Схема переключения КПП ЗИЛ

Содержание

Что может понадобится дополнительно?

Здесь мы собираем разную информацию по переоборудованию.
Какие детали и документы могут потребоваться.
Страница находится в стадии разработки. Информация собирается от прошедших процесс.
Кто что знает делитесь информацией.

По поводу регистрации в МРЭО переоборудованного автомобиля:

По нашим данным сначала автомобиль нужно предоставить в МРЭО со старым двигателем на осмотр, получить разрешение на переоборудование у начальника МРЭО или зама там есть специальный бланк заявления.
Далее получить заключение специализированного института (НАМИ) на возможность данной переделки, с перечнем работ и возможными местами исполнения. В заключении должен быть указан номер услуги сервиса, который стоит в сертификате.
Далее найти сервис, с нужным сертификатом, выполнить у них переоборудование, или купить документы.
После этого предоставить машину на инструментальный контроль на станцию диагностики. Потом опять в МРЭО.

Еще ньюансы:

1. КПП БЫЧКА и ЗиЛ-130 практически один в один, единственно переставляете первичный вал или укорачиваете первичный вал от ЗиЛа-130 примерно на 3 см. Разница возникает из за размеров картера сцепления Бычка и ЗиЛ-130.
2. Вот кронштейн передней опоры — заводской и ни каких соплей из швелеров.
Не изобретайте велосипед, всё уже давно изобретено.

Кронштейны у нас есть.

3. Исходный бензивый двигатель ЗиЛ-508 более высокооборотистый, а у дизеля Д245 частота вращения ниже.

Передаточные числа КПП были подобраны под более оборотистый двигатель из за этого скорость движения переоборудованного автомобиля с родной 130-й КПП упадет.
С этим можно мириться (скорость автомобиля будет в пределах 60 км/ч), а можно поставить ускоренную коробку переключения передач 432930 (арт. 3206-1700004-20) .
Скорость возрастет на 20-30 км/ч.
Еще бывает люди меняют редуктор заднего моста и ставят резину большего диаметра.

4. Интеркулер нужен или не нужен решать Вам.

1 Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

2 Коробка ЗИЛ-130 схема

3 Синхронизатор

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

8 Промежуточный вал

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный, вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

У коробки передач типа МАЗ-500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Схема включения передач

Первичный вал

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

Диаметр шейки под косозубую шестерню постоянного зацепления второй передачи — 60,920…60,940

Толщина зуба шлицевой части вала под синхронизатор:

Второй и третьей передач — 8,88…8,94

Четвертой и пятой передач — 10,90…10,95

Толщина зуба шлицевой части вала под шестерню первой передачи — 10,88…10,94

Толщина зуба шлицевой части вала под фланец — 5,99…5,94

Промежуточный вал

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Вес коробки ЗИЛ-130 равен -98кг

Размеры сальников: 1 Первичного вала сальник 42х62х10 2 Вторичного вала сальник 58х8х16

Масло в коробку ЗИЛ-130 Тад-17 5,1 литра

СМОТРИТЕ ВИДЕО

ПОДБЕРЕМ оптимальный способ доставки, с учетом приемлемых для вас сроков доставки и стоимости

ОТПРАВИМ необходимую запчасть в ваш город предпочтительной для вас транспортной компанией или самостоятельно подберем ту, которая будет соответствовать вашим ожиданиям по срокам и стоимости. Со списком компаний, с которыми мы сотрудничаем, можно ознакомиться ниже

БЕСПЛАТНО ДОВЕЗЕМ запчасть, вне зависимости от ее веса и стоимости, до терминала выбранной вами транспортной компании. Таким образом вы оплачиваете услуги по доставке исключительно транспортной компании

Доставка осуществляется транспортными компаниями:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Точную стоимость доставки определяет транспортная компания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Любой товар, который оплачен частично (внесена предоплата), отправляется только транспортной компанией «Деловые линии»

Бесплатная доставка для жителей Москвы, Владимира и Ульяновска

Для жителей указанных городов, кроме доставки до терминала транспортной компании, существует вариант абсолютно БЕСПЛАТНОЙ доставки .

Один раз в неделю мы доставляем запчасти в данные города.

Доставка заказа до адресата не производится! Заказ необходимо забрать самостоятельно по месту прибытия нашего автомобиля (или по пути).

Доставка для жителей Нижнего Новгорода до адреса

В пределах Нижнего Новгорода ВСЕГДА действует бесплатная доставка до адреса.

Информация для физических лиц

Какими способами я могу оплатить заказанный товар?

  • Безналичный расчет.
  • При отсутствии возможности перевести средства с расчетного счета, наша организация выставляет счет физическому лицу, который он может оплатить в любом банке.

Когда я могу произвести оплату?

  • Полная оплата стоимости при покупке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется любой транспортной компанией.
  • Частичная предоплата. Оплачивается часть стоимости товара, остаток суммы — после поступления агрегата на терминал транспортной компании в вашем городе. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется исключительно «Деловыми линиями».

ВАЖНО! При полной и частичной оплате мы вышлем вам на почту копию оформленной товарной накладной, заверенную печатью, с указанием наименования товара, его стоимости. Оригинал накладной придет вместе с товаром.

Информация для юридических лиц

Товар оплачивается по безналичному расчету.

Как получить счет?

Вы присылаете нам реквизиты фирмы на электронную почту , мы выставляем счет и составляем договор. Договор подписывается с обеих сторон и после этого клиент оплачивает счет.

Как оплатить счет?

Оплата банковским переводом на расчетный счет компании по реквизитам, указанным в выставленном счете. Все бухгалтерские документы отправляются вместе с товаром. Возможна отсрочка платежа (по согласованию с руководством).

На все товары в нашем интернет-магазине действует расширенная гарантия 6 месяцев (на электронику действует раширенная гарантия 3 месяца). Гарантийный талон отправляется покупателю вместе с запчастью.

Что она в себя включает:

Гарантийная замена запчасти в случае брака в течение 6 месяцев

В случае обнаружения производственного брака, вы можете обменять деталь по гарантии в течение полугода после покупки.

Для этого:

  1. Необходимо отправить деталь нам обратно.
  2. Если дефектовка подтверждает производственный брак, то отправляем вам новую запчасть. Транспортные расходы на отправку замененной детали до вас берет на себя наша фирма.
  3. Если же дефектовка показывает, что запчасть была повреждена в результате неправильной эксплуатации, мы можем ее отремонтировать с вашего согласия за ваш счет. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Ремонт запчасти

В случае обнаружения неисправности, вы можете отремонтировать деталь в нашей компании.

Для этого:

  1. Отправьте деталь нам обратно.
  2. Сразу после получения автозапчасти нами проводится дефектовка товара (3-10 дней).
  3. После дефектовки мы можем отремонтировать запчасть по нашему прейскуранту с вашего согласия. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Сервис нашего интернет-магазина позволяет делать заказ очень быстро и просто!

Консультация и подбор товара

В случае, если вы точно не знаете, какая автозапчасть нужна, вы можете получить консультацию нашего специалиста по телефону. Для этого оставьте заявку на бесплатную консультацию по кнопке в шапке сайта (специалист перезвонит вам в течение нескольких минут), кроме этого вы можете позвонить по номеру, указанному в шапке сайта, для вас звонок будет бесплатным.

Оформление и подтверждение заказа

Перейдя на карточку выбранного вами товара, вы можете сначала рассчитать стоимость доставки и потом оформить заказ или сразу же оформить заказ, нажав соответствующую кнопку. Оформление заказа подразумевает заполнение нескольких обязательных полей: имя, номер мобильного телефона и города доставки. Для более быстрого заказа Вы можете воспользоваться формой обратной связи, просто кликнув на красный круг «Заказать» и введя свой номер телефона.

Для юридических лиц предусмотрен вариант отправки реквизитов и заказа прямо на электронную почту в свободной форме.

После заполнения полей нажимаем Оформить заказ . Копия заказа будет выслана на ваш e-mail, указанный при оформлении.

Внимание! Неправильно указанный номер телефона, неточный или неполный адрес могут привести к дополнительной задержке! Пожалуйста, внимательно проверяйте ваши персональные данные при регистрации и оформлении заказа.

В течение часа после оформления заказа с Вами свяжется наш менеджер для согласования позиций заказа, времени, способа и места доставки.

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад – на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

ПОДБЕРЕМ оптимальный способ доставки, с учетом приемлемых для вас сроков доставки и стоимости

ОТПРАВИМ необходимую запчасть в ваш город предпочтительной для вас транспортной компанией или самостоятельно подберем ту, которая будет соответствовать вашим ожиданиям по срокам и стоимости. Со списком компаний, с которыми мы сотрудничаем, можно ознакомиться ниже

БЕСПЛАТНО ДОВЕЗЕМ запчасть, вне зависимости от ее веса и стоимости, до терминала выбранной вами транспортной компании. Таким образом вы оплачиваете услуги по доставке исключительно транспортной компании

Перейдя на карточку выбранного вами товара, вы можете сначала рассчитать стоимость доставки и потом оформить заказ или сразу же оформить заказ, нажав соответствующую кнопку. Оформление заказа подразумевает заполнение нескольких обязательных полей: имя, номер мобильного телефона и города доставки. Для более быстрого заказа Вы можете воспользоваться формой обратной связи, просто кликнув на красный круг «Заказать» и введя свой номер телефона.

Для юридических лиц предусмотрен вариант отправки реквизитов и заказа прямо на электронную почту в свободной форме.

После заполнения полей нажимаем Оформить заказ . Копия заказа будет выслана на ваш e-mail, указанный при оформлении.

Внимание! Неправильно указанный номер телефона, неточный или неполный адрес могут привести к дополнительной задержке! Пожалуйста, внимательно проверяйте ваши персональные данные при регистрации и оформлении заказа.

В течение часа после оформления заказа с Вами свяжется наш менеджер для согласования позиций заказа, времени, способа и места доставки.

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

.. 1 2 3 4 5 6 7 ..

ЗИЛ-5301 Бычок. ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ
Сиденье водителя (рис. 7) снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя. Перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.


Рис. 7. Сиденье водителя:
1 — ручка блокировки подвески сиденья

I — подвеска заблокирована, II — подвеска не заблокирована); 2 — ручка регулировки жесткости подвески сиденья в зависимости от веса водителя; 3 — указатель шкалы веса водителя; 4, 6 — ручки регулировки положения подушки по углу наклона; 5 — ручка продольного перемещения сиденья; 7 -ручка регулировки угла наклона спинки сиденья

Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Виды регулировок показаны на рис. 7.
Двери кабины (рис. 8), левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом 2 (рис. 9), а изнутри ручкой 5 (см. рис. 8). Стопор 3 замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи. Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку’.
Отопитель кабины. Эффективность отопления зависит от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя, к которой подключён отопитель. При снижении температуры жидкости ниже 75 °С эффективность работы отопителя резко уменьшается. Для получения максимального теплового потока кран радиатора отопителя должен быть полностью открыт, электродвигатель вентилятора включен на максимальную частоту вращения, заслонка притока наружного воздуха
полностью открыта. При излишней подаче тепла в кабину надо прикрыть кран радиатора.
Для дальнейшего уменьшения поступления в кабину тепла необходимо переключить электродвигатель вентилятора на более низкую частоту вращения и прикрыть заслонку притока наружного воздуха.
Из отопителя по воздуховодам воздух поступает для обдува или обогрева стекол, а при открытых заслонках к ногам водителя и пассажиров.
Для зентиляции кабины можно пользоваться поворотными форточками, опускать стекла дверей кабины, открывать на крыше кабины вентиляционный люк, кроме того наружный воздух может поступать в кабину по воздуховодам отопителя.

Рис.9. Ключи автомобиля:
1 — ключ выключателя стартера, приборов и противоугонного устройства; 2 — ключ замка двери

Рис. 10. Схема переключения передач

Рис. 11. Схема включения аккумуляторной батареи механическим выключателем:
1 — кнопка; 2 — выключатель

При вынужденном кратковременном использовании в системе охлаждения воды, в зимнее время кран отопителя должен быть полностью открыт во избежание возможного замерзания воды в радиаторе отопителя.
Схема переключения коробки передач показана на рис. 10.
При необходимости аккумуляторные батареи помимо дистанционного выключателя 31 (см. рис. 3) можно выключить выключателем 2 (рис. 11), расположенным на ящике аккумуляторных батарей. Перед запуском двигателя необходимо его включить, нажав кнопку 1.

На автомобиле может быть установлен привод стояночной тормозной системы от механического рычага или от пружинного энергоаккумулятора, расположенного на задней поперечине рамы и работающего от крана пневмосистемы.
Для торможения механическим рычагом (рис, 12) надо перевести рычаг в верхнее положение до упора. При этом загорается прерывистым светом сигнализатор 11 (см. рис, 4).
Для растормаживания надо снять рычаг с фиксатора, нажав на ручку защелки, и опустить вниз до упора. Сигнализатор 11 при этом должен погаснуть.
При торможении тормозным краном (рис. 13) надо перевести ручку в верхнее фиксированное положение. При этом загорается прерывистым светом сигнализатор 11 (см. рис. 4),
При частичном торможении ручку надо удерживать в нужном положении, так как при отпускании она автоматически возвращается в положение полного растормаживания. При растормаживании надо снять ручку фиксатора и опустить ее вниз до упора. Сигнализатор 11 должен погаснуть.

Коробка передач механическая, трехвальная, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.Чугунный картер 7 (рис. 10.7) коробки крепится к картеру сцепления четырьмя гайками и центрируется фланцем крышки первичного вала. В картере коробки установлены три вала: первичный 13, вторичный 36 и промежуточный 5. Первичный вал установлен в двух шариковых подшипниках: передний — в расточке коленчатого вала двигателя, а задний — в крышке первичного вала, которая крепится к передней стенке коробки передач. Вал фиксируется от осевого смещения стопорными кольцами в канавках на наружной обойме заднего подшипника и на шейке самого вала. В крышке первичного вала установлена резиновая манжета, которая предотвращает попадание масла из корпуса коробки к механизму сцепления.

Рис. 10.7. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-5301:

  • 1 — зубчатое колес второй передачи; 2 — зубчатое колесо заднего хода;
  • 3 — зубчатое колесо третьей передачи; 4 — зубчатое колесо четвертой передачи; 5 — промежуточный вал; 6 — ведомое зубчатое колесо постоянного зацепления; 7 — картер коробки передач; 8 — ведомое зубчатое колесо третьей передачи;
  • 9 — ведомое зубчатое колесо четвертой передачи; 10 — конусное кольцо синхронизатора; 11 — сухари синхронизатора; 12 — каретка синхронизатора четвертой и пятой передач; 13 — первичный вал; 14 — крышка подшипника первичного вала; 15 — ведущее зубчатое колесо постоянного зацепления;
  • 16 — шток переключения первой передачи и заднего хода; 17 — головка штока; 18 — крышка картера; 19 — ось промежуточного рычага; 20 — фиксатор рычага; 21 — корпус рычага; 22 — рычаг переключения передач; 23 — промежуточный рычаг; 24, 25, 31 — вилки переключения передач; 26 — фиксатор штока;
  • 27 — шток переключения четвертой и пятой передач; 28 — шток переключения второй и третьей передач; 29 — каретка синхронизатора второй и третьей передач; 30 — ведомое зубчатое колесо второй передачи; 32 — ведомое зубчатое колесо первой передачи и заднего хода; 33 — резиновая манжета;
  • 34 — крышка сальника; 35 — фланец карданной передачи; 36 — вторичный вал; 37 — маслосгонная шайба; 38 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 39 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 40 — зубчатое колесо первой передачи; 41 — крышка люка; 42 — сливная пробка

Вторичный вал устанавливается соосно с первичным в двух подшипниках: передний роликовый находится в расточке первичного вала, а задний шариковый фиксируется стопорным кольцом в задней стенке картера коробки.

Промежуточный вал установлен в двух подшипниках: в роликовом в передней и в шариковом в задней стенках коробки. Спереди отверстие под подшипник закрыто заглушкой, а задний подшипник закрыт крышкой 34. Фиксация от осевых перемещений осуществляется стопорными кольцами.

Справа в нижней части картера на неподвижной оси, на двух роликовых подшипниках, установлен блок промежуточных зубчатых колес заднего хода.

На первичном валу выполнен косозубый зубчатый венец 15 для постоянного зацепления с ведомым зубчатым колесом 6 промежуточного вала, а в расточке нарезаны прямые зубья для включения пятой (прямой) передачи.

На промежуточном валу нарезан прямозубый венец 40 первой передачи, а на шпонках установлены четыре косозубых и одно прямозубое зубчатые колеса: косозубое зубчатое колесо постоянного зацепления с первичным валом, косозубые зубчатые колеса четвертой 4, третьей 3 и второй 1 передачи, прямозубое зубчатое колесо 2 передачи заднего хода.

На вторичном валу на втулках свободно установлены ведомые зубчатые колеса четвертой 9, третьей 8 и второй 30 передач. От осевого смещения они зафиксированы стопорными кольцами. На переднем конце вторичного вала на шлицах установлен синхронизатор 12 четвертой и пятой передач. Между ведомыми шестернями третьей и второй передачи на шлицах установлен синхронизатор 29 этих передач, а на заднем конце вала внутри корпуса коробки на шлицах установлено ведомое зубчатое колесо 32 первой передачи. Зубчатые колеса второй, третьей, четвертой передач и зубчатое колесо постоянного зацепления первичного вала со стороны синхронизаторов имеют конусные поверхности для контакта с бронзовыми кольцами в момент переключения передач, а также внутренние зубья для соединения с каретками синхронизаторов. Под крышкой заднего подшипника на вторичном валу установлена косозубая шестерня с большим наклоном зубьев для привода спидометра. На выступающем конце вторичного вала имеются шлицы для установки фланца 35 карданной передачи.

Механизм переключения передач установлен в крышке 18 коробки. В приливах крышки установлены три штока 16: левый — первой передачи и заднего хода, средний — четвертой и пятой передач, правый — второй и третьей передач. На правом и среднем штоках закреплены вилки перемещения кареток синхронизаторов, а на левом — вилка перемещения зубчатого колеса первой передачи и заднего хода. Перемещение левого штока осуществляется с помощью промежуточного рычага 23 и головки 17 с блокирующим пальцем. Применение промежуточного рычага уменьшает ход основного рычага переключения передач при включении первой передачи и заднего хода, а блокирующий палец предотвращает случайное включение этих передач при движении. Для включения первой передачи и заднего хода необходимо приложить к рычагу дополнительное усилие, чтобы преодолеть сопротивление пружины и утопить блокирующий палец в корпусе рычага. Штоки удерживаются в заданном положении шариковыми фиксаторами 26.

Устройство и работа синхронизатора показаны на рис. 10.8. Синхронизатор состоит из каретки 6, двух бронзовых конусных колец 1 и трех пар подпружиненных сухарей 4. Каретка имеет шлицевую ступицу для установки на вторичный вал и диск для перемещения вилкой переключения передач. Снаружи на ступице имеются зубчатые венцы 5 для соединения с шестернями вторичного вала. В диске каретки выполнено шесть отверстий. Через три отверстия проходят пальцы 2, жестко соединяющие между собой конусные кольца. В другие три отверстия вставлены сухари, торцами упирающиеся в углубления конусных колец.

Рис. 10.8. Устройство и схема работы синхронизатора автомобиля ЗИЛ-5301:

1 — конусное кольцо синхронизатора; 2 — блокирующий палец; 3 — пружина сухарей; 4 — сухари; 5 — зубчатый венец каретки синхронизатора; б — каретка синхронизатора; 7 — ведущее зубчатое колесо; 8 — внутренний венец ведущего зубчатого колеса; 9 — ведомый вал

При включении передачи вилка перемещает каретку за диск в сторону зубчатого колеса нужной передачи. Конусные кольца упираются своей конусной поверхностью в конус зубчатого колеса. За счет силы трения частота вращения ступицы и зубчатого колеса выравнивается, затем при дальнейшем движении каретки сжимаются пружины сухарей, и происходит плавное включение передачи.

Для предотвращения вытекания масла из корпуса коробки места выхода первичного и вторичного валов уплотнены резиновыми манжетами, а под крышки коробки и люка закладывают специальную уплотняющую пасту. Для слива масла слева внизу имеется резьбовая пробка 42 (см. рис. 10.7) с магнитом. Внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через сапун, ввернутый в установочный болт крышки коробки. При смене масла необходимо очистить магнит от стружки и прочистить сапун для предотвращения повышения давления внутри коробки при нагреве смазочного материала во время работы. Это может вызвать нарушение уплотнения в стыках коробки и в манжетах, что приведет к подтеканию масла.