Нива 4х4 21214, Lada 21214
Оглавление
Содержание
А Вы знаете, что автомобиль, который сейчас носит имя Chevrolet Niva, появился изначально как следующее поколение «Нивы» от АВТОВАЗа, и только потом стал выпускаться под американской маркой? Ещё интересный факт: бренд Niva был продан АВТОВАЗом концерну General Motors, но последний зарегистрировал права только на написание названия латинскими буквами. Кириллическая «Нива» всё ещё принадлежит российскому предприятию, хотя и не используется им. Внедорожник от российской LADA, который выпускается с 1977 года, официально именуется 4×4.
Если говорить о дизайне экстерьеров обоих внедорожников, то за время выпуска он претерпел не мало изменений, хотя принципиально внешность обеих машин не изменялась. Так, Chevrolet Niva подверглась рестайлингу в 2009 году. Автомобиль получил новые рейлинги, передний бампер, совмещенный с решёткой радиатора, новый задний бампер с накладкой, пластиковые обвесы с широкими боковыми молдингами, добавлены накладки арок колес, линзовые фары, задние фонари нового дизайна.
«Старушка» LADA 4×4 не получала за свою конвейерную жизнь даже таких изменений. Хотя параллельно со «стандартным» внедорожником от АВТОВАЗа недавно в производстве появилась версия Urban. Кстати, такая модификация доступна для трёх- и пятидверного автомобиля. Чем отличается этот вариант? Что касается визуальных внешних изменений, то ими стали пластиковые накладки на двери, литые 16-дюймовые диски колес и пластиковая облицовка бамперов в цвет кузова. Негусто!
А ведь так хочется чего-то нового! И если производитель не спешит обновлять свой продукт, то это можно сделать самостоятельно при помощи тюнинга. Что сейчас есть на рынке внешнего тюнинга для LADA 4×4 и Chevrolet Niva? Многое! Например, Вы легко можете заменить на своём автомобиле:
- бамперы
- решетку радиатора
- боковые зеркала (или поставить электрозеркала)
- ручки дверей (можно поставить евроручки)
- оптику (поставив альтернативную).
А можно и добавить новых деталей, например:
- спойлер
- различные накладки на капот, бампер или двери.
Но, пожалуй, лучшим тюнингом для внедорожника станет его доработка с расширение функционала и возможностей. Например, в «Нивах» — маленький багажник, поэтому неплохой доработкой станет установка багажника на крышу. Верно? Что еще можно установить:
- кенгурятник
- фаркоп
- защиту заднего и переднего бампера
- пороги
- дугу на крышу
- и даже лестницу на 5 дверь.
Добавить свой отзыв об автомобиле
Лада 4×4 2121 Нива 2020 года отзыв владельца
Якутск
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2020 года
Лада 4×4 2121 Нива 1996 года отзыв владельца
Кемерово
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 1996 года
Лада 4×4 2121 Нива 2009 года отзыв владельца
Красноярск
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2009 года
Лада 4×4 2121 Нива 2020 года отзыв владельца
Москва
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2020 года
Лада 4×4 2131 Нива 2004 года отзыв владельца
Кострома
Читать отзыв Лада 4×4 2131 Нива 2004 года
Лада 4×4 2121 Нива 2020 года отзыв владельца
Москва
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2020 года
Лада 4×4 2121 Нива 1987 года отзыв владельца
Иркутск
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 1987 года
Лада 4×4 2121 Нива 2011 года отзыв владельца
Иркутск
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2011 года
Лада 4×4 2131 Нива 2017 года отзыв владельца
Тверь
Читать отзыв Лада 4×4 2131 Нива 2017 года
Лада 4×4 2121 Нива 2020 года отзыв владельца
Санкт-Петербург
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2020 года
Лада 4×4 2121 Нива 2020 года отзыв владельца
Екатеринбург
Читать отзыв Лада 4×4 2121 Нива 2020 года
Лада 4×4 2131 Нива 2011 года отзыв владельца
Кемерово
Читать отзыв Лада 4×4 2131 Нива 2011 года
- В начало
- 1
- 2
- … Стр. 1 из 8
- 7
- 8
- В конец
Технические характеристики, описание и история Лада 4×4
Нива (также известна под названиями ВАЗ-2121 и LADA 4×4) — советский и российский автомобиль повышенной проходимости — вседорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом.
Серийно производится с 5 апреля 1977 года по настоящее время (до 2006 года — продавался под маркой ВАЗ-2121 «Ни́ва», в настоящее время продается под маркой LADA 4×4).
В 1969—1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке вседорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки так называемого «типажа» Минавтопрома СССР на 1971—1980 годы, на тот момент времени делегированного ИМЗ (Ижмаш). Уже были созданы прототипы АЗЛК-415 и −416 и Иж-14, однако эти автомобили не были готовы к серийному производству.
Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. В частности, по воспоминаниям участников встречи в ОГК (отдел главного конструктора) на ВАЗе, после показа ему металло-гипсового макета «автомобиля № 2» (люксовый вариант «Жигулей», впоследствии ВАЗ-2103) он сказал следующее:
«Работа с Fiat на этом заканчивается (так обусловлено контрактом), и дальше придётся надеяться только на себя. Так вот, первым вашим самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе «Жигулей» для наших сельчан. А они невольно оказались обделёнными — миллионам горожан мы дадим сейчас современный легковой автомобиль, а для села он мало пригоден, особенно для нашей «глубинки»».
В апреле 1971 года состоялся первый техсовет, на котором выбирали конструктивные особенности нового автомобиля. Сторонники классического подхода к проектированию предлагали вариант с рамным кузовом, зависимыми подвесками колес, барабанными тормозами спереди и сзади. Были и более радикальные предложения, включая поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Конструкторы начали разработку документации летом 1971 года, а уже в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец.
В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Михайлович Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва — Вадима и Андрея.
Конструкторы Волжского автозавода ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного», «Нива» выглядела как обычная легковая машина. В конструкции широко применялись элементы дизайна и детали ВАЗ-2106, а салон оказался практически идентичным этой модели.
В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству.
В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия — ещё 50 машин.
Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года.
Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках. К 1981 году были планы увеличения производства до 100 000 единиц, но помешал второй нефтяной кризис. В начале 1980-х около 80 % выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт, кстати, «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии. 12 марта 2013 года АвтоВАЗ произвёл двухмиллионный автомобиль LADA 4х4.
ВАЗ-2121 (21213/21214) — легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трёхдверный — типа хэтчбэк, пятидверный — универсал. Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырёхступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 — пятиступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Геометрические параметры проходимости хорошие за счёт достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32°, съезда — 37°) и сравнительно короткой 2,2-метровой колёсной базы. На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106, рядный карбюраторный четырёхцилиндровый, объёмом 1580 см³. Мощность 80 л. с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 81,9 л. с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 126,1 Н·м при 3000 об/мин.
Одна из особенностей «Нивы» — использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 использовался 1,6-литровый двигатель с цепным приводом ГРМ, коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.
В октябре 2016 года на LADA 4×4 в передние ступицы вазовцы внедрили подшипник, который не требует периодической регулировки. У автомобиля модернизирован поворотный кулак, внедрено независимое крепление редуктора переднего моста и газонаполненные амортизаторы.
Большинство выпускавшихся в 1970-х годах автомобилей типа 4 × 4 оснащались жёстко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover, Mercedes-Benz G-class и Jeep Cherokee) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями.
С середины 1993 года на экспорт производилась малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске, Казахстан. Ранее сборка «Нивы» из крупноузловых комплектов производилась в Греции, Египте, на Украине (завод ЛуАЗ) и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.
Согласно данным из Реестра товарных знаков Федеральной службы по интеллектуальной собственности, товарные знаки «Нива» и Niva были зарегистрированы в 1976 году «Волжским объединением по производству легковых автомобилей».
В 2001 году зарегистрированы лицензионные договоры о предоставлении права на использование обоих товарных знаков. Обладателем исключительной лицензии на них стал СП «Джи Эм-АвтоВАЗ», однако правообладатель ТЗ остался прежним.
В 2010 году автомобильное ателье «Pininfarina S.p.A» собиралось выкупить лицензию на торговую марку «Нива» у СП «Джи Эм-АвтоВАЗ», но сделка не состоялась.
«Нива» достигла успехов и в автоспорте, становясь призёром таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар, Париж-Тунис, «Ралли Фараонов», Париж-Пекин и других. Долгие годы официальный дилер ВАЗа во Франции Жан-Жак Пок для участия в марафоне «Дакар» выставлял команду на «Нивах» за свои собственные средства. Также для европейских владельцев ВАЗ-2121 существовали соревнования «Нивальп», которые можно сравнить с серией Camel Trophy.
Безопасность
По рейтингу ARCAP газеты «Авторевю» уровень пассивной безопасности «Нивы» ВАЗ-21213 оказался крайне низким. По результатам краш-теста по правилам EuroNCAP (точнее, только одной из его частей, фронтального удара на скорости 64 км/ч), проведенного журналом (описание краш-теста приведено в № 19, 2002 г.), «Нива» набрала 0 баллов из 16 возможных за проведённый фронтальный удар, став второй после ВАЗ-2107 моделью АВТОВАЗа, набравшей ноль баллов за безопасность.
«Кузов Нивы прочен: передняя левая стойка сместилась лишь на 60 мм. Увы, это единственный положительный момент. Водитель рискует головой: удар о задравшуюся на 165 мм вверх «баранку» не силён (HIC 605), но опасен — контакт «верхней челюсти» манекена с ободом был нестабильным. Травмы ног тоже более, чем вероятны: педаль сцепления уехала на 300 мм назад и на 85 мм вверх, нагрузка на правое бедро превысила предел прочности берцовой кости, а травмобезопасность нижней части передней панели ниже всякой критики. Пассажиру грозит черепно-мозговая травма от удара о крышку бардачка (HIC 871) и перелом рёбер. Согласно методике EuroNCAP Нива вообще не набирает баллов за безопасность! «
Данный результат вполне закономерен, поскольку автомобиль разрабатывался более тридцати лет назад и имеет общую с «классическим» (ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107) семейством агрегатную базу. На практике это означает, что водитель автомобиля, попавшего в такую аварию на скорости 64 км/ч, обязательно будет травмирован.
Возможность улучшения без коренной переработки автомобиля, в том числе силовой схемы кузова, отсутствует.
Одной из проблем, выявленных краш-тестами, явилась проблема деформации лонжеронов. В прессе в 2002—2003 годах появлялись заметки о том, что на АВТОВАЗе производятся эксперименты по решению этой проблемы путём заполнения полостей лонжеронов вспененными материалами, с целью улучшения характера деформации кузова (для соответствия автомобиля ВАЗ-21213 требованиям Правила R 94 ЕЭК ООН, то есть, успешного прохождения фронтального краш-теста на скорости 56 км/ч). Однако результатов краш-тестов нигде не приводилось, и данных о том, стала ли рестайлинговая Lada 4×4 безопаснее, нет.
20 июня 2011 на испытательный полигон АвтоВАЗа отправилась машина с ABS. Результатом испытаний стал запуск в серию версии с ABS и BAS под индексом 21214-40-021. Данная версия выпускается с 1 октября 2011.
Модификации
- ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada 4×4 Niva) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Все машины этой серии имели цвет «Охра золотистая» и отличались расположением фароочистителей — на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производилась с апреля 1977 по конец 1993 г., существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;
- ВАЗ-21211 «Ни́ва» — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Серийно производился с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров 79 мм; ход поршня 66 мм). На двигателе установлены карбюратор 2105-1107010, два глушителя вместо трёх и распределитель зажигания 30.3706-01. В сцеплении устанавливается ведомый диск 2103. Коробка передач с другими передаточными числами
- ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем 21211 (адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах;
- ВАЗ-21212 (Lada Niva 4×4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Также поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Ямайку. Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали;
- ВАЗ-2122 проект «Река» — армейский автомобиль-амфибия командира роты. Разработан на базе агрегатов ВАЗ-2121. В 1976—1985 гг. было изготовлено 27 опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии;
- ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 82,8 л. с., 125 Н·м) с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, кроме того автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном и панелью приборов (салон и панель приборов стали во многом идентичны ВАЗ-2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
- ВАЗ-21214 (Lada 4×4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м) оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и, наконец, в 2011 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в Lada 4×4 3-дв.
- LADA 4x4M — обновленный и доработанный вариант LADA 4×4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершилось в конце 2011. Изменены внутренние и наружные светотехнические приборы, обивка салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицирована с проектом Chevrolet Niva. Самое главное изменение — это переделка задней подвески, благодаря которой существенно повысилась устойчивость автомобиля на неровностях, в первую очередь так называемой «гребенке». На все модели устанавливается гидроусилитель руля (ГУР), на некоторые — антиблокировочная система тормозов (АБС). С 2013 года передние габаритные огни используются в качестве дневных ходовых огней, то есть загораются ярким светом при включении мотора, при включении габаритных огней яркость уменьшается.
- ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
- ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
- ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л);
- ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 гг.
- ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней АвтоВАЗовской фирмы ПСА Бронто. Выпускался ограниченной серией в 1992—1993 гг. Впервые опробованы вспененные полимеры для противоосколочного бронирования. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
- ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек путём замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
- LADA 4×4 «Рысь» — мелкосерийная охотничья модель автомобиля Lada 4×4. Представлена в 2009 году дочерней фирмой АвтоВАЗа ПАО Бронто. В кузове доработаны арки колёс для обеспечения увеличенных ходов и размеров колес, и установлены резиновые расширители арок. Установлены наружные зеркала увеличенной площади заднего обзора. Установлены дифференциалы самоблокирующиеся винтового типа в переднем и заднем мостах.
- LADA 4×4 Urban — версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решеткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускается с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто». В конце 2015 года Lada 4х4 Urban вышел на рынок Германии. В 2015 году стартовало производство Lada 4×4 5D Urban (основана на ВАЗ-2131).
- LADA 4×4 Bronto — специальная подготовленная предприятием ВИС-АВТО внедорожная версия автомобиля.
Удлинённые разновидности LADA 4×4
- ВАЗ-2121 «Сахара» — небольшой салон «Нивы» заставлял задумываться об удлинении. Таким путём в конце 1980-х пытались идти на самом заводе и некоторые конструкторы-энтузиасты, которые в 1991 году создали шесть удлинённых «Нив» с увеличенной высотой крыши. Часть этой партии зарегистрирована как самоделки и попала в частные руки; другая часть выкуплена «Лада-банком» в качестве служебных и оформлена под собственным названием «Сахара». В дальнейшем наработки по этой машине использовались при создании удлинённых версий ВАЗ-2129 «Кедр» и ВАЗ-21218 «Бронто».
- LADA 4×4 Fora (ВАЗ-212180 «Фора») — удлинённая на 30 см версия модели 21213. Мелкосерийно производилась с 1996 до 2011 года фирмой «ПСА Бронто» (вин-код «X7G»). Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трёхместным сиденьем типа 2108. В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату — гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решёткой радиатора. Из-за применения колёс увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC») «запаска» вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером;
- LADA 4×4 Force (ВАЗ-212182 «Форс») — бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы бронирования дополнительно оснащён автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасным топливным баком; дополнительной аккумуляторной батареей, кондиционером, дистанционным приводом замка правой двери с места водителя. В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. Так как «Форс» на 430 кг тяжелее «Форы», применены пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и усиленные амортизаторы;
- LADA 4×4 Landole (ВАЗ-212183 «Ландоле») — полноприводный автомобиль с открытым кузовом
- ВАЗ-2129 «Утилитер» — коммерческая модификация «Кедра». Отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешечёнными изнутри задними боковыми окнами. Изготовлялась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и распространения не получила;
- ВАЗ-2129 «Кедр» — удлинённая на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213. «Кедр» создан в начале 1990-х как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но в 1992—1994 гг. выпускался малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлинялся за счет центральной вставки. Стал основой пятидверной модели ВАЗ-2131;
- ВАЗ-2130 «Кедр 2» — модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперёд. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели изменён на 2129-01. ВАЗ-2130 производился малыми партиями в 1993—1994 гг. Послужил основой для создания пятидверной модели ВАЗ-2131-01;
- LADA 4×4 5D (ВАЗ-2131 «Нива») — удлинённая на 50 см пятидверная модель на основе агрегатов ВАЗ-21213 (21214). Выпускалась в Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) в 1995—2015 годах, после чего её производство перенесли на основной конвейер ВАЗа. ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары оригинальных дверей. На июнь 2016 года произведено уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что делает данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова производится за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213/21214. Соответственно, изменяется колёсная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 65 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с., 132 Н·м), производилась версия 21312 с таким мотором. Из-за характерной внешности и любви изготовителей к зелёному цвету ВАЗ-2131 в народе получил прозвище «крокодил». На базе данной разновидности также изготавливались следующие модификации:
- LADA 4х4 5D Urban — городская версия внедорожника. Выпускается с 2016 года.
- ВАЗ-2131 СП (2131-05/ 2131-45) — модель, изготавливаемая на ОПП АвтоВАЗа, санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131. Отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей. Благодаря увеличенному объёму багажника позволяет перевозить больного на носилках и двух сопровождающих медиков с комплектом оборудования.
- ВАЗ-2131-02 (22, 42) — модель, изготавливаемая на ОПП АвтоВАЗа, «гражданская» пятидверная версия санитарной модели ВАЗ-213105. Располагала таким же увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей, но оснащалась обычным пятиместным салоном. Увеличенный до 1900 л багажник позволял разместить в нём два дополнительных сиденья, что превращало автомобиль в семиместный (и переводило его в класс среднеразмерных внедорожников). ВАЗ-213102 производился под заказ в 1999—2003 гг.
- ВАЗ-213145 — модификация ВАЗ-2131СП с инжекторным двигателем ВАЗ-21214-20 (-30), соответствующим нормам Евро-2 (Евро-3). Выпускалась мелкой серией с 2006 года.
- LADA-БРОНТО-213102 — защищённый по 2-классу инкассаторский бронеавтомобиль. Мелкосерийно производилась Бронто с 1999 года.
- LADA-БРОНТО-213102-701-40 — защищённый по 2-классу инкассаторский бронеавтомобиль с увеличенным объёмом кузова. Мелкосерийно производилась Бронто с 2005 года.
- LADA-БРОНТО-213102-703-40 — защищённый по 2-классу инкассаторский бронеавтомобиль с увеличенным объёмом кузова и распашной задней дверью. Мелкосерийно производилась Бронто с 2007 года.
LADA 4×4 5D
LADA 4×4 5D (до 2006 года ВАЗ-2131 «Нива») — российский вседорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Построен на базе LADA 4×4 и отличается от него удлинённой на 500 мм колёсной базой и 5-дверным кузовом с дополнительной парой задних боковых дверей. Выпускался ограниченной серией на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа с конца 1993 г. по 2015 г., после чего его производство перенесли на основной конвейер АвтоВАЗа. Стотысячный ВАЗ-2131 произведён 5 февраля 2009 года.
Прочие модели на базе «Нивы»
- ВАЗ-2123 — российский компактный внедорожник второго поколения, опытно-промышленные партии которого были произведены на ВАЗе в 2001—2002 гг. Сохранил преемственность со старой «Нивой» по агрегатам и после существенной модернизации был запущен в крупносерийное производство с сентября 2002 года на мощностях СП GM-АвтоВАЗ как Chevrolet Niva. Часть агрегатов от Chevrolet Niva (например ГУР фирмы ZF) со временем перешла на LADA 4×4;
- ВАЗ-2328 «Волк» — пикап с короткой двухместной кабиной на базе модели ВАЗ-2131. Должен был встать на производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но по причине низкого спроса «Лада-Тул» выпустила только установочную партию «Волков»;
- LADA 4×4 Pickup — пикап с удлинённой пятиместной кабиной на базе модели ВАЗ-21213, мелкосерийно изготавливаемый на ОПП ВАЗа. Автомобиль имеет несущий кузов (колёсная база 2700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранена механическая часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с.). Предусмотрен дополнительный топливный бак, что доводит их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку. Первые выпуски пикапа носили собственное название «Медведь»;
- ВИС-2346 — семейство пикапов с полурамным шасси на базе агрегатов «Нивы» производства тольяттинской фирмы «ВАЗинтерСервис» производится с 1996 г. В настоящее время мелкосерийно выпускают две версии пикапа: ВИС-2346 с короткой двухместной кабиной и ВИС-23461 с удлинённой пятиместной кабиной. Ранее производился также пикап ВИС-23464 с полуторной четырёхместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от Lada Samara 2. Усиленная задняя подвеска выполнена рессорной.
- БРОНТО-1922 «Марш-1» — снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «ПСА БРОНТО» с 1997 года.
- АПАЛ-21541 «Сталкер» — модификация на базе узлов и агрегатов ВАЗ-21214, планировалась к серийному выпуску на базе завода «Пищемаш» в городе Аргуне Чеченской Республики. Мелкосерийно производится ООО «АПАЛ» с 2003 года.
- ФВК-2302 «Бизон» — пикап с рамным шасси на базе агрегатов «Нивы». Пикап с короткой двухместной кабиной и деревянной платформой мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» в 1993—1995 гг. Усиленная задняя подвеска «Бизона» — рессорная. Пикап спросом не пользовался.