27 апреля 2023

Какой привод у ВАЗ 2108 – заднеприводная 2108

Содержание

Привод – это вал, на который крепятся в конечном итоге ступицы и колеса и который случит для передачи на них крутящего момента и организации движения автомобиля. Это сборная конструкция, которая включает в себя несколько деталей и заметно изнашивается на плохих дорогах. Можно взять компоненты по отдельности, однако сборные конструкции пользуются популярностью. Именно такие запчасти предлагает вам в этом разделе наш интернет каталог.

Привода ВАЗ в Украине (Киев, Харьков и т.д.)

По своей сути привода ваз – это сборная металлическая конструкция, состоящая из:

  • вала;
  • внешнего ШРУСа;
  • внутреннего ШРУСа.

Внешне соединения защищены пыльниками, забитыми смазкой. Эта система избавляет от необходимости подбирать детали между собой, хотя для тех, кому нужно заменить только одну деталь, может показаться более привлекательным вариант покупки ее отдельно.

Чаще всего причиной замены полного комплекта привода ваз является поломка не внешнего, а внутреннего ШРУСа. В таком случае на привод ваз цена замены будет примерно такой же, как и на отдельную деталь, выше процентов на 10…15. Все равно придется разбирать всю конструкцию, чтобы добраться до него, и не исключено, что проблемы будут обнаружены и с другими составляющими – например, порванные пыльники, погнутый вал или неровности на поверхностях гранаты. Такие неисправности чреваты потерей управления над машиной и серьезной аварией.

Какой купить привод ВАЗ по недорогим ценам

При выборе того, какой именно нужно купить привод ваз, стоит учитывать, что эти запчасти не всегда являются унифицированными и нуждаются в тщательном подборе. Например, есть вариации для правого или левого колеса. В настоящее время наибольшее распространение получили такие конструкции:

  • На 2108. Ставится на все машины нового семейства Самара, а также на 2109 старой конструкции.
  • На 2110. Стоит на устаревших модификациях 2110, а также на всех новых машинах типа Приора и прочих новых моделях. Именно такая модель была взять за основу для унификации данной детали.
  • На 2123. Применяется на Нивах всех поколений, а также на современных Шевроле Нива и Ваз 4х4.

Основные отличия, по которым есть вероятность купить привод ваз, который не подойдет на вашу машину – параметры шарниров и длина вала. Например, на 2108 правый привод по валу короче, а левый длиннее, чем у 2110. Есть также разница в наличии или отсутствии сепаратора на обойме, а также количестве шлицов. В полноприводных машинах до 2005 года применялись приводы с 22 шлицами, все, выпущенные позже уже оснащались 24 шлицами.

Как менять привода ВАЗ

Лучше всего, если вы не занимаетесь починкой автомобилей сами, обратиться к мастерам и специалистам на СТО. Если все же рискнете заниматься заменой самостоятельно, хотите потренироваться и сторонним людям не доверяете, то нужно выполнить несколько шагов:

  • Слить масло с коробки передач. Это обязательно, оно все равно прольется при замене привода.
  • Обзавестись смазкой для ШРУСов.
  • Отвинтить гайку на ступице.
  • Воспользоваться съемником и снять гайку со стойки рулевой тяги.
  • Снять защитный кожух.
  • Демонтировать колодки и суппорт.
  • Выкрутить 2 болта на поворотном кулаке.
  • Вытащить сам вал.

Теперь уточним, зачем нужна дополнительная смазка. Перед установкой новых запчастей нужно вскрыть пыльники. Скорее всего, вы обнаружите, что родной смазки там или мало, или вообще почти нет. Это грех самих производителей, которые стараются снизить стоимость. Где бы вы не покупали привод ваз в Киеве, риск нарваться на такую неприятность одинаковый. Без смазывающего вещества соединения в приводе быстро заклинятся, а сама деталь выйдет из строя.

Получается, что сначала нужно наполнить пыльник смазкой, а потом только ставить новую деталь на положенное место. Порядок выполнения работ будет обратным снятию, и не забудьте залить снова масло в коробку. По времени это все мероприятие может занять не меньше нескольких часов.

Магазин «Авто-ваз» поможет вам обзавестись качественными деталями с доставкой в Киев, Харьков, Днепр, Одессу и другие города. У нас вы можете подобрать и отдельные запчасти, и системы в сборе, хорошо подогнанные друг под друга. Все, что вам нужно – это определить нужный товар, подобрать его из каталога по маркировке, а уже поможем оформить заказ и быстро его получить!

Делаем полный привод на ВАЗ 2108 своими руками. Внедорожник или нет?

Многие водители хотели бы установить полный привод на ВАЗ 2108 своими руками. Ведь именно эта модель из переднеприводных детищ АвтоВАЗа оказалась наиболее удобной для различных переделок. Ко всему прочему именно этот автомобиль лучше всего подходит на роль внедорожника. Благодаря небольшим габаритам он даже без каких-либо переделок лазает достаточно хорошо. Также кузов у «восьмерки» более устойчив к повышенным настройкам. А это немаловажный показатель для любого внедорожника.

Таким образом, именно этот автомобиль переделывают как во внедорожник, так и в другие виды тюнинга.

Зачем это нужно?

Полный привод на ВАЗ 2108 своими руками вещь реализуемая, но вместе с тем достаточно сложная. Как правило, основная проблема возникает с подгонкой деталей заднего привода. Это неудобство автолюбители обходят по-разному. Обычно используют различные сборки из трансмиссии настоящих полноприводных внедорожников. Наиболее часто можно встретить 2 варианта подогнанной трансмиссии:

  • Нива;
  • Volkswagen Golf Syncro.

Причем первый встречается несколько реже. Ведь в целом на Нивах трансмиссия не может похвастаться идеальной работой и высокой надежностью.

Делают такие переделки обычно люди, любящие авто отечественного производства. Ко всему прочему сделать из обычного автомобиля настоящий внедорожник считается признаком высшего мастерства среди людей, увлекающихся тюнингом. Многие делают такие переделки для комфортного преодоления бездорожья. Конечно, для серьезного рейда такой автомобиль не подойдет, но просто полазить по грязи можно запросто.

Это достаточно сложный вариант для переделки. Но сделать с помощью комплектующих от Нивы внедорожник из 2108 вполне возможно. Для этого вам понадобятся следующие элементы конструкции:

  • Раздатка;
  • Кардан;
  • Мост задний.
  • Помимо этого потребуется куча болтов и некоторые мелкие элементы, также позаимствованные у Нивы. К ним можно отнести части тормозной системы и подвески.

    Самой сложной частью подготовки является размещение кардана. Он располагается под небольшим углом. Поэтому придется подгонять его методом примерок. Также устанавливается и мост. Крепления балки «восьмерки» не подходят под мост. В связи с этим придется мучиться с привариванием новых, подходящих под задний нивовский мост, креплений. Но в целом это позволит приподнять машину, увеличив клиренс. Также придется повозиться с раздаткой. Нужно сделать дополнительную приблуду.

    Для этого придется обращаться к опытному токарю. Также придется прорезать дополнительное отверстие для рычага управления раздаточной коробкой. В итоге получается неплохой внедорожник.

    Volkswagen Golf Syncro

    Установка полного привода от этого автомобиля имеет свои корни в Тольятти. Ведь именно эти комплектующие использовали для создания и сборки полноприводных ВАЗов. Эти автомобили имели наименование «Виктория». Но, к сожалению, они дальше опытных образцов не пошли. Для самостоятельной сборки внедорожника по этой схеме вам понадобится:

    • Угловой редуктор;
    • Редуктор заднего моста;
    • Вискомуфта;
    • 4 полуоси (ВАЗовских).

    Этого хватит для сборки вполне работоспособного автомобиля для бездорожья. Особенностью этого типа передачи будет передача усилия на задние колеса через вискомуфту. Работает это следующим образом. В муфте находится силиконовая жидкость. При повышении нагрузки на задние колеса, она нагревается, ее вязкость увеличивается, и на них передается больше крутящего момента. Поэтому, несмотря на постоянный полный привод, крутящий момент, подающийся на колеса, в зависимости от условий будет разным.

    Для крепления задних полуосей придется найти подрамник от Golf Syncro. Карданную передачу собирают из двух полуосей. От коробки крутящий момент передается с помощью углового редуктора, он передает через вискомуфту силу на задние колеса. Для крепления этих элементов придется использовать специальную пластинку. Ее должен сделать опытный токарь. Пожалуй, это единственное, что невозможно сделать в простом гараже. Крепится эта пластина с помощью болтов. Также следует сделать подвесное для самодельного кардана. Можно использовать стандартное от классики.

    В итоге у вас получится отличный внедорожник. По ходовым качествам он не уступает многим легким внедорожникам. На такой машине можно спокойно ездить практически по любой грязи. Если все сделать правильно, то можно спокойно отправляться даже в серьезные походы.

    Для многих автолюбителей настоящими машинами являются именно внедорожники. Поэтому часто мастера делают полный привод на ВАЗ 2108 своими руками. Это позволяет насладиться бездорожьем, осознавая свое полное превосходство над владельцами заводских авто. Тем более, что сделать такую доработку можно без особых временных и физических затрат.

    TUNING SPORT Форум: Задний и полный привод на 2108-2112 — TUNING SPORT Форум

    • TUNING SPORT Форум
    • >ТЮНИНГ ПереднеПриводных автомобилей ВАЗ (ПП)
    • >ПОДВЕСКА, ХОДОВАЯ, РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • Просмотр новых публикаций
    • 3 Страниц
    • 1
    • 2
    • 3
    • Вы не можете создать новую тему
    • Вы не можете ответить в тему

    Задний и полный привод на 2108-2112 Мысли по этому поводу! очень интересует! Оценка: 1 Голосов

    #1 Гость_Kolin_*

    • Группа: Гости

    #2 MAG

    • Активный Участник
    • Группа: Пользователи
    • Сообщений: 196
    • Регистрация: 05 October 09
    • Пол: Мужчина
    • Город: Нижний Тагил
    • Интересы: Тюнинг ВАЗ, АВТОзвук

    #3 BadBoy

    • Не в теме
    • Группа: Пользователи
    • Сообщений: 3
    • Регистрация: 12 December 09
    • Пол: Мужчина
    • Город: Самара

    Прикрепленные изображения

    #4 BadBoy

    • Не в теме
    • Группа: Пользователи
    • Сообщений: 3
    • Регистрация: 12 December 09
    • Пол: Мужчина
    • Город: Самара

    #5 GLS

    • Злейший Мега-Модератор
    • Группа: Модераторы
    • Сообщений: 9768
    • Регистрация: 18 March 10
    • Пол: Мужчина
    • Город: Крым, г. Ялта
    • Интересы: Тюнинг вазов. Инструменты KING TONY. Подвеска.

    Ваз 21083 GLS , немка, 22 октября 1987 года. Пережила многое. В семье с 1997 года, моя с 2007.
    Объём 1.8 литра, степень сжатия 10,8.
    Блок 11193 196,6 мм фрезерованный, коленвал 84 мм СТИ (шейка 41.5), шатуны 1119 129 мм полированные, шейки 20 мм , поршня торцованные 118.01. Маслоподдон TurboTema с заслонкой.
    ГБЦ 8кл Спорт фрезерованная, объём камеры сгорания 28 кубов, лужа под большие клапана. Клапаны custom 34/39 каналы на впуске мин. диаметр 33,5 мм, окно 36, выпуск 30, окно 32. Пружины ProSport, тарелки титановый сплав, цельные толкатели, вал СТИ 3 11,7 288/282, прокладка 21116.
    Ресивер custom М-Повер (доработанный, каналы 36 мм), дроссель 54 мм , холодный пуск ProSport , ФНС в штатном коробе.
    Форсунки от AGU 1.8T , РДТ 380 кПа , насос MASUMA MPU-103 (тоёта супра).
    Выпуск MG-Race , 60 мм, банка Honda Legend 3,5.
    Зажигание GM , бронепровода NGK , свечи NGK IR (иридиевые) .
    Датчики: ДПКВ, ДКК, ДПДЗ, РХХ, ДМРВ, ДД, блок управления Январь 5.1-61 шит он-лайн Вовой из Севастополя.
    Масло только Castrol EDGE 10W60
    Двигатель на опорах Createch ;
    Передняя подвеска: Растяжка крабов Автопродукт , растяжка рычагов Автопродукт , Треугольные рычаги , стабилизатор IQ Racing 22 мм , распорка с доп.опорой ТМ Опоры СС20 Мастер , пружины Фобос -50 2110- 2 витка , амортизаторы Plaza Sport50 ;
    Задняя подвеска: Опоры Асоми , амортизаторы Plaza SP70 2170 , пружины Фобос -25 — 3 витка , стабилизатор задний Техномастер , распорка чашек приваренная АвтоПродукт , усилитель кузова ТМ .
    Тормоза: перед TORNADO FS 15 диски Pro.Sport Gold , колодки EBC GreenStuff , зад сток. Тормозной усилитель ТОРГМАШ .
    Привод равнодлинный , Колёса ВСМПО Вега 15 , проставки передние SS20 20мм, резина Yokohama PARADA spec-2 , развал, зад 2 градуса проставками Стингер ; перед 0.35 минут, кастер 3.5 градуса.
    Интерьер, короткоходная кулиса тюнинг-авто , с ручкой PRO.SPORT , руль PRO.SPORT Rally кожа чёрный, сиденья vw golf mk3 кастом, накладки на педали торг-маш Много всяких поскрипушек и погремушек.
    Внешне цвет белый ксералик , бампер передний Лукойл, задний 2113 сток, пороги и молдинги 2113, бед бой, зеркала F1 style ксенон би-линзы G5 , блоки розжига Infolight , лампы infolight 5000 K 50 Ватт .

    #6 Кулибин

    • Тюнингёр
    • Группа: Пользователи
    • Сообщений: 761
    • Регистрация: 08 December 07
    • Пол: Мужчина
    • Город: Московская обл., г. Коломна
    • Интересы: Тюнинг авто

    BadBoy (12.12.2009, 21:12) писал:

    #7 GLS

    • Злейший Мега-Модератор
    • Группа: Модераторы
    • Сообщений: 9768
    • Регистрация: 18 March 10
    • Пол: Мужчина
    • Город: Крым, г. Ялта
    • Интересы: Тюнинг вазов. Инструменты KING TONY. Подвеска.

    giv (26.3.2010, 18:09) писал:

    Мне вчера товарищь заряжал, что есть 12 полноприводные.
    Причём по заводу

    Вездеход с двигателем ВАЗ2108

    Дата изготовления снегоболотохода 2012г.

    Вездеход «Кабан» строился как полноценный всепроходимый полноприводный вездеход на шинах низкого давления. Это так сказать уже проффесионально изготовленный вездеход на продажу. На постройку было потрачено около 250000рублей. Еще 13000 потрачено на регистрацию и постановку на учет. Цена вездехода не маленькая в итоге, но это намного дешевле чем купить уже готовый вездеход такого класса и внутренней начинки.

    Регистрировал я так:
    Предварительно созвонился с организацией, которая занимается сертификацией такой техники. Предварительно подготовил фотографии и видео вездехода, так как его самого только на прицепе можно туда доставить, а им для сертификации достаточно было и фото-видео подтверждения. В общем через четыре часа я заплатив 10000 рублей получил документ в котором написано что моя машина может передвигаться по дорогам общего пользования. А на следующий день заплатил за квитанции для постановки на учет, застраховал в ОСАГО предъявив документы на двигатель, заявление и пару чеков на узлы вездехода. И уже со страховкой предъявив все документы поставил на учет в Гос-технадзоре и получил номер.

    Теперь о конструкции вездехода. Сухой вес получился 1350кг. Размеры машины: высота 2400 мм, длина 4300 мм, ширина 2450 мм, расстояние между осями 2300 мм, дорожный просвет 410 мм. Развесовка на переднюю ось 705 кг, на заднюю 645 кг. Грузоподъемность вездехода 400 кг. Каркас кузова сварен из профиля 20*30мм. Обшивка выполнена дюралюминиевыми листами толщиной 1мм. Листы закреплены на алюминиевые заклепки с шагом 5см, снаружи кузов выкрашен в бежевый цвет.

    Внутри кузов обклеен шумоизолирующис материалом, который так-же обеспечивает теплоизоляцию. Пол сделан из ребристого алюминия. Три двери самодельные, на боковых установлены замки от дверей ВАЗ2108. Кузов и подвеска смонтированы на несущей цельной раме изготовленной из листов железа толщиной 3-4мм.

    Двигатель от ВАЗ2108 мощностью 70л/с, коробка передач пятиступенчатая. Раздаточная коробка ВАЗ2121НИВА. Передний мост от УАЗ469 с дифференциалом от ГАЗ31029. Задний мост от ГАЗ31029. Привод полный с блокировкой дифференциалов. Подвеска на рессорах, амортизаторы от УАЗ. Тормозная система с вакуумным усилителем ВАЗ2108 двухконтурная. Рулевое с гидроусилителем , насос-дозатор использован от авто грейдера, исполнительный цилиндр от ГАЗ66, насос от ам УАЗ Хантер. Топливный бак емкостью 60 литров установлен под рамой в задней части , топливная горловина снаружи. Спереди и сзади имеются отбойки изготовленные из металлической трубы диаметром 57мм, впереди две буксировочные петли и гнездо для съемной электрической лебедки, сзади фар-коп от УАЗ469.

    Раздатка на мосты, подрамник крепится к раме болтами, раздатка развернута вверх и висит на трех подушках

    Печка отопительная стоит от москвичвича, панель приборов ВАЗ2105 в ней два прибора температуры ,один показывает температуру двигателя, другой в радиаторе. Работает тахометр, уровень топлива, контрольные лампочки зарядки и давления масла, дальний свет, поворотники, и лампочки блокировки раздатки.

    Вездеход прошел по всевозможным грязям и болотам уже довольно прилично, ходовая отлично справляется, ничего не ломается, мосты держат нагрузку от таких колес — главное машину не рвать и пользоваться понижающей передачей. Шины на вездеходе ТРЭКОЛ низкого давления, размером 1300/600.

    Инверторы ИБП CyberPower системы бесперебойного и автономного электро-питания (котлы, сигнализация, видео-наблюдение и др.)

    История внедорожных и полноприводных версий «Лады»

    11 ноября 2014 Константин Широков фото Autowp.ru, Авторевю

    Смотря на внедорожные версии обычных городских авто, такие как Skoda Octavia Scout, например, или Audi A6 Allroad Quattro, поневоле задаешься вопросом, а почему бы и отечественному автопрому не задуматься о таких модификациях с повышенной проходимостью для столь популярных в России переднеприводных «Лад»? Ведь дороги у нас оставляют желать лучшего даже в черте города, а при поездке на дачу или просто на природу автомобилю обойтись без внедорожных качеств практически невозможно.

    На деле же выясняется, что такие «вездеходные» версии уже не раз воплощались нашими инженерами в опытных образцах и не только. Началось всё еще в конце восьмидесятых, когда спортсмены штурмовали бездорожье на полноприводных самодельных гибридах с кузовами от «Самар» и узлами, частично заимствованными у «Нивы».

    Начинателем рода модификаций с повышенной проходимостью стал «Тарзан», рожденный на свет в 1996 году благодаря совместным усилиям АвтоВАЗа, компании «Лада-Контур» и дизайнерской фирмы «DeCon». Уникальный автомобиль, построенный на прочной стальной раме, совмещал в себе кузов от ВАЗ-2108 и полноприводную трансмиссию от «Нивы». Подвеска и спереди, и сзади была независимой, а под капотом расположился 1,7-литровый силовой агрегат мощностью 80 л. с. Внешность, к слову, получилась, как говорится, на любителя. Чуть позже появились технически аналогичные авто, позаимствовавшие кузова от моделей ВАЗ-2109, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112. Всего было выпущено несколько сотен «Тарзанов».

    В том же 1996 году велась работа над другим полноприводным ВАЗом, но по инициативе компании «Металлик-Квадро». За основу была взята идея спортсменов, которые скрещивали кузов «Самары» с агрегатами от Volkswagen Golf Syncro второго поколения. Любопытный экземпляр с раздаткой, задним редуктором и задней подвеской от «фолькса» и карданной передачей от ВАЗа имел внешность модели 21099 и получил имя римской богини победы — Виктории. Главным недостатком новинки была цена в районе 20 тысяч долларов США, что вдвое превышало стоимость базовой версии.

    К концу девяностых над внедорожными модификациями вновь задумались на самом АвтоВАЗе. В 1999 году появился автомобиль, который был почти не отличим внешне от базовой модели ВАЗ-2111 (разве что его высота выросла на пару сантиметров), но был кардинально переработан внутри. Подвеску и полноприводную трансмиссию новичок получил от того же «гольфа», однако раздатка была внедрена собственного производства. Постепенно от импортных деталей и вовсе почти отказались — и задний редуктор, и подвеска были отечественные, но вот вискомуфта GNK по-прежнему заказывалась из-за рубежа. Прототипы ВАЗ-2111 с полным приводом были частыми гостями выставок. АвтоВАЗ планировал наладить мелкосерийный выпуск модели и реализовывать ее по цене около 8500 долларов, но осуществить это не получилось.

    Следующим героем стала Lada Kalina 4WD, впервые засветившаяся на Московском автосалоне 2007 года. Новинку одарили подвеской, представленной треугольными рычагами спереди и двухрычажкой сзади, увеличенным на 15 мм клиренсом, приводом на четыре колеса и 1,8-литровым мотором мощностью 100 «лошадей». В остальном же это была обычная «Калина», правда ее доработки оказались настолько затратными, что руководство решило отказаться от её серийного производства.

    Действительно уникальную машину — двухмоторную полноприводную «Калину» построил своими силами бывший инженер ВАЗа Юрий Костюкович. Вместо задних кресел обычного пятидверного хэтчбека он установил еще один стандартный 1,4-литровый двигатель в паре со второй коробкой передач. Этот мотор передает крутящий момент на задние колеса, таким образом машина получила постоянный полный привод, а ее суммарная мощность — 178 л. с.

    Еще один сторонний проект — хэтчбек Lada Kalina TMS 4WD Turbo, созданное тольяттинской компанией «Торгмаш». Автомобиль имел турбированный двигатель ВАЗ объемом 1,6 литра, полноприводную трансмиссию, созданную с использованием узлов и агрегатов моделей Toyota Celica и Toyota RAV4, оригинальную заднюю подвеску, доработанные рулевое управление и тормоза.

    И вот несколько лет назад настало время модели «Лада Калина Кросс». В Тольятти посчитали, что «внедорожной» версии можно будет обойтись без полного привода, поэтому единственной важной задачей стало увеличение дорожного просвета. Любопытно, что особо смелые прототипы были подняты почти на 6 см по сравнению с обычной «Калиной». Работа над проектом тянулась достаточно долго, а в один момент и вовсе остановилась, однако в 2013 году разработка вновь пошла полным ходом. Итогом трудов стал выпуск модификации в серию. Доработки были минимальными, и поэтому купить «Ладу Калину Кросс» можно уже за 409 000 рублей.

    Упомянуть стоит еще об одной машинке под названием «Богдан-2111 Кросс». Для справки, Богдан — это украинский завод, собиравший лицензионные копии «Лад» и многие другие автомобили. Отличием «Кросса» от обычного «Богдана-2111» стали увеличенный клиренс на 20 и 30 мм спереди и сзади соответственно, а также новый обвес, окрашенный в цвет кузова. Самое замечательное то, что доплачивать за эти доработки приходилось бы менее 30 тысяч рублей. В прошедшем времени написано не случайно – проект заглох, а выпущено было лишь несколько образцов.

    История раллийных ВАЗ-2108 с задним и полным приводом

    Большинство гоночных автомобилей (особенно это касается раллийных автомобилей и дрифт-каров) полноприводные или, в крайнем случае, заднеприводные. Однако, потенциально пригодные для гонок советские автомобили ВАЗ, после «классики», начиная с ВАЗ 2108, были переднеприводными. Поэтому кто-то должен был выполнить гоночную модификацию этих серийных машин. И вскоре такие версии знаменитой «восьмерки» появились.

    Первый раллийный прототип на основе ВАЗ 2108, который известен, как ВАЗ-29081 (или ВАЗ-2108 «Ралли») появился в 1985 году. Он был создан для участия в гонках по международному классу «Группа Б» для гоночных автомобилей с атмосферным двигателем и объемом двигателя менее 2.0 л.

    Компоновка раллийного варианта серийной «восьмерки» была очень необычной для гражданского автомобиля: двигатель располагался в средней части салона, а привод осуществлялся на задние колеса. Внешние изменения были не столь радикальны: издали раллиный характер этого автомобиля можно было и не признать.

    В основу шестнадцатиклапанного сердца раллийной версии лег двигатель, созданный на базе силового агрегата ВАЗ-2106. Он имел рабочий объём 1,6 л и мощность 150 л. с. Была кардинально изменена подвеска колёс, которая имела оригинальную конструкцию.

    В 1987 году, два года спустя, на заводе в Тольятти создали еще один спорт-прототип ВАЗ-29084 (он же ВАЗ-2108 «Ралли 4×4»). Это была глубокая модернизация заднеприводного предшественника, а главным отличием стал полный привод!

    Однако для полноприводной версии 150-сильный двигатель был явно недостаточно мощным, и конструкторы продолжали разработку вариантов применения двигателя с мощностью до 300 л.с., одновременно проводя опыты по снижению массы гоночного автомобиля (на момент разработок она составляла 950 кг). Но устойчивого дальнейшего развития данный проект не получил.

    Все последовавшие за этими двумя вышеназванными прототипами гоночные версии модели ВАЗ-2108, уже имели передний привод, как у обычного серийного автомобиля.

    К радости любителей советских гоночных автомобилей, многие из них можно наблюдать на проходящих уже несколько лет в России гонках на Moscow Classic Grand Prix в рамках любительского чемпионата по кольцевым гонкам на исторических и классических автомобилях.

    «Происшествие с Рувимом случилось всего лишь через двадцать три года после того, как господь наш Форд выпустил на автомобильный рынок первую модель ‘Т’», — при сих словах Директор перекрестил себе живот знаком Т, и все студенты набожно последовали его примеру. Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»

    В мире есть удивительно красивые, сложные и дорогие вещи. Например, швейцарские часы, инкрустированные бриллиантами. Или автомобили Rolls-Royce. Или квадрофонические музыкальные центры, каждый с 457 динамиками, которые встроены в стены комнаты, сделанные из определенных сортов дерева, создающего идеальные условия для звука. Или авиалайнер, собранный по индивидуальному заказу, отделанный красным деревом и оборудованный бассейном. Все эти предметы доставляют своим владельцам массу удовольствия. Они не только радуют глаз, ласкают уши и тешат другие органы, но и удовлетворяют амбиции богатых, если не сказать сверхбогатых людей. А как стать таким богатым? Самый верный способ — производить нечто такое, что будет крайне необходимо большинству других людей. При этом себестоимость товара должна быть как можно меньше, товар должен быть бесконечно практичным и доставлять покупателям как можно меньше неприятностей. Например — авторучки. Или джинсы. Или газированные напитки. Или автомобили. Но только не простые автомобили, а очень простые.

    И если вам удастся придумать такой автомобиль, чтобы он управлялся одной рукой, не ломался и стоил копейки, то вскоре вы сможете купить себе все то, о чем говорилось в первом абзаце. И при этом остальное человечество будет совершенно счастливо, потому что будет точно так же, как и вы, ездить по дорогам на машине. Пусть даже и несколько менее сложной и комфортабельной, чем ваша. Иногда даже обгоняя лимузин своего благодетеля.

    Ford T

    О человеке, который первым на Земле додумался одарить самобеглой коляской сразу всех ее жителей, в США говорят, закатывая глаза в священном трепете и переходя на полушепот. Генри Форд является одной из самых известных фигур в американской истории. Да и в современной мировой, пожалуй, тоже. Иначе и быть не может — он подарил миру автомобиль, не потребовав взамен целого состояния. Если бы Генри Форд был авиаконструктором, то сегодня мы все летали бы на самолетах. Но он был автомобилистом, который придумал, как превратить автомобиль из роскоши в средство передвижения.

    Символом этого превращения стал автомобиль Ford T. Когда какой-нибудь американский писатель хочет подчеркнуть, что его персонаж — выходец из американского среднего класса 1920-х годов, он сажает его в Ford T. «Однажды в воскресенье после обеда новенький «Фордик Т» медленно взобрался на холм и прошел мимо дома. Малыш, увидевший это с крыльца, ринулся вниз по ступеням и замер на тротуаре. Автомобилист озирался по сторонам, как бы ища определенный адрес; он завернул за угол, но вскоре вернулся». Вот так, например, появляется в повести «Рэгтайм» Эдгара Доктороу один из главных ее персонажей — чернокожий пианист Колхаус Уокер.

    В 1908 году, когда Генри Форд придумал свой гениальный автомобиль, в США годовая зарплата рабочего составляла около 500 долларов. Именно этот показатель и определил конструкцию народного автомобиля. Самой дорогой машиной в то время был Oldsmobile — его стоимость составляла 2750 долларов. Он собирался вручную, и в него старались впихнуть как можно больше новейших разработок в автомобильной области. Генри Форд пошел по прямо противоположному пути, решив, что его автомобиль будет стоить немногим дороже годовой зарплаты среднего американца. Соответственно, такая машина должна была быть ненамного сложнее телеги, выпускаться на конвейере, который изобрел тот же Форд, и за счет этого быть предельно надежной и ремонтнопригодной. Экономить конструктор собирался на всем — с производства были сняты все остальные модели, а на отделку Ford T шла только черная краска, так как она была на несколько центов дешевле других. Благодаря этим и другим мерам стоимость новой машины не превысила 1000 долларов.

    С современной точки зрения Ford T и впрямь был устроен предельно просто. Основой конструкции была рама с двумя поперечинами. На ней располагался четырехцилиндровый двигатель объемом 2893 кубических сантиметра. В отличие от нетехнологичных и громоздких моторов других фирм, все четыре его цилиндра вместе с верхней частью картера были отлиты единым блоком, а головка была съемной.

    Двигатель мог развивать мощность до 22,5 лошадиных сил, которые на прямой разгоняли Ford T до 70 километров в час. Для упрощения конструкции были исключены масляный, водяной и топливный насосы, смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием, охлаждение — посредством термосифонного эффекта. Бензин поступал самотеком из бензобака, колеса были сделаны несъемными, тормоза — механическими и только на задние колеса. Благодаря столь простой и дешевой конструкции в первый же год было продано 12292 автомобиля по цене 950 долларов за штуку. В 1915 году завод выпустил 355000 автомобилей, цена которых составляла уже 440 долларов. В 1923 году около двух миллионов новых автомобилей были проданы по 290 долларов за каждый. В то время рабочий получал уже 1200 долларов в год, и поэтому Ford T стал реальностью для многих граждан США. Началась эпоха бурной автомобилизации Америки, которая продолжается до сих пор.

    Стоит отметить еще один аспект применения Ford T — военный. По информации сайта Carhelp, большой клиренс «Форда» (230 миллиметров) привлек к автомобилю внимание генералов. В 1915 году Ford T поступил на вооружение российской армии. Василий Иванович Чапаев, объезжая свои полки, пользовался отнюдь не лошадью, а все тем же маленьким черным «Фордом». В Польше «Т» обвешивали легкой броней и получали бронеавтомобиль. В Китае поступали проще: снимали кузов, ставили треногу, на нее — пулемет, а по периметру обкладывали автомобиль мешками с песком.

    Как показала Вторая мировая война, те же качества, которые сделали Ford T самым доступным и дешевым автомобилем, оказались решающими и для боевой техники. Простота, надежность, ремонтопригодность и прочность были главными отличительными особенностями основных танков двух держав, одержавших победу в той войне. Речь идет о советском Т-34 и американском M4 Sherman. Пока немецкие конструкторы увлекались сложнейшими и, как следствие, ненадежными машинами, союзники сделали ставку на максимально простые в изготовлении танки, которые можно было производить в гигантских количествах. И, как показала история, они оказались правы. Кстати, впоследствии эти боевые машины повторили историю всех народных автомобилей, исправно служа в армиях разных стран на протяжении многих десятилетий.

    Коль скоро речь зашла о фашистской Германии, уместно вспомнить об автомобиле, который, собственно, и стал настоящим символом народного автомобиля во всем мире. Собственно, сам термин «народный автомобиль» является переводом немецкого названия проекта Volkswagen, который родился в Германии в 1935 году. Успех американского Ford T не мог не заинтересовать Адольфа Гитлера, который возжелал осчастливить немецкую нацию, посадив ее на колеса собственного простого, надежного и дешевого автомобиля. Однако когда проект KDF (Kraft durch Freude — сила через радость) Фердинанда Порше победил на соответствующем конкурсе, конструктор и представить себе не мог, насколько «народным» станет его автомобиль, получивший впоследствии за характерную форму своего кузова прозвище «жук».

    Решение производить автомобили Volkswagen на заводах немецкого Союза автомобильной промышленности (RDA) было принято в 1936 году, сообщается на сайте российского Клуба любителей «Жуков». Поначалу было запланировано производить миллион автомобилей в год, но такую мощность компания смогла развить лишь в 1961 году. Как уже говорилось, производство подобной машины было настолько важным для Германии, что решение о начале производства «Фольксвагена», строительстве завода и города, призванного обеспечить завод всем необходимым, было принято еще правительством Третьего рейха. Это произошло в 1938 году.

    А через год началась Вторая мировая война, которая открыла в истории «Жука» новую страницу. В 1940 году еще недостроенный завод стал получать военные заказы. Фердинанд Порше не мудрствуя лукаво переоборудовал «жука» для военных целей. Получился удивительно удачный внедорожник Kubelwagen, который зарекомендовал себя как надежная машина с хорошей проходимостью. Внедорожник использовали на всех фронтах войны — он был незаменим в качестве штабного автомобиля, особенно в условиях русской распутицы. Кроме того, Kubelwagen использовали разведчики и связисты. Всего за годы войны с конвейера сошло 50788 «Кубельвагенов» и 14276 амфибий на его базе. Собственно «жуков» за это же время произвели всего 630 штук.

    Хотя «жук» был задуман правительством рейха и создан одним из главных конструкторов немецких танков, всемирную популярность машина приобрела после войны. Говорят, что британская оккупационная администрация, осмотрев два «жука», пришла к выводу о полной неконкурентоспособности автомобиля и вернула завод Германии. Предприятие запустили только для того, чтобы чем-то занять жителей города. 25 мая 1945 года городское распорядительное собрание, назначенное британцами, на своем первом заседании приняло решение переименовать город в Вольсбург (Wolfsburg).

    Фердинанд Порше больше не имел никакого отношения к своему детищу. После войны, отсидев 22 месяца в заключении по обвинению в использовании труда заключенных, Порше основал компанию по производству спортивных автомобилей, назвав ее своим именем. Конструктор скончался в 1951 году (еще до того, как его сын создал аналог «жука» в мире спортивных автомобилей — знаменитый Porsche 911). За свою жизнь Порше успел поработать чуть ли не во всех немецких и многих иностранных автомобильных компаниях, создав немало интереснейших моделей. Кроме того, он принимал активное участие в разработке бронетанковой техники Третьего рейха. Знаменитая немецкая самоходка «Фердинанд» названа в честь своего конструктора. Порше также участвовал в создании танков «Тигр», «Пантера» и «Маус».

    С 1946 года «жук» начинает свое триумфальное шествие по планете. В этом году завод изготовил всего 10 тысяч автомобилей. Через четыре года компания уже экспортировала «жука» в США. В том же году машину начинают собирать в Ирландии, в 1959 году — в Бразилии, предприятие расширяется, скупая обнищавшие заводы в Африке, Латинской Америке и ФРГ. В 1955 году исполняется первый юбилей — с конвейера сходит миллионный автомобиль, в 1959 году появляется второй миллион. В 1961 году миллион машин собирают уже в течение года. «Жук» бьет рекорды. Он стал первым автомобилем, который, согласно официальным данным, появился в Антарктиде. 10-миллионный рубеж был преодолен в 1965 году.

    В 1974 году компания Volkswagen начинает параллельно с «жуком» выпускать Golf и Passat, которые, однако, народными автомобилями не стали. В течение своей долгой жизни «жуки» постоянно совершенствовались, пройдя путь от относительно простой машины до вполне современного автомобиля, отвечающего всем требованиям рынка. В Европе «жука» перестали выпускать лишь в 1984 году, когда ему исполнилось 50 лет. Производство продолжалось в Нигерии, Бразилии, Мексике, Перу и Уругвае. 30 июля 2003 года последний автомобиль этой марки покинул сборочный конвейер в мексиканском городе Пуэбло. Всего за всю историю производства было выпущено 21529464 «жуков». Однако, по мнению многих экспертов, небольшими партиями их можно было выпускать еще много, много лет…

    Теперь компания выпускает модель New Beetle, которая, является экстравагантной и довольно дорогой стилизацией под старого «жука», но отнюдь не народным автомобилем.

    Великая и могучая «копейка»

    Столь удачный опыт американцев и немцев не мог не заинтересовать КПСС, которая, как известно, неустанно заботилась о росте благосостояния советских граждан. Среди прочего эта забота выражалась в постоянных попытках создать народный автомобиль. Сам принцип простой, дешевой и надежной машины вполне вписывался в концепцию советского машиностроения — опыта производства дорогих и сложных гражданских механизмов в СССР не было. Зато наращивать объем за счет упрощения конструкции со времен войны умели отлично. Так, еще в 1933 году на московском Aвтозаводе имени Сталина начался выпуск знаменитых грузовиков ЗиС-5. И без того не отягощенная лишними «наворотами» машина в годы войны была «облегчена» до предела. Грузовик лишился амортизаторов, передних тормозов, обогрева кабины (зачем он летом?), вентиляции (зимой не понадобится), а также некоторых других деталей. Зато приобрел фантастическую надежность и ремонтнопригодность — сломать такую машину было очень сложно, а вот починить — даже в чистом поле и почти без инструментов — вполне возможно.

    Но несмотря на передовой опыт в производстве истинно народных грузовиков советское правительство пошло на необъяснимый, с точки зрения концепции отечественно народного автомобиля, шаг. Вместо того чтобы разработать собственную дешевую и предельно простую коляску с мотором, оно купило автомобильный завод и довольно сложную для своего времени модель автомобиля у итальянской фирмы FIAT.

    Строительство завода, как сообщается на сайте Avtomarket.Ru, началось в 1967 году. Тогда Совет Министров СССР назначил заместителя министра автомобильной промышленности Полякова генеральным директором завода. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тысяч автомашин в год, вступила в строй в 1971 году.

    Тогда в Тольятти стали выпускать советскую копию итальянского автомобиля FIAT-124. Даже логотип ВАЗ на решетке радиатора был издали похож на соответствующий знак итальянской компании. Так началась история тольяттинской «классики», которая продолжается до сих пор. Конструкторы сразу столкнулись с тем, что цена нового автомобиля никак не вписывалась в концепцию народной машины. При этом все шаги по улучшению «Жигулей» приводили лишь к удорожанию. Однако завод так не мог насытить гигантский внутренний рынок — «копейки» моментально стали острейшим дефицитом, на них записывались в многолетние очереди, места в которых становились самостоятельным товаром. Сеть авторемонтных станций разъела коррупция, народные машины стали не средством передвижения, а важным атрибутом благосостояния. На машину молились — запчасти доставали через знакомых и за взятки, очереди в сервисы также растягивались если не на года, то на недели.

    Каждая новая модель тольяттинского гиганта моментально становилась новым признаком материального достатка. Следом за «копейкой» появились «трешки» (ВАЗ 2103), их сменила «шаха» (ВАЗ 2106), которая надолго стала самым «крутым» отечественным автомобилем. Некоторой попыткой создать-таки народный автомобиль на базе «классики» можно считать ВАЗ 2105, а также серию дачных универсалов 2102 и 2104, но голодные советские автолюбители «проглотили» и эти марки. До начала 90-х годов советские граждане ездили на «классике» в полной уверенности, что это и есть потолок конструкторской мысли, выше которого лишь переднеприводные «восьмерка» и «девятка»…

    В сущности, только в середине 90-х годов «классика» становится действительно и совершенно народной машиной. Ее цена, несмотря на регулярные повышения, все равно устраивала постоянно беднеющих из-за инфляции покупателей. О снятии с конвейера «классических» моделей руководство тольяттинского автогиганта говорит уже несколько лет. Сначала производство перенесли в филиалы — в Сызрань, Ижевск и на Украину. Потом и вовсе заговорили о полном отказе от производства машин образца 60-годов. Однако сделать это оказалось не так-то просто. Народ полюбил детей «копейки» всей душой.

    До сих пор «классические» модели АвтоВАЗа пользуются устойчивым спросом и составляют заметную часть в его доходах. В частности, в 2003 году на предприятиях, принадлежащих заводу, было выпущено 265350 подобных автомобилей. Причем сейчас «классические» модели по-прежнему остаются самыми доступными на российском рынке: вазовская «шестерка» стоит 110-115 тысяч рублей, «пятерка» примерно на 5-10 тысяч дороже, а за 120-140 тысяч рублей можно купить «семерку» с карбюраторным или впрысковым двигателем, а также универсал ВАЗ-21043. При этом, по данным на первые четыре месяца 2004 года, средняя номинальная зарплата в России составила 6218 рублей. Годовой доход таким образом равен 74616 рублям, что почти приближается к стоимости автомобиля. Вспомним Генри Форда — в самом начале производства Ford T соотношение было почти таким же.

    В сущности, только один параметр «классики» не вписывается в концепцию народного автомобиля — надежность. Несмотря на почти полувековой опыт, «классика» так и осталась «конструктором для взрослых». Этим титулом ее наградили отнюдь не за простоту, а за частые поломки. Впрочем, это с лихвой компенсируется наличием запчастей практически в любой точке страны, а также возможностью провести ремонт самостоятельно — среднестатистический россиянин появляется на свет с врожденными способностями сменить полуось, отрегулировать карбюратор и починить бензонасос. А если с вами произошел генетический сбой (что вряд ли — скорее всего, вы просто не пробовали), то мастер-ремонтник найдется в любом, даже самом глухом российском селе.

    Поэтому народной серию заднеприводных машин считать все таки можно и нужно. А что касается престижа отечественного автомобилестроения, то не стоит забывать, сколько лет выпускались Ford T и Volkswagen. Если судить по последнему, то «классике» еще жить и жить.

    Впрочем, АвтоВаз это прекрасно понимает. В четверг стало известно, что Волжский автозавод продолжит производство моделей ВАЗ-2104, -2105 и -2107 еще, как минимум, до 2007 года. Кроме того, еще до конца 2004 года все подобные модели начнут оснащаться новыми впрысковыми двигателями. Стоит отметить еще и тот факт, что в прошлом году суммарные объемы продаж вазовской «классики» все еще превышали объемы продаж иностранных автомобилей на российском рынке. Так что у России есть все шансы побить рекорды автомобильных долгожителей — американского «Форда» и немецкого «жука».

    Павел Аксенов

    Авторы канала на Youtube «ПриветТачка» рассказали об автомобиле из 90-х — Lada Samara T3. В данный момент раллийная «восьмерка» хранится в тольяттинском музее АвтоВАЗа.

    Lada Samara T3 была разработана еще в начале 90-х годов компанией Posh — дистрибьютор автомобилей Lada во Франции. ВАЗ-2108 с «коротким крылом» и на полном приводе предназначалась для участия в ралли-рейде «Париж-Дакар».

    Редкий экземпляр является одновременно самой дорогой, высокой (300 мм спереди, 330 мм сзади) и быстрой «восьмеркой» в истории. Под капотом T3 располагается 400-сильный мотор V6 объемом 3,6 литра от легендарного спорткара Porsche 959. От него же позаимствованы трансмиссия и полный привод. Автомобиль разгонялся до 220 км/ч.

    Раллийный ВАЗ-2108 построен по стандартной схеме — пространственная трубчатая рама, поверх которой «надет» сверхлегкий кузов из композитных материалов.

    Известно, что всего было создано три экземпляра Lada Samara T3. На одном автомобиле применялась система подвески, схожая по основе с шасси истребителя. На двух других использовалась независимая пружинная подвеска с двумя поперечными рычагами и двумя амортизаторами.

    От серийной ВАЗ-2108 сохранились лишь фары и фонари, ручки дверей, лобовое стекло, эмблема.

    Дебют Lada Samara T3 состоялся на «Дакаре»-1990, тогда машина приехала седьмой. В тот же год на «Ралли Туниса» сразу три автомобиля заняли второе, третье и четвёртое места соответственно. В 1991 году пятое место на ралли «Париж-Дакар» и первое в «Ралли Фараонов» в Африке. Последней гонкой для Т3 стал «Дакар»-1993 с шестым результатом.

    К слову, раллийная Lada Samara T3 оценивается в 150 000 долларов, что соответствует 9,6 млн рублей по нынешнему курсу.