Приора работает как дизель

Бензиновый ДВС во время работы издает звуки, присущие дизельному двигателю. Причины этого явления и сопутствующие ему опасности. Как определить неисправность. Советы и рекомендации.

Про нормально работающий механизм говорят, что он работает как часы. Бензиновый мотор только что выехавшего из салона легкового автомобиля, действительно, оправдывает это сравнение. Однако приходит время, когда водитель замечает изменившийся характер работы двигателя.

Сопровождающий звук становится более грубым, появляются посторонние шумы и стуки, мотор работает неровно, с вибрациями. Поскольку на слух это напоминает работу дизельного двигателя, часто говорят — мотор «дизелит». Причем случиться это может не обязательно на старой машине. В статье рассматриваются факторы, способствующие подобному поведению движка.

Заправка некачественным топливом

Свою лепту в то, что бензиновый двигатель работает как дизель, способны вносить многие системы и устройства силового агрегата. Однако есть одна внешняя причина, способствующая появлению несвойственных звуков. Это — некачественное горючее.

Главным свойством бензина, характеризующим устойчивость его к детонации (взрывное преждевременное воспламенение), является октановое число. Если двигатель рассчитан на бензин АИ-95, а на заправке вам залили низкооктановое горючее, — неприятности неизбежны.

  1. При определенных нагрузках возникает детонация топлива, сопровождающаяся детонационными стуками, напоминающими звон поршневых пальцев и, отдаленно, — звук работающего дизеля.
  2. Для повышения октанового числа в низкосортный бензин добавляют октаноповышающие присадки, которые на инжекторном двигателе осаждаются в распылителях рабочих форсунок. Подача горючего к разным цилиндрам становится неравномерной, что приводит к жесткой работе двигателя. В запущенном случае форсунки полностью забиваются, вследствие чего двигатель начинает «троить».
  3. Присадки, содержащиеся в «бодяжном» бензине, покрывают электроды запальных свечей слоем красного нагара, из-за пропусков воспламенения мотор опять же «троит».

Совет: старайтесь заправляться на сетевых автозаправочных станциях, расположенных в крупных населенных пунктах или вдоль оживленных трасс. Если горючее заканчивается, залейте на первой попавшейся заправке минимум бензина, чтобы доехать до ближайшей проверенной АЗС.

Неисправности системы зажигания

Как было сказано выше, некачественный бензин губительно сказывается на работе свечей зажигания. Однако даже при использовании хорошего топлива не стоит забывать об их регулярной замене. Раньше свечи чаще всего меняли, когда двигатель уже начинал явно терять свои динамические качества или плохо заводиться.

Сегодня большинство производителей рекомендуют в сервисных книжках производить замену свечей ежегодно или через 15 — 20 тысяч км пробега. В этом случае они не являются причиной ухудшения работы двигателя. Однако можно купить бракованные изделия, и тогда появятся признаки их плохой работы, в том числе и пропуски зажигания.

Поэтому не стоит покупать дешевые свечи неизвестного производителя, — экономия может выйти боком. Причиной пропусков искры могут являться также распределитель зажигания и высоковольтная часть этой системы: провода и катушки.

Негерметичность выпускной системы

Самую богатую звуковую гамму способна воспроизводить система выпуска отработанных газов. Благодаря конструктивным мерам разработчики добиваются благородного характера звучания выхлопа.

Однако последствия зимней эксплуатации приводят к тому, что однажды из глушителя вашего авто послышится тарахтение, напоминающее выхлоп прямоточного глушителя. С этого момента все любители уличных гонок будут воспринимать этот звук как приглашение посоревноваться на светофоре.

Причиной того, что двигатель тарахтит как дизель, является негерметичность того или иного элемента выпускной системы. Прогорать могут все ее компоненты: основной и дополнительный глушители, резонатор, каталитический нейтрализатор отработавших газов, гофра, приемная труба (штаны) и прокладка выпускного коллектора.

Прежде чем достичь такого состояния, появляется небольшой свищ, через который выходят газы (прохудившаяся деталь «сечет», как говорят водители). Найти место повреждения часто бывает затруднительно, поэтому дырка постепенно увеличивается, пока слушать львиный рев выхлопа становится невыносимо.

Иногда внешних повреждений нет, но тракторный звук присутствует. Так бывает, когда выбивают из катализатора сгоревшие керамические соты и ездят с таким «усовершенствованием».

Неисправности ГРМ

Поломки или износ деталей ГРМ (газораспределительного механизма) также могут быть причастны к появлению посторонних звуков под капотом бензинового двигателя. Наиболее распространенные неисправности:

  • Стучат клапана. Этот недостаток присущ старым бензиновым двигателям, на которых требовалась периодическая регулировка клапанов, даже при первом ежегодном техобслуживании. Стук может вызываться неквалифицированным ремонтом (плохое прилегание тарелок клапана к седлам), а также деформацией из-за перегрева деталей.
  • Стучат гидравлические компенсаторы клапанов. Современные клапанные механизмы, оснащенные автоматической регулировкой, более долговечны, однако, и в этом случае износ гидрокомпенсаторов рано или поздно наступает, после чего их следует заменять.
  • Ослаб или изношен цепной привод ГРМ. В этом случае болтающаяся цепь задевает за ограждающую крышку, что вызывает гремящий стук.
  • Перескочил на несколько зубьев ремень ГРМ, в результате чего нарушились фазы газораспределения. Двигатель работает жестко, несвоевременное сгорание топлива вызывает характерный дизельный звук.
  • Изношены подшипниковые постели распредвала, из-за чего появляются ощутимые стуки, особенно при непрогретом двигателе, когда зазоры в подшипниках еще не выбрались.

Износ деталей ШПГ

Шатунно-поршневая группа во время работы двигателя подвержена значительным нагрузкам. Пока зазоры между трущимися поверхностями не превышают допустимых, мотор, работающий на бензине, гораздо тише своего дизельного собрата.

Однако, с увеличением зазоров в результате естественного износа, на приятный шелестящий фон начинают накладываться металлические стуки различного вида. Бензиновый двигатель при этом работает почти как дизельный. Источники стука в шатунно-поршневой группе:

  • Коренные подшипники, износ которых сопровождается низкочастотными стуками, исходящими от постелей коленчатого вала. Звук меняется в соответствии с нагрузкой и частотой вращения коленвала. Возможной причиной износа является масляное голодание двигателя. Появление подобных звуков требует срочного обращения на автосервис, чтобы свести к минимуму возможные последствия.
  • Шатунные подшипники скольжения. Эти детали издают отчетливые, звонкие металлические стуки, источником которых является середина блока цилиндров. Особенно явственно стуки слышны, когда повышается нагрузка. Для определения их источника поочередно отключают свечи зажигания. Езда при таких симптомах чревата разрушением двигателя.
  • Поршневые пальцы издают звенящие звуки высокого тона, несколько напоминающие детонационные стуки. Это звуковое сопровождение менее опасно стука подшипников коленвала, хотя в любом случае его необходимо устранить. Перед посещением ремонтного сервиса можно некоторое время поездить, не допуская повышения нагрузки и высоких оборотов двигателя. Также следует контролировать работу смазочной системы, а главное — следить за уровнем масла.
  • Износившиеся поршни. Они издают глухие стуки, несколько напоминающие рокот дизеля, которые можно услышать после запуска «на холодную». При нагревании мотора слышимость их уменьшается. Ездить в спокойном режиме можно, но слишком откладывать капитальный ремонт двигателя не стоит.

Внимание: когда стук в моторе появляется внезапно, движение необходимо прекратить и вызвать эвакуатор, чтобы добраться до ближайшего авторемонтного сервиса.

Другие причины

На появление «дизельных» звуков оказывают влияние неполадки в работе и других систем двигателя. Некорректная работа охлаждения приводит к тому, что температура двигателя не достигает оптимальной величины для нормального протекания рабочего процесса в цилиндрах. В этом случае тепловые зазоры превышают расчетные, из-за чего возникают дополнительные шумы от соприкосновения взаимодействующих деталей.

При недостаточном давлении масла в системе смазки ухудшаются условия образования масляного клина в подшипниках, работающих в режиме гидродинамического смазывания. Следствием является более грубое взаимодействие рабочих шеек коленчатого и распределительного валов с их постелями.

Бывают и другие причины, иногда довольно редкие. Например, после преодоления глубокой грязной колеи пространство между поддоном картера и его металлической защитой оказывается забито жидкой грязью. После того как машина постоит ночь на стоянке, эта грязь засыхает, и водитель, запустив утром двигатель, бывает немало озадачен неожиданно появившейся вибрацией моторного агрегата.

Эта лихорадка сопровождается стуками, напоминающими работу даже не дизеля, а строительного перфоратора. С большим трудом удается обнаружить причину. Оказывается, засохшая грязь мешает демпфированию крутильных колебаний двигателя, и последние передаются на кузов легковушки, вызывая вибрации и дробный стук.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: есть много причин: почему иногда бензиновый двигатель работает подобно дизельному. Среди них есть как безобидные, так и весьма опасные, которые, если не принять своевременных мер, могут привести к поломке силового агрегата. Поэтому не оставляйте без внимания любые посторонние шумы и звуки, несвойственные работе бензинового двигателя.

Холостой – это плохо В данной статье речь пойдет не о социально безответственных мужчинах, не желающих увеличивать народонаселение родины, а о работе двигателя без нагрузки, которая, как известно, называется «холостым ходом», и влиянии этого режима на экономические показатели и техническое состояние двигателя.

В масштабах всей страны ежегодно сжигаются миллиарды литров топлива во время работы двигателей грузовиков и тяжелой карьерной и прочей спецтехники на холостом ходу. Умножить это количество на среднюю стоимость 1 л сможет любой человек, имеющий калькулятор.

С другой стороны, в общем объеме эксплуатационных расходов на один грузовик или экскаватор затраты на топливо, потребленное на холостом ходу, можно и не заметить. Поэтому многие водители, особо не задумываясь, оставляют двигатель машины работать во время загрузки и разгрузки кузова. Бетономешалка стоит в очереди к растворному узлу, а двигатель урчит фоном к музыке из магнитолы в кабине. Оператор может обедать в кабине экскаватора, оставив работать двигатель, чтобы не выключать кондиционер и другие электроприборы.

Так из мелочей складывается большая проблема. Несколько минут в день работы на холостом ходу превращаются во много часов в год и миллиарды литров израсходованного топлива, которое обходится в «утечку» десятков миллиардов рублей из прибыли компаний – владельцев машин. Как же можно исправить эту проблему?

Расход топлива на холостом ходу

Работа двигателя на холостом ходу – одна из значительных статей расхода топлива при эксплуатации тяжелой техники. На этом режиме может потребляться довольно много топлива: даже сравнительно небольшой дизельный двигатель за час сжигает более 1 л топлива и выбрасывает в воздух около 1,5 кг СО2, а мотор большого объема (да еще если в машине включен кондиционер) может потреблять на холостом ходу до 4 л/ч и более. Обратите внимание: все это относится к одной единице техники. А если умножить эти затраты на общее количество машин в парке компании и на количество рабочих дней в неделе, месяце, в году, получится поистине огромная сумма.

Таким образом, если каждый водитель будет четко знать (и выполнять), когда можно оставлять двигатель машины работать на холостом ходу, а когда нужно выключить мотор, можно сэкономить очень большие средства из расходов на топливо.

Почти все производители коммерческого транспорта предлагают клиентам заводские решения по установке систем эффективного управления парком автомобилей. Все эти системы используют единообразную телематическую технологию (дистанционная передача пакетных данных через GPS/ GPRS/ ГЛОНАСС, аппаратное обеспечение и т. д.). Различия между ними заключаются в вариантах пакетов предоставляемых телематических услуг. Также на российском рынке присутствуют и независимые разработчики, и производители систем управления парком.

IVECO предлагает заводское решение TCO2 FLEET MANAGEMENT SYSTEM. Пакет предоставляемых в ней услуг телематики зависит от потребностей и поставленных клиентом задач по управлению парком автомобилей: геолокация отдельного автомобиля; распределение и мониторинг выполнения задач по перевозке грузов; логистика разгрузки/ погрузки автомобиля и мониторинг движения автомобиля по маршруту; контроль режима труда и отдыха водителей в соответствии с установленными правилами; мониторинг эффективности работы водителя и т. д.

Дополнительно может устанавливаться система IVECONNECT, одной из функций которой является мониторинг действий водителя и интерактивное обучение исходя из критериев эффективности управления грузовым автомобилем. В данной системе наряду с функциями мультимедиа и навигации реализованы функции: DSE (мониторинг данных работы водителя – показатель текущего расхода топлива, управление КП, интенсивность разгона и торможения, использование вспомогательных систем управления автомобилем, на основе системы балльных оценок выдает рекомендации водителю по действиям); DAS (контролирует усталость водителя при управлении автомобилем и предупреждает его о потере внимания и утомлении).

Износ деталей двигателя на холостом ходу

В режиме холостого хода процесс сгорания в цилиндрах двигателя проходит не так интенсивно, как в нагрузочных режимах, в результате температура масла может опуститься ниже 100 °С, т. е. на режиме холостого хода масло в двигателе начинает остывать. При таких температурах в моторном масле начинает накапливаться вода (из воздуха), которая способствует образованию кислот. Кроме того, на холостом ходу в результате неполного сгорания топливо может конденсироваться на стенках цилиндров, также на стенках цилиндров накапливаются нагар и сажа. В результате в масло могут попадать несгоревшее топливо, частицы сажи и нагара. Смазывающие свойства масла ухудшаются. Таким образом, при длительной работе на холостом ходу могут ускоряться процессы износа деталей в двигателе, что в свою очередь вызывает ухудшение топливной экономичности, и сокращаться срок службы масла. Также могут повреждаться компоненты системы выпуска, предназначенные для нейтрализации вредных выбросов в отработавших газах.

Это отрицательное влияние холостого хода часто не учитывается водителями и владельцами техники. А тем временем, по данным американских исследователей, за один час работы на холостом ходу ежедневно в течение года двигатель тяжелого грузовика получает такой же износ, как за поездку на расстояние более 100 000 км.

Вредные выбросы

Расходы на топливо, потребленное при работе на холостом ходу, при желании можно подсчитать хотя бы приблизительно. Но существуют еще менее поддающиеся измерению последствия работы на холостом ходу. С отработавшими газами в воздух выделяются углекислый газ СО2 и другие вредные составляющие: окислы азота (NОx), летучие органические соединения, твердые частицы (сажа, PM) и окись углерода (угарный газ, СО). Зимой количество вредных выбросов от работающих на холостом ходу автомобилей более чем вдвое превышает обычный уровень вредных выбросов, содержащихся в отработавших газах сразу после холодного пуска двигателя.

Заметьте: если двигатель не самого большого грузовика при работе на холостом ходу потребляет около 2 л топлива в час, он при этом выбрасывает вредных веществ в 20 раз больше, чем во время движения автомобиля по трассе со скоростью 50 км/ч.

На ряде машин Caterpillar, как правило имеющих гидростатический привод, установлена следующая опция управления двигателем: при работе на холостом ходу в течение определенного времени, которое может быть изменено через сервисное меню, машина выдает предупреждающий сигнал несколько раз и выключает двигатель. Оператор должен поднять обороты, и тогда произойдет деактивация предупреждения.

Когда и сколько времени работает двигатель на холостом ходу

Итак, если работа двигателя на холостом ходу так нежелательна, почему водители продолжают оставлять двигатели работать?

Мы часто видим, как грузовики стоят в городе с работающим на холостом ходу двигателем. Тяжелая техника на стройках часто подолгу стоит с работающими на холостом ходу двигателями. Машины в горнодобывающем комплексе могут довольно много времени работать на холостом ходу.

Водители оставляют двигатели машин работать на холостом ходу по многим причинам. Часто двигатель работает, чтобы поддерживать комфортную температуру в кабине, например, в ожидании своей очереди на заправку или мойку автомобиля, у окошка в автомобильном кафе. Однако большинство современных грузовиков оснащаются автономными отопителями, и оправдать работу двигателя желанием согреться нельзя. В теплое время двигатель оставляют работать во время стоянки, чтобы работал кондиционер, а также чтобы обеспечивать питание подключенных к сети автомобиля электроприборов. Некоторые водители любят оставлять свои автомобили с работающими двигателями, выходя из машины на короткое время в магазин за покупками. Зачастую двигатели работают на холостом ходу во время разгрузки и загрузки автомобилей. Не выключают двигатели и в транспортных пробках, стоя у светофора на улице, у железнодорожного переезда.

В результате вредных и неправильных приемов работы и устарелых представлений отдельных водителей, по разным данным, двигатель грузовика, строительной или горной машины может работать на холостом ходу до 25–60% рабочего времени. Таким образом, если технику интенсивно эксплуатируют целыми днями, а водители не стремятся выключать двигатели, когда это возможно, то мотор машины может работать на холостом ходу до 6 часов в день и более.

Следует различать «полезный» и «вредный» холостой ход. «Полезный» – без которого машина не может обойтись. Например, «полезным» можно считать холостой ход в течение трех минут после пуска для прогрева холодного двигателя, при движении с остановками в транспортном потоке, перед светофором. «Вредный» – это холостой ход, которого лучше избегать, выключив двигатель.

У компании Volvo CE есть ряд решений по уменьшению времени работы техники на холостом ходу. На все GPPE машины можно подключить опцию «автоматическая остановка двигателя»: он прекращает работать, если органы управления находятся в нейтральном положении в течение 5 минут (время может быть настроено). За одну минуту до этого срабатывает предупреждающая сигнализация. Если температура охлаждающей среды ниже –10 °С или выше +40 °С, двигатель остановлен не будет, так как это нарушит требования по безопасности. Активация опции производится через ПО, установка дополнительных компонентов не требуется. У клиентов есть возможность отслеживать параметры работы техники через систему телематики Volvo CE – Care Track.

Наибольшего эффекта можно добиться, применив комплексное решение. Например, с помощью инструмента Site Simulation специалисты компании провели анализ рабочей площадки одного клиента, предложили оптимальный вариант размещения на ней техники, в соответствии с поставленными задачами подобрали модели машин и виды навесного оборудования, прорисовали маршруты движения каждой единицы техники. В результате время простоя машин снизилось.

Полностью исключить время работы двигателя на холостом ходу невозможно. Так, перед стартом при температуре ниже –15 °С для прогрева агрегата необходимо дать машине поработать на низких оборотах холостого хода 5–15 минут в зависимости от модели двигателя. Ускорить этот процесс поможет использование электроподогревателя блока ДВС. Благодаря данной опции может быть снижен износ двигателя при пуске в регионах с холодным климатом. После повторного пуска двигателя ему также необходимо поработать на холостых оборотах, по крайней мере, полминуты. Это гарантирует нормальную смазку турбокомпрессора. Работа на холостых оборотах, как минимум, в течение нескольких минут требуется и перед выключением ДВС, чтобы обеспечить смазку и охлаждение турбокомпрессора, а также выравнивание температуры в двигателе. Ни в коем случае нельзя давать холодному двигателю работать на высоких оборотах: это может привести к серьезным повреждениям машины.

Как уменьшить время работы на холостом ходу

Теперь давайте посмотрим, какими способами можно уменьшить время работы на холостом ходу и, таким образом, избавить предприятие от лишних расходов, а экологию – от вредных выбросов.

Разъяснительная работа среди водителей и программы премирования для поощрения самостоятельного уменьшения работы машин на холостом ходу могут оказаться эффективными. Даже небольшое поощрение никогда не будет лишним. Водитель начинает понимать, что работа двигателя его машины на холостом ходу вредна и с этим нужно бороться, а небольшое вознаграждение усилит желание водителей выполнять эти рекомендации.

Тем не менее изменить менталитет и вызвать у водителя горячее желание бороться с холостым ходом достаточно трудно, а сбор и анализ сведений о времени работы двигателей машин на холостом ходу требует немалых сил.

В начале 2013 г. в стандартное оснащение большинства моделей техники JCB была включена телематическая система JCB LiveLink. Сегодня подписка на нее сроком на 5 лет входит в стоимость каждой новой машины, кроме компактной линейки. Одной из полезных функций JCB LiveLink является мониторинг «холостой наработки» – времени, когда двигатель машины заведен, но она не выполняет никакую работу.

Информация предоставляется клиенту в форме ежедневного или еженедельного отчета. Также пользователь может просмотреть ее на сайте, выбрав определенный промежуток времени. Для оперативного оповещения настраиваются мгновенные уведомления, которые приходят на электронную почту или на мобильный телефон в виде текстовых сообщений.

На сайте www.jcbll.com можно в режиме реального времени увидеть, какая техника в машинном парке чрезмерное время работает на холостом ходу.

Использование электроники

Пожалуй, самым эффективным методом уменьшения времени работы двигателей машин на холостом ходу является использование возможностей современных электронных систем управления.

Функции «Стоп-старт» и «Сигнал о холостом ходе». Некоторые автомобили имеют в электронной системе управления силовым агрегатом функцию «старт-стоп»; («остановка-трогание»), которая обеспечивает выключение двигателя, например, после 5 мин работы на холостом ходу. Однако на практике такие системы часто работают ненадежно и легко отключаются водителями.

В некоторых системах управления имеется функция «Сигнализация о холостом ходе». Используя ее, реально уменьшить время работы двигателей машин на холостом ходу на 10–20%. Для этого может даже не потребоваться почти никакого вмешательства руководителей автопарка или введения каких-то специальных правил для водителей, касающихся работы на холостом ходу. Хотя бы некоторые водители, у которых автомобили работают на холостом ходу больше всего, получая сигналы от системы уп равления (и разъяснения от своих руководителей в парке), будут выключать двигатели своих машин.

Техника Liebherr, такая как землеройные машины, гидравлические канатные экскаваторы, гусеничные, башенные и морские краны, оснащается системой дистанционной передачи данных и геопозиционирования LiDAT, которая предназначена для удаленного контроля и мониторинга. К системе LiDAT могут быть также подключены машины сторонних производителей для комплексного управления большими и разнообразными парками техники на крупных строительных объектах. LiDAT способствует более эффективному планированию работ сервисных инженеров и заказов запасных частей. Система позволяет зафиксировать время, режимы и интервалы работы оборудования, его расход топлива и ближайший срок сервисного обслуживания. Дистанционная передача данных осуществляется через GPRS-соединение. Посредством системы LiDAT могут быть заданы временны’е и географические ограничения работы для каждой отдельной единицы техники.

Использование возможностей телематики. Телематика позволит уменьшить время работы на холостом ходу, оптимизировать (с той же целью) работу и маршруты машин, причем с минимальными вложениями средств, только за счет постоянной целенаправленной работы, шаг за шагом изменяя приемы работы водителей. Эти возможности уже подтверждены на практике.

Развитие навигационных систем GPS/ ГЛОНАСС и их программного обеспечения дало промышленности новый эффективный инструмент – программы управления парком машин. Встроив подобную систему в инфраструктуру управления машинным парком, руководители получают широкие возможности удаленно в реальном времени отслеживать нежелательные действия водителей, в частности, длительные стоянки с работающим на холостом ходу двигателем.

Телематическая аппаратура с помощью навигационной системы GPS/ ГЛОНАСС предоставит руководителю развернутые и точные данные в форме простых и понятных графиков и отчетов: сколько времени работает двигатель каждой машины на холостом ходу и какие машины каких водителей работают на холостом ходу больше всего. В результате упрощается работа руководителей, они получают ясную картину по каждому дню, неделе, месяцу, могут воздействовать на тех водителей, которые работают хуже всех, поощрять водителей, которые работают лучше других, экономя топливо. К тому же такой постоянный контроль со стороны руководства дисциплинирует водителей, отбивает у них желание делать что-то вопреки инструкциям.

Телематические системы позволяют осуществлять в том числе и так называемый «коучинг», то есть консультировать водителей по результатам анализа данных их работы за какой-то промежуток времени, убеждая выключать двигатель, когда он не нужен. Консультации дают опытные инструкторы дилера–поставщика автомобиля и телематической системы, или же указания водителям могут давать руководители машинного парка компании.

Владельцы машин Hitachi (строительных и карьерных экскаваторов, фронтальных погрузчиков и самосвалов с жесткой рамой) могут контролировать работу техники удаленно с помощью онлайн-сервиса Global e-Service – инструмента по мониторингу, сравнению и анализу данных. Сайт Global e-Service объединяет два сервиса: «Сайт владельца» и ConSite.

В разделе «Сайт владельца» можно в онлайн-режиме получить всю необходимую информацию о работе машин Hitachi на своем объекте: данные по расходу топлива, время эффективного использования техники и др.

Сервис автоматической рассылки отчетов ConSite ежемесячно формирует и отправляет клиентам на электронную почту обобщенную информацию по каждой единице техники Hitachi из их парка (подробный анализ эксплуатационных данных, показатели рабочего и нерабочего времени и общая наработка). Ежемесячная и общая наработка разделена по отдельным операциям: использование стандартного рабочего оборудования (ковша), дополнительного навесного оборудования (гидромолот, захват и проч.), поворот платформы, передвижение. В отчете также приводится анализ условий работы, и полученные показатели сравниваются со стандартными значениями.

Еще одна полезная функция ConSite – контроль неожиданного выхода спецтехники из строя. В случае внештатной ситуации система формирует и отправляет владельцу машины и дилеру Hitachi аварийный отчет. Благодаря этому можно оперативно устранить неисправность и сократить время незапланированного простоя.

Однако только с помощью программ по управлению парком техники проблему работы двигателей машин на холостом ходу не решить. Для снижения эксплуатационных затрат нужен комплексный подход: размещать машины с минимальным и эффективным плечом работы, иметь необходимое количество самосвалов для загрузки экскаватора или погрузчика, грамотно организовывать погрузку-разгрузку, а также движение без вынужденных простоев. Кроме того, операторы зачастую прогревают ДВС на холостом ходу, хотя этого можно избежать благодаря вспомогательным системам прогрева топлива, картера ДВС, охлаждающей жидкости, а также автономному отопителю.

Мифы и факты о работе двигателя на холостом ходу

Вот несколько распространенных мифов о работе двигателя на холостом ходу.

Миф: двигатели должны долго прогреваться на холостом ходу перед началом поездки, особенно в холодную погоду.

Чем ближе к зиме, тем больше у водителя искушение подольше «гонять» перед началом работы двигатель своей машины на холостом ходу. Среди водителей грузовиков распространено мнение, что дизельные двигатели должны прогреваться не менее пяти минут, прежде чем автомобиль тронется. Во многих компаниях у водителей принято по 15–20 мин прогревать свои автомобили, перед тем как выехать на работу, чтобы начать работу уже в теплой, уютной кабине. Действительно, двигатель должен быть прогрет, но холостой ход не является оптимальным способом сделать это, особенно в холодную погоду, потому что в машине необходимо еще прогреть и трансмиссию, и шины, и подвеску, и систему рулевого управления, и колесные подшипники. Современные двигатели с электронным управлением, с высокой точностью и качеством изготовления трущихся деталей, а также заправленные современными моторными маслами со стабильной вязкостью, не нуждаются в таком длительном прогреве, как моторы прежних поколений. Чтобы разом прогреть все компоненты, а также систему отопления, специалисты рекомендуют дать двигателю поработать на холостом ходу от 30 сек до 3 мин, и можно трогаться с места с небольшой скоростью даже в самое холодное зимнее время. Более длительная работа на холостом ходу приносит вред двигателю.

Миф: работа на холостом ходу полезна для двигателя.

Выше мы уже подробно объясняли, почему при длительной работе на холостом ходу могут получить повреждения детали двигателя и компоненты системы выпуска, предназначенные для нейтрализации вредных выбросов.

Миф: выключение и повторный запуск очень вредны для двигателя.

Некоторые водители оставляют двигатель работать на холостом ходу, чтобы он оставался прогретым и чтобы уменьшить износ деталей от запусков двигателя. Однако эта концепция устарела: конструкция современных двигателей и высокоэффективные стартеры обеспечивают пуск силового агрегата без особого износа. По оценкам американских специалистов, износ деталей в результате запуска современного двигателя увеличивает стоимость эксплуатации автомобиля всего на $10 в год.

Но эти затраты легко компенсируются за счет топлива, сэкономленного за то время, что двигатель будет выключен и не будет работать на холостом ходу. Длительная работа на холостом ходу увеличивает расходы на техобслуживание намного больше, чем сумма расходов, связанных с повторными запусками двигателя.

Миф: при выключении и повторном запуске двигателя расходуется больше топлива, чем если бы оставить двигатель работать на холостом ходу.

По результатам различных исследований, при запуске двигателя затрачивается столько же топлива, как за 10–60 сек работы на холостом ходу. Поэтому следует руководствоваться правилом: если вы собираетесь остановиться дольше, чем на 30 сек, заглушите двигатель, за исключением, конечно, случаев движения по городу, когда приходится постоянно останавливаться из-за пробок и светофоров.

Сегодня в непростой экономической обстановке любое предприятие стремится к экономии средств. А машина, двигатель которой работает на холостом ходу, имеет самую низкую производительность: на единицу затраченного топлива она не проезжает ни метра. Сокращайте время работы двигателей на холостом ходу: экономьте средства сейчас и сохраняйте окружающую среду в будущем!

Масло API K-4

Заметим, что для тяжелой внедорожной техники, эксплуатирующейся на горнодобывающих предприятиях и в других тяжелых условиях, рекомендуются масла класса API CK-4. Помимо прочего такие масла лучше подходят для двигателей, которые подолгу работают на холостом ходу. Эти масла разработаны для использования с дизельным топливом, содержащим до 500 ppm серы (0,05% по весу). API CK-4 имеет улучшенную защиту от окисления, не теряет вязкости в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портит катализатор и сажевый фильтр, уменьшает износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержено потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. В двигателях тяжелой внедорожной техники в масло может вовлекаться больше воздуха, чем в обычных двигателях, поэтому так важна способность масла сопротивляться аэрации. Это очень важно для смазки подшипников: в смазывающей пленке, разделяющей высоконагруженные трущиеся детали, не должно быть пузырьков воздуха. К тому же техника горнодобывающего комплекса часто работает в регионах с очень холодным климатом, поэтому важно подбирать для нее масла, имеющие низкую вязкость при низких температурах. Такими свойствами обладают масла API CK-4 SAE 10W-30 и 5W‑40, они обладают хорошей текучестью при низких температурах, что способствует уменьшению износа деталей двигателя при холодных пусках.

Масла API CK-4 превышают показатели CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, предназначенные для этих категорий. При использовании масел CK-4 с топливом, содержащим более 15 ppm серы, необходимо руководствоваться рекомендациями производителя двигателя по межсервисным интервалам.

Выбирая масло, следует также обязательно учитывать рекомендации производителя техники, приведенные в руководстве по эксплуатации машины.

Рекомендуется регулярно проводить анализы масла для выявления скрытого влияния работы на холостом ходу на двигатели тяжелых машин на горнодобывающих и других предприятиях.

Симптомы стука ДВС

  • При работе двигателя вы обнаружили похожий на частые удары звук, который вы не слышали раньше.
  • Стук меняется в зависимости от того на холостых оборотах работает двигатель или под нагрузкой.
  • Звук меняется в зависимости от температуры двигателя – стук «на холодную» отличается от стука в прогретом двигателе.

Что делать? Можно ли разобраться в проблеме самостоятельно? Как определить стук поршня ли это, или «шумят» другие узлы?

Диагноз

Стук поршней в двигателе может происходить по разным причинам. Попробуйте определить характер стука по перечисленным ниже признакам и посмотрите, что можно сделать:

  • Случай первый – стук при перекладке поршня. В этом случае звук доносится из области верхней части блока двигателя.Стук глухой, лучше всего слышен на холостых оборотах при горячем двигателе. Решение.
  • Случай второй – стук поршневого пальца по шатуну. Резкий короткий стук из области блока двигателя. Решение.
  • Случай третий – шатунный стук. Звук ударов низкий, доносится из нижней части блока двигателя. Лучше всего слышен, когда автомобиль на подъемнике или на эстакаде. Решение.

Решение для первого случая – стук поршня при перекладке

Что надо исправить?

«Перекладка поршня» — это момент, когда поршень перестает двигаться вверх и начинает двигаться вниз. В этот момент его скорость в продольном направлении цилиндра становиться нулевой, а боковая нагрузка значительной. В нормальном случае перекладка происходит мягко, поршень упирается в масляную пленку, его не перекашивает. Стучать поршень начинает в следующих ситуациях:

  • Значительная выработка цилиндра в верхней части. Появляется зазор, который не уплотняется масляной пленкой, и при перемене направления поршень в этом зазоре смещается в боковом направлении и перекашивается, ударяясь о стенку цилиндра.
  • Произошла выработка в поршне гнезд крепления поршневого пальца. При этом поршень начинает смещаться относительно пальца и задевает стенки цилиндра.
  • Искривление штока поршня. В этом случае поршень движется не строго по оси цилиндра, теряется симметричность механизма. Дополнительным признаком искривления штока является повышенная вибрация при работе двигателя, его ощутимо трясет.

С помощью чего это исправить?

В последнем из описанных случаев поможет только ремонт с заменой поршневой группы.

В случае если проблемой является стук поршня в цилиндре или выработка посадочных гнезд поршневого пальца — поможет применение триботехнического состава серии «Актив», который добавляется в моторное масло. Состав вычищает поверхности трения, а затем под его воздействием на них образуется защитный металлический слой.

  • Слой восстанавливает геометрию цилиндра, оптимизирует зазоры и предотвращает качание и перекосы поршня.
  • Слой восстанавливает форму посадочных гнезд, предотвращая люфт поршневого пальца.

У Вас машина с бензиновым двигателем?

Вам нужен трибосостав «Актив Плюс» версии «бензин»

У Вас машина с дизельным двигателем?

Вам нужен трибосостав «Актив Плюс» версии «дизель»

Заказать в интернет-магазине Заказать в интернет-магазине
Где купить Где купить

Важно! Трибосостав окажет воздействие и восстановит изношенные поверхности. Однако он не способен восстановить детали при механических повреждениях.

Состав безопасен для вашего автомобиля. Он химически нейтрален и не меняет свойств моторного масла.
Состав работает в двигателях любых конструкций, поскольку активируется в зонах трения металлических деталей.
Активные частицы состава в десятки раз мельче ячеек масляных фильтров и не способны его забить.
Состав восстанавливает изношенные поверхности, что позволяет деталям работать в рамках заводских допусков даже после замены масла и удаления состава из двигателя.

Бонус! Триботехнический состав оптимизирует зазоры трения. Это выравнивает и поднимает компрессию, снижает потери энергии, и в конечном счете приводит к снижению расхода топлива. Автомобиль вернет вам стоимость состава через 15-18 000 километров пробега.

Решение для второго случая – стук поршневого пальца по шатуну

В случае выработки, износа втулки шатуна, она получает возможность смещаться относительно поршневого пальца, когда шатун идет вверх, в самой высокой точке поршня, между втулкой и пальцем образуется зазор. При начале движения шатуна вниз этот зазор сокращается, и втулка бьет по поршневому пальцу.

С помощью чего это можно исправить?

На ранних этапах решить эту проблему можно с помощью триботехнического состава серии «Актив», который добавляется в моторное масло. Состав вычищает поверхности трения, а затем под его воздействием на них образуется защитный металлический слой. Этот слой способен компенсировать возросшие зазоры, смягчить контакты втулки и пальца и существенно замедлить последующий износ.

У вас машина с бензиновым двигателем?

Вам нужен трибосостав «Актив » версии «бензин»

У вас машина с дизельным двигателем?

Вам нужен трибосостав «Актив» версии «дизель»

Заказать в интернет-магазине Заказать в интернет-магазине
Где купить Где купить

При значительной выработке, а значит при более громком и выраженном звуке ударов, необходимо произвести ремонт поршневой.

Решение для третьего случая – шатунный стук

Шатунный стук возникает по двум причинам:

  • Износ вкладышей коленчатого вала. В этом случае появляется зазор и поршень начинает двигаться не синхронно с коленвалом, ударяясь об него при перемене направления движения.
  • Недостаточное давление масла в системе. Это может произойти из-за загрязнения масляных каналов, фильтра или износа масляного насоса. В этом случае масло не образует сплошной пленки между вкладышем и коленвалом и позволяет им двигаться относительно друг друга.

В случае, если износ вкладышей не является критическим, на них нет повреждений поверхности, поможет триботехнический состав «Актив Плюс». Состав производит очистку всех агрегатов, которые смазываются моторным маслом, в частности он очищает шейки коленвала и детали масляного насоса. Затем под действием состава на поверхностях трения образуется защитный металлический слой, который восстанавливает форму деталей и способен прочнее удерживать более плотную пленку масла.

  • Хит продаж Бензин Газ

    Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.

    Артикул:121144 Объем:90 мл Рекоменд. цена:1660 руб.

Восстановление масляного насоса нормализует масляное давление в системе. А более плотная пленка на поверхности шейки коленвала компенсирует зазоры и не дает штоку бить по ней. Таким образом трибосостав способен справиться с обеими причинами шатунного стука.

  • Хит продаж Дизель

    Присадка для дизельных двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.

    Артикул:121168 Объем:90 мл Рекоменд. цена:1690 руб.

Если износ вкладышей критичен, то необходима их замена, что приведет к переборке всего двигателя.