06 мая 2023

Регулировка клапанов ВАЗ 2103 своими руками, видео

Содержание

Регулировка клапанов на автомобиле ВАЗ-2103 своими руками

Следует сразу отметить, что ничего особо сложного в данной процедуре нет. Соответственно, отрегулировать клапаны на «тройке» вполне можно и самостоятельно, без визита в автосервис. Тем не менее определенные знания здесь все-таки нужны – в частности правильный порядок действий и еще несколько важных моментов. Перед тем как приступать непосредственно к работе, следует подготовить необходимые для этого инструменты. Здесь вам понадобятся:

  • ключи – гаечные рожковые, свечной, для поворота коленвала;
  • специальный щуп толщиной 0,15 миллиметра – с его помощью проверяется зазор;
  • линейка;
  • маркер.

Работа лучше всего выполнять, когда автомобиль стоит на ровной поверхности. Перед тем как приступать к регулировке, дайте двигателю остыть, поскольку в ином случае зазоры будут выставлены неправильно. Чтобы получить доступ к клапанам, нужно будет сперва снять корпус воздушного фильтра.

Никаких затруднений на данном этапе возникнуть не должно. Далее можно снимать крышку клапанов.

Теперь следует выкрутить свечи. Это нужно для того, что не прилагать особых усилий, проворачивая коленвал. При этом свечные отверстия лучше прикрыть специальными заглушками, чтобы в процессе работы ничего туда случайно не уронить. Теперь нужно обязательно проверить натяжение приводной цепи. Это очень важный момент. К регулировке клапанов можно приступать только лишь в том случае, если цепь натянута правильно.

Все перечисленные выше действия – это, по сути, подготовительный этап. После его завершения можно приступать к основной процедуре. Здесь нужно строго соблюдать определенную последовательность действий. В первую очередь устанавливаем верхнюю мертвую точку на 1-м цилиндре. Для этого следует провернуть коленвал до тех пор, пока не совпадут метка его шкива с самой длинной отметиной на крышке привода. Это еще не все. Нужно также проверить совпадение метки, имеющейся на звездочке распредвала и отлива крышки.

Убедившись, что все в порядке, приступаем к следующему этапу. В первую очередь проверяем зазор на 8-м и 6-м клапанах. Определить где какой несложно. В частности, 8-й клапан является наиболее отдаленным от звездочки распределительного вала. Теперь нам пригодиться приготовленный ранее щуп. Его следует вставить между рокером и кулачком распределительного вала. Регулировка нужна в случае, если щуп не проходит между ними, или ходит слишком свободно. Если никаких проблем здесь нет, то щуп, вставленный между рокером и кулачком распредвала, будет ходить с небольшим натягом.

Читайте также: Объем двигателя на ВАЗ-2103

Если с последним вариантом все ясно, то непосредственно процесс регулировки следует рассказать подробнее. Для этого сперва нужно ослабить стопорную гайку рокера – для этого нам понадобиться ключ на 17. Далее нужно прокрутить регулировочный винт. Делается это с помощью ключа на 13. Здесь нам нужно добиться, чтобы щуп ходит с заметным усилием. Достигнув желаемого результата, можно затягивать стопорную гайку. При этом не забывайте удерживать ключом регулировочный винт. После того как гайка затянута, проверьте еще раз зазор.

Теперь можно переходить к следующему этапу, нам нужно провернуть коленвал на 180 градусов. Чтобы работать было удобнее, нанесите на шкиве дополнительную отметину, воспользовавшись предварительно приготовленными маркером и линейкой. Делается она строго напротив метки, установленной перед началом работы. Проворачиваем коленвал и регулируем зазор на 7-м и 4-м клапанах. Процедура здесь аналогична предыдущей. В принципе, алгоритм дальнейших действий такой же. Проворачиваем коленвал на 180 градусов, проверяем и регулируем зазор на 3-м и 1-м клапанах. Вот практически и все. Еще раз проворачиваем коленвал, и выставляем зазор на оставшихся двух клапанах, то есть, на 5-м и 2-м. После этого остается лишь установить на место ранее снятые детали. Сборка осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет – просто придется потратить немного времени и сил.


Для выполнения работы потребуется специальный плоский щуп 0,15 мм, рожковые ключи на 13 и 17, ключ для проворачивания коленчатого вала за храповик.

Перед проверкой и регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку трамблера и клапанную крышку двигателя автомобиля, отрегулировать натяжение цепи (двигатели 2101, 21011, 2103, 2106) или ремня (двигатель 2105). Проверку и регулировку следует проводить на холодном двигателе.

На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2103, 2105, 2106 измеряется тепловой зазор между задней частью кулачка распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана. Он составляет 0,14-0,17 мм для впускных и выпускных клапанов.

Порядок проведения проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

— Проверяем и регулируем зазор у 8-го и 6-го клапанов

Поворачиваем коленчатый вал за храповик специальным ключом по часовой стрелке до момента совпадения установочной метки на звездочке (шкиве) распредвала с выступом-меткой на корпусе подшипников распредвала. Контакт «бегунка» трамблера смотрит на гнездо высоковольтного провода четвертого цилиндра в его крышке (для определения расположения нужного гнезда при снятой крышке трамблера ориентируемся на винты с четырех сторон корпуса трамблера, они совпадают с расположением гнезд).

При совпадении меток в четвертом цилиндре происходит такт сжатия, в третьем впуска. Соответственно 8-й выпускной клапан в четвертом и 6-й впускной в третьем цилиндрах будут закрыты, между рабочей поверхностью их рычагов и тыльной стороной кулачков распредвала будет определенный зазор. Его-то и следует проверять и регулировать.

Проверяем тепловой зазор – вставляем щуп между кулачком и рычагом, он должен входить с легким защемлением и не «закусываться».

Если зазор слишком маленький или слишком большой, ослабляем ключом на 17 контргайку регулировочного болта, придерживаем ее им от проворачивания, другим ключом на 13, вращаем регулировочный болт, уменьшая или увеличивая зазор. Проверяем зазор щупом и если он соответствует норме, затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт ключом на 13.

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 4-го и 7-го клапанов

Для этого поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт «бегунка» при этом поворачивается на 90º и смотрит на второй цилиндр. Проверяем и если необходимо регулируем тепловой зазор.

— Проверяем и регулируем тепловые зазоры у 1-го и 3-го клапанов

Опять поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 1-й цилиндр.

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 5-го и 2-го клапанов

Снова поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 3-й цилиндр. Аналогично проводим проверку и регулировку.

Все проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя завершена. Возможно, после ее проведения придется несколько подкорректировать обороты холостого хода двигателя регулировочными винтами карбюратора.

Таблица последовательности регулировки тепловых зазоров клапанов двигателей 2101, 21011, 2103, 2105, 2106, 2107

Примечания и дополнения

— Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения его элементов в процессе прогрева и работы двигателя. Если зазоры маленькие или вообще отсутствуют – клапана неплотно прикрываются, обгорают их кромки, процесс горения топливной смеси в камерах сгорания нарушается, соответственно снижается мощность и приемистость двигателя. Повышается расход топлива. Если, наоборот. Зазоры слишком велики, слышен металлический цокот под клапанной крышкой на холостом ходу, клапана приоткрываются недостаточно, наполнение камер сгорания и последующая их вентиляция нарушается. Опять же это приводит к падению мощности и приемистости двигателя, повышению расхода топлива, неравномерной его работе на холостом ходу.

Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

— Признаки износа маслосъемных колпачков на двигателях автомобилей ВАЗ

— Безразборная проверка исправности клапанного механизма двигателя

— Прогорел клапан, признаки, причины

Регулировка клапанов на ВАЗ 2103

Поскольку работа двигателя основана на постоянном сгорании в цилиндрах топливно-воздушной смеси, цилиндропоршневая группа довольно сильно нагревается, что приводит к расширению металла.

Конструктивно механизм клапанов имеет специальные рычаги, которые также называют рокерами. Они установлены между распредвалом и торцевой частью штока клапана. Иными словами, кулачок распредвала воздействует на клапан через рокер, а зазор регулируют между ним и самим кулачком. Из-за расширения металла возникает необходимость подгонки.

Если бы таковой зазор отсутствовал, работа двигателя была бы некорректной либо вовсе невозможной из-за нарушения фаз газораспределения.

Регулировка теплового зазора клапанов выполняется между кулачком распредвала и специальным рычагом

Когда и для чего производится регулировка

Регулировка клапанов является одним из важных мероприятий при обслуживании двигателя на автомобилях семейства ВАЗ. Прежде всего, необходимость в проведении такого процесса связана с конструкцией клапанного механизма. В ходе работы узла образуется выработка на соприкасающихся поверхностях рычага, торце клапана и кулачках распредвала, что сказывается на увеличении зазора. В силу того, что конструкция механизма является довольно простой, регулировку без особого труда можно выполнить своими силами.

Необходимость в выставлении правильного зазора возникает в следующих ситуациях:

  • при ремонте механизма ГРМ;
  • доносится шум из области ГБЦ;
  • пробег после последней регулировки составляет более 15 тыс. км.;
  • снизилась мощность мотора;
  • увеличился расход топлива.

После ремонтных работ с механизмом ГРМ в обязательном порядке выполняют регулировку клапанов

Снижение динамики может быть связано также с карбюратором. Если регулировка этого узла не дала никаких результатов, следующее на что нужно обратить внимание — это именно клапана.

Инструменты для регулировки

Регулировка теплового зазора осуществляется при помощи материалов и инструментов, который должен быть в арсенале каждого владельца «классики»:

  • набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на «13» и «17»);
  • щуп для замера зазора;
  • отвёртки;
  • ветошь.

Отдельно следует сосредоточиться на щупе, поскольку обычный плоский инструмент для этой процедуры не пойдёт. Понадобится широкий щуп толщиной 0,15 мм.

Чтобы отрегулировать тепловой зазор понадобится специальный широкий щуп толщиной 0,15 мм

Подготовительные работы

Помимо того, что регулировку проводят на остывшем двигателе, потребуется частичный демонтаж некоторых его элементов:

  1. Откручиваем гайки и снимаем крышку воздушного фильтра, извлекая сам фильтрующий элемент. Снимаем воздушный фильтр, после чего демонтируем сам корпус
  2. Отсоединяем шланги, идущие к корпусу фильтра, после чего отворачиваем крепёж.
  3. Отвёрткой откручиваем крепление троса подсоса, затем демонтируем тягу дроссельной заслонки. Демонтажу клапанной крышки будет мешать трос подсоса, откручиваем винты его крепления и убираем деталь в сторону
  4. Торцевым ключом на «10» откручиваем гайки крепления крышки ГБЦ и снимаем её. Для регулировки клапанов потребуется снять клапанную крышку, для чего откручиваем гайки крепления
  5. Демонтируем крышку трамблёра.

После проделанных действий с помощью специального ключа потребуется установить поршень четвёртого цилиндра в ВМТ. Шкив коленвала в этом случае должен быть установлен напротив длиной метки на блоке цилиндров, шестерня распредвала — напротив отлива на крышке подшипников, бегунок распределителя — соответствовать проводу четвёртого цилиндра.

Перед началом регулировки устанавливают коленвал и распредвал по соответствующим меткам

Порядок регулировки клапанов

После того как все метки выставлены, приступаем к проверке либо регулировке зазора, который должен составлять 0,15 мм:

  1. Работу начинаем с 6 и 8 клапана, считая со стороны цепи ГРМ. Между кулачком распредвала и рокером вставляем щуп и, если он входит одинаково туго, то в регулировке нет необходимости. С помощью щупа проверяем зазор и при необходимости выполняем его регулировку
  2. Если щуп входит свободно либо с трудом, зазор потребуется отрегулировать. Для этого ключом на «13» удерживаем головку болта, а ключом на «17» ослабляем контргайку. Вставляем щуп и путём вращения болта выставляем нужное положение, после чего затягиваем контргайку и для контроля проверяем, не изменился ли зазор. Чтобы отрегулировать зазор, ключом на «13» удерживаем головку болта, а ключом на «17» ослабляем контргайку
  3. Зазор на остальных клапанах выставляем аналогичным образом. Для этого коленвал проворачиваем на пол-оборота и регулируем 4 и 7 клапаны. После 6 и 8 клапана, провернув коленвал на пол оборота, регулируем 4 и 7 клапаны
  4. Коленчатый вал поворачиваем ещё на 180˚ и производим регулировку 1 и 3 клапанов. Для регулировки клапанов других цилиндров коленвал проворачиваем специальным ключом
  5. В последнюю очередь проверяем и при необходимости регулируем 2 и 5 клапаны.

Щуп на всех клапанах должен выниматься с одинаковым усилием. При этом важно знать и помнить, что маленький тепловой зазор будет хуже большого, а это может привести к прогоранию клапанов.

Видео: регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2101–07

Маслосъёмные колпачки

Маслосъёмные колпачки, которые также называют сальниками клапанов, предназначены для снятия масла с клапанов и предотвращения попадания его излишков в мотор. В силу того, что материалом изготовления колпачков является резина, со временем эта деталь попросту изнашивается и начинает пропускать масло, в результате чего его расход увеличивается.

Для чего нужны маслосъёмные колпачки

Для правильной работы распредвала узел нуждается в постоянной смазке. Однако её попадание в цилиндры силового агрегата — нежелательное явление. Как раз для этого и были разработаны масляные колпачки. Если сальник не выполняет свою функцию, масло попадает в камеру сгорания по штоку клапана, что приводит к образованию единой смеси с топливом и воздухом. В процессе сгорания масла образуется нагар как на седле клапана, так и на прилегающей к нему части клапана. В результате деталь нормально не закрывается.

Помимо этого, нагар скапливается на стенках цилиндра, на верхней поверхности поршня, а также на поршневых кольцах. Все это сказывается как на работе мотора, так и на его ресурсе. Например, холостые обороты становятся нестабильными, компрессия снижается. К тому же масло, попадая в камеру сгорания, приводит к ухудшению характеристик воспламенения топливно-воздушной смеси. Это говорит о том, что маслосъёмные колпачки выполняют важную функцию и их работоспособности нужно уделять особое внимание.

Какие колпачки установить на ВАЗ-2103

Столкнувшись с необходимостью замены и выбора сальников клапанов, выбирают именно те изделия, которые подходят для конкретной модели двигателя. Поскольку отечественные производители уступают по качеству импортным, предпочтение следует отдавать таким известным брендам, как Elring, Glazer, Goetze.

Для снятия масла с клапанов используются маслосъёмные колпачки

Признаки износа сальников

Судить о том, что срок службы колпачков подошёл к концу, можно по следующим основным признакам:

  • появление синеватого дыма из системы выхлопа;
  • повышение расхода масла (около 1 л на 1 тыс. км.);
  • появление нагара на свечах зажигания.

В среднем сальники клапанов «ходят» около 100 тыс. км.

Как заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2103

Для того чтобы заменить сальники клапанов, потребуется подготовить следующий инструмент:

  • рассухариватель;
  • пинцет;
  • пруток оловянного припоя (d = 8 мм или около того);
  • молоток;
  • длинногубцы.

Чтобы заменить маслосъёмные колпачки, потребуется подготовить определённый набор инструментов

После этого можно приступать к работе:

  1. Снимаем минусовую клемму с АКБ, фильтрующий элемент, его корпус и крышку клапанов. Работу по замене маслосъёмных колпачков начинаем с демонтажа корпуса с фильтром и клапанной крышкой
  2. Устанавливаем коленвал в ВМТ 1 и 4 цилиндра. Для того чтобы не нарушить фазы газораспределения, 1 и 4 поршни устанавливаем в ВМТ
  3. Слегка отпускаем болт крепления звёздочки распредвала, разогнув стопорную шайбу.
  4. Отвернув на пол-оборота гайку натяжителя цепи, отжимаем с помощью отвёртки башмак, отпускаем натяжение и зажимаем гайку обратно, т. е. ослабляем цепь. Для снятия звездочки потребуется ослабить цепь ГРМ, для чего ослабляется гайка натяжителя цепи
  5. Откручиваем полностью болт фиксации звёздочки и демонтируем её, при этом цепь удерживаем от падения. Чтобы избежать падения, её фиксируют проволокой весте со звёздочкой. После ослабления цепи откручиваем болт крепления шестерни распредвала и снимаем её
  6. Откручиваем гайки крепления корпуса подшипников. Для демонтажа корпуса подшипников откручиваем гайки крпления
  7. Выворачиваем свечу первого цилиндра и вставляем оловянный пруток. Его конец нужно расположить между поршнем и клапаном.
  8. При помощи рассухаривателя сжимаем пружины первого клапана, после чего длинногубцами вынимаем сухари. Чтобы демонтировать маслосъёмные колпачки, расухаривателем сжимаем пружины и длинногубцами вынимаем сухари
  9. Убираем инструмент и тарелку клапана с пружинами. После изъятия сухарей убираем инструмент и пружины
  10. На колпачок надеваем съёмник и удаляем его с клапана. Чтобы снять колпачки, потребуется специальный съёмник, который надевают на клапан
  11. Чтобы надеть новый элемент, предварительно смачиваем его в моторном масле и напрессовываем съёмником на место.
  12. Аналогичные действия проводим с 4 клапаном.
  13. Проворачиваем коленвал на 180˚, что даст возможность рассухарить 2 и 3 клапаны. Процедуру выполняем в той же последовательности.
  14. Вращая коленвал, аналогичным образом меняем сальники на остальных клапанах.

Вернув коленчатый вал в исходное положение, остаётся отрегулировать зазоры клапанов и установить демонтированные элементы на место.

Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»

Клапанная крышка

Автомобилям семейства ВАЗ присуща течь масла из-под клапанной крышки, что приводит к загрязнению всего двигателя. Проблема на самом деле решается довольно просто: достаточно заменить прокладку.

Замена прокладки клапанной крышки

Чтобы заменить уплотнитель, понадобится следующий перечень инструментов и материалов:

  • головка торцевая на «10»;
  • небольшой удлинитель;
  • вороток или трещотка;
  • сухая тряпка.

Работу выполняем в такой последовательности:

  1. Производим демонтаж воздушного фильтра с корпусом, потом снимаем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора. После демонтажа фильтра и корпуса снимем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора
  2. Откручиваем гайки крепления клапанной крышки, снимая все шайбы. Для демонтажа клапанной крышки потребуется открутить все гайки и снять шайбы
  3. Для замены прокладки извлекаем старую, протираем поверхность головки и крышки ветошью. После удаления старой прокладки протираем поверхность на крышке и ГБЦ чистой тряпкой и устанавливаем новый уплотнитель
  4. Устанавливаем новый уплотнитель, надеваем крышку и закрепляем её.
  5. Все демонтированные элементы ставим в обратном порядке.

Порядок затяжки клапанной крышки

Для правильной затяжки клапанной крышки, процедуру нужно проводить в определённой последовательности, о чём свидетельствует приведённый ниже рисунок. Мастера советуют выполнять эту операцию, начиная со средних болтов и заканчивая крайними.

Чтобы клапанная крышка была установлена правило, нужно следовать определённому порядку затяжки

Выставив правильно тепловой зазор, удастся уменьшить не только шум работы мотора, но и добиться максимальной отдачи мощности, снизить расход топлива. Чтобы получить и поддерживать высокие эксплуатационные показатели силового агрегата, регулировку клапанов рекомендуется выполнять своевременно.