23 марта 2023

5e fhe чистка распределитель зажигания, тойота калдина двигатель 5е

Содержание

Чистка Распределителя зажигания

Вобщем, может кто знает — но думаю будет полезно.
Машина заглушена 🙂
Снимаем крышку и бегунок с распределителя, снимаем кожух пластиковый. Снизу под вакуум-корректором чуть левее есть заклёпочка 2х1 см — она снимается отвёрткой — снимаем, стараясь не сильно её деформировать. Берём WD-40 и сверху обильно поливаем распределитель, заливаем во все щели. Ждём пока всё сольётся через дренажные отверстия (4 шт. внизу) распределителя, и через открытую нами заклёпочку. Повторяем процедуру пока чистое вытекать не будет. Затем вставляем пластмассовую трубочку из-под WD-40 в окошко, которое было заглушено заклёпкой — и пшикаем- обильно поливаем туда. Повторяем пока чистое вытекать не будет.
Далее капаем (пока не пропитается) масла на ватку, которая под бегунком — типа смазывает вал. Затем берём Лоскуток ткани (не ворсистой) и вытираем всё сверху — дабы пыль не оседала. Берём ушную палочку, смачиваем спиртом и вытираем внутри всё то, что не вытерли тряпочкой, особенно датчик Холла. Надеваем пластиковый кожух, потом плотно бегунок, потом крышку распределителя. Убедившись что всё на своих местах, что крышка плотно сидит и не болтается (может быть по- или против часовой чуть-чуть проварачиваться рукой под усилием — допустимо), Заводим Аппарат. Внутри распределителя всё начинает крутится — и центрефугой выплёвывать остатки WD-40 через окошко, которое мы открыли, сняв заклёпку. через 5 минут, пару раз прогазовавши, затыкаем окошко заклёпкой.
Впринципе, разбирав распределитель, уверен что чистка таким образом никак не может ему повредить. Во-всяком слуачае, я так делаю раз в пол года, а машинку а меня уже давно. Полет хороший 🙂

Honda Prelude S Spec <<Black Bullet>> ›
Logbook ›
Чистка трамблера. Избавился от детонации.

Всем доброго времени суток!
Наконец-то нашёл время и место для маленького ремонта. Недавно появилась детонация… Детон проявлялся в основном на 1-2 передаче и на 2-3к оборотах. Бывало срабатывал и на 4-5к, но реже. Стал винить в этом многое: компрессия, бензин (лью 98), свечи, провода, зажигание… Компрессию померить не было возможности, бензин, к сожалению, выше 98-го не зальёшь =( Поменял свечки на NGK каталожные (2500р.) — эффекта не прибавилось, но на душе стало немного приятнее. Ну думаю дело в искре… Решил начать с трамблёра, т.к. картина под ним была печальная. Делаем метки на проставке, снимаем, смотрим:

Проставка после снятия.

Трамблёр после снятия.

Вскрыл трамблёр. В нижней части первой крышки было небольшое скопление масла. Хотел разобрать дальше, но столкнулся с проблемой, что не откручивается обычный болт (+) крепления бегунка к штоку. Как это не смешно, но на попытки его открутить я потратил неделю =)) Сорвал все грани, перепробовал 10 отвёрток… Пассатижами не подлезть, расстояние всего пару см… Потом психанул, поехал на рынок, нашёл у мужичка свой трамблер, купил у него бегунок за 400 рэ, свой сломал к чертям и с помощью зажима открутили злосчастный болтик.
Внутри всё оказалось не так уж и плохо.

Трамблёр изнутри.

Оригинальный внутренний сальник не нашёл, на Exist’е не заказывается. Купил похожий за 200 рэ, оказался уже. Т.к. замены не было, пришлось подмазать края старого сальника герметиком, предварительно вычистив всё спиртом. Зачистил контакты крышки. Поставил новую прокладку крышки, новое O-ring.

В итоге: детонация исчезла (тьфу тьфу тьфу). То ли причина в профилактике трамблёра, то ли в изменении градуса зажигания при установке трамблёра, но ставил в те же метки, которые делал перед снятием.

Материалы:
Прокладка крышки трамблера 30132-PT2-006 (№8)
O-ring 30110-PA1-732 (№6)

Материалы.

Технические характеристики 5E FE 1,5 л

Привычно для завода Toyota мощность в двигателе варьируется для конкретной модели авто и для рынка, на который она поставляется. Например, Короллы, Калдины, Пассеры и Спринтеры для Европы имели мощность в пределах 100 л. с. в соответствии с законодательной базой этих стран. Для рынка Японии, Азии, Ближнего Востока машины комплектовались моторами до 110 л. с.

Блок цилиндров 5E-FE

Для обеспечения характеристик 123 – 140 Нм и 93 – 110 л. с. схема двигателя соответствовала «рядной четверке» инжекторного типа с механизмом газораспределения DOHC – два верхних распредвала внутри ГБЦ.

В период существования движков 5E-FE 1990 – 1998 г.г. планово производилась их модернизация:

  • изменение степени сжатия за счет тонкой прокладки ГБЦ;
  • доработка системы зажигания путем установки второй катушки;
  • изменение формы поршня и применение двухэлектродных свечей и шатунов другой формы;
  • установка температурного датчика выхлопа.

ГБЦ 5E FE

Затем потребовалось дополнительно увеличить мощность, была создана версия 5E-FHE, в которой фактически произведена форсировка за счет использования распредвалов с агрессивным профилем кулачков.

Технические характеристики 5E FE соответствуют нижеприведенным табличным значениям:

Изготовитель Toyota Марка ДВС 5E FE Годы производства 1990 – 1998 Объем 1497 см3 (1,5 л) Мощность 68 – 86 кВт (93 – 110 л. с.) Момент крутящий 113 – 134 Нм (на 4200 об/мин) Вес 115 кг Степень сжатия 9,4 – 10 Питание инжектор Тип мотора рядный бензиновый Зажигание бесконтактное, DIS-2 Число цилиндров 4 Местонахождение первого цилиндра ТВЕ Число клапанов на каждом цилиндре 4 Материал ГБЦ сплав алюминиевый Впускной коллектор дюралевый Выпускной коллектор литой чугунный Распредвал схема DOHC 16V, два верхних вала Материал блока цилиндров чугун Диаметр цилиндра 74 мм Поршни классические/плоские Коленвал пятиопорный, чугун, литье Ход поршня 87 мм Горючее АИ-92/95 Нормативы экологии Евро-3 – 4 Расход топлива трасса – 5,3 л/100 км

смешанный цикл 6,5 л/100 км

город – 8,8 л/100 км

Расход масла максимум 0,6 л/1000 км Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 15W40, 10W30, 20W50 Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, Mannol, Shell Масло для 5E FE по составу Синтетика, полусинтетика Объем масла моторного 3,4 л Температура рабочая 90° Ресурс ДВС заявленный 250000 км

реальный 350000 км

Регулировка клапанов шайбы Система охлаждения принудительная, антифриз Объем ОЖ 5,3 л Помпа с пластиковой крыльчаткой Свечи на 5E FE BKR6EYA11 от NGK или K16R-U11 от ND Зазор свечи 1,1 мм Ремень ГРМ 1145A051, MD041390, MD013805 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2 Воздушный фильтр JDA179 JD, Toyota 18801-11050 Масляный фильтр C-113 VIC, C-110 VIC, Micro T1639 Маховик с посадочным диаметром сцепления 215 мм Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм Маслосъемные колпачки

Toyota 90913-02090 впускные

Toyota 90913-02088 выпускные

Компрессия 10 – 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар Обороты ХХ 750 – 800 мин-1 Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 18 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 153 Нм

крышка подшипника – 60 Нм (коренной) и 40 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 30 Нм, 45 Нм + 90°

В силовом приводе 5F-FE увеличены объемы камер сгорания относительно предыдущих версий серии E. Для того, чтобы облегчить капитальный ремонт и ТО своими руками, руководство компании Тойота выпустило мануал с инструкциями пошаговых действий.

Особенности конструкции

Изначально двигатель 5E FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:

  • цилиндры в чугунном блоке не расточены, а загильзованы;
  • схема газораспределения верхневальная ;
  • распредвалы уложены в постели внутри ГБЦ;
  • одним распредвалом управляются 2 впускных клапана, другим — 2 выпускных;
  • клапаны расположены V-образно;
  • вращение впускному распредвалу передается от коленвала зубчатым ремнем;
  • выпускной распредвал получает вращение шестерней от впускного;
  • до 1995 года на свечи шли 4 высоковольтных провода через трамблер, затем по два к двум цилиндрам от 2 катушек (схема DIS-2);
  • модернизированные шатуны и поршни плоской формы появились после 1996 года;
  • с 1997 года выпускной коллектор оснастили датчиком температуры выхлопных газов для отсечки питания при температуре больше 900 градусов;
  • тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ появилась с 1995 года для повышения степени сжатия до 10 единиц.

Впускной коллектор

В силу изменения конструкции мотора в разные годы выпуска производитель рекомендует внимательно изучить описание параметров и регламент ТО.

Варианты тюнинга мотора

Классический атмосферный двигатель 5E FE может увеличить мощность до 150 л. с., если произвести механический тюнинг следующих систем:

  • головка блока цилиндров – шлифовка каналов, замена распредвалов аналогами с широкой фазой;
  • впускной тракт – фильтр нулевого сопротивления либо индивидуальные дроссели на каждый цилиндр, шлифовка каналов коллектора и выравнивание их длины;
  • выпускной тракт – переход на прямоточный паук, установка резонатора, увеличение сечения выхлопа до 61 – 63 мм, глушение датчиков СО.

Тюнинг 5E-FE турбиной

Реже производится перегильзовка для увеличения объема двигателя. Однако такой тюнинг стоит дороже, поскольку придется менять поршневую и шатуны, возможно и коленвал с маховиком. В любом случае замена «мозгов» автомобиля.

Установка турбонаддува на 5E-FE резко снизит эксплуатационный ресурс поршневой. Не рекомендуется нагнетать давление больше 0,5 бар, поэтому экономически турбо для этой версии силового привода не эффективно.

Таким образом, мотор 5E-FE предназначен для среднегабаритных легковых авто производителя Toyota. Существует версия 5E-FHE с доработанным впускным трактом и широкофазными распредвалами, увеличенной степенью сжатия и мощностью.

Технические характеристики 5E – главные особенности

Данные ДВС сложно назвать очень технологичными. Простая система впрыска, мало сложных экологических технологий и удачный комплект датчиков создают важные преимущества для данных моторов. Производитель постарался и создал практичные установки без значительных минусов для своего времени выпуска.

Есть несколько важных характеристики, на которые стоит обратить внимание:

Рабочий объем 1.5 л Мощность двигателя FE: 93 л.с. при 5400 об/мин
FHE: 110 л.с. при 6600 об/мин Крутящий момент FE: 130 Н*м при 4200 об/мин
FHE: 135 Н*м при 4000 об/мин Блок цилиндров чугунный Головка блока (ГБЦ) алюминиевая Диаметр цилиндра 74 мм Ход поршня 87 мм Количество цилиндров 4 Количество клапанов 16 Тип топлива бензин 92, 95 Система зажигания бесконтактная DIS-2 Расход топлива: — городской цикл 8.2 л / 100 км — загородный цикл 5.5 л / 100 км Привод системы ГРМ ремень

Японцы заменили трамблер, используемый ранее на моторах 4E, установили бесконтактную систему зажигания, также изменили комплект датчиков, установили датчик температуры выхлопных газов. Была усовершенствована система ГБЦ. Не нуждаются в замене сальники коленвала до завершения ресурса агрегата.

Простая схема электрической системы способствует более или менее надежной службе агрегата даже в наше время после долгих лет эксплуатации.

Использовали мотор FE на Тойота Калдина (1992-2002), а также на Тойота Королла (1991-2002). FHE применяли на ранних версиях второй генерации Короллы – 1990-1994.

Toyota Caldina

Какие плюсы эксплуатации данного двигателя?

Моторы FE и FHE практически одинаковые, в них нет значительных детских болезней, с которыми приходится бороться. Они подлежат ремонту, так как блок выполнен из чугуна. Цена большинства запчастей высокая, но комплектующие служат долго. Конструкция силовой установки простая, здесь нет сложнейшей электроники, различных экологических датчиков и прочего ненадежного оборудования.

Также отмечают следующие плюсы агрегатов:

  • навесное оборудование работает отлично, стартер и генератор не придется ремонтировать или менять;
  • система охлаждения не подводит, термостат выходит из строя редко, штатный радиатор работает долго;
  • катушка зажигания в поздних версиях простейшая, в замене не нуждается, но нужна оригинальная, если требуется ремонт;
  • зазоры клапанов регулируются вручную, на FHE это происходит сложнее, но нет сложных в обслуживании компенсаторов;
  • форсунки простейшие, весь инжектор работает хорошо и не требует чрезмерного внимания в эксплуатации.
  • как автомат, так и механика работают хорошо, машин с АКПП было довольно много, проблем с ними нет.


Регулировка клапанов может вызвать проблемы для неопытного мастера. Мануалов не так много, оригинальные книги не распространены в России, на русском языке их и вовсе не выпускали. Интересно, что метки в агрегатах разные, так что и ГРМ настраивать и обслуживать стоит у профессионалов. Доступна самодиагностика, многие проблемы могут быть определены с помощью простого подключения диагностического разъема к компьютеру на сервисе.

Неполадки и проблемы в работе двигателей 5E-FE и 5E-FHE

Обладатели Caldina оставляют немало отзывов, рекомендуют множество хитростей в сервисе. К примеру, на русских форумах можно найти десятки рекомендаций по заливаемому маслу, причем эти рекомендации немного отличаются от заводских требований. Если вовремя не менять антифриз, движок может перегреться и получить очень много неожиданных проблем. Стоит следить за регулярным сервисом.

Среди неполадок отмечают такие неприятности с моторами:

  1. Плавают обороты. Виновником могут быть топливные форсунки, а также качество бензина, к которому у 5E повышенные требования.
  2. Агрегат глохнет или не заводится. Проблемы с зажиганием распространены на силовых установках ранних лет выпуска. Лечатся заменой свечей, катушки.
  3. Провалы в холостом ходу и при старте. Проблема заключается в не самой лучшей дроссельной заслонке, ее нужно регулярно чистить.
  4. Помпа. Ломается насос на 90 тысячах пробега, замену чаще всего производят вместе с комплектом ГРМ.
  5. Масляный насос. Этот элемент в двигателях не слишком надежный, а его ремонт или замена станет проблематичной из-за цены услуг на сервисе.
  6. Регулярный сервис. Банальная замена маслосъемных колпачков оказывается дорогой, запчасти не так просто найти, стоимость их высокая.
  7. Проблемы с капремонтом. Непросто купить ремкомплекты, прокладки, оригинальный маслонасос и прочие важные детали.

Toyota с двигателем 5E
При капиталке даже отыскать болт ГБЦ оказывается непросто, поэтому многие просто покупают контрактные двигатели для свапа. Если начинать капитальное восстановление, придется искать мануал именно для вашей генерации двигателя. Нужны моменты затяжки основных деталей, каталожные номера важных запчастей и прочая информация, которую получить бывает непросто.

Выводы – стоит ли покупать для свапа 5E-FE или 5E-FHE?

Покупка надежного двигателя данной категории имеет смысл в том случае, если вы планируете использовать его в стоковом состоянии до завершения ресурса. До 300 000 км можно проехать на автомобиле с таким агрегатом, если использовать рекомендованные масла и проводить качественный регулярный сервис.

В качестве же основы для тюнинга этот малообъемистый мотор не имеет особых перспектив. Тем более, в версии FHE и так провели заводской тюнинг, изменив конструкцию впускного коллектора. Еще больше из этого объема и возраста получить не выйдет.

У моторов есть свои детские проблемы и болезни, но они решаются с довольно скромными бюджетами. Посмотрите фото с отчетами о капитальном ремонте, которые гаражные мастера выполняли своими руками без специализированного инструмента. Это выгодно отличает данную установку от ее конкурентов.

Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.