Пожарная машина уазик: заднеприводный УАЗ

Дочерняя компания автозавода - "УАЗ-Спецавтомобили" - приступила к выпуску малых лесопатрульных комплексов, которые изготовлены на базе УАЗ 390945-330 "Фермер".

Содержание

Дочерняя компания автозавода — «УАЗ-Спецавтомобили» — приступила к выпуску малых лесопатрульных комплексов, которые изготовлены на базе УАЗ 390945-330 «Фермер». Внедорожники доукомплектовывают специальным пожарным оборудованием, позволяющее сдерживать огонь до приезда «больших» пожарных машин.

— Спецкомплект, который устанавливают на «Фермеры», включает в себя пластиковую цистерну объемом 500 литров, установку высокого давления для создания напора воды «Ермак», мотопомпу «Спрут-3», воздуходувку «Ангара», бензопилу, набор инструментов, средства индивидуальной защиты, тубус, смешивающий воду с твердым смачивателем и зажигательный аппарат АЗ-4 для пуска встречного огня, — пояснили в пресс-службе автозавода.

Цена спецавтомобиля зависит от количества дополнительного оборудования, которое определяет сам заказчик. Базовый «Фермер» стоит от 360 тысяч рублей.

Первую партию спецверсий УАЗ — 20 автомобилей — заказало федеральное агентство лесного хозяйства. Машины будут отгружать в сентябре-октябре. Они предназначены для нужд Московской области.

Как пояснили на УАЗе, в следующем году заказ на «пожарные» уазики должен составить уже не менее 300 автомобилей. Плюс спецавомобилей в том, что их внедорожные качества позволяют вести патрулирование лесных массивов даже по бездорожью, а оснащение поможет сдержать огонь в гуще леса, куда обычная пожарная машина не проедет. В пресс-службе уточнили, что заказы на обновленные «Фермеры» уже поступают из разных регионов России. Намерение приобрести подобную спецтехнику нынешним летом высказывал и ульяновский губернатор Сергей Морозов, заявивший, что на эти цели уже запланированы деньги из регионального бюджета.

Все описанное — плод больного воображения. Если вы думаете, купили ниже описанный авто — вам показалось.

Акт I Дед is Dead

В июне 2019г дед Станислава отправляется в лучший мир. Он был ген. конструктором на предприятии в мос. области. По этому единственному сыну отошла квартира и дача, а единственному внуку Стасу — 4х летняя ауди с побегом 80т.км и на гарантии (6 лет или 150.000 т.км). Тех состояние — идеал, но деда все время притирали на парковке + он периодически не чувствовал габариты, как итог — 13 покрасок у оф. дилера (все ремонты пробиваются по базам) + еще пару притертостей не покрашены.

Акт II Попытка продажи №1

За те пол года, пока машина готовилась перейти по наследству Стас понял, что ТО, страховку, бензин и налог на эту тачку он не тянет — решено продавать. Пол года прошло, фото сделаны, описание составлено. Звонят, смотрят — не покупают. Приезжали и с подборщиками и с убер-механикам, даже к дилеру возили, итог один — все хорошо, но не купим, скинь 200т.р.

Акт III Пришел Covid

На время карантина, Стас уехал на дачу и снял объявление. Вот уже лето, карантин снят — давай продавать, но появились чудо-подборщики. «И тут у вас стучит, и тут у вас геометрия нарушена и так далее» а потом присылали смс «готов купить за ххх» или «если скинете мне на карту xxx готов рекомендовать к покупке»

А Стас бы и рад, но он не дурак, говорит «давай расписку, и после покупки — переведу» — все отказывались.

Ситуация вырисовывалась плачевная, люди думая, что раз по наследству — значит нахаляву, хотели эту тачку взять сильно ниже рынка.

Акт IV Витя сел пьяный за руль

У Вити кроме условного срока, был такой же автомобиль, только коробка мотор и подвеска были ушатаны до нельзя (слышали как пинается DSG и мотор ждёт масло литрами?) И вот в феврале 2020 он пьяный ушатывается в столб. Тачка — тотал, но была каско + никто «не заметил» что он был датый — в итоге получил круглую сумму и металлолом с документами. Решено брать новый кузов и восстанавливать автомобиль.

Тут Витя вспомнил о Стасе (он приходился ему одноклассникомодногруппником) и предложил такой вариант «я с доверенностью продаю твою машину за сумму +100 к твоей цене, только дай контакты, тех, кто у тебя смотрел машину»

Стас согласился, через 3 недели Витя приносит наличку с ценой +170к , со словами «купили без торга». Сколько мы его не раскалывали — не говорил в чем дело…

Акт V Автомобиль снова в продаже

В конце августа я нахожу тачку Стаса на авто.ру по цене на 600 т.р. ниже чем была подана до этого. Мы начали опять доставать Витю, но пока машина не продалась опять — он ничего не говорил.

Буквально 2 недели назад тачка продается. Витя согласился накатить. И вот собравшись и изрядно выпив Витя выдал секрет аферы:

— На своего тотала перекинул все, что можно было перекинуть с тачки Стаса

— Взял донор и с него все что можно было перекинуто

— Притертости покрасил, сделал детейлинг

— С цены тачки уступал столько, сколько прилагают

— Звонил людям, кто до этого смотрел и под предлогом «я его агент, взял под реализацию, кризис он котов уступить»

— Запилил новое объявление и красивыми фотками и описанием «муха не сидела»

Приехали те, кто уже смотрели с тем же подборщиком и со словами «ну вот и косяки устранили и в цене уступили» купили тачку, остальное Витя добавил из страховых денег.

В итоге:

Стас продал тачку дороже чем хотел (пусть и за год)

Витя собрал себе тачку из надежных компонентов, продал остатки и остался в плюсе

Покупатель приобрел что-то, что на учет без взятки не поставить (номера агрегатов-то никто не изменял в ПТС) и чей двигатель и коробка скоро развалятся, не говоря об остальном.

Подборщик и покупатель пытались найти Витю но безуспешно (так как продал автомобиль по документам не Витя)

Что можно сказать:

— Не покупайте авто у перекуров

— Подборщик это не гарантия хорошего авто

Владимир Николаевич, самая актуальная сейчас тема — пандемия. Бизнес подсчитывает потери. Отразились ли на вашем предприятии карантинные меры?

Владимир Казаков: Во-первых, мы неделю стояли, пока завод не включили в список предприятий, которым разрешено работать. Во-вторых, почувствовали ограничения в поиске заказчиков и новых рыночных ниш. Почти четверть нашей продукции идет на экспорт, но в нынешних условиях работать в полную силу в этом направлении не можем. Нельзя выехать за рубеж, показать потенциальным партнерам новые изделия. Удаленка, онлайн-переговоры — хорошо, но все же никогда не заменят живого общения.

К тому же некоторые поставщики по непонятным причинам стали играть с ценами. Начались проблемы и у заказчиков. Только по линии МЧС госзаказ урезали на 2,5 миллиарда рублей. Очень хотелось бы, чтобы секвестрированную часть все-таки вернули. Хотя есть опасение, что бюджеты из-за пандемии станут пересматривать и это негативно отразится на нашем предприятии.

Впрочем, пока мы больших потерь не понесли. По итогам четырех месяцев идем даже с опережением — выпустили 70 машин.

Кто заказчики вашей продукции в России?

Владимир Казаков: Главный — МЧС России, затем региональные подразделения федеральных структур, местные пожарные части, муниципалитеты. Да и каждая крупная компания сегодня должна иметь в парке такую технику. Пожарная машина — штучный товар, она изготавливается и комплектуется для каждого заказчика исходя из его запросов и специфики деятельности.

Хотя, по большому счету, пожарная машина — все же бюджетный продукт. Согласно нормативам в каждом селе должен быть пожарный пост и, соответственно, техника. Если бы эти нормы сейчас соблюдались, то мы могли бы полтора года работать только на Курганскую область, где более 350 сельских поселений.

В начале 2020 года Курганская область приобрела 23 новых пожарных автомобиля.

Владимир Казаков: Да, это была самая крупная закупка региона, наверное, за последние 20 лет. Заменили машины, которым было почти полвека, а они все еще числились в боевом расчете. Такая ситуация не только в Зауралье. Если федеральный заказ в последние годы более-менее выстраивается, хотя все равно мал, то региональный не имеет пока четкой структуры, системы. Например, специалисты знают, что лес не потушить с помощью обычной пожарной машины, необходима система предупреждения и быстрого реагирования. В свое время наш завод выпускал тысячи мобильных лесопатрульных машин. Это автомобиль с емкостью на кубометр воды и местами для боевого расчета. По первому удару колокола пожарные мгновенно собирались и мчались тушить небольшой очаг, который с вышки заметил дежурный. А сейчас вместо вышек спутники, но леса горят, потому что нарушена система. Минприроды уже лет 15 не заказывало крупных партий спецтехники.

Каковы возможности предприятия, если заказы вдруг пойдут?

Владимир Казаков: Мы способны выпускать в год 300-350 единиц, хотя последние три года производим около 250-ти. В 2019-м реализовали продукции на миллиард с лишним. Цифра неплохая, но этого недостаточно, чтобы провести техническое перевооружение. Задача — выйти на два миллиарда рублей. В условиях жесткой конкуренции и возросших требований к качеству это будет нелегко, но нам по силам.

Чтобы не допустить на аукцион недобросовестных производителей, необходимы фильтры, аудит участников по их техническим возможностям

Кто ваши конкуренты?

Владимир Казаков: Всего пять основных игроков обеспечивают страну пожарной техникой: кроме нас, это предприятия из Челябинской и Свердловской областей и два московских. Однако есть еще множество каких-то непонятных фирм, которые мало что производят, но сбивают цену. Честно говоря, я не понимаю, как их вообще допускают на государственные аукционы. Не стоит думать, что изготовить пожарный автомобиль легко. У нас особая философия: если машина встанет на пожаре из-за того, что кто-то допустил брак, погибнут люди, их смерть будет на нашей совести. Чтобы не допустить на аукцион недобросовестных производителей, необходимы фильтры, аудит участников по их техническим возможностям. Наш продукт должен иметь особый статус. Вряд ли кто-то купит танк только потому, что он дешевле.

В конце мая планируем участвовать в конкурсе на госзаказ по линии МЧС. Если выиграем, сдавать продукцию придется осенью. Времени мало, значит, опять гонка, нервы, лишние затраты. Много раз просили заказчиков спланировать все заранее и отыграть конкурсы в январе. Но государственная машина, к сожалению, раскручивается очень медленно, от этого страдает производитель, а его никто не слышит.

Принято считать, что конкуренция — это все же благо. Вы не согласны?

Владимир Казаков: Да, она подталкивает к тому, чтобы быстрее модернизировать и диверсифицировать производство, осваивать новые рыночные ниши. Коллектив понимает: надо двигаться вперед, чтобы быть конкурентоспособным. Мы практически каждый год выпускаем эксклюзивные экземпляры, создаем новые образцы, с инновационной «начинкой». Недавно выиграли конкурс на изготовление спецтехники и оборудования для обслуживания российских аэропортов. Это новая тема. Создали два образца, сейчас они проходят полевые испытания. По сути, техника мирового класса, раньше ее закупали за рубежом. Сейчас все считают деньги, а импортная техника безумно дорогая. Мы можем делать не хуже.

В этом году планируем также вместе с нашим партнером, Брянским автомобильным заводом, испытать стартовый аэродромный пожарный автомобиль, предназначенный для пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродромов. Такой машины еще не было в России. Надеемся в 2021 году приступить к изготовлению опытной партии, если все будет хорошо с экономикой, потому что машина дорогая.

В работе заказ Росатома на пять единиц техники для обеспечения пожарной безопасности единственной в мире плавучей атомной станции в Певеке на Чукотке. Уже летом машины отправятся в пункт назначения и встанут на боевое дежурство.

Планируем также участвовать в конкурсе, который станет продолжением еще одной северной темы, с пожарным автомобилем «Гефест», способным не только тушить огонь, но и обеспечивать работоспособность рукавных систем других пожарных автомобилей в условиях экстремально низких температур. Это совместная разработка наших инженеров с учеными из академии МЧС. Так что планов много.

Если честно, даже не верится, что еще четыре года назад ваше предприятие едва не обанкротилось.

Владимир Казаков: Завод был на грани банкротства дважды. Я пришел сюда в 1998 году в качестве внешнего управляющего, а через два года решением Министерства внутренних дел назначен директором ФГУП. Это был единственный случай в Курганской области, а может, и в России, когда внешнее управление как инструмент финансового оздоровления сработало. Помогло, что в те годы у нашей продукции был особый статус, производители пожарной техники не платили НДС. За счет этого мы построили новый завод на месте развалин — без кредитов возвели три новых корпуса. Вместе с коллективом подняли завод и заняли на рынке лидирующие позиции, которые удерживали до 2010-го.

Потом я перешел на другую работу, но, конечно, интересовался делами предприятия. 2011 год завод проработал на старых запасах, а потом вновь начал падать. Доля на рынке сжалась с 30 до четырех процентов, завод погряз в долгах. Руководители менялись как перчатки. Заговорили о приватизации. Еще будучи директором, я выступал категорически против: перед глазами стояли примеры, когда предприятия становились частными и закрывались. И мне удавалось оттягивать этот процесс, аргументируя тем, что завод участвует в серьезных конкурсах на разработку стратегически важной спецтехники. Но, видимо, кому-то очень хотелось его продать. В феврале 2016 года арбитраж ввел на заводе временное наблюдение, а в июне 100 процентов акций предприятия, принадлежавших Росимуществу, были проданы частному лицу. Новый собственник пригласил меня снова возглавить завод. Я согласился, потому что это предприятие мне очень дорого. Я по натуре созидатель, поэтому и ставлю перед собой и коллективом высокую планку — выйти на мировой уровень по качеству продукции, производительности труда, организации и культуре производства. Для этого есть все предпосылки.

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте .

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Пожарные автомобили нового поколения: эффективные решения

В последнее время в нашей стране было начато техническое перевооружение пожарных подразделений. На смену пожарным автомобилям, выпускавшимся во второй половине прошлого века, начала приходить техника XXI века. Значительно расширился спектр решаемых оперативных задач, усложнились условия использования труда пожарных и эксплуатационных характеристик пожарных машин. Развитие получили технологии, способствующие улучшению их тактических характеристик. Ведущие российские изготовители пожарных автомобилей (ПА) встали на путь инновационного развития. Но в дальнейшем процесс затормозился из-за введения санкций против российских производителейЮрий Яковенко
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО
МЧС России, к.т.н., академик НАНПБ

Реализация концепции многофункциональности автомобилей тушения

Во всех странах задачи, стоящие перед пожарной охраной, ежегодно усложняются. Причем фирмы поставляют на рынок продукцию с функциональными свойствами, адекватными происходящим изменениям. При этом парк пожарных автомобилей, находящихся на вооружении пожарных подразделений в Европе, в основном (на 75– 80%) состоит из пожарных автоцистерн, техническая концепция которых сформировалась в 1950-е гг. и с некоторыми изменениями действовала до начала нового века.

В общем виде эти изменения можно отнести к следующим положениям.

  1. В связи с расширением функциональности боевой расчет предлагается увеличить с формулы 1+5 до формулы 1+8, однако последнее слово остается здесь за потребителем: фирма может поставить HLF в той или иной конфигурации (HLF – пожарно-спасательный автомобиль).
  2. Комплектация HLF по сравнению с АЦ существенно расширена за счет включения в нее гидравлического оборудования (инструмента), светотехнического комплекса, а в некоторых случаях – медицинского оборудования для оказания первой помощи пострадавшим на пожаре.
  3. Расширение комплектации предлагается осуществлять за счет количества вывозимой воды, которое для городских ПСА должно составлять 2000, 2400 или 3000 л; при этом рекомендованная подача насоса – 2000 л/мин. при напоре 10 бар.
  4. На ПСА генерации 2015 г. предлагается вернуться к подзабытым (по крайней мере, в нашей стране) рукавным катушкам, размещаемым в задней части ПА. При этом возможны варианты как с одной, так и с двумя катушками, обслуживаемыми одним пожарным (каждая катушка).

Вариант технического исполнения городского пожарно-спасательного автомобиля новой генерации показан на рисунке 1. Обращает на себя внимание актуализация размещения оборудования на этом автомобиле, номенклатура которого существенно увеличена по сравнению с классической автоцистерной, на базе которой он создан.

Известной инновационной разработкой ООО «Велмаш» является НРК «Поток», назначение которого аналогично комплексу «Шквал». В состав НРК «Поток» входит несколько модулей; комплекс может комплектоваться ими в следующих вариантах:

  1. модуль насосный + модуль рукавный;
  2. два модуля рукавных;
  3. два модуля насосных.

НРК «Поток» был удостоен золотой медали на Дне инноваций МЧС в 2011 г. Все модули (комбинации модулей) монтируются на платформе одного шасси.

Как показано выше, основной тактической единицей как в нашей стране, так и за рубежом является пожарная автоцистерна расширенной функциональности.

Отметим: автоцистерны как тип ПА не исчезли из программы производства фирм-изготовителей. К ним относят по-прежнему АЦ тяжелого класса с боевым расчетом 3 человека (1+2). Причем и на этих ПА стремятся ввести инновационные элементы, расширяющие их функциональность.

Для примера на рис. 2 показана тяжелая АЦ (по нашим определениям это ПА пенного тушения), функциональность которой расширена за счет применения ствола-мачты Stinger с дистанционным радиоуправлением и системой видеонаблюдения (наведение ствола на очаг горения). Высота подъема стрелы ПА, равная 16,5 м, достаточна для тушения пожара в резервуарном парке. Две опоры под основанием башни обеспечивают устойчивость автомобиля при подаче 4500 л/мин. воды и 15 кг/с порошка по трубопроводам, проложенным внутри стрелы.

Ход работ по созданию комплекса ПА новой генерации показал, что старая система их создания с жесткой технологией в новых условиях неэффективна. Ее недостатком является то, что она не дает возможности в короткое время и с минимальными затратами ставить на производство новые модели машин, проводить глубокую модернизацию серийных моделей, быстро адаптироваться к требованиям рынка. Для изменения ситуации предлагается использовать новый концептуальный подход к созданию ПА, основанный на применении гибкой модульной технологии. Новизна идеи модульной концепции базируется на том, что создаваемый ПСА строится из ряда модулей, функционально и компоновочно связанных между собой и имеющих идентичные присоединительные размеры. С помощью ограниченной номенклатуры модулей можно существенно трансформировать свойства ПА с целью достижения заданного уровня функциональности, а в случае надобности – легко перестраивать его путем перекомпоновки.

Применение модульной технологии позволит решить одну из важнейших проблем при создании ПА – проблему многовариантности компоновки. Но при перекомпоновке возможно изменение массы автомобиля, что в той или иной степени влияет на показатели безопасности: изменяются распределение массы по осям, высота центра тяжести, моменты инерции. Это сказывается на показателях устойчивости, управляемости, тормозных свойствах и плавности хода машины. Однако эта проблема решаема. Таковы смысл и новизна идеи модульной концепции. Ее реализация позволит при ограниченных финансовых ресурсах в сжатые сроки создавать конкурентоспособные отечественные пожарно-спасательные автомобили новой генерации в номенклатуре, установленной официально утвержденным на период до 2025 г. типажом. Исходя из задач, определенных выше, обозначен перечень работ, необходимых для реализации технической политики.

Перспективы рынка

В приведенном прогнозе приведены инновационные разработки отечественных производителей, представленные на рассмотрение специалистов пожарной охраны в последние три года. Как скоро они будут реализованы в производстве, покажет уже недалекое будущее. Вместе с тем, имеются и другие инновационные решения, полный перечень которых представлен в банке инноваций, разработанном ВНИИПО. Он включает в себя все прогрессивные разработки ПА и их компонентов, выполненные и реализованные отечественными и зарубежными изготовителями. Современные ПА относятся к высокотехнологичной технике – как в производстве, так и в оперативном использовании и сервисном обслуживании. Те инновационные решения, которые рассмотрены выше, продиктованы опытом эксплуатации и рано или поздно будут востребованы отечественной практикой. Тем более, в связи с тенденцией организации совместного производства ПА с ведущими зарубежными фирмами: Magirus, Rosenbauer, Everdigm.

Будущее – за такой техникой. Но необходимо учитывать, что конечный успех или неуспех реализации инноваций имеет экономическую подоплеку. Создание инновационной продукции требует значительных финансовых затрат. Это неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта. В результате в условиях жесткой ценовой конкуренции, характерной для российского рынка ПА, а также при отсутствии гарантированного рынка сбыта предприятия, предлагающие более качественные (с признаками инновации), но и более дорогие модели пожарных машин, обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. В итоге сам потребитель, отдавая предпочтение менее совершенным, но более дешевым моделям, становится препятствием на пути внедрения новых технических решений. Определенный риск от внедрения инноваций в производство ПА нового поколения есть, но этот риск оправдан.

Перечень работ, необходимых для реализации технической политики развития ПА

1. Разработка и апробация перспективного типажа пожарных автомобилей на период до 2020 г.

2. Разработка требований и организация производства специальных шасси для пожарных автомобилей, включая шасси в северном исполнении.

3. Создание комплекса пожарных машин (на базе северных шасси), адаптированных к эксплуатации в условиях холодного (ХЛ) и очень холодного (ОХЛ) климата.

4. Создание комплекса многофункциональных высотно-спасательных пожарных автомобилей, обеспечивающих тушение пожаров и спасение пострадавших на объектах высотой до 60 м, в том числе в исполнении «Север».

5. Разработка высокопроизводительного пожарного автомобиля для тушения пожаров высокократной пеной.

6. Разработка устройств для получения газонаполненной пены и тонкораспыленной воды с целью использования их на пожарных автомобилях нового поколения (установки типа CAFS, Hiromax и др.).

Предстоит расширить использование в конструкции ПА современных материалов, повышающих надежность и срок службы машин, а также модернизировать производство на базе современных технологий. Необходимо разработать комплекс мер, в том числе экономических, повышающих ответственность производителей за обеспечение надежности и организации сервисного обслуживания выпускаемых ПА. Устранение отказов ПА, выявленных в период гарантийного срока, должно выполняться за счет производителя. Для отработки конструкции ПА на надежность потребуется создание (или модернизация) испытательной базы на предприятиях, а также полигонов для дорожных и функциональных испытаний ПА.

7. Сделанные выводы по работе направлены на решение проблем создания ПА нового поколения, которые могут быть востребованы при проведении реструктуризации парка в среднесрочной перспективе (2014–2018 гг.). Очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку регионам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России. Пилотные проекты предлагаемых к поставке новых моделей и модификаций ПА, включая их ориентировочную стоимость, целесообразно апробировать в регионах России.

Все обозначенные пути системного совершенствования ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий, занятых в сфере создания и производства ПА.

Проведенный анализ и систематизация данных о структуре поставок ПА в подразделениях ФПС позволили выявить основные проблемы в техническом оснащении пожарной охраны, характеризующем ее оперативный потенциал. Прежде всего, это количественные параметры парка, его качественный состав и целевая адаптивность. Важной проблемой является также действующая система организации поставок, причем не только количественная составляющая поставок, но и технический уровень и качество поставляемых пожарной охране типов и моделей пожарных машин. Формально поставляемые образцы ПА относятся к технике нового поколения, фактически же большинство из этих образцов за редким исключением – это слегка модернизированная техника, концепция создания и идеология поставок которой относятся ко второй половине прошлого века. Объемы закупаемой техники заметно уступают реальной потребности пожарной охраны. Это ведет к дальнейшему старению (стагнации) парка, затрудняет (или делает невозможной) его качественную реконструкцию. К тому же, все закупки сконцентрированы в основном на приобретении пожарных автоцистерн, модельные ряды которых отличаются чрезмерной частотой (особенно в зоне вместимости цистерны 3–4 м3).

Закупки специальных ПА (СПА) вообще чрезвычайно малы: по некоторым типам этих автомобилей закупки практически не производятся (нулевые поставки за предыдущие 5 лет). Это не означает, что такие ПА не востребованы пожарной охраной. Они имеются во всех гарнизонах и используются при тушении крупных и затяжных пожаров; соответственно, наработка их невелика, и оперативная готовность этих ПА может поддерживаться методами и средствами технической эксплуатации после истечения нормативного срока службы до списания (10 лет). Что, фактически, и происходит, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Анализ техники, поставленной в подразделения в предыдущие 5 лет, показал, что ее инновационный уровень пока недостаточен для проведения качественной реконструкции парка. Хотя за последние годы создано несколько принципиально новых типов ПА, которые можно рассматривать как инновационные (АЦ с подъемным устройством, ПСА в исполнении «Север», ПСА с компонентами фирмы Rosenbauer, ПА с реверсивным движением, АЦ «Игл» и др.), в структуре поставок они не значатся: их высокая стоимость препятствует объемным поставкам.

Пока самым востребованным типом ПА в структуре поставок являются пожарные автоцистерны – модели с вместимостью цистерны 3,0, 5,5 и 8,0 м3: на их долю приходится более 50% от всего объема поставок АЦ, из них около 10% – модели с комбинированным насосом. Остальные АЦ оснащены 40-литровым насосом, который был создан еще полвека назад. Проведение ценового анализа на данном этапе работы техническим заданием не предусматривалось, однако предварительное рассмотрение представленной информации показало, что стоимостные показатели ПА одного класса от разных производителей отличаются большой неравномерностью. Это означает, что в условиях дефицита финансовых ресурсов на первый план выходит ценовая конкуренция, наименее продуктивная по сравнению с конкуренцией качества. В результате покупают изделие не самое качественное, а самое дешевое, что затрудняет модернизацию парка ПА. Очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку региональным центрам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России. Все обозначенные направления совершенствования парка ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий в сфере создания и производства пожарных автомобилей, с одной стороны, и будет устранен дефицит финансовых ресурсов пожарной охраны на приобретение этих автомобилей – с другой.

Лишь при реализации этих условий возможна реальная качественная реконструкция парка пожарных автомобилей в России.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2017
Посещений: 17200

Автор

Яковенко Ю. Ф.Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей: 6

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: