Причины перегрева двигателя

Обнаружение перегрева

Вроде бы ответ на данный вопрос достаточно прост – нужно всего лишь глянуть на указатель температуры двигателя, который расположен на приборной панели. Но так может думать только начинающий автомобилист. В действительности все немного сложнее. Когда автомобилист движется на своем авто по дороге с интенсивным движением, он не сразу обращает свое внимание на то, что стрелка температурного указателя уже «залезла» в красную зону. В то же время имеется ряд косвенных признаков, по которым можно определить перегрев и при этом не нужно смотреть на указатель температуры. Если ваш двигатель перегревается из-за недостаточного количества антифриза в охлаждающей системе, то первым делом на это отреагирует салонный отопитель, который располагается в самой высокой точке системы, — он просто перестанет выдавать горячий воздух.

То же самое станется и в том случае, если ваш антифриз закипит в двигателе. Это связано с тем, что в первую очередь антифриз будет кипеть в самом горячем месте мотора – в головке блока. В результате кипения будут появляться паровые пробки, запирающие каналы системы охлаждения, тем самым оставляя отопитель без необходимого антифриза. Еще один признак критической температуры – внезапная детонация. В связи с тем, что при перегреве сильно нагреваются стенки камер сгорания, а это ведет к возникновению неестественных процессов горения. В результате чего водитель, при нажатии на педаль акселератора, будет слышать характерный звонкий стук. Но правда и эти признаки водитель может не заметить, так как не всегда включен обогрев салона и хорошая изоляция может скрыть появившуюся детонацию. Если водитель не заметит появившийся перегрев двигателя, то при дальнейшем движении начнет падать мощность мотора и появится сильный, равномерный стук, который будет сильнее, чем стук при детонации. Если и эти признаки не помогут водителю определить перегрев, то в дальнейшем двигатель может получить серьезнейшие повреждения, которые повлекут за собой капитальный ремонт.

Причины возникновения перегрева

Первым делом каждый водитель должен разобраться в схеме системы автомобильного охлаждения.

Каждый элемент этой системы при определенных внешних условиях может стать начальной точкой перегрева. Зачастую перегревы возникают по таким причинам:

— плохое охлаждение антифриза или другой охлаждающей жидкости;

— дефект или износ уплотнений камеры сгорания;

— малое количество жидкости (антифриза) в системе;

— негерметичность системы охлаждения.

Проблема плохого охлаждения антифриза может появляться из-за повышенной загрязненности радиатора, а также по причине выхода из строя термостата, муфты включения вентилятора, электродвигателя или датчика температуры. Бывают случаи, когда радиатор загрязняется изнутри. Виновником таких загрязнений является накипь (если вы используете воду в качестве охлаждающей жидкости) и различные герметики для радиатора. Обычно плохое охлаждение устраняется быстро, но в условиях СТО. Чтобы доехать до ближайшей мастерской, нужно долить свежего антифриза и включить отопитель.

Нарушение или износ уплотнения камеры сгорания – еще одна распространенная проблема. Продукты, выделяющиеся под большим давлением при сгорании топлива в камере, проникают в рубашку системы охлаждения и быстро вытесняют из нее охлаждающую жидкость. В результате в рубашке системы охлаждения появляется горячая «подушка» из отработанных газов, которая еще сильнее раскаляет блок двигателя. Такая проблема может возникать при прогаре прокладки головки блока, а также при появлении трещин в гильзе цилиндра или головке. Выявить негерметичность можно по появившимся запахам выхлопных газов в бачке, вытеканию охлаждающей жидкости (антифриза) из того же бачка при заведенном двигателе и по характерной водомасляной эмульсии в моторном картере. Однако выявить конкретную причину можно лишь после частичной разборки агрегата.

Явная разгерметизация системы охлаждения появляется в результате неисправности радиатора, износа уплотнений и разрывов шланг системы, особенно часто такие трещины и разрывы появляются в местах затяжки хомутов. Важно знать, что течь в радиаторе часто возникает из-за разъедания трубок тосолом плохого качества, а течь уплотнительных резинок насоса – из-за эксплуатации автомобиля на воде.

Определить, что в системе мало жидкости так же легко, как и выявить место ее утечки. Достаточно лишь глянуть на расширительный бачок.

Разгерметизация системы охлаждения приводит к падению давления внутри системы до атмосферного уровня. Следствием падения давления является снижение температуры кипения жидкости. Разгерметизация системы определяется по упругому состоянию верхней шланги, идущей к радиатору.

Процессы, происходящие в системе охлаждения при перегреве

Как уже писалось выше, при перегреве закипает жидкость охлаждения в рубашке головки блока. Паровая пробка, образующаяся при этом, препятствует прямому контакту охлаждающей жидкости со стенками двигателя. В связи с этим эффект охлаждения резко снижается, а температура двигателя неукоснительно растет. Обычно такое явление носит местные характер – то есть в том месте, где происходит закипание жидкости, будет сильнее нагреваться стенка двигателя. В результате этого на блоке могут появляться дефекты, а иногда и трещины. Даже если на вашем двигателе не появятся трещины, то дефекты будут наверняка. Так как головка блока по краям прижимается болтами к блоку, то перегрев чаще происходит в средней части. При этом происходит следующее. Сильный нагрев вызывает расширение головки, что приводит к резким нагрузкам на крайние точки, где расположены болты, в то время как в средней части, из-за отсутствия болтов, такой нагрузки нет. В результате этого происходит деформация средней части головки блока и обжатие прокладки усилиями, которые явно выше эксплуатационных. Таким образом, после охлаждения двигателя прокладка в определенных местах уже не будет зажата достаточным образом, что может вызвать появление течи. Дальнейшая эксплуатация двигателя с таким дефектом приведет к прогоранию прокладки.

Также весьма опасен перегрев для деталей поршневой группы. Так как закипание охлаждающей жидкости распространяется непосредственно от головки блока, то первым делом резко снижается эффективность охлаждения цилиндров, что в свою очередь приводит к ухудшению отвода тепла от поршней. В результате температура поршней неукоснительно растет и они начинают расширяться. Так как поршень изготовлен из алюминия, а цилиндр обычно выполнен из чугуна, то разница в тепловом расширении приводит к уменьшению зазора в самом цилиндре. Результатом такой эксплуатации двигателя является капитальный ремонт с обязательной расточкой блока и заменой поршневых колец и самих поршней. Поэтому советуем не доводить мотор до такого состояния. Открывайте периодически капот и проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Что делать, если моторный агрегат перегрелся?

Первым делом, поняв, что у вас перегревается двигатель, вы должны остановить свой автомобиль и открыть капот – таким образом, мотор охладится еще быстрее. Так, по-моему, интуитивно делают все автомобилисты, но вот следующие шаги у многих водителей абсолютно неправильные.

Запомните, что нельзя откручивать пробку радиатора. Логично догадаться, что в разогретой системе охлаждения жидкость находится под давлением. Откручивая эту пробку, вы провоцируете выброс горячей охлаждающей жидкости. Ожог рук, а может быть и лица вам будет обеспечен – струя кипящего антифриза ударит в капот и рикошетом попадет в вас или в тех, кто стоит рядом. К сожалению, так поступает большинство автомобилистов, наверное, полагая, что таким образом они разрядят сложившуюся ситуацию. Ну а на самом деле они просто добавляют себе проблем, так как жидкость, находясь внутри мотора, как-то выравнивает общую температуру, а при ее выплескивании, самые перегретые места остаются вообще без охлаждения. Правда, есть такие автомобилисты, которые даже на этом не останавливаются. Если под рукой имеется вода, то особо «умные» автомобилисты начинают лить ее на двигатель, в надежде что он таким образом быстрее остынет. Результат таких действий почти всегда лишь один – появление трещин в головке блока.

Запомните, что перегрев двигателя – это именно та ситуация, когда лучше вообще ничего не делать. Подождите хотя бы минут пятнадцать. В течение этого времени охлаждающая жидкость немного остынет и давление внутри системы упадет. Только после этого можно приступать к каким-то действиям.

В первую очередь проверьте верхнюю шлангу радиатора. Если она потеряла свою упругость, значит, избыточного давления в системе нет. После этого вы можете аккуратненько отвинтить пробку радиатора и долить свежей охлаждающей жидкости. Делайте это медленно и с предельной осторожностью, чтобы свежая охлаждающая жидкость не попадала на разогретые стенки рубашки блока. После этого можете запустить двигатель и визуально оценить состояние системы охлаждения: наблюдайте за указателем температуры, посмотрите, включается ли вентилятор, нет ли утечек жидкости, также прощупайте, как нагреваются шланги радиатора. Худшее, что может случиться в дороге – это отказ термостата в закрытом положении. Если термостат заклинит в открытом положении, то вы спокойно доедите до места назначения, просто ваш двигатель будет медленнее нагреваться, так как поток антифриза будет постоянно двигаться по большому контуру (через радиатор охлаждения). Если же термостат заклинит в закрытом положении, вся охлаждающая жидкость будет идти в обход радиатора и двигатель мгновенно перегреется. Автомобиль с таким неисправным термостатом невозможно будет эксплуатировать даже зимой. При такой неисправности нужно заменить термостат.

Если же вы обнаружите протекание охлаждающей жидкости, то ее нужно обязательно устранить или хотя бы довести до минимальных размеров, чтобы можно было добраться до ближайшей ремонтной мастерской. Чаще всего утечки образуются на радиаторе, в местах пайки или на ребрах. Иногда такие течи можно заглушить, перекусив края и загнув их пассатижами.

Если же отказал вентилятор, то вы можете продолжить свой путь с включенным отопителем. Конечно, в салоне будет жарковато, но думаю, ради работоспособности вашего автомобиля можно будет немного потерпеть.

И еще хотелось сказать несколько слов про термостат. Если вы по каким-либо причинам не можете устранить неисправность термостата, то можете попробовать такой способ. Начните движение, когда стрелка указателя температуры доберется до красной зоны, сразу же глушите мотор и двигайтесь накатом. Как только скорость автомашины снизится до 10 — 15 км/час, запускайте двигатель (вы заметите, что за этот непродолжительный период температура двигателя стала меньше). При определенной степени удачи, выраженной в виде подходящих дорожных условиях, вы сможете проехать несколько десятков километров, при этом, не нанеся особого вреда двигателю.

Признаки перегрева двигателя

Если вовремя обнаружить, что мотор начал перегреваться, шансы избежать серьезной аварии заметно повышаются. Водителю необходимо постоянно следить за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. Это самый простой способ вовремя заметить и нейтрализовать причины перегрева двигателя.

Также следует внимательно относиться к косвенным признакам, указывающим на возможные проблемы с охлаждающей системой мотора:

  • излишне напряженная работа вентилятора (иногда без остановки в течение всей поездки);
  • отказ печки салона;
  • значительное падение мощности без видимых причин;
  • увеличившаяся шумность работы двигателя (стучат пальцы и т. п.);
  • белый налет на электродах свечей зажигания, трещины на изоляторе;
  • потемнение охлаждающей жидкости, черные пятна на стенках бачка охлаждающей жидкости;
  • появление пены в масле.

Любой из этих признаков может указывать на то, что силовой агрегат работает при чрезмерно высоких температурах.

Автомобильный двигатель после перегрева получает ущерб различного характера. Как этого избежать? Чтобы бороться с проблемами, нужно выяснить причины их возникновения.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.

Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.

Сбои в системе зажигания

Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси. Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов. Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.

Долгая работа под большими нагрузками

Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками. Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается. Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Все неисправности, вызывающие неконтролируемое повышение температуры, однозначно ведут к повреждению мотора. Степень повреждений зависит от длительности разрушающего воздействия перегрева. В большинстве случаев требуется весьма дорогостоящий ремонт, но иногда владелец авто отделывается легким испугом.

Последствия перегрева двигателя в течение 5-10 минут

Как правило, двигатель после перегрева в течение такого малого отрезка времени остается в относительной сохранности. Серьезных проблем чаще всего удается избежать. Иногда требуется заменить оплавившиеся поршни.

Такие ситуации чаще возникают при неисправности вентилятора или термостата. Для водителя главное – вовремя заметить, что стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости входит в красную зону шкалы. Достаточно остановить машину и дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, чтобы температура вошла в норму.

Последствия перегрева двигателя в течение 20 минут и более

Это более тяжелый случай. Двигатель после перегрева средней тяжести может получить следующий ущерб:

  • деформация и трещины ГБЦ, что приводит к выпадению клапанов;
  • прогорание прокладок головки блока цилиндров;
  • разрушение межкольцевых перегородок поршней;
  • деформация сальников, что приводит к протечкам масла.

Ремонт мотора, получившего такие повреждения, возможен, но обойдется в круглую сумму. Масштабы затрат прямо пропорциональны тяжести поломок.

Последствия экстремального перегрева двигателя

Когда мотор автомобиля подвергается воздействию предельно высоких температур длительное время, крупных проблем не избежать. Иногда силовой агрегат просто взрывается, но чаще просто глохнет, не причинив большого вреда машине в целом.

Разрушения начинаются с цилиндропоршневой группы, постепенно распространяясь на другие компоненты. Двигатель последлительногоперегрева до экстремальных температур восстановлению не подлежит.

Причины возможных неисправностей и способы их устранения

Обязательно требуется проводить диагностику и, возможно, ремонт в следующих перечисленных случаях. Если появились трещины или прогорела прокладка блока цилиндров. Засорился радиатор в результате образования в нем накипи, ржавчины или попадания грязи извне. В случае если нарушена герметичность системы, ослаб приводной ремень насоса, не работает вентилятор радиатора, неисправны термостат или датчики температуры, уровень жидкости в системе упал ниже нормы.

Если система охлаждения дала сбой, необходимо выявить причину. Основные проблемы, которые могут возникнуть:

  • Перегрев двигателя. В этом случае происходит падение давления моторного масла, большая его часть начинает выгорать, цилиндры и поршневая группа быстрее изнашиваются. необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости по индикатору или визуально и довести его до нормы. Если двигатель долго работает при температуре выше нормы, поршни может заклинить и потребуется дорогостоящий ремонт агрегата. Как только будет замечен перегрев двигателя, необходимо безотлагательно проверить уровень охлаждающей жидкости по индикатору или визуально и довести его до нормы.
  • Переохлаждение двигателя. Наиболее частой причиной снижения нужной температуры является неисправность термостата. Если мотор будет работать при таких условиях, это, опять же, приведет к более быстрому износу составляющих его деталей и потере мощности из-за ухудшения смазки. Обычно термостат не ремонтируют, а заменяют на новый.
  • Увеличение расхода антифриза. Если жидкость, которая используется для охлаждения, расходуется больше положенного, то двигатель может прогореть, а из-за повреждения радиатора она может быстро вытекать.
  • Протечка охлаждающей жидкостьи. Течь может быть внешней и внутренней. К первой относится течь через прокладку цилиндра, уплотнения регулятора холостого хода. В случае отсутствия герметичности соединений патрубков и шлангов, эта поломка исправляется путем подтяжки или замены их креплений. Их заменяют тогда, когда есть даже небольшая поломка.
  • Если перестал работать вентилятор, необходимо проверить проводку и реле.
  • Если радиатор перестал охлаждать жидкость, а наиболее часто это происходит из-за его засорения, необходимо почистить соты от пыли и грязи.
  • Если пробуксовывается ремень привода насоса, вероятнее всего, что натяжение слабое или, наоборот, чрезмерное, да еще и замасленное. Во втором случае нужно почистить ремень. Для этого достаточно протереть ее ветошью, предварительно смоченной в бензине. При слабом натяжении ремня он будет быстро изнашиваться, нагреваться и расслаиваться, а при сильном начнут приходить в негодность подшипники генератора и насоса, перекачивающего жидкость. Сам ремень растянется и станет не пригодным.
  • Если датчики зашкаливают, необходимо в ту же минуту заглушить двигатель и открыть крышку капота для того, чтобы он быстрее остыл. Не нужно сразу открывать радиатор, потому что горячая охлаждающая жидкость может нанести ожоги. Следует подождать минут двадцать, а не поливать двигатель холодной водой! Из-за этого может треснуть головка блока цилиндров. Прежде, чем приступать непосредственно к ремонту, убедитесь в том, что в системе охлаждения нет давления. После этого нужно долить до нормы антифриз в систему, проверить показания датчиков, работу вентилятора, равномерность нагрева шланга радиатора.

Советы, которые помогут содержать систему охлаждения в рабочем состоянии

Для того чтобы избежать дорогого капитального ремонта системы охлаждения своего автомобиля, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • Ежедневно перед выездом куда-либо необходимо проверять уровень охлаждающей жидкости.
  • Во время движения не забывать следить за показаниями датчиков и, в случае необходимости, сразу принимать меры по выявлению и устранению неполадок.
  • Охлаждающая жидкость требует своевременной замены два раза в году или каждые 60 тысяч километров пробега транспортного средства.
  • Один раз в год необходимо проверять в каком состоянии находятся приводные ремни.
  • Каждый день проверять двигатель на появление утечек охлаждающей и других жидкостей.
  • Ежегодно продувать радиатор, очищая его от накипи и отложений.
  • Автомобильные пороги и их ремонт
  • Счастливые часы в LegeArtis Зеленоград
  • Как отремонтировать диски
  • Как поменять салонный фильтр на автомобиле «Лада Приора»

Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя. В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период. Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы

Как понять, что двигатель греется: признаки

Перегрев двигателя, даже однократный, чреват неприятными последствиями. Для избегания подобной неисправности необходимо контролировать температуру ДВС и его состояние.

Основные симптомы перегрева ДВС:

  • перемещение стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону (от 120 градусов);
  • на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, так же это может сопровождаться специфическим звуком;
  • значительное уменьшение тяги, мощности автомобиля;
  • более громкая работа ДВС, в которой можно заметить звонкие металлические звуки;
  • при значительном перегреве двигателя появляется белый налет на свечах, видимые повреждения на них;
  • при сильном перегреве внешний осмотр состояния мотора может выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей ДВС;
  • появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо осуществлять после значительного снижения температуры двигателя);
  • вспенивание масла ДВС или изменение его цвета на серо-рыжеватый;
  • постоянно включенный вентилятор радиатора или его не включение при движении в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
  • появление пара под капотом, сообщающее о закипании охлаждающей жидкости.

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Внешний перегрев

При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.

Покраска автомобиля жидкой резиной

Основные причины внешнего перегрева:

  • забитый грязью радиатор;
  • мотор покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение корпуса воздухом из подкапотного пространства;
  • неисправность или повреждение штор радиатора;
  • критически высокие внешние температуры, в том числе нахождение машины на солнцепеке при высоких температурах окружающей среды;
  • появление клубов пара из глушителя;
  • внешние повреждения вентилятора вследствие воздействия извне (удар, отсоединение рядом находящихся узлов, неаккуратный ремонт).

Внутренний перегрев

Причин для внутреннего перегрева множество и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые придется поискать и квалифицированному автослесарю.

Причины внутреннего перегревания ДВС:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • повреждение узлов системы охлаждения, приведшие к появлению течи антифриза;
  • вместо охлаждающей жидкости в системе охлаждения залита вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при передвижении в жару, пробках или других ситуациях;
  • неисправный термостат, оставшийся в закрытом положении;
  • неисправность вентилятора;
  • неисправность датчика вентилятора;
  • неисправность водяного насоса или привода ремня помпы;
  • неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
  • слабое натяжение ремня вентилятора, при его наличии;
  • длительная работа ДВС в режиме буксировки, на холостом ходе или передвижении в пробках;
  • продолжительная работа мотора в условиях детонации (в первую очередь относится к бензиновым ДВС);
  • неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, приводящая к продолжению сгорания топливной смеси при открытии выпускных клапанов, что значительно повышает температуры отработанных газов;
  • прогорание выпускного клапана;
  • значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
  • отложения в каналах системы охлаждения;
  • прогорание прокладок в ДВС;
  • некачественный бензин с низким октановым числом или значительным числом опасных присадок;
  • добавление присадок в систему охлаждения или масло;
  • повышенный износ поршневой группы;
  • воздушные пробки в охлаждающей системе.

Последствия слабого, среднего и сильного перегрева

От степени перегрева ДВС зависят последствия и стоимость ремонта. Своевременное обслуживание автомобиля, контроль уровня охлаждающей жидкости и температурный режим при передвижении снижает возникновение перегрева в разы.

Слабый перегрев ДВС происходит при работе мотора при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит при неисправности термостата или вентилятора, а водитель своевременно обнаруживает это и принимает меры.

Во многих случаях подобная ситуация при ее однократном возникновении не отражается на состоянии мотора, особенно если у него небольшой пробег. Частенько слегка плавятся поршни, при значительном превышении температуры, даже кратковременном, появляется темного цвета дым из глушителя, возникает ощущение, что мотор все время работает при нагрузках.

Даже после однократного кратковременного перегревания мотора впоследствии он начнет чаще греться из-за изменений в поршнях и остатке оплавленного металла в цилиндрах.

Средняя степень перегрева ДВС появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. Причины для подобной ситуации множество и все они были описаны ранее.

Последствия подобного перегревания уже более печальны. Помимо последствий, характерных для слабого перегревания, проявляющихся в большей степени, добавляются перекос головки блока цилиндра или появление трещин в ней, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание клапанного гнезда, сильная деформация поршней, разрушение межкольцевых перегородок поршней, протекание масла из-под всевозможных прокладок и сальников.

Сильное перегревание ДВС вызывает всевозможные и очень серьезные последствия. В таком случае могут уцелеть единичные рабочие узлы или двигатель можно будет выкинуть.

Основные последствия чрезмерного перегрева мотора:

  1. Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых начнут оплавляться и прогорать поршня, вплоть до появления в них отверстий и полнейшего разрушения. Расплавленные остатки поршней налипнут к стенкам цилиндров, еще больше осложняя движение поршней. Также появляются зазубрины на стенках цилиндров. На этой стадии двигатель может остановиться.
  2. При разрушениях поршней и повреждениях камеры сгорания начинает перегреваться масло, полностью теряя свои смазывающие характеристики, вызывая повышенное трение между деталями. От увеличения трения начинают оплавляться шатунные и коренные вкладыши, прилипая к коленчатому валу. Также вкладыши могут провернуться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызвать остановку мотора.
  3. Под влиянием критических для ДВС температур начинается деформирование головки блока цилиндров, прогорают как впускные, так и выпускные клапана, вылетают со своих мест одно или больше клапанных гнезд, становится заметным громкий звонкий звук вверху движка. Возможна остановка ДВС.
  4. Поршень выдержал подобные нагрузки, в таком случае ломается коленвал из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек на месте провернутого вкладыша. Даже в этом случае ДВС иногда продолжает работать.
  5. Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и он заклинивает в цилиндре, что приводит к его разрыву пополам. Нижняя часть оказывается в поддоне, верхняя же в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают дыру в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулак дружбы. При ней всегда останавливается работа мотора.

Что делать если двигатель уже начал перегреваться

При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.

Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.

В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.

При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.

При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.

Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.