ПГУ ЗИЛ 5301


ПГУ старого образца

ПГУ нового образца
Торговый Дом ЗИЛ совместно с ООО «Авто-Альянс» начал разработку инвестиционного проекта. Целью проекта является техническое переоснащение и переоборудование отдельных производственных и сборочных участков по выпуску запасных частей, с безусловным повышением качества уже освоенной к выпуску продукции и с вводом в плановое производство продукции, сконструированной и разработанной, но ранее не выпускаемой заводами, входящими в Холдинг АМО ЗИЛ.
Последовательно следуя программе развития производства, которая позволит использовать в производстве новые технологии, уже запущен первый Инвестиционный проект, который дает положительный результат. Не случайно участником первого инвестиционного проекта со стороны Дилеров выступила организация ООО «Авто-Альянс». Эта организация на протяжении нескольких лет подряд заслуженно получает от ТД ЗИЛ диплом, подтверждающий статус лучшего Дилера года.
Предметом данного проекта ТД ЗИЛ является Пневмогидроусилитель (ПГУ) нового образца (номер по каталогу 530100-1609510), применяемый на автомобилях ЗИЛ различных марок и модификаций, разработанный КБ АМО ЗИЛ и запущенный совсем недавно в массовое производство на Рославльском Автоагрегатном заводе. Конструкция данного агрегата повышенной сложности существенно отличается от своего предшественника, что позволяет рассчитывать на больший срок службы относительно предшествующей модели. Удобство в обслуживании, снижение себестоимости при этом нисколько не отразилось на качестве и технических параметрах.
Исходя из вышеизложенного сообщаем, что с 13.11.2006 г. пневмогидроусилитель (номер по каталогу 530100-1609510) производства Холдинга АМО ЗИЛ Вы сможете приобрести только в ООО «Авто-Альянс».
На модели ЗИЛ-5301, ЗИЛ-3250, ЗИЛ-433360 устанавливается ПГУ с кронштейном 5301-1609621-10; на модели ЗИЛ-433180, ЗИЛ-432720 с кронштейном 433180-1609621.
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел продаж дилера:
Телефон/факс в отделе продаж: (495) 660-0729 многоканальный;
e-mail: arsenal@autoopt.ru;

С уважением, Директор ТД ЗИЛ В.П. Шрамов.

На № 221-02/2020 Директору ЗАО «Торговый дом ЗИЛ»
от 08.11.2006 Шрамову В.П.

Сообщаю основные данные по конструкции ПГУ изд. 530100-1609510:

Конструкция ПГУ разрабатывалась применительно к технологическим возможностям ЗАО РААЗ, поэтому в ней применён ряд серийных деталей, изготовляемых или приобретаемых этим предприятием. По этой причине пневматическая часть ПГУ сконструирована на основе тормозной камеры типа 16. С целью достижения максимальной технологичности оригинальных деталей следящий поршень ПГУ расположен соосно поршню выключения сцепления.

Рис.1 Устройство пневмогидравлического усилителя привода сцепления изд. 530100-1609510

Принцип работы ПГУ изд. 530100-1609510 традиционен для всех существующих конструкций этого агрегата.

По сравнению с ПГУ прежней конструкции (изд. 4331-1609509) новый ПГУ обладает следующими преимуществами: меньшим усилием на педали сцепления (не более 12 кгс), большим максимальным усилием на штоке (до 800 кгс), возможностью работы дублирующим пневматическим приводом сцепления (для спецавтомобилей).

При отсутствии давления воздуха в магистрали питания ПГУ эксплуатация автомобиля не рекомендуется, так как мембрана ПГУ может образовать складки, что приведёт к неполному возврату штока в исходное положение и преждевременному выходу из строя подшипника муфты выключения сцепления. При выжиме сцепления после восстановления подачи воздуха к ПГУ мембрана расправляется и шток полностью возвращается в исходное положение.

В настоящее время ПГУ изд. 530100-1609510 применяется на 100% выпускаемых автомобилей ЗИЛ. Он может применяться и на автомобилях других марок при условии согласования с предприятием-потребителем.

Зам.главного конструктора В.Б. Пилацкий

Для установки ПГУ нового образца необходимы следующие комплектующие:

Артикул Наименование Количество Автомобили Примечание
530100-1609621-10 Кронштейн 1 5301, 3250, 433360 и мод., 432930 и мод., 432720 и мод.
433180-1609621 Кронштейн 1 4331, 433420, 133Г40, 433180, 4334В1
3250-1602043 Рычаг вилки 1 5301, 3250, 433360 и мод., 432930 и мод., 432720 и мод. Для автомобилей выпуска до 2005 г. Свободный ход установить — 9:.11 мм
4331-1602043 Рычаг вилки 1 4331, 433420, 133Г40, 433180, 4334В1 Для автомобилей выпуска до 1995 г.
433480-1602160 Пружина 1 ЗИЛ-433110, 433360, 433440, 5301, 3250, 432720, 432930, 4331, 433420, 133Г40 и их мод. Для автомобилей выпуска до 2002 г.
530100-1602157-01 Скоба 1 ЗИЛ-433110, 433360, 433440, 5301, 3250, 432720, 432930, 4331, 433420, 133Г40 и их мод. Для автомобилей выпуска до 2005 г.
433360-1609620 Шланг подвода воздуха 1 нужны на 433360, 432930, 432720
300388-П29 Угольник 1 нужны на 433360, 432930, 432720
250514-П29 Гайка М12-6Н 2

Сцепление автомобиля ЗИЛ-5301 размещается в литом чугунном картере 22, прикрепленном к блок-картеру двигателя (рис. 10.5). Кожух сцепления 2 крепится восемью болтами к маховику 7. К кожуху с помощью четырех пружинных пластин 5 крепится нажимной диск 8. Между нажимным диском и кожухом установлены 16 нажимных пружин 3 с теплоизолирующими шайбами со стороны нажимного диска. Такая конструкция позволяет передавать крутящий момент и дает возможность нажимному диску смещаться в осевом направлении по отношению к кожуху. Четыре отжимных рычага 18 соединены пальцами 20 и 21 с нажимным диском и вилками 23, которые, в свою очередь, специальными гайками 24 со сферической поверхностью крепятся к кожуху сцепления. Пальцы в рычагах устанавливаются на игольчатых подшипниках.

Рис. 10.5. Сцепление автомобиля ЗИЛ-5301:

  • 1 — крышка картера сцепления; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимная пружина; 4 — пробка; 5 — пружинные пластины крепления нажимного диска; 6 — болт;
  • 7 — маховик; 8 — нажимной диск; 9 — фрикционные накладки ведомого диска; 10 — ведомый диск; 11 — пружина демпфера; 12 — маслоотражатель ступицы; 13 — диск демпфера; 14 — коленчатый вал двигателя; 15 — подшипник; 16 — первичный вал коробки передач; 17 — ступица ведомого диска;
  • 18 — отжимной рычаг; 19 — балансировочный грузик; 20 — палец вилки;
  • 21 — палец нажимного диска; 22 — картер сцепления; 23 — опорная вилка;
  • 24 — регулировочная гайка; 25 — стопорная пластина; 26 — выжимной подшипник; 27 — оттяжная пружина; 28 — отводка; 29 — крышка переднего подшипника первичного вала коробки передач; 30 — ведущее зубчатое колесо постоянного зацепления, 31 — задний подшипник первичного вала; 32 — вилка

выключения сцепления

Ведомый диск сцепления 10 размещается между нажимным диском и маховиком. Ведомый диск сцепления стальной, с радиальными прорезями и приклепанными к нему фрикционными накладками 9 соединяется со ступицей с помощью гасителя крутильных колебаний (демпфера). Головки заклепок, крепящих фрикционные накладки, должны быть утоплены. К ведомому диску крепится также внутреннее кольцо демпфера. Ведомый диск центрируется по наружному диаметру ступицы и зажат между двумя дисками 13 демпфера, которые приклепаны к ступице 17. Внутреннее кольцо и диски демпфера имеют восемь прямоугольных прорезей, в которые установлены демпферные пружины 22 с двумя опорными пластинами. Таким образом, крутящий момент передается со стального диска на ступицу через восемь пружин, которые могут сжиматься при резких изменениях нагрузки. Сила трения между внутренним кольцом и дисками демпфера гасит колебания пружин. Ведомый диск балансируется установкой специальных балансировочных пластинок 29.

Механизм выключения состоит из валика с вилкой 32, установленного в расточки картера сцепления и отводки 28 с выжимным подшипником 26.

Привод сцепления гидравлический с пневмоусилителем (рис. 10.6) включает в себя главный цилиндр сцепления 8 и исполнительный механизм, внутри которого имеются гидравлический 37 и пневматический 29 поршни и следящее устройство. При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается в исполнительный механизм и действует на гидравлический поршень 37 и на поршень

  • 26 следящего устройства. Под этим давлением следящее устройство открывает доступ сжатого воздуха из пневмосистемы к пневматическому поршню, заставляя его перемещаться вместе со штоком 2 2. Шток поворачивает валик вилки выключения сцепления (см. рис. 10.6), и отводка с выжимным подшипником воздействует на внутренние концы отжимных рычагов — отводит нажимной диск от маховика. Сцепление выключается. Если остановить движение педали, то давление жидкости (слева через поршень 26) и воздуха (справа) на диафрагму
  • 27 следящего устройства выравнивается, подача воздуха к пневматическому поршню прекращается и поршень останавливается. При увеличении усилия на педаль давление жидкости увеличивается, и вновь открывается доступ воздуха к пневматическому поршню. При уменьшении усилия на педаль давление воздуха на диафрагму 27 становится больше, чем давление жидкости. Диафрагма следящего устройства прогнется в обратную сторону, и воздух, поступивший к пневматическому поршню, будет выходить наружу через специальный атмосферный клапан. Под действием пружины поршень 29 переместится вправо, потянет за собой шток 22 и сцепление будет включено. При отсутствии воздуха в пневмосистеме привод будет работать только за счет давления жидкости на гидравлический поршень 37.

Рис. 10.6. Схема привода сцепления автомобиля ЗИЛ-5301:

  • 1 — бачок для жидкости; 2 — кронштейн; 3 — педаль; 4 — регулировочный болт; 5 — возвратная пружина; 6 — эксцентриковый палец; 7 — поршень главного цилиндра сцепления; 8 — главный цилиндр сцепления; 9 — вилка штока штока; 10 — контргайка; 11 — шток; 12 — защитный чехол; 13,
  • 28 — упорные кольца; 14 — корпус уплотнения штока; 15 — манжета поршня следящего устройства; 16 — поршень следящего устройства; 17 — корпус поршня следящего устройства; 18 — штуцер перепускного клапана; 19 — седло выпускного клапана; 20, 31,36 — кольца уплотнительные; 21 — пружина диафрагмы; 22 — пружина впускного клапана; 23 — седло впускного клапана; 24 — клапан впускной; 25 — крышка; 26 — клапан выпускной; 27 — диафрагма; 29 — воздушный поршень; 30 — пробка; 32 — корпус усилителя; 33 — пружина воздушного поршня; 34 — манжета уплотнения штока; 35 — пружина распорная; 37 — гидравлический поршень; 38 — задний корпус усилителя; 39 — рычаг вилки сцепления; 40 — палец; 41 — возвратная пружина рычага