Заклинил термостат в закрытом положении признаки
Оглавление
Содержание
- Воздушная и жидкостная системы охлаждения
- Первые признаки неисправности системы охлаждения
- Профилактика системы охлаждения
- Назначение и конструкция
При сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2500 °С, а в среднем при работе двигателя составляет около 900 °С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению подшипников и другим неисправностям.
Чтобы этого не происходило, в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режим. Его обеспечивает система охлаждения. Разбираемся, как она работает, и что будет, если она выйдет из строя.
Воздушная и жидкостная системы охлаждения
Существуют две разновидности систем охлаждения двигателя: воздушная и жидкостная. В современном автотранспорте, как правило, применяют жидкостную систему охлаждения — воздушную же используют в мототехнике и небольших генераторных установках.
Воздушная система охлаждения
Как следует из названия, в такой системе для отвода излишнего тепла от двигателя используется поток воздуха. Это конструктивное решение широко применяли в 60-70-х годах ХХ века такие производители как Fiat, Volkswagen и другие — в том числе, отечественный «Запорожец».
При воздушной системе охлаждения тепловой режим двигателя определяют температурой масла в системе смазки, которая должна находиться в пределах 70-110 °С.
Основные недостатки воздушной системы охлаждения:
- значительные затраты мощности на привод вентилятора;
- повышенный уровень шума при работе;
- ухудшение наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью;
- воздушные потоки направляются неравномерно — это может привести к локальному перегреву;
- большая тепловая напряженность отдельных деталей может привести к перегреву двигателя.
Именно поэтому современные производители отдают предпочтение жидкостной системе охлаждения.
Жидкостная система охлаждения
Эту систему охлаждения устанавливают на современные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Детали двигателя, подвергающиеся нагреву, охлаждаются при помощи жидкости. В отдельных случаях это может быть вода или тосол, но самое распространенное решение — антифриз.
Для предупреждения неполадок обычному автовладельцу достаточно знать несколько ключевых моментов.
Первые признаки неисправности системы охлаждения
Очевидные признаки неисправности одного из агрегатов системы охлаждения:
- утечка охлаждающей жидкости;
- резкий сладковато-едкий запах в салоне автомобиля при включении системы отопления;
- плохой прогрев двигателя в холодную погоду;
- перегрев двигателя.
Столкнулись с чем-то из вышеописанного — пора на станцию техобслуживания. Там проведут диагностику и определят неисправный узел.
Что же может пойти не так в работе системы охлаждения?
Сломался термостат
Начнем с неисправности термостата — самой неявной среди очевидных проблем системы охлаждения.
Основная роль термостата — это регулирование циркуляции охлаждающей жидкости по одному из «кругов»: малому, минуя радиатор охлаждения при первоначальном прогреве двигателя, или большому, по достижении его рабочей температуры.
Когда клапан термостата открыт, охлаждающая жидкость движется по большому кругу, когда закрыт — по малому. Обычно эта деталь меняет свое положение в зависимости от температуры двигателя. Сломанный же термостат «заклинивает» в одном из этих двух состояний.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. Но хуже, если Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.
Если индикатор температуры двигателя неохотно двигается вверх при прогреве либо зашкаливает в красной зоне, вероятнее всего, возникла проблема с термостатом.
Нарушилась герметичность системы охлаждения
Система охлаждения имеет множество патрубков, шлангов, стыковых соединений и уплотнительных прокладок. Каждое из таких соединений может стать брешью в системе — тогда охлаждающая жидкость будет протекать.
Последствия варьируются от траты средств на покупку охлаждающей жидкости «на долив» до перегрева и капитального ремонта двигателя.
Основные причины нарушения герметичности системы охлаждения:
- эксплуатационный износ деталей;
- некачественный ремонт;
- заводской брак.
Увидели под машиной водянистую жидкость, а уровень антифриза в расширительном бачке уменьшается? Нужно искать течь.
Сломалась водяная помпа
Поломка водяной помпы может быть выявлена по схожим с предыдущими неисправностями признакам. Однако такой дефект быстрее других приведёт к печальным последствиям.
Если помпа сломана, охлаждающая жидкость не будет циркулировать по двигателю, регулируя его температуру. Индикатор температуры будет в красной зоне, и даже при самой краткосрочной эксплуатации неизбежен перегрев двигателя.
«На глаз» проблему определить сложно, но некоторые первичные признаки можно обнаружить на плановом техническом осмотре:
- посторонние шумы из подкапотного пространства;
- течь охлаждающей жидкости из-под корпуса водяной помпы;
- повышенная температура двигателя.
Перегрев двигателя — проблема, которая может обернуться самыми печальными последствиями:
- эмульсия (смешивание) охлаждающей жидкости и моторного масла в результате разрыва прокладки ГБЦ от перегрева;
- капитальный ремонт цилиндро-поршневой группы, замена коренных и шатунных вкладышей.
Предупредить такие поломки помогает регулярный технический осмотр и своевременная замена узлов.
Профилактика системы охлаждения
Регламент проверки, обслуживания и замены узлов системы охлаждения зависит от производителя и прописан индивидуально под каждый автомобиль в сервисной книжке.
Конкретный пробег или период замены жидкостей и агрегатных узлов нужно уточнять в инструкции по эксплуатации или в сервисной книжке.
Регулярно осматривайте все узлы системы охлаждения на предмет дефектов. Своевременная замена отслуживших свой срок деталей спасет вас от больших затрат в будущем.
Термостат. Этот малозаметный узел и в холод, и в жару обеспечивает работу двигателя в узком температурном диапазоне. Если же он неисправен, ждите серьезных последствий…
Назначение и конструкция
Термостат – это регулятор температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. Пока система холодная, термостат «отключает» от нее радиатор, пуская жидкость от помпы по так называемому малому кругу, только через рубашку охлаждения двигателя. Когда мотор прогревается до необходимой температуры, термостат приоткрывает свой клапан, перенаправляя поток (или часть потока) горячего антифриза через радиатор. Этот узел также автоматически активизируется для поддержания температуры силового агрегата при смене нагрузки на него. Например, когда после «катания» в пробке автомобиль с горячим двигателем выкатывается на свободный проспект или когда водитель задействует подключенный к системе охлаждения отопитель салона.
Температура начала срабатывания каждой модели термостата обычно отмечается непосредственно на его «теле».
Конструктивно термостат представляет собой клапан (клапаны) в корпусе или без корпуса. Закрытием и открытием его управляет собственный привод, использующий принцип термического расширения вещества. Помещенные в закрытую полость спиртосодержащая жидкость или медно-церезитовый порошок, изменяясь в объеме при повышении или снижении температуры, толкают в ту или иную сторону шток, соединенный с заслонкой клапана. Для «чуткого» реагирования на изменения температурного режима важны не только крайние, но и промежуточные положения клапана, когда в радиатор направляется лишь часть жидкости. Момент начала движения клапана и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои и обычно составляют 70–95 и 100–105 градусов соответственно.
Закрытый термостат (слева) гоняет жидкость через рубашку охлаждения по малому кругу. Открытый направляет ее к радиатору (справа).
В некоторых современных иномарках термостат управляется электроприводом, получающим команду от блока управления мотором. Это позволяет за несколько секунд значительно поднимать температуру двигателя вплоть до 117 градусов, что необходимо для снижения токсичности выхлопа в режиме холостого хода.
Признаки неисправности
Неполадки термостата проявляются в первую очередь после запуска холодного двигателя (если клапан заклинило в открытом/полуоткрытом состоянии или не полностью закрывается). С исправной системой охлаждения и при нуле градусов «за бортом» он должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 мин. Кстати, если клапан «завис» в полуоткрытом состоянии, мотор может «закипеть» в тяжелых дорожных условиях.
Бескорпусный термостат встраивают в головку блока, корпусный обычно «висит» на патрубках системы охлаждения.
Заклинивший в полностью закрытом положении термостат приведет к перегреву двигателя практически в любом режиме движения, при любой положительной температуре и даже в небольшой мороз.Термостат со стареющим, доживающим последнюю тысячу километров термочувствительным элементом выдает себя все более поздним открытием, поддерживая температуру силового агрегата на все более высоком уровне.
Из-за нарушения температурного режима интенсивно изнашивается двигатель (при перегреве), возможно его заклинивание (при выкипании жидкости) и перерасход топлива (при недостаточном разогреве).
Термостат: виды поломок
Неисправность термостата проявляется в ограничении подвижности клапана. Происходит это из-за «старения» вещества-наполнителя, реже – по причине засорения узла отслоившимися частицами накипи. Клапан может заклинить как в одном из крайних положений, так и в промежуточном.
Случается, что термостат не срабатывает периодически: без видимых причин силовой агрегат вдруг перегревается (или, наоборот, не прогревается), а после полного остывания начинает вести себя как совершенно исправный.Отказ термостата не приводит к немедленному полному отказу двигателя, но это может случиться, если повышение температуры охлаждающей жидкости не будет вовремя замечено и мотор перегреется. С другой стороны, работа непрогретого силового агрегата также сокращает его ресурс и приводит к перерасходу топлива.
Термостат: диагностика
Простейшая проверка термостата проводится на холодном, только что запущенном двигателе. По мере его прогрева верхний (подводящий) патрубок радиатора нагреваться не должен. И только при достижении стрелкой термометра на приборном щитке отметки 60–70 градусов патрубок теплеет.
Один из вариантов более точной диагностики регулятора температуры охлаждающей жидкости (это касается и новых узлов) – на кухне. Вместе с термометром термостат погружают в сосуд – лучше стеклянный, после чего воду в нем начинают нагревать. Момент срабатывания клапана и конец его движения зависят от модели двигателя, и эти данные можно узнать из руководства по ремонту автомобиля или справочной литературы. Полный ход штока клапана обычно составляет 5–8 мм.
Термостат и его работоспособность проверяют с помощью диагностического сканера, подключаемого к ЭБУ двигателя.
Игорь Широкун
Иллюстрации из архива редакции
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Современные двигатели внутреннего сгорания за очень редким исключением выпускаются с системами жидкостного охлаждения. Исключениями могут быть некоторые скутеры, бензопилы, бензогенераторы и бензокосы. Даже тракторы современные производители стремятся выпускать с жидкостным охлаждением. Причина такого выбора очевидна: любой двигатель внутреннего сгорания очень плохо переносит сильные температурные перепады. Так, при сильном перегреве он начинает ускоренно изнашиваться, что многократно укорачивает срок его эксплуатации, неизбежно влеча за собой дорогостоящий ремонт. Одим из самых важных узлов жидкостной системы охлаждения двигателя является термостат. Его функция сводится к открыванию и закрыванию клапана, который пускает охлаждающую жидкость из внутреннего контура во внешний, когда помимо рубашки охлаждения двигателя она начинает курсировать по патрубкам к радиатору, проходя через него, охлаждаясь и возвращаясь в двигатель уже остывшей. Выход из строя термостата губителен для силового агрегата, поскольку несвоевременное его открытие наверняка приведёт двигатель к перегреву, и как следствие к другим, более печальным, описанным выше последствиям. Причины выхода из строя кроются либо в плохом качестве охлаждающей жидкости, либо в несвоевременной её замене, либо в процессах разложения и коррозии, начавшихся в радиаторе. Отламывающиеся от его внутренней поверхности частички, которые начали кородировать, попадают в систему охлаждения по патрубкам, неизбежно встречаются с термостатом, скапливаясь там, оседая и тем самым ухудшая его функциональность. Последствия, помимо уже описанных могут привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, в лучшем – к перерасходу топлива и повышенному износу деталей. Купить термостат в Брянске можно через интернет-магазин menokom.ru.