22 марта 2022

Военный джип тойота – японские военные автомобили


Прадедушка нынешнего Land Cruiser, появившийся на свет 65 лет тому назад, был скопирован с джипов армии США. Впрочем, данный факт нисколько не омрачает биографию культового японского внедорожника

Максим Федоров

Вторая Мировая война принесла Японии не только горечь поражения, смерть и разрушения. Американские военные, высадившиеся на берегах страны Восходящего солнца, привезли с собой то, что впоследствии помогло местным автопроизводителям занять новый для них сегмент рынка. Речь о легендарных фронтовых джипах Ford GP и Willis MB, послуживших прообразом для создания первых легких внедорожников Toyota, проложивших компании дорогу на экспортные рынки.

Руководство Toyota смекнуло, что выпустив собственный «джип», они могут получить выгодные контракты от армии, а также наладить сбыт таких моделей на гражданке. В аграрной Японии было множество фермерских хозяйств, где многоцелевой внедорожник, способный заменить грузовик, трактор и семейный автомобиль, пришелся бы ко двору. Ну а поскольку у Toyota не было опыта в создании подобных машин, в компании решили пойти по наиболее простому и наименее затратному пути, адаптировав конструкцию «джипа» под собственные узлы и агрегаты.

В качестве основы внедорожника взяли шасси легкого грузовичка Toyota SB с 6-цилиндровым мотором B-серии мощностью 82 л.с. и 3-ступенчатой «механикой». При этом японский «джип» получился крупнее американского и мог перевезти больше грузов. Как и оригинальные Ford GP/Willis MB, новинка Toyota обладала отменной проходимостью, хотя у нее не было понижающей передачи – ее отсутствие компенсировал невероятно тяговитый «грузовой» мотор.

Публичный дебют модели, названной Toyota BJ (первая буква индекса обозначала серию двигателя, а вторая была сокращением от слова Jeep) состоялся в 1951 году, однако ее производство стартовало только через пару лет. Поначалу объемы выпуска были невелики – в первый год собрали около трех сотен машин. Но после того как народ «распробовал» новинку, продажи стали расти в геометрической прогрессии. Причем основными покупателями Toyota BJ стали гражданские лица, а они были гораздо требовательнее, чем военные, и желали даже в утилитарном внедорожнике чувствовать себя комфортно. Присушившись к голосу рынка, в 1956 году Toyota провела апгрейд модели.

Модернизированная Toyota BJ 20-й серии получила иной дизайн кузова, а также более удобный и эргономичный салон. Рестайлинг оказался настолько удачным, что на протяжении почти трех десятков лет (!) облик модели практически не менялся. Этот внедорожник продавался не только в Японии, но и отправлялся на экспорт. А поскольку вдали от родины марка Toyota в то время была не слишком известна, для повышения узнаваемости модели вместо скучного индекса требовалось придумать запоминающееся имя. И здесь японцы также не стали изобретать велосипед, взяв название популярных британских внедорожников Land Rover и переделали его на свой манер. Так появилась Toyota Land Cruiser – будущая легенда в мире полного привода.

Популярность Land Cruiser во всем мире стремительно росла: уже к середине 60-х «Круизер» стал самой продаваемой моделью Toyota на рынке США. Вместе с этим росло число модификаций внедорожника. Одна за другой выходили 30-я, 40-я, 55-я и 60-я серии. Однако кардинально машина изменилась лишь в 1984 году, с появлением Land Cruiser 70. В этой модели пересмотру подверглось все – и оболочка и начинка. Автомобиль получил новое шасси, новые моторы и трансмиссии (включая автомат), а также новый кузов, став еще более просторным, быстрым и комфортабельным. Впрочем, в целом концепция Land Cruiser осталась неизменной: это по-прежнему был настоящий внедорожник с прочной рамой, «неубиваемой» рессорной подвеской и неприхотливыми движками.

Кстати, появление новых серий «Круизера» вовсе не означало прекращения выпуска их предшественников. Так 60-я и 70-я серии собирались параллельно, и со временем «шестидесятка» трансформировалась в роскошный внедорожный линкор Land Cruiser 80 (выпускался с 1988 по 1998 годы) имевший большой успех в России, а «семидесятка» стала родоначальником новой ветви генеалогического древа внедорожников Toyota, имя которому Land Cruiser Prado. Отличаясь меньшими габаритами, последняя модель оставалась в тени успеха своего полноразмерного тезки, но при этом успешно конкурировала с Mitsubishi Pajero. «Восьмидесятка» играла в более высокой лиге: ее соперником был Nissan Patrol, а в богатом оснащении эта модель могла отнять хлеб у продавцов Range Rover.

Новейшая история Toyota Land Cruiser берет начало с «сотенных» версий. Выпущенный в 1998 году Land Cruiser 100 стал квинтэссенцией роскоши и комфорта, не растеряв при этом достоинства своих предшественников – надежность и образцовую проходимость. Новый мотор V8 развивал 235 л.с., обеспечивая разгонную динамику на уровне седанов бизнес-класса. Передняя независимая подвеска обеспечивала модели почти легковую управляемость, а новые электронные системы делали езду на большой скорости более безопасной. Здесь же впервые применялась гидравлическая регулировка клиренса, позволявшая поддерживать высоту кузова вне зависимости от загрузки машины.

В 2007 году на смену «сотке» пришел Land Cruiser 200. Автомобиль прибавил в размерах, получил более мощные двигатели (бензиновый развивает 288 л.с., а дизельный — 235), и новейшую электронную начинку. На этой модели впервые использовалась система доступа без ключей, оптитронные приборы, 4-зонный климат-контроль, подстраивающаяся под качество дорожного полотна система ABS и активные стабилизаторы поперечной устойчивости. Глядя на современный «Круизер» сложно себе представить, что в прошлой жизни этот автомобиль был обычным «воякой». Но сменив солдатскую форму на дорогой костюм, он не оторвался от своих корней, и при желании может помесить грязь не хуже своего прадеда.

Читать по теме: новое поколение Toyota Land Cruiser 200 >>>

На протяжении веков Страна восходящего солнца была практически отрезана от остального мира и недоступна для иностранцев, а ее экономика строилась на базе феодальных пережитков и имперско-княжеского правления. Свои захватнические войны в Китае она начала еще в конце XIX века, затем воевала с царской Россией и установила контроль над Кореей, а после Октябрьской революции начала интервенцию на Советском Дальнем Востоке. К концу 1920-х годов в японском правительстве вновь возобладали агрессивные мировоззрения, результатом которых в 1931 году стал захват Маньчжурии на северо-востоке Китая, который историки считают первым очагом Второй мировой войны. Проводить широкую милитаристскую политику оказалось невозможно без мощной экономики и собственной производственной базы для массового выпуска вооружения и военной техники, однако к тому времени Япония все еще находилась во власти самурайских устоев и отчужденности. Вообще, Страна восходящего солнца, никогда не воевавшая на своей территории, больше внимания уделяла развитию своей боевой авиации и военно-морского флота, но крупномасштабные сухопутные военные действия в Китае впервые привели к осознанию необходимости формирования новых сухопутных моторизованных подразделений и автобронетанковых частей.

Захватнические наклонности Японии были весьма рискованным предприятием, так как мошной промышленной базы и сколь-нибудь широкого автомобильного производства в стране просто не существовало, поэтому все пришлось начинать с нуля, но тут начались проблемы морального свойства. При создании отечественной индустрии, способной массово изготовлять все виды армейских средств транспорта и боевых машин, вновь сказался гордый самурайский дух прошлого, диктовавший полагаться только на собственные силы. И все-таки японцам пришлось обращаться за помощью к более развитым странам мира. Для вливания свежих сил в свою экономику японское правительство ввело наиболее благоприятные условия для приоритетного обустройства в стране иностранных компаний с целью реконструкции в стране старых заводов и строительства новых. На рынок Японии сразу же устремились американские концерны «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер», создавшие там свои сборочные предприятия, наводнившие страну десятками тысяч простых легковых автомобилей. При этом собственные мелкие фирмы и небольшие автомобильные отделения судостроительных, машиностроительных, железнодорожных и даже газовых компаний с длинными и труднопроизносимыми названиями в 1929 году все вместе смогли собрать лишь 437 машин, но и среди них главенствовала полная анархия в типаже, чехарда в обозначениях и торговых марках. Так, в начале 1930-х годов назрела необходимость наведения строгого военного порядка в японском автомобильном производстве, который реализовался в закупках технологического оборудования, лицензий и будущих прототипов новой автотехники, а также в разработке собственного стандартизованного семейства унифицированных армейских автомобилей. На этот период пришелся бурный поток всевозможных слияний, распадов старых и возникновения новых автомобильных изготовителей и относительное упорядочение производственной программы и маркировки военной автотехники. Век иностранных компаний в Японии оказался недолгим: получив от Запада все необходимое, к 1937 году страна избавилась от иностранной зависимости своего автомобильного производства и переключилась на изготовление чистокровно японских машин, вновь обособилась и продолжала усиленно вооружаться. Новая политика принесла важные результаты: в 2601 году по японскому летоисчислению, или в 1941-1942 годах, было собрано 45 433 грузовых автомобилей и автобусов, а также 1065 легковых машин, из которых половина поступала в Императорские вооруженные силы.

Долгое время считалось, что японцы не способны что- либо изобрести самостоятельно, зато проявляют незаурядные способности в улучшении того, что ранее было кем-то изобретено. Довоенный период подтвердил правильность этого суждения. Действительно, в конструктивном плане все японские автомобили и их агрегаты в большей или меньшей степени копировали иностранные машины, но японцы настолько искусно переделывали и дорабатывали их, что установить изначальное авторство было просто невозможно. К концу 1930-х годов Вооруженные силы Японии располагали в целом немногочисленным автопарком, но его составляли практически все виды военной автомобильной техники полностью собственного изготовления. Конструктивно японские армейские машины представляли собой довольно простые классические автомобили, агрегаты которых являлись своеобразным коктейлем из узлов зарубежного происхождения, непонятно когда и каким образом оказавшихся в Японии, или доработанных лицензионных копий иностранной техники. Так, национальная японская гордость восторжествовала, и к началу Второй мировой войны страна получила достаточно современную автомобильную индустрию, свободную от иностранного капитала.

Успехи в экономике страны и повышение мощи вооруженных сил привели к новой волне захватнических амбиций. В 1937 году китайская кампания переросла в полномасштабную войну, а затем Япония испытала силу и стойкость Красной Армии в столкновениях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол (1938-1939), что отбило ей желание открывать второй фронт на Дальнем Востоке. К тому времени Япония уже заключила Антикоминтерновский пакт с Германией, а в сентябре 1940 года присоединилась к германо-итальянскому альянсу, образовав «Ось» Берлин — Рим — Токио. Подписав 13апреля 1941 года договор с СССР о 5-летнем нейтралитете, Япония переключилась на подготовку войны на другом конце земного шара. 7 декабря 1941 года она нанесла массированный авиационный удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах, и вскоре Соединенные Штаты и Великобритания объявили войну Японии. Она происходила в основном на Тихоокеанском театре военных действий, где Япония пыталась создать свою гигантскую колониальную империю.

Во время Второй мировой войны Япония оказалась отрезанной от основных видов сырья и топлива. Последнюю партию металлолома для переработки она получила из США за месяц до нападения на Пёрл-Харбор, а затем начался затяжной кризис, который привел к прекращению выпуска ряда военной автотехники, ее максимальному упрощению и к остановке заводов. К 1944 году общий выпуск всех видов автомобилей сократился до 21 743 машин, а до августа 1945 года было собрано еще 6726 автомобилей. Поток японского вооружения к действующим войскам был прерван, и они оказались вынужденными использовать трофейную технику. В апреле 1945 года Советский Союз денонсировал пакт о нейтралитете с Японией, и в августе Красная Армия разгромила Квантунскую группировку в Маньчжурии. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала.

Первыми легковыми автомобилями японского производства, поступившими в вооруженные силы в начале 1930-х годов, были простые и дешевые машины небольшой фирмы ДАТ (DАТ), выпускавшиеся по лицензии британской компании «Остин» (Austin) и впоследствии известные под маркой «Датсан» (Datsun). Выполненные на их базе пикапы грузоподъемностью 350-500 кг, остававшиеся в производстве вплоть до начала 1950-х годов, использовались в армии для доставки почты и легких грузов. После образования в 1934 году новой компании «Ниссан» (Nissan) марку «Датсан» носили легковые машины и пикапы …

В Вооруженных силах довоенной Японии служило достаточно обширное и разношерстное семейство грузовых автомобилей собственного изготовления, разработанных в основном для гражданских нужд и не подлежавших военной стандартизации. Это были прежде всего простые двухосные капотные грузовики малой грузоподъемности и классической конструкции с задними ведущими колесами. Их главными конструктивными элементами являлись рядные 6-цилиндровые бензиновые или дизельные двигатели, 4-ступенчатые коробки передач, гидравлический привод колесных тормозов, …

В начале 1930-х годов, когда в Японии был принят курс на милитаризацию экономики и ускорение выпуска собственной военной автомобильной техники, вновь образованный Государственный комитет автомобильной промышленности при Министерстве промышленности выработал технические условия на семейство стандартизованных армейских автомобилей. В их основе лежала первая немецкая программа создания стандартизованной серии трехосных военных грузовиков повышенной проходимости, принятая еще в середине 1920-х годов, в которой главное внимание уделялось автомобилям …

Первыми в 1933 году в производство поступили стандартизованные трехосные легковые автомобили, которые имели сразу несколько обозначений: К93, «Тип 93» или М2593. Главным представителем этой гаммы стал солидный открытый 7-местный штабной вариант «Исудзу К10» с колесной базой 3600 мм (3100+1000 мм), выпускавшийся фирмой «Отомоутив Индастри». В отличие от остальных стандартизованных машин, прототип этой машины известен. Это был штабной автомобиль «Хадсон Супер Сикс» (Hudson Super Six) с 8-цилиндровым 101-сильным мотором, собранный в США в 1932 году по заказу японского военного …

Стандартизованные 1,5-тонные трехосные капотные грузовые автомобили с единой колесной базой 3900 мм (3350+1100 мм) и задними односкатными колесами носили маркировку «Тип 94» (М2594). С 1934 года их одновременно собирали четыре японские компании под марками «Исудзу», «Мицубиси», «Сумида» И «Чийода». Внешне все они практически ничем друг от друга не отличались и конструктивно были унифицированы с легкой серией «Тип 93». Формально первая типовая гамма имела индекс «Тип 94А» и оснащалась уже перечисленными выше агрегатами, а также открытыми двухместными кабинами с …

В конце 1920-х годов первые японские бронеавтомобили являлись модификациями английских 50-сильных колесных бронемашин «Кроссли» (Crossley) с характерной полусферической верхней частью башни, которые поставлялись в Японию. В 1926-1927 годах и носили стандартизованный индекс «Тип 87» (М2587). К середине 1930-х годов к производству собственных броневиков приступили небольшие японские компании, используя как обычные коммерческие грузовики местного изготовления, так и трехосные стандартизованные автомобили. Они имели схожие по конструкции простые корпуса с толщиной …

Накануне Второй мировой войны по аналогии с немецкими машинами в Японии пытались собирать собственные полугусеничные транспортеры-тягачи разных классов с открытыми грузопассажирскими кузовами вместимостью до 15 человек, служившие для буксировки тяжелых артиллерийских орудий калибра 105-150 мм. Самым известным стал тягач «Икегаи» (Ikegai) 5-тонного класса, выпускавшийся в 1938-1940 годах токийским железнодорожным отделением машиностроительного концерна «Кавасаки» (Kawasaki). Еще в 1937 году его разработала фирма «Шова» (Showa), а серийный вариант носил индекс …

Американский армейский внедорожник HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство») и его гражданский вариант под названием Hummer H1 стал культовым еще при жизни. Благодарю участию в резонансных военных операциях (таких, как «Буря в пустыне»), а также мощной PR-кампании со стороны Голливуда и звезд шоу-бизнеса, этот брутальный проходимец вмиг получил статус самого крутого и бескомпромиссного автомобиля 4х4 на рынке. Об этой машине написано множество статей и сняты сотни познавательных обзоров, а ее биография досконально изучена историками и энтузиастами. Куда меньше информации можно найти о японском аналоге «Хаммера» — внедорожнике Toyota Mega Cruiser и его армейском варианте под названием BXD10, который стал героем моего сегодняшнего материала.

ZoomОдин из привезенных в Россию военных Toyota Mega Cruiser BXD10

Toyota Mega Cruiser была создана японцами в 1995-м году с одной амбициозной целью — догнать и перегнать «зарвавшийся» Hummer из США. Как и «американец», этот автомобиль был разработан прежде всего для военных задач – перевозка личного состава мобильных подразделений, транспортировка раненых, патрулирование труднодоступных мест, а также в качестве шасси для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО.

ZoomЭти машины стояли на военных складах — в резерве японской армии

Условно «гражданские» версии (BXD20) модели использовались также полицией и пожарными подразделениями, а ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам. Подобный вариант Mega Cruiser (заводское обозначение — BXD20) отличается закрытым 5-дверным цельнометаллическим кузовом типа универсал на 6 мест. От «вояки» авто отличался отсутствием централизованной подкачки колес, зато уже в базе был кондиционер, ремни безопасности, электропакет, мягкие, комфортабельные кресла, аудиосистема с CD-чейнджером на 6 дисков и улучшенная шумоизоляция.

ZoomДлина автомобиля — 5090 мм

Mega Cruiser продавался исключительно на внутреннем рынке Японии и до определенного периода даже действовал запрет на вывоз уникального внедорожника из Страны восходящего солнца. Однако, позже экспортные ограничения сняли и несколько десятков «Мег» отправились покорять дороги и бездорожье России, Казахстана и ряда других стран.

ZoomДизайн отдаленно напоминает Hummer H1, хотя есть в нем что-то и от Daihatsu Taft ZoomВысота аппарата — 2075 мм

Кстати, в коммерческом плане этот проект оказался провальным для Toyota, так как на его разработку было потрачено внушительный бюджет, а малый тираж авто (выпускались с 1995 по 2002-й год) и высокая цена (примерно 90 тысяч долларов) не способствовал окупаемости и популярности модели. В Японии эти машины получили неофициальное прозвище Koukidousha («Кукидоша»).

ZoomЕще один экземпляр в армейском цвете хаки и камуфляжным тентом

С точки зрения техники, Mega Cruiser и его военный вариант BXD10 во многом повторяет конструкцию Hummer: мощная лонжеронная рама лестничного типа, независимая торсионная подвеска всех колес, тяговитый дизельный двигатель.

Практичные японцы максимально унифицировали Mega Cruiser с другими легковыми и коммерческими моделями Toyota. Так, 4-цилиндровый 4,1-литровый турбодизель 15B-FTE мощностью 155 л.с. применялся на легких грузовиках и автобусах корпорации, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач и раздатка позаимствована у легендарного Toyota Land Cruiser 80. На гражданских версиях Mega Cruiser BXD20 установлено рулевое колесо от Toyota Carina, а потолочный плафон – от Toyota Corolla.

ZoomКапот здесь пластиковый

Несмотря на внушительные размеры, капот машины — очень легкий, так как выполнен из пластика. Средний расход топлива этого аппарата с постоянным полным приводом составляет около 15 л/100 км, поэтому 108-литровый топливный бак обеспечивает приличный запас хода. Максимальная скорость — 130 км/ч.

Zoom4-цилиндровый турбодизель 15B-FTE — надежен и неприхотлив

Длина 3-дверной тентованной Toyota BXD10 составляет 5090 мм, а снаряженная масса внедорожника составляет 2900 кг (грузоподъемность — 800 кг). «Мега» может похвастаться феноменальной проходимостью. Бортовые редукторы на колесах не только повышают передаточное отношение, а и позволили добиться очень внушительного дорожного просвета — 420 мм в стоке! Минимальные свесы дают возможность штурмовать преграды высотой до 1 метра.

ZoomМинимальный дорожный просвет — 420 мм! Шины уже стоят китайские — фирмы Taishan ZoomПодвеска всех колес — независимая, торсионная

Все 3 дифференциала (межосевой и два межколесных) можно принудительно заблокировать с помощью электроники. Независимая, рычажно-торсионная подвеска BDX10 может похвастаться огромными ходами. Из интересных технических решений можно отметить тормозные диски, расположенные на полуосях, на выходе из редукторов мостов — для снижения неподрессоренных масс на колесах. Особый фетиш — централизованная система подкачки колес. Не лишним будет упомянуть 24-вольтовое электрооборудование.

ZoomТормозные диски расположенные сразу на полуосях, на выходе из редукторов мостов. Подобное решение также встречается на на Alfa Romeo 75

Задние колеса — поворотные (система 4WS): на скорости до 40 км/ч они доворачиваются на угол до 12%, в сторону, противоположную передним. Благодаря данному ноу-хау, радиус разворота этой немаленькой машины составляет всего 5,6 метров.

ZoomСалон военной версии максимально аскетичный: только самое необходимое. Шумоизоляции отсутствует, как и ремни безопасности ZoomКондиционера здесь нет, зато есть 2 отопителя

Размер колес здесь довольно редкий — 17,5 дюймов, поэтому подобрать резину для автомобиля — задача не из легких. Благо, народные умельцы уже научились адаптировать 18-дюймовые диски от ГАЗ-66, на которые можно поставить как родные «шишиговские» шины, так и бюджетные покрышки от малоизвестного китайского бренда Taishan.

ZoomЛаконичный щиток приборов: как видим — пробег у этих машин минимальный: фактически капсулы времени! ZoomСзади — 4 откидных лавки вдоль бортов

В Россию сейчас попадают военные Toyota BXD10, списанные с резервных складов японской армии — с минимальными пробегами и в отличном техническом состоянии. Перед реализацией все они прошли серьезную диагностику и предпродажную подготовку (новая резина, АКБ, тенты). Примерная стоимость такой внедорожной экзотики достигает 2-2,5 миллионов рублей.

ZoomАрмейская лаконичность в каждой детали: все предельно просто, но очень функционально. Хорошо виден селектор автоматической коробки передач от Land Cruiser 80

Более детально узнать о привезенных в РФ экземплярах военных Toyota Mega Cruiser BXD10 можно из видео на моем youtube-канале:

https://youtube.com/watch?v=s1iW6VnofzI

За помощь в подготовке материала (фото, видео), выражаю благодарность Денису Бородину eka-parts, который занимается поставкой этих внедорожников в Россию. Также в моем блоге можно почитать материал о замурованной в донецком гараже Toyota Mark II 1984-го года выпуска с пробегом 84700 км, обзор всех рамных мостовых внедорожников на рынке и статью о «капсула времени» — советском внедорожнике ЛуАЗ-969М 1990-го года с пробегом 12695 км. Ну и на десерт — рассказ о культовой модели представительского класса Toyota Century.

Годы выпуска: 1936-1944, произведено около 4,775 шт

Первый и последний японский внедорожник на период Второй мировой, опередивший американский Jeep на 4 года. Мал, да удал! Этот миниатюрный автомобиль с обтекаемыми формами был разработан Тецуши Макита, ведущим конструктором корпорации Nihon Nainenki (в начале 30-х годов выпускает 3х колесные мотоциклетки «Куроган»), по заказу Министерства обороны Японии на разработку 4х колесного варианта, который и стал известен, как «Тип 95». Первый вариант был предложен военным в 1936 году на основании изучения опыта боевых действий во время «Маньчжурского инцидента» 1931-33 гг. — войны по захвату северных территорий Китая.

Легкий на больших колесах с двигателем воздушного охлаждения – он был создан, чтобы успешно преодолевать бездорожье вне зависимости от климата и близости к воде. Для повышения проходимости были предусмотрены специальные шины с резиновыми накладками. Коробка передач с передвижными каретками обеспечивала три передних и одну заднюю скорость. В войне в северном Китае и Манчжурии автомобиль зарекомендовал себя на отлично, выдерживая перепады температур, к тому же, его двигатель не нуждался в редкой в тех краях воде. Мобильный, простой в обслуживании, он оправдал все ожидания на фронте, хотя и не спас Священную империю Ямато от поражения во Второй мировой в 1945 году.

После войны этот внедорожник, как впрочем, и другие аналогичные японские модели, был запрещен к выпуску победителем императорской армии — генералом Дугласом МакАртуром, и фирма фактически сошла со сцены — в 1962 году компания Nihon Nainenki поглощается автоконцерном Nissan. Однако автошедевр самураев живет и поныне в памяти народной и в виртуальном мире: «Тип 95» — непременный персонаж любимых тинэйджерами компьютерных игр серии World of Tanks.

Трофейное использование. В боях у озера Хасан и Халкин-Гол было захвачено немало этих автомобилей, после победы бойцы Красной Армии резвились на них, катаясь по китайско-монгольской территории. Американские военные в составе оккупационных войск в Японии и после войны тоже очень любили трофейные куроганы «Тип 95” и вовсю эксплуатировали их для своих личных целей.

Технические характеристики. Экипаж 3 человека, двигатель 1399 см3 бензиновый воздушного охлаждения V-образный, 2 цилиндра, 33 л.с., максимальная скорость 70 км/ч, потребление топлива 4л на 100 км, колесная формула 4х4, габариты 3550 х 1250 х 1500, вес 1060кг

Наши дни:

  • В мире известно не более трех оригинальных автомобилей Куроган «Тип 95».
  • Все они в России: единственный отреставрированный и два в процессе реставрации.