ТПК ЛуАЗ 967

Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.

Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.

Серийно производился с 1975 по 1989 год на Луцком автомобильном заводе.

На базе ТПК были созданы гражданские автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М,ЛуАЗ-1302 и их модификации.

Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая конструкцию системы принудительного воздушного охлаждения при помощи расположенного в развале блока отсосного вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди и лучше снабжался свежим забортным воздухом, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль производится в Луцке; до этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.

МОДИФИКАЦИИ

  • ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
  • ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. Годы выпуска: 1975 — 1988. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в состав которого некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М.

ЛУАЗ-967 В КИНО

  • Гонщики
  • Подземелье ведьм
  • Возвращение резидента
  • Обитаемый остров

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • колёсная формула 4 × 4
  • вместимость 4 места (водитель, санитар, два лежачих больных на носилках, по бортам)
  • снаряженная масса 950 кг
  • полная масса 1350 кг
  • габариты 3682x1712x1580 мм
  • дорожный просвет 285 мм
  • скорость на шоссе 75 км/ч
  • скорость на плаву 3 км/ч
  • двигатель карбюраторный, воздушного охлаждения
  • рабочий объем от 1200 см ³
  • мощность двигателя от 30 л.с

УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

14 августа 2014 — один вездеход ЛуАЗ-967 был передан батальону патрульной службы милиции особого назначения Миротворец для участия Вооружённом конфликте на востоке Украины.

Точное количество на 2016 год неизвестно.

1978 ЛуАЗ 967
Пробег: 18000 км
Объём двигателя: 1.1 л
Коробка передач: механика
Привод: полный
Состояние: не битый
Владельцев по ПТС: 3
Мощность двигателя: 40 л. с.
Срочно!
Продам тапка в очень хорошем состоянии, не гнилой, полностью аутентичный кроме тента и задних колес, очень достойный экземпляр, документы в порядке 967М нового образца, на фото грязноват поэтому с пятнам, а так краску нигде не подрывает.
доставлю по краю, могу отправить или отвезти в регионы (свой эвакуатор)!

Двигатель МеМЗ-967А

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска: 1975 г.
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967М, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя: продольные — 30°, поперечные — 25°

Комплектации:
967А-1000300 Силовой агрегат в сборе
967А-1000400 Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1000401 Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1700010 Коробка передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров 4
Рабочий объём цилиндров, л 1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 72х66
Степень сжатия 7,2
Номинальная мощность при 4200-4400 мин-1 , кВт (л.с.) 28,65 (39)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин-1, Н.м (кгс.м) 73,5 (7,5)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1 16,7
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 115,1
Ресурс до первого кап. ремонта, км 75 000
Наработка на отказ, ч 300

Основные узлы и детали

Цилиндры раздельные, взаимозаменяемые; из серого перлитного чугуна с присадкой сурьмы, заодно с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с разъёмной кривошипной головкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек — 55 мм, шатунных — 50 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша — 5,0; шатунного вкладыша — 1,75; антифрикционного слоя — 0,45

Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Толкатели клапанов стальные с наплавкой торца отбелённым чугуном

Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Н4АГ9, цельные с наплавкой рабочей фаски, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 60
открытие выпускного клапана до н.м.т. 60
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20

Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм

Главная передача коническая с круговым зубом. Передаточное число 4,125

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата: 3, на резиновых подушках
передние опоры 2, сварная поперечина
задняя опора 1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры два: грубой очистки — сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки — центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель и карбюратор

Система питания

Топливный насос ВАЗ-2001-01 диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 или К-133 (К-133А) 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя — воздушная принудительная на отсос
масла — воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором и электровентилятором
вентилятор осевой, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания А-23, А-23-1
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Предпусковой подогреватель модели 967, на базе отопительной установки 030, теплопроизводительностью не менее 4500 ккал/ч. Применяется при температуре ниже -15°С
Пусковое приспособление 5ПП-40А, для экстренного пуска при температуре от -15° до -40°С

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 3,75 л
Воздухоочиститель 0,20 л

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе 0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере 70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания 0,6-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%

Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.

Один из самых странных автомобилей советского автопрома ЛУАЗ 967 построили для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых. Внедорожник имел выдающуюся проходимость и даже вода не была для него преградой. В Беларуси таких почти не осталось, а в Гродно один из них смогли отреставрировать, рассказывает портал AutoGrodno.by.

За реставрацию взялся гродненец Андрей. Он уже восстанавливал советские военные автомобили. В его коллекции ГАЗ 69 и ГАЗ 69А.

— Машина достаточно редкая, в Беларуси ни у кого, с кем общался, такой автомобиль не держится на воде. Вызов был брошен, — рассказывает Андрей.

ЛУАЗ 967 М Андрей купил в 2014 году. До этого амфибия простаивала в одной из военных частей возле Минска. Имея опыт реставрации подобной техники, гродненец справился за год.

Внедорожник полностью перебирался (кроме двигателя), каждый сварной шов зачищался и проверялся на герметичность, все резинки менялись, кузов и днище обрабатывались от ржавчины. Машина заново красилась. Одновременно были заменены тормоза, сцепление, другие узлы и техжидкости.

Как и в формульных болидах посадка водителя — по центру. Только в ЛУАЗе такое решение применили для того, чтобы машина имела лучшую развесовку на воде, а слева и справа от водителя могли разместиться раненые. К тому же спинка водительского сиденья откидывается назад и амфибией можно управлять полулежа, на случай обстрела.

Одновременно водительское сиденье смещено к передней части. Это позволяет лучше нагрузить переднюю ось и улучшить сцепление с дорогой. Во время первого теста на дне моторного отсека появилась вода. На этот случай здесь установлен насос откачки воды.

Как позже выяснит Андрей, воду пропустил один из сварных швов.

— Нужно понимать, что ЛУАЗ 967М — это не лодка. Это все тот же автомобиль с определенными доработками. Все полости ЛУАЗа сообщаются между собой, имеется несколько сливных отверстий. Производитель рекомендует не стесняться и насоса. В целом, вода просачивалась в пределах нормы. Этот ЛУАЗ 967 М можно считать единственным плавающим в Беларуси, — говорит Андрей.

Любопытно, что лебедка автомобиля не предназначена для «самовытягивания». Ее сконструировали для медиков, чтобы медперсонал с ее помощью подтягивал раненных.

Вторым спуском на воду для амфибии стали «Автобои-2016», где на ЛУАЗе Андрей возил детей. После этих заплывов Андрей с радостью сказал: «Машина уверенно держится на воде, послушно гребет и поворачивает».

Обзор Характеристики

В начале 1950-х годов советской армии понадобился миниатюрный автомобиль высокой проходимости, который мог бы транспортировать раненных, буксировать небольшие артиллерийские установки и выполнять прочие полевые задачи. Сначала взяться за исполнение заказа было поручено Ирбитскому мотоциклетному заводу, предложившему для планируемой новинки свой 23-сильный оппозитный мотор М-72, однако ИМЗ признал себя не готовым к работе над столь масштабным проектом, вследствие чего создание военного микроавтомобиля легло на плечи НАМИ.

Первым за разработку малолитражки взялся инженер Долматовский, но его видение нового автомобиля не соответствовало нуждам армейцев — предложенная заднеприводная платформа действительно вряд ли показала бы достойную проходимость. Затем главным в проекте, названным «4х4» был назначен Борис Фиттерман, создавший на чертежах полноприводный автомобиль-транспортер с солидным клиренсом и независимой торсионной подвеской всех колес, способный без нареканий ездить по бездорожью, осиливать 30-градусные подъемы и преодолевать водные препятствия.

Очень интересной была придуманная Фиттерманом компоновка салона — водительское кресло и элементы управления авто располагались в передней части кузова посередине, два сиденья для пассажиров были чуть позади рядом с бортами, а при необходимости их можно было сложить так, чтобы «пол» машины превращался в ровную платформу, на которой без проблем расположились бы пара раненных на носилках. Более того, место водителя было обустроено таким образом, что ему можно было лечь и в таком положении управлять автомобилем в случае обстрела.

Интерьер внедорожника ЛуАЗ-967М, 1975–1989

В 1956 году проект был утвержден, а работы по созданию первых макетов и опытного образца проводились на уже упомянутом ИМЗ. Собранный автомобиль, как и задумывалось, с легкостью не только катался по любым кочкам и грязи, но и переплывал небольшие водоемы на скорости до 4,5 км/ч. В следующем году трудиться над машиной, прозванной «транспортер переднего края» (ТПК), вновь стали в НАМИ. Еще через год выделилось две ветви развития проекта – армейская амфибия НАМИ-032 и гражданский НАМИ-049, ставший впоследствии внедорожником ЛуАЗ-969.

Осенью 1958 года состоялись первые государственные испытания ТПК, которые он с треском провалил. Прототип не раз ломался, был очень тяжелым, едва держался на воде даже при незначительных волнениях, а моторчику явно не хватало мощности. Инженеров такое поражение не деморализовало и в 1961 они представили две новые версии малолитражки — НАМИ-032М с металлическим кузовом и НАМИ-032С со стелкопластиковым, который, к несчастью, оказался недостаточно прочным. В 1962 на ЗАЗе микроавтомобиль оснастили новым более мощным мотором и доработанной трансмиссией с отключаемым задним мостом и блокировкой заднего дифференциала. Там же была создана предсерийная версия ТПК ЗАЗ-967.

Внедорожник ЛуАЗ-967М, 1975–1989

В качестве испытания в 1965 году ЗАЗ-967 в пробеге прошел более 10000 км по пустыням, степям и горам. На этом раз все прошло более чем успешно и было решено начать серийное производство. Однако Запорожскому заводу не хватало мощностей для сборки новой модели, поэтому производство перенесли на Луцкий автозавод. В 1969 году ТПК был принят на вооружение, но по факту конвейер так и не начал свою работу из-за многочисленных недоработок и разногласий. По-настоящему серийно производить стали лишь в 1975 году модифицированную версию под названием ЛуАЗ-967М, которая получила двигатель МеМЗ-967А объемом 1,2 литра и мощностью почти 37 л. с., более надежную подвеску и доработанную трансмиссию. С дизайнерской точки зрения новинка далеко не была шедевром, уровень комфорта был минимальным, но первоначально поставленную задачу — транспортировку раненных и перевозку боевых орудий в условиях бездорожья — малолитражка несомненно способна была выполнить.

ЛуАЗ-967М тоже не раз дорабатывался — в 1978 получил новые световые приборы, затем ему улучшили плавучесть, а в середине восьмидесятых обновили силовой агрегат (его мощность возросла до 39 л. с.) И хотя аппарат оставался вполне технологичным и функциональным, во второй половине 1980-х заказы на него от армейцев поступать перестали.

.В середине апреля экспозиция Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского пополнилась интересным экспонатом — военным автомобилем-амфибией ЛуАЗ 967М. Его официально передал политехническому музею президент Всеукраинского общественного объединения «Украинский военно-исторический музей» Анатолий Шумский.

Он рассказал нашему корреспонденту о том, чем занимается этот музей, об автомобилях ЛуАЗ и историю именно этой машины, которая теперь находится в экспозиции политехнического музея: «Мы, как музей, существуем с 2012 года и занимаемся сохранением предметов, представляющих историческую ценность, а также реставрацией, проведением выставок, фестивалей и различного рода мероприятий. Партнерство с музеем КПИ существует у нас уже несколько лет, а в этом году мы его закрепили договором, согласно которому и состоялась передача автомобиля.

Почему именно эта машина? Приведу краткую справку. ЛуАЗ-967М — это транспортер переднего края, полноприводный автомобиль-амфибия, который был создан и производился с 1975 по 1989 год на Луцком автомобильном заводе по заказу Министерства обороны СССР. Всего было выпущено около 20 тыс. автомобилей, а сегодня осталось в использовании, думаю, всего несколько десятков. Его назначение — эвакуация раненых с передней линии фронта, подвоз боеприпасов, а также выполнение разведывательных задач (имеет очень низкий силуэт и максимально прижат к земле).

Передать этот экспонат КПИ попросила директор Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского Наталья Писаревская, так как сотрудники музея просто мечтали о нем. К тому же, как оказалось, заведующий отделом музея Григорий Лупаренко — участник АТО на востоке Украины — видел использование таких автомобилей на передней линии боевых действий.

Анатолий Шумский рассказал также об истории именно этого автомобиля, который отныне будет стоять в экспозиции ГПМ: «Произведено его в 1986 году. В свое время автомобиль передал нам генерал армии И.Ю.Свида. Использовался он в войсках Южного оперативного командования, в частности на военных учениях, и на момент передачи был совсем изношен. Его реставрацией мы занимались около пяти лет, и здесь не могу не отметить значительные усилия реставратора из нашей команды, одессита Сергея Атрощенка. Последние три года ЛуАЗ-967М экспонировался на выставках и фестивалях ретроавтомобилей».

А еще Анатолий Шумский поделился планами возглавляемого им ВОО «Украинский военно-исторический музей» о дальнейшем сотрудничестве с Государственным политехническим музеем при КПИ. По его словам, возникла идея создать на площадке ГПМ выставку техники, которая производилась в Украине, но выпуск которой прекращен. Есть даже некоторые соображения относительно экспонатов.

Наконец добавим, что поиск автомобильных (и не только) раритетов и их реставрация для Анатолия Шумского — не работа, а хобби. А работает он на предприятии по переработке отходов лесной промышленности, которое сам создал и теперь возглавляет. Производит предприятие топливные гранулы. Тема сейчас очень актуальна, согласитесь. Но об этом — в другой раз.