24 июля 2020

Рав 4 3 поколение отзывы владельцев: Toyota rav4 xa30

Мы уже не раз обследовали автомобили Toyota в рубрике «Вторые руки». Серьезные проблемы по части надежности находили редко. И тем ярче на благостной картине блистали слабые сюжеты, которые есть и у кроссоверов Toyota RAV4 серии ХА30 2005—2014 годов выпуска.

Главное, что вам нужно знать о моторах 2.0 и 2.4 самой популярной серии AZ (60% автомобилей на двоих), — это то, что оба агрегата образца 2000 года с небольшими изменениями (в основном в системе нейтрализации отработавших газов) перекочевали с Рафика предыдущего поколения. А посему имеют неплохие шансы отходить до капремонта не менее 300 тысяч километров. Главное, не экспериментировать с качеством и сроками замены масла. Иначе через 120—150 тысяч километров понадобится досрочная замена не только цепи в приводе ГРМ, но и поршневых колец из-за прогрессирующего масложора. Особенно у очередной раз модернизированных агрегатов моложе 2007 года.

Двигатели серии AZ объемом 2,0 и 2,4 литра различаются диаметром цилиндров (86 мм и 88,5 мм) и ходом поршня (86 мм и 96 мм)

Зато тогда же подлечили самую неприятную болячку, доработав алюминиевый блок цилиндров, — уж больно хлипкой была резьба под крепление ГБЦ. Но и у модернизированных моторов манипуляции с головкой все равно нужно производить крайне осторожно: при срыве резьбы последуют утечка охлаждающей жидкости и перегрев.

И не забывайте, что эти моторы крайне любят чистоту, — а не то придется вести столетнюю войну со снижением холостых оборотов до 500—600 об/мин и последующими вибрациями. В числе противников, помимо загрязнившейся дроссельной заслонки, — клапан холостого хода, форсунки и датчик массового расхода воздуха. Также отложения активно собирает впускной коллектор и его заслонки.

В остальном же после 80—100 тысяч километров нужно приглядывать за водяным насосом (70 долларов) и задним сальником коленвала: они имеют привычку течь. А еще вручную, подбором толкателей, настраивать клапанные зазоры.

У появившейся после рестайлинга 2010 года двухлитровой «четверки» серии 3ZR (38% автомобилей) уже гидрокомпенсаторы. Агрегат образца 2007 года резьбовой слабостью блока не страдал, но усложнение ему на пользу не пошло: помимо механизма изменения подъема клапанов Valvematic, мотор обзавелся системой двойного изменения фаз газораспределения на впускном и выпускном валах (Dual VVT-i) — выход из строя ее муфт (по 200 долларов) нередко случается через 100—120 тысяч километров.

Двухлитровый мотор ­3ZR-FAE — самый объемный агрегат в серии ZR

Встречающийся у нас на ­экс-«американцах» моложе 2008 года мотор 2.5 серии AR считается наиболее удачным. А вот его соотечественник 3.5 серии GR, тоже известный нам по седанам Toyota Camry, хоть и наделяет RAV4 наилучшим темпераментом, но сам капризнее. Во-первых, слабее катушки зажигания. А во-вторых, на экземплярах старше 2008 года нередка течь масла из резиновой части двухсоставной трубки в системе смазки (впоследствии была заменена цельнометаллической).

А вот брать бывших «европейцев» с дизелем 2.2 серии AD не советую: бензиновые моторы удаются Тойоте явно лучше. К маслолюбию и течам помпы и прокладок у AD добавляются дизельные нюансы с необходимостью регулярной очистки клапана рециркуляции отработанных газов (EGR) и выходом из строя форсунок (по 400 долларов) и сажевого фильтра после 200 тысяч километров. Но хуже, что через 150 тысяч километров вокруг гильз могут появиться микротрещины, приводящие к прогару прокладки головки блока и проникновению охлаждающей жидкости в цилиндры.

Японские автопроизводители при рекомендации моторных масел опираются на спецификации Международного комитета по стандартизации и сертификации смазочных материалов (ILSAC). Для бензиновых моторов Тойоты RAV4 третьего поколения рекомендованы масла с одобрением ILSAC ­GF-4, разработанным в 2004 году. Однако в 2011-м вышел допуск ILSAC ­GF-5 с более высокими требованиями к энергосбережению, экологичности и защите двигателя, поэтому такой вариант приоритетнее.

Для дизеля с системами EGR или DPF производитель рекомендует малозольные масла уровня ACEA C2, если же данных систем нет — то требования те же, что и для бензиновых двигателей. Рекомендуемая вязкость — 5W-30, а в холодных регионах больше подойдет 0W-20. Срок замены масла не должен превышать 15 тысяч километров, а в тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется сократить его вдвое — особенно для дизельных двигателей, если нет возможности постоянно заправлять автомобиль качественным топливом уровня Euro 5.

В «автомат» залита жидкость уровня свойств Toyota WS. Предписан контроль каждые 60 тысяч километров, но для увеличения срока службы коробки с такой же периодичностью лучше производить замену.

В «механике» масло уровня API GL-4 75W-90 также необходимо менять с периодичностью 60 тысяч километров. А вот у вариатора период замены в полтора раза больше — 90 тысяч километров (трансмиссионное масло — класса Toyota CVT TC).

Первая замена долгоиграющей карбоксилатной (OAT) охлаждающей жидкости необходима при достижении пробега 150 тысяч километров, далее — каждые 90 тысяч. И не забывайте для собственной безопасности раз в 30 тысяч километров обновлять тормозную жидкость. Причем вместо рекомендованной, но устаревшей DOT 3 советую применять лучшую по характеристикам DOT 4.

Для бензиновых и дизельных двигателей: масло G-Energy Far East 5W-30/0W-20
Для дизельных двигателей с EGR/DPF: масло G-Energy F Synth C2/C3 5W-30
Для АКП: масло G-Box ATF DX VI
Для МКП: масло G-Box GL-4/GL-5 75W-90
Для вариатора: масло G-Box CVT
Для системы охлаждения: жидкость G-Energy Antifreeze SNF 40
Для тормозной системы: жидкость G-Energy Expert DOT 4

Таблица двигателей автомобилей Toyota RAV4 (XA30) Серия Рабочий объем, см³ Мощность, л.с./кВт/об/мин Обозначение Годы выпуска Особенности Бензиновые 1AZ-FE 1998 152/112/6000 FE 2006—2010 R4, DOHC, 16 клапанов 2AZ-FE 2362 170/125/6000 FE 2006—2013 R4, DOHC, 16 клапанов 3ZR-FAE 1986 148/109/6100 FE 2008—2013 R4, DOHC, 16 клапанов 3ZR-FAE 1986 158/116/6200 FE 2008—2013 R4, DOHC, 16 клапанов 2AR-FE 2494 182/133/6000 FE 2008—2012 R4, DOHC, 16 клапанов 2GR-FE 3458 269/197/6200 FE 2005—2013 V6, DOHC, 24 клапана 2GR-FE 3458 273/201/6200 FE 2005—2013 V6, DOHC, 24 клапана Дизельные 1AD-FНV 1998 116/85/3800 common rail 2005—2006 R4, DOHC, 16 клапанов, турбонаддув 2AD-FНV 2231 136/100/3600 common rail 2006—2013 R4, DOHC, 16 клапанов, турбонаддув 2AD-FНV 2231 150/110/3600 common rail 2010—2013 R4, DOHC, 16 клапанов, турбонаддув 2AD-FНV 2231 177/130/3600 common rail 2006—2013 R4, DOHC, 16 клапанов, турбонаддув Электрический 154/113 2012—2014 FE — распределенный впрыск; common rail — аккумуляторная система впрыска; R4 — рядный четырехцилиндровый двигатель; V6 — V-образный шестицилиндровый двигатель; DOHC — два распредвала в головке блока цилиндров

«Автомат» или вариатор?

Вот в неумении делать надежные механические коробки передач Тойоту упрекнуть трудно, и агрегаты на RAV4 (16% автомобилей) не исключение. Если не таскать прицеп с бревнами, то и у пятиступки, и у появившейся после рестайлинга шестиступенчатой коробки даже сцепление способно продержаться до рекордных 180—200 тысяч километров. Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас я уже подписан
В России RAV4 предлагался в нескольких комплектациях, включавших себя модификации с 2,0- или 2,4-литровым мотором, а также стандартный и удлиненный варианты — с размером базы 2560 и 2660 мм соответственно. Достаточно богатое стандартное оснащение самой простой версии включает в себя передние противотуманные фары, электроподогрев зеркал с электроприводом, обогрев заднего стекла, омыватель фар, тканевую обивку салона, электроусилитель руля, электроподогрев передних сидений, центральный замок с ДУ, электростеклоподъемники, запасное полноразмерное колесо, CD-плейер. Более богатые комплектации могут включать круиз-контроль, электропривод передних сидений, кожаный салон, запуск двигателя с кнопки, датчики дождя и света, рейлинги на крыше, колесные диски увеличенной размерности. Первая модернизация RAV4 состоялась в 2008 году, а в 2010 была представлена обновленная, рестайлинговая модель.
Для RAV4 предлагалось два двигателя: двухлитровый бензиновый 158-сильный или 2,4-литровый 170-сильный мотор. Первый предлагался в комплектациях с 6-ступенчатой механической трансмиссией (передний привод или 4WD) или вариатором (4WD). Второй — с автоматической 4-ступенчатой адаптивной коробкой передач и системой полного привода (самые дорогие комплектации «Long Комфорт Плюс» и «Long Престиж Плюс»).
Toyota RAV4 оснащен полностью независимой подвеской. Конструктивно передняя подвеска, смонтированная на подрамнике, представляет собой стойки МакФерсон с треyгольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости, а задняя — независимая, на двойных поперечных рычагах конструкция, так же со стабилизатором поперечной устойчивости. Настройка подвески достаточно жесткая, низкопрофильные шины придают дополнительную «строгость» в движении, быть может, немного в ущерб комфорту, но наделяют RAV4 отличной управляемостью. Полноприводная трансмиссия работает таким образом, что в большинстве ситуаций используется передний привод, задний подключается автоматически в случае пробуксовки.
На страже безопасности RАV4 стоят система курсовой устойчивости VSC, антипробуксовочная TRC, ABS. Энергопоглощающий механизм вмонтирован в рулевую колонку. В двери, панели и крышу вмонтированы элементы усиления. В максимальную комплектацию входят восемь подушек безопасности, при этом две подушки безопасности двухступенчатые: в зависимости от силы удара изменяется их раскрытие. В дорогих комплектациях используется система активной безопасности Integrated Active Drive, которая работает совместно с полноприводной трансмиссией и системой стабилизации, благодаря чему кроссовер меньше подвержен заносам и сносам. Высокий уровень безопасности подтверждается краш-тестами.
RAV4 — автомобиль со сбалансированным набором характеристик. Он обладает определенным шармом: внешний вид весьма гармоничен. Относительным недостатком можно назвать высокую стоимость, однако и удешевление по мере старения происходит достаточно медленно. По сравнению с прошлым поколением модель стала комфортнее, удобнее, добавились разнообразные «штучки», которые оценят водители, привыкшие возить с собой все самое нужное: органайзер в багажном отделении, в котором можно разместить разнообразные предметы без ущерба для салонного пространства; множество бардачков и «кармашков». RAV4 третьего поколения по праву считается одним из лучших «паркетников» прошедшего десятилетия.