УАЗ 451м

Военные автомобили СССР

Технические параметры

Специализированные военные машины

УльЗИС-253

1944г.

Дизельный грузовик. Ульяновская разработка.

С 1947 года выпускается грузовик ГАЗ-АА, но поскольку это не Ульяновская разработка — рассматривать не будем.

УАЗ-300

1950г.

Прошел дорожные испытания автомобиль УАЗ-300. Бензиновый грузовик, оснащенный 50-сильным двигателем от «Победы» и новой четырехступенчатой коробкой передач (опытный образец собран в 1949г.)

УАЗ-302
Полуторка на основе УАЗ-300

ГАЗ-69
1954г.- 1972г.

ГАЗ-69 оснащался восьмиместным кузовом с двумя боковыми дверями и откидным задним бортом. Вдоль боковых бортов устанавливались трехместные поднимающиеся скамейки. Предусматривалось крепление носилок для перевозки раненых, машина оборудовалась буксирным устройством.

ГАЗ-69А
1954г.- 1972г.

Отличается от автомобиля ГАЗ-69 четырехдверным кузовом, поперечным расположением заднего трехместного сиденья. Предназначен для перевозки 5 чел. и 50 кг груза в багажнике. На обеих модификациях автомобилей устанавливался рядный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-69 мощностью 55 л.с. и максимальным крутящим моментом 12,7 Нм.

УАЗ-450
1958г. — 1965г.

Полноприводный, вагонная компоновка (фургон, санитарный автомобиль и грузовик).

Основные узлы шасси от ГАЗ-69.

Рабочий объем вигателя — 2432 см 3.

Мощность — 62 л.с. (45 кВт).

Длина машины — 4,3 м. Масса в снаряженном состоянии — 1,65 т.

Грузоподъемность — 0.8 т.

Скорость — 90 км/ч.

Модели:

УАЗ-450А — санитарный

УАЗ-450В — микроавтобус

УАЗ-450Д — грузовик(бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом

УАЗ-451
1965г.- 1985г.

С одним ведущим мостом (заднеприводный).

Грузоподъемность 1,0 т.

В 1966 г. установили более мощный верхнеклапанный двигатель УАЗ-451, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В 1970-х годах, шасси, двигатель и трансмиссию унифицировали по конструкции с агрегатами УАЗ-469

В начале 1980-х годов рычажные амортизаторы заменили на телескопические, 90-сильный двигатель модели УМЗ-414 (крутящий момент 172 Н*м при 2200 1/мин)

В 1984 году закрытая система охлаждения с расширительным бачком

Модели:

УАЗ-451А — санитарный автомобиль

УАЗ-451М (с 1965г.) новые двигатели и трансмиссия, изменено оформление передней части («ноздри» заменили решеткой радиатора, дожившей до наших дней).

УАЗ-451ДМ — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом

УАЗ-452
1966г.- 1985г.

(фургон, микроавтобус, санитарный автомобиль, грузовик) с приводом на все колеса.

Грузоподъемность 800 кг.

В 1970-х годах, шасси, двигатель и трансмиссию унифицировали по конструкции с агрегатами УАЗ-469

Модели:

УАЗ-452 — фургон

УАЗ-452А — санитарный автомобиль

УАЗ-452АС — санитарный автомобиль в северном исполнении, оборудованы дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной теплоизоляцией пола, крыши и боковин. Рассчитаны на морозы до 60°.

УАЗ-452В — десятиместный микроавтобус вагонной компоновки

УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом

УАЗ-456

Седельный тягач УАЗ-456 с двухосным полуприцепом УАЗ-749

Отличается от ГАЗ-69 установкой седельно-сцепного устройства вместо задней части кузова, и полуприцепа УАЗ-749 грузоподъемностью 2 т (внутренние размеры платформы 3460х1876х440 мм).

УАЗ-469
1972г.- 1985г.

«Военный»

Экранированное электрооборудование (72-сильный двигатель ЗМЗ-451МИ), колесные редукторы (увеличивают клиренс до 300 мм). Полная грузоподъемность 600 кг и 2 человека или 100 кг и 7 человек с 850-килограммовым одноосным прицепом ГАЗ-704. Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жесткой на кручение лонжеронной раме. Вездеход получил четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на III и IV передачах, дополненную двухступенчатой раздаточной коробкой (демультипликатором).

УАЗ-469Б
1973г.- 1985г.

«Гражданский»

С обычными мостами (клиренс 220 мм), с обычным электрооборудованием, тент.

УАЗ-469БГ

«Медицинский»

Оборудован местами для врачебного персонала и одними носилками.

УАЗ-3171
199?г. В серию запущен не был.

УАЗ-3172
1992г.- 1993г.В серию запущен не был.Имел очень неплохие характеристики:Дорожный просвет 330мм, блокировки всех трех дифференциалов (межосевого и двух межколесных), гидроусилитель с демпфером.Галерея УАЗ-3172Статья в ЗР: Рекрут-переростокСтатья в «Club 4×4» №9 2002:Феникс, которого не было

УАЗ-3907 «Ягуар»
В серию запущен не был.Водоплавающий автомобиль на базе УАЗ-469. Герметичный кузов, измененная рама, усиленная ходовая часть. У амфибии перед задним мостом установлены два гребных винта.Масса перевозимого груза: 1 человек и 600 кг или 7 человекМасса снаряженного автомобиля, кг: 2050Масса полная, кг: 2750Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг: 750Модель двигателя: 41416.10Номинальная мощность, л/c: 77Максимальный крутящий момент, кгс.м: 17Максимальная скорость, км/ч: 100Максимальная скорость на воде, км/ч: 9Контрольный расход топлива, л/100 км: 11.8Тяговое усилие лебедки: 1600Запас хода по контрольному расходу топлива, км: 950Статья Николая Храмова «Страницы истории создания УАЗ-3907»

В 1985 году была проведена модернизация, все модификации получили соответственно новые индексы:

Джипы

УАЗ-469 (с редукторами, военный) — УАЗ-3151-01

УАЗ-469Б (без редукторов) — УАЗ-31512-01

УАЗ-469БГ (медицинский) — УАЗ-3152-01

Грузопассажирские

УАЗ-452(батон) — УАЗ-3741

УАЗ-452А(санитарный) — УАЗ-3962

Грузовые

УАЗ-452Д(головастик) — УАЗ-3303

(добавочный индекс -01 обозначает машины промежуточной серии, часть узлов на которых была старой конструкции).

Внешность несколько обновили: большие передние и задние фонари и боковые «поворотники», раздельные фонари освещения номерного знака и заднего хода.Важнейшим новшеством стала раздельная система тормозов: двухкамерный главный цилиндр, раздельный привод на переднюю и заднюю оси и сигнальное устройство для водителя. Но из-за конструкции тормозов модернизированный кузов стал не взаимозаменяем со старым (от «469-го»). Педали сцепления и тормоза — подвесные (на «469-м» напольные). Сцепление получило более легкий гидравлический привод.Аккумулятор перенесли на правую сторону моторного отсека.Рулевая колонка стала более безопасной — разрезной.Зеркало заднего вида получило противоослепляющее устройство.

Стеклоомыватель с ножным приводом заменили на электрический.Обязательными стали передняя и задняя дуги безопасности, входящие в каркас тента, и ремни безопасности для всех сидений.Отопитель стал более мощным. Изменен предпусковой подогреватель — его системы питания и продувки стали автономными. Система электрооборудования снабжена аварийной сигнализацией, в электропроводку введены штекеры.

Мощность двигателя УМЗ-414.10 (УМЗ-4.141.10 на армейском 3151) подняли в 1986 году до 80 л.с. — изменили систему впуска, головку блока цилиндров, поршни. Гильзы цилиндров стали делать без вставок, втулки клапанов из металлокерамики, термостат получил твердый наполнитель.

С 1985 года используются карбюраторы К-131 и К-131А вместо К-129В, они получили систему пуска типа ДААЗ и клапан ЭПХХ у К-131, что увеличило экономичность и снизило вредные выбросы.

Система охлаждения переведена на тосол, за счет введения расширительного бачка и герметичной пробки радиатора. Вентилятор стал четырехлопастным, но остался металлическим. Максимальная скорость возросла до 110 км/ч. Улучшили центровку карданных валов и герметичность их сальников, что увеличило ходимость. Рессоры моделей 31512 и 3152 стали менее жесткими.

С 1989 года освоен вакуумный усилитель (сильно облегчивший работу водителя) и модернизированы ведущие мосты (без редукторов), для повышения динамики автомобиля уменьшено передаточное число главной пары (с 4,625 до 5,125), для повышения надежности изменены параметры зацепления. Для отличия модернизированных мостов на картерах выштампована литера М. Их замена возможна только в комплекте.

Ульяновские снегоходы Максим Шелепенков, фото УГК УАЗ

В 1956 году на Ульяновском автозаводе было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ) для разработки изделий для народного хозяйства и специального назначения на базе автомобилей и узлов серийной продукции. Возглавил бюро Красильников Григорий Иванович.

В 1961 году Ульяновский автозавод получил задание разработать лыжно-гусеничный снегоход (Постановление Совета Министров СССР от 05.11.1960 г.). Работа над снегоходом началась в СКБ в апреле 1961 года, ведущим конструктором назначен В.Ф. Казюханов.

По проекту сменным снегоходным оборудованием должен оборудоваться стандартный ульяновский грузовичок УАЗ-451Д (УАЗ-451С) или УАЗ-452Д. Вместо передних колёс устанавливали цельнометаллические сварные лыжи с подошвой из тонколистовой нержавеющей стали. Вместо задних – гусеничные движители с ведущими звёздочками зацепления с резиновой гусеницей, армированной стальным тросом, и стальными грунтозацепами швеллерного типа. При этом ведущий мост гусеничного движителя оставался максимально унифицированным с серийным, отличался от него длиной полуосей и кожухов и отсутствием тормозов.

Чертежи на постройку первого образца выдали в июле 1962 года общий вес новой ходовой части лишь ненамного перетянул обычный колёсный ход. В такой комплектации автомобиль был способен двигаться по заснеженным дорогам и снежной целине значительной глубины. При плотном снежном покрове и наличии наста глубина снежного покрова уже не имела значения – у снегохода оказалось небольшое удельное давление на снег. При отсутствии снежного покрова сменное оборудование с машины можно было демонтировать, и она превращалась в обычную на колёсах, что делало машину всесезонной. Правда, перестановку на лыжи приходилось производить в полевых условиях, так как для движения на лыжах машине необходим снег, а перестановку гусеничного движителя – в гаражных условиях, так как для этого необходимы дополнительные подъёмные механизмы.

По результатам заводских испытаний была проведена доработка конструкции и изготовлены следующие образцы УАЗ-451С теперь уже для проведения межведомственных испытаний.

Межведомственные испытания двух образцов УАЗ-451С проводили в 1965–1966 гг. В зачёт испытаний в 1966 году пошёл и двухмесячный демонстрационный пробег по маршруту Новосибирск – Омск – Петропавловск – Кустанай – Джетыгора – Актюбинск – Уральск – Куйбышев – Ульяновск (Сибирь, Казахстан, средняя полоса России), общее расстояние больше 4000 км. После Уральска снежный покров неожиданно закончился, машины пришлось переделывать на колёсно-гусеничный ход и заканчивать пробег, пробираясь на снегоходах в распутицу. В пробеге в основном подводили траки гусеницы, которые регулярно выходили из строя, но не было зарегистрировано ни одной поломки ходовой части.

Техническая характеристика УАЗ-451С

Снаряжённая масса, кг 2113
Полная масса, кг 3063
Грузоподъёмность, кг 800
Ширина лыжи, мм 340
Ширина гусеницы, мм 390
Удельное давление на снег с полной нагрузкой, кг/cм2:

  • под лыжами
  • под гусеницей
0,116
0,132
Максимальная скорость, км/ч:

  • по укатанной дороге
  • по снежной целине
48
15–20

В 1968 году были изготовлены новые образцы УАЗ-451С по несколько переработанной документации для увеличения ходимости гусеничных движителей (лент и катков). В этом же году начались эксплуатационные испытания УАЗ-451С, по одному образцу отправили в Тамбовскую область на сельскохозяйственную опытную станцию, в Татарскую АССР и в город Бугуруслан (Оренбургская обл).

По итогам эксплуатационных и последующих после них ресурсных испытаний было решено делать не просто снегоходную, а всепогодную машину с шарнирным сочленением рамы. Для этого раму от серийного автомобиля УАЗ-452Д предполагалось разделить на две части и установить на месте сочленения управляющие гидроцилиндры для осуществления машиной поворотов. При такой конструкции рамы на машину можно было бы устанавливать гусеничный ход не только на задний мост, но и на передний, что резко бы повысило возможности машины.

На новый снегоход уже подготовили большую часть конструкторской документации, но в январе 1971 года по указанию главного конструктора завода все работы по снегоходам в СКБ были прекращены.

В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.

Опытный образец УАЗ-450

На протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.

Первые УАЗ-450 сходят с конвейера 1958 г.

Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России — в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.

После испытаний в жарких песках конец 1950-х

УАЗ-450 на Крайнем Севере

К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.

Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.

В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.

На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.

Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.

В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.

В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.

УАЗ Буханка в наше время

Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.

Интересные факты из истории УАЗ-450

Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.

В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.

УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.

В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС — с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.

В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».

В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители.

Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.

По ссылке https://www.uaz.ru/company/classic-uaz-family представлена галерея с яркими событиями из жизни «Буханки», которая на протяжении года будет пополняться новыми интересными фактами.