Грузовик titan, мак титан

Terex 33−19Установлен он был в 1973 году знаменитым трехосным гигантом Terex 33−19 Titan. Появление этого автомобиля на свет было связано с целой политико

Terex 33−19

Установлен он был в 1973 году знаменитым трехосным гигантом Terex 33−19 Titan. Появление этого автомобиля на свет было связано с целой политико-экономической историей. В 1959 году Министерство юстиции США завело против компании General Motors Corporation дело о нарушении конкурентного права. Это было связано с тем, что в 1950-е GM подмяла под себя производство карьерных самосвалов в США, правдами или неправдами перекупив или «прижав» конкурентов. В результате длительной тяжбы в 1968 год компании было официально запрещено производить карьерные грузовые автомобили сроком на четыре года. GM вынуждена была свернуть, в частности, бренд Euclid, под которым производились карьерные грузовики, и продать его конкуренту — White Motor Corporation.

Но юристы GM все же сумели обойти запрет. Закрылись только заводы на территории США — канадские и шотландские филиалы продолжили работу. Так как бренд Euclid был продан, GM зарегистрировала в Канаде новый — Terex (от латинских слова terra — земля и rex — король). На существующей технологической базе Euclidбыла в срочном порядке разработана новая линейка карьерных самосвалов — Terex 33. Первым в 1971 году появился Terex 33−15 (135 тонн), а в 1972 году четырехлетний запрет закончился, и произведенные за год грузовики появились в продаже.

Линейка 33 производилась несколько десятков лет, но ее пик был достигнут уже в 1973 году, когда компания создала прототип Terex 33−19 по прозвищу Titan. Его собрали в Канаде и в октябре 1974 года представили широкой публике. «Титан» имел грузоподъемность 320 тонн при собственной сухой массе в 231 тонну. Эти числа достигались в первую очередь необычным решением — использовать не двухосную, а трехосную схему. В движение монстр приводился 16-цилиндровым двигателем EMD (Electro-Motive Diesel) мощностью 3300 л.с., который вращал генератор, подававший электроэнергию на четыре задних мотор-колеса.

В январе 1975 года «Титан» был отправлен на железную шахту Игл-Маунтин, Калифорния для рабочих испытаний, а в 1976-м планировали начать серийное производство. Но, как ни странно, запросов на машину не поступало — компании заказывали машины более традиционной компоновки и меньших размеров. «Титан» работал на различных шахтах и карьерах до 1991 года, когда был окончательно списан. Последним местом его работы стал канадский город Спэрвуд (Британская Колумбия).

Грузовик было решено отреставрировать и выставить в музее в качестве памятника. Сегодня на него можно посмотреть в Спэрвуде — он в отличном состоянии, только двигатель демонтирован. А рекорд «Титана» был побит, как уже говорилось выше, лишь в 1998-м, через семь лет после того, как гигант ушел на заслуженную пенсию.

О новом рекордсмене, БЕЛАЗе-75710, можно прочитать в январском выпуске журнала «Популярная механика».

Об американских тягачах Mack в Авторевю почти не рассказывалось. Да и у себя на родине они не очень популярны… А сейчас перед вами — Mack Titan, самый мощный среди когда-либо выпускавшихся в США грузовиков этой марки! Его дебют только что состоялся в Лас-Вегасе.

«Леди и джентльмены, прошу внимания!» На подиум выставочного комплекса в Лас-Вегасе вышли мускулистые «качки» в спортивных трико — двое мужчин и двое… э-э… женщин. И тут американцы не могут без бодибилдинга! Сейчас как начнут ломать друг друга… Но — обошлось.

«Это наши гладиаторы. А новый грузовик такой же мощный, как они! Mack is back! («Mack возвращается»), — при этих словах упал занавес, и перед публикой предстал сверкающий гигант — с полированным и широченным, словно снегоуборочный отвал, бампером, десятками оранжевых огоньков, вертикальными трубами… Что и говорить, сильно, даже несмотря на пошлых «гладиаторов» вокруг сцены!

Откуда Mack возвращается? О чем речь? Сейчас поясним. Было время, когда слава грузовиков Mack гремела по всем Штатам. Между прочим, мое знакомство с американскими тягачами началось именно с этой марки. Сначала, в 1985 году, на экраны вышел знаменитый фильм «Конвой», где дальнобойщик по кличке Резиновый Утенок рассекал на черном Маке, распугивая шерифов. Затем журнал За рулем опубликовал крошечную заметку, на которой красовался роскошный Mack Super-Liner с пароходными трубами и огромной радиаторной решеткой. Та скудная информация была манной небесной в советской пустыне: вот они какие, настоящие американские траки! Помнится, заметку я (дело было в армии) бережно хранил в полевой сумке…

С тех пор прошло двадцать лет. И оказалось, что нынешние американские дальнобойщики не очень-то жалуют тягачи Mack. Дело в том, что их моторы (они не покупные, как у остальных производителей в США, а «родные», маковские) слывут в «дальнем бою» ненадежными. Где это видано, чтобы при каких-то 600 тысячах миль пробега (а это, между прочим, более 800 тысяч километров) американский двигатель начинал перегреваться? То ли дело неубиваемые «миллионники» Cummins, Caterpillar или Detroit Diesel!

Король австралийских трасс Mack Super-Liner — разумеется, с «кенгурятником» и высоко поднятыми воздухозаборниками

По тяговитости, особенно на затяжных калифорнийских подъемах, перед которыми висят таблички с надписью «Выключи кондиционер» (чтобы мотор не перегревался от нагрузки), двигатели Mack тоже не отличники…

Да и внешность маковских тягачей невзрачная: последней моделью, при взгляде на которую захватывало дух, был все тот же Super-Liner образца 1977 года.

Поэтому сейчас Маки работают в основном самосвалами, бетономешалками, снегоуборщиками… И в Россию их, в отличие от остальных подержанных «американцев», почти не завозят: 40 «бэушных» ­экземпляров, растаможенных в прошлом году, — капля в море по сравнению с 4,5 тысячами ввезенных Фрейтлайнеров!

Потускнела былая слава грузовиков с бульдогом на капоте — и гордый девиз «built like Mack» («построен как Мак») нынче вызывает у штатовских дальнобойщиков только усмешку…

Но есть одна страна, где Mack — звучит гордо! Это Австралия (там у концерна Volvo, которому принадлежит марка, есть свой завод). Тягачи Mack местного производства таскают длиннющие Road Trains — «дорожные поезда» весом до 200 т. Но, конечно, авст­ралийский Mack — не американский. Там и рамы намного мощнее, и набор агрегатов иной. Неудивительно, что теперь фирма собирается поправить свой имидж за счет австралийской модели!

В Австралии до сих пор выпускается дальнобойный Super-Liner (конечно, иной, нежели в США). А еще — могучий Titan, предназначенный специально для работы на местных месторождениях. Между прочим, в 2006 году такой тягач с 625-сильным двигателем Cummins поставил мировой рекорд, протащив 113 (!) груженых полуприцепов общим весом 1300 тонн на расстояние сто метров. Колонна растянулась на полтора километра, а результат был занесен в Книгу рекордов Гиннеса…

И, похоже, американский Titan — едва ли не точная копия нынешнего австралийского (конечно, за исключением высоко поднятых воздухозаборников: ведь в Штатах машины не будут ходить по пыльным «грунтовкам»!).

А поскольку такое шасси явно переразмерено для обычного «дальнего боя», тягач будет выполнять в Америке «спецзадания»: работать на нефтяных месторождениях и лесозаготовках, таскать сверхтяжелые грузы. Потому и мостов сзади три — два ведущих и один дополнительный, «поджимающийся».

Толщина лонжеронов рамы — 8, 9,5 или 11 мм, а по желанию они дополняются еще и пятимиллиметровыми усилителями (либо в отдельных местах, либо по всей длине). Под стать раме и мосты: перед­няя ось рассчитана на нагрузку 9 т, зад­няя тележка — на 30 т.

А что здесь за двигатель? Неужто опять Mack? Так и есть: это новейший MP10, которого до сих пор не было в гамме. Аббревиатура расшифровывается как «Mack Power», цифра — объем в сотнях кубических дюймов. То есть рабочий объем двигателя равен 16 литрам, а заявленная мощность — 515, 565 либо 625 л.с.

Только что-то этот двигатель напоминает: на левой стороне два топливных фильт­ра (один — с водоотделителем), справа — три масляных, и крышка головки блока характерная… Да это же старый знакомый Volvo D16, только окрашенный не в зеленый, а в красный цвет!

Американский контраст: современный дисплей — и архаичный щиток приборов с циферблатами

Интерьер отделан кожей — чтобы «тракеры» почувствовали себя настоящими ковбоями

Так что никаких «ненадежных двигателей» отныне не будет. Теперешние моторы Mack (равно как и двигатели Renault) в основе своей — те же Volvo, хорошо зарекомендовавшие себя и в Европе, и в Америке. Унификация и глобализация!

При этом относительно компактные агрегаты Mack MP7 и MP8 (объемом 11 и 13 литров) производятся на американ­ском моторном заводе Volvo, а вот сверхмощный и эксклюзивный МР10 для Титана будет поставляться прямо из Швеции.

Теперь заглянем в кабину. Как вам нравится такое: в середине щитка приборов — дисплей, а вокруг него россыпью 14 стрелочных приборов? Назад в будущее, иначе не скажешь! Но американским «драйверам» такая схема привычна — равно как и несинхронизированная коробка (сюда ставятся КПП Mack либо Eaton).

Зато педаль сцепления теперь снабжена пневмоусилителем, а руль регулируется специальной маленькой педалькой у рулевой колонки — опять же, точь-в-точь как на Volvo.

Новый двигатель Mack MP10 — не что иное, как адаптированный шведский Volvo D16 (на левом снимке)!

А еще «тракерам» должен понравиться «ковбойский» облик — с массой сверкающих деталей, огоньков и даже полированным козырьком над лобовым стеклом. И обивка интерьера (она называется Rawhide) соответствующая — из натуральной кожи, с простеганным потолком и стилизованными рогами на сиденьях.

Теперь бы для полноты впечатления рассказать, как 625-сильный мотор рокочет под здоровенным стеклопластиковым капотом, как в зеркалах убегает назад хайвей… Да не можем: даже самим американцам пока не удастся поездить на Титане, поскольку его производство начнется только в конце года. Но — кто знает? — может быть, такие машины однажды и попадут в нашу страну. Работают же «на северах» могучие тяжеловозы Kenworth…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: