Смазка литол 24

Что такое литиевые смазки? Применение

  1. Литиевые смазки
  2. Преимущества
  3. Литиевые смазки EFELE
  4. Классификация
  5. Силиконовые смазки
  6. Эфирные смазки
  7. Полиальфаолефиновые смазки
  8. Комплексные смазки
  9. Применение
  10. Заключение

Благодаря универсальности, доступности и невысокой стоимости литиевые пластичные смазки стали одним из самых востребованных видов смазок.
Рекомендации о необходимости использовать именно этот вид материалов можно услышать не только на производстве, но и в небольших мастерских, автосервисных центрах.
Что же такое литиевые смазки и где их можно использовать? Ответ на эти вопросы мы постараемся дать в этой статье.
Главные компоненты любых пластичных смазок – это базовые масла и загустители. Загуститель образует своеобразный структурный каркас, который удерживает в себе базовые масла. Кроме них в состав могут входить ингибиторы, противозадирные, антиокислительные и другие присадки, а также твердосмазочные наполнители, например, медный порошок, политетрафторэтилен (ПТФЭ), дисульфид молибдена и т.д.
В качестве загустителей обычно используются мыла – соли жирных кислот лития, кальция, алюминия, натрия и других металлов. Тип пластичной смазки может определяться по типу загустителя.

Литиевые смазки

Так, смазки, в качестве загустителя в которых используются простые или комплексные соли жирных кислот лития, получили общее название – литиевые смазки.

Пионером в области разработки этих материалов стал американский инженер Кларенс Э. Эрл. Он впервые создал смазку на основе простого литиевого мыла. Патент США № 2274675 от 3 марта 1942 года на это изобретение положил начало новой эпохи в индустриии смазочных материалов.

Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От вида используемого мыла зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.
Современные смазки с литиевым загустителем могут быть изготовлены на основе различных типов базовых масел, простых или комплексных загустителей. Литиевое мыло – один из самых дешевых загустителей, поэтому и смазки на их основе – недорогие. В то же время, смазки на литиевом мыле обладают высокими эксплуатационными характеристиками и могут быть использованы в большинстве узлов оборудования при обычных режимах эксплуатации.

Более 70 % смазок на современном рынке смазочных материалов являются литиевыми. Спрос на них во всем мире остается стабильно высоким.

Преимущества

По сравнению с пластичными смазками, изготовленными на мылах других щелочных металлов, литиевые имеют ряд преимуществ.

Они характеризуются более высокой, чем у натриевых материалов, водостойкостью. Их термостойкость выше чем у натриевых и кальциевых смазок, обладают отличной механической стабильностью.

Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.

В настоящее время производители выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители.

Тщательно подбирая состав, можно получить материалы для решения большинства задач, встающих как перед крупными промышленными предприятиями, так и перед небольшими сервисными компаниями.

Смазочные материалы на базе простых или комплексных литиевых мыл, характеризуются свойствами, которые способны удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов. Именно поэтому современные литиевые смазки применяются в узлах практически любого оборудования, работающего в обычных режимах эксплуатации во всех климатических зонах при любых погодных условиях.

Классификация

По составу базовых масел литиевые смазки делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. По типу загустителя они бывают простые и комплексные.
Минеральные смазки изготовлены на базе нефтяных масел.
Эти материалы дешевле полусинтетических и синтетических продуктов, но они обладают высокими эксплуатационными свойствами. Диапазон рабочих температур большинства минеральных литиевых смазок составляет в среднем -30 °С…+140 °С. Эти смазки применяют для обслуживания механизмов и узлов со среднестатистическими условиями эксплуатации.

Нефтяные масла действуют агрессивно по отношению к некоторым видам пластмасс и эластомеров. Это накладывает ограничения на сферу применения минеральных смазок – перед использованием в узлах с парами трения «металл-пластмасса» или «металл-резина» рекомендуется провести тест на их совместимость с конструкционными материалами.

В качестве базового масла для полусинтетических литиевых смазок используются смеси, состоящие из нефтяных и синтетических материалов. По уровню эксплуатационных свойств и по стоимости такие смазки занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими.

В составе синтетических литиевых смазок в качестве базовых масел используются искусственно созданные составы. Синтетические масла инертны по отношению к пластмассам и резинам. Они имеют более стабильные характеристики, работают при более высоких температурах. Срок их службы так же выше, чем у минеральных или полусинтетических продуктов.

Несмотря на то что практически все синтетические масла, использующиеся в качестве базовых, были впервые получены почти 100 лет назад, они до сих пор имеют сравнительно высокую стоимость. Поэтому доля синтетических литиевых смазок на современном рынке составляет лишь небольшую часть от общего объема смазочных материалов.

Среди синтетических литиевых смазок наибольшим спросом пользуются материалы на основе силиконовых, эфирных и полиальфаолефиновых (ПАО) масел.

Применение

Cмазки на литиевом мыле применяются для смазки подшипников, направляющих, шарниров, зубчатых передачах и других узлов трения автомоторанспорта, гусеничных транспортных средств, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, судовых механизмов и механизмов различного промышленного оборудования.

При наличии в составе материала противозадирных присадок смазки можно использовать в аварийных ситуациях, предотвращая усиленный износ или выход из строя мехаанизмов. Они применяются в узлах ходовой части автомобилей, в подшипниках вентиляторов и электродвигателей, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, сталелитейного, горно-добывающего, цементного оборудования.
Введение в состав смазок дисульфида молибдена дает им повышенную несущую способность, что позволяет применять их не только в обычных условиях эксплуатации, но и при обслуживании узлов трения тяжелой техники, высоконагруженных подшипников общепромышленного назначения, а также други узлов, работающих при высоких нагрузках и воздействии пыли.

Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применять для автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.

Синтетические смазки на литиевой основе имеют высокий индекс вязкости. Они могут использоваться как в обычных условиях, так и при более низких температурах и более высоких скоростях не только для металлических, но и для пластиковых деталей. Их применяют для обслуживании общепромышленного оборудования, транспортной техники, узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники.

Использование простых и комплексных литиевых смазок не ограничивается приведенными примерами. В зависимости от предъявляемых требований они позволяют эффективно решать большинство задач при ремонте и обслуживании транспорта и оборудования различных отраслях промышленности в любой климатической зоне.

Возврат к списку

Применение Литол 24: почему эта смазка лучшая

Выбирая смазку для подшипников и других узлов транспорта и оборудования, можно обнаружить огромное разнообразие предлагаемых материалов. Для того чтобы продлить работу механизмов, важно сделать правильный выбор, иначе металлические детали быстро выйдут из строя. Обращайте внимание на параметры смазок: специализированные смазочные материлы помогут избежать следующих проблем:

1. Коррозии. Из-за попадания влаги на металле может появляться ржавчина, что приводит к разрушению детали.

2. Загрязнения. В открытые и закрытые узлы активно проникает пыль, грязь, осадки и т.д.

3. Излишнего трения. Это естественный процесс в работе механизмов, однако необходимо стараться его снизить, чтобы избежать истирания деталей.

4. Перегрева. Во время активной работы узлов температура повышается в разы. Из-за этого так же наступает преждевременный износ.

5. Шума. На эксплуатацию самого узла этот фактор не оказывает сильного влияния, но вот находиться рядом с шумной машиной будет не комфортно. К примеру, применение Литол 24 помогает в несколько раз снизить громкие звуки во время работы оборудования.

Каким требованиям должна отвечать хорошая смазка

В продаже можно встретить множество вариантов: синтетическая зеленая смазка, минеральная желтая или коричневая. Определиться с составом можно, только если внимательно изучить его характеристики. Для узлов трения и качения и нанесения на другие металлические узлы ищите материал, отвечающий таким требованиям:

1. Первый фактор – водостойкость. Важно, чтобы при попадании воды, смазка не смывалась, а оставалась на деталях.

2. Эксплуатация должна быть возможна в широком температурном диапазоне. Качественные материалы, например, смазка многоцелевая Литол 24, работают как в отрицательном, так и чрезмерно высоком температурном режиме.

3. Если необходимо смазать несколько узлов, например, в автомобиле, важно выбрать такую смазку, которая подходила бы для всех участков. Можно приобрести несколько разных материалов, но это будет значительно дороже и сложнее: необходимо не только помнить, куда закладывать конкретную смазку, но и подбирать так, чтобы при случайном смешивании не возникало бы реакций, способных навредить механизму.

4. Защита от коррозии играет важнейшую роль, ведь это первостепенная задача смазки – защищать от образования ржавчины.

5. Обращайте внимание на прочность на разрыв и сдвиг. Это говорит о том, что смазка будет надежно держаться в узлах.

Применение Литола: преимущества и особенности

Среди всех смазок мы можем порекомендовать Литол 24. Он идеально отвечает всем требованиям и является универсальным заменителем прочих материалов.

Например, многих автомобилистов интересует, может ли Литол Фиол заменить. Да, может. Фиол – это зеленая смазка, которую используют в узлах транспорта, например, для смазки пыльника на рулевой рейке. По своим свойствам Литол 24 близок в Фиолу и даже превосходит его по вязкости и пределу прочности.

Расскажем и о других особенностях. Литол применение находит практически во всех видах промышленности, где используют сложные механизмы, а также в транспорте (в том числе гусеничном), горной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной технике и т.д.

Литол 24 цвет смазки имеет разный: от желтого до коричневого. Получают материал путем загущения нефтяного масла литиевым мылом. Помимо этого, добавляются различные присадки, которые улучшают свойства. Благодаря этому вязкость Литола высокая, что помогает ему крепко держаться на деталях и не сползать даже при воздействии воды или высоких температур. Масло образует пленку на поверхности детали, а мыло обеспечивает прочное сцепление с металлом. Это важное преимущество Литола по сравнению с обычными маслами.

Как выбрать Литол высокого качества

Очень важно найти качественные материалы. Есть несколько советов, которые помогут определить, какой Литол хороший, причем это касается и других смазочных материалов:

1. Существует классификация консистентных смазок, которая поможет разобраться в том, чем отличаются разные материалы. Изучив перечень, можно, например, понять, необходима жидкая или твердая смазка, минеральная или синтетическая и т.д.

2. Узнайте больше о производителе: как долго он занимается выпуском смазочных материалов, какие у него достижения, какая имеется производственная база. Например, компания «МСК» публикует подробную информацию у себя на сайте, из которой можно узнать, что это крупнейший производитель смазок в Казахстане. Выпуск ведется на основе собственных запатентованных разработок.

3. Если есть возможность, лично изучите внешний вид смазки. Например, обратите внимание на ее цвет и консистенцию и сравните с заявленными в паспорте. Оттенок может быть разным, и даже если вам нужна желтая или зеленая смазка, она должна быть однородной. Если имеются сгустки или посторонние примеси, лучше остановить выбор на другом варианте.

ЛИТОЛ 24М ТУ 0254-015-00148820-99
СОЛИДОЛ Ж ГОСТ 1033 — 79
ЛИТИН 2 ТУ 0254-311-00148820-96
ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267-74
ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80
ШРУС 4М ТУ 0254-001-00148820-94

Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24)

Многоцелевая антифрикционная смазка Литол- 24 М представляет собой модифицированный с целью повышения трибологических свойств вариант смазки Литол-24.
Смазка Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) изготавливается на смеси минеральных масел и литиевом мыле 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.
Смазка Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) предназначена для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и в судовых механизмах различного назначения, работающих при температуре от минус 40 до плюс 120°С. Литол-24М ЛИТОЛ24 можно применять в узлах трения любых типов: в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих.
Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) применяют в качестве единой автомобильной смазки (в подшипниках водяного насоса, выключения сцепления, задних и передних колес, вала рулевого управления и др.) Её можно использовать в электромашинах, в дорожностроительных, сельскохозяйственных, горных и др. механизмах.
Смазка Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) обладает высокой термической и механической стабильностью, водостойка, при нагревании не уплотняется. Смазка Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) имеет хорошие консервационные свойства и достаточно надежно защищает металлические изделия от коррозии.
Смазка Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24) совместима с большинством смазок (с Солидолом Ж, Циатимом-201, со смазкой 1-13).

Технические характеристики: Литол- 24 М (ЛИТОЛ 24)

Наименование показателя ЛИТОЛ- 24 М
Внешний вид однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже 185
Пенетрация при 25°С, мм·10-? 220-260
Коллоидная стабильность, % отпресованного масла, не более 14,5
Предел прочности, Па,
при 20°С
при 80°С, не менее
50-100
200
Испаряемость при 120°С, %, не более 6,0

Трибологические характеристики: Литол- 24 М

Наименование показателя ЛИТОЛ- 24 М
нагрузка сваривания (Рс), Н, не менее 1981
критическая нагрузка (Рк), Н, не менее 617
индекс задира (Из), Н, не менее 274

Солидол Ж ГОСТ 1033 — 79

Солидол Ж представляет собой смесь нефтяных масел средней вязкости, загущенная гидратированным кальциевым мылом жирных кислот, входящих в состав природных (растительных и животных) жиров.

Солидол Ж производится в соответствии с ГОСТ 1033 — 79 и представляет собой водостойкую, гидратированную кальциевую смазку, редназначенную для смазывания узлов трения качения и скольжения различных машин и механизмов. Область применения смазки Солидол Ж :
Грубые узлы трения в машинах и механизмах транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручной и другой инструмент, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. По основным характеристикам близок к синтетическим солидолам. Обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньше уплотняется при хранении, а также не упрочняются при отдыхе после разрушения. Работоспособен при температуре -30…+65оС, в мощных механизмах (подшипники, шарниры и т.п.).

Технические характеристики: Солидол Ж

Наименование показателя Солидол Ж
Температура каплепадения, °С, не ниже 75-85
Пенетрация при 25°С с перемешиванием 60 двойных тактов поршня, мм 10-? 230-290
Коллоидная стабильность, %, не более, выделившегося масла 13

ЛИТИН 2 ТУ 0254-311-00148820-96

Многоцелевая смазка Литин 2 относится к подгруппе антифрикционных и узкоспециализированных отраслевых смазок, – а именно автомобильных смазок и предназначена для применения в игольчатых подшипниках и крестовинах карданного вала автомобилей ВАЗ всех моделей.
Смазка Литин 2 представляет собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты и аэросилом, и содержит антиокислительные, антикоррозийные, адгезионные, противоизносные и противозадирные присадки.
Смазка разработана в соответствии с требованиями АвтоВАЗа взамен смазок №158 и фиол-2у и как аналог смазки Retinax A (SHELL).
Смазка Литин 2 характеризуется высокими трибологическими и адгезионными свойствами, термостойкостью, водостойкостью, высокой механической стабильностью.
Смазка работоспособна при температуре (– 40) ? (+ 120)°С (кратковременно до + 130°С).
По результатам комплексных испытаний на АвтоВАЗе (заключение № 1.97. 755-96/ 318.98.) смазка Литин 2 превосходит смазку № 158 и Retinax A по низкотемпературным свойствам и коллоидной стабильности. Смазка официально допущена к применению при заправке крестовин карданного вала для эксплуатации автомобилей ВАЗ всех моделей и модификаций.
В связи с тем, что смазка Литин 2 обладает физико-химическими и реологическими свойствами, близкими к смазке Литол-24, были проведены испытания смазки Литин 2 в сопоставлении с Литолом-24 в подшипниковых узлах подъемно-транспортного оборудования БМП и на стендах АвтоВАЗа. По полученным заключениям (по результатам испытаний) смазка Литин 2 существенно превосходит Литол-24 по смазывающим (трибологическим) свойствам; по эксплуатационным характеристикам удовлетворяет современным требованиям к многоцелевым смазкам и область её применения может быть в дальнейшем расширена.

Технические характеристики: ЛИТИН 2

Наименование показателя ЛИТИН 2
Внешний вид однородная мазь от светло-коричневого до коричневого цвета
Температура каплепадения °С, не ниже 190
Пенетрация, мм·10-? 265-295
Коррозийное воздействие на стали 40, 45; на меди М1, М1К выдерживает
Коллоидная стабильность, % отпрессованного масла не более 10,0

Трибологические характеристики:

Наименование показателя ЛИТИН 2
нагрузка сваривания, Рс, Н, не менее 1960
критическая нагрузка, Рк, Н, не менее 784
диаметр пятна износа, Ди, мм, при осевой нагрузке 196Н, не более 0,5

ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74

Смазка ЦИАТИМ-201 является антифрикционной морозостойкой и тугоплавкой смазкой, предназначенной для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температуре от минус 60 до плюс 90°С.
Смазка представляет собой мягкую мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. ЦИАТИМ-201 изготавливают загущением стеаратом лития маловязкого низкозастывающего нефтяного масла и добавлением антиокислительной присадки.
Смазку ЦИАТИМ-201 применяют в узлах трения авиационной техники (самолетов, вертолетов). В узлах шасси самолетов и подшипниковых системах управления смазка сохраняет работоспособность в течение 700 летных часов, а в малонагруженных закрытых подшипниках до 1500 часов.
Смазкой ЦИАТИМ-201 смазывают также различные наземные механизмы, в т.ч. узлы автомобильной техники, работающие на Крайнем Севере при низких температурах. Применяют смазку в радиотехническом оборудовании, электромеханических и других приборах и точных механизмах.
Смазка ЦИАТИМ-201 достаточно водостойка, однако, из-за мягкой консистенции и недостаточной липкости может механически смываться с открытых поверхностей.
При механическом воздействии смазка разрушается. Коллоидная стабильность смазки низкая. Во время хранения выделяется масло, что ухудшает эксплуатационные характеристики смазки.

Отечественные аналоги: Эра, Зимол, Лита, ЦИАТИМ-221.
Зарубежные аналоги: Aeroshell Grease 6 (SHELL), Unirex S 2 (Esso), Eneryrease LCI, LT 2 (British Petroleum) и др.

Технические характеристики: ЦИАТИМ-201

Наименование показателя ЦИАТИМ-201
Вязкость эффективная при минус 50°С и среднем градиенте скорости деформации 10с-?, Па · с, не более 1100
Предел прочности при 50°С, Па 250-500
Температура каплепадения, °С, не ниже 175
Коллоидная стабильность, %, не более 26
Коррозийное воздействие на металлы (медь марок МОк, М1к) выдерживает
Испаряемость при 120°С, 1ч, %, не более 25

ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80

Антифрикционная смазка ЦИАТИМ-221 относится к подгруппе термостойких смазок. Максимальная температура ее применения 150°С; допускается кратковременный перегрев до 180°С.
ЦИАТИМ-221 обладает также хорошими низкотемпературными свойствами ее можно применять до минус 60°С.
Смазка предназначена для подшипников качения электромашин в т.ч. авиационных электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 мин-1, для агрегатных подшипников летательных аппаратов, для узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина», работающих в вакууме.
Смазка ЦИАТИМ-221 представляет собой однородную мягкую мазь гладкой текстуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Получают смазку загущением синтетического масла комплексным кальциевым мылом и добавлением антиокислительной присадки.
Смазка ЦИАТИМ-221 нерастворима в воде, гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. При поглощении влаги уплотняется, и ее эксплуатационные свойства, в частности, низкотемпературные, ухудшаются.
В связи с гигроскопичностью смазку ЦИАТИМ-221 нельзя хранить в негерметичной таре.
Смазка химически стойка и инертна по отношению к резине и полимерным материалам, поэтому ее используют в парах трения резина-металл, например, для смазывания резиновых уплотнительных колец пневматических цилиндров, узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина» в пневмоусилителях тормозов и руля автомобиля.
Смазка ЦИАТИМ-221 имеет плохие противоизносные свойства, поэтому не может быть использована в средне- и тяжелонагруженных подшипниках скольжения, редукторов и направляющих.
ЦИАТИМ-221 успешно применяют в узлах трения, работающих в глубоком вакууме (от 10-? до 10-?° Па). В вакууме она обеспечивает работу мало – и средненагруженных подшипников качения при частотах вращения до нескольких тысяч мин-? и температурах до 150°С в течение 1000 ч.
Смазку ЦИАТИМ-221 успешно используют в приборных подшипниках качения и малонагруженных редукторах. Как приборную смазку ее можно использовать при температурах от минус 60 до 150°С при атмосферном давлении и в вакууме.
При использовании смазки ЦИАТИМ-221 необходимо помнить о том, что она несовместима со смазками других типов. Смешение ее с другими смазками, в частности, авиационный смазкой «Эра» недопустимо.

Зарубежные аналоги: Aeroshell Grease 15 (SHELL), Unirex S2 (Esso).

Технические характеристики: ЦИАТИМ-221

Наименование показателя ЦИАТИМ-221
Пенетрация при 25°С, мм·10-? 280-360
Эффективная вязкость при минус 50°С и среднем градиенте скорости деформации 10с-?, Па, не более 800
Предел прочности при 50°С, Па, не менее 120
Температура каплепадения, °С, не ниже 200
Коллоидная стабильность, % выделяемого масла, не более 7,0
Испаряемость при150°С, 1ч, %, не более 2,0

ШРУС-4М ТУ 0254-001-00148820-94

Смазка пластичная ШРУС-4М представляет собой нефтяное масло, загущенное литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит антиокислительную, противозадирную и противоизносную присадки, в.т.ч. дисульфид молибдена.
ШРУС-4М предназначена для смазывания шарниров равных углов скоростей колес переднепреводных легковых автомобилей типа ВАЗ 2109, 2108 и аналогичных узлов семейства КРАЗ, а также подшипников ступиц колес, выжимного подшипника сцепления, крестовины карданного вала автомобилей.
Смазка ШРУС-4М работоспособна от минус 40 до плюс 120°С.

Технические характеристики: ШРУС-4М

Наименование показателя ШРУС-4М
Температура каплепадения, °С, не ниже 190
Пенетрация при 25°С с перемешиванием 60 двойных тактов поршня, мм 10-? 250-280
Коллоидная стабильность, %, не более, выделившегося масла 16

Характеристики и применение Литол 24. Подробно и по фактам

Такие показатели, как характеристики и применение Литол 24, интересуют многих водителей. Ведь правильное применение смазки, является залогом долгой службы защищаемой детали. При этом, нужно понимать, что некоторые из физических показателей имеют сильное влияние на места использования этого смазочного материала. Всегда учитывайте все факторы, перед применением смазки. Хотя, нужно отметить, что Литол является наиболее универсальным вариантом, который можно применять практически во всех узлах автомобиля, без боязни причинить вред своей машине.

Ответы на многие вопросы по применению вещества можно найти в мануалах по эксплуатации. Здесь вы сможете прочитать обо всех вариантах использования такой смазки.

Технические особенности

Характеристики и применение Литол 24 позволяют говорить о нем, как о наиболее популярной смазке уже длительное время. Состав этого препарата довольно прост. Основу составляет обычное машинное масло, в него добавляют загуститель – литиевое мыло. Благодаря этому, получается добиться оптимальной вязкости вещества. Такая смазка не стекает с деталей, что позволяет использовать ее в закрытых подшипниках.

Основным достоинством Литола считается высокая механическая стабильность. Это позволяет использовать смазку в механизмах с самой высокой нагрузкой. Температура горения этого вещества 120° C. Это позволяет использовать такую смазку в различных подшипниках.

Нижний предел температуры, при которой возможно использование Литола, это -40°C. В некоторых случаях, смазка может не очень хорошо себя вести уже при -30°C, но при работе механизма она быстро разогревается, и далее проблем не возникает. Литол водостоек. Это позволяет использовать его в подвесках автомобилей. Такая смазка не вымывается при поездках по лужам, технические характеристики при этом не снижаются. Все опытные автолюбители знают, что Литол обладает отличными консервационными свойствами.

Это свойство позволяет использовать его при обработке деталей машины, оставляемой на длительное хранение. Антикоррозионные свойства материала позволяют снизить риск возникновения ржавчины, на оставленных на длительную стоянку машинах.

Сроки хранения. Официально считается, что срок хранения этого материала 5 лет с момента выпуска. Но, на практике Литол сохраняет свои качества значительно дольше. По факту, он не имеет ограничения по сроку годности. Только перед применением следует проверить состояние смазки. Она не должна иметь явных признаков снижения качества. То есть, должна быть полностью соответствующей изначальному состоянию. В таком случае, ее можно применять без боязни.

Места применения

Литол применяется в качестве смазочного вещества для различных соединений и подшипников. Используется он в автомобилях довольно широко, пожалуй, это наиболее распространенное смазочное вещество. Также Литол 24 активно применяют в тяжелом машиностроении, а также, благодаря полному отсутствию боязни воды, используется для смазки на кораблях различных типов.

Самым основным местом использования Литола в машине являются подшипники. Подшипники ступицы набивают этой смазкой при сборке. Также, в полость над подшипниками закладывается дополнительная порция Литола. Это позволяет гарантировать наличие нормального смазывания на весь период службы подшипника. Именно такую смазку помещают внутрь опорного подшипника стойки при его сборке. Это позволяет не заморачиваться со смазкой этого элемента конструкции. Таким же образом используется Литол 24 для смазывания подшипника водяной помпы.

В трансмиссии эта смазка используется также достаточно активно. В переднеприводных моделях используют Литол для набивки пыльников. На машинах с задним приводом смазывают крестовину кардана. Благодаря высокой стойкости этого смазочного материала к механическим нагрузкам, такую смазку не приходится обновлять регулярно.


Особое применение Литол нашел в различных резьбовых и шарнирных соединениях. Тут он выполняет сразу 2 функции.

Смазка Литол 24

Большая пластичность и устойчивость материала позволяет применять его для смазки шаровых соединений рулевого управления. Применение, в данном случае, довольно простое, смазкой просто набивают пыльники, установленные на шарнирах. В резьбовых соединениях используются антикоррозийные свойства Литола. Нанесенный на резьбу, он не дает ей окислиться и заржаветь. Таким образом, облегчается последующий ремонт. В обязательном порядке эта смазка используется при установке часто заменяемых деталей подвески.

Заключение. Многим автолюбителям известно, что машина очень хорошо относится к правильному использованию смазок. Поэтому, характеристики и применение Литол 24 должны знать все автовладельцы. Это позволит избежать проблем с автомобилем.

Смазка Литол-24.

Широкое применение для смазывания узлов автомобилей имеют смазки, характеристика которых приведена в таблице 1.

1. Антифрикционные многоцелевые литиевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК предназначены для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, работающих при температурах от минус 40°С до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24 РК предназначена также для их консервации.

Смазки выпускаются по ГОСТ 21150-87.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78:

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

Здесь МЛи – многоцелевая смазка (М), загущена литиевым маслом (Ли);

«4/13» – температура применения от — 40 до 130°С;

отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле;

«3» – пенетрация 220-250 при 25°С.

Внешний вид смазки – однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Смазку Литол-24 можно применять в качестве единой смазки для автомобилей, тракторов и сельхозмашин. В автомобилях применяется для смазки подшипников ступиц колес, подшипников шкворней поворотных кулаков, подшипников муфт выключения сцепления, шарниров реактивных штанг задних подвесок, подшипников водяного насоса и других узлов трения. Заменяет практически все смазки (солидолы, консталины, смазки 1-13, циатим-201 и другие). Является смазкой с отличными эксплуатационными характеристиками.

2. К литиевым смазкам относится «Циатим-201» – мягкая мазь желтого или светло-коричневого цвета. Относится к тугоплавким смазкам, но работоспособна она в течении длительного периода времени лишь при температурах не выше 80-90°С. Однако по низкотемпературным характеристикам является одной из лучших, так как остается работоспособной при температуре до минус 60°С. Применяется в условиях Севера.

3. Смазка ШРУС-4 литиевая, работоспособна при температуре до 120-130°С, обладает высокой механической стабильностью, в своем составе содержит противозадирную добавку. Применяется для смазки шарниров приводов передних колес автомобилей ВАЗ, а также шарниров равных угловых скоростей автомобилей «Нива».

4. ШРБ-4 – бариевая водостойкая тугоплавкая смазка. Предназначена для применения в шаровых шарнирах передней подвески и рулевых тяг автомобилей ВАЗ.

5. Смазка № 158 изготовлена на калиевом и литиевом мылах, водостойкая тугоплавкая. Мягкая мазь синего цвета. Используется для смазки подшипников генераторов и игольчатых подшипников при сборке карданных подшипников, не имеющих пресс-масленок.

6. Автомобильная смазка АМ-1 – натриевая, среднеплавкая, липкая длинноволокнистая мазь светло или темно-коричневого цвета. Служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей в передних ведущих мостах автомобилей УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131.

7. Солидолы синтетические, выпускаемые по ГОСТ 4366-76, представляют собой мягкие масленые мази однородного состава коричневого цвета.

Солидол С предназначен для заправки в разбираемые узлы трения при температуре до 50°С и для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре до минус 20°С.

Пресс-солидол С более мягок в сравнении с солидолом С и предназначен для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре ниже минус 20°С.

Максимальная температура применения синтетических солидолов 65-70°С. Выше этой температуры они необратимо распадаются. Кальциевое мыло (загуститель) нерастворимо в воде, поэтому солидолы являются водостойкими смазками.

Они содержат 2,5-3,0 процента воды, которая является стабилизатором их структуры. При содержании воды менее 0,5% структура солидолов нарушается и они становятся негодными. В связи с этим нельзя применять солидолы в расплавленном виде для смазки или защиты от коррозии.

Солидол С рекомендуется для применения в летнее время, пресс-солидол С – в зимнее время (средняя полоса страны).

8. Солидолы жировые, выпускаемые по ГОСТ 1033-79, отличаются от синтетических солидолов тем, что они загущены кальциевыми мылами жирных кислот. По характеристикам жировые солидолы близки к синтетическим, но они меньше подвергаются уплотнению при хранении. По стандарту выпускаются солидол Ж и пресс-солидол Ж, характеристика которых приведена в таблице 1. При смешении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не нарушаются.

Солидолы применяются в узлах трения автомобилей в соответствии с их картами смазки. К солидолам относится графитная смазка «УСс-А», грубая плотная мазь черного цвета с серебристым оттенком. Содержит 10% графита. Применяется для смазывания листов рессор и тросов привода тормозных механизмов в оболочках.

Таблица 1.

Наименование смазки Темпера тура каплепадения, °С Пенетрация при 25°С, мм∙10-1 Вязкость при 0°С, Па∙с Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па (г∙с/см2) Температурный предел применения, °С
нижний верхний
Солидол С 85-105 260-310 190 200-500 (2,0-5,0) -20 +65
Пресс-солидол С 85-95 310-350 90 100-400 (1,0-4,0) -30 +50
Солидол Ж 75 230-290 250 200-600 (2,0-6,0) -25 +65
Пресс-солидол Ж 78 230-290 250 196 (2,0) -30 +50
Литол-24 185 220-250 280 400-600 (4,0-6,0) -40 +130
Графитная УСс-А 77 250 150-400 370 (3,7) -30 +60
Циатим-201 174 290-320 80-170 360-520 (3,6-5,2) -60 +90
ШРБ-4 230 265-295 80-160 240-310 (2,4-3,1) -40 +100
№158 130 350 400 160 (1,6) -30 +100
АМ-1 115 220-270 300-600 650-750 (6,5-7,5) -10 +100

Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.

В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:

а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;

б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);

в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.

Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.

Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.

Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см2.

>Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей

Смазка Литол-24, Смазка Литол-24М

Антифрикционная смазка Литол-24 производится в соответствии с требованиями ГОСТ 21150‑87.

Смазки Литол-24 и ее модифицированный вариант Литол-24М с повышенными трибологическими характеристиками – это высокоэффективные многоцелевые антифрикционные смазки, применяемые в узлах трения промышленного оборудования, судовых механизмах, а также гусеничных и колесных транспортных средств, эксплуатирующихся при температурах в диапазоне от ‑ 40°С до + 120°С.

Кроме того, Литол-24 также может использоваться в подшипниках качения, скольжения, в шарнирах, в качестве смазки направляющих, зубчатых или иных видов передач. Применяется как единая автомобильная смазка в подшипниках различного назначения: сцепления, вала рулевого управления, водяного насоса и т.д. Многоцелевые свойства смазки определяют возможности применения в сельскохозяйственных, дорожностроительных механизмах, электромашинах и т.д.

Описание Литол-24: однородная мазь, имеющая окраску от светло-желтого до коричневого.

Процесс изготовления: производится путем загущения смеси минеральных масел, для чего используется литиевое мыло 12‑оксистеариновой кислоты, с добавлением вязкостной и антикоррозийной присадок, улучшающих эксплуатационные свойства.

Основные характеристики Литол-24: многофункциональность, высокая механическая, химическая, коллоидная и коррозийная стабильность, влагостойкость. Сохраняет эксплуатационные свойства при температуре от ‑ 40°С до + 120°С. Обладает консервационными свойствами.

Смазки Литол-24 и Литол-24М совместимы с большинством смазок (например, с Циатим‑201 и т.п.). Не упрочняются при нагревании.

Купить смазку Литол-24 (Литол-24М) можно оптом, связавшись с отделом продаж завода имени Шаумяна по телефону +7 (812) 245-18-92 или по электронной почте zakaz@zao-zish.ru.

Показатели качества смазок общего назначения ООО «Производства Завод имени Шаумяна»

Показатели Литол-24 ГОСТ 21150-87 Литол-24М ТУ 0254-015-00148820-99 изм.1-6
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения °С, не ниже 185 185
Коллоидная стабильность, %, не более 12 14,5
Пенетрация при 25 °С, мм 10-1 220-250 220-260
Предел прочности при 80 °С, Па, не менее 200 200
Массовая доля воды, %, не более 6,0 6,0