Победа новая

Содержание

Где-то в начале девяностых годов один автомобильный историк запустил байку о том, что «Победу» изначально хотели назвать «Родиной», но тут вмешался товарищ Сталин и грозно спросил: «И почем будет продаваться «Родина»?» Сама постановка вопроса попахивала 58-й статьей и Воркутой с Магаданом, поэтому от названия «Родина» решили отказаться и назвали машину «Победой». И, как драматически пишет тот же историк, сколько стоила Победа, Сталин знал, подразумевая под этим число жертв в Великой Отечественной войне.

Иван Баранцев. Фото: ГАРФ, РГАКФД и из архива автора

Все это, конечно же, выдумки. Сохранились воспоминания участников кремлевских смотрин «Победы», но никто из них не упоминает про «Родину». К тому же при Сталине выпускались радиоприемники «Родина», и никаких вопросов по этому поводу Иосиф Виссарионович директору Московского радиозавода не задавал, и то, что «Родина» свободно продается в магазинах, тоже никого не смущало. Даже шуток на эту тему не было.

В Москве единственным местом, где можно было приобрести «Победу» или «Москвич», являлся магазин «Автомобили» на Бакунинской улице, 21. Магазины с таким же названием были открыты в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Минске, Риге, Тбилиси, Баку, Ташкенте и Алма-Ате.

Постановлением Совета министров N 1437 от 7 мая 1947 года цена «Победы» определялась в размере 16 000 рублей. В эту сумму входили и расходы на реализацию автомобиля в размере 6 процентов от его розничной цены — это 960 рублей.

Но если рассказы про «Родину», ставшую «Победой», — выдумка, то история о том, как Сталин устанавливал курс доллара, — чистейшая правда. В феврале 1950 года Центральное статистическое управление СССР пересчитало валютный курс рубля и, сравнив цены на товары, вывело цифру 14 рублей за доллар. Но у Иосифа Виссарионовича был свой курс. По словам министра финансов Арсения Зверева и председателя Госплана Матвея Сабурова, а также присутствовавших при этом событии китайского премьера Чжоу Эньлая и руководителя Албании Энвера Ходжи, товарищ Сталин перечеркнул эту цифру и написал: «Самое большее — 4 рубля».

Себестоимость автомобиля «Победа» в 1954 году составляла 14 208 рублей, государство продавало его советским гражданам за 16 000, но при этом очень хотело продавать за 25 000 и даже пыталось найти обоснования для такой цены.

С 1949 по 1953 год выпускалась модификация «Победы» с кузовом типа «кабриолет», стоившая на 500 рублей дешевле из-за отсутствия металлической крыши, которая штамповалась из единого стального листа. В те годы еще существовал дефицит штамповочной стали, вызванный разрушением металлургических предприятий во время войны.

Новые фасоны обивки

Наверное, точно так же Сталин тремя годами ранее установил и стоимость «Победы». Цена на нее была определена 7 мая 1947 года постановлением Совета министров N 1437: «Утвердить розничную цену на легковой автомобиль М-20 «Победа» в размере 16 тыс. рублей». Еще одно постановление Совмина вышло 16 мая: оно сохраняло цену на «Победу» и устанавливало стоимость «Москвича» в размере 10 000 рублей. К слову, «Москвич» потом подешевел до 9000 рублей, а цена «Победы» оказалась настолько стабильной, что пережила самого Сталина и сохранялась неизменной вплоть до 1955 года.

Впрочем, в июле 1954 года некий товарищ Павлов из Министерства торговли предлагал повысить цены на «Победу» до 23 000 рублей, а на «Москвич» — до 15 000 рублей. Свое предложение Павлов обосновал тем, что «действующие розничные цены на указанные автомобили являются низкими и в связи с возросшим спросом на эти автомобили и невозможностью в ближайшее время удовлетворить эту потребность спекулянты легко наживаются на перепродаже легковых автомобилей». К слову, себестоимость «Победы» в 1954 году составляла 14 208 рублей.

По подсчетам советских чиновников, вместо одной «Победы» можно было купить по парочке Studebaker Champion или Ford Zephyr, которые значительно превосходили ее по мощности, комфортабельности и новизне. И после такой покупки еще оставались лишние деньги.

Вопрос о повышении стоимости совпал с модернизацией модели: «Победа» получила измененную облицовку радиатора, двухдиапазонный радиоприемник, рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, другой рисунок приборов и «новые фасоны обивки» салона. Больше всего увеличивал цену машины радиоприемник модели А-8, предварительная стоимость которого колебалась от 700 до 750 рублей. Остальные нововведения повышали себестоимость только на 423 рубля.

Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения изначально предлагало продавать эту «новинку» за 23 000 рублей с радиоприемником и за 21 800 рублей — без него. Вопрос об этом начал обсуждаться в Совете министров в октябре 1954 года. С этими ценами согласились в Министерстве торговли и Министерстве финансов, но в Госплане пошли дальше и посчитали, что «введение новых модернизированных узлов, улучшающих качество и обновляющих внешний вид автомобиля» должно обойтись покупателям в 25 000 и 23 800 рублей соответственно.

Горьковский автозавод не мог полностью удовлетворить спрос на свою продукцию, поэтому за «Победами» выстраивались очереди, а на перепродаже машин зарабатывали деньги спекулянты. Повышением цен на автомобили Министерство финансов СССР планировало ликвидировать очереди и спекулянтов одновременно

В тексте распоряжения Совета министров N 434-р от 24 января 1955 года, подписанного Булганиным, модернизированная «Победа» фигурирует под заводским индексом М-20-А, хотя на самом деле обновленной модификации был присвоен индекс М-20-В. Во всех документах, касающихся обсуждения цены, модернизированная «Победа» также упоминается как М-20-А.

В качестве обоснования поначалу решили сравнить стоимость нашей «Победы» и ее иностранных аналогов. Цены пересчитывали по «сталинскому курсу доллара» один к четырем — результат получился довольно забавный. Выходило, что более мощный и престижный шестицилиндровый Studebaker Champion стоил 7068 рублей, Ford Zephyr — 5958, а переднеприводный Citroen 11СV — 7189 рублей. Ближе всего к «Победе» по цене оказались итальянская Lancia Aurelia (14 059 рублей) и французский Hotchkiss Anjou (15 450). К счастью для чиновников, эти автомобили в СССР не продавались, а простые советские люди даже не подозревали об их цене.

Товарищ Павлов из Министерства торговли считал, что «повышение цен на автомашины будет правильно понято покупателями, так как машина не является неотложным предметом первой необходимости».

Главным отличием «Победы» 1955 года стала новая облицовка радиатора, состоявшая из трех крупных горизонтальных брусьев. Самое заметное нововведение оказалось и самым дешевым — такая облицовка увеличивала себестоимость машины только на 30 рублей. Например, приборы с новым оформлением добавляли 195 рублей, руль с кольцевой кнопкой сигнала — 181 рубль, а другие «фасоны обивки салона» — 90 рублей.

Будет правильно понято

Но уже знакомый нам товарищ Павлов из Министерства торговли упорно гнул свою линию и после неудачного сравнения стоимости советских машин с иностранными начал соотносить цены на автомобили и мужские костюмы. Так, по его расчетам, стоимость Citroen 11СV равнялась стоимости 16,6 «лучшего шерстяного костюма индивидуального пошива». А вот в СССР на 16 000 рублей можно было приобрести только восемь костюмов, что говорило об очень низкой цене на «Победу». Но главным аргументом Павлов выбрал извечный рыночный закон спроса и предложения: по состоянию на 12 января 1955 года очередь на «Победу» составляла 58 500 человек, а на «Москвич» — 31 000. И оба завода обеспечить такой спрос не могли… Повышением цен Павлов предлагал одновременно ударить по спекулянтам, ликвидировать очереди и обеспечить государство доходом в размере 360 млн рублей. И еще, по его мнению, «будет удовлетворен спрос лиц, действительно нуждающихся в автомобилях и имеющих высокие заработки и доходы: лауреатов Сталинских премий, генералов, академиков, профессоров, артистов и др. Повышение цен на автомашины будет правильно понято покупателями, так как машина не является неотложным предметом первой необходимости, а спекулянты в значительной мере лишатся легкой наживы».

В 1954 году среднемесячная заработная плата в промышленности составляла 792 рубля, в строительстве — 711, на водном транспорте — 897, в сельском хозяйстве — 440, в госаппарате — 768, в торговле — 556, в образовании — 739, в здравоохранении — 509 рублей.

Спекуляция автомобилями в СССР была уже в те годы. Один из эпизодов можно найти в мемуарах Коры Дробанцевой-Ландау, жены академика Льва Ландау. В нем она описывает успешную сделку друга и соавтора своего мужа Евгения Лифшица: «Когда он купил машину, то ворвался к нам со словами: «Кора, Дау, слушайте, какую блестящую сделку я совершил: старую «Победу”, стоившую мне 16 000 рублей, я продал за 35 000, а за валюту купил новую «Волгу” за 450 фунтов стерлингов в «Березке”. Кора, вы можете сделать то же самое, получив от меня безвозмездно эту информацию. Старые «Победы” в большой цене, и желающих приобрести их много”». И хоть продавал Лифшиц не новую, а старую «Победу», но названная разница в цене дает представление о том, сколько денег зарабатывали спекулянты на перепродаже автомобилей, которых на всех не хватало.

По плану на 1955 год предполагалось изготовить только 33 000 «Побед», но в розничную продажу из этого количества выделялось только 17 400 — со старыми ценами очередь растянулась бы года на три. Поэтому все три министерства и Госплан хором предлагали одну цену — 25 000 рублей за «Победу» с радиоприемником. Сохранился и проект распоряжения Совета министров с этой ценой, который еще в декабре 1954 года должен был подписать его глава Георгий Максимилианович Маленков. Но что-то «наверху» пошло не так: в итоге распоряжение Совета министров вышло 24 января, цена в нем значилась 20 000 рублей, а подписал его зампред Николай Булганин. Никаких объяснений и обоснований такой внезапно появившейся суммы в архивном деле нет. Впрочем, некоторые современники Булганина не без зависти пишут в мемуарах, что Николай Александрович всегда был любимчиком Сталина, вот, видимо, и усвоил уроки его правления.

Если при Сталине цены на продовольственные продукты постоянно снижались, то после его смерти менялись незначительно. Килограмм черной икры в 1955 году стоил 140 рублей, мясо продавалось от 12 до 18 рублей, живой карп стоил 5 рублей за килограмм. Обед в столовой обошелся бы в 2-3 рубля, а «средний чек» в ресторане за ужин с вином составил бы 25 рублей.

Стоимость бутылки водки в нашей стране всегда была главным ценовым ординаром, с которым сравнивались остальные цены. В 1954 году водка «Столовая» крепостью 50 градусов из спирта двойной ректификации стоила 26 рублей 50 копеек, элитная «Столичная» крепостью 40 градусов продавалась за 29 рублей 95 копеек, а самая дешевая сорокаградусная водка заводов Главспирта стояла на полках с ценником 21 рубль 20 копеек.

Кроме автомобиля самым желанным «товаром народного потребления» для советских людей в пятидесятые годы был телевизор. Самая распространенная модель КВН-49 в различных модификациях стоила от 900 до 1200 рублей. Производство телевизоров в СССР развивалось значительно стремительнее, чем автомобилей: если в 1950 году сделали 12 000 КВН-49, то к 1960 году — уже 1,7 млн.

Выпуск легкового автомобиля «Победа» М20 Горьковский автозавод начал сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году. За 12 лет с конвейера сошло немногим менее четверти миллиона легендарных машин, и это была целая эпоха в советском автомобилестроении.

Вариант тюнинга автомобиля Победа ГАЗ 20

Заводские узлы и агрегаты

На «Победе» устанавливался модифицированный двигатель ГАЗ 11, только количество цилиндров на силовом агрегате уменьшили с 6 до 4. Еще на моторе увеличили диаметр цилиндров с 82 до 88 мм. Двигатель развивал мощность 50 л. с. и имел нижнее расположение клапанов.

Силовой передачей служила 3-ступенчатя механическая КПП, управление коробкой располагалось на рулевой колонке. Задний мост специально был разработан для модели ГАЗ 20, передняя подвеска шкворневого типа заимствована от немецкого «Опель Капитэн».

Электрооборудование «Победы» уже имело питание 12 вольт, хотя многие автомобили того времени использовали капризную 6-вольтовую схему электропроводки.

Дизайн и тюнинг в ретро стиле автомобиля ГАЗ — 20

Для нынешних автовладельцев ГАЗ 20 12-вольтовая система – большой плюс, при восстановлении техники легче подобрать элементы электрооборудования с других марок машин. Кузов популярной легковушки цельнометаллический, с усилением и навесными панелями.

Толщина стали от 1 мм, а в местах усиления и на лонжеронах она доходит до 2 мм.

Благодаря прочному кузову некоторые экземпляры «Победы» сохранились до сих пор.

Реставрация и тюнинг

Не так и много «Побед» сохранилось до нашего времени, но все-таки иногда такие машины встречаются на дорогах. Редко силовые агрегаты ГАЗ 20 остаются родными – все-таки мотор мощностью 50 л. с. и 3-ступенчатая коробка передач никак не отвечают современным требованиям, предъявляемым к автомобилям. Соответственно, и задний мост в таком случае приходится менять.

Тюнинг кузова

Несмотря на то, что кузов ГАЗ 20 довольно крепкий, все равно он нуждается в ремонте.

Отреставрированный кузов волги газ 20

При реставрации машина разбирается полностью, можно сказать, да последнего винтика. Те места, которые поржавели на кузове, подвариваются, при необходимости меняются пороги и лонжероны. Затем идет зачистка и грунтовка кузовного остова. Конечно, технологии сейчас применяются совсем другие, не такие, какие были полвека назад. Поэтому и окрашивают в наше время автомобили совсем в другие цвета. Современное оборудование и материалы позволяют:

  • Покрасить «Победу» в металлик;
  • Нанести матовое покрытие;
  • Оклеить машину специальной пленкой;
  • Сделать стильную аэрографию;
  • Использовать цвет «хамелеон».

Перед сборкой автомобиля на кузове устанавливают шумоизоляцию. В качестве звукоизолирующих материалов применяют «Сплен» и «Вибропласт». С качественной шумоизояцией поездка в машине становится намного комфортнее.

Тюнинг салона волги Победы

Нередко из серийного автомобиля ГАЗ 20 делают кабриолет. Во время капитального ремонта у кузова отрезается крыша со стойками, передний стойки сохраняются – при этом еще остается небольшой фрагмент крыши спереди. Так делается для того, чтобы можно было установить лобовое стекло. У всех дверей также отрезаются рамки, но на передних дверях передние рамки сохраняются. Вместо стальной крыши изготавливается съемная крыша из брезента – она защитит пассажиров от дождя.

Есть умельцы, которые из «Победы» сумели сделать пикап:

  • Отрезали сзади до середины салона крышу;
  • Переднюю часть салона оформили в виде кабины;
  • Оставили только передние двери, заднюю часть кузова по бокам сварили и сделали целиковой.

Получилась машина с вместительным багажным отсеком.

Только вот грузы на ней перевозить не хочется – жалко портить красоту, потому что выглядит автомобиль очень эффектно.

Внешний тюнинг

В качестве «рабочей лошадки» Победа ГАЗ 20 практически не используется, чаще на машине стараются навести красоту. Действительно, даже не тюнингованный вариант ретро автомобиля привлекает внимание окружающих. Тюнингу подвергаются:

  • Боковые стекла дверей и заднее стекло – стекла тонируются, или применяется шелкография;
  • Устанавливаются литые диски большего размера (R16 или R17) и низкопрофильная резина;

    Оригинальный тюнинг Победы

  • Применяются объемные боковые зеркала, как правило, электрические и с подогревом;
  • Стандартные бампера заменяются на объемные. Но хромированные бампера смотрятся более стильно, лучше восстановить родные элементы кузовного оперения.

Оптику также при реставрации меняют, но форму фар и фонарей стараются сохранить в оригинально виде. Конечно, устанавливается ксенон или светодиодные фонари, с родным светом фары «Победы» были бы тусклыми.

Тюнинг салона

Что можно сделать, чтобы придать эффектный вид внутреннему убранству старого авто? Конечно, в первую очередь стоит поменять сиденья. Обшивка старых диванов больше годится для реставрации, когда хозяева стараются сохранить оригинальность всех элементов. А вот тюнинг позволяет делать с машиной что угодно – здесь уже все зависит от человеческой фантазии. Стильно будут смотреться в салоне передние спортивные сиденья анатомического типа, допустим, фирмы Recaro.

Вариант интерьера салона волги ГАЗ 20

А если кузов авто покрашен в светлые тона, то кожаный белый или бежевый салон будет смотреться достаточно эффектно.

Двигатель и силовая передача

Родного «Победовского» двигателя машине явно не хватает – никому не хочется плестись в хвосте и ехать черепашьим ходом, скорости сейчас уже не те, что были раньше. Можно с минимальными переделками на автомобиль установить двигатель ЗМЗ 402 или УАЗ, но и эти ДВС уже морально устарели.

Поздравляю, так держать!
Желаю новых достижений,
Как можно чаще побеждать,
Не знать ни слез, ни поражений!
Пускай легко и без труда
Тебе победы достаются,
Перед тобою пусть всегда
Твои соперники сдаются!

Пусть другие говорят:
Главное — участие…
Лишь победа дарит нам
Наслажденье, счастье!
Вас с победой поздравляем,
От души мы вам желаем
Без намеков и прикрас
Побеждать еще сто раз!

Поздравляю с яркой и достойной победой! Молодец! Желаю продолжать в том же духе, желаю не останавливаться на этом и с каждым разом добиваться своей победы еще быстрей и уверенней. Удачи тебе, упорства и настойчивости. И пусть всегда сил прибавляет поддержка близких и их любовь!

Ну что ж, еще одна вершина —
Непокоренных в мире нету!
И есть для радости причина,
Ведь завоевана победа!
Желаю только развиваться,
Успехов, новых достижений,
Идти вперед и не сдаваться,
Ты сможешь все, тут нет сомнений!

Ура, ура! Победа!
Спешим поздравить Вас.
Старались Вы недаром
И показали класс!
Прекрасен вкус победы,
Ни с чем он не сравним,
Уменье постарайтесь
Вы передать другим.
Желаем Вам побольше
Таких больших побед!
Они нас вдохновляют
И радует их свет!

Вам победа досталась не даром,
Было вложено много труда,
Много сил, упорства, терпенья,
Ваша воля была тверда!
В этот час мы Вас поздравляем
Много новых высот Вам желаем.
Успехов, фортуны, удачи!
Еще больше побед в придачу!

Ты победитель. Это круто!
Ты первым стал, ты лучше всех.
Пусть множатся победные минуты
И не последним будет твой успех.
Желаю быть на высоте всегда
И в свой талант и силы верить.
Зажжётся пусть твоя звезда,
Откроются любые двери!

С победой! С покорением вершины!
Все удалось, и вот: ты лучше всех!
После стараний многих и рутины
Пришел ошеломительный успех!
От всей души с победой поздравляем!
Преград для тех, кто верит, в жизни нет,
Удачи и успеха мы желаем
И тысячу еще таких побед!

Поздравляем с победой!
Сегодня твой день!
Овации счастья
Звучат в твою честь.
Продолжай в том же духе,
Покоряй все высоты,
Одолей все проблемы,
Одолей все заботы.
Будь лучше всех,
В любом начинание,
И пусть вечно успех
С тобой рядом шагает!

Ты — молодчинка, что тут скажешь,
Ты — победитель, круче всех!
Ты заплатила цену подготовки
Вот результат — заслуженный успех!
С победой! Пусть несет на крыльях
Тебя мечта и жажда испытать
Прекрасный, восхитительны и сильный,
Пьянящий вкус твоих побед опять.

Вкус успеха пусть привычным
Станет с этих пор теперь,
Вы старались, победили,
Так держать, не знать потерь!
Пусть же этот триумф яркий
Будет прочным маячком,
Он научит пусть стремиться
Побеждать всегда во всем!