Микроавтобус старт

Без сомнения, этот фантастический с виду микроавтобус – одна из самых ярких страниц отечественной автоистории. Создавался он благодаря инициативе и талантам обычных украинцев, но оказался не у дел из-за советской системы распределения.

Самое главное скажем сразу: микроавтобус «Старт” сконструировали не на автомобильном заводе и не в профильном НИИ. Эту неординарную машину создали там, где и выпускали – на авторемонтной базе, таком себе предприятии забытого ныне профиля, где занимались капитальными ремонтами машин.

Выступающий багажник – необычно для буса, но так дизайнер сделал низ силуэта динамичнее. Это уравновесило статичность надстройки: придать ей легкости не удалось из-за плоских лобового и заднего стекол от УАЗ-450.

Дело было в небольшом тогда городке Северодонецке Луганской области. Как получилось, что в глубинке создали машину, потрясшую без преувеличения весь огромный Союз?

Читайте также: Украинский футуристический автомобиль «Старт» получит вторую жизнь

Почему вдруг

История на первый взгляд не такая уж уникальная – практика, когда авторемзаводы создают на базе серийных машин собственные малотиражные конструкции, была известна. Как правило, авторемы строили поштучно или мелкими сериями транспортные средства, не имеющие аналогов в массовом производстве: пикапы на базе «Волг”, рефрижераторы и небольшие автобусы на шасси «Газонов”, и даже сооружали парадные кабриолеты из ЗИМов и «Волг”-”двадцатьчетверок”.

Но случай с украинским «Стартом” – особый. И стилистически, и конструктивно микроавтобус получился совершенно оригинальным, ни на что не похожим. Он выглядел пришельцем с другой планеты на фоне немногочисленных угрюмо-однообразных «конкурентов”. Более того, он вышел настолько выразительным, что моментально стал таким себе фетишем, изюминкой и одним из символов успеха тогдашнего автопрома.

Сложная пластика кузова стала возможной благодаря технологии его производства – формованию в матрице эпоксидной смолы, армированой стекловолокном.

В 1950-е годы Луганская (она же – Ворошиловградская) область переживала период интенсивного развития. Вокруг Северодонецка образовывался кластер химического производства. Вместе с промышленными предприятиями в регионе развивалась научная база, в том числе, работало Опытно-конструкторское бюро синтетических продуктов ОКБСП, где занимались в числе прочего стеклопластиком.

С другой стороны, на волне индустриализации развивалась и местная автомобильная отрасль, одним из подразделений которой была Северодонецкая авторемонтная база (САРБ) – крупное предприятие, где совершали капитальные ремонты автомобилей. В областном руководстве (А. С. Антонов) и среди автомобилистов (Г.В. Дьяченко и А.Г. Иванов) нашлись люди, которые загорелись идеей производства автомобилей из нового тогда материала – стеклопластика. На САРБ был создан конструкторский отдел, который подхватил недавно объявленный в государстве курс на широкое внедрение в промышленности пластмасс.

Эксклюзивным в дизайне «Старта” было все, даже кресла в салоне: стиль, цветовая гамма, подиумы и даже логотипы САРБ, отлитые на спинках.

Триумф союзного масштаба

Смычка производственников и науки привела к выпуску в 1963 г. опытного образца микроавтобуса «Старт”, базирующегося на агрегатах «Волги” ГАЗ-21. Новый автомобиль покорил всех, прежде всего своей неординарной внешностью и светлым, просторным интерьером. Судя по рассказам знакомых с проектом современников, дизайнер «Старта” Юрий Андрос вдохновлялся детройтским барокко, веяния которого принесла в страну памятная Американская национальная выставка в Сокольниках 1959 года. Буквально через год вычурный аэростиль начал выходить из моды, но советских граждан это не волновало: на наших улицах «Старт” выглядел нарядно и нестандартно вплоть до конца эксплуатации самых живучих экземпляров в конце 1980-х.

Читайте также: «Киев-1103”: как погиб первый украинский электромобиль

Угадали авторы проекта и с классом автомобиля, поскольку с микроавтобусами в стране тогда была напряженка – РАФ-977 и УАЗ-450 выпускалось мало, к тому же на роль комфортабельного городского шаттла годился только первый из них.
Дизайн «Старта” в начале 1963-го года согласовывали с руководителями автомобильной отрасли Донбасса и с обкомом партии, а первый опытный образец представили не где-нибудь, а в Кремле. Машина получила всеобщее одобрение, в том числе и лично от лидера государства Н. Хрущева. Но самое главное, что по итогам такой «госприемки” заводчанам выделили 50 машинокомплектов «Волги” для сборки целой серии «Стартов”.

Матрица для выклейки кузова – это скорлупа, внутренняя поверхность которой была отражением наружной поверхности кузова. Женские бригады оклеивали внутренность матрицы смолой и стеклотканью, после чего матрицу разбирали и снимали.

Так в январе 1964 г. авторемонтное предприятие стало автопроизводителем. Распределялась новая машина поштучно: в качестве «персоналок” руководителям больший предприятий, в министерства, в телерадиостудии, в маршрутные такси и автопарки местных заводов. Один из первых образцов подарили тогдашнему руководителю Украины П.Е. Шелесту, который уже в Киеве доукомплектовал машину спецсвязью и использовал как персональный автомобиль. Экземпляр, распределенный на Ялтинскую киностудию, был увековечен в комедии «Кавказская пленница”.

Концовка «Кавказской пленницы” была бы не такой романтичной, если бы Нина уехала от Шурика на обычном скучном УАЗе или РАФе. Но режиссер Гайдай нашел на Ялтинской киностудии микроавтобус «Старт”.

Интересно, что кроме Северодонецка (около 100 машин), «Старты” производились также в Донецке – на автобазе «Главдонбасстрой” (около 10 единиц), и в Луганске – на местном автосборочном заводе ЛАСЗ (около 20 штук).

Хорошо, но мало

Естественный вопрос: если машина была так хороша, почему ее выпустили так мало? Дело в том, что машина была хороша во всем, кроме вопроса технологичности производства. Изготовление стеклопластиковых деталей очень сложно автоматизировать, эта технология пригодна именно для производства малых серий.
Для выклейки стеклопластикового кузова в Северодонецке изготовили матрицу – огромную форму в натуральный размер машины. Она представляла собой скорлупу, снятую с гипсового макета (мастер-модели), один в один повторяющего внешние поверхности микроавтобуса.

Микроавтобус «Старт” с его аэрокосмическим дизайном выглядел на улицах пришельцем с другой планеты. На фото – угол Крещатика и ул. Свердлова (ныне ул. Прорезная) в Киеве.

Таким образом, выклейка кузова производилась изнутри матрицы – лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидной смолой, укладывались вручную на ее внутреннюю поверхность, причем в несколько слоев. После полимеризации смолы матрица разбиралась и снималась, подобно яичной скорлупе – и миру представал очередной стеклопластиковый кузов. Его красили, вставляли стекла, комплектовали оборудованием и водружали на раму с «волговскими” агрегатами: готово!

Читайте также: Каким был первый украинский автомобиль

Матрица по причине трудоемкости была создана всего одна, и выклейка каждого кузова в ней занимала несколько суток! К слову, по подобной технологии выклеивали и кузов американской легенды – Chevrolet Corvette первых поколений – и тираж этой модели также был весьма скромен.

Но все же главная проблема «Старта” была в проблемах с поставками агрегатов с ГАЗа – готовые «Волги” потребители расхватывали на ура и делиться с кем-то узлами и агрегатами у горьковчан особо смысла не было. Пока на Донбассе могли доставать комплекты подвесок и силовых агрегатов, микроавтобусы производили, но со временем все источники машинокомплектов иссякли и производство остановилось.

«Волговская” ходовая наделила рамный микроавтобус «Старт” плавным комфортным ходом. Кузов не ржавел, но его геометрия иногда нарушалась.

Интересно, что несмотря на малое количество выпущенных машин, на сегодняшний день известно примерно о десяти сохранившихся экземплярах в состоянии «на ходу”, в том числе как минимум один в Украине. От полного вымирания стеклопластиковые «Старты” спасло то, что даже будучи брошенными, они не сгнивали, как их стальные сородичи, а просто теряли цвет и блестящую облицовку. А значит, профессиональные реставраторы могли восстановить уникальные машины. Что, к счастью, и было сделано – в том числе и в лучших отечественных мастерских.

Читайте также: Автомобили-самоделки: откуда они брались

Обзор Характеристики

Микроавтобус «Старт» был выпущен очень небольшим тиражом, но при этом машина была известна большинству жителей СССР — благодаря эпизодической «роли» в фильме «Кавказская пленница». А делали автомобиль на Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) Луганского автотреста.

САРБ была создана в послевоенное время для ремонта автомобилей и прочей техники. Благодаря новому начальнику главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А. С. Антонову в 1960-х сфера деятельности базы расширилась — на ней началось производство стеклопластиковых прицепов-дач собственной конструкции. Но на этом амбициозный Антонов не остановился и поручил САРБ создать свой автомобиль. Эту идею поддержал и главный инженер Луганского треста автотранспортных предприятий А. Г. Иванов.

Микроавтобус «Старт», 1964–1967

Было решено создать микроавтобус класса «гран-туризмо» с пластиковым кузовом и технологической «начинкой» от «Волги» ГАЗ-21. Предложенный конструктором-художником Ю. И. Андросом дизайн все смогли оценить на макете масштаба 1:10, а первый автомобиль был собран в 1963 году, и прямиком с завода машина отправилась своим ходом на смотр в Москву.

При виде новинки, получившей имя «Старт», никто не мог остаться равнодушным — дизайн был новым и футуристичным. Даже мелкие детали впечатляли своей выразительностью, но наибольшего внимания заслуживал силуэт кузова — ниспадающая линия крыши это уже необычно, а задняя часть как у легкового седана и вовсе повергала публику в восторг. Еще одним новаторским по тем временам решением были интегрированные в кузов бампера.

Интерьер микроавтобуса «Старт»

Интерьер же был привлекательным и комфортным, внутри присутствовали даже умывальник и шкафчик для посуды, а самым любопытным элементом внутри был столик, одновременно являвшийся и капотом, под которым располагался силовой агрегат.

Одним из тех, кому полюбился «Старт», был председатель комитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР Н. И. Строкин, который для развития проекта пообещал поставить на САРБ полсотни комплектов узлов и агрегатов от «Волги». Менее чем через месяц после этого в Северодонецке было запущено мелкосерийное производство микроавтобуса. Новинка была всем хороша, но был у нее и серьезный минус — из-за того, что полимерный кузов склеивался вручную, «Старт» стоил 10 тысяч рублей, то есть был вдвое дороже и так не дешевого ГАЗ-21.

Интерьер микроавтобуса «Старт»

И вроде бы всё шло неплохо, но жизнь микроавтобусика достаточно быстро подошла к концу. Началом «черной полосы» послужило то, что в 1964 году Антонова, который улаживал все вопросы с «верхушкой» и благодаря которому на САРБ поставлялись детали от двадцать первой «Волги», перевели в Донецкий совнархоз. После этого все начало идти под откос — денег не хватало, а государство в финансировании отказало, посчитав «Старт» лишь дорогой игрушкой. В итоге тираж футуристичного автобусика составил приблизительно 100 единиц. Реанимировать проект пытались на Луганском автосборочном заводе (ЛАСЗ), где собрали около 20 микроавтобусов, и на автобазе «Главдонбасстроя», создавшего едва ли десяток копий этой необычной машины.

В 1963 году специалистами Северодонецкой авторемонтной базы (сокращённо САБР) был создан крайне необычный микроавтобус под названием «Старт». Он выпускался вплоть до 1970 года. При его конструкции использовались автокомпоненты от модели ГАЗ-21.

Отличительной чертой микроавтобуса «Старт» стал его кузов, выполненный из стеклопластика. Это, конечно, не первое использование стеклопластика в отечественном автомобилестроении, но данный вид материала сильно перевернул все представления о возможностях его применения в этой сфере. Процесс создания пластикового кузова был довольно трудоёмким, в итоге получалась прочная, но недолговечная конструкция. Её тестировали, сбрасывая с высоты в 12 м, в результате чего серьёзных повреждений выявлено не было.

Стоит заметить, что изначально Северодонецкая авторемонтная база была создана для ремонта различной техники и транспортных средств. Руководил ей А. С. Антонов, который впоследствии поручил своим специалистам разработать собственный автомобиль. Так на свет и появился микроавтобус «Старт» с кузовом из стеклопластика и технической составляющей от «Волги».

Над внешним дизайном, который получился абсолютно ни на что не похожим и где-то даже футуристическим, трудился конструктор Ю. И. Андрос. После демонстрации макета, рабочие сразу же приступили к сборке автомобиля в 1963 году.

Первый выпущенный микроавтобус был окрашен в цвет слоновой кости с бордовой полосой. Особенно привлекало то, что его бампера были встроены в кузов, а для тех времён это являлось новаторским решением.

Не менее привлекательным был и интерьер нового автомобиля. Его оснастили умывальником, шкафчиком для посуды и специальным столиком, который по совместительству являлся капотом, прикрывавшим двигатель.

После того как с производственного конвейера САБР сошёл первый экземпляр микроавтобуса «Старт» (собрали авто за полтора месяца), его прямиком направили в Москву. Там он многим пришёлся по вкусу, в связи с чем было объявлено о его серийной сборке.

Но по ряду некоторых причин «Старт» не прижился в нашей стране, всего было выпущено порядка 150 единиц этой модели. Этот новый и многим полюбившейся проект пытались возродить и на производственной площадке ЛАСЗ (Луганский автомобильный сборочный завод) – собрано ≈ 20 шт., и на предприятии «Главдонбасстроя» (≈ 10 шт.). Но ничего глобального из этого так и не вышло.

Причинами окончания сборки стало следующее: трудоёмкий процесс изготовления кузовов из стеклопластика; недостаток ГАЗовских силовых агрегатов и высокая стоимость – на тот момент из-за ручной сборки микроавтобус «Старт» стоил порядка 10 000 рублей, что было вдвое дороже модели ГАЗ-21 и при средней зарплате в 100 руб.

Известным фактом в истории микроавтобуса «Старт» стали его съёмки в популярном фильме «Кавказская пленница» — на нём Нина уезжает от главного героя Шурика в конце фильма. Роль хоть и эпизодичная, зато запоминающаяся.

Вам также будет интересно узнать:

Стартовые боксы для скачек

Стартовые боксы для скачек изготавливаются из нержавеющей стали и имеют сборно-разборную конструкцию. Количество боксов – от 6 до 20 лошадей.

Стартовые боксы для скачек различаются вариантами системы управления, открывающей боксы для лошадей, – механическая или гидравлическая.

Механическая система

Цена (12 боксов) – от 75.000 до 85.000 €

Гидравлическая система

Цена на стартовые боксы (12 боксов) – от 80.000 до 90.000 €

Автостарт (старт-машина) для рысистых бегов

Старт-машина имеет складывающиеся крылья, на которых установлены номера для распределения участников заезда (6-8 дорожек). Автостарт для рысистых бегов может изготавливаться в индивидуальном исполнении для монтажа на различных типах автомобилей или поставляться в виде полностью укомплектованной стартовой машины.

Цена на старт-машину – от 20.000 до 35.000 €

Бороны для скаковых дорожек

Бороны-планировщики для ипподромов отличаются размерами (ширина захвата – 2,5-6м), весом, системой крепления к трактору, количеством и формой пружинных зубьев, возможностью регулирования глубины рыхления, наличием опорных колес-катков и различной формы валков для регулируемого уплотнения грунта.


Цена на бороны для скаковых дорожек – от 5.000 до 20.000 €

Центр конных технологий «Эквиплан» предоставит Вам подробную информацию о различных видах ипподромного оборудования (стартовые боксы для скачек, автостарт для рысистых бегов, ипподромные бороны-планировщики), а также поможет осуществить правильный выбор из большого числа производимых моделей и модификаций.