Машина Иран

Автомобили Iran Khodro — частые гости российских выставок: в последний раз иранцы показывали свои машины в Москве два года назад, но на рынок они так и не вышли. И вот — очередное пришествие. Однако сама компания Iran Khodro на этот раз ни при чем. Нынешний скромный стенд оформила азербайджанская фирма Азермаш, которая на внутреннем рынке занимается продажей автомобилей ГАЗ и Ravon, а минувшей весной запустила лицензионную сборку легковушек Iran Khodro под собственной маркой Khazar. Заявленная мощность — десять тысяч машин в год! Понятно, что в самом Азербайджане столько не продать, поэтому компания ищет экспортные рынки.

Участие в Московском автосалоне — первый шаг Азермаша на российской земле. Во время выставки фирма намерена прощупать интерес публики и найти партнеров. Самим иранцам, как мы знаем, это до сих пор не удалось. И у Азермаша в этом плане едва ли есть преимущество, ведь Азербайджан не входит в Евразийский экономический союз, а значит, никаких льгот у машин местной сборки не будет.

Тем не менее на московском стенде — два автомобиля. Седаны Khazar SD (он же Iran Khodro Dena) и Khazar LD, то есть иранская Dena+. Это самые продвинутые модели Iran Khodro на сегодняшний день, однако в их основе лежит шасси старого Peugeot 405, лицензию на выпуск которого иранцы купили еще в девяностых. Dena представлена в 2011 году и оснащается атмосферником 1.6 (115 л.с.).

Более свежая Dena+ вышла в 2017-м и отличается измененной пластикой боковин кузова и богатым интерьером, а под капотом — турбоверсия этого же мотора 1.6, которая разработана иранцами вместе с компанией FEV и выдает 150 л.с. Коробка передач у обеих машин только механическая, «автомат» у азербайджанцев пока лишь в планах.

Из оснащения — климат-контроль, две или четыре подушки безопасности, медиасистема и камера заднего вида. Салонный пластик дешевый, двери отпираются с заметным усилием, а в салонах выставочных машин висят ядреные фирменные ароматизаторы: неужели заводской запах настолько едкий?

Сертификация еще даже не запущена. Продажи должны начаться к концу 2019 года. Пока же представители Азермаша не готовы оперировать даже приблизительными ценами в России, но понятно, что если Хазары будут дороже Весты, то на сколь-нибудь серьезный спрос можно не рассчитывать.

Министр промышленности Ирана заявил, что в следующем году государственный автопроизводитель Saipa прекратит производство моделей 111, 132 и 151 — хэтчбека, седана и пикапа соответственно. Семейство выпускается с 1993 года, оно представляет собой лицензионную копию корейской Kia Pride образца 1987 года.

Линейка 111/132/151 — лидер иранского рынка новых автомобилей на протяжении более 25 лет. Из выпущенных за 9 месяцев с начала года 349 тысяч автомобилей Saipa, 21,5% — за моделью 111/132/151. Ее розничная цена — от 450 млн риалов (около 4 тысяч долларов).

Однако из-за рецессии в экономике страны продажи семейства с апреля по сентябрь упали на 36% по сравнению с тем же отрезком прошлого года. Кроме того, в ценовом сегменте модели спрос все больше смещается в сторону подержанных автомобилей.

Прекращение производства пройдет поэтапно и полностью завершится в июле 2020 года. Высвободившиеся мощности займут более современными моделями Tiba, Tiba 2 и Sania оригинальной разработки.

Saipa 111/132/151 оснащаются бензиновым 1,3-литровым мотором мощностью 63 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач.

На Московском автосалоне – 2007 иранская компания Iran Khodro представила достаточно интересный стенд. Он привлекал к себе внимание не только сообщениями о том, что иранский завод отмечает свое 45-летие (это только российским потребителям имя Iran Khodro знакомо всего пару лет), и даже не автомобилями Samand, переделанными под такси или автомобиль ДПС. На суд общественности была выставлена новая модель для российского рынка по имени Soren.
Soren очень похож на своего «брата” Samand. Даже несмотря на то, что Soren более дутый, обрел новую радиаторную решетку, новые фары, бампер. Все равно сквозь новый, более модный облик пробиваются черты старой модели. Что касается цифр: длина автомобиля – 4527 мм, ширина – 1720 мм, высота – 1460 мм, а объем багажника – 500 л. При этом относится Soren к С-классу и, соответственно, конкурентов будет иметь предостаточно. Чтобы подкупить покупателя, заставить его выложить деньги именно за творение иранских мастеров, придется предъявить козыри помощнее, чем чуть усовершенствованный дизайн.
Возможно, таким козырем станет оснащение автомобиля. Все-таки далеко не все конкуренты могут похвастаться стандартной комплектацией, в которую входят ABS, кондиционер, бортовой компьютер, парктроник, боковые зеркала с электроприводом, обогревом и повторителями поворота, противотуманные фары, магнитола с MP3. А вот подушка безопасности в самой простой комплектации всего одна. Надо сказать, что вообще внутри автомобиль выглядит гораздо приятней, чем снаружи. Очень солидно смотрится центральная панель, оборудованная большим дисплеем. Для чего он нужен – пока загадка, возможно, туда выводится информация с магнитолы и бортового компьютера, а возможно, в самых богатых комплектациях существует и перспектива установки камеры заднего вида. Так что если экстерьер модели Soren вызывает легкую улыбку, – слишком уж явно бросается в глаза желание замаскировать старый добрый Peugeot 405 с помощью модных аксессуаров, – то интерьер заставляет более серьезно отнестись к этой машине.
Новый «иранец” оснащается мотором с рабочим объемом 1,6 литра, мощностью 110 л.с. и 5-ступенчатой коробкой переключения передач. Расход топлива в смешанном режиме, по заверениям производителей, не будет превышать 8-9 литров. Известно, что Iran Khodro уже давно успешно сотрудничает с компанией Peugeot, поэтому неудивительно, что при создании Soren использовались многие компоненты от французских автопроизводителей. Между тем упорно ходят слухи, что к моменту начала продаж новинки она будет доступна также в комплектации с АКПП и, возможно, полным приводом. Также оказалось, что Iran Khodro успешно продает автомобили с двигателем, работающим на газу. Особенной популярностью такие машины пользуются в регионах.
Цену на новинку пока не объявили. Представители Iran Khodro сделали заявление, что если с Samand они вышли на рынок с заведомо заниженными ценами, дабы привлечь внимание к своим автомобилям, то стоимость Soren будет определена после исследования рынка, что вполне может обещать гораздо более серьезные цифры на новое творение иранского автопрома.
Николай Загвоздкин