24 августа 2021

Ford f max грузовик – новый тягач Форд

Содержание

Ford F-MAX: манёвры на российских просторах Даниил Минаев, фото автора

Модель:

Ford F-MAX 1850 Т

Производитель:

Ford Otomotiv Sanayi A. S, Turkiye;
ООО «АВТОТОР-МАШ»

Начало продаж в России

2019 год

Цена:

79 900 евро

Титулованный на IAA 2018 новый грузовик Ford F-MAX добрался до России, это уже точно. После пышной февральской премьерной презентации два тягача Ford F-MAX с полуприцепами Kässbohrer отправились в опытную эксплуатацию по городам России. Чтобы реально оценить машину в работе, я примкнул к небольшому коллективу водителей и продолжил знакомство с новой моделью за рулём.

Автопоезд F-MAX 1850 Т в богатой комплектации и с новеньким полуприцепом встретил меня высокой многоступенчатой лестницей и ковровым покрытием внутри. Он стоял в слесарном цеху, где проходил все контрольные процедуры перед выездом в рейс.

Поднялись ворота-жалюзи, освобождая проезд, поворот подрулевого селектора АКП в «Реверс» и плавно вытягиваем задним ходом по прямой «в струнку», чтобы, покинув бокс, резко «сломать» автопоезд вправо, затем выровнять на площадке, и покинув гостеприимную территорию дилерского центра, взять курс сначала на АЗС, затем согласно маршруту начать движение в направлении на северо-запад по новой платной автодороге М11.

Манёвры на территории техцентра и посещение весьма тесной заправки, ориентированной в основном на легковой автотранспорт, показали, что угол поворота управляемых колёс более чем достаточный, отчего маневрирование в узком пространстве проходит без осложнений.

Лопухи огромных зеркал уверенно содействуют адекватной оценке дорожно-транспортной ситуации, но при этом стесняют угол обзора вблизи передних стоек своими размерами: абсолютна знакомая типичная проблема и для многих конкурентов.

Тягово-динамические аспекты

В этой поездке тягачи не осуществляют коммерческую деятельность, а в полуприцепах кубы с балластирующим песком (13 т). Для всесторонней оценки возможностей силовой линии временно отключен ограничитель максимальной скорости. Под колёсами сухой асфальт, а в ветровом стекле пустынная из-за неоправданной дороговизны проезда новая «ленинградка». Сотню километров в час и ещё десяток свыше автопоезд с 500-сильным двигателем набирает играючи, при этом на ровном покрытии он стабилен: нет ни рысканий, ни «диагонали», ни вибраций. В кабине тишь да гладь – шумоизоляция на достойном уровне! Обгон попутных фур по левому ряду даётся легко и из-за энерговооружённости, и из-за того, что удачно настроенная ходовая часть отлично справляется с неизбежным аэродинамическим шквалом, который вызывает минимальный боковой интервал во время обгона (слева полоса ограничена массивным отбойником).

Теперь обнаруженные замечания. Требуются настройки алгоритмов переключения передач автоматизированной КП ZF 12 TX 2620 TRAXON, которой комплектуются грузовики далеко не единственной марки. Эта коробка отметилась, как минимум, ещё на грузовиках MAN, DAF, КАМАЗ и имеет множество узкоспециализированных алгоритмов, в том числе, к примеру, для перевозки наливных грузов она оперативно производится (турецкие инженеры уже несколько раз меняли «прошивку»).

В нашем случае при движении на подъём, когда давно уже пора с 12-й передачи переходить ниже, на 11-ю, КП это делать совсем не спешит. В итоге обороты двигателя уходят в самое начало зоны максимального крутящего момента, это примерно 950 об/мин, и мотору становится откровенно тяжело. Естественно, режим работы турбонаддува не оптимальный, ведь тяга падает, начинается небольшая вибрация. Если на маршруте сложный рельеф, то водителю будет правильнее вмешиваться и использовать «мануальный» режим.

Не спешит КП переключаться и при трогании с места, выкручивая двигатель на низких передачах выше 1500 об/мин, хотя при 13 тоннах груза на равнине в этом нет никакой необходимости. Будем считать, что это факторы «детской болезни», которыми болеют все без исключения, а общие впечатления от тягача вполне позитивные.

Внутри кабины в движении и на стоянке

Внутренняя ширина кабины – 2521 мм. Небольшой кожух моторного тоннеля лишь немного крадёт пространство, в котором оборудовано с сумме около 0,5 м3 «тайников» для экипажа. Под нижним «спальником» предусмотрен 38-литровый холодильник, в потолке – оригинальный стеклянный люк. В стилистике интерьера в основном сдержанные спокойные линии, не вызывающие лишних эмоций.

Панель приборов хорошо читается и обрела модные ныне виртуальные приборы, но всё равно среди постоянных стрелочных указателей остались спидометр и тахометр. Изобилие информации, щедро поставляемой бортовой электроникой по выбору водителя, исходя из актуальных предпочтений можно сгруппировать в блоки, и, таким образом, настроить свою индивидуальную приборную панель. Мне понравилось, но придётся какое-то время повозиться, чтобы изучить все настройки и уровни меню. Среди приятных опций – индикация осевой нагрузки.

Сиденья водителя и пассажира имеют достаточные диапазоны регулировок. Отодвинуться назад можно далеко. Долго устраиваться и ёрзать не пришлось, рабочее место сразу, как говорят, «легло» под тело.

Четыре пневмобаллона подвески кабины обеспечивают достаточную плавность хода и ездовой комфорт. Не подвела и шумоизоляция. Материалы отделки в большинстве мягкие, резко не пахнут и не скрипят. Замки и ролики некоторых боксов и выдвижных ящиков немного туговаты, сказывается не очень богатый опыт турецких инженеров в постройке топовых магистральных тягачей. Но отопление и вентиляция ничем не напоминают о себе, незримо делая своё дело в распределении тёплых и прохладных воздушных потоков. Когда за бортом около нуля по Цельсию, на стоянке вполне хватает и скромного «сухого» отопителя мощностью 2 кВт. Если что, ему на помощь придёт более мощный (9,5 кВт) жидкостный «товарищ».

Техническая характеристика автомобиля Ford F-MAX 1850 Т (typ KCXT) Полная масса, кг 18 000 Полная масса автопоезда, кг 42 000 Снаряжённая масса, кг 7600 Допустимая технически нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 7100/11 500 Двигатель:

  • тип
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м

Ford Ecotorq FHT5
дизельный, 6 цилиндров в ряд
12 740
500 при 1800 мин-1
2500 при 1000–1200 мин-1 Коробка передач

  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад

ZF 12 TX 2620, торговое наименование
TRAXON, автоматизированная
12/2 Передаточное число моста 2,64 Подвеска Спереди на параболических рессорах, сзади – пневматическая двухбаллонная Тормозная система Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях Колёсная формула 4х2 Размер шин 315/70 R22,5 Вместимость топливных баков, л 600+450=1050 Вместимость бака для мочевины, л 78

Краткий конструктивный конспект

Для кого эта информация о Ford F-MAX первая, кратко проконспектирую основной конструктив (более подробно см. «Заявка на MAXимальный успех»).

На автомобиле установлен двигатель собственной разработки инжинирингового центра в Турции Ford Ecotorq FHT5 рабочим объёмом 12 740 cм3, настройка мощности – 500 л.с., максимальный крутящий момент – 2500 Н·м, диапазон – 1000–1200 об/мин.

Это рядный 6-цилиндровый агрегат с четырьмя клапанами на цилиндр, «мокрыми» гильзами и распредвалом, расположенном в ГБЦ. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 160 мм. Степень сжатия – 17:1. Он выпускается с конца 2015 года и ведёт историю от 9-литрового родоначальника семейства, который постепенно прирастал рабочим объёмом и экологическим классом. Нейтрализация вредных выбросов для пятого экологического класса достигается при помощи системы каталитической нейтрализации (SCR).

С двигателем агрегатируется автоматизированная 12-ступенчатая КП ZF 12 TX 2620 TRAXON. Важно, что среди режимов работы КП предусмотрен режим «раскачки».

Ведущий мост Ford Otomotiv XSS-470. Главная передача – гипоидная, передаточное отношение – 2,64, предусмотрена механическая блокировка дифференциала.

Высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 8 мм, колёсная база – 3,6 м, задний свес – 0,87 м. На раме два топливных бака 600 и 450 л, по левому и правому борту, при этом 2 АКБ по 225 Ач расположились вертикально одна над другой справа в базе.

Передний мост грузоподъёмностью 7,5 т на параболических рессорах, сзади пневматика по двухбаллонной схеме грузоподъёмностью 11,5 т. Высота седельно-сцепного устройства – 1140 мм, толщина его монтажной плиты – 12 мм, максимальная вертикальная нагрузка – 20 т.

Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, KNORR BREMSE, моторный замедлитель Ecotorq Engine Brake мощностью 400 кВт. Колёсные тормозные механизмы дисковые вентилируемые на всех осях.

Последние несколько лет рынок транспорта не претерпевал значительных изменений. Грузовые автомобили из «большой европейской семерки» привлекали своих клиентов появлением новых моделей с различными модификациями. И каждый клиент, как и полагается на конкурентном рынке, выбирал то, что ему по душе.

Какие же изменения принес нам 2020 год? Их много, и одно из них — приход нового грузового бренда. Просим любить и жаловать — магистральный тягач FORD F-MAX уже в Беларуси!

НОВЫЙ FORD F-MAX

До сих пор FORD ассоциировался у многих исключительно с американо-европейским брендом легковых автомобилей. Тем не менее FORD уже давно и вполне уверенно шагает по Европе, а с прошлого года — и по России в амплуа магистрального тягача 5-го и 6-го еврокласса.

FORD F-MAX 5 лет тестировали силами 500 инженеров завода Ford Otosan. Проверки проходили на территории 11 стран на 4 континентах. В ходе испытаний было использовано 233 прототипа, затрачено 15 500 часов и пройдено 5 000 000 километров дорожных тестов.

Новый F-MAX уже завоевал ряд значимых титулов: в 2018 году профессиональные европейские автомобильные журналисты назвали тягач «Международным грузовиком 2019 года», а уже в 2019-м FORD F-MAX стал «Грузовиком года в России».

А еще совсем недавно (ноябрь 2019-го) F-MAX стал обладателем специального приза «Открытие года» в рамках премии «Грузовики и дороги» в России.

Свои титулы новый FORD успел подтвердить во время испытаний на дорогах России. 35 000 км проехал тягач по маршруту от Москвы до берегов озера Байкал (Москва — Екатеринбург — Красноярск — Иркутск — озеро Байкал — Уфа — Тольятти — Волгоград — Сочи — Карелия — Мурманск — Санкт-Петербург). В различных климатических условиях F-MAX сумел продемонстрировать свою надежность, экономичность и комфорт в управлении.

FORD ПРИШЕЛ В БЕЛАРУСЬ!

Первый визит FORD TRUCKS в нашу страну состоялся еще в мае прошлого года. Тогда новый F-MAX был презентован белорусским перевозчикам на выставке БАМАП-2019 в Минске.

Собрав обратную связь от представителей транспортного рынка Беларуси, FORD TRUCKS учел некоторые особенности и спустя полгода уверенно заявил о своем приходе в нашу страну.

Поставкой и обслуживанием тягачей FORD будет заниматься компания ООО «Трансконсалт Сервис» — эксклюзивный дистрибьютор FORD TRUCKS в Республике Беларусь.

Что же представляет из себя новый FORD?

МАКСИМУМ МОЩНОСТИ

Седельный тягач FORD F-MAX с полной массой 18 тонн оборудован двигателем Ecotorq объемом 12,7 л и мощностью 500 л.с. Благодаря специальному программному обеспечению мотор работает в эффективном диапазоне оборотов и оптимизирует расход топлива в зависимости от дорожных условий.

12-ступенчатая автоматизированная коробка передач ZF Traxon, в свою очередь, обеспечивает точное переключение передач, в том числе и за счет возможности их «ручного» выбора.

МАКСИМУМ КОМФОРТА

Каждая деталь автомобиля тщательно разработана для комфорта при вождении. Интерьер салона в F-MAX ничем не уступает представителям FORD в легковом классе.

Широкая 2,5-метровая кабина с ровным полом и высотой 2,16 м позволяют водителю почувствовать себя как дома.

Новый FORD F-MAX имеет большие отсеки для хранения. 6 из них, выполненные в самолетном стиле, располагаются над верхним спальным местом и над лобовым стеклом, которое, к слову, уже в базовой комплектации обладает функцией подогрева. Еще одно багажное пространство находится под нижним спальным местом, доступ к нему есть как из кабины, так и снаружи с обеих сторон тягача. Сигнализация открытия, находящаяся на дверцах, не позволит водителю начать движение, если они не закрыты.

В FORD F-MAX два функциональных спальных места с комфортабельными матрасами. Верхняя кровать благодаря инновационной разработке складывается полностью вертикально.

Сиденье водителя также отличается максимальным удобством. Уже в базовом исполнении оно имеет пневмоподвеску с диапазоном продольной регулировки 260 мм, поясничным подпором и подогревом.

С места водителя, как и со спального места, легко добраться к 38-литровому холодильнику, входящему в базовую комплектацию автомобиля.

МАКСИМУМ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

FORD F-MAX — технологичный автомобиль, за которым можно следить из любой точки мира благодаря умной системе ConnecTruck. Кроме этого, автомобиль может быть оснащен предикативным (PCC) и адаптивным (ACC) круиз-контролем, системами экстренного торможения, помощи при старте в гору, предупреждения о выезде с полосы движения и прочими полезными опциями.

Производитель позаботился о том, чтобы облегчить управление новым тягачом FORD. Зеркала нового F-MAX с электрорегулировкой и обогревом главных зеркал заднего вида разработаны для хорошего обзора. Фары головного света с галогенными лампами или LED-лампами на выбор и дневные ходовые огни с LED-лампами ярко освещают дорогу для того, чтобы вы ничего не пропустили. Кроме этого, доступен режим автоматического включения фар, управляемый датчиком уровня наружной освещенности. Отличный обзор во время движения достигается также за счет функции освещения зоны поворота.

FORD ДЛЯ БЕЛАРУСИ

Тягачи FORD F-MAX, поставляемые в Россию и Беларусь, имеют специальное исполнение для холодных климатических условий: дополнительный утеплитель стен и два отопителя («сухой» и «мокрый») включены в базовую комплектацию автомобиля.

FORD F-MAX — это 2 года полной гарантии на новый тягач без ограничения пробега.

Одновременно с продажей автомобиля компания FORD TRUCKS расширяет систему послепродажной поддержки своего продукта. Гарантийное и послегарантийное обслуживание обладатели FORD смогут пройти на более чем 200 авторизированных СТО в странах ЕС и СНГ. Сервисная сеть в Беларуси также уже представлена двумя сервисными станциями: в Бресте и Минске.

21 февраля в Минске состоится официальная пресс-конференция нового бренда грузовой техники с участием представителей компаний ООО «Трансконсалт Сервис» и FORD TRUCKS.

Следите за новостями!

P. S. Эксклюзивный дистрибьютор FORD TRUCKS ООО «Трансконсалт Сервис» предоставляет тягач F-MAX в тестовую эксплуатацию для того, чтобы вы на своем опыте смогли убедиться в надежности и экономичности этого автомобиля.

Какое-то время назад три известных в определенных регионах производителя грузовиков — МАЗ, КАМАЗ и Ford Trucks — поставили перед собой цель создать магистральный тягач, который мог бы бросить вызов конкурентам из «большой семерки» и водить фуры по Европе. Кто из них преуспел больше всех на сегодня?

Минск начал первым

Минский автозавод представил опытный образец «европейского» тягача еще летом 2014 года — спроектированный с нуля МАЗ-5440M9 с 475-сильным двигателем Mercedes-Benz OM471 уровня Евро-6 и роботизированной коробкой передач виделся на тот момент настоящим триумфом белорусского автомобилестроения!

Дизайн кабины «ЕвроМАЗа» сравнивали и с Volvo FH, и с Mercedes-Benz Actros, но минчане спроектировали ее самостоятельно, чем еще выше подняли престижность новинки. В новом тягаче была существенно улучшена эргономика рабочего места и места отдыха водителя. Появилась мультиплексная система управления с электронным щитком приборов и встроенным бортовым компьютером, а также климат- и круиз-контроль, мультимедийная система.

Кабина — в базовой комплектации с высокой крышей и двумя спальными местами (размер нижнего и верхнего — 2200 х 700 мм). Низкий центральный тоннель почти не мешал перемещению внутри кабины. Была предусмотрена холодильная камера объемом 25 л. Тягач планировалось оснащать электронной тормозной системой, системами курсовой устойчивости, контроля полосы движения и экстренного торможения при обнаружении препятствий, GPS-навигатором. По сравнению с серийными МАЗами четвертого поколения это был настоящий прорыв.

Тягач пятого поколения с успехом демонстрировался на различных выставках в Беларуси и за рубежом. В 2017 году МАЗ-5440M9 стал победителем авторитетного конкурса «Лучший коммерческий автомобиль 2017 года в России» в номинации «Перспектива года».

Фото ОАО «МАЗ»

Процесс испытаний и доводки новой модели вместе с подготовкой производства занял более трех лет. Наконец, в апреле 2018 года состоялась торжественная передача заказчику первого серийного МАЗ-5440M9 — тягач в лизинг приобрело ОАО «Автобусный парк» из города Барановичи. На церемонии представители завода отметили, что современный МАЗ по своим параметрам соответствует тягачам ведущих европейских производителей: «Мы рассчитываем, что автомобили будут пользоваться большим успехом в Беларуси, России и других странах мира».

Тогда же было заявлено, что первое время новые тягачи будут выпускаться ограниченными партиями, однако впоследствии на заводе освоят полноценный серийный выпуск грузовиков класса Евро-6.

Тем не менее на сегодня вся серия — это десять тягачей, восемь из которых были собраны в 2019 году. И перспективы у проекта пока неясные. Даже модернизация прессово-кузовного производства с целью освоения выпуска кабины нового образца, по имеющимся в редакции сведениям, пока не завершена. Тот же долгожданный мультируль все еще на стадии подготовки производства…

Правда, стоит отметить, что Минский автозавод создавал не один магистральный тягач, а сразу целое семейство, включающее и бортовые грузовики, и шасси, и строительные самосвалы, — естественно, такой подход потребовал больше времени и ресурсов. В 2017 году были получены ОТТС на пять модификаций бортовой модели и пять — седельного тягача с моторами Mercedes мощностью от 360 до 476 л.с.

В 2019 году был изготовлен первый серийный МАЗ-5440M7 с 428-сильным двигателем Mercedes-Benz OM470, увеличенной до 3800 мм колесной базой и большим запасом хода (емкость топливных баков возросла до 1300 л). Однако давно обещанный старт полномасштабного производства «ЕвроМАЗов» так и не состоялся. Бросить вызов «большой европейской семерке» и найти массовый спрос на рынке магистральных тягачей «ЕвроМАЗ» пока не смог…

КАМАЗ-54901: цель — премиум-сегмент

Камский автозавод на рынок магистральных тягачей впервые вышел только в конце 2013 года, когда в Набережных Челнах стартовало производство тягача КАМАЗ-5490. Эта модель стала флагманом четвертого поколения камских грузовиков. В топовой комплектации тягач получил 428-сильный двигатель Daimler OM457LA уровня Евро-5. Кабина новому КАМАЗу досталась от Mercedes-Benz Axor (модель выпускалась в 2001-2013 гг.). Ресурс автомобиля — 1 млн км.

КАМАЗ-5490 стал лидером рынка магистральных тягачей в России (в 2018 году было продано 4927 машин; в 2019-м — 5259), оставив далеко позади всех европейских конкурентов (Mercedes-Benz Actros, Volvo FH, MAN TGX). Однако конкурировать с этими же брендами на дорогах самой Европы ни КАМАЗ-5490, ни его модернизированный вариант КАМАЗ-5490 NEO, появившийся в 2017 году, не в состоянии: экологический класс ниже требуемого, да и кабина маловата для настоящего «магистральника» (ее наружная ширина — всего 2300 мм; размер нижнего спального места — 2100 х 685 мм, верхнего — 1865 х 685 мм; высота кабины — 1910 мм).

Однако в 2017 году Камский завод представил магистральный тягач КАМАЗ-54901 новейшего пятого поколения, который по своим характеристикам уже смело можно было поставить в один ряд с автомобилями «большой европейской семерки». На нем установлена кабина нового поколения на каркасе Mercedes-Benz Actros. Ее отличительные особенности: ширина — 2500 мм; сверхвысокая крыша (1980 мм); ровный пол.

Фото ПАО «КАМАЗ»

Кабина по замыслу конструкторов должна предоставлять водителю максимум комфорта как на рабочем месте, так и в зоне отдыха. Панель приборов с цветным дисплеем и мультимедийной системой разрабатывалась конкретно для поколения К5. На рулевое колесо для удобства перенесено управление климат-контролем, навигационной системой, интернетом, мобильным телефоном и мультимедийным центром с 10-дюймовым экраном.

Автомобили семейства К5 будут оснащаться двигателями новой линейки КАМАЗ-910. Это рядные 6-цилиндровые моторы рабочим объемом 12 л и мощностью до 550 л.с. Экологический класс — Евро-5 или Евро-6 (правда, моторы Евро-6 только еще предстоит разработать). Ключевая особенность данной модели двигателя — высокий межсервисный интервал (до 150 тыс. км). Что касается ресурса автомобиля КАМАЗ-54901 в целом, то он составляет внушительные 1,2 млн км. Тягач получил два топливных бака общим объемом 1400 л (800+600 л).

Опытно-промышленные партии КАМАЗ-54901 с 450-сильными моторами Евро-5 начали собирать с 2019 года — они передавались в подконтрольную эксплуатацию партнерским транспортным компаниям. Старт серийного производства намечен на нынешний год. Активный переход на серию К5 должен начаться с 2022 года. К белорусским дилерам ПАО «КАМАЗ» новейший магистральный тягач пока не поступал: на сайтах указано, что модель проходит технические испытания и пока недоступна для заказа. Но с характеристиками уже можно ознакомиться.

С новым тягачом Камский автозавод намерен войти в премиальный сегмент рынка — в Набережных Челнах уверены, что КАМАЗ-54901 по своим характеристикам и потребительским качествам почти ни в чем не уступает грузовикам «большой семерки». А что касается цены, то он должен быть примерно на 15-18% дешевле аналогичного по характеристикам Mercedes-Benz Actros (оценка Сергея Когогина, генерального директора ПАО «КАМАЗ»).

Тем не менее существует проблема, которая ставит под сомнение скорый выход КАМАЗа пятого поколения на рынок Евросоюза. С техническим обслуживанием грузовиков КАМАЗ в Европе пока все обстоит довольно грустно. Сервисные центры есть только в шести странах: Болгарии (1), Венгрии (1), Литве (3), Польше (2), Сербии (1) и Чехии (1). Для транспортных же компаний важно, чтобы сервисная сеть была расположена по всем маршрутам следования грузовиков при международных перевозках как в странах ЕАЭС, так и в Европе.

У Минского автозавода, кстати, ситуация на сегодня не намного лучше. Если верить информации, размещенной на сайте предприятия, у ОАО «МАЗ» только 13 сервисных центров в шести странах Европы: четыре в Сербии (два в Белграде, по одному в Костолаце и Рековаче); три в Польше (Минск Мазовецкий, Остроленка, Пясечно); по два в Латвии (оба в Риге) и Эстонии (Таллин, Тартуский уезд); по одному в Болгарии (София) и Литве (Каунас).

Стремительный взлет турецкого «Макса»

Компания Ford Trucks свой магистральный тягач нового поколения впервые официально представила в 2018 году на Международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере.

Фото Ford Trucks

Автомобиль, получивший имя F-MAX, оказался настолько удачным, что с ходу выиграл престижнейший конкурс «Международный грузовик года 2019» (International Truck of the Year), опередив в финале Scania (номинировались городские модели L- и P-серий) и Volvo Trucks (представители семейств FH/FM на сжиженном природном газе). Такого от турецкого производителя никто не ожидал — до этого 36 лет в конкурсе побеждали исключительно грузовики «большой европейской семерки». И только F-MAX сумел повторить успех своего «дедушки» Cargo, отпраздновавшего аналогичную победу в далеком 1982 году.

«Магистральник» Ford Trucks F-MAX разработан специалистами компании Ford Otomotiv Sanayi (Ford Otosan) и с 2018 года выпускается на заводе в городе Инёню (Inonu). Производственные мощности основанного в 1982 году предприятия — 15 тыс. тяжелых грузовиков и тягачей Ford Trucks, 11 тыс. двигателей Ecotorq, 65 тыс. двигателей Transit puma, 140 тыс. задних мостов и 300 тыс. передних наконечников для легкого коммерческого автомобиля Transit.

Ford F-MAX можно увидеть и на гоночных трассах Европы: «24 часа Ле-Мана», WRC, кольцевые гонки грузовиков. Фото Ford Trucks

Приступив к выпуску F-MAX, компания Ford Trucks начала планомерное наступление на рынок Евросоюза. Ранее грузовики турецкого производителя продавались в основном в странах Средней Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы и Африки, а также в России и Украине. В 2019-м Ford Trucks открыла продажи в Испании, Италии и Португалии. К 2022 году ставится задача выйти на рынок еще 12 стран Западной Европы. Параллельно с открытием дилерских центров будет расти и сервисная сеть, но уже сегодня на Ford Trucks работают 160 сервисных станций в 25 странах.

В Беларуси компания Ford Trucks ранее не была представлена. Первое знакомство состоялось в прошлом году на выставке БАМАП в Минске — турецкий производитель привез тягач F-MAX. Грузовик был встречен с большим интересом. И в Ford Trucks, оценив потенциал нашего рынка, стали вести переговоры с возможными партнерами. В итоге на роль эксклюзивного дистрибьютора Ford Trucks в Беларуси была выбрана компания «Трансконсалт-Сервис», которая уже имела опыт продаж грузовой техники таких брендов, как DAF, Hyundai и JAC, а также прицепной техники Wielton. В конце февраля в Минске Ford Trucks и «Трансконсалт-Сервис» подписали соответствующие документы.

На церемонии подписания (слева направо): Сергей ЖУКОВИЧ (директор ООО «Трансконсалт Сервис»), Серхан ТУРФАН (вице-президент Ford Trucks), Всеволод АРХИПОВ (председатель Совета директоров ООО «Трансконсалт Сервис»), Эмра ДУМАН (директор по развитию на международном рынке Ford Trucks), Бахадир КОЧ (региональный директор по развитию в России и Беларуси Ford Trucks)

Одновременно было объявлено о начале официальных продаж тягачей Ford F-MAX в Беларуси. При этом первые семь тягачей уже пополнили парк международного грузоперевозчика ООО «Трансконсалт Брест». Вот такой мощный старт!

Что касается сервисного обслуживания, то в Беларуси уже сегодня работает две СТО — по одной в Бресте (ООО «Трансконсалт Сервис») и Минске (ОАО «Белмагистральавтотранс»). Все необходимые запчасти, технологическое оборудование и специальные инструменты импортированы и должным образом запущены в производство. В ближайшие годы запланировано дальнейшее развитие сети СТО Ford Trucks и в других городах нашей страны — Витебске, Гомеле и Гродно.

Как рассказали в компании «Трансконсалт Сервис», на белорусский рынок будут поставляться тягачи Ford F-MAX исключительно турецкого производства. Да, как известно, сборка данной модели с 2019 года ведется также на заводе «Автотор» в Калининградской области, но при ввозе в Беларусь эти грузовики подпадали бы под двойной утилизационный сбор, что делает их импорт бессмысленным.

Ford F-MAX: детальное знакомство

Продаваться в Беларуси будет только одна модель 1850T, но с двигателями уровня как Евро-6, так и Евро-5. Двигатель — фирменный турецкий Ford Ecotorq (FHT5): 12,7-литровый, 6-цилиндровый, рядный, дизельный.

Максимальная мощность — 500 л.с. (при 1800 об/мин). Максимальный крутящий момент — 2500 Н·м (при 1000-1200 об/мин). Коробка передач — автоматизированная 12-ступенчатая ZF12TX2620 Traxon с возможностью «ручного» выбора передачи. Предусмотрено три режима работы трансмиссии: стандартный, динамический, раскачка.

Кабина — Extra Comfort на пневматической подвеске, с двумя спальными местами. Нижнее спальное место с поролоновым матрасом, поднятое на 390 мм над тоннелем двигателя (совсем немного выступающий, но он все же сохранился). Верхнее спальное место складывается вертикально в транспортном положении и оснащено страховочной сеткой. Ширина кабины — 2521 мм, внутренняя высота — 2160 мм. В крыше имеется стеклянный люк с электроприводом, ночной шторкой и противомоскитной сеткой.

Управление тягачом конструкторы Ford Trucks постарались сделать максимально комфортным. Приборная панель развернута к водителю. Щиток приборов включает аналоговые спидометр и тахометр, а также 8-дюймовый дисплей. На нем при включении зажигания появляются электронные указатели охлаждающей жидкости двигателя, уровня топлива, уровня мочевины, давления моторного масла/ давления воздуха в тормозной системе и выводится вся остальная информация с маршрутного компьютера.

Справа от приборного щитка расположен рычаг стояночного тормоза. В передней верхней консоли над торпедо — цифровой тахограф Continental ЕСТР и радиостанция.

На центральной консоли — 7,2-дюймовый дисплей-тачскрин мультимедийной и информационной систем. В комплектацию входят радио AM/FM/Aux In/USB/Bluetooth, четыре колонки. Антенны: AM/FM, GSM and GPS.

Предусмотрен климат-контроль с режимом рециркуляции. В комплектацию входят автономные отопители Eberspaecher сухого (2,2 кВт) и мокрого (9,5 кВт) типа. Блок управления кондиционированием воздуха и отопителями — на центральной консоли. Под ним — электроразъемы на 12 и 24 вольт (прикуриватель).

На мультируле сосредоточено управление маршрутным компьютером, освещением, круиз-контролем, аудисистемой, мобильным телефоном. За рулевым колесом расположены многофункциональные переключатели: слева — управление дальними фарами, поворотными сигналами, стеклоочистителями; справа — переключение передач, выбор функций тормозов двигателя и замедлителя. На консоли с левой стороны от рулевого колеса находится переключатель фар и внутреннего освещения. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте руля.

Сиденье водителя имеет восемь регулировок (высоты, наклона сиденья, наклона спинки, подлокотника, жесткости амортизаторов, поясничной и боковой опоры, верхней поясничной опоры, высоты ремня безопасности), а также предусматривает перемещение сиденья вперед/назад, перемещение нижней части вперед/назад, быстрое опускание, быстрый наклон спинки, обогрев. Сиденье пассажира регулируется по высоте, наклону спинки, наклону подлокотника и тоже предусматривает перемещение вперед/назад и быстрый наклон спинки.

Предусмотрены автоматические замки дверей, подсветка ступенек и уплотнительная резинка на двери по контуру верхней ступеньки, защищающая ее от попадания влаги и пыли (здесь удобно оставить уличную обувь).

Лобовое стекло с электрообогревом. Внизу внутри — датчик дождя и камера. Над ветровым стеклом снаружи — прозрачный противосолнечный козырек. В автомобиле имеется четыре типа зеркал с различными характеристиками: зеркало заднего вида, широкоугольное зеркало, зеркало контроля обочины (бордюрное), зеркало переднего обзора. Основные и широкоугольные зеркала — с электрообогревом. Предусмотрен электропривод основных зеркал заднего вида (управление — клавишами на дверях).

В кабине имеются многочисленные вещевые отсеки. В передней верхней консоли над торпедо — три закрытых отсека объемом 225 л и два открытых отсека (в них можно положить ежедневные документы, карты и т.д.). Три отсека для хранения вещей самолетного типа устроены над спальным местом (объем — 105 л).

Имеются отсеки для хранения вещей под спальным местом с доступом через внешние лючки и при поднятом диване. Под нижним спальным местом — выдвижной холодильник объемом 38 л.

Многофункциональная центральная консоль, расположенная между сиденьями водителя и пассажира, имеет отсек для карты, держатель стаканов, бутылочек и других предметов. В средней части консоли расположена пепельница.

В комплектацию Ford F-MAX входят: фары головного света с галогенными лампами; дневные ходовые LED-огни; противотуманные фары; освещение зоны поворота; система автоматического управления освещением. Пластиковый бампер состоит из отдельных элементов, что упрощает и удешевляет ремонт.

Безопасность Ford F-MAX обеспечивают: настраиваемый круиз-контроль MAX Cruise; система экономичного ускорения при разгоне и после замедления; система стабилизации (ESP); система контроля курсовой устойчивости; противобуксовочная система (ASR); система помощи начала движения в гору; система гибридного торможения; контроль полосы движения (LWDS); датчик дождя. Кроме того, тягач комплектуется акустическим сигналом заднего хода и базовым иммобилайзером двигателя с блокировкой подачи топлива и разрывом цепи питания стартера.

Ford F-MAX оснащается моторным тормозом Ecotorq Engine Brake мощностью 400 кВт. Компрессионный моторный тормоз встроен в привод клапанов с гидроприводом. Основная тормозная система — двухконтурная пневматическая с электронным управлением (EBS). На передней и задней осях — вентилируемые дисковые тормоза. Предусмотрен индикатор износа тормозных колодок на дисплее приборной панели. В комплектацию тягача также входят: антиблокировочная система тормозов (ABS); активная аварийная тормозная система (AEBS); стояночный тормоз с положением «тест» и пружинные энергоаккумуляторы на тормозных механизмах задней оси.

Тягач Ford F-MAX рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 42.000 кг. Полная масса тягача — 18.000 кг. Техническая грузоподъемность передней/задней осей — 7100/11.500 кг. Подвеска передней оси — параболические листовые рессоры с амортизаторами и стабилизатором. Задняя ось — типа XSS-470 с регулируемой пневмоподвеской на двух пневмобаллонах с амортизаторами. Пластиковые крылья на задней оси состоят из трех частей. Сцепное оборудование — SAF Holland. Высота ССУ — 1140 мм, смещение — 500 мм.

Габаритные размеры тягача (длина/ширина/высота): 5925/2540/3915 мм. Колесная база — 3600 мм. Высота сечения лонжерона рамы — 285 мм, толщина профиля рамы — 8 мм. Глушитель расположен с левой стороны шасси. Аккумуляторные батареи — с правой. Выхлоп — по центру. В комплектацию входят алюминиевые топливные баки емкостью 600 и 450 л. Бак AdBlue — 78 л.

А конкуренты кто? Сравниваем цены

Представляя Ford F-MAX белорусским перевозчикам, компания «Трансконсалт Сервис» анонсировала и свои цели на белорусском рынке: вхождение Ford Trucks в ближайшие два года в топ-7 импортируемых на белорусский рынок брендов и попадание в первую тройку к 2025 году. Для этого, собственно говоря, «Макс» и создавался — чтобы конкурировать с тягачами «большой европейской семерки». Однако уже сейчас очевидно, что Ford F-MAX в первую очередь станет конкурентом для отечественных «ЕвроМАЗов», а позже, вероятно, и для КАМАЗов поколения К5. Дело в том, что Ford F-MAX позиционируется как модель среднего ценового сегмента и предлагаться в Беларуси будет по соответствующим ценам.

Например, сегодня на сайте БАМАП можно найти два специальных предложения «Трансконсалт Сервис» по поставке Ford F-MAX в 2020 году: модель 1850Т Euro-5 АКПП — по цене 86.300 евро (в т.ч. НДС, утилизационный сбор включен); модель 1850Т Euro-6 АКПП — по цене 87.500 евро (в т.ч. НДС, утилизационный сбор не включен).

В то же время в соответствии со специальной программой реализации автотранспортных средств МАЗ, предусмотренной БАМАП для своих членов, топовый МАЗ-5440M9 в 2020 году будет предлагаться по цене 87.000 евро с НДС.

Правда, как вы могли заметить, цена Ford F-MAX Евро-6 приведена без учета утилизационного сбора, но есть большая вероятность того, что он по-прежнему не будет взиматься. Напомним: в прошлом году, согласно Указу Президента Беларуси №141 от 19 апреля 2019 года тягачи седельные экологического класса 6, с момента выпуска которых прошло не более одного года, с полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, освобождались от уплаты утилизационного сбора. И в настоящее время подготовлены и проходят согласование документы, предусматривающие продление этой нормы в целях «создания условий для развития международных автомобильных перевозок грузов».

Отметим, что, если бы за Ford F-MAX Евро-6 пришлось платить утилизационный сбор, его цена подросла бы примерно на 5500 евро (именно такая разница с моделью Евро-5 в самой Турции). То есть цена на тягач экологического класса 6 составила бы уже 93 тыс. евро. Повысило бы это продажи «ЕвроМАЗов»? Сложно сказать.

Грузовые автомобили в нашей базе объявлений. Больше 7,5 тысяч предложений!