15 октября 2021

Стеклоочиститель тойота лит айс моторчик как снять: Toyota town ace yr30 схема воздуховодов печки


Toyota Corolla Runx 1nz-fe, 4wd- ☼ ☻☻ ›
Бортжурнал ›
Установка РТС обогревателя («корячим» ТЭН-ы в печку)

Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Сегодня я расскажу вам сказку про установку электрического «фена» в 120-ю короллу.

Полный размерОпять Володька за печку взялся! Окаянный!

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В конце 90-х Тойота начала переходить на двигатели с алюминиевыми блоками и системой VVT-i. Такой «дуэт», наряду со всеми плюсами в виде экономичности, тяги на низах и т п, имел один жирный минус, который особенно чувствуется зимой. Перед поездкой такие двигателя априори невозможно прогреть до рабочей температуры. Можно сколько угодно после запуска двигателя «молотить на холостых» в -20°, а стрелка температуры на приборной панели едва ли перешагнёт нижнюю отметку «С». А учитывая, что теплоотдача печки напрямую зависит от того, насколько прогрет двигатель(антифриз), садится приходится в «холодный» салон.
По-настоящему тепло из печки начинает идти, когда уже добрался до работы. Знакомо?

Полный размерПолный прогрев алюминиевых двигателей возможен только в движении. На холостых муфта VVT-i настолько беднит смесь, что двигателю хватает воздуха ровно настолько, чтобы не заглохнуть. Всё в угоду экологии и »новых» норм ЕВРО-4.

В начале 2000-х годов инженеры Тойота получили звиздюлей от жителей Хоккайдо и стали работать над проблемой обогрева салона и изобрели внедрили в систему отопления —
PTC — positive temperature coefficient, а по-русски ТЭН — термоэлектрический нагреватель.
В народе его ещё называют «феном».

Это устройство предназначалось для вспомогательного обогрева салона в холодное время года. Благодаря ему, почти сразу после запуска двигателя из дефлекторов (воздуховодов) дует тёплый воздух.

Опционально PTC устанавливали в автомобили северных регионов Японии. И одной из первых его получила тойота приус в 20-ом кузове (поправьте, если неправ).

Первое поколение РТС обогреватели встраивали непосредственно в радиатор печки.

Полный размерОпределить его наличие можно по проводам возле нижнего патрубка подачи.

120-й кузов королл также не обошли стороной. И, хотя я не встречал ни одной модели (Runx/Allex/Spacio/Fielder/Corolla), где бы был установлен такой обогреватель, мануал на странице №263 чётко об этом говорит — такая опция была! .

Полный размерРуководство по ремонту и эксплуатации Corolla/Allex/Runx/Fielder. В рамке выделен отопитель с РТС.

В 2007 году Тойота выпустила вторую модификацию РТС обогревателя. Теперь это был отдельный от отопителя, плоский алюминиевый радиатор, который состоял из трёх сегментов — одного большого и двух малых ТЭН-нов.

Полный размерИменно в таком виде он выпускается и по сей день.

ГЛАВНЫМ условием для включения РТС, является температура наружного воздуха, не выше +10 и низкая температура двигателя.

Встроенные ТЭН-ы «научились» ступенчато отключаться по мере прогрева охлаждающей жидкости, а алгоритм их работы стал следующим: при температуре двигателя ниже +70° одновременно работают все ТЭН-ы, при превышении температуры +70° (отключался 3-ий ТЭН), при +75° и выше (отключается 2-ой ТЭН), при +80 и выше(отключается 1-ый ТЭН). Таким образом РТС компенсирует тепло водителю и пассажирам в холодное время года, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.

Конструктивно РТС обогреватель поместили за отопителем, по направлению обдува. Что в общем то логично. Так достигается эффективная передача тепла в салон с наименьшими потерями.

Полный размерОпределить у себя наличие РТС можно, заглянув с левой стороны печки. Деталь, расположенная возле отопителя с надписью DENSO и 5-ю проводами, — это и есть вспомогательный обогреватель салона. На фото сверху »леворукий» Auris, а внизу печка Toyota Vitz (135 кузов)

С 2007 года практически у всех Тойот имеется специальная площадка для его установки. Если РТС отсутствует, на его месте будет заглушка, но установка обогревателя возможна!

Полный размерВ корпусе печки вырезается заглушка, вставляется РТС и фиксируется двумя винтами, (отверстия под которые уже имеются).

Если вы обладатель тойоты выпуска с 2007 года, дополнительно потребуются:

1) блок управления климатом с поддержкой РТС (нужен именно от вашей модели автомобиля)
2) блок силовых реле (находится под капотом)
3) реле на 30 ампер — 3 штуки + силовые предохранители
4) проводка и фишки для подключения
5) сам РТС обогреватель (имеет стандартный размер, но может отличаться мощностью, которая напрямую зависит от объёма обогреваемого пространства автомобиля. Так например для Тойоты Vitz — 435 ватт, Corolla — 495 ватт, Camry — 600 ватт, а у TLC Prado — 600-800 ватт.
Совет: мощнее, не значит лучше. Выбирайте исходя из характеристик вашего генератора.

Полный размерНа фото: блоки управления климатом с поддержкой РТС (ищите тот, что подходит вам), предохранители, блок силовых реле, фишки для подключения обогревателя (находятся за бардачком пассажира).

Есть мнение, что «‘северные» блоки управления климатом идут с красно-фиолетово-оранжевыми наклейками, а у простых блоков — чёрные стикеры.

В сети уже появляются отчёты по подключению РТС обогревателей, например:
1-Toyota Corolla Axio,
2-Toyota Prius V Alpha
3-Toyota Land Cruiser Prado,
4-Toyota Prius.
Настоятельно рекомендую к прочтению этот форум, на котором вы найдёте многие ответы.

Ну а я попытаюсь «вкорячить» РТС второго поколения в 120-й кузов короллы.

ИСТОРИЯ ПОКУПКИ

Ранкс ночует на улице. Розетки для «котла» поблизости нет, а садиться по утрам в тёплый салон очень хотелось. Не могу сказать, что спустя 20 минут прогрева в салоне дубак. НОРМАЛЬНО! Но, если существует возможность ещё лучше прогреть салон и заодно разморозить лобовое стекло, почему бы этим не воспользоваться ? В прошлом году эксперименты с бошевской помпой провалились и вот, начитавшись об РТС нагревателях, загорелся его установкой. У Красноярских ребят приобрёл РТС, мощностью 495 ватт от северной комплектации полноприводного филдера (144-го кузова).

Если благодаря РТС, время прогрева салона уменьшится хотя бы на 30%, покупку буду считать оправданной.

МОНТАЖ

Посмотрев архивные фотографии разобранной печки , определил два места установки РТС:
1) в »картридж» салонного фильтра, проделав в нём сквозное отверстие (показано жёлтым прямоугольником, см. фото ниже),
2) врЕзать в корпус, рядом с отопителем (синие прямоугольники с разных ракурсов).

Полный размерКстати, площадка, куда указывают красные стрелки скорее всего предназначалась для РТС первого поколения. Смотри начало поста .

«Варик» поставить в салонной фильтр не прокатил. Тепло РТС сначала заберёт вентилятор печки, часть рассеется по тоннелю, а холодные испаритель и радиатор и вовсе добьют КПД обогревателя в ноль.

Остаётся врезать РТС рядом с отопителем, как и задумано на всех тойотах с 2007 года.

Для доступа и детального изучения места установки, отсоединил панель климата, бардачок, левый нижний воздуховод пассажира и пластиковую защиту радиатора. С противоположной стороны открутил сервопривод заслонки смешения потоков воздуха.

Предварительные замеры показали, что по габаритам РТС в аккурат (с небольшим запасом по длине) встанет на всю ширину печки.

Осталось определиться с отверстиями. Из картона изготовил трафарет площадки РТС и начал примерку. Наиболее удачным показалось расположение вдоль бортика отопителя. Просто так точнее сделать отверстия. Отсоединил малую пластиковую заглушку обогревателя, карандашом наметил её контуры с обеих сторон печки, затем выжигателем «прорезал» сквозные отверстия . В конце аккуратно прошёлся напильником, убрав заусенцы.

Полный размерС правой стороны, где расположен сервопривод смешения потоков, »плясал» снизу, от основания печки и симметрии отопителя. Место для разметки крайне не удобное. Контуры сперва делал заведомо меньше (с запасом), понемногу расширяя выжигателем отверстие .

Примерил. Обогреватель вставлял внутрь под углом, от пола. Чтобы устранить мелкие щели, площадку справа промазал высокотемпературным силиконовым герметиком, а слева, окантовку отверстия, оклеил уплотнительным поролоном. В конце двумя винтами притянул РТС к корпусу печки .

Полный размерНебольшие доработки. Чёрную пластиковую защиту возле трубок отопителя придётся подпилить (показано жёлтым цветом), иначе из-за выпирающей площадки обогревателя, она не встаёт на своё место.

Получилось почти по ФЕН-шую (◕‿◕) как на всех современных тойотах.

Переходим к электрике. Купил 3 автомобильных ВАЗовских реле на 30 Ампер, клеммы для них, кнопку обогрева заднего стекла (речь о ней пойдёт ниже) + два метра медного провода ПВ-3 сечением 6мм. Фишку РТС сохранил, подыскав широкие клеммы, хотя можно было и скрутками обойтись. Остальные провода вытянул из косы климата, оставшейся после «свапа» печки.

Полный размерСвязка реле в аккурат уместилась на полу под центральным тоннелем. Плюс реле подключил к чёрному проводу моторчика, а массу первое время »коротил» на гайку крепления печки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Современный РТС Тойоты состоит из трёх сегментов (ТЭН-ов) и, чтобы поочерёдно управлять ими, по-хорошему нужен специальный блок климата, которого на 120-ом кузове НЕТ!. Поэтому все ТЭН-ы будут включаться одновременно. «Полевые» испытания (на морозе) показали, что генератор «полторашки» 6N (на 80 Ампер) успешно с этим справляется. При запуске в -23°, после резкого включения всех ТЭН-ов, обороты двигателя падают с 1600 до 1200-1300 об/мин. А на прогретом двигателе, холостые держатся на отметке 720-740 об/мин (все остальные потребители, кроме РТС отключены). Кроме того, на 144 полноприводном филдере, где изначально стоял мой РТС, генератор (27060-21131) тоже идёт на 80 Ампер. Так что причин для установки более мощного «Гены» не вижу, но при желании можно воткнуть от Ниссана на 140 ампер…

Забегая вперёд, покажу видео под нагрузкой. Всё норм!

ПОДКЛЮЧЕНИЕ

Короче, пока я «рожал» свой отчёт, один прогрессовод меня опередил и подключил точно такой же РТС обогреватель на свой авто. Подробнее . На его схеме активация РТС выполнена через отдельную кнопку обогрева заднего стекла.
Назовём этот СПОСОБ №1.

Единственный недостаток той схемы в том, что для запуска РТС используется кнопка БЕЗ фиксации, а моя задача, активировать обогреватель автоматически, после старта двигателя, тем самым сразу начав прогревать салон. Для реализации этой идеи, драйвовчанином awwwa в схему прогрессовода были внесены три дополнительных элемента — плата, реле и кнопка-тумблер.
Назовём этот СПОСОБ №2.
Рассмотрим плату awwwa подробнее. Картинка кликабельна.

Полный размерДанная плата позволит дождаться, пока стартер запустит двигатель и уже после подаст сигнал на активацию РТС, сохранив тем самым заряд аккумулятора. Закупаемся радиодеталями и паяем согласно схеме. По стоимости — копейки. Провод индикатора зарядки присоединяем к разъёму »B04» приборной панели. Дополнительно потребуются обычная кнопка-тумблер и ещё одно автомобильное реле.

В итоге получаем комбинированную схему, включающую оба способа активации РТС: 1)ручной — с кнопки таймера и 2)автоматический — тумблер + плата.

В схеме предусмотрены две защиты, от перегрева и ложного срабатывания. РТС запустится только при условии работающего моторчика печки. Вторая защита пока в теории. Планирую установить концевик на заслонку смешения воздуха, который автоматически отключит систему при отклонении от значения »HOT».

Поставил себе оба варианта запуска. Кнопку — таймер установил в панельку возле регулировки зеркал. Кнопку — тумблер спрятал под торпедой. Последний вариант будет использоваться в зимнее время при прогреве салона и передвижении на короткие расстояния .

ЗАМЕРЫ c PTC

Производил в утренние часы до восхода солнца. Автомобиль ставил на одно и то же место, плюс-минус 5 метров. Интересно, что показания день ото дня разнились. Причём при более низких температурах теплоотдача порой была даже лучше. Я не знаю с чем это связано, возможно с влажностью воздуха, ветром, погрешностью измерительного прибора…Короче смотрим.

Более точные замеры проведу уже в следующем году.

Сегодня похоже было самое холодное весеннее утро в Иркутске -21°. Решил записать видео прогрева и как обычно телефон меня подвёл. В запись вошло всего полторы минуты, потом память закончилась . РТС включил на 30-й секунде (это отчётливо слышно по звуку мотора, обороты просели до 1300) и через 1 минуту температура из воздуховодов была +10°, затем прирост составил 10 градусов каждую минуту. Через 3 минуты мультиметр показал +31°С.

Полный размерИмеем +31°С через 3 минуты прогрева. Для сравнения внизу приложил скрин прошлогодних замеров при -20°С, без РТС .

Огрызок «пруфа». К сожалению полностью видео снять не получилось, т к в смартфоне села батарейка ;(

В конце видео (спустя полторы минуты, после запуска двигателя) из дефлектора дует +15°С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Плюсы:
✓ Салон определённо бодрее отогревается, «жопомер» явно ощущает разницу в лучшую сторону. См. таблицу выше.
✓Через 2-3 минуты при использовании РТС из воздуховодов гарантированно дует плюсовая температура.
✓ Изморозь на лобовом стекле отходит буквально на глазах.
✓ Прогрев салона при -25° можно сократить до 10 минут, сэкономив бензин.

Минусы:
-Как такового горячего воздуха, после запуска двигателя при -20° из воздуховодов нет. Ощутимо дует теплом, не более того
-Ещё один «лишний» потребитель
-Бесполезен для европейской части России, где температура редко опускается ниже -15°
—Не умеет варить кофе

Обладатели Webastо и те, кто имеет тёплый гараж, могут выдохнуть. Особой выгоды, кроме ускоренного отогрева лобового стекла, покупка РТС не принесёт. А вот жителям северных регионов, не имеющих автономных подогревателей, девайс несомненно добавит пару бонусов к зимним опциям.

P.S. Чуть позже добавлю в отчёт разморозку лобаша и видимо уже в следующем году сделаю сводную таблицу эффективности РТС в крещенские морозы. На дворе то весна пасаны!

Все Бобра ТЕПЛА!