Машина forza

Первый ЗАЗ Forza сошел с конвейера в 2011 году. Этот автомобиль является двойником китайского Chery А13 и относится к классу С. На выбор предлагаются два варианта кузова – седан или хэтчбек.
Chery А13, вышедший в Китае на пару лет раньше, считался собственной разработкой компании, не имеющей аналогов среди уже существующих моделей. Внешний вид автомобиля разрабатывался с участием итальянских специалистов, а потому выглядит он вполне современно и по-европейски стильно. Особенно удачным получился хэтчбек, пропорции седана менее изящны и невольно заставляют вспомнить об его азиатском происхождении.
Интерьер выполнен в духе европейских автомобилей конца 90-х – начала 2000-х. В салоне, официально рассчитанном на пять человек, свободно почувствовать себя смогут только водитель и передний пассажир. Места на заднем сиденье откровенно мало, к тому же, слишком узкий проем двери создает дополнительные сложности при посадке. Размер багажного отделения также не внушает оптимизма, у седана его объем составляет 370 л, а у хэтчбека только 300 л.
На ЗАЗ Forza устанавливается безальтернативный 1,5-литровый бензиновый двигатель мощностью 109 л.с. В пару к нему предлагается 5-ступенчатая коробка механическая передач. Весьма скромные динамические характеристики автомобиля, компенсируются экономичностью мотора. В случае с ЗАЗ такой ход вполне оправдан, так как неприхотливость и малый расход топлива часто становятся решающими факторами для выбора Forza в качестве недорого городского автомобиля на каждый день.

Принимая решение о производстве на своих мощностях очередной модели «народного» автомобиля, украинский автопроизводитель «Запорожский автомобильный завод» остановил свой выбор на китайском компакте Chery А13.

Китайская модель, в украинском варианте исполнения, получила имя «Forza» и предлагается в двух вариантах кузовов – хэтчбек и лифтбек.

Производство ZAZ Forza стартовало в декабре 2010 года, уже в начале 2011 года он вышел на украинский рынок, а к концу года добрался и до Белоруссии. Причем «украинское имя» этот автомобиль получил не просто так – уровень локализации его производства достаточно высок: начиная с изготовления крупных кузовных деталей (включая сварочные и покрасочные работы) и заканчивая такими мелочами как электрическая проводка, выхлопная система, аккумулятор, сиденья, колёсные диски и шины местного производства.

Описывать внешность этого автомобиля – особого смысла нет… достаточно сказать, что он во всем повторяет «исходник», а к созданию этого образа приложили свои «талантливые и умелые руки» дизайнеры из итальянского автоателье «Torino design».

Стоить лишь отметить, что выглядит он одинаково гармонично как в образе хэтчбека, так и варианте лифтбека (который, по-незнанию, легко принять за седан).

ЗАЗ Forza, как мы уже отметили, является типичным представителем В-класса: лифтбек имеет длину 4269 мм, а хэтчбек короче – 4139 мм; ширина – 1686 мм, высота – 1492 мм, колесная база – 2527 мм, масса – 1200 кг (снаряженная) / 1575 кг (полная). Клиренс – 160 мм.

Интерьер «Forza» ни чем особенным не удивит, но и придраться тут особо не к чему – в отделке использованы недорогие и практичные материалы, а все «кнопочки, рычажки и крутилки» на своих местах.

Салон автомобиля рассчитан на размещение пятерых человек, хотя задним пассажирам и вдвоем будет тесновато (места для ног тут, мягко говоря, не много), а если сядут трое – центральный тоннель комфорта не прибавит.

Объем багажника хэтчбека – 300 литров, а у лифтбека «грузовые» возможности – 370 литров.

Технические характеристики. Для ЗАЗ Forza предлагается безальтернативный бензиновый четырёхцилиндровый 1.5-литровый (1497 см³) силовой агрегат (совместная разработка «Chery» и австрийской компании «AVL») с отдачей 109 л.с. и тягой 140 н•М (при 4500 об/мин). Мотор работает в паре 5-ступенчатой «механикой», ну а привод – передний.

Всё это позволяет автомобилю набирать «первую сотню» за 16 секунд и максимально разгоняться до 160 км/ч.

Машина достаточно экономична и неприхотлива в топливном плане – АИ-92 (объем топливного бака 50 литров) потребляет в количестве 7.2 литра (в смешанном цикле).

Подвеска – классическая для бюджетного автомобиля данного сегмента: McPherson спереди и полузависимая сзади, тормоза – дисковые спереди и барабанные сзади.

Цены и комплектации. На украинском рынке ZAZ Forza в 2017 году предлагается в двух вариантах оснащения («Comfort» и «Luxury») по цене от ~ 260 тысяч украинских гривен. Уже «в базе» автомобиль оснащается: передними подушками безопасности, штатной сигнализацией, системами ABS и EBD, кондиционером и аудиосистемой (USB-mp3) с четырьмя динамиками.

Отзывы

Известие о том, что на ЗАЗе будут выпускать автомобиль с китайской родословной, прогремело в прошлом году как гром среди ясного неба. Народный гнев — «Сдали автопром китайцам!» — и едкий скептицизм конкурентов не остановили боссов корпорации УкрАвто, в состав которой входит ЗАЗ: 17 февраля состоялся торжественный старт сборки лифтбека ЗАЗ Forza, который является точной копией «китайца» Chery A13. Мы оказались в числе приглашенных.

Старая репортерская примета: если к приезду журналистов на заводе готовится масштабный «официоз», быть беде: поработать не дадут. На ЗАЗе ждали премьер-министра Николая Азарова. Не приехал… Но по ходу презентации стало понятно, что в сборочный цех мы все равно не попадем. Прилететь в Запорожье и не увидеть главный конвейер?

Китайцы связывают с ЗАЗом немалые надежды: вице-президент фирмы Chery Automotive Джу Бирен поддерживает идею организации сборки в Запорожье еще одной модели Chery

Оказалось, что Forza собирается по «особой» технологии. На ЗАЗе сваривают и окрашивают кузова, причем степень автоматизации сравнима с ланосовской: покраска проходит практически без участия человека (кузова Ланоса и Форцы идут вперемежку), а на линии сварки применяется только ручной труд. Вся «кузовщина» (за исключением нескольких деталей передка) приходит из Китая, но есть планы наладить в течение полугода штамповку кузовных панелей из отечественного стального листа: около половины проката будет поставлять Запорожсталь, а остальное обеспечат российские поставщики (Северсталь и Новолипецкий комбинат).

Полуторалитровый двигатель семейства Acteco (разработка австрийской фирмы AVL) собирается на моторном заводе в Мелитополе. Это именно сборка: клеймо «Зроблено в Україні» несут лишь поддон, вкладыши коленвала и масляный фильтр. Установка на Форцу 1,4-литрового мотора МеМЗ не планируется,

Ну а собственно сборка машины ведется не на подвесном главном конвейере, где собирают Ланос, а на отдельном участке. Это так называемый напольный конвейер. Рабочие поговаривают, что пока сделано около сотни машин. Смогут ли таким макаром собирать запланированные на перспективу 40 тысяч машин в год без потери качества или будет задействован «большой» конвейер? Когда?

Беглая экскурсия по заводу оставила много вопросов. К примеру, «ацтековский» мотор отвечает нормам Евро 4. Переварит ли он плохой бензин, которого в украинской глубинке еще предостаточно?

Каков ресурс основных узлов — 300тысяч км, как указано в инструкции? Если так, то проводились ли ресурсные испытания машины на наших или российских дорогах? Готовы ли сервисмены к обслуживанию Форцы? Каковы цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО? Почему гарантия на Форцу — всего три года или 60 тысяч км? Ведь на тот же Ланос- пять лет.

Проходила ли машина полномасштабные испытания, включая краш-тест на соответствие нормам EuroNCAP или хотя бы более мягкому правилу №94 ЕЭК ООН? Пока известно лишь, что Chery A13 «били» в Китае по весьма лояльным нормам C-NCAP: на скорости 50 км/ч и со 100-процентным перекрытием передка (EuroNCAP требует 64 км/ч и перекрытие40%).

На этой «выставке достижений» — детали и узлы Форцы, которые уже производятся украинскими смежниками или будут локализованы в ближайшем будущем. Много пластмассовых деталей: в первую очередь, это передняя панель салона и бамперыНа этой «выставке достижений» — детали и узлы Форцы, которые уже производятся украинскими смежниками или будут локализованы в ближайшем будущем. Много пластмассовых деталей: в первую очередь, это передняя панель салона и бамперыНа крышке выпускного коллектора — зазовское клеймо: 1,5-литровый двигатель Форцы собирают на МеМЗе 0 / 0

Наконец, почему ЗАЗ Forza? Кто придумал писать название бренда кириллицей, а название модели — латынью? В переводе с итальянского «форца» означает силу. ЗАЗ Сила? Или Сильный ЗАЗ? И вообще, ЗАЗ Форца — это «он» или «она»? Красивый ЗАЗ Форца или красивая ЗАЗ Форца? Лингвистических казусов будет немало. Впрочем, имя собственное для народного автомобиля всяко лучше, чем бездушные индексы вроде А13 или М11.

В былые годы до постановки на конвейер «китайцев» снисходили лишь автосборочные заводы «новой волны»- КрАСЗ в Кременчуге, ТагАЗ в Таганроге и более мелкие предприятия, разбросанные по территории бывшего СССР. Почему по этому пути пошел достаточно крупный и мощный ЗАЗ? И почему именно Chery? Разве нельзя было договориться с Chevrolet или Kia- тем более, что с обеими фирмами существуют тесные партнерские отношения?

После сварки готовый кузов вручную транспортируют к линии монтажа навесных узлов. Но прежде — ручная проварка швов в «труднодоступных» местахПосле сварки готовый кузов вручную транспортируют к линии монтажа навесных узлов. Но прежде — ручная проварка швов в «труднодоступных» местахГлавный кондуктор, в котором из подсобранных узлов рождается кузовА это — прибывший из Китая кузов хэтчбека: такие машины начнут выпускать позже Роботов на линии сварки не сыскать: кузов Форцы сваривается полностью вручную По линии монтажа навесных узлов кузова (двери, капот, крышка багажника) Ланосы и Форцы идут вперемежку 0 / 0

Покупка лицензии — дело хлопотное и дорогое. Еще и не каждый продаст. А машина нужна доступная и массовая — более дешевая, чем Aveo или c’eed. Еще лучше, если модель будет неизвестной в России, которая должна стать основным рынком сбыта: в этом случае лицензиар не будет против экспансии на российский рынок.

Поэтому — Китай.

В своем стремлении прорваться в Европу китайцы рассматривают Украину и Россию как идеальный стартовый плацдарм. И ради скорейшего выхода на европейские рынки готовы на многое. Фирма Chery, которая давно связана с УкрАвто дистрибьюторским договором, раскошелилась на $30 млн и предложила к запуску в производство свежую машину, которая начала продаваться в Китае лишь в прошлом году. Еще около $30 млн в дело вложила украинская сторона, предоставив, помимо прочего, сборочную площадку, производственные мощности по выпуску комплектующих и связи с местными поставщиками. А поскольку позиции Chery в России не очень-то сильны, каждому из партнеров крайне выгодно усилить свое влияние на этом перспективном рынке. Сообща- легче.

Об «экспортной ориентации» Форцы говорит и озвученный план продаж: в этом году на внешний рынок хотят отправить 7500 машин, а украинские дилеры получат всего 1500 машин. При этом на экспорт машина пойдет с логотипами Chery: китайцы не заинтересованы продвигать в других странах чужой бренд. Но прежде, чем откроется дорога в Россию, Форца должна получить сертификат СТ-1: если все пойдет по плану, сертификационные испытания завершатся к осени.

Лаборатория контроля геометрии кузова. Пока что сюда попадают четыре кузова в неделю: общее число точек контроля — 731. Данных о результатах измерений у нас, к сожалению, нет Лаборатория контроля геометрии кузова. Пока что сюда попадают четыре кузова в неделю: общее число точек контроля — 731. Данных о результатах измерений у нас, к сожалению, нет 0 / 0

Чтобы беспошлинно продавать машину в России и других странах СНГ, степень локализации должна достигать 51%. Представители УкрАвто путаются в показаниях, но мне все-таки удалось выяснить, что сейчас так называемая добавленная стоимость — с учетом энергозатрат и зарплаты рабочих — составляет всего 25%. Украинских комплектующих не так уж много: обивка потолка, сиденья, бамперы, аккумулятор, некоторые детали системы выпуска, компрессор кондиционера, шины. В течение полугода в списке «украинизированных» деталей появятся узлы подвески, передняя панель и обивка салона, резонатор системы выпуска.

А что сама машина? Нам уже удалось поездить на Форце и в Запорожье, и в Киеве. Подробный рассказ — на следущих страницах этого же выпуска Авторевю.

Первое впечатление — приятное. В отличие от подавляющего большинства китайских машин (или, если угодно, машин с китайской родословной) Forza не вызывает отторжения. Ровные сварные швы, хорошая покраска, опрятная отделка салона и багажника. В ходе «украинизации» машина претерпела мелкие, но довольно важные изменения. Усилена ходовая часть, улучшена шумоизоляция, приводы электрических стеклоподъемников и вовсе заменили на другие. Частично модернизирована оснастка сварочного производства: как уверяют запорожские инженеры, зазоры между кузовными панелями на «их» машинах меньше, чем на китайских.

В цехе сдачи готовой продукции каждый автомобиль проходит стандартную процедуру проверки: контролируются параметры работы двигателя, ходовой части и тормозной системы. Кроме того, машины посещают дождевальную камеру, а лакокрасочное покрытие подвергается визуальному контролю. Без мелких огрехов (царапины на крыльях, люфт рулевой колонки…) пока не обходится В цехе сдачи готовой продукции каждый автомобиль проходит стандартную процедуру проверки: контролируются параметры работы двигателя, ходовой части и тормозной системы. Кроме того, машины посещают дождевальную камеру, а лакокрасочное покрытие подвергается визуальному контролю. Без мелких огрехов (царапины на крыльях, люфт рулевой колонки…) пока не обходится 0 / 0

Но чем лучше машина, тем она дороже. И если покупатели закрывали глаза на все недостатки Амулета, Джагги или QQ, то лишь по причине «бросовых» цен. Таких цен больше не будет. CheryA13 уже «засветился» на украинском рынке: осенью партию машин завезли для зондирования рынка и «подготовки» потенциальных покупателей. О результатах «разведки боем» не сообщается, но- судя по тому, что «пробные» 140автомобилей еще не распроданы- дело застопорилось. Цена-то уже не «китайская»- от89360гривен.

«Отечественный» ЗАЗ Forza будет дешевле. Машина в базовом исполнении (одна подушка безопасности, гидроусилитель руля и кондиционер) оценили в 79900грн. Вторая подушка, АБС, передние сиденья с подогревом — удел машин в средней комплектации по цене около 84000 грн. А самый «упакованный» лифтбек вплотную приблизится к 90000 грн (точная цена станет известна позже). Привлекательный прайс-лист сдобрен заманчивой кредитной программой (стартовый взнос от 10%, ежемесячный платеж при оформлении кредита на семь лет — от 1400 грн).

Forza не сменяет на конвейере Ланос — хотя это одноклассники. «Китайская» машина современнее, привлекательнее внешне и лучше оснащена. Но и стоит она подороже

Во втором полугодии появится версия с кузовом хэтчбек, а чуть позже — модификация с автоматической коробкой (хотя до сих пор не ясно, каким именно «автоматом» будут оснащать Форцу).

Присутствовавший на церемонии вице-президент фирмы Chery Джу Бирен обмолвился, что всерьез обсуждается запуск на ЗАЗе еще одной модели. Может быть, речь о Chery М11, который уже продается украинскими дилерами и который тоже оставил у нас весьма благоприятное впечатление?

А к началу следующего года ЗАЗ начнет полномасштабный выпуск седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo предыдущего поколения — со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Сейчас идет демонтаж оборудования и оснастки с линии сварки Славуты: освободившееся место займет оборудование, которое перевезут с польского завода FSO.

Запорожцы называют это напольным конвейером, хотя есть и «стапельные» участки: например, силовой агрегат и заднюю подвеску рабочие подвозят на специальных тележках — да и все остальные операции выполняются вручную Запорожцы называют это напольным конвейером, хотя есть и «стапельные» участки: например, силовой агрегат и заднюю подвеску рабочие подвозят на специальных тележках — да и все остальные операции выполняются вручную На противоположной стороне сварочного цеха — линия, по которой в декабре прошли последние кузова Славуты. До конца года вместо нее будет смонтировано оборудование для сварки кузовов Chevrolet Aveo 0 / 0

Так вот почему Форца собирается не на главном конвейере! Три новые модели позволят практически полностью загрузить производство — и выпускать ежегодно до 150000 автомобилей. А чтобы «увязать» в единую цепочку все модели, потребуется немало времени.

А Ланос? Его пока не списывают со счетов и по-прежнему обещают модернизировать — если найдут деньги, силы и соответствующих специалистов. Но все чаще ходят разговоры о том, что в недалеком будущем его снимут с производства. Столь непринужденное жонглирование «кандидатами на конвейер» говорит о том, что ЗАЗ окончательно превратился в предприятие-сборщика и утратил компетенции производителя с полным циклом- от разработки машины «с чистого листа» до изготовления прототипов, проведения полного комплекса испытаний и постановки на конвейер. И винить в этом Форцу нет никакого смысла. Слава богу, что сам завод жив. А отечественной конструкторской школы нет уже давно. Как говорится, умерла так умерла.

После пышного торжества все желающие могли оставить свой автограф на белоснежной Форце — в таком виде ее пообещали сохранить для истории После пышного торжества все желающие могли оставить свой автограф на белоснежной Форце — в таком виде ее пообещали сохранить для истории 0 / 0