Маз 533

Автомобиль МАЗ 5335 выпускался с 1977 по 1990 год. Представляет собой бортовой грузовик, который использовался для гражданских и военных нужд. МАЗ данной серии имел хорошие эксплуатационные характеристики и был неприхотлив в обслуживании. За эти качества он получил широкое распространение и еще долго не сходил с конвейера даже после освоения заводом нового семейства бортовых грузовиков.

Отличительные особенности кабины грузовика

Устройство автомобиля МАЗ 5335 полностью соответствовало международным нормам того времени. Фары перекочевали в ниши бампера согласно требованиям по установке головной оптики для грузовых автомобилей. При такой компоновке световые приборы лучше освещали дорожное пространство перед машиной и не ослепляли водителей встречных транспортных средств. Модель получила новую декоративную радиаторную решетку. Указатели направления поворота, в отличие от фар, остались на своем прежнем месте. Лобовое стекло имело довольно широкую центральную перегородку, что в прочем ни сколько не мешало нормальному обзору. Трехместная кабина была по тем временам весьма комфортабельной.

Все сидения устанавливались на специальные рессоры, которые компенсировали колебания, возникающие при езде по неровным дорогам. Была доступна регулировка расстояния от сидения до передней панели автомобиля, так же можно было выставить угол наклона спинки на желаемую величину. Кондиционера, конечно, не было, так что в жаркую погоду приходилось спасаться открытием окон. А вот отопитель салона входил в базовую комплектацию и отлично справлялся со своими функциями. Даже в самые лютые холода он позволял поддерживать комфортную температуру в кабине. Грузовик имел переднее расположение двигателя и задний привод, что повышало его проходимость в условиях бездорожья.

Рулевое управление МАЗ 5335 имело гидравлический усилитель, который позволял водителю вращать «баранку» без лишних усилий. Также гидроусилитель сохраняет возможность нормального управления автомобилем в случае прокола одного из передних колес. Грузовик можно будет безопасно довести до обочины, чтобы заняться заменой колеса. Рулевой механизм имел собственный бак для масла вместимостью 5 литров. При нормальном состоянии системы доливать смазывающую жидкость приходилось очень редко — один раз за несколько сотен тысяч километров пробега. Если же водитель замечал, что масло очень быстро расходуется, это означало нарушение герметичности одного из узлов системы и требовало проведения ремонта.

Обзор технических параметров модели

Сцепление МАЗ 5335 — двухдисковое, сухое, фрикционное с периферийно расположенными цилиндрическими пружинами. Имело очень большой ресурс и долгий срок службы. При правильной регулировке сцепление позволяло плавно переключаться между передачами без рывков и пробуксовок. Для продления эксплуатационного срока элементов не следует подолгу держать ногу на сцеплении. Это ведет к быстрому износу подшипников переключающей муфты.

Коробка передач МАЗ 5335 — пятиступенчатая, механическая с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Передаточное отношение главной пары составляет 4,89. Заправочная емкость для масла — 9 литров. Главная передача имела планетарные редукторы в колесных ступицах. Рычаг переключения устанавливался на пол справа от водителя. Переключение между передачами производится без усилий. Коробка хорошо ощущается, поэтому вероятность случайного перехода не на ту передачу сведена к минимуму.

На грузовые автомобили МАЗ 5335 устанавливался двигатель отечественного производства ЯМЗ-236. Это был шестицилиндровый силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров. Рабочий объем двигателя — 11150 кубических сантиметров, мощность — 180 лошадиных сил при частоте вращения 210 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения 1500 оборотов в минуту и составляет 667 Н*м. Диаметр цилиндра равен 130 миллиметрам, ход поршня — 140 миллиметрам. Степень сжатия — 16,5. Используемое горючее — дизельное топливо.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, с емкостью бака — 39 литров. Смазочная система имеет бак объемом 33 литра. Двигатель характеризовался высокой износостойкостью и неприхотливостью к качеству горюче-смазочных материалов. А простое и понятное устройство позволяло быстро провести локальный ремонт прямо в дороге. При нормальных условиях эксплуатации и своевременном сервисном обслуживании силовой агрегат с легкостью проходил 350-400 тысяч километров без капитального ремонта. Многие детали были унифицированы с другими грузовиками МАЗ, так что при необходимости найти нужную запчасть не составляло труда.

Остальные технические характеристики МАЗ 5335 выглядят следующим образом: длина — 7,25 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 2,72 метра, дорожный просвет — 270 миллиметров, колесная база — 3,95 метра, задняя колея — 1,865 метра, передняя колея — 1,97 метра. Колесная формула автомобиля — 4х2. Грузовик развивал максимальную скорость до 85 км/ч. Средний расход топлива в смешанном режиме составлял 22 литра на 100 километров. Объем топливного бака — 200 литров. Автомобиль имел снаряженную массу 6,725 тонн, а полную — 14,95 тонн. Тормозная система барабанного типа оснащалась пневматическими приводами и действовала на все колеса. Минимальный диаметр разворота — 17 метров. Автомобиль «обувался» в резину 300 R508 и использовал диски 8,5В-20-3101012.

Грузоподъемность МАЗ 5335 составляла 8 тонн. Также автомобиль мог тянуть за собой прицеп максимальной массой 12 тонн. Грузовик использовали для доставки различных сельскохозяйственных и промышленных грузов, которые не боялись транспортировки под открытым небом. В военном деле МАЗ применяли для доставки личного состава до мест учения или проведения боевых операций. Иногда, для создания нормальных условий личного состава, усилиями воинских частей или авторемонтных мастерских кузова оснащались брезентовым верхом. Он позволял защитить людей от осадков и сильного бокового ветра. Также для удобства по бортам монтировались лавочки для сидения.

Несмотря на то, что серийный выпуск был прекращен почти 25 лет назад, МАЗ 5335 до сих пор успешно используется для грузовых перевозок по всей стране. На вторичном рынке имеется достаточно предложений по продаже данной техники. Ценовой диапазон: от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. На стоимость влияют год выпуска, пробег, а также дополнительные условия, например, проведенный капитальный ремонт двигателя или установленные на автомобиль дополнительные приспособления.

Двигатель

Мод.ЯМЗ-236М2, дизель, V-обр.(90°), 6-цил., 1 30х 1 40 мм. 11,15л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-4-2-5-3-6, мощность 132 кВт (1 80 л.с.) при 2 100 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. Форсунки — закрытого типа. ТНВД — 6-секционный, золотникового типа с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр — сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.

Трансмиссия

Сцепление — двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач — ЯМЗ-236П, 5-ступ., с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат, числа: I-5,2$; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача — разнесенная двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колес). Передат, числа: центрального редуктора — 2,08 или 2,27; бортовых — 3,428; общее — 7,14 или 7,70.

Колеса и шины

Колеса — бездисковые, обод 8.5В-20, крепление — 6 болтами с прижимами. Шины — 11.00R20 (300R508) мод, И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах передних колес — 7,5; задних — 6,7 кгс/см. кв. Число колес 6+1.

Подвеска

Передняя — на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, два амортизатора; задняя — на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.

Тормоза

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры — с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз — на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод — пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление

Рулевой механизм — винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передат. число — 23,55. Гидроусилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра. Давление масла в гидроусилителе 95-110 кгс/см. кв.

Электрооборудование

Напряжение 24В, ак. батарея — 6СТ-190А или 6СТ-182ЭМ (2шт.), генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения Я120М, стартер СТ103-А-01.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы

Топливный бак — 200 л, диз, топливо;
система охлаждения (без подогревателя) — 29 л, тосол А-40;

система смазки двигателя — 25л, всесезонно М-6/10В, летом M-10B, зимой М-8В;
гидроусилитель руля — 5л, масло марки Р;
коробка передач — 5,5 л, при температурах до минус 30°С — ТСп-15К, при температурах до минус 45°С смесь ТСп-15К с 10-15 % дизельного топлива А или 3;
картер ведущего моста — 13л, масло для коробки передач;
картер колесной передачи — 2×2,0 л, масло для коробки передач;
амортизаторы — 2×0,9 л, жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата — 0,2л, этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла — 2,0 жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов

Двигатель без сцепления и коробки передач — 890,
двигатель со сцеплением и коробкой передач — 1205,
задний мост — 693,
передняя ось — 443,
рама — 635,
кабины — 528,
кузов — 880,
карданные валы — 78.

Двигатель.

Мод. ЯМЗ-238Б, дизель с турбонаддувом, V-o6p.(90°)* 8 цил., 130х140мм, 14,86л, степень сжатия 15,2, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 220 кВт (300 л.с.) при 2000 об/мин, крутящий момент 1180 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин, Форсунки — того типа, ТНВД — 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топливо и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр — сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и, по заказу, подогревателем 15.8106 для подогрева двигателя и отопления кабины. Сцепление — мод. ЯМЗ-238Н, двухдисковое, с периферийными пружинами, механическим приводом и пневматическим усилителем. Коробка передач — мод. ЯМЗ-238А, 4-ступенчатая, с демультипликатором, общее число передач — восемь переднего и две заднего хода, синхронизаторы — на всех передачах, кроме заднего хода. Передат. числа: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Карданная передача — один карданный вал. Главная передача — разнесенная, 2-ступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес; передат. число (общее) — 5,49.

Колеса и шины.

Колеса — бездисковые, обод 8,5В-20, крепление б болтами с прижимами. Шины — 1 1.00R20 (300R508) мод. И-111А. Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних — 6,7 кгс/см.кв. Число колес 6+1.

Подвеска.

Передняя — на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор — скользящие. Задняя — на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.

Тормоза.

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм), двухконтурным пневмоприводом, задние тормозные камеры — с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз — на тормозе задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод — пневматический. Запасная тормозная система совмещена со стояночной. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа — комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется предохранитель против замерзания конденсата. Рулевой механизм — винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором, с встроенным распределителем усилителя руля. Передат. число — 23,55. Усилитель руля — с вынесенным гидроцилиндром.

Электрооборудование.

Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ-190А (2 шт.), допускается установка ак. батареи 6СТ-182 (2 шт.), генераторная установка Г273В (допускается 74.3701) с встроенным регулятором напряжения, стартер СТ103А-01 или 25.3708.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Топливный бак — 350 л, диз. топливо;
система охлаждения — 39 л (без подогревателя), тосол А-40;
система смазки двигателя — 33л, летом — М-10ДМ, зимой — М-8ДМ (заменители М-10Г(к) и М-8Г(к);
гидроусилитель руля — 5л, масло марки Р;
коробка передач — 9л, ТСп-15К;
картер центрального редуктора ведущего моста — 13л, ТСп-15К;
картер колесной передачи 2х2,0 л, ТСп-15К;
амортизаторы 2х0,9 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата — 0,2 л, технический этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла — 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой. Двигатель без коробки передач и сцепления -1150,
двигатель со сцеплением и коробкой передач — 1600,
задний мост — 694,
передняя ось — 443,
рама — 650,
кабина — 645,
седельное сцепное устройство — 202,
карданная передача — 45.