Новый российский грузовик

Новая «ГАЗель NN»

Неожиданно для публики Горьковский автозавод представил «ГАЗель» нового поколения. Модель получила название «ГАЗель NN» в честь «Нижнего Новгорода», но есть ещё один вариант — New Next. Производство «ГАЗели NN» намечено на конец 2020 года, на дорогах мы её сможем увидеть только в начале 2021 года. «ГАЗель NN» подорожает примерно на 100 000 рублей. С учетом полученных новшеств доплата кажется адекватной. Автомобиль обзавелся новой платформой, свеже передней частью кузова и полностью другим салоном.

Прежде всего визуальное отличие — иной формы капот и решетка радиатора, линзованная оптика, раздутый бампер. Внутри теперь другая передняя панель, комфортное водительское сиденье с 20 видами регулировок, руль обзавёлся кожаной оплёткой и обогревом, круиз-контролем, набором подрулевых переключателей и кнопками доступна к функциям ADAS. Появились 9-дюймовая мультимедийная система, современный щиток приборов, подушки безопасности, камеры кругового обзора. Приборная панель имеет 8 разъёмов USB, выход зарядного устройства на 220B, различные ниши для смартфонов, пластиковых карт, стаканчиков кофе и бутылок с водой.

Под капотом представленного концепта новой «ГАЗели» расположился двухлитровый турбодизель Volkswagen. Мощность мотора составляет 136 л.с., крутящий момент 340 Нм, максимальная скорость ограничена 130 км/ч. Двигатель агрегатирован с 6-ступенчатой «газовской» механической коробкой передач с тросиковым приводом (управление «джойстиком»). В линейку силовых агрегатов также войдут бензиновый УМЗ Evotech и китайский турбодизель Huadong (Cummins). По коробкам изучается вопрос с «автоматом», но не исключено появление своего собственного «робота».

Стоит отметить, что на платформе «ГАЗели NN» в перспективе будет разработана более широкая, нежели на платформе «ГАЗели Next», модельная линейка легких коммерческих автомобилей полной массой 3,5 и 4,6 т, с различными типами кузова, колесным базами и вариантами спецтехники.

Новый бескапотный «Урал»

Спустя долгий период затишья в бескапотной гамме дорожных грузовиков «Урал» показал новую модель с кабиной от Iveco серии TurboTech. Неполноприводный грузовик с колёсной формулой 6х4 отличается передком, оформленный в новом стиле, но при этом силовой каркас и штампованные панели трогать не стали. Хотя в качестве «доноров» рассматривались немецкая и китайская кабины. Предположительно, салон «бескапотника» должен получить полностью новый интерьер. Проверить это на выставке не удалось, прототип стоял с затонированными стёклами и закрытыми дверями.

Бескапотный «Урал» обладает новым шасси с современной архитектурой, она заимствована у капотного «Урал Next 6х4», но с поправкой на компоновку. Грузовик оснащается российскими рядными моторами ЯМЗ-536 мощностью 328 л.с. и ЯМЗ-653 мощностью 420 л.с., работающими в паре с 9- и 16- ступенчатыми КП. Ёмкость топливных баков — 350 литров. Грузоподъёмность самосвала составляет 16,1 т. и 21,5 т, при снаряжённой массе 11 350 кг и 13 500 кг, полная масса 27,5 т и 35 т, объём платформы до 16 м3.

Выпуск нового семейства дорожных (неполноприводных) грузовиков начнётся во втором полугодии 2020 года. Сейчас «бескапотник» проходит испытания. Ценник обещают сделать конкурентоспособным — от 4 300 000 рублей. Гарантия составит 36 месяцев или 150 000 км, межсервисный интервал обещают до 20 000 км.

Серийный КамАЗ-54901

Два года назад на Comtrans состоялась премьера прототипа премиального грузовика КамАЗ-54901 с кабиной поколения К5. Наконец, в нынешнем году Камский автозавод «выкатил» уже серийную версию -54901-го. Причём помимо грузовика с колёсной формулой 6х2, на «камазовском» стенде выставили три экземпляра «4х2» окрашенные в цвета российского триколора.

Модель построена на основе каркаса Mercedes-Benz Actros четвертого поколения. Принципиально новая кабина КамАЗа-54901 унифицирована с немецким «донором» по большей части внутренних и наружных локализованных деталей, но у российской кабины полностью оригинальное оформление передней части и своё внутреннее убранство. На первых парах магистральный тягач КамАЗ-54901 будет локализован на 80-85%. К слову, в мае состоялся запуск нового завода кабин Daimler KAMAZ RUS». На предприятии по полному циклу планируется выпускать до 50 тысяч кабин в год, большую часть которых используют для -54901-го, часть — для «Актроса».

Кабина К5 стала самой большой и просторной в истории КамАЗа. Длина, ширина, высота «магистральника» составляют 6250, 2550 и 3980 мм соответственно. Снаряженная масса — 8000-8600 кг (в зависимости от исполнения), полная масса автопоезда с полуприцепом — 44 000 кг.

Вход в кабину ведут 4 ступени, верхние три закрываются дверью, что защищает их от грязи и воды. Расстояние в кабине от пола до потолка — 1980 мм, в результате внутри кабины получился ровный пол без моторного тоннеля. В салоне справа от водителя располагается штатная 10-дюймовая мультимедийная система с тачскрином. На полу отсутствует рычаг КПП — автомобиль оснащен автоматизированной трансмиссией, управление режимами движения осуществляется с правого подрулевого джойстика, двигатель запускается кнопкой. Кресло водителя установлено на пневмоподушке и имеет широкий диапазон регулировок. В кабине предусмотрено два спальника и множество ниш для хранения: три закрывающихся ящика и две открытые полки под потолком, а также отсеки для вещей по обеим сторонам спальника и под ним.

Рама тягача выполнена из легких высокопрочных сталей, передняя ось — с увеличенной нагрузкой до 9 тонн и необслуживаемой ступичной частью, установлены экономичные и «тихие» гипоидные мосты с передаточным отношением от 2,5 до 3,07, увеличена и ёмкость топливных баков — один бак на 800 литров (либо 2 бака на 1400 литров).

Вместе с новой кабиной КамАЗ следующей генерации получил новый рядный 6-цилиндровый двигатель Р6 проекта «Тибет». 12-литровый турбодизель КамАЗ-Р6 создавался в сотрудничестве с немецко-швейцарской компанией Liebherr. Заявленный ресурс силового агрегата равен 1,5 млн км при межсервисном интервале 150 000 км. Двигатель способен выдавать от 400 до 550 л.с. Максимальную мощность мотор развивает при 1900 об/мин, крутящий момент составляет 2060 Нм при 1300 об/мин. Мотор агрегатирован с немецкой (локализованной в России) роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon. В планах также рассматривается возможность установки и механической коробки передач.

Стоимость новинки — 6 436 000 рублей. Важно, что в ценник входит 3-летний сервисный контракт, покрывающий гарантийный период. Для сравнения за 7 млн рублей рынок предлагает новую Scania или Mercedes-Benz Actros в «базе». В начальное же в оснащение -54901-го заявлены система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» с автоматическим срабатыванием при опрокидывании, ограничитель максимальной скорости (функцию устройства выполняет адаптационный блок совместно с электронным блоком управления двигателем), система стабилизации ESP. За доплату доступны: предпусковой подогреватель двигателя, автономный отопитель и кондиционер (с хладагентом R134A).

Всего до конца 2019 года КамАЗ должен собрать 100 товарных экземпляров своей перспективной модели. По планам, уже со следующего года автозавод выйдет на запланированные производственные мощности. Пока до декабря текущего года машины будут проходить опытную эксплуатацию в транспортных компаниях, соответственно продажи стартуют только после завершения тестов.

МАЗ-5440М9Фото: Валерий Карташов

Минский автомобильный завод скромно продемонстрировал седельный тягач совершенно нового поколения МАЗ-5440М9. Первый прототип 5440M9 впервые дебютировал в 2014 году в честь 70-летие завода.

Кабина грузовика с колесной формулой 4×2 по каркасу идентична старой кабине серии 5440. Несмотря на то, что свой путь кабина берёт с конца 90-х годов, она отличается оригинальными наружными панелями с полностью новым стилем. Салон здесь «скроен» с нуля — передняя панель эргономична, появились новая комбинация приборов, два увеличенных спальных места, полки, два багажных отсека по 200 литров каждый.

На самом деле интерьер схож с «аксоровским», да и в целом грузовик по всем параметрам проигрывает вышеописанному «камазовскому» конкуренту. Что уж тут говорить, если МАЗ-5440M9 оснащён двигателем, коробкой и задним мостом от Mercedes-Benz.

Белорусы собирают свою новую модель исключительно штучно, по предзаказам. На сегодняшний день «мазовцы» выпустили шесть экземпляров «евротягачей» и все они переданы транспортной компании «БелГрузМагистраль» из Минска. Что же касается цены, то представленный на выставке образец стоит 6,2 млн рублей, прайс на максимально оснащённый грузовик составляет 6,5 млн рублей.

Volvo VeraФото: Валерий Карташов

На «Комтрансе» не обошлось без концептуального транспорта. Volvo Trucks презентовала беспилотную модель будущего Vera. Шведский грузовик работает на электрической тяге и не имеет кабину для водителя. Интересно, что дизайн концепт-кара Vera схож с немецким Steinwinter Supercargo 1983 года постройки.

В Volvo отмечают, что Vera предназначена исключительно для эксплуатации «на относительно короткие расстояния». Ведь аккумулятор и трансмиссия здесь заимствованы от серийных электрогрузовиков Volvo FL и FE.

Автономности хватает лишь на 100 км, энерговооружённость батарей 200 КВ/ч, время подзарядки 30 минут. Беспилотный тягач Vera способен развивать 40 км/ч, грузоподъёмность 32 тонны.

В минувшем декабре в России было продано почти 9,5 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 9,4% меньше, чем в декабре 2017 года. В целом по итогам 2018 года реализация новой техники показала минимальный рост — на 2,7%.

Такие данные содержатся в очередном отчете, подготовленном аналитическим агентством «Автостат».

Для немецкой марки Mercedes-Benz, как и в целом для российского рынка новых грузовиков, 2018 год стал не очень удачным (фото: Daimler)

По данным аналитиков, состав участников рейтинга топ-10 среди грузовых автомобильных марок за прошедший год не изменился.

Позицию абсолютного лидера сохранил за собой отечественный КамАЗ, несмотря на снижение продаж почти на 3%. В свою очередь 7%-ный рост реализации техники позволил российскому ГАЗу вновь подняться на вторую строчку.

А вот на третью позицию в этом году смогла подняться шведская Scania — ее увеличение продаж на 17% стало рекордным среди всех участников рейтинга. Замкнули первую пятерку еще одна марка из Швеции — Volvo (+6%) и немецкий MAN (+7%).

По-настоящему провальным можно назвать 2018 год для голландского DAF и немецкого Mercedes-Benz, чьи продажи рухнули соответственно на 24 и 14% — сильнее всех в топ-10.

Напомним, что в 2017 году российский рынок новой грузовой техники, после двух кризисных лет, вырос на рекордные 50%. Зафиксированный в 2018 году итоговый рост продаж почти на 3% оказался близким к прогнозу, сделанному редакцией ГиД еще в сентябре. Мы отмечали тогда, что общая динамика рынка, учитывая неблагоприятные факторы, может оказаться по итогам года минимально положительной или даже близкой к нулю.

Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)

Источник: агентство «Автостат».

Топ-10 моделей российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)

Источник: агентство «Автостат».

Компания Ford Trucks представила в Москве на выставке Comtrans 2019 линейку грузовиков, произведенных в России, на заводе «Автотор» в Калининграде.

В частности, на стенде официального российского дистрибьютора Ford Trucks – компании «Турботракс» – был представлен флагман «грузовой» линейки «Форда»: новейший тягач F-Max, впервые представленный на IAA 2018 в Ганновере и уже успевший получить титул International Truck of the Year 2019.

В рамках Comtrans 2019 было объявлено, что новый F-Max стал обладателем аналогичной российской премии: автомобиль был признан «Грузовиком года 2019» в России. Отметим, что в состав жюри конкурса входит обозреватель журнала «Движок» Сергей Жуков.

Помимо нового F-Max, компания «Турботракс» представила в Москве модель Ford Trucks 1848T – мощный седельный тягач для региональных перевозок, уже пополнивший автопарки ряда крупных предприятий России. Автомобиль оснащен 480-сильным двигателем Ecotorq и механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF. В качестве опции седельный тягач 1848T может комплектоваться и автоматизированной трансмиссией Traxon.

Кроме того, в Москве было представлено универсальное шасси Ford Trucks 1833, которое может использоваться для монтажа надстроек различного применения: от промтоварных фургонов до мусоровозов, от топливозаправщиков до бортовых платформ. В «выставочном» варианте на шасси были установлены дневная кабина и кран-манипуляторная надстройка Fassi.

Совокупный объем российского производства автомобильной техники всех типов (легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы) в январе-декабре 2019 года составил 1 719 784 ед., сократившись на 2,8% по отношению к результату 2018 года. Спад производства отмечен во всех секторах автомобильной техники (легковых, грузовых автомобилей и автобусов), за исключением сегмента тяжелых автобусов.

Производство легковых автомобилей в январе-декабре 2019 года составило 1 523 594 ед., со снижением на 2,6 % в годовом исчислении. При этом объем выпуска отечественных моделей составил 410 736 ед., сократившись на 1,0%, а выпуск моделей иностранных брендов сократился на 3,1% до 1 112 858 ед.

Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в январе-декабре 2019 года уменьшилось на 0,9% к показателю 2018 года до 155 281 машины. Из общего объема производства грузовиков, выпуск отечественных моделей составил 127 186 ед., снизившись на 0,2% в годовом исчислении, а выпуск грузовиков иностранных брендов сократился на 4,0% до 28 095 единиц. Общее сокращение выпуска грузовых автомобилей обусловлено сокращением производства тяжелых грузовиков на 3,5% при росте производства легких грузовиков категории N1 на 1%.

Производство автобусов (включая вахтовые автобусы на шасси грузовых автомобилей и микроавтобусы) в январе-декабре 2019 года составило 41 231 машину, сократившись на 14,8% по отношению к результату 2018 года. При этом объем выпуска автобусов отечественных моделей составил 33 085 ед., со снижением на 16,2%, а выпуск автобусов иностранных брендов сократился на 8,8% до 8 146 машин. Общий спад выпуска автобусов обусловлен сокращением производства автобусов особо малого класса (категории М2) на 21,4% при росте производства тяжелых автобусов на 2,5%.

Производство легких коммерческих автомобилей (включая грузовые автомобили полной массой до 3,5т, входящие в категорию «грузовые автомобили», и микроавтобусы, входящие в категорию «автобусы») сократилось в январе-декабре 2019 года на 5,3% до 118 494 машин. Из этого количества легкие грузовики категории N1 составили 91 080 ед. (+1,0%) и автобусы особо малого класса категории М2 — 27 414 ед. (-21,4%).