Citroen xm 1 – история ситроен хм

Обзор Фото Продажи большого переднеприводного хэтчбека Citroen XM стартовали в 1989 году, в 1990 году новинка была признана "Автомобилем года в Европе", а еще

Содержание

Обзор Фото

Продажи большого переднеприводного хэтчбека Citroen XM стартовали в 1989 году, в 1990 году новинка была признана «Автомобилем года в Европе», а еще спустя год модельный ряд пополнился универсалом.

Этот автомобиль бизнес-класса стал новым флагманом французской марки, придя на смену модели Citroen CX. Машина была спроектирована на общей платформе с седаном Peugeot 605, но у «Ситроена» была фирменная гидропневматическая подвеска.

Хэтчбек Citroen XM

Машина оснащалась гидропневматической адаптивной подвеской Hydractive, характеристики которой по команде электроники подстраивались под манеру вождения и под изменение дорожных условий (часть машин имела обычную гидропневматику без электроники). Была у машины и возможность изменять дорожный просвет.

Hydractive обеспечивал машинам отменную плавность хода, но при этом был «слабым местом» в плане надежности. Например, в один гидравлический контур были включены все элементы подвески, тормозная система и усилитель руля — в случае поломки в одной системе из строя выходили и все другие элементы.

Интерьер автомобиля Citroen XM

На Citroen XM устанавливались бензиновые моторы 2.0 (в том числе с турбонаддувом) и V6 3.0, развивающие от 115 до 210 л. с., а также дизели объемом 2,1 и 2,5 литра. Коробки передач — пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая.

В 1994 году был проведен рестайлинг модели. Слегка изменился дизайн кузова, обновилась панель приборов, в списке опций появилась подушка безопасности (вследствие чего пришлось отказаться от характерного односпицевого руля), но что более важно — была доработана гидропневматическая подвеска.

Универсал Citroen XM Break

Первоначально интерес к «Ситроену XM» был высоким, особенно во Франции, но хорошими продажами автомобиль не мог похвастаться, особенно после того, как стало в прессе появилась информация о проблемах с надежностью. Основными конкурентами машины были, например, Audi 100, Ford Scorpio, Opel Omega.

Выпуск модели завершился в 2000 году, всего было выпущено 333 тысячи экземпляров модели (в 1996–1997 годах в небольших количествах автомобили собирали в Китае). Преемником автомобиля стал Citroen C6.

Таблица двигателей автомобиля Ситроен ХМ

Версия Модель двигателя Тип двигателя Объем, см3 Мощность, л. с. Примечание Citroen XM 2.0 XU10 2C R4, бензиновый 1998 115 1989-1993, карбюраторный Citroen XM 2.0i XU10 J2 R4, бензиновый 1998 130 1989-1994 Citroen XM 2.0i 16V XU10 J4R R4, бензиновый 1998 135 1994-2000 Citroen XM 2.0i TCT XU10 J2C TE R4, бензиновый, турбо 1998 141–150 1992-2000 Citroen XM 3.0i ZPJ V6, бензиновый 2963 167-170 1989-1997 Citroen XM 3.0i ZPJ4 V6, бензиновый 2963 200 1990-1997 Citroen XM 3.0i ES9 J4 V6, бензиновый 2964 194-210 1997-2000 Citroen XM 2.1 D XUD11A R4, дизельный 2138 83 1989-2000 Citroen XM 2.1 TD XUD11A TE R4, дизельный, турбо 2088 110 1989-2000 Citroen XM 2.5 TD DK5 ATE R4, дизельный, турбо 2446 130 1994-2000

Citroen XM появился в марте 1989 года. Заменил собой заслуженную по всем статьям модель СХ. На протяжении десяти лет являлся флагманом компании и выпускался практически без изменений. Данная модель представляет Citroen в классе представительских автомобилей, но отличается от конкурентов необычными для высшего класса кузовами — XM может быть хэтчбеком или универсалом.

Дизайн принадлежит студии Bertone. Как истинный француз XM не лишён изысканности и утончённости. Узкие фары, плоские боковины, клиновидный силуэт, ломаный профиль и остекление, состоящее из двенадцати плоскостей, для того времени всё это смотрелось эпатажно.

Интерьер полностью соответствовал внешнему виду автомобиля. Наличие рулевого колеса с одной спицей как фирменная черта Citroen, где, к слову, находились кнопки управления аудиосистемой.

Сочетание протяженных плоскостей с прямыми углами передней панели, обилие вставок из ценных пород дерева. Обивка из традиционных материалов — гобелена, велюра и кожи. Характеризуют салон XM как стильный, уютный, просторный, комфортабельный, с низким уровнем шума. Сиденья снабжены большим количеством регулировок и без особых усилий позволяют с удобством разместиться пассажиру любой комплекции. Если говорить о задних сидениях, то с максимальным комфортом там смогут разместиться два пассажира, но, и троим, тесно не будет.

К тому же у Citroen XM эффективная система вентиляции и кондиционирования, наличие двух бортовых компьютеров дает полную информацию водителю о расходе топлива, пробеге на остатке бензина, а также обо всех неисправностях в тестовом режиме.

Автомобиль обладает гидравлической подвеской, которая не только дает автомобилю потрясающую плавность хода, но и способна изменять клиренс с места водителя, причем на автомобилях после 1994 года выпуска, компьютер изменяет клиренс без участия человека, в зависимости от условий движения.

Гидравлическая подвеска изменяет величину дорожного просвета, устанавливая кузов автомобиля в одно из четырех положений, в том числе в положение для движения по проселочным дорогам и в крайнее верхнее положение — для проведения технического обслуживания и ремонта. В гидросистему, кроме подвески входят также тормоза и рулевое управление.

Изначально автомобиль предлагался только в двух вариантах: с 3-литровым двигателем V6 мощностью 170 л.с., а также с 2,0-литровой 122-сильной «четверкой» для базовой версии. Через год после начала производства ХМ предложили новый, еще более мощный двигатель V6 — с четырьмя клапанами на цилиндр. Он развивал мощность 200 л.с. Одновременно с ним появился и дизель: 12-клапанный 2,1-литровый (145-сильная турбодизельная версия была представлена только в 1994 году).

Автоматическую трансмиссию устанавливали на все модели, за исключением оснащенных 83-сильным бензиновым двигателем XUD11A/L (до 1997 года) и 129-сильным турбодизелем, выпускаемым с 1995 года. В стандартной же комплектации все без исключения Citroen XM оснащают 5-ступенчатой механической коробкой передач.

В 1991 году появляется универсала Break – пятидверный автомобиль с огромным багажником. Он получился на 25 см длиннее хэтчбека и обладает длиной почти 5 метров. Объем багажного отделения 750 литров, если сложить задние спинки второго ряда сидений полезная площадь увеличится до 1960 литров.

В 1994 году семейство XM подвергли модернизации. Незначительные изменения коснулись бамперов, зеркал, появился новый руль с air bag, более совершенная гидропневматическая подвеска Hydractive II, а также новый шестицилиндровый 3-литровый двигатель мощностью в 167 л.с.

Корпуса наружных зеркал были выполнены в тон кузову и приобрели несколько иную конфигурацию. Современное оформление получили передняя панель приборов и центральная консоль.

Через год заменили и базовую «четвёрку» вместо 122-сильного двигателя предложили 16-клапанный 132-сильный. А следом за ним — новый турбодизель, объемом 2,5 литра и мощностью 129 л.с. Как автомобиль представительского класса XM имеет довольно богатую базовую комплектацию: различного рода электроприводы, кондиционер, ABS и т.д.

За историю производства Citroen XM получил много наград в их числе: в 1990 году «Автомобиль года», самый популярный импортный автомобиль Германии в 1991 году и ещё 14 национальных и международных премий.

Выпуск Citroen XM был прекращен в 2001 году, когда ему на смену пришла модель классом меньше — Citroen C5.

Снаружи

В середине девяностых клиновидный стиль уже порядком устарел. Массовые модели поголовно переходили на биодизайн, сгладили углы даже Ferrari и Corvette. Но Bertone, когда-то с лёгкой руки гениального Марчело Гандини и породившие моду на граненые клиновидные кузова, просто так сдаваться не собирались. Именно этой студии, а не собственным стилистам PSA Citroen заказал дизайн своей новой модели бизнес-класса.

Лифтбек и по сей день выглядит футуристично. Клиновидный силуэт, дополненный узкими фарами, парадоксально напрочь лишён агрессии, ставшей когда-то визитной карточкой Lamborghini Countach и прочих «зубил» от Bertone. В ломаном силуэте подоконной линии сквозит неприкрытый французский шарм и изящество. Остекление из двенадцати плоскостей, не считая люка — отдельная тема и повод для гордости. Так заморочиться могли только в Citroen.

Внутри

Стекол на самом деле — тринадцать. Последнее находится в багажнике, а его задача — хранить тепло в салоне и защищать багаж и задних пассажиров, когда при открытии пятой двери есть риск принять неожиданный душ от скопившейся там воды после дождя. Оригинальное решение, но к стеклу не очень удобно подбираться, чтобы его протереть.

Увы, рестайлинговый XM подрастерял очарование ожившего концепт-кара, данное ему при рождении. Вместо изящных, гармонирующих с кузовом граней — округлая передняя панель в стиле Xantia. Меньше стало деревянного декора. Односпицевый руль уступил место тривиальной «баранке». Зато какое внимание к деталям: двери щедро декорированы кожей в местах, где даже у премиальных «немцев» зачастую просто пластик. Деревянные вставки хранят тепло натурального материала.

1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6

Бежевые кожаные кресла с электроприводами и регулировкой боковой поддержки — самостоятельный дизайнерский шедевр. Такие красуются в дорогих каталогах современной мебели с пометкой «цена по запросу». Смотреть — приятно, сидеть благодаря электрорегулировкам и мягкой набивке — удобно. Жаль, первый хозяин не раскошелился на электрорегулировку центрального подлокотника по высоте. Да и задний диван не так футуристичен, но зато здесь светло и просторно.

В движении

Завести двигатель с первого раза не получилось. Под крышкой на центральном тоннеле размещен пульт управления иммобилайзером — прямо как в «семёрке» Джейсона Стейтема. В ручном режиме, если дверь была открыта с пульта ДУ, на пуск мотора отведена ровно одна минута. Замешкался — вводи персональный цифровой код. Поскольку я игрался с настройками сидений и руля минут пять, пришлось подчиниться. Только после этого «француз» ожил и начал не спеша «вставать с колен». Процесс выравнивания клиренса занимает около минуты.

Двенадцатиклапанная турбодизельная «четверка» XUD11 проснулась с недовольным ворчанием. Здесь скрыты рабочий объём 2,1 литра, скромные 110 л.с. и весомые 250 Нм, сравнимые с показателем флагманского бензинового V6. На пик тяги мотор выходит, начиная с 2 000 об/мин, и поначалу XM радует бодрым, уверенным подхватом. Увы, с ростом скорости азарт мотора быстро сходит на нет, и улыбка тает на глазах. Разгон до сотни длится целую вечность. Большая часть вины за это преступление лежит на коробке: четырехступенчатый автомат излишне задумчив и любит слишком рано переходить на повышенные передачи.

Все это прямо вынуждает передвигаться в размеренном темпе никуда не спешащего парижанина – да и спешить не хочется, потому что руль практически «пустой». Его усилитель здесь, кстати, имеет общую гидросистему с подвеской и тормозами. И вот последние преподнесли сюрприз — схватывают похлеще иных Brembo. Дело благое, тормозов много не бывает, но это тоже требует привыкания, особенно с учётом расслабленного характера машины. Зато по части плавности хода гидропневматической подвеске Hydractive найдется мало равных. В любом из режимов и на любом покрытии XM словно парит над землёй.

Citroen XM
Расход на 100 км

Расход в городском цикле, л Расход по трассе, л Расход в смешанном цикле, л 10,5 6,5 8,5

В подвеске вместо привычных пружин и амортизаторов работают упругие гидропневматические элементы – сверху здесь те самые «шары», или «груши», про которые многие слышали. А управление высотой и жесткостью стоек производится путем изменения давления и скорости перемещения рабочей жидкости LHM – специального маловязкого минерального масла зеленого цвета, прозванного за это «зеленкой». XM самостоятельно регулирует дорожный просвет, припадая к земле на высокой скорости. Но можно «пошевелить» подвеску и вручную: выбор клиренса осуществляется рычажком на центральном тоннеле. Четыре предустановленных положения и возможность менять дорожный просвет в пределах 160 мм заставят краснеть иной кроссовер!

Парковку в незнакомых местах облегчает привычная сейчас многим фишка с опусканием правого зеркала при движении задним ходом. В общем, в XM зацикленность на дизайне и конструкторское новаторство отлично уживаются с удобством ежедневного пользования. Достойный предок нынешнего бренда DS, свысока взирающий на стереотипы и правила.

История покупки

Первая машина часто так западает в душу, что непременно хочется вновь испытать этот опыт. В начале двухтысячных Владимир уже владел Citroen XM 1996 года выпуска. Четыре года назад он решил, что пора бы повторить. В качестве альтернативы рассматривались дизельная Alfa Romeo 159 Sportwagon и Volkswagen Phaeton Exclusive – друге редкие версии редких автомобилей, которые так и не удалось найти.

С XM повезло больше. Подходящий вариант был найден спустя полтора года поисков. Дизельным лифтбеком последнего для модели 2000 года выпуска владел один московский дедушка. Citroen ему пригоняли на заказ из Германии, но спустя 60 000 километров пробега автомобиль встал на многолетний прикол и в итоге был выставлен на продажу. Владимиру он достался за 200 000 рублей с пробегом в 220 000 километров.

Ремонт

После нескольких лет простоя Citroen пребывал не в лучшем состоянии, но на тот момент это был единственный вариант на рынке. Восстановление началось с основательного ремонта подвески, в ходе которого также был перебран насос, подающий гидравлическую жидкость, а сама жидкость LHM — полностью обновлена. При замене гидросфер выяснилось, что можно найти качественные европейские аналоги по цене в несколько раз дешевле оригинала. Общие вложения в реанимацию подвески составили почти 40 000 рублей.

Были проблемы и с электрикой: не работал ни один прибор, кроме тахометра, да и тот оживал через раз. В итоге, пока салон полностью разбирался и чистился, большую часть проводки проложили заново. В специальной мастерской, занимающейся ремонтом LCD дисплеев был восстановлен левый дисплей борткомпьютера. Перед сборкой салона была выполнена дополнительная шумоизоляция дверей.

Двигателю потребовалось не так много вмешательств: вполне стандартное ТО, в которое вошла замена свечей, ГРМ, роликов, ремня генератора и помпы. Этим, правда, не обошлось: были и типичные «дизельные» работы — переборка турбины и замена ТНВД. Кузов пришлось точечно лечить от ржавчины в районе передних крыльев. Из-за отсутствия брызговиков весь низ автомобиля был в многочисленных сколах. Перекраска в родной цвет это исправила.

Эксплуатация

Настоящий пробег — 240 000 километров. Несмотря на наличие второго ежедневного авто, Владимир не прячет XM на зиму в теплый паркинг, а предпочитая иметь доступ к своему любимцу в любое время года.

Расходы

  • ТО с заменой масла в двигателе (Total) и фильтров — каждые 8000 км
  • Расход топлива в городском цикле – 10,5л/100 км
  • Расход топлива по трассе – 6,5 л/100 км
  • Расход топлива в смешанном цикле – 8,5 л/100 км
  • Топливо — дизель

Планы

В ближайшее время XM ждет ремонт люфтящей рулевой рейки. К лету планируется освежить ЛКП и обновить защитное керамическое покрытие кузова.

История модели

В 1989 году Citroen в очередной раз продемонстрировал свое особое видение модели бизнес-класса. Клиновидный экстерьер лифтбека и универсала рисовали в Bertone. Салон мог похвастать богатым оснащением, качественными материалами отделки и оригинальными решениями вроде односпицевого руля. За симбиоз отличной плавности хода и недурной управляемости отвечала гидропневматическая самовыравнивающаяся подвеска.

1 / 2 2 / 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: