте на подъеме, так и в переходных режимах.

Как он едет?

В городе — и впрямь исключительно плавно и комфортно! И взаимосвязь педали газа и мотора близка к прямой: как нажал — так и поехал. Но на шоссе, а тем более на серпантинах наподобие того, что ведет от Ялты к Севастополю, возможностей силового агрегата порой не хватает. Особенно если дорога идет на подъем. Двигатель приходится активно «крутить», что естественным образом сказывается на топливной экономичности. Оснащать же автомобили со 113-сильным «рено-ниссановским» двигателем механической коробкой передач АвтоВАЗ не планирует…

Как он управляется?

Для «внедорожного» хэтчбека с 215-миллиметровым клиренсом — весьма и весьма достойно! На извилистых дорожках XRAY Cross пусть и не азартен, но вполне предсказуем. Был бы еще руль «попрозрачнее» — было бы совсем хорошо, а то при малых углах поворота он кажется немного «ватным». Впрочем, возможно, что это издержки установки на автомобиль зимних фрикционных шин, при том что ездили мы при плюсовой температуре и главным образом по мокрому асфальту.

Что у него с плавностью хода?

Порядок! К мелким неровностям автомобиль ожидаемо чувствителен (на 17-дюймовых-то «лаптях»!), зато средние он фильтрует так, что дорога кажется ровнее, чем есть на самом деле. Да и крупные колдобины ни разу не вызвали тех ударов, к которым мы подсознательно готовились, не успев пару раз как следует оттормозиться перед ними. В общем, приставка Cross в случае с «Икс-Рэем» вполне оправданна!

А что с шумоизоляцией?

Вот тут уже есть к чему придраться. Про гулкий пластик в салоне мы уже упоминали. Добавим к этому довольно шумно работающую подвеску и не самый тихий мотор с цепным приводом ГРМ. Уровень аэродинамических шумов оценить не удалось, так как на протяжении всего дня теста на юго-западном побережье Крыма практически постоянно дул шквалистый ветер, порывы которого так и норовили сбросить машину в Черное море. Но в любом случае «тихоней» XRAY Cross не назовешь.

Сколько он стоит?

Стартовая цена хэтчбека Lada XRAY Cross с мотором 1,6 литра, 113 л. с., и вариатором — 854 900 рублей за автомобиль в комплектации Classic с пакетом Optima. Самый «навороченный» XRAY Cross оценен в 979 900 рублей (комплектация Luxe + пакет Prestige).

Как он оснащен?

Базовый XRAY Cross имеет две подушки безопасности, сигнализацию, систему ЭРА-ГЛОНАСС, задние дисковые тормоза, систему ESC и электронного ассистента при старте на подъеме, светодиодные ходовые огни, регулируемую по высоте и вылету рулевую колонку, электростеклоподъемники передних дверей, 17-дюймовые легкосплавные колесные диски. В пакет опций Optima (стандартный для автомобиля в версии AT, что была у нас на тесте) входят кондиционер, охлаждаемый перчаточный ящик, мультифункциональное рулевое колесо и аудиосистема (2DIN, FM/AM с функцией RDS, USB, AUX, Bluetooth, 4 динамика, антенна типа «акулий плавник»).

Топовый XRAY Cross серийно оснащается климат-контролем, подогревом руля, задних сидений и лобового стекла, датчиками дождя и света, кожаной отделкой руля и рычага коробки передач, комбинированной обивкой сидений (ткань и экокожа), USB-розеткой для задних пассажиров.

Каков итог?

В целом новый XRAY Cross воспринимается как весьма цельный и добротный продукт, который к тому же полностью оправдывает приставку «Кросс» к названию: по геометрической проходимости он даст фору многим компактным кроссоверам, а по умению настраивать подвеску для наших дорожных реалий вазовские инженеры могут давать мастер-классы многим зарубежным коллегам. Но простоватый на ощупь (хотя и вычурный на вид) интерьер и не самая выдающаяся даже по меркам класса B+ шумоизоляция кажутся не менее весомыми аргументами против.

Так что тест-драйвом у дилера перед покупкой советуем не пренебрегать, а по возможности — проехать еще и на версии с мотором 1,8 литра, 122 л. с., и «механикой»: судя по тому, как едет Vesta SW Cross с таким силовым агрегатом, оптимальной версией XRAY Cross вполне может оказаться именно 1,8-литровая! Тем более что только для нее доступны система выбора режимов вождения Lada Ride Select и электронная блокировка дифференциала EDL.

LADA XRAY Cross получила версию с вариатором. И мы на ней покатались. Впечатления — благоприятные. Это современный японский агрегат, который на «АвтоВАЗе» настроили под свои потребности и особенности. Чем же хорош XRAY Cross с вариатором? Отвечаем на самые важные вопросы.

Не буду описывать все нюансы кросс-хетчбэка. Подробный тест-драйв Lada XRAY Cross мы проводили в Казахстане. Сейчас остановлюсь на особенностях версии с вариатором.

Только для Cross-а

Вариатор будет доступен только для версии Cross. Обычный XRAY, как и прежде, будет предлагаться с автоматизированной коробкой передач, состыкованной с 1,8-литровым мотором. Это связано с техническими особенностями и различиями двух автомобилей. Оказывается, для Cross на стадии проектирования заложили возможность установки именно вариатора. В обычный хетчбэк X-RAY этот агрегат не встанет: нужно слишком глубокое вмешательство в конструкцию. Двигатель — альянса Renault/Nissan серии H4M. При объеме 1,6 литра он развивает 113 л. с. Кстати, вариатор стыкуется только с этим двигателем. Другие варианты невозможны.

Он японский, но со своими настройками

Вариатор здесь японской фирмы Jatco серии JF015E. Это довольно современный и сложный агрегат: в составе трансмиссии есть гидротрансформатор и двухступенчатый планетарный редуктор. Несмотря на то, что силовой агрегат (двигатель плюс вариатор) уже устанавливается на многие модели альянса, на «АвтоВАЗе» его перекалибровали и настроили под свою модель. Белорусы к вариатором относятся настороженно, опасаясь за надежность. Но инженеры проекта уверяют, что с проблемами справились. На тестовых машинах вариатор без проблем выходил 200 тысяч км. Для борьбы с перегревом теплообменник вывели в радиатор охлаждения.

— А что с маслом? Нужно ли его менять, если завод заявляет, что масло залито на весь срок службы автомобиля? И какой вообще этот срок службы? — интересуюсь я у главного инженера проекта.

Оказывается, срок службы автомобиля — это гарантийный период, то есть 100 тысяч км. А потом — нужно контролировать состояние масла, для этого предусмотрен щуп. Если масло в плохом состоянии — лучше его поменять. По идее, в гарантийный период этой проверкой должны заниматься на сервисе. У покупателя голова болеть не должна.

Плавно и неспешно

В салоне все привычно и на местах. Только между креслами возвышается рычаг вариатора. Режимы стандартные — P, R, N, D. Есть и ручной режим, где можно выбрать одну из семи виртуальных передач. Спортивного режима нет. Ну и не надо, поеду так.

Завожу двигатель, перевожу рычаг в Drive и жму на газ. XRAY Cross плавно трогается с места. В самом начале движения реакции на нажатие педали газа нелинейные — обороты растут сильнее, чем скорость. Дальше — лучше. Но все равно — ни о какой резкости речь не идет. Вариатор делает все подчеркнуто неспешно. С главной проблемой вариаторов, когда мотор выходит в зону максимального момента и зависает там, а автомобиль набирает скорость за счет изменения передаточного отношения шкивов, здесь справились. Но в определенных режимах вариаторная сущность проявляется — обороты падают, а скорость растет.

А еще Jatco не любит ситуаций, где сначала водитель разгоняется, потом резко тормозит и снова жмет педаль газа в пол. После нажатия газа наступает томительная пауза, а за ней следует подхват. Но после дня езды начинаешь понимать вариатор и логику его работы.

На трассе ситуация двоякая. С одной стороны, CVT обеспечивает экономию топлива и тишину в салоне. На скорости 110 км/ч двигатель работает на 2200 об/мин. А расход — в районе шести литров на сотню. При 90 км/ч можно ехать с расходом 5,5 литра. Это замечательно. Но с обгонами уже сложнее. Но тут дело не только в вариаторе, но и в мощности двигателя. Все же 113 л. с. — это необходимый минимум для кроссовера на 17-дюймовых колесах.

Минус бездорожье?

После установки вариатора клиренс не изменился. Здесь все те же 215 мм под передним подрамником. Оказывается, установку вариатора планировали еще на стадии проектирования, поэтому он прекрасно поместился в отведенное ему пространство над подрамником. А вот шайба Lada Ride Select из салона исчезла. Она позволяла менять настройки противобуксовочной системы в зависимости от условий движения. И даже пыталась имитировать блокировку переднего дифференциала. На самом деле эффект от системы весьма условный, поэтому большой потерей назвать это сложно. Куда более важно, что вариатор хорошо защищен от перегрева, а сам автомобиль имеет отличные геометрические параметры проходимости. То есть будет хорошо ехать по сложному рельефу, но с твердым покрытием.

Брать или нет?

Если вам всенепременно нужен автомобиль с двумя педалями — то однозначно да. Доплата за вариатор на XRAY Cross будет относительно небольшой. Эта трансмиссия на голову выше любой автоматизированной коробки передач с одним сцеплением. С вариатором LADA XRAY Cross стала тише, экономичнее и удобнее при ежедневной городской эксплуатации.

А еще XRAY Cross является самым оснащенным автомобилем в гамме LADA. Мультимедийная система поддерживает Android Auto и Apple CarPlay, есть подогрев передних и задних сидений, а также рулевого колеса и лобового стекла. Климат-контроль, круиз-контроль тоже доступны. Есть датчики света и дождя, камера заднего вида, полный набор электронных ассистентов. Цены стартуют с отметки 26 566 рублей за версию Classic с пакетом Optima. Топовая версия Prestige с пакетом Comfort потянет почти на 30 500 рублей.

Нам запомнилось

Бокс-подлокотник между передними креслами невелик Выдвижной ящик есть только под передним пассажирским креслом, водитель такой радости почему-то лишен Когда подстаканники заняты бутылками или стаканами, мобильный телефон пристроить некуда Вариатор «дружит» только с одним-единственным мотором — 1,6-литровым H4M мощностью 113 лошадиных сил Заводские данные по расходу топлива и динамике достигнуты на 95-м бензине, но 92-й лить не возбраняется С завода на автомобиль устанавливаются всесезонные шины Высоко расположенный передний бампер — необходимый минимум для городского «паркетника» Для высоких пассажиров сзади места впритык. Центрального подлокотника нет даже в самых богатых комплектациях Подогрев передних сидений — трехступенчатый У задних пассажиров подогревается только подушка кресла. Есть отдельный порт USB для зарядки телефона Если сложить спинку переднего кресла, то в салон можно засунуть предметы длиной 2,7 метра. Если упереть в лобовое стекло — то и все три метра У вариатора нет спортивного режима, но есть ручной. При достижении максимальных оборотов вариатор переходит на «ступень» вверх самостоятельно Кнопка включения круиз-контроля расположена слева от рулевой колонки, в слепой зоне

Краткие технические характеристики

Автомобиль, побывавший на тесте AUTO.TUT.BY LADA XRAY Cross

Рабочий объем, см3

1598

Максимальная мощность, л. с.

113

Максимальный крутящий момент, Нм

152

Максимальная скорость, км/ч

162

Разгон с 0 до 100 км/ч, с

12,3

Расход топлива, л/100 км (средний)

7,1

Длина, мм

4171
Ширина, мм 1810

Высота, мм

1645

Колесная база, мм

2592

Клиренс, мм

215

Наверное, если бы меня попросили назвать главное автомобильное событие этого года, я, ни секунды не раздумывая, ответил бы следующее – это появление автоматической коробки на отечественных автомобилях LADA X-Ray Cross. Действительно, такое произошло впервые.

Я ждал появления этого автомобиля, и как только новенький X-Ray Cross обосновался в пресс-парке компании, я тут же его забронировал. Кстати, фото вы уже сейчас можете посмотреть на сайте silver.ru. В первый же день я ездил по городу, трассам и даже съезжал с асфальта на грейдер. Получилось, что за девять часов я преодолел почти 300 километров по дорогам с разным покрытием. Но, прежде чем поделиться впечатлениями, расскажу совсем немного о технике. Итак, X-Ray использует японскую трансмиссию Jatco, которую устанавливают не только на соплатформенные Renault, эта компания снабжает коробками все автомобили входящие в альянс. Но с «нашим» авто поработали, и поработали довольно серьезно. К примеру, дорожный просвет у автомобиля, а не будем забывать, что это все же кроссовер, пусть и моноприводный, оставили прежним — 215 миллиметров. И это при том, что картер у коробки априори больше, чем у обычной механики.
Сама коробка тоже не простая. Перед клиноременным приводом установлен….гидротрансформатор. Это позволило экономить топливо, повысить крутящий момент и сгладить всю «резкость» вариатора на бездорожье. Именно поэтому, усевшись в салон X-Ray Cross вы не обнаружите «крутилки» Ride Select, ту шайбу, при помощи которой вы могли на машине с механикой выбрать режимы движения. В ней отпала необходимость. Почему? Расскажу чуть позднее. А сейчас немного про мотор. Это французский силовой агрегат объемом 1 и 6 десятых литра, вот только собирают его теперь в Тольятти, именно поэтому и цена на новинку не выглядит пугающей, о ней тоже чуть позже. Мощность движка повысили, в отличие от оригинальной версии, он выдает уже 113 лошадей. А теперь поехали. Обычно такие трансмиссии ругают за излишний шум в салоне. Но в Lada этого нет, инженеры явно поработали над шумоизоляцией.
В городе использовать «ручной» режим нет никакой необходимости, коробка все сделает за вас, причем если утопить педаль акселератора в режим «кикдаун», то мотор будет крутиться почти до красной зоны и в динамике ничего не потеряет. Зато, вот, что обнаружил. Подъезжая к повороту, я решил начать тормозить двигателем и стал перекидывать рычаг уменьшая передачи, кстати, он очень грамотно настроен, для переключения вверх нужно тянуть его на себя, а вниз, наоборот толкать вперед. Так вот, автомобиль, урча движком, стал плавно снижать скорость. Но все это в городе и на трассе. А давайте-ка свернем с дороги на грейдер. Прежде всего, меня порадовала, в очередной раз, подвеска – она с легкостью проглатывает все неровности, и все удары не передаются на кузов. Но сегодня речь не об этом, сегодня я рассказываю именно про новую коробку. Итак, режимов выбора движения, как версии с «механикой», тут нет.
Но, я не зря упомянул про небольшую хитрость, примененную при проектировании коробки, так вот, гидродрасформатор не дает колесам сорваться в пробуксовку, даже при деактивированной системе стабилизации курсовой устойчивости. А это значит, что я могу уверенно продолжать движение. Суммируя все сказанное, могу сказать честно – автомобиль мне понравился. Да, кому-то не хватит задора более мощной версии с механикой, но как по мне, в таком варианте X-Ray Cross просто идеален для города. Да и цена не столь высока. В версии Classic Optima он стоит 846 900 рублей. Я благодарю за предоставленный для тест-драйва автомобиль партнёра программы АО «Автоваз».