УАЗ 315109

УАЗ-469 и УАЗ-3151 — советские грузопассажирские автомобили повышенной проходимости(внедорожники), выпускавшиеся на Ульяновском автомобильном заводе.

Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. В 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151 с нормализованным отраслевым индексом. Её выпуск в 2003 году был ограничен только редукторной (3151) и экспортными (31512, 31514 и 31519) версиями в связи с переходом на модернизированную модельУАЗ-315195 «Хантер» для внутреннего рынка.

Начиная с апреля в течение 2010 года была произведена ограниченная серия внедорожников под условным маркетинговым названием «469» (заводской индекс УАЗ-315196). Выпуск данной серии был приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и запланирован в объёме 5000 единиц.

В 2011 году Министерство обороны Российской Федерации приняло решение отказаться от дальнейших закупок УАЗ-3151.

ИСТОРИЯ

УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и лёгких автомобильных прицепов на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1950-х годах, в 1958 году был построен первый опытный образец под названием УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип — крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 году изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска машины в производство было ещё далеко.

Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Они пришли на сменуГАЗ-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась хорошо знакомая механикам тех лет, известная надёжностью и конструктивным запасом прочности «Волга» ГАЗ-21.

Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151 (номер 31512 получил автомобиль УАЗ-469Б).

В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4200 метров .

В феврале 2010 года Ульяновский автомобильный завод объявил о возобновлении производства в ограниченной партии модели под названием УАЗ-469 (индекс УАЗ-315196). В конструкцию внесены изменения, повышающие комфорт (пружинная передняя подвеска, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля (в комплектации с металлической крышей), двигатель ЗМЗ-4091 112 л. с.), однако применяются и решения, использовавшиеся в оригинальной конструкции, претерпевшие изменения: разрезные мосты «Тимкен», получившие поворотные кулаки от мостов «Спайсер»; металлические бамперы, дополненные пластиковыми «клыками»; откидной борт, ранее используемый на УАЗ «Хантер Классик»).

В январе 2011 года УАЗ-469 исчез из каталога Ульяновского автозавода, исчерпав лимит в 5000 автомобилей. На его место снова вернулся УАЗ «Хантер Классик», цена которого значительно превышает цену 469-го.

КОНСТРУКЦИЯ

  • Кузов открытый пятиместный, со съёмным брезентовым тентом, четырёхдверный, боковые двери со съёмными металлическими остеклёнными надставками. Задний борт («пятая дверь») — для погрузки багажа, на двух откидных сиденьях сзади могут разместиться ещё два пассажира. Дуги тента съёмные, рамка ветрового стекла откидывается на капот, что облегчает маскировку и транспортировку (например, в вертолёте).
  • Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на кручение лонжеронной раме.
  • Двигатель — рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ.
  • Мощность — 75 л. с.
  • Топливо — бензин А-72 или А-76.
  • Сцепление — сухое однодисковое.
  • Коробка передач — 4-ступенчатая (с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах). Раздаточная коробкадвухступенчатая, жёстко крепится к КПП (промежуточный карданный вал отсутствует).
  • Топливные баки — 2 по 39 л.
  • Расход топлива при скорости 90 км/ч — 16 л на 100 км.
  • Общее число мест — 7.

УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг. Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг.

Для увеличения дорожного просвета до 300 мм были применены ведущие мосты с двойной главной передачей (удлинённый картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерён с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает). На автомобиле УАЗ-469Б устанавливались ведущие мосты с одинарной главной передачей (сконструированы на основе мостов от ГАЗ-69), бортовые редукторы отсутствовали. Дорожный просвет у «гражданского» «УАЗика» составил 220 мм. Карданные валы на УАЗ-469Б стояли несколько увеличенной длины. Общее передаточное число ведущих мостов (как редукторного, так и безредукторного) было почти одинаковым (у редукторного 5,38, а у безредукторного 5,125).

Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобили с 1990-х годов устанавливались быстроотключаемые или самоблокирующиеся муфты.

В 1980 году на автомобилях поменяли наружную светотехнику. Указатели поворотов спереди и сзади получили оранжевые рассеиватели, а сбоку на капоте появились повторители указателя поворотов. В это же время в конструкцию подвески внедрили гидравлические телескопические амортизаторы вместо рычажных. С 1983 года на машине устанавливается двигатель модели 414 мощностью 77 л. с. Год спустя в системе охлаждения появился расширительный бачок и герметичная пробка радиатора.

УАЗ-3151

В 1985 году автомобиль был модернизирован, редукторная версия, согласно новой классификации, получила индекс 3151. На машинах появились:

  • Гидравлический привод выключения сцепления;
  • Карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников;
  • Новые осветительные приборы (двухсекционные подфарники, задние трёхсекционные фонари ФП-132, боковые повторители);
  • Омыватель лобового стекла с электрическим приводом;
  • Подвесные педали сцепления и тормоза;
  • Ведущие мосты повышенной надёжности с изменённым значением передаточного числа главной пары и колесными редукторами;
  • Тормозная система с двухконтурным приводом и сигнальным устройством;
  • Разрезная травмобезопасная рулевая колонка;
  • Более эффективный и надёжный отопитель;
  • На части машин полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, вакуумный усилитель тормозов;
  • Мощность двигателя УМЗ-417 повышена до 80 л. с.;
  • Максимальная скорость автомобиля возросла до 120 км/ч.

ПРИМЕНЕНИЕ В АРМИИ И СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ

  • В Группе советских войск в Германии, 1991

  • В Москве 5 мая 2008 (репетиция парада Победы)

  • Восточный военный округ

МОДИФИКАЦИИ

УАЗ-315196

  • УАЗ-469 — армейская версия с двухступенчатой главной передачей, бортовыми редукторами и клиренсом в 300 мм, после модернизации 1985 года получила индекс УАЗ-3151
  • УАЗ-469Б — основная, «гражданская» версия с одноступенчатой главной передачей (бортовые редукторы в мостах отсутствуют) (клиренс = 220 мм), после модернизации 1985 года получила индекс — УАЗ-31512 (с металлическим верхом — УАЗ-31514 и с 2,89-литровым двигателем УМЗ-4218 — УАЗ-31519)
  • УАЗ-469БИ — версия 469Б с экранированным электрооборудованием (например, для Р-403М — радиорелейной приёмопередающей УКВ-радиостанции)
  • УАЗ-469БГ — медицинский, оборудован местами для медперсонала и носилками, после модернизации 1985 года получила индекс УАЗ-3152
  • УАЗ-469РХ — машина радиационно-химической разведки

НЕСЕРИЙНЫЕ

  • УАЗ-3907 «Ягуар» — автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. На амфибии перед задним мостом установлены два гребных винта.
  • УАЗ-Марторелли — вариант УАЗ-469Б, экспортировавшийся в Италию, где автомобиль существенно дорабатывался. Было несколько модификаций:
    • с «родным» бензиновым двигателем УМЗ-451М (2500 см3, 75 л. с.) называласьUAZ-Explorer,
    • с дизелем Peugeot XD2 (2500 см3, 76 л. с.) — UAZ-Marathon,
    • с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2400 см3, 100 л. с.) — UAZ-Dakar,
    • с бензиновым двигателем FIAT (2000 см3, 112 л. с.) — UAZ-Racing.

СПОРТ

В 1978 году в Сан-Ремо Мартолетти на УАЗ-469 получил награду «Серебряный домкрат» за победу на чемпионате Италии по автокроссу.

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ

Обычный УАЗ-469 установил новый мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека, примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг.

УАЗ-469 с полной загрузкой также проехал 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда. Рекорд был зарегистрирован Международным агентством рекордов и достижений, как, фото и видеоматериалы, свидетельствующие об установлении рекорда, также будут направлены во Всемирное издание «Книги рекордов Гиннесса». В подготовке и установлении рекорда принимали участие студенты и преподаватели Государственного училища циркового и Эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева. Предыдущий рекорд принадлежит седану KIA Spectra, который смог вместить 23 человек.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • В народе имеет прозвища «Козлик» и «Бобик».
  • На милицейских автомобилях устанавливалась цельнометаллическая крыша, между задним рядом сидений и «кормовыми» боковыми сиденьями стояла железная решётка, задняя дверь запиралась снаружи на замок, окно в ней было зарешечено.
  • В пятом томе второго издания «Детской энциклопедии» (вышел в 1965 году) на цветной вкладке к стр. 412 изображён «фаэтон УАЗ-469 типа 4×4», хотя до начала серийного производства оставалось семь лет.
  • Отличить «редукторный» УАЗ-469 (УАЗ-3151) от «безредукторного» УАЗ-469Б (УАЗ-31512) можно заглянув под машину, а снаружи — на «редукторном» заднем мосту передача крутящего момента на ступицу происходит через конический «колпачок», на «безредукторном» — виден фланец полуоси.
  • В каждый редуктор (а их четыре) заливается по 300 мл. трансмиссионного масла.

Внедорожник УАЗ-3151 появился в 1985 году в результате модернизации и переименования модели УАЗ-469 образца 1971 года. Общая конструкция автомобиля осталась неизменной: открытый кузов со съемным брезентовым верхом, два откидных сиденья в багажнике, складывающиеся рамки лобового стекла и стекол дверей.

УАЗ-3151 был, по сути, военным внедорожником. «Гражданская» версия имела индекс 31512 и отличалась от армейской машины отсутствием предпускового обогревателя, уменьшенным с 300 до 220 мм дорожным просветом, другой конструкцией мостов. В 1993 году завод начал выпускать УАЗ-31514 с металлической крышей вместо мягкого верха, а позднее в модельном ряду появилась еще и более «комфортабельная» версия 31519.

На машину устанавливали бензиновые моторы объемом 2,4 литра (76 л. с.) и 2,9 (84 л. с.), а также впрысковую версию 2,4-литрового двигателя мощностью 89 сил. В небольших количествах выпускались также внедорожники, оснащенные дизелями «Андория». Различные версии отличались по конструкции полноприводной трансмиссии, по конструкции мостов, по типу подвески (рессорная или пружинная).

В 2003 году после очередной модернизации внедорожник получил название «Хантер». Тем не менее, по заказам МВД и армии УАЗ-3151 производился до 2011 года.

Отзывы

Панельные пятиэтажки, детская железная «паутинка» для лазанья или бетонный забор с ромбиками – военный «уазик» входит в число вещей, привычных как смена времен года. Скорее всего, они примелькаются еще вашим детям – в силу огромного тиража. И хотя в 2011 году Министерство обороны отказалось от дальнейших закупок модели 3151, «козлик» еще долго останется в строю.

Вместо «Газона»

Разработка нового вездехода началась на Ульяновском заводе в 50-х годах, спустя несколько лет после старта производства «горьковской» модели – ГАЗ-69. Нельзя сказать, что «шестьдесят девятый» чем-то не удовлетворял военных, скорее, это была работа на перспективу. ГАЗ проектировался в 40-е годы как легкий артиллерийский тягач, однако техника и вооружения развивались стремительно. Через семь лет после начала выпуска часть внедорожников переоборудовали в носители первого отечественного противотанкового ракетного комплекса 2К15/16 «Шмель».

ГАЗ-69 хорошо справлялся на бездорожье, но асфальтированные участки давались ему заметно хуже: слишком короткая база, допотопные рычажные амортизаторы, отсутствие прямой передачи. На скорости ГАЗ прыгал, кренился и был склонен к заносам – речи не шло даже о минимальном комфорте, а ведь это была, в том числе, «командирская» машина. Кроме того, 69-й был построен на устаревающих агрегатах, например, от «Победы», жизненный цикл которой завершался. Словом, не удивительно, что «ульяновцы», освоив выпуск ГАЗ-69 на своих мощностях, тут же приступили к созданию более современной машины.

Предшественником «каноничного» УАЗ-469 стала модель 460 – на ней инженеры набили шишки и приобрели необходимый опыт в конструировании внедорожников. Источником вдохновения, скорее всего, был британский Land Rover Series 1 – внешне автомобили очень похожи. При этом начинкой 460-й не слишком отличался от ГАЗ-69 – зависимая рессорная подвеска, тот же двигатель, и так далее. Несмотря на формально успешное завершение испытаний в 1963 году, в армию машина не пошла – по крайней мере, советскую. Наработками воспользовался Китай – 460-й увидел свет под обозначением «Бэйцзин» BJ212. Он, кстати, до сих пор на вооружении. Но Советскому Союзу требовалось что-то кардинально лучшее.

«Вояки» и «колхозники»

Одним из главных требований военных к новой машине стал значительный дорожный просвет – 400 мм, что почти в два раза выше, чем у ГАЗ-69! Дело в том, что внедорожники сопровождают танковые колонны, и должны уметь «ходить» по общей с ними колее. Причем необходимо, чтобы автомобиль выдерживал клиренс, взяв на борт 7 человек (5 в салоне, 2 на откидных лавках в багажнике) или сопоставимый по весу груз – 800 кг.

Это требование поставило крест на продвинутой торсионной подвеске, с которой экспериментировали на заводе, инженерам пришлось вернуться к зависимой рессорной. Это сказалось на плавности хода, отсюда и прозвище – на неровностях происходит продольная раскачка, машина «козлит». Зато такая подвеска куда надежнее и ремонтопригоднее торсионной. В дальнейшем военные пошли на уступки, согласившись на 300 мм клиренса – выяснилось, что это максимальное значение, при котором короткобазный УАЗ сохраняет приемлемую устойчивость.

В отличие от ГАЗ-69, гражданский и военный варианты которого идентичны, армейский 469 отличается от «колхозной» модификации 469-Б. Различие в мостах: у «вояк» между полуосью и ступицей установлен дополнительный картер с бортовым редуктором. Это значительно повышает крутящий момент при езде на малых оборотах и, кстати, повышает общую надежность машины – нагрузка между главной парой и редуктором распределяется более равномерно. Ходимость до ремонта армейского моста – 300 000 км, гражданского – 70 000 (до модернизации 80-х годов).

Споры о том, какой УАЗ лучше не прекращаются по сию пору: с одной стороны, военный «козлик» выше и проходимее (300 мм клиренса против 220 мм), с другой – нагрузка на двигатель также увеличена, в салоне больше шума и вибраций; машина сложнее в обслуживании, медленнее на трассе, да и расход у нее на пару литров выше. Отметим, что «колхозный» УАЗ превалировал на конвейере в пропорции 80/20%.

Еще одно отличие армейской машины – экранированное электрооборудование (система зажигания, щетки электродвигателей и так далее), не создающее помех различным приборам и средствам связи. В остальном автомобили одинаковы: в качестве «доноров» для них выступила «Волга» ГАЗ-21 – силовой агрегат и 4-ступенчатая КПП – а также УАЗ-452: рама и элементарная база.

Эпоха УАЗа

Испытания 469-го заняли не один год: в 1961 он отправился в большое путешествие через Среднюю Азию к Каспийскому морю и обратно вдоль Волги. В Научно-исследовательском институте Минобороны УАЗ придирчиво сравнили с аналогичными автомобилями стран НАТО – в плане проходимости отечественный внедорожник превзошел их все. Осенью 1964 года вездеход прошел приемочные испытания и был одобрен для производства Совмином. Несмотря на это машина запускалась в серийное производство, что называется, «сквозь тернии к звездам»: военные постоянно вносили новые замечания, были проволочки с двигателями УМЗ-451М (модернизированный мотор ГАЗ-21), сложности с финансированием проекта со стороны Министерства автомобильной промышленности, и так далее.
Массовый выпуск стартовал лишь в 1972 году, причем начался он с упрощенной «колхозной» версии 469-Б. Военные получили машину год спустя. Более мощный по сравнению с ГАЗ-69, быстроходный и просторный, УАЗ в неофициальной советской табели о рангах стал машиной командиров полков и секретарей райкомов, 69-й – комбатов и колхозных председателей.


СССР не собирался делать из нового внедорожника секрета – наоборот, была проведена беспрецедентная рекламная кампания: в августе 1974 года колонна УАЗов поднялась по серпантинному склону на вершину Эльбруса, на высоту 4200 м. Примечательно, что это были серийные безредукторные автомобили, не оснащенные лебедками или иным «тюнингом» — процесс восхождения фотографировался и снимался на видео. Прекрасная получилась реклама! И результаты не заставили себя ждать: заказы на 469-й поступили из 80 стран – Азия, Африка, Южная Америка. Продавался он и в Старом Свете – поставками в Италию совместно с Автоэкспортом занимался гонщик Луиджи Марторелли, познакомившийся с советской машиной во время ралли-рейда через Сахару. Не говоря уже о том, что 469-й стал основным военным автомобилем стран Варшавского договора.
В 1985 году машина сменила индекс согласно новому отраслевому стандарту, превратившись в УАЗ-3151 или 31512 (безредукторный). Вездеход не раз подвергался модернизации – мощность двигателя возросла с 75 до 90 л.с.; появилась версия с цельнометаллической крышей, была внедрена пятиступенчатая коробка передач, неразрезные мосты, и так далее. Завод совершенствовал исходную модель до 1990-х годов, после чего сосредоточился на выпуске других моделей.

УАЗ уходит, да здравствует УАЗ

Эти модели появились не на пустом месте: в 80-х годах Ульяновский завод активно работал над расширением линейки армейских автомобилей. Например, на базе 469-го была создана машина-амфибия «Ягуар». Автомобили были успешно испытаны – в частности, преодолели по воде путь от Ульяновска до Астрахани – и приняты на вооружение, но распад страны помешал их серийному выпуску.

По заказу Министерства обороны был также разработан многоцелевой УАЗ-3172 «Вагон», кстати, внешне поразительно похожий на Range Rover тех лет. В 1992-93 годах машина проходила государственные испытания – и всерьез рассматривалась на роль сменщика 469-й модели, однако у заказчика уже не было на это денег. Перспективный проект сначала лег на полку, затем отправился в музей.


Стало очевидно, что новое поколение УАЗов должно быть прежде всего коммерчески успешным: на базе «Вагона», совместно с АвтоВАЗом, была разработана модель 3160. Этот «УАЗ с человеческим лицом» предлагал приемлемый уровень комфорта без потери внедорожных качеств. Но первый блин вышел комом: рынок машину не принял – кому нужна была экстремальная проходимость, те выбирали проверенный временем УАЗ-3151, в остальных случаях бал правили американские и японские внедорожники. Успешной оказалась длиннобазная версия, получившая название «Симбир». Дальнейшим развитием модели 3160 стал современный УАЗ-3136 «Патриот».


И хотя Минобороны хранит молчание, можно с уверенностью предположить, что именно «Патриот» сменит своего дедушку на боевом посту. Во-первых, три года назад завод запустил в производство военный вариант, пригодный для эксплуатации в экстремальных условиях – утверждается, что даже в Арктике. Во-вторых, «Патриоты» уже закупаются Военной полицией и Росгвардией; разные варианты внедорожника проходят апробацию в линейных частях – подразделения спецназа и разведки, например, испытывают пикапы, в кузове которых можно установить легкое вооружение.

На заре своей истории внедорожники, как правило, обладали открытым кузовом. Сейчас такие редкость, ведь рамная конструкция, обеспечивающая необходимую жесткость, уходит в прошлое. Поэтому на подобную экзотику посмотреть всегда любопытно. Особенно, если она сделана на базе «УАЗа Патриот»!

Портал autonews.ru опубликовал снимки открытого «Патриота», сделанного по заказу властей Намибии. Там машину планируют использовать на всевозможных торжественных мероприятиях. Сзади установлена складная лестница, для удобства и безопасности главного пассажира предусмотрены поручни, а салон щедро отделан кожей. Задние створки дверей заварены: посадочных мест в машине все равно только два.

По словам директора по экспорту компании Андрея Дорофеева, УАЗ не исключает возможности подготовки к выпуску специальных версий автомобилей типа кабриолет на шасси «Патриота». Он пояснил, что интерес к подобным машинам проявляют министерства обороны разных стран, сафари-парки, заповедники. Топ-менеджер предположил, что автомобиль мог бы иметь определенный спрос на коммерческом рынке.

«На сегодняшний день УАЗ по-прежнему производит для экспортных рынков с тентованным (открытым) верхом только версии «Хантера» как с бензиновым, так и с дизельным силовыми агрегатами ЗМЗ, которые востребованы и силовиками, и компаниями туристического сектора. Но, похоже, наши традиционные потребители хотели бы увидеть от УАЗа и новый модельный ряд ульяновских внедорожников в исполнении с открытым верхом», — добавил Дорофеев.