ЛиАЗ 429260 технические характеристики
Скоро на маршруты всей страны выйдет первый в своем классе отечественный низкопольный 9,5-метровый автобус полный передовых технических новаций. Нам удалось опробовать его в деле
Михаил Ожерельев
ЛИАЗ-429260 (ГАЗ 9,5). Габаритная длина: 9,5 м. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 7 500 000 руб.
Степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %
Еще недавно считалось, что стихия низкопольного автобуса — мегаполис с развитой дорожной инфраструктурой и стабильно высоким пассажиропотоком. Именно поэтому эра низкопольников, где доступ в салон существенно упрощен, началась с машин большого и особо большого классов.
Между тем, в малых городах с узкими улочками, короткими маршрутами и нестабильным пассажиропотоком эксплуатация крупногабаритной техники себя не оправдывает. В этом случае перевозчику выгоднее иметь два юрких и маневренных небольших автобуса, чем один вместительный, но требующий более дорогого обслуживания. Однако решения, касающиеся облегчения входа и выхода пассажиров, включая наклон кузова в сторону дверей, безусловно, приобретают все большую актуальность. Неудивительно, что на рынке имеется спрос на низкопольные автобусы среднего и даже малого классов.
Последнее время эту нишу заполняла продукция Минского автозавода (МАЗ-206) и Павловского автобусного завода (ПАЗ-3237). Продавались у нас и украинские Богдан А302 с частично низким полом. Но полностью низкопольной машиной, позволяющей свободно перемещаться по всей длине салона без ступенек, был только МАЗ-206.
Похоже, «Группа ГАЗ» решила всерьез заняться этой проблемой. В качестве пробного шара выступил 10,5‑метровый ЛиАЗ-52926. Разработанный по заказу ГУП «Мострансавто», он встал на конвейер Ликинского автобусного завода в 2014 году. Затем, в конце минувшего года, производственную программу «Группы ГАЗ» пополнил 9,5‑метровый ЛиАЗ-429260 (по новому бренд-буку ГАЗ 9,5), позиционируемый как первый полностью низкопольный автобус среднего класса российского производства. Для справки: в соответствии с Федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (№ 220‑ФЗ) к среднему классу относятся транспортные средства длиной от 7,5 до 10 м включительно.
Рабочее место водителя выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF
Прототип ЛиАЗа среднего класса впервые был представлен широкой публике на фестивале «Мир автобусов» в Коломне. А к грузовому салону «КОМТРАНС — 2015» конструкторы подготовили существенно доработанный вариант. Именно с этой машиной мы недавно познакомились в Ликино-Дулево.
Проверить исправность автобуса и узнать пробег до техобслуживания можно с помощью многофункционального дисплея
ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Итак, ЛиАЗ-429260. Машина с, казалось бы, привычными для ликинских автобусов дизайном и компоновкой при близком знакомстве оказалась довольно оригинальной. Серьезным обновлениям подверглись и внешность, и агрегатная база, и компоновка салона. Если в прототипе некая оригинальность передней маски рассматривалась лишь как поисковое решение для рестайлинга, то в окончательном виде экстерьер преобразился кардинально — автобус получил высокое ветровое стекло, оригинальную головную оптику и новые задние блок-фонари.
Реализуя проект, что называется, с чистого листа, конструкторы постарались заложить в новую машину максимально возможный технологический уровень. От «больших братьев» укороченный до 9,5 м автобус отличается агрегатной базой: он оснащен более легкой передней независимой подвеской ZF RL-55, 4‑цилиндровым дизелем ЯМЗ-534030 (210 л. с., Евро-5 с технологией EGR), автоматической коробкой передач Allison T211 или ZF 6 AP-1000B и портальным ведущим мостом ZF AV-110. Применение агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию, считает производитель. Действительно, рядная «четверка» все равно окажется менее прожорливой, чем 6‑цилиндровый собрат. А ведь есть еще объемы технических жидкостей, которые тоже стоят денег. Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: радиатор расположен поперечно на одном уровне с двигателем. Это решение также продиктовано экономическими соображениями: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.
В салоне может быть до 23 посадочных мест
На рынке будут предлагаться две модификации ЛиАЗ-429260: полностью низкопольный городской и частично низкопольный пригородный (ЛиАЗ-429260‑01). Городской вариант имеет три двери. При общей вместимости до 75 пассажиров он предусматривает от 19 до 23 посадочных мест, плюс зона для пассажира в инвалидной коляске. Детальная проработка компоновки салона здесь видна невооруженным глазом. Например, среднюю пассажирскую дверь сдвинули в сторону задней части автобуса, освобождая дополнительное салонное пространство для стоячих мест, а сиденья передней площадки лишили подиумов — так конструкторы прислушались к пожеланиям пожилых людей. При этом степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %.
Список новаций дополняет рабочее место водителя — оно выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF (European Bus System of the Future). Под этой сложной аббревиатурой предусматривается одинаковое расположение органов управления (клавиши приборной панели, подрулевые переключатели, кран стояночного тормоза и т. п.) и соблюдение всех правил эргономики: стандартные способы регулировки кресла, зеркал и рулевой колонки. Нет смысла подробно описывать все удобства для экипажа, поскольку то же самое можно увидеть, оказавшись за рулем любого современного европейского низкопольника. В Европе это делается для того, чтобы водитель, пересев в автобус другой марки, освоился как можно быстрее. А вот у нас пока подобных обязательных требований нет, поэтому «Группа ГАЗ» в этом смысле действует на опережение.
Сиденья передней площадки установлены без подиумов и снабжены подлокотниками
АПГРЕЙД ПРЕДУСМОТРЕН
В качестве обязательного приложения к новому командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информации между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с прежней аналоговой системой (она предлагается как базовый вариант для пригородной версии автобуса), мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры.
Откидной пандус и наклон кузова в сторону дверей упрощают доступ в салон маломобильных пассажиров
Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут. Решения, реализованные в новом ЛиАЗе, обеспечивают не только автоматическую передачу данных об автобусе во время нахождения на маршруте (скорость, местоположение, расход топлива, изображение с бортовых видеокамер и т. д.), но и удаленную диагностику всех систем с передачей данных в техническую службу парка или диспетчерскую. Проверить исправность автобуса, узнать пробег до следующего техобслуживания (межсервисный интервал составляет 30 000 км) всегда может и сам водитель — это позволяет многофункциональный дисплей, распложенный справа от приборной панели.
Моторный отсек унифицирован с пригородными автобусами
Логично поставить вопрос: готовы ли перевозчики в регионах работать с техникой такого высокого уровня? На ЛиАЗе не видят в этом никаких проблем. «Вопросов с ремонтом не будет — персонал обучим, оборудование предоставим», — говорит Вячеслав Орехов, директор департамента продвижения автобусов ЛиАЗ ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ». В будущем компания планирует предлагать на рынке автобусы с сервисным контрактом. «Перевозчик должен заниматься обслуживанием пассажиров, — поясняет Вячеслав Орехов. — Все остальное, включая техническую готовность подвижного состава, является ответственностью поставщика или той компании, с которой заключен договор. Электронные средства мониторинга, реализованные в ЛиАЗ-429260, органично вписываются в эту концепцию».
Применение 5 агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию
Вкратце об ощущениях за рулем. Понравилась управляемость машины. Минимальный радиус разворота 8,9 м — это следствие использования независимой подвески. Помнится, автобус с обычной передней осью нуждался в куда большем пространстве для маневра.
Из замеченных минусов — неудачное расположение правого зеркала: обзор искажает сдвинутая к ветровому стеклу перегородка кабины. Впрочем, конструкторы в курсе проблемы, обещают, что в товарных машинах будет другой кронштейн. В общем, остается надеяться что новый автобус завоюет популярность, будучи конкурентоспособным не только по характеристикам, но и по цене, которая для городской версии с тремя дверями начинается с 7,5 млн руб.
Передняя независимая подвеска обеспечивает не только улучшенную плавность хода, но и маневренность
- Высокая маневренность, низкие эксплуатационные расходы, упрощенный доступ в салон
- Неудачное расположение зеркала заднего вида
Технические характеристики | |
Количество мест для сидения | 23 |
Снаряженная масса, кг | 13 150 |
Полная масса, кг | 8000 |
Габариты (длина/ширина/высота), мм | 9500/2500/2880 |
Колесная база, мм | 4500 |
Объем топливного бака, л | 180 |
Двигатель | |
модель | ЯМЗ-5340300, Евро-5 |
тип | дизельный, рядный, 4-цилиндровый |
рабочий объем, л | 4,43 |
мощность, л.с. | 210 при 2300 мин-1 |
крутящий момент, Нм | 730 при 1300-1600 мин-1 |
Коробка передач | Allison T211 или ZF 6 AP-1000B |
Подвеска | |
передняя | независимая, пневматическая |
задняя | зависимая пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Шины | 265/70R19,5 |
Сервис | |
Заводская гарантия | 18 месяцев или 100 000 км |
Межсервисный пробег | 30 000 км |
Цена | |
Базовая/тестируемого автобуса | 7 500 000 руб. |
Конкуренты | |
ПАЗ-3237, MAЗ-206 |
Автобус никзпольный среднего класса для городских перевозок
ЛИАЗ 429260 (Курсор)низкопольный автобус среднего класса для городских перевозок.
Обновленный экстерьер и интерьев автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии по комфорту и эноргомике.
Низкий уровень пола обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, скоращая время прохождения автобуса по маршруту на 15% по сравнению с другими моделями автобусов.
Машина адаптирована для обслуживания маломобильных пассажиров: автобус оборудован системой «Книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7 градусов) , механической аппарелью.
Электронная функция управления подвеской позволяет приподнять и опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута.
Небольшая длина автобуса позволяет оптимизировать затраты на обслуживание маршрутов с небольшим пассажиропотоком. Используемая агрегатная база машин среднего класса позволяет существенно сократить затраты на обслуживание автобуса.
Преимущества:
- Высокая надежность и ресуор агрегатной базы (не менее 700 тыс.км)
- Высокая надежность кузова — не менее 12 лет
- Экологический стандарт EURO-5
- Высокая остаточная стоимость
- Экономичный двигатель 4 цилиндра
- Агрегатная база машин среднего класса сокращает затраты на обслуживание
Гарантийный срок —18 месяцев или 150 000 км пробега
Базовые технические характеристики
Тип кузова | Несущий, низкопольный, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Колесная формула | 4х2/задние |
Длина/Ширина/Высота, мм | 9500/2500/2740 (2990 с кондиционером) |
База, мм | 4500 |
Высота потолка в салоне, мм | 2150…2280 |
Высота пола над уровнем дороги, мм | 360 |
Количество/Ширина дверей, мм | 1/785 + 2/1325 + 1/785 |
Мин. радиус разворота, м | 8,9 |
Масса снаряженная/полная, кг | 9020/14400 |
Максимальная (технически допустимая) нагрузка на переднюю/заднююось, кг | 2555 / 6465 ( при снаряженной массе) 5000 / 9400 (при полной массе) |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 75 (18+1 инв.) |
Емкость топливного бака, л | 180 |
Мост передний | ZF,RL-55ЕС независимый, портальный с дисковыми тормозами |
Мост задний | ZV, AV-110/900/70 портальный с центральным коническим редуктором, с дисковыми тормозами. Передаточное отношение I =» 5,78 |
Рулевой механизм | ZF, Servocom 8095 с гидроусилителем руля |
Рулевая колонка | Continental |
Вентиляция | Естественная (4 форточки, 2 потолочных люка) и принудительная (кондиционер «Август» хладопроизводительностью 18 кВт) |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлажденная двигателя и независимого жидкостного подогревателя SPHEROSThermoЕ-200 |
Шины | 25/70 R 19,5 |
Агрегатные характеристики | |
Двигатель (дизельный) | ЯМЗ 534030 |
Количество и расположение цилиндров | 4R вертикальное |
Нормы экологической безопасности | EURO-5 |
Рабочий объем, л | 4,43 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин | 155 (210) при 2300 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 830 при 1200-1600мин-1 |
Расположение | Заднее, продольное |
Максимальная скорость, км/ч | 68-85 |
КПП | АКПП: ZF6АР-1000В, Allison, Т2100 |
Гарантия | 18 мес или 150000 км |
Добавить комментарий