Масляный насос

2. Устройство роторного типа

  1. всасывающая полость
  2. масло
  3. внешний ротор
  4. нагнетательная полость
  5. приводной вал
  6. внутренний ротор

Конструкция масляного насоса роторного типа представляет собой ведущий (внутренний) и ведомый (внешний) роторы, помещённые в корпусе.
В нерегулируемом роторном насосе масло, всасываемое насосом, нагнетается в систему, переносясь через лопасти роторов. При превышении давления так же автоматически срабатывает редукционный клапан.

В отличие от нерегулируемого, в регулируемом насосе роторного типа присутствует подвижный статор, снабжённый регулировочной пружиной для обеспечения постоянного давления, независимо от частоты вращения коленчатого вала. Этот подвижный статор контролирует постоянство давления, изменяя объём полости между внутренним и внешним роторами, поворачивая статор в нужном направлении.

Преимуществами регулируемого масляного насоса перед нерегулируемым типом являются:

  1. Снижение величины отбираемой мощности от двигателя (до 30%).
  2. Дольше происходит износ масла вследствие уменьшения частоты оборотов, а следовательно и числа оборотов.
  3. Масло вспенивается не так сильно как у нерегулируемого вида.

Масляный насос

Масляный насос предназначен для создания давления в системе смазки, и тем самым обеспечить смазку движущихся частей двигателя внутреннего сгорания. В системе смазки с сухим картером масляный насос дополнительно выполняет функцию перекачки масла из картера двигателя в масляный бак.

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала или распределительного вала с помощью приводного вала.

По характеру управления масляные насосы разделяются на нерегулируемые и регулируемые. Нерегулируемые насосы поддерживают постоянное давление в системе смазки с помощью редукционного клапана. В регулируемых насосах постоянное давление поддерживается путем изменения производительности насоса. В зависимости от конструкции различают масляные насосы шестеренного и роторного типа.

Масляный насос шестеренного типа представляет собой две шестерни – ведущую и ведомую, размещенные в корпусе. Масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный канал. Производительность шестеренного насоса пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При превышении давления нагнетаемого масла определенной величины срабатывает редукционный клапан и перепускает часть масла во всасывающую полость или непосредственно в картер двигателя.

Различают два вида конструкций шестеренных насосов:

  1. шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни);
  2. шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне).

При равной производительности шестеренный насос с внутренним зацеплением имеет меньшие габаритные размеры. Масляные насосы шестеренного типа являются нерегулируемыми.

Масляный насос роторного типа объединяет два ротора – внутренний (ведущий) и внешний (ведомый), которые помещены в корпус. Масло всасывается в насос, захватывается лопастями роторов и нагнетается в систему. Также как в шестерном насосе, при необходимости срабатывает редукционный клапан. Указанную конструкцию имеет нерегулируемый роторный насос.

Более совершенной конструкцией является регулируемый масляный насос роторного типа, который обеспечивает постоянное давление во всем диапазоне частоты вращения коленчатого вала.

Для реализации функции регулирования давления в конструкцию роторного насоса добавлен подвижный статор с регулировочной пружиной. Регулирование производится путем изменения объема полости между ведущим и ведомым роторами за счет поворота статора.

Применение регулируемого масляного насоса позволяет снизить величину отбираемой мощности от двигателя (в среднем на 30%), износ масла благодаря меньшей оборачиваемости, вспенивание масла.

Принцип работы регулируемого роторного насоса

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивается потребность в масле и соответственно происходит падение давления в системе. С падением давления регулировочная пружина сдвигает статор, который в свою очередь изменяет положение ведомого ротора. Соответственно увеличивается объем всасывающей полости и повышается производительность насоса.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя, уменьшается расход масла и повышается давление в системе. За счет повышения давления сжимается регулировочная пружина, которая перемещает статор и изменяет положение ведомого ротора. Это приводит к уменьшению объема всасывающей полости и снижению производительности насоса.

Лада 4×4 3D Рэйндж Нивер ›
Бортжурнал ›
Замена вала привода масляного насоса (поросёнка) и втулок

Затряхнула меня моргающая лампа давления масла на холостом. Сначала грешил на фильтр, поменял — не помогло. Потом заменил масляный насос (до сих пор с содроганием вспоминаю снятие поддона без снятия балки) — не помогло. Распредвал с постелью менял чуть раньше. Остался главный вредитель — поросёнок и втулки. Запчасть копеечная — 270р вал привода и 50р втулки, а вот стоимость замены на сервисе меня огорчила. Или не берутся за работу с заменой втулок т.к. нет развёртки или называют конские цены от 1,5-2т.р. Такой вариант меня естественно не устроил, нашёл в магазине развёртку за 1т.р. и принялся ломать машину 🙂

Полный размерДжентльменский набор
Сложного в работе ничего нет, но внятных пошаговых инструкций почему то практически нету, поэтому постараюсь описать процесс поподробнее. В подготовительных работах нет ничего сложного: снимаем трамблёр, заострённой палочкой достаём из под него грибок, откручиваем бензонасос, ослабляем натяжитель цепи, откручиваем звезду распредвала и шкив коленвала. Шкив открутил с помощником — 4 передача+тормоза и несколько ударов увесистым молотком по храповому ключу с лёгкостью справляются с гайкой. Дальше откручиваем и снимаем переднюю крышку (внимание на состояние сальника и шкива, возможно стоит превентивно поменять если начало сочиться масло). Финальным аккордом откручиваем два болта, снимаем упорную пластину в виде полумесяца и поросёнок у нас в руках. У меня люфт ощущался простым покачиванием.

Полный размерПоле битвы
В роликах на ютубе нашел замену втулок на снятом блоке, на машине всё намного эротичнее — надо выбить втулки так, чтобы они не провалились внутрь. Наружнюю втулку стронул с места центровочным кольцом от развёртки, и придерживая втулку руками выбил до конца отвёрткой. Из такого положения втулка разворачивается поперек и с не очень большим усилием достаётся наружу. С внутренней чуть сложнее, пришлось откркутить сапун и снять маслоотделитель чтобы можно было поймать втулку:

Полный размерЧерез отверстие сапуна видно втулку
В качестве оправки использовал старый вал, немножко его обточив на круге:

Полный размерсамодельная оправка
Аккуратно запрессовываем новую втулку, сзади ловим старую.
Вставляем направляющую развёртки:

Полный размерНаправляющая развёртки
Разворачиваем внутреннюю втулку, запрессовываем наружнюю втулку (в идеале нужна оправка, но неплохо забивается через направляющую развёртки). Отверстие во втулке должно совпасть с масляным каналом:

Полный размерПроверяем соосность отверстия и масляного канала
Разворачиваем вторую втулку и проверяем что получилось. Протираем ветошью втулки от стружки, смазываем шейки нового вала и вставляем его на место. Вал должен вращаться от руки не подклинивая. Люфта быть естественно не должно.

Полный размерВал на месте.
Вот в принципе и весь процесс. Имхо лучше сделать самому и быть спокойным за результат, нежели отдавать пару штук в сервисе за элементарную работу.