09 февраля 2021

Сколько стоит ВАЗ 2114 2011 года выпуска – сколько стоил?

Содержание

Пандемия внесла серьезные коррективы в подготовку юных россиян к вступительным экзаменам. «Родина» решила помочь «на удалёнке» абитуриентам (и, конечно, их болельщикам-родителям). Перед вами лекция «широкого профиля» — для будущих учителей истории и литературы, банкиров и бухгалтеров. И даже для будущих ученых-физиков и математиков…

Лектор научит вас соотносить деньги, о которых идет речь в произведениях русской классики, с реалиями наших дней. Доктор философских наук Семен Экштут имеет тридцатилетний опыт работы со студентами и знает все о психологии преподавателя…

Никто не знает, как у вас сложится ситуация на экзамене. Но будьте готовы удивить экзаменатора!

ТЫСЯЧА ИМПЕРИАЛОВ ДЛЯ СТАРОДУМА

Денис Иванович Фонвизин.

Произведение: комедия «Недоросль».

Дата написания: 1781.

Комментарий. В Российской империи до 1786 года чеканились золотые империалы. Эта монета 10-рублевого достоинства чеканилась из золота 88-й золотниковой пробы (примерно 917-я метрическая) и имела массу 13,09 г, то есть в каждом империале было 11,6 г чистого золота1. В момент написания «Недоросля» 1 империал=10 рублей серебром=10 рублей ассигнациями=1000 медных копеек.

Годовой доход 60-летнего дворянина Стародума — десять тысяч рублей. При этом годовое жалованье генерал-фельдмаршала составляло 8080 рублей. В октябре 1787 года генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов одержал блистательную победу: разгромил турецкий десант на Кинбурнской косе и сам дважды был ранен в ходе сражения. Екатерина II полагала наградить военачальника деньгами: «Ему же думаю дать либо деньги — тысяч десяток, либо вещь…»2

Т. Костерина. Иллюстрация к «Недорослю».

Чтобы вы поняли грандиозность этой суммы, напомню: писарь на государственных железных заводах в Сибири получал 20 рублей в год и 60 рублей — на частных заводах3. То есть доход тоже немало потрудившегося в Сибири Стародума в 167 раз превышал доход квалифицированного служащего. Один пуд ржаной муки в Сибири стоил 5,5 коп.; пуд лучшей пшеничной муки — 30 коп.; пуд свиного окорока — 40 коп. Если считать применительно к ценам на муку и окорок, годовой доход Стародума превысит 75 миллионов современных рублей. Это, впрочем, не вполне корректно, ибо не учитывается революция цен на сельскохозяйственные продукты.

А вот золото — идеальный вариант меры стоимости и всеобщего эквивалента.

На начало 2020 года, если исходить исключительно из цены содержащегося в монете золота, один империал равен 42 425 рублям 27 копейкам. Таким образом, годовой доход Стародума составлял 42,5 млн современных рублей. Это превосходит зарплату любого из нынешних высокопоставленных российских чиновников, но во много раз уступает доходу рядового олигарха.

Чем не повод привести яркий пример на экзамене по специальности или при случае посочувствовать преподавателю-бюджетнику?

РУБЛЬ ДЛЯ БЕДНОЙ ЛИЗЫ

Николай Михайлович Карамзин.

Произведение: повесть «Бедная Лиза».

Дата написания: 1792.

Комментарий. Девушка продавала ландыши за пять копеек. Пятак времен Екатерины — это большая медная монета диаметром 40 мм. Эраст расплатился с ней рублем — большой серебряной монетой диаметром 38 мм. Масса серебряного рубля времен Екатерины II составляла 24 г при содержании в нем 18 г чистого серебра. «Такое содержание в рубле чистого серебра сохранялось до конца царской чеканки банковой монеты в 1915 г.»4.

На начало 2020 года, если исходить лишь из цены содержащегося в монете чистого серебра, один серебряный рубль (целковый) равен 671 рублю 40 копейкам. Но одного этого факта недостаточно, чтобы ощутить разницу между масштабом цен в конце XVIII века и в наши дни. В то давно прошедшее время ландыши еще не были занесены в Красную книгу. В наши дни торговля ландышами официально запрещена. Поэтому мы не можем сравнивать цену букета ландышей во времена Карамзина и в наше время.

Г. Епифанов. Иллюстрация к «Бедной Лизе».

Зато мы знаем, что буханка ржаного хлеба во времена Екатерины стоила одну медную копейку. Продав за пять копеек один букетик ландышей, Лиза могла купить на вырученные деньги пять буханок ржаного хлеба и несколько дней быть сытой. А за полученный от Эраста серебряный рубль — 126 буханок.

Переведя покупку на современные деньги, Лиза заплатила бы за буханку 5 рублей 33 копейки. Разумеется, в наши дни таких цен нет: в одном из московских гипермаркетов самый дешевый хлеб (половинка в нарезке, 350 г) стоит 25 рублей 50 копеек. Так что в сопоставимых ценах буханка хлеба «поднялась» минимум в 9,6 раза. А целковый времен Екатерины эквивалентен примерно 6426 современным рублям.

Кстати, абитуриентам, снимающим жилье, на всякий случай надо знать: в 1793 году стоимость съемной квартиры, например, в Петербурге (в каменном доме в центре, три комнаты и конюшня) составляла 8 рублей в месяц. Если исходить лишь из цены содержащегося в этих монетах чистого серебра — вполне по-божески. Всего-навсего 5 371 современный рубль 20 копеек.

Для сравнения: в наши дни аренда скромной трехкомнатной квартиры в центре Северной столицы составляет минимум 48 тысяч рублей в месяц. Следовательно, аренда жилья возросла минимум в 9 раз.

УСТНЫЙ СЧЕТ

Курс Родины 1839 года

Из воспоминаний Александра Яковлевича Артынова (1813 — 1896), крестьянина села Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии:

«12 августа (1839 года) обнародован был Высочайший манифест об установлении курса однообразного для всей России на серебро, золото и ассигнации. …В Ростове в это время стоял следующий курс:

5 рублей ассигнациями стоили по ходячему курсу 6 рублей 30 копеек, 10 рублей ассигнациями — 12 рублей 60 копеек и т.д.

100 рублей ассигнациями = 126 рублям, 3-рублевая золотая монета = 13 рублям 50 копейкам, полуимпериал (5 рублей) = 23 рублям.

Империал (10 рублей) = 46 рублям, трехрублевая платинка (платиновая монета номиналом 3 рубля серебром; по своим размерам соответствовала 25-копеечной серебряной монете или четвертаку. — Авт.) — 13 рублям 50 копейкам, платина в 6 рублей = 27 рублям, платинка в 12 рублей (платиновая монета номиналом 12 рублей серебром; по своим размерам соответствовала рублевой серебряной монете или целковому. — Авт.) — 54 рублям, 20-франковая французская монета была = 22 рублям, 40 франков = 44 рублям; 5 копеек серебром стоили 24 копейки.

Гривенник (10 копеек серебром) = 48 копейкам.

Пятиалтынный был = 72 копейкам.

Двугривенный = 96 копейкам.

Четвертак (25 копеек серебром) = 1 рублю 20 копейкам.

Полтинник (50 копеек серебром) = 2 рублям 40 копейкам.

Новый серебряный рубль был равен 4 рублям 50 копейкам.

Старый полтинник = 2 рублям 60 копейкам.

Старый целковый = 5 рублям, прусский талер со столбами = 6 рублям.

Австрийский талер с орлами = 5 рублям 80 копейкам.

Долги в это время до нового года старались заплатить по сказанному выше курсу, а с нового года серебряный рубль стал равняться 3 рублям 50 копейкам. В это время торговля шла бойко, потому что всякий старался купить товар по состоящему курсу»5.

КАРТОЧНЫЙ ДОЛГ ДЛЯ НИКОЛАЯ РОСТОВА

Лев Николаевич Толстой.

Произведение: роман-эпопея «Война и мир».

Дата написания: 1863-1869, 1873.

Комментарий. Это событие произошло в декабре 1806 года, когда ассигнации заметно упали в цене: курс серебряного рубля составлял 137 копеек ассигнациями. Сумма карточного долга указана в ассигнационных рублях. В полновесных серебряных рублях бывший студент Московского университета Николай Ростов проиграл Долохову 31 386 рублей 86 копеек, что в пересчете на современные деньги составило бы 21 073 138, 7 (двадцать один миллион семьдесят три тысячи сто тридцать восемь рублей семьдесят копеек).

Это была огромная сумма, хотя Александровская эпоха знавала и более крупные карточные проигрыши. Князь Петр Андреевич Вяземский, по собственному признанию, «прокипятил на картах более полумиллиона». Барон Вольдемар фон Левенштерн, весьма вероятный прототип князя Андрея Болконского, выиграл у внебрачного сына Екатерины II графа Алексея Бобринского 450 тысяч рублей, но затем в результате большой карточной игры, в которую его втянул князь Василий Мещерский, проиграл 400 тысяч рублей6. А накануне отъезда Ростова на службу в полк старый граф Илья Андреевич дал сыну две тысячи рублей и предупредил, что деньги даются на одну треть грядущего 1807 года. (Университетские профессора получали в это время две тысячи рублей в год.) Служба в кавалерии была весьма затратной, и обойтись одним государевым жалованьем не получалось.

А. Апсит. Иллюстрация к «Войне и миру».

Чтобы вы осознали масштаб цен, сошлюсь на воспоминания Леонтия Автономовича Травина (1732-1818), который родился крепостным крестьянином, но к 54 годам ухитрился получить права личного дворянства. В неурожайный 1806 год он, чтобы прокормить свою большую семью, в которой было много иждивенцев (жена умершего сына, три внука и две внучки), был вынужден купить хлеба на 319 рублей ассигнациями.

«Год от году увеличивается неурожай хлеба, на покупку коего употребил в 1804 году на девяносто пять рублев, в 1805 году на сто семьдесят восемь рублев, в 1806 году на триста девятнадцать рублев…»

В эти же годы, когда Российская империя вела непрерывные войны, чтобы откупиться от службы в армии, надо было приобрести рекрутскую квитанцию ценой в 500 рублей.

Следовательно, в 1806 году за сумму карточного проигрыша графа Николая Ростова могли бы досыта есть хлеб в неурожайный год 135 больших семей, а 86 мужчин призывного возраста сумели бы откупиться от солдатчины и избежать 25-летней службы. За эти же деньги профессор университета должен был бы 21,5 года вещать с кафедры, воспитывая юношество.

На экзамене сочувственно расскажите об этом профессору — и он ваш!

КОШЕЛЕК ДЛЯ РАСКОЛЬНИКОВА

Федор Михайлович Достоевский.

Произведение: роман «Преступление и наказание».

Дата написания: 1865-1866.

Комментарий. Деньги нужны были бывшему студенту-юристу Родиону Раскольникову для продолжения образования. Именно из-за их отсутствия он был вынужден покинуть Петербургский университет. Полный университетский курс обучения составлял в те годы четыре года (на медицинском факультете — пять лет).

Университетский устав 1863 года установил плату со студентов за слушание лекций в размере 50 рублей серебром в год в столичных университетах и 40 рублей — в прочих вузах7. Следовательно, полный курс обучения обошелся бы Раскольникову в 200 рублей. Это была изрядная сумма. Пенсия, которую получала мать Родиона Раскольникова, составляла всего лишь 125 рублей серебром в год.

Э. Неизвестный. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию».

Автор романа необычайно точен в мельчайших деталях. Именно в это же время из-за материальных затруднений будущий известный писатель Глеб Иванович Успенский так и не смог получить юридическое образование ни в Петербургском, ни в Московском университете. Денег в кошельке процентщицы Раскольникову хватило бы на неотложный платёж долга по просроченному и опротестованному векселю (115 рублей серебром) и оплату полного университетского курса. На одежду, обувь, еду и учебники Раскольников заработал бы частными уроками и переводами. Бывший студент оказался плохим экспроприатором. Он сильно нервничал и ограничился при ограблении лишь одним кошельком и несколькими ценными вещами, лежавшими в закладе, «а в комоде, в верхнем ящике, в шкатулке, одних чистых денег на полторы тысячи нашли, кроме билетов!»

За эти полторы тысячи неправедно нажитых денег семь или восемь студентов могли бы получить университетское образование. Ну а в пересчете на современные деньги Родион Раскольников в результате убийства и ограбления процентщицы Алёны Ивановны и ее сестры Лизаветы получил 213 236 рублей 64 копейки. В наши дни этих денег не хватило бы на оплату и двух полных семестров.

Если же исходить из масштаба цен в сфере высшего университетского образования, 200 рублей серебром эпохи Великих реформ эквивалентны двум миллионам современных рублей, один целковый Александра II сопоставим с 10 000 рублей.

Учитесь на «отлично», берегите деньги родителей, поступайте на бюджетные места — и будет вам счастье!

1. Денежное обращение России: Исторические очерки. Т. 1. М.: Интеркрим-Пресс, 2010. С. 123.

2. Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка. 1769-1791. М.: Наука, 1997. С. 242.

4. История России в монетах: Альбом / Сост. А. Мельникова, В. Узденников, И. Шиканова. М.: Менатеп, 1994. С. 91, 100.

6. Левенштерн В.И. Записки: 1790 — 1815. М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2018. С. 619.

7. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. С. 421.

Скоро 2010-й, а в российских автосалонах всё ещё есть автомобили не то что 2009-го, а 2008 года выпуска. Их надо продавать, и дилеры привлекают покупателей скидками и подарками. Вот только с покупкой автомобиля стоит подождать. Предельные дисконты ещё не достигнуты. По данным автомобильного комитета Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в ноябре 2009 года продажи машин в России снизились на 46% по сравнению с ноябрём 2008 года, который сам, в свою очередь, был провальным.

Продажи легковых автомобилей за прошлый месяц едва превысили 100 тыс. штук, что крайне мало для российского рынка. Всего с начала года продали 1,3 млн. машин, что на 50% меньше, чем в 2008 году. При этом дилеры полагают, что роста продаж не будет происходить как минимум до апреля 2010 года. В декабре дилеры планируют продать столько же машин, сколько и в ноябре, а по итогам года – 1,4 млн. штук соответственно. В 2008 году, для сравнения, было продано около 2,8 млн. штук, то есть в два раза больше. Самая продаваемая марка – Lada (23,9 тыс. в ноябре), на втором месте с большим отрывом – Chevrolet (6,3 тыс.), на третьем – Ford (4,7 тыс.).

Казалось бы, .

В 2009 году автомобили начали ввозить по повышенным пошлинам (с 25 до 30%), соответственно цены подскочили. Роль в повышении цен сыграло и ослабление рубля. Соответственно и цены даже со скидками выше, чем раньше.

Самая продаваемая иномарка, правда российской сборки, – Renault Logan. Наиболее простая версия Logan стоит 299 тыс. рублей. К этому автопроизводитель предлагает скидки в 15 тыс. рублей плюс льготные условия по кредиту (автомобиль попадает в программу государственного субсидирования процентной ставки). Это является одной из причин популярности автомобиля. Скидки на новый Symbol составляют 54 тыс. рублей, а на паркетник Koleos – 160 тыс. рублей. Некоторые дилеры, у которых ещё остались машины 2008 года, скидывают с начальной цены кроссовера 200 тыс. рублей. Автомобиль стоимостью 999 тыс. рублей можно купить за 799 тыс., а за 1,214 млн. – за 1,014 миллиона. На Renault Megane скидки доходят до 135 тыс. рублей.

Предновогоднюю акцию начал Ford. Focus с двигателем 1,8 литра можно купить за 539 тыс. вместо прежних 614 тыс. (скидка 75 тыс. рублей). Причём скидка распространяется на машины, произведённые после 7 декабря 2009 года. «На автомобили более раннего производства действуют ещё более привлекательные предложения», – говорится на сайте компании. Один из дилеров, в частности, предлагает скидки на Focus 1,8 2009 года в 87 тыс. рублей. Mondeo также стоит на 100 тыс. дешевле. Топовую версию с двигателем 2,5 лошадиных сил с турбонаддувом 2009 года выпуска можно приобрести за 931 тыс. (скидка 100 тыс. рублей). Правда, в начале 2009 года такие машины продавались у дилеров по 900 тысяч. Но кое-где остались Mondeo 2008 года, которые стоят ещё дешевле. Скидки на кроссовер Kuga доходят до 200 тыс. рублей, а на мини-вэн S-Max – до 120 тысяч. С учётом предложения он стоит от 895 тыс. рублей. Дилеры предлагают скидки на обслуживание, зимнюю резину в подарок и т.п. Ford также предлагает льготные кредитные условия благодаря программе госсубсидирования: 2,9% годовых в рублях.

Привлекательные предложения есть у Mazda. Но они не такие сочные, как в начале года. Тогда на Mazda3 и Mazda6 действовали скидки в 100 тыс. рублей, на внедорожники CX-7 и CX-9 – по 200 тысяч. В новом году Mazda сильно подорожала сама по себе. Новое поколение «трёшки», которое начало продаваться в 2009 году, уже на порядок выше по ценам, чем предыдущее, к тому же и скидки меньше. Если раньше от цены всех без исключения моделей срезалось 100 тыс., то теперь скидка на Mazda3 с двигателем 1,6 литра – лишь 13 тыс. рублей (656 тыс. – конечная цена), а на Mazda3 с двигателем 2,0 литра и автоматической коробкой – 89 тыс. (888 тыс. – конечная цена). Но на складах у дилеров есть ещё сладкие остатки: на автомобили 2008 года выпуска скидки доходят до 488 тыс. рублей, правда от цены 2009-го, а не 2008 года.

По теме904

По данным ООН, население России в 2020 году увеличилось на два миллиона по сравнению с показателями за 2019 год. Такой прирост можно объяснить только включением в статистику населения Крыма.

Во многом скидки – рекламный трюк. Так, на сайте Mitsubishi модель Lancer X предлагается по специальной цене 619 тыс. рублей в базовой комплектации с двигателем 1,5 литра. Каков размер скидки, не уточняется. Цены на Lancer в 2008 году, когда он начал продаваться, начинались где-то от 500 тыс. рублей.

Скидки в 6–8% предлагает и Volkswagen на модели Golf, Touareg, Passat, Tiguan и Polo. Так, Golf можно купить за 600 тыс. рублей, а Touareg – за 1,686 млн. рублей.

Скидывают достаточно много и продавцы автомобилей премиум-класса. Один из дилеров недавно предлагал купить BMW 5-й серии с двухлитровым двигателем и далеко не базовым набором опций 2008 года выпуска за 1,1 млн. рублей. В новом прайс-листе цены на такой автомобиль только начинаются от 1,616 млн. рублей.

Mercedes-Benz распродаёт по спецценам автомобили «особой серии» – с парктроником, «автоматом», окраской «металлик» и внутренней отделкой деревом или алюминием.

Цена Mercedes E 300 согласно этим условиям составит чуть более 2 млн. рублей с учётом скидки порядка 65 тыс. рублей.

Volvo, претендующая на марку премиум-класса, также продаёт машины со скидками. Правда, если в начале 2009 года внедорожник XC90 2008 года выпуска стоил около 1,5 млн. рублей со скидками, то скидочный автомобиль сейчас стоит уже 1,7 млн. рублей. Не исключено, что в начале следующего года цены немного снизятся.

Lexus скидывает от начальной цены на IS250 2009 года выпуска 238 тыс. рублей – до 1,41 млн. рублей. Но в конце 2008 года машина стоила около 1,2–1,3 млн. рублей. Представительский LS460, правда 2008 года выпуска, стоит 3,29 млн. рублей. Скидка – 721 тыс. рублей. За 1,9 млн. можно купить GS300 2008 года. Скидка составляет 338 тыс. рублей.

Но с покупкой автомобиля всё равно можно подождать до начала следующего года. Эксперты не прогнозируют новогоднего повышения спроса на автомобили и предполагают, что продажи останутся на низком уровне. Значит, не будут раскуплены и скидочные машины, которые могут ещё подешеветь.

За последние 15 лет российский парк легковых автомобилей увеличился вдвое и достиг почти 50 млн машин. Много ли новых машин у россиян? В каких регионах «ВАЗ» — самая популярная модель? Кого больше — иномарок или отечественных автомобилей? Много ли осталось праворульных машин на Дальнем Востоке? Подробности — в спецпроекте «Ъ”, подготовленном на основе данных агентства «Автостат», Росстата и ГИБДД.

«Жигули» или иномарка

По данным ГИБДД на начало 2018 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины. В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин. В сентябре 2018 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.

Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).

Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона. Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106. Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.

Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше. При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин (завод «Автотор» в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.

Старенький, но еще поездит

Почти половина всех легковых автомобилей в России старше десяти лет, и за последние 18 лет в этом плане ничего не изменилось. Самая многочисленная категория, включающая в себя 14,5 млн автомобилей,— это машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. 10–15-летних авто в России 7,7 млн, 5–10-летних — 11,2 млн, 3–5 летних — 6 млн. Относительно новых автомобилей — с момента выпуска которых прошло три года или менее — 7,2 млн. Это примерно столько же, сколько в 2015 году.

Плюс электрификация

По данным ГИБДД, в России официально зарегистрировано почти 16 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями. Большая часть из них — это машины с гибридными силовыми установками (бензиновый двигатель, к которому подключается электромотор). Полноценные электромобили официально в Россию не поставляются, за исключением двухместного компактного электрокара Renault Twizy, на котором ездить можно только в теплое время суток и в городских условиях. Недавно появилась информация о выходе на российский рынок Nissan Leaf, но официально эти планы так и не подтвердились. Активно продаются автомобили Tesla, но все это «серые» поставки: официальных дилеров в России нет. По оценкам «Автостата» на 1 июля 2018 года, в России числится 2,5 тыс. электромобилей.

Водитель на месте пассажира

До середины 2000-х праворульные японские автомобили были весьма популярны, особенно на Дальнем Востоке. За относительно небольшие деньги можно было получить машину со всеми удобствами: кожаным салоном, климат-контролем, полным приводом, электрическими стеклами, что было недоступно на отечественных автомобилях. С 2009 года начали действовать заградительные таможенные пошлины, в результате количество ввозимых в РФ машин с правым рулем резко сократилось. Но не прекратилось.

По данным ГИБДД, в России на конец 2017 года числилось 2,9 млн праворульных легковых автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2015 году (2,94 млн), и чуть больше, чем в 2016 году (2,75 млн). Больше всего таких машин в Приморье, где числится 676 тыс. «праворулек» — это более 80% всего регионального парка легковушек.

Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют о приросте автопарка легковых праворульных авто на 30 тыс. шт. за шесть месяцев 2018 года. Примерно каждый девятый перепродаваемый автомобиль в России — «праворульный».

Кто и зачем продолжает покупать праворульные машины?

Дмитрий Пенязь, гендиректор ООО «Веросса» (торговля автомобилями):

— Сейчас из Японии везут автомобили 2012–2015 годов выпуска с двигателями объемом 0,7–2,5 л. Ценовой диапазон — от 300 тыс. до 1 млн руб. Например, машина с двигателем 0,7 л до 300 тыс. руб.— Suzuki Alto, Daihatsu Mira, с двигателем 1 л до 400 тыс. руб.— Toyota Passo,Toyota Vitz, 1,3 л до 500 тыс. руб.— Honda Fit, Nissan Note, Suzuki Swift.

Андрей Галицких, экс-депутат думы Владивостока, организатор публичных акций в защиту правого руля:

— Дальневосточники привыкли к правому рулю. Автомобили, собранные в Японии, априори лучше собранных в России. Люди голосуют деньгами, а по критерию цена-качество б/у «японки» выглядят превосходно. К тому же следует учитывать, что есть целые сегменты рынка, где аналогов японской продукции нет, например популярные в Приморье микроавтобусы Toyota Hiace.

Сергей Веркеенко, гендиректор ООО «ТХ Сумотори»:

— Ввоз и эксплуатация праворульных автомобилей на Дальнем Востоке — дело привычки. Люди уже привыкли к ним и с трудом переходят на леворульные. Но уже просматривается тренд перехода на новые леворульные автомобили из салонов. Если бюджет покупки до 1 млн руб., то смотрят на б/у автомобили, которые в подавляющем большинстве праворульные. Свыше 1 млн руб.— уже в салонах, леворульные.

Алексей Чернышев, Владивосток

Власти уже давно перестали предпринимать попытки ограничить в правах владельцев «праворулек»: их регистрируют и даже иногда проходят техосмотр. Более того, ГИБДД недавно даже приняла решение ввести c 1 января специальные прямоугольные задние номера для «японцев», которые можно будет устанавливать на крышку багажника без переходников. В сети уже шутят: мол, вполне ожидаемое решение, ведь начальник ГИБДД России Михаил Черников до своего назначения в главк работал начальником полиции Хабаровского края, и прекрасно знает всю специфику праворульных машин.

Иван Буранов

Автомобилисты почувствовали себя ближе к пешеходам

Четверть автомобилистов России готовы отказаться от использования своего транспортного средства — чаще всего из-за высоких цен на бензин и дороговизны обслуживания машины. При этом забота об окружающей среде и желание вести здоровый образ жизни в качестве аргументации отказа более распространены, чем жалобы на плохие дороги. Подобные данные в ходе соцопроса получил ВЦИОМ. Еще в мае 2018 года в ходе другого опроса лишь 5% респондентов допускали полный отказ от машины.