Saab 9

Cбалансированные пропорции и целеустремленный облик нового Saab 9-3 Convertible отражают его мощь и спортивный характер. Акцентированная центральная часть радиаторной решетки, напоминающая крылья, создана под влиянием концепт-кара Aero X. Силуэт автомобиля при поднятой мягкой крыше лишен кабриолетной «ступенчатости» благодаря шести поперечным дугам и напоминает купе.
Характерной особенностью дизайна нового 9-3 Convertible можно назвать то, что автомобиль великолепно смотрится как с открытым верхом, так и с поднятой крышей. Не каждый кабриолет может этим похвастаться.
Еще одна отличительная особенность Saab – теплый, гармоничный, без излишней парадности, типично скандинавский интерьер. Особое внимание дизайнеры обратили на комфорт пассажиров на задних сидениях.
У кабриолета Saab трехслойная крыша, причем средний слой изготовлен из толстого ворсистого материала на основе войлока, что обеспечивает отличную шумоизоляцию и позволяет эксплуатировать автомобиль при температуре до – 20°С, то есть практически круглый год. Наружный слой изготовлен из высокопрочного прорезиненного полотна, а внутренний тканевый слой выполнен в светлых тонах, а не черный, как у многих других кабриолетов. Полный цикл подъема крыши осуществляется всего за 20 с, при этом автоматически поднимаются стекла и включается кондиционер.

В 1998 году в продаже появилось первое поколение Saab 9-3 (Сааб 9-3), через четыре года — второе. Авто было построено на платформе Opel Vectra. В 2008 году состоялась презентация рестайлинга второго поколения. В 2011 году шведский производитель объявил себя банкротом — сборка авто была остановлена. Рестайлинг первого поколения выпускался в четырёх типах кузова: универсал, седан, кроссовер и кабриолет. Длина Saab 9-3 в кузове кроссовер была равна 4690 миллиметрам, ширина — 1456 миллиметрам, высота — 1573 миллиметрам. Высота дорожного просвета составляла 160 миллиметров.

Спортивный характер модели подчёркивался обтекаемой формой кузова, хромированной решёткой радиатора, мощным бампером, агрессивной формой передней оптики, широкими колёсными арками, рейлингами на крыше. Машина оснащалась антиблокировочной системой тормозов, четырьмя видами подушек безопасности, климат-контролем, электростеклоподъёмниками, бортовым компьютером. Более высокий уровень оснащения получила Saab 9-5.

Под капотом наиболее дорогой дизельной модификации Saab 9-3 был расположен 1,9-литровый 180-сильный агрегат, который функционировал с 6-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач и передним приводом. Максимальная скорость равнялась 225 километрам в час. По городу авто расходовало 7,9 литра, а на шоссе — 5,0 литров топлива на 100 километров пути. Технические характеристики Saab 9-3 топовой бензиновой модификации: двигатель объёмом 2,0 литра мощностью 220 лошадиных сил, 6-ступенчатая «механика» и передний привод. Максимальная скорость составляла 230 километров в час. С места до сотни машина набирала за 9 секунд.

В основе автомобиля Saab 9-3 лежит платформа модели Opel Vectra. Отличительной особенностью всех машин данной линейки является применение турбированных силовых агрегатов. Первое поколение автомобилей 9-3 производилось в период с 1998 по 2002 год. Предшественником авто была модель Saab 900. Первая генерация автомобилей выпускалась в кузовах кабриолет и хэтчбек. Интересно, что официально машина маркируется номером 93, хотя модель с таким номером выпускалась шведской компанией в 1995-1960 годах. Второе поколение Saab 9-3 увидело свет в 2003 году. А в 2007 году на фестивале Saab в Трольхеттане была продемонстрирована очередная модификация Saab 9-3, прошедшая серьезный фейслифтинг. Модель получила новые дверные панели, задние фонари и грейферный капот. Производство этой модификации началось в 2008 году. Незначительные изменения облика коснулись и ограниченной версии XWD 9-3 Turbo X, которая была представлена на Франкфуртском автосалоне в 2007 году. В 2008 году шведской компанией была выпущена полноприводная модификация автомобиля, получившая название Aero. Также автомобиль выпускается в кузове универсал под именем Saab 9-3 Sport Combi.

Премьера шведского полноприводного универсала Saab 9-3X состоялась на Женевском автосалоне в 2009 году. В продажу авто поступило в 2010 году. Производитель также называет данную модель Sport Wagon. От оригинального автомобиля машина отличается увеличенным на 3,5 сантиметра дорожным просветом, пластиковым обвесом кузова, алюминиевыми рейлингами на крыше и 17-дюймовыми литыми колесными дисками. Среди основных конкурентов авто называются модели Volvo XC70, Audi Allroad Quattro и Subaru Outback. Универсал Saab 9-3X оборудуется одним из двух силовых агрегатов: бензиновым турбомотором рабочим объемом 2 литра и мощностью в 210 лошадиных сил или 1,9-литровым турбодизельным двигателем TTiD, развивающим мощность в 180 лошадиных сил. Система полного привода XWD, разработанная автопроизводителем в совместной работе с компанией Haldex, устанавливается только на бензиновые модификации. Дизельные версии авто – переднеприводные. С бензиновым агрегатом Saab 9-3X способен разогнаться до 100 км/ч за 8,2 секунды, а максимальная скорость машины составляет 230 км/ч. Интерьер автомобиля выполнен в спортивном стиле и отделан вставками из материи, кожи и металла.

Премьера автомобиля Saab 9-3 состоялась в 1998 году. Авто представляло собой обновленный вариант 900-й модели и было очень похоже на предшественника. Помимо кабриолета, машина выпускалась в кузовах трехдверный и пятидверный хэтчбек. Второе поколение Saab 9-3 дебютировало в 2002 году. Автомобиль был построен на той же платформе, что и Opel Vectra, известной под названием Epsilon. Под капот авто устанавливались исключительно турбодвигатели, которые работали в паре с новыми автоматическими и механическими трансмиссиями. Машина стала просторнее и получила несколько вариантов обивки салона. Примечательно, что Saab 9-3 Convertible сошел с конвейера на год позже оригинального авто. Несмотря на то, что кабриолет очень похож на версию Sport Sedan, он был разработан с нуля, а его проектирование велось параллельно. Модификация с открытым верхом получила кузов с увеличенной в три раза жесткостью на кручение; а боковые силовые элементы были объединены кольцом жесткости. Не обошлось также без преднатяжителей ремней и дуг безопасности, что еще больше увеличивает пассивную защиту. Крыша Saab 9-3 Convertible трансформируется за 20 секунд. В 2007 году было произведено очередное обновление автомобиля.

Сааб 9-3 спорт-седан создан на платформе Opel Vectra C. И моторы ему достались соответствующие – созданные инженерами GM. Двигатель, о котором здесь пойдет речь, никакого отношения к шведскому автопрому не имеет. Хотя, вероятно, именно шведам пришла в голову идея «надуть» его турбиной.

Если глубоко капнуть, то найти корни этого двигателя можно еще в силовом агрегате C20LET, созданного немецким инженером Фритцем Индра в 1987 году. Кстати, этот инженер с 1997 по 2005 год являлся исполнительным директором по перспективному развитию в Детройте на предприятии General Motors Powertrain. Поэтому рассматриваемый мотор все же имеет немецкие корни, пусть и сильно модифицированные с годами.

А в целом же, двигатель B207 под капотом Сааб является полным аналогом опелевского мотора Z20NET. Он сделан на основе атмосферника объемом 2,2 литра.

У него алюминиевый блок с чугунными гильзами, цепь в приводе ГРМ. Фазовращатели отсутствуют, но есть модуль с двумя балансирными валами, приводимый отдельной цепью.

Двигатель получился простой и надежный, он даже менее капризен, чем его 2,2-литровый прародитель. Но у него есть некоторые особенности и врожденные недостатки, о которых мы сейчас поговорим.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя B207E, снятого с Saab 9-3 2005 года выпуска с пробегом 210 000 км. Это наименее мощная версия – развивает 150 л.с. Однако от 175- и 210-сильных он отличается прошивкой и турбиной. Также для справки заметим, что у 210-сильной версии двигателя (B207R) свои оригинальные распредвалы (про отличия турбин рассказано далее по тексту)

Выбрать и купить двигатель 2.0t для Saab 9-3, Opel Vectra, Opel Signum вы можете на сайте компании «АвтоСтронг-М».

Дроссельная заслонка

Симптомы загрязненной электронной дроссельной заслонки хорошо известны – плавают обороты, отклики на газ становятся вялыми, увеличивается расход топлива и падает тяга. Однако чистка дросселя на двигателе B207 не всегда помогает, т.к. часто в ее сервоприводе изнашиваются или даже лопаются шестерни. Приходится покупать заслонку в сборе.

Бензонасос в баке

Еще одна характерная неисправность двигателя B207 связана с выходом из строя бензонасоса. Может выйти из строя моторчик или загрязнится его приемная сетка. В большинстве случаев это случается из-за долгой эксплуатации на некачественном бензине. Симптомы проблемы проявляются жарким летом: машина дергается при разгоне, обороты плавают, двигатель глохнет. Приходится менять весь модуль погружного насоса или мастерить – говорят, подходит простой электромотор Bosch с Лады.

Датчик положения коленвала

Датчик положения коленвала на двигателе B207 не очень долговечный. При его выходе из строя машина просто не заводится, но до этого глохнет на ходу, не заводится на горячую. Неисправность датчика также хорошо диагностируется.

Поломка ЭБУ

Мозги двигателя Saab B207 стоят в не очень удачном месте и перегреваются. К пробегу в 250 000 км блок просто выходит из строя. Но до этого диагностируются неисправности цепи всех форсунок, двигатель дергается, троит, глохнет испускает светлый дым из выхлопной трубы. Электронный блок управления ремонту не поддается. Приходится покупать новый или б/у и перепрошивать его перед установкой.

Клапан вентиляции картерных газов

Клапан вентиляции картера погружен в выпускной коллектор. При выходе из строя клапан «дуется» в обе стороны, что нарушает работу вентиляции. При этом двигатель тоже теряет в тяге, вяло откликается на газ и возникают течи масла по сальникам распредвалов, коленвала и из-под прокладки вакуумного насоса. Еще один признак неработоспособности клапана вентиляции картера – присутствие масляного налета во впуске рядом с дроссельной заслонкой.

Турбина

В зависимости от года выпуска и мощности на двигателе Saab B207 устанавливается турбина от Garret либо Mitsubishi. На всех 210-сильных моторах стоит турбина Mitsubishi TD04-14T (прямо как на двигателях Volvo, только с другими фланцами и изгибами патрубков).

На менее мощных (150 и 175 л.с.) версиях до 2006 года стоит Garrett GT2052, а затем – та же самая Mitsubishi TD04-11TK.

Кстати, как и говорили в начале, на менее мощный мотор можно поставить топовую турбину от Aero, перепрошить блок его прошивкой и получить 210-сильный двигатель.

На «улитках» компрессоров обоих установлены перепускные клапаны, стравливающие излишнее давление наддува при закрытии дроссельной заслонки. Эти клапаны являются основной причиной «недодува» турбины – по ощущениям турбомотор начинает ехать как «атмосферник». То есть, сильно теряет в мощности.

В актуаторе клапана-байпаса просто рвется резиновая мембрана. Для турбин Mitsubishi предлагается оригинальный ремкомплект этой мембраны, что позволяет восстановить ее относительно недорого. Для турбин Garret ремкомплекта нет, только клапан в сборе, но подходит мембрана из ремкомплекта для турбин Volvo с моделей серий 700 и 900. Также есть вариант приделать на турбину Garret байпас от турбины Mitsubishi или заклеить прохудившуюся мембрану.

Также проблема с недодувом турбины может возникать при выходе из строя электровакуумного клапана, управляющего байпасом. Если после перезапуска двигателя он некоторое время начинает тянуть в полную силу, то явно проблема в клапане.

Еще кстати недодув бывает из-за неисправного реле скорости вентилятора: перегорает первая скорость и мозги режут наддув.

Выбрать и купить турбину для двигателя Сааб 9-3 2.0 турбо, Опель Вектра 2.0 турбо, Опель Сигнум 2.0 турбо вы можете на сайте компании «АвтоСтронг-М».

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ и цепь привода балансиров на двигателе B207 ходит в среднем около 200 000 км или даже менее того. Признаки ее растяжения проявляются в виде шелеста, цокания и даже громыхания при холодном запуске двигателя.

Если пренебрегать посторонними шумами работы двигателя, то можно доездиться до того, что растянутая цепь начнет сорить стружкой, которая появляется от трения по изношенным шестерням, задевания корпуса масляного насоса. Вся эта стружка приведет к задирам на вкладышах, может даже закупорить масляные каналы.

Также сильно растянутая цепь может перескочить, что приведет к столкновению поршней и клапанов. Клапана будут загнуты, часть рокеров будет сломана.

Появившейся в 1997 году Saab 9-5 сменил модель с самым длинным индексом в истории компании — 9000. Новый индекс оказался «с вывертом» — на автомобиле и в буклетах используется начертание в стиле «9 в пятой степени».

Автомобиль создан на одной платформе с автомобилем Opel Vectra. По некоторым узлам унифицирован с Opel Omega. В частности, использовался двигатель V6 с «опелевскими» корнями. Шведы оснастили этот трехлитровый двигатель системой Ecopower с оригинальным асимметричным турбонаддувом низкого давления и четырьмя клапанами на цилиндр. Как и четырехцилиндровые силовые агрегаты — 2,0 л и 2,3 л — V6 получил фирменную систему управления Trionic 7. Причем двухлитровый выпускался в двух версиях, различающихся по давлению наддува и, соответственно, мощности. Более скромная (0,4 бар, 150 л.с.) имела индекс «t», а та, что помощнее (0,95 бар, 185-192 л.с. в зависимости от страны) — «Turbo». Также в двух версиях существует и двигатель 2,3 л: 170 л.с. и 230 л.с. Последний предназначен исключительно для самой динамичной модификации Aero.

Салон Saab 9-5 в сравнении с салоном прародительницы 9000-ой модели менее угловатый, все линии обивки стали более мягкими и имеют свое логическое завершение. Посадка водителя — удобнее, да и число регулировок сиденья возросло с четырех до пяти, причем их диапазон увеличился. Можно отрегулировать положение рулевого колеса не только в продольном направлении, но и по высоте. Щиток приборов отображает минимум информации. Это указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, тахометр и индикатор режимов автоматической коробки передач, а в центре расположена довольно крупная шкала спидометра.

На 9-5 показания компьютера выведены на отдельный дисплей в верхней части центральной консоли. Это удобнее.Во время ночной езды можно нажать на кнопку night panel. И тогда работает только подсветка спидометра до 140 км/ч. Остальные шкалы исчезают в темноте, гаснут экраны бортового компьютера и климатической установки. Правда, подсветка всех кнопок остается, и искать их вслепую не придется.

Еще одной отличительной особенностью 9-5 является расположение замка зажигания. Он установлен на тоннеле пола, возле рукоятки стояночного тормоза. Заглушив двигатель, водитель сможет вытащить ключ лишь после того, как включит заднюю передачу. Эта механическая «противоугонка» работает в паре с электронной сигнализацией, кнопки управления которой расположены на корпусе ключа зажигания. Здесь же пристроилась и кнопка дистанционного открывания багажника. Есть еще ряд приятных мелочей. Это и подстаканники, выезжающие из самых необычных мест. И задние подголовники, откидывающиеся для улучшения обзорности. И прекрасная аудиосистема фирмы Harman-Kardon с проигрывателем компакт-дисков и девятью динамиками. Правда, последняя входит в список дополнительного оборудования.

Удобная посадка достигается широким диапазоном регулировок сиденья. Кроме того, от своего предшественника Saab унаследовал подогрев передних сидений с тремя режимами работы (можно заказать и систему вентиляции сидений — очень удобная опция, особенно если в салоне кожаные сиденья), обдув не только передних, но и задних боковых стекол.

Багажник большой и удобный, при желании его объем можно еще увеличить, сложив спинки задних сидений как полностью, так и по частям. Такая возможность нечасто встречается на седанах данного класса. Также в спинке заднего сиденья имеется люк для размещения лыж или других длинных вещей.

Первые года Saab 9-5 был представлен только кузовом «седан». Осенью 1998 года гамму пополнил универсал. Он сохранил удачные черты седана Saab 9-5 — характерный передок, динамичные линии боковин, массивную стойку за задними дверьми. Но благодаря длинной крыше с аэродинамичным козырьком, другим задним дверям и оформлению задних окон Wagon получился еще более стильным. Он выглядит массивно и по-шведски основательно — и в то же время по-самолетному легко и стремительно. Универсал красив, узнаваем, солиден. В салоне традиционный и удобный интерьер, которым славится и седан Saab 9-5. Типичная панель с самолетным обилием кнопок и надписей зеленого свечения. Замок зажигания, конечно же, внизу, сразу за рычагом КПП. Ключ с массивным брелоком, управляющим дверными замками, можно вытащить из зажигания только если включена задняя передача или диапазон Р «автомата».

Спинка заднего сиденья складывается по частям. Багажник не самый большой в классе, но очень удобный. Пол плоский — и остается столь же ровным после складывания заднего сиденья. Специальные фонари освещают зону под открытой дверью багажника. Стоит при работающих «дворниках» включить задний ход — и заработает стеклоочиститель окна пятой двери. Открыть багажник можно или ключом, или нажатием кнопки на водительской двери, или с брелока — клавиши или рукоятки на самой крышке багажника, увы, нет. Открывается пятая дверь высоко и под прямым углом, так что под ней может прохаживаться, не нагибая головы, даже тот человек 1,8-метрового роста.

В 2000 году эту модель модернизировали. Мощность 2,3t довели до 185 л.с. Изменили список опций — в частности, появился датчик дождя, новый ключ с встроенными кнопками дистанционного управления центральным замком и более сложный фильтр в системе вентиляции салона.

В 2005 году был представлен Saab 9-5 последнего поколения. Автомобиль выпускается с кузовами седан и универсал (9-5 Sport Combi). От моделей предыдущего поколения оба автомобиля отличаются прогрессивным дизайном и улучшенными динамическими характеристиками: все версии Saab 9-5 2006 года оснащают двигателями повышенной мощности – до 260 л.с.

В основу экстерьера модели положен образ концепта Saab 9X 2001 года, переделки коснулись и интерьера – был обновлен дизайн приборной доски и салона. Базовые версии Saab 9-5 получили стандартную комплектацию Arc 2005 года: непрозрачный люк в крыше, кожаный салон, подогрев передних сидений и т.д.

Saab 9-5 — хороший выбор для тех, кто ценит в автомобиле не только комфорт, но и динамику, а также стиль.

Есть в модельном ряду Saab 9-5 экспериментальный автомобиль с приставкой Aero BioPower, оснащенный уникальной силовой установкой. Стандартный 2,3-литровый турбомотор 9-5 Aero был модернизирован под возможность использования биологического топлива – биоэтанола (спирта).

Биоэтанол – топливо с высоким октановым числом (104 RON). Поэтому под использование данного вида топлива базовый мотор приходится немного дорабатывать: устанавливать на него новую систему управления двигателем и модернизированные детали газораспределительного механизма. Кроме того, на автомобилях BioPower приходится использовать специальные материалы в топливной системе, стойкие к данному виду топлива.

В результате автомобиль, оснащенный таким двигателем, может ездить как на бензине, так и на биоэтаноле, однако в последнем случае двигатель не только выдает большую мощность, но и оказывается заметно экологичнее, чем бензиновый вариант. При работе на биоэтаноле, 2,3-литровый турбированный двигатель BioPower способен уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу на 70% и вырабатывает большую на 14% мощность. То есть 2,3-литровый мотор Saab 9-5 Aero при использовании биоэтанола выдает мощность 310 л. с. (вместо 260 в базовой версии), а мощность более простого 2,0-литрового турбомотора возрастает со 150 до 180 л. с. Если залить в бак обычный этилированный бензин, разгон до 100 км/ч займет 8,5 секунд, ну а на биоэтаноле этот показатель составит 7,9 секунды.

В настоящее время данный автомобиль уже продается в Швеции. Серийный выпуск автомобилей SAAB с гибридной силовой установкой начнется не раньше 2009–2010 года.

Шведский автопроизводитель решил создать абсолютно новое поколение модели 9-5. Пока оно только в планах. Предварительное название новой модели SB650. Автомобиль планируется выпускаться в кузове седан и универсал. Он будет спроектирован на новой платформе Epsilon II, которой инженеры GM придадут большую гибкость, а также увеличат в длине. От Epsilon первого поколения новый Saab 9-5 заимствует только лучшие качества, в частности, сдвоенные вилки передней подвески и многозвенную заднюю ось, обеспечивающие спортивную езду и отличную управляемость. Кроме того, Saab получит пневматическую подвеску. Помимо четырехцилиндровых бензиновых и дизельных двигателей, 9-5 получит шестицилиндровые мощностью до 350 л.с.

Из ярких черт экстерьера можно отметить агрессивную форму воздухозаборников и рельефный капот, стекающий на широкую решетку радиатора. Появление нового поколения Saab 9-5 ожидается не раньше осени 2008 года.