Шевроле нива старая

«Шнива»

Внедорожник Chevrolet Niva – весьма способный как на асфальте, так и за его пределами. Он довольно прост по конструкции, вполне надёжен, комфортен, эргономичен и относительно других полноприводников на рынке сравнительно недорог. Несмотря на более высокую стоимость, чем у старой доброй «Нивы» Lada 4×4, американский проходимец с российскими корнями постоянно соперничает с ней в списках самых продаваемых автомобилей в России.

Из года в год обе модели то и дело оказываются поблизости, а то и вовсе на соседних местах в Топ-10 или в Топ-15 рейтингов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). О том, что самый доступный проходимец с «золотой бабочкой» на фальшрадиаторной решётке любим россиянами, говорят не только внушительные цифры и высокие позиции в ежегодных отчётах о продажах.

Эта модель – одна из немногих на рынке – получила собственное народное и, что немаловажно, необидное имя — «Шнива». Такого внимания и отношения, как ни крути, заслуживает далеко не каждый автомобиль. Любим, что уж там и говорить! А с возрастом и намотанными на колёса десятками и сотнями тысяч километров внедорожник становится для многих не обременённых лишними деньгами ещё более желанной покупкой.

Самый российский «американец»

Нынешняя «Шнива» изначально должна была стать вторым поколением классической «Нивы» ВАЗ-2121. В таком статусе эту модель под индексом ВАЗ-2123 начали разрабатывать ещё в середине 80-х годов. Впервые автомобиль представили публике на Московском международном автосалоне в 1998 году. То есть аккурат к началу кризиса в стране. Он-то и решил дальнейшую судьбу модели, которую мелкосерийно начали собирать на опытно-промышленном производстве «АвтоВАЗа» в 2001 году. Из-за злополучного кризиса тольяттинскому автогиганту не удалось самостоятельно запустить второе поколение «Нивы» в серию.

Так, в 2002 году появилось предприятие «GM-АвтоВАЗ», созданное совместными усилиями соответственно General Motors и «АвтоВАЗа». Компания получила лицензию на модель ВАЗ-2123, а заодно и права на бренд Niva («Нива»), после чего в 2004 году предшественницу переименовали в Lada 4×4. В результате внедорожник второй генерации всё же встал на конвейер, но получил зарубежное имя Chevrolet Niva. Хотя около 98% всех комплектующих в автомобиле были российскими. От иностранных партнёров проекта машина получила сцепление, главный тормозной цилиндр, гидроусилитель руля от фирмы ZF, решётку радиатора, пластик и тканевую обивку салона.

С момента постановки на конвейер в 2003 году «Шнива» получила точно такую же бензиновую 8-клапанную 83-сильную «четвёрку» 1.7, как у предшественницы Lada 4×4, и похожую 5-ступенчатую механику с раздаткой, которыми оснащается до сих пор. С 2006 по 2008 год модель выпускалась со 122-сильным бензиновым опелевским двигателем 1.8 из семейства Ecotec, а также с 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin AG5, как у Suzuki Grand Vitara. Эта модификация внедорожника называлась FAM-1 и не прижилась из-за высокой цены. Её выпуск прекратили в 2008 году, собрав за пару лет порядка 1000 таких машин.

Через 6 лет после запуска в серию – в 2009 году – Chevrolet Niva обновили. К рестайлингу модели привлекли именитое итальянское ателье Bertone. В результате внедорожник получил новые бамперы, пластиковые накладки на двери, расширители колёсных арок, иную радиаторную решётку и пересмотренную светотехнику. А внутри – 3-спицевый руль и другую обшивку потолка. С технической точки зрения автомобиль не изменился. Впоследствии Niva модернизировалась по мелочи. В частности, минувшим летом она получила ABS в начальных комплектациях, от которых менее чем через полгода отказалась для удешевления якобы по просьбам клиентов, а также 3-точечный ремень безопасности среднего пассажира, другие скобы Isofix и сигнализатор непристегнутого ремня водителя.

Почти без альтернатив

На какое-либо разнообразие покупателям подержанных Chevrolet Niva рассчитывать не приходится. С самого начала модель выпускается с безальтернативным 5-дверным 5-местным кузовом и постоянным полным приводом. Единственное, что можно попытаться выбрать, так это двигатель. Правда, найти на вторичном рынке в огромной массе предложений Chevrolet Niva с 83-сильным «вазовским» мотором 1.7 те машины, что оснащались опелевским агрегатом 1.8 в паре с японской КПП, довольно затруднительно. Их на сегодняшний день в продаже лишь около 1,5% от всех «Шнив» с пробегом. А машин дорестайлинговых и обновлённых на рынке примерно поровну – 49% и 51% соответственно.

О кузове

Как и у предшественницы, у Chevrolet Niva несущий кузов, для которого коррозия и повреждения губительны. Поэтому к выбору этой самой дорогой в ремонте части автомобиля стоит подойти со всей серьёзностью. Ситуация усугубляется тем, что «Шниву» чаще всего эксплуатируют «в хвост и в гриву», особо не щадя и не церемонясь. Поэтому найти в продаже машины без повреждений кузовщины непросто. Чтобы подобрать наиболее «живой» вариант, внимательно осмотрите у понравившегося экземпляра днище, лонжероны, технические отверстия, а также пороги, передние крылья в районе брызговиков и задние колёсные арки, открыв задние двери. Там не должно быть повреждений и коррозии.

Ну и, традиционно для любой марки автомобиля, осмотрите кузов на предмет послеаварийного некачественного ремонта. О нём вам скажут свежеокрашенные детали, отличающиеся по колеру на один или несколько тонов от других деталей. А также перекошенные неровные зазоры между кузовными панелями, содранная краска с головок крепёжных болтов капота, дверей, крышки багажника и крыльев. Также стоит присмотреться к маркировке стёкол автомобиля – все ли они «родные». Их замена «на скорость не влияет», но о прошлом машины кое-что рассказать всё же сможет.

Под капотом

Самый распространённый двигатель под капотом «Шнивы» — рядный 4-цилиндровый инжекторный 83-сильный 1.7. В целом он весьма надёжен и при должном уходе до капремонта вполне может отходить 150 000 км и более. Однако к системе гидронатяжения цепи привода ГРМ у владельцев зачастую есть претензии. Чаще всего в ней отказывает обратный клапан, или трескается алюминиевая трубка подачи масла за 130 рублей. В остальном исправный прогретый двигатель не должен издавать посторонних звуков, его выхлоп должен быть бесцветным, а холостые обороты ровными. Кстати, бачок омывателя стоимостью 150 рублей на внедорожнике время от времени трескается по шву, превращаясь в расходный материал. Мелочь, но неприятная и регулярная.

Редко встречающаяся на «Шнивах» опелевская 122-сильная «четвёрка» 1.8 Ecotec (Z18XER), помимо «Астры», с минимальными изменениями также устанавливалась на Opel Mokka, Chevrolet Cruze и другие модели концерна GM. Привод механизма ГРМ в этом моторе осуществляется вполне долговечным и малошумным ремнём стоимостью от 1200 рублей. Слабым местом двигателя 1.8 принято считать часто выходящий из строя электромагнитный клапан фазорегулятора стоимостью от 2400 рублей. Признак его неисправности – тарахтение, как у дизеля. Также раз в 80 000 км может потребовать замены термостат за 4000 рублей, а вместе с ним и модуль зажигания стоимостью от 3950 рублей. В остальном мотор неплох, а внедорожник с ним по отзывам владельцев довольно резв.

О трансмиссии

Пятиступенчатая механическая коробка передач Chevrolet Niva хоть и работает тише, чем у Lada 4×4, но всё же шумновата. Однако шум шуму рознь! Если после выжимания сцепления коробка передач «замолкает», то механике вскоре потребуется замена подшипника первичного вала стоимостью 500 рублей. Это довольно трудоёмкая и потому дорогостоящая операция, за которую в сервисе с вас попросят несколько тысяч рублей. А ещё у большинства «Шнив» ручка КПП не может вести себя спокойно. Особенно это ощутимо на 2500-3000 оборотах двигателя. Избавиться от её дребезжания можно, заменив вилку и подшипник стоимостью 300-500 рублей и 300-400 рублей соответственно. Но и это не всегда помогает.

При осмотре понравившегося автомобиля опробуйте механику и раздатку на ходу. У первой все передачи должны включаться без лишних усилий, и их не должно выбивать. Недопустимы хрусты, шумы, сильный гул и иные нехарактерные звуки. У второй – не должно быть сильных вибраций, посторонних шумов, а также хрустов или скрежетов, которые подскажут вам о необходимости ремонта трансмиссии. Если во время тест-драйва у машины выбивает пятую передачу, или не включается задний ход, то, скорее всего, на кулисе механизма выбора передач ослаб хомут крепления, и ручка сместилась немного вперед. Это не критичная поломка, но хороший повод поторговаться.

Сцепление «Шевроле Нивы» ходит порядка 80 000 – 100 000 км и стоит 4000 рублей. А вот пыльник его главного цилиндра стоимостью 50 рублей служит в разы меньше и может износиться за 10 000 км. Есть у трансмиссии внедорожника неизлечимая болезнь – подтекание масла на сальниках раздаточной коробки и течь от привода спидометра. Устранить её хотя бы на время можно заменой соответствующих «резинок». Поэтому при осмотре машины перед покупкой не премините ткнуть пальцем в засаленные элементы трансмиссии и попросить скидку на последующую замену сальников.

Остальное

Ресурс многих узлов и деталей ходовой Chevrolet Niva не превышает 50 000 км. Поэтому с такой периодичностью на автомобиле замены могут потребовать тяги задней подвески стоимостью от 1600 рублей и резиновые втулки от 50 рублей. Поскольку при этом зачастую выглядят они целыми, о необходимости обновления ходовой владельцу сообщит стук в районе заднего моста во время езды. В передней подвеске к этому пробегу наверняка придётся заменить внешние пыльники ШРУСов минимум по 130 рублей.

Передние тормозные диски «Шнивы» стоимостью 1700 рублей в среднем выхаживают по 70 000 км, а установленные с ними колодки от 380 рублей – около 40 000 км. Задние тормозные колодки за 790 рублей более живучи и потребуют замены после 70 000 км пробега, а тормозные барабаны за 1300 рублей потребуется менять не чаще чем через 120 000 км. Хорошо бы при осмотре машины выяснить, не подтекает ли рулевой редуктор. Ремкомплектов для него нет, а новый стоит 24 800 рублей.

Как и в случае с Lada 4×4, при выборе автомобиля внимательно осмотрите колёса и шины. У машины с постоянным полным приводом все они должны быть одинаковыми по размерам, параметрам, характеристикам и даже протектору, чтобы не испортить трансмиссию. Обнаружили разные шины или сильный неравномерный износ покрышек? Лучше переключиться на осмотр другого варианта. Ведь в худшем случае вам придётся поменять не только все колёса или шины, но и раздаточную коробку стоимостью 28 500 рублей.

Почём?

Стоит Chevrolet Niva от 120 000 рублей за 10-летние экземпляры с пробегом под 200 000 – 300 000 км до почти 600 000 рублей за совсем свежие внедорожники, не проехавшие и 10 000 км. Цены на обновлённые машины начинаются с 230 000 рублей. Вполне приличные варианты «Шнивы» с пробегом до 100 000 км и одним хозяином в ПТС можно найти от 190 000 рублей. А автомобили с более мощным опелевским мотором 1.8 стоят, примерно как рестайлинговые – от 225 000 рублей.

Наш выбор

Опыт владельцев Chevrolet Niva, а также многочисленные ресурсные испытания этой модели в различных автомобильных изданиях указывают на то, что выпущенные после обновления 2009 года внедорожники показывают себя как более надёжные в сравнении с дорестайлинговыми. Поэтому мы в редакции Am.ru отдаём предпочтение подержанной «Шниве» в возрасте до 5 лет, которую вполне можно найти в отличном состоянии за 310 000 – 350 000 рублей.