01 декабря 2022

Mercedes benz o303, автобус мерседес о303

К началу девяностых Россия осталась без новых междугородних автобусов: «Икарус» стал продаваться за живую валюту и оказался непомерно дорогим, ЛАЗ же продолжал выпускать безнадёжно устаревшие 699 — и тоже оказался «за границей». Небольшие поставки югославских автобусов ТАМ решали проблему лишь частично — они тоже получались непомерно дорогими, да и доставались далеко не обычным автопредприятиям.

Своё производство новых и доступных автобусов для дальних линий развернуть не получалось, и тогда страну от транспортного коллапса спасло цунами из так называемого «еврохлама», хлынувшее через обломки железного занавеса.

Zoom

»Минимальное» исполнение — O303-9RHP, под девятирядную планировку

Одним из наиболее ярких представителей «еврохлама» в весовой категории междугородних и дальнемагистральных лайнеров был Mercedes-Benz O303. O303 — серия автобусов, выпускавшихся в Германии с 1974 по 1992 год. Уже на старте О303 был представлен в 39 исполнениях по длине, высоте и компоновке, а с годами в производстве их обилие только прирастало. О том, какая это была прорывная и инновационная модель, пусть рассказывает сам производитель — мне же интереснее рассказать историю их жизни после жизни, то есть у нас.

Zoom

Топовый Mercedes-Benz O303-15RHD из Истринского ПАТП Мострансавто — с максимальной длиной, под 15-рядную планировку, и максимальной высотой как пола, так и потолка

Завод в Мангейме выпустил 25778 полнокомплектных О303, а также 12307 так называемых «самоходных шасси», предназначенных для монтажа кузова сторонними предприятиями. Для сравнения: тираж Ikarus-256 — 23290 единиц, Ikarus-250 — 17347 единиц, ЛАЗ-699 — 35355 единиц.

Zoom

Mercedes-Benz O303-11ÜHE балашихинской Автоколонны 1377. Партию этих машин привезла в РФ коломенская Автоколонна 1417, которая их »демилитаризовала» и переделала в междугородники с креслами

Отдельной строкой следует упомянуть «военную» версию O303 — Mercedes-Benz O303-11ÜHE. Короткий автобус с широкой автоматической дверью посередине — совсем не гаражная переделка для городских маршрутов: это армейское исполнение, созданное специально для Бундесвера, или армии ФРГ. Салон такой машины оснащался диванами от городского Mercedes O305, а передняя дверь в разные годы производства была как ручной распашной, так и автоматической сдвижной.

Примечательно, что как и любая продукция, предназначенная для армии НАТО, такой автобус имел свой NSN, или NATO Stock Number — код, которым кодируются все товары, поступающие в войска альянса, вплоть до одежды и посуды.

«Бундесверовцы» в отставке, попав в Россию, как правило превращались в междугородники — их оснащали мягкими креслами заместо лавок, перекрашивали в более мирные цвета, и со спокойной душой выпускали на линии самой разной дальности — пробеги у них были совсем небольшими, а стоили они недорого.

Zoom

Многих в О303 радуют задние фонари, унаследованные от легкового Мерседеса в кузове W116

Именно Россия стала тем местом, где встретились О303, которые не могли собраться в одном месте — причём категорически. Не забыли про те самые 12 тысяч шасси? Вот и локальная продукция на их основе — и это всё тоже Mercedes O303.

Zoom

Испанский Maiso Condor Stuka — с крышей »ступенькой» посередине

Zoom

Итальянский Padane Z — в лучших традициях, сделанный в достаточно авангардном дизайне. Эта машина со Ставрополья ещё недавно умирала в Москве, у платформы Востряково

Турецкий завод Otomarsan, ныне процветающий как основной производитель автобусов Mercedes (в Германии производства автобусов почти не осталось), в девяностые завалил страны бывшего Союза своими «клонами» О303 — в зависимости от целевого рынка, эти машины могли называться O303 Europa, O302S, O302T и O330. От немецкого «оригинала» их можно отличить по более плоским и «вертикальным» лобовым стёклам — да и весь кузов там категорически другой.

Zoom

Otomarsan-Mercedes O330 из Турции, в девяностые закупленный новым для московского Автокомбината №3

А вот последней страной, где производился Mercedes O303, стала именно… Россия. И вот что это было.

На закате советской страны, среди прочих авантюр того безумного времени, имел место и проект по переносу производства O303 из Германии в СССР. Новой родиной О303 стал Голицынский автобусный завод, что в Одинцовском районе Подмосковья. ГолАЗ стал совместным предприятием концерна «Автрокон» и Daimler-Benz, которое должно было завалить нашу страну достаточно современными, и одновременно проверенными машинами на замену устаревающим и дорожающим «Икарусам».

Для производства в Голицыне выбрали самые «топовые» исполнения — 15-рядные O303-15RHS и O303-15RHD с максимально возможной высотой, которые нарекли «Лидером» и «Витязем». Пользуясь легковыми аналогиями — взялись выпускать исключительно S-класс, причём в версиях S500 и S600. От немецких аналогов O303-АКА (Автомобилестроительный Концерн Автрокон) отличались разве что климатической доработкой — отапливаемым спальником, бо’льшим утеплением, улучшенным антикором, да и строились они практически полностью из немецких компонентов.

Zoom

Mercedes-Benz O303-15RHD, он же АКА Витязь голицынского производства из АТП города Вязники, Владимирская область. 1994 год, заводской номер — 1

Немцы полностью оснастили завод — до последнего дыхания ГолАЗа, закрытого в 2014, там строили самые разные автобусы на оборудовании под трёхлучевой звездой. Прежде же, до соглашения с немцами, будущий ГолАЗ занимался переоборудованием пассажирских ПАЗиков в ритуальные. Штрих к портрету времени: в самые голодные годы перед запуском проекта немецкие партнёры даже подкидывали сотрудникам гуманитарную помощь в виде продуктов питания.

Правда, голицынская авантюра, как и подобает авантюре, не взлетела — новая иномарка осталась новой иномаркой, с соответствующей ценой, и новые автобусы годами стояли на заводе в ожидании покупателей… В итоге за 6 лет производства, с 1994 года, ГолАЗ сделал едва ли сотню «Витязей» и «Лидеров»: их покупателями становились главным образом спортивные команды, крупные предприятия да важные госструктуры — региональные правительства, министерства и так далее. В 2000 году ГолАЗ выпустил последние в истории модели автобусы O303 — и закрыл эту тему навсегда.

ZoomМерседесы на московском автовокзале. Слева — Ha’argaz, справа — оригинальный немецкий Мерседес

Крупнейшим флотом O303 в России обладало подмосковное ГУП «Мострансавто» — централизованное объединение пассажирских автопредприятий Московской области. После неудач с собственными проектами по производству автобусов, Московская область крепко и надолго села на поставки «еврохлама».
«Витязи» и «Лидеры», выпускавшиеся тогда в Голицыне, были неподъёмно дороги, и гаражи МТА с 1999 по 2003 год получили подержанные O303.

Поступавшие в гаражи Мострансавто машины были 15-20 лет от роду: в те годы таможня относилась к старой импортной технике без излишней кровожадности, и ввоз таких машин в ту пору был целесообразен. Но самая интересная деталь — в другом: «Мерседесы» в Мострансавто приходили в первую очередь не из Европы, а из… Израиля.

Поставщиком нескольких сот «Мерседесов» для Мострансавто стал кооператив «Эггед» один из крупнейших пассажирских перевозчиков мира, базирующийся в Израиле. «Эггед» за годы своей истории расширил свои владения далеко за пределы Земли Обетованной, и ныне работает в ряде европейских стран. Что интересно — «Мострансавто» также считается одними из крупнейших пассажирских перевозчиков в мире, в одном ряду с Эггедом и Arriva.

ZoomПоступивший из Эггеда Mercedes-Benz O303-15RHP в первоначальной окраске, 2005 год
За эти две фотографии отдельная благодарность S-IONES

Некоторая часть поступивших из Эггеда Мерседесов была полностью сделана в Германии, в специальной версии для жаркого климата. «Немецкая» машина отличается прислонными дверьми из двух половинок — как и подобает машинам древних выпусков, а также изогнутым к крыше остеклением. «Южная немецкая» также обладает огромными форточками. Известно, что целиком импортные машины закупались в Израиль для дальнобойных рейсов и экскурсий.

ZoomВ щёлковской Автоколонне 1785 Мострансавто было всего два натуральных »немца» из Израиля. Это — один из них

Большинство O303 в МТА были оснащены надёжной V-образной «восьмёркой» OM402 на 256 сил в паре с автоматической коробкой передач, шедшими в составе самоходного шасси. Поступление «Мерседесов» из Израиля быстро приговорило автобусы «советского образца»: Икарусы и ЛАЗы с подмосковных маршрутов исчезли уже к середине нулевых: значительно раньше, чем где-либо ещё.

ZoomМногие годы спустя этот же Мерседес уже не был таким красочным

На определённом жизненном этапе эти машины по всей области пришлось массово перекрашивать из нарядной красно-белой окраски в одноцветный белый. Бытует мнение, что виной этому таможня, влепившая в ПТС поступавших автобусов «цвет: белый».

Большую же часть поставки О303 из Эггеда была куда более экзотической — это были автобусы местных кузовных ателье Ha’argaz и Merkavim, построенные на немецких шасси O303 в Израиле.

ZoomHa’argaz 111 на шасси Mercedes O303 автоколонны 1785 города Щёлково

От немецкого родственника Мерседесы с кузовами местного производства отличались плоским остеклением со здоровенными форточками, одностворчатыми поворотными дверьми спереди и посередине, а также более скромным, хоть и по-прежнему узнаваемым дизайном кузова. Такие машины новыми были и проще, и дешевле немецких аналогов.

ZoomВ те давние, а может, и не очень давние годы экипажам дозволялось украшать автобусы на всю катушку. Любящие свои машины водители не жалели денег на изготовление наклеек, колпаки и конечно же, поддержание матчасти в образцовом состоянии

Естественно, «южное» происхождение этих машин накладывало свой отпечаток. Это были первые автобусы с кондиционерами в массовой пассажирской эксплуатации в РФ — а с другой стороны, система отопления на них отсутствовала как класс. В первые зимы это вызвало немало проблем — а после машины оснащали отопителями уже в гаражах.

На исторической родине такие машины давно не в ходу: лишь несколько машин сохранены в музее «Эггеда», да есть экземпляры, переделанные в спецмашины техпомощи. К слову, штуки крайне незаурядные — мегапикапы, иногда даже с крановыми установками на борту! (где-то сейчас плачет Ford F350)
Небольшая часть Хааргазов, попавшая в Мострансавто, была оснащена широкими двухстворчатыми автоматическими дверьми — подобно городским машинам. А ещё на их далёкой родине существовало и бронированное исполнение — для неспокойных локаций.

ZoomХааргаз с широкими двустворчатыми дверьми и передней маской раннего образца. Машина Шатурского ПАТП

А что Меркавим, спросите вы? Он отличался от »Хааргаза» лишь эмблемами с заглавной буквой М. Других отличий в принципе не было — видимо, столь строгими были требования заказчика.

ZoomMerkavim 3279, после продажи из МТА подрабатывавший развозкой интуристов на московских стройках

В конце нулевых в Мострансавто решили придать израильскому б/у «второе дыхание», и запустили программу капитального ремонта автобусов серии O303 с их модернизацией. Работы выполняло НТЦ Мострансавто в Дмитрове — то же предприятие, что строило Руссканы, ремонтировало и выпускало для нужд Подмосковья автобусы ЛиАЗ-677 и 5256, а также занималось множеством других интересных и занимательных вещей, достойных отдельного рассказа.

ZoomHaargaz 111 / Mercedes O303 Ступинского ПАТП после капремонта с омоложением в НТЦ Мострансавто

Капремонты О303 выполняли и другие ремзаводы МТА — например, в Можайске, но машины с других заводов сохраняли привычный облик, и не отходили от оригинала.
А вот при ремонте в НТЦ Мострансавто автобусы получали сплошное вклеенное остекление и цельнотянутые стальные панели бортов — в отличие от исходника, где они сделаны из множества алюминиевых частей, разделённых молдингами. Также в Дмитрове освежали салон — полностью менялись материалы отделки, восстанавливались системы вентиляции и кондиционирования… Правда, срок службы «модернизация» не продлевала, и «обновлённые» Мерседесы списывались в общей очереди с другими собратьями по мере прихода новых машин.

ZoomСтупино, 2009 год

Эпоха «еврохлама» давно миновала, и старых «триста третьих» в эксплуатации у Мострансавто давно нет. Но в Видновском ПАТП уже больше десяти лет тихо существует ведомственный музей предприятия. Там хранятся и несколько разных автобусов, правда, исключительно советских — такова была политика предприятия при одном из прежних директоров.

ZoomВстреча Хааргазов где-то под Воскресенском. 2009 год

Собрание музея давно не пополнялось профильными экспонатами, и кажется, что о нём давно забыли «наверху». Но надеюсь, что в итоге крупнейший перевозчик Подмосковья не потеряет последних представителей модели, сыгравшей большую роль в его истории, и сохранит легендарный O303 в музее. Даю подсказку: последние несколько машин уже несколько лет ожидают своей дальнейшей судьбы в Раменском ПАТП.

На этом — всё. До новых встреч — на следующей остановке (=

Аренда пассажирского транспорта – это актуально и всегда востребовано. Если есть необходимость доставить сотрудников на корпоративную вечеринку, организовать поездку за город, провести экскурсию или выезд в любое другое место – необходима аренда автобуса.

Заказав транспорт в «ТрансУфа», вы можете быть уверены в том, что получите высококачественное обслуживание, безопасный и комфортный транспорт, а также порядочного и пунктуального водителя.

Автобус марки Mercedes-benz 0303 является наиболее востребованной моделью среди многочисленных пассажирских транспортных средств. Туристический транспорт может быть взят в аренду для междугородной, заграничной или городской поездки. Автобус Мерседес давно получил высшую награду за качество и надежность, а также имеет огромное количество положительных отзывов от пассажиров.

Чтобы сделать заказ автобуса для перевозки детей в оздоровительный лагерь или на экскурсию, достаточно связаться с менеджером нашей компании, который проконсультирует по всем необходимым вопросам. Транспорт данной модели относится к категории эконом, что позволяет существенно сэкономить на аренде и одновременно получить качественный и комфортный транспорт.

Автобус имеет хорошую вместительность – 50 мягких посадочных мест. Здесь есть телевизор, DVD проигрыватель, климат-контроль, небольшая кухня с кофеваркой, жаровней, СВЧ-печью и мини-холодильником. Также в автобусе есть биотуалет, позволяющий не делать частых остановок по пути следования.

В салоне есть два вентиляционных люка, посадочные места со столиками для приема пищи или настольных игр, подстаканники и сетки. Каждый пассажир имеет индивидуальную вентиляцию, освещение и вместительную полку для хранения личных вещей. Туристический автобус имеет вместительный багажный отсек и систему обогрева, для путешествий в холодное время года.

Чтобы уточнить стоимость аренды транспорта, следует обратиться в компанию «ТрансУфа», где вы сможете узнать, сколько стоит заказ автобуса на час или сутки. Стоимость арендованного транспорта зависит от дальности заказанного маршрута, классификации транспорта и продолжительности путешествия.

Междугородный автобус Mercedes-Benz O 303, дебютировавший в 1974 году, выпускался в различных исполнениях с различными вариантами длины колесной базы. Самый вместительный вариант автобуса был рассчитан на 55 пассажиров. Также покупателям предлагалось «голое» шасси для дальнейшей переделки или постройки собственных конструкций. В 1976–1978 годах эта модель выпускалась по лицензии в Корее под маркой Hyundai.

Mercedes-Benz O 303 оснащался дизельными атмосферными и турбированными моторами V6, V8 и V10 (190–360 л. с.) За доплату заказчикам предлагалась автоматическая коробка передач.

В 1981 году «триста третий» стал первым серийным автобусом в мире, получившим антиблокировочную систему тормозов. В 1982 году была проведена модернизация модели.

Производство автобуса Mercedes-Benz O 303 в Германии продолжалось до 1992 года, на смену ему пришла модель O 404. Начиная с 1991 года, сборка автобусов была организована на Голицынском автобусном заводе, но такая машина оказалась слишком дорогой для российского рынке, и спрос на неё был мизерным. Однако официально российская сборка продолжалась до 2001 года, за десять лет завод сделал около 120 таких «Мерседесов».