17 августа 2020

Индийские машины в России, автопром Индии

В определении «самый дешевый автомобиль», стоит признать, есть существенная натяжка. Во-первых, квадрицикл — все-таки не машина, а, по сути, маркетинговое название мотоколяски. Во-вторых, заявленная ранее цена в 2 000 долларов — по большому счету рекламный ход. В самой Индии это транспортное средство из-за проблем с сертифицированием на свободном рынке до сих пор не продается, а за границей стоит гораздо дороже. Так, в Турции, которая стала первой страной в экспортной географии Bajaj Qute, микромобиль оценили в пересчете примерно в 384 000 индийских рупий, что сопоставимо с суммой 360 000 рублей.

Как сообщила «РГ» руководитель Департамента коммерческого транспорта компании-дистрибьютора «Ист Вест Моторс» Екатерина Логачева, за базовую версию Qute — абсолютно «пустую» и с пленками на боковых окнах — в России придется отдать 330 000 рублей, за вариант с опциональным пакетом (в него входят отопитель салона, замок водительской двери и боковое остекление) — те же 360 000. Это немногим дешевле, чем Lada Granta или Lada Priora. Но, с другой стороны, как ранее писала «РГ», квадрицикл и не будет конкурировать на нашем рынке с легковушками, а займет место в секторе коммерческого транспорта.

«Qute интересен компаниям, осуществляющим различные виды доставок, от курьерьских служб до доставки продуктов питания, своей низкой стоимостью эксплуатации», — пояснили в пресс-службе «Ист Вест Моторс».

Bajaj Qute. Фото: Пресс-служба Bajaj.

— Qute изначально позиционируется как B2B-транспорт и ориентирован в первую очередь на коммерческую эксплуатацию службами доставки, курьерами, прокатными компаниями, такси. По результатам тестов среди нескольких курьерских служб, вывод их технического персонала однозначен: это стопроцентное попадание в «наш» сегмент. Однако если кто-то решит приобрести квадрицикл частным образом, никаких препятствий, естественно, не будет, — рассказал «РГ» в мае гендиректор «Ист Вест Моторс» Александр Aлексеев. Тогда же стало известно, что компания уже получила от коммерческих фирм первые 350 предзаказов на квадрицикл.

Напомним, что у Bajaj Qute с колесной базой менее двух метров четырехтактный одноцилиндровый бензиновый мотор объемом 217 кубических сантиметров мощностью 13 лошадиных сил. Он способен разогнать 400-килограммовый кузов-монокок до 70 километров в час, при этом весьма экологичен и экономичен. Восьмилитрового бачка с 92-м бензином хватит более чем на 260 километров. Агрегатируется движок с 5-ступенчатой мотоциклетной трансмиссией. На передних и задних (ведущих) колесах — барабанные тормоза с гидравлическим приводом.

Кстати, старт продаж индийской новинки совпал с уходом с российского рынка другого компакта — Daewoo Matiz. Эта модель занимала место не только ультрабюджетника (в минимальной комплектации стоила 314 000 рублей), но и «пиццамобиля» — так называли «малютку» за высокий спрос со стороны компаний, занимавшихся развозом продуктов. Пожалуй, это дает Qute лишние шансы на успех.

Индия известна постоянным поиском путей максимально сократить конечную стоимость продукта, будь то зубная щетка или автомобиль. Понятна и причина — огромное малообеспеченное население также желает приобретать современные товары, но недорого. Индийцы уже удивляли мир дешевым автомобилем. Теперь ценовая планка упала еще ниже. Стоимость новой автокрохи «Кьюта» — всего 2 тыс. долларов, что на тысячу меньше, чем «Нано», ее главного конкурента, которую выпускает индийская компания «Тата моторз».

«Кьют», который также известен под названием RE 60, будет выпускаться с бензиновым двигателем. Его расход будет составлять всего 1 литр на 35 км. Правда, несмотря на все внешние и внутренние атрибуты автомашины, компания не спешит пока относить его к этой категории. Официально «Кьют» — это квадроцикл. Причина в том, что местные власти не торопятся выдавать на него разрешительные документы. Они сомневаются, отвечает ли новинка стандартам безопасности. А другая причина — она может вытеснить с дорог авторикши, что серьезно подорвет бюджет и без того небогатых водителей трехколесных извозок. Сейчас судьба машинки решается в суде. Ожидается, что в декабре станет известно, будет ли «Кьют» продаваться в самой Индии.

Но это не мешает «Баджадж моторз» разрабатывать планы для экспорта его за рубеж. Компания рассчитывает наладить поставки в 16 стран. Не исключено, что скоро он может появиться и на улицах российских городов. К тому же, утверждают производители, «Кьют» — один из самых экологически чистых автомобилей в мире, его выбросы составляют всего 60 гм/км.

Как отмечают в компании, «Кьют» — идеальное средство передвижения для мегаполисов. Небольшой, компактный, юркий, он припаркуется там, где для другой машины места не найдется. Но, по-видимому, городом его передвижение и ограничится. Для езды по пересеченной местности «Кьют» явно не подходит. Небольшие колеса и низкая посадка не позволят ему уехать далеко.

В машину смогут сесть 4 человека, правда, низкого роста и веса. Там также имеется два небольших багажника: в передней (на 77 литров) и задней (на 44 литра) частях. Двигатель, мягко сказать, не мощный, даже по сравнению с «Нано»: 200 против 624 куб. см соответственно. Но он может развивать скорость до 70 км/ч, что вполне достаточно для тех, кому нет необходимости спешить.

Что касается салона, то сказать, что он аскетичен, это ничего не сказать. Панель приборов заменена полностью на пластик, магнитолы там, конечно, не найдешь. Но есть скромное радио. Единственное, что привлекает глаз, — бардачок. А если точнее, то два бардачка, потому что второй разместился как раз вместо панели приборов за рулем напротив водителя. Конструкторы существенно сэкономили и на обшивке машины: кое-где ее просто нет. Также некоторые части кузова изготовлены из пластика, что, видимо, удешевило стоимость микромобиля.

Mahindra Marshal (Махиндра Маршал) — индийский внедорожник, выпускаемый компанией Mahindra. В продажу модель поступила в 2002 году, в 2005 году Горьковский завод заключил договор с компанией Mahindra&Mahindra о сборке и продаже внедорожников Mahindra Marshal в России. В Индии модель более известна как Mahindra Scorpio.

Этот пятидверный автомобиль является достаточно просторным и вместительным, он семиместный. Однако модель оказалось провальной и не имела спроса в России. Всего за 2005-2006 года в России было собрано и продано около 100 экземпляров Mahindra Marshal. Стоимость авто составляла примерно 19 000 долларов.

На нашем рынке была доступна как бензиновая, так и дизельная модификация Mahindra Marshal. Бензиновая комплектовалась четырехцилиндровым двигателем Renault F4R276 объемом 2,0 литра и мощностью 121 лошадиная сила, что достаточно много по сравнению с предшествующими моделями марки. Таких автомобилей было собрано 70 штук. Помимо этого еще 30 штук было собрано с дизельным двигателем того же объема, но с мощностью 108 лошадиных сил, авто комплектовались четырехступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость дизельной модификации составляет 150 километров в час, а разгон до «сотни» занимает 20 секунд.

Индийские автопромышленники заявили о том, что вот-вот покорят мир своим чудом. А именно: машиной стоимостью не дороже среднего мопеда или скутера.

Четыре колеса по цене двух! Если имеются в виду два колеса мопеда, то в качестве конкурента на сегодняшний день может выступить только одна автомодель — Nano от компании Tata Motors. Ведь ее цена не превысит 2,5 тысячи долларов.

Nano — это не нанотехнологии

Nano — пятиместный 4-дверный хэтчбек. Он чуть больше трех метров в длину, около полутора метров в ширину и высоту; 2-цилиндровый двигатель объемом 624 кубических сантиметра расположен сзади — его 33 лошадиные силы позволяют разогнать автомобиль до 105 км/час. При этом «кушает» мало: 4,7 литра на 100 км.

Отметим: несмотря на низкую стоимость, двигатель машины соответствует экологическому классу Евро-4.

Еще до представления индийского произведения эксперты предполагали, что кузов ее будет пластиковым. Ведь это один из верных способов удешевить авто. Тем не менее предположения не оправдались, кузов Nano — из листового металла. О прочности кузова говорить пока рано: машина еще не опробована в практике на дорогах.

Необходимо отметить, что 2,5 тысячи долларов — это цена базового автомобиля, не отягощенного кондиционером, АБС, усилителем руля. Нет ни радио, ни электростеклоподъемников. Для удешевления модели конструкторы отказались от такой вещи, как подушки безопасности. На лобовом — один дворник. В угоду цене пало жертвой одно боковое зеркало заднего вида — левое. Ведь в Индии — правостороннее движение.

Впрочем, российскому автолюбителю к лишениям не привыкать. А уж индийским водителям и подавно.

Однако для привередливых компания Tata предлагает Nano еще в двух комплектациях, в том числе и с кондиционером. Правда, и цена четырехколесного агрегата значительно выше.

Один из главных вопросов — это безопасность такого автомобиля. Представители компании утверждают, что Nano соответствует всем требованиям безопасности. Кузов имеет зоны деформации, которые смягчают последствия столкновения. Автомобиль получил ударопрочные двери и бескамерные шины. Правда, ремни безопасности предусмотрены только для водителя и переднего пассажира.

Всего Tata рассчитывает продавать 500 000 Nano в год не только в Индии, но и в Юго-Восточной Азии и Африке. Планы для этой новой модели грандиозные, если сравнить с АвтоВАЗом, который в прошлом году продал 770 000 автомобилей всех модификаций.

Цена вопроса

Конечно, 2,5 тысячи долларов за автомобиль — рекордно низкая цена. Дешевле просто не бывает. Но надо учитывать, что это только заявленная стоимость. Производитель не скрывает, что, возможно, цена увеличится. Многое зависит от стоимости стали: если она возрастет, то и Nano будет стоить дороже, независимо от комплектации.

Нашим автолюбителям, увы, не стоит рассчитывать на столь бюджетное авто. Даже если Nano появится в России, то стоить он будет уже около 5-6 тысяч долларов: в базовой комплектации его вряд ли допустят до нашего рынка. Плюс доставка, таможенные пошлины, маржа дилера…

Русский ответ

В России был опыт выпуска дешевого народного автомобиля «Ока». До введения новых экологических требований малолитражка стоила в среднем 3800 долларов. Однако после введения Евро-2 от производства машинки отказался даже завод малолитражных автомобилей — слишком дорого обходилась модернизация.

Сегодня «Оку» выпускает только Серпуховский автомобильный завод, который модернизировал модель, установив китайский двигатель. В результате «Ока» даже в базовой комплектации сейчас стоит от 5400 долларов.

Вполне возможно, что «Оку» вытеснит с рынка новый русский проект «Мишка».

Этот проект появился еще в 1997 году. В основе нового народного автомобиля — концепция гоночных автомобилей «Формулы». Строится жесткая металлическая конструкция — каркас, который затем обшивается пластиковыми элементами кузова. Пластиковые капот, крыша, крылья, двери…

Примечательно, что такой подход делает из легковушки практически конструктор «Сделай сам». Вы, например, купили хэтчбек, но он разонравился, может, строительство на даче началось, может, количество членов семьи увеличилось. С «Мишкой» не требуется менять автомобиль, достаточно докупить детали кузова и превратить хэтчбек в пикап или универсал. Несущая конструкция остается неизменной.

Десять лет назад с ходу реализовать идею не удалось, но она все равно потихоньку пробила себе дорогу в жизнь. Сейчас уже проведены все научные и технические работы, выполнен цикл полигонных испытаний в НАМИ. Конструкция металлического каркаса «Мишки» теперь обеспечивает необходимую безопасность на уровне всех требований, предъявляемых к транспортным средствам малого класса А.

Пластик позволяет создать широкий модельный ряд кузовов. Причем, заметьте, пластмасса не ржавеет. И даже столь обычное явление, как царапины и вмятины, не скажется на кошельке автовладельца, потому что не потребуется красить машину: пластик окрашен по всей глубине.

Предполагается, что в этом году будут выпущены первые 200 экземпляров «Мишки». Это так называемый выпуск «установочной малой серии». После этого машины снова пройдут сертификацию и будет получена лицензия на выпуск партии в 10 тысяч автомобилей. Предполагается 3 варианта комплектации с 4-цилиндровыми двигателями, соответствующие Евро-3, от 65 до 82 лошадиных сил. Габариты автомобиля такие же, как у Nano. Но впечатляет клиренс — целых 23 см. То есть бордюры и проселки этой машине будут нипочем.

Единственное, что смущает: цена. Она пока далека от «индийской» — около 5 тысяч долларов. Однако преимущества в виде самостоятельных изменений конструкции налицо.

Хотите узнать больше про автомобили? Спросите нашего автомобильного эксперта Владимира Баршева!