16 октября 2019

ЛиАЗ 429260 расход топлива


Скоро на маршруты всей страны выйдет первый в своем классе отечественный низкопольный 9,5-метровый автобус полный передовых технических новаций. Нам удалось опробовать его в деле

Михаил Ожерельев

ЛИАЗ-429260 (ГАЗ 9,5). Габаритная длина: 9,5 м. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 7 500 000 руб.

Степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %

Еще недавно считалось, что стихия низкопольного автобуса — мегаполис с развитой дорожной инфраструктурой и стабильно высоким пассажиропотоком. Именно поэтому эра низкопольников, где доступ в салон существенно упрощен, началась с машин большого и особо большого классов.

Между тем, в малых городах с узкими улочками, короткими маршрутами и нестабильным пассажиропотоком эксплуатация крупногабаритной техники себя не оправдывает. В этом случае перевозчику выгоднее иметь два юрких и маневренных небольших автобуса, чем один вместительный, но требующий более дорогого обслуживания. Однако решения, касающиеся облегчения входа и выхода пассажиров, включая наклон кузова в сторону дверей, безусловно, приобретают все большую актуальность. Неудивительно, что на рынке имеется спрос на низкопольные автобусы среднего и даже малого классов.

Последнее время эту нишу заполняла продукция Минского автозавода (МАЗ-206) и Павловского автобусного завода (ПАЗ-3237). Продавались у нас и украинские Богдан А302 с частично низким полом. Но полностью низкопольной машиной, позволяющей свободно перемещаться по всей длине салона без ступенек, был только МАЗ-206.

Похоже, «Группа ГАЗ» решила всерьез заняться этой проблемой. В качестве пробного шара выступил 10,5‑метровый ЛиАЗ-52926. Разработанный по заказу ГУП «Мострансавто», он встал на конвейер Ликинского автобусного завода в 2014 году. Затем, в конце минувшего года, производственную программу «Группы ГАЗ» пополнил 9,5‑метровый ЛиАЗ-429260 (по новому бренд-буку ГАЗ 9,5), позиционируемый как первый полностью низкопольный автобус среднего класса российского производства. Для справки: в соответствии с Федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (№ 220‑ФЗ) к среднему классу относятся транспортные средства длиной от 7,5 до 10 м включительно.

Рабочее место водителя выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF

Прототип ЛиАЗа среднего класса впервые был представлен широкой публике на фестивале «Мир автобусов» в Коломне. А к грузовому салону «КОМТРАНС — 2015» конструкторы подготовили существенно доработанный вариант. Именно с этой машиной мы недавно познакомились в Ликино-Дулево.

Проверить исправность автобуса и узнать пробег до техобслуживания можно с помощью многофункционального дисплея

ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Итак, ЛиАЗ-429260. Машина с, казалось бы, привычными для ликинских автобусов дизайном и компоновкой при близком знакомстве оказалась довольно оригинальной. Серьезным обновлениям подверглись и внешность, и агрегатная база, и компоновка салона. Если в прототипе некая оригинальность передней маски рассматривалась лишь как поисковое решение для рестайлинга, то в окончательном виде экстерьер преобразился кардинально — автобус получил высокое ветровое стекло, оригинальную головную оптику и новые задние блок-фонари.

Реализуя проект, что называется, с чистого листа, конструкторы постарались заложить в новую машину максимально возможный технологический уровень. От «больших братьев» укороченный до 9,5 м автобус отличается агрегатной базой: он оснащен более легкой передней независимой подвеской ZF RL-55, 4‑цилиндровым дизелем ЯМЗ-534030 (210 л. с., Евро-5 с технологией EGR), автоматической коробкой передач Allison T211 или ZF 6 AP-1000B и портальным ведущим мостом ZF AV-110. Применение агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию, считает производитель. Действительно, рядная «четверка» все равно окажется менее прожорливой, чем 6‑цилиндровый собрат. А ведь есть еще объемы технических жидкостей, которые тоже стоят денег. Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: радиатор расположен поперечно на одном уровне с двигателем. Это решение также продиктовано экономическими соображениями: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.

В салоне может быть до 23 посадочных мест

На рынке будут предлагаться две модификации ЛиАЗ-429260: полностью низкопольный городской и частично низкопольный пригородный (ЛиАЗ-429260‑01). Городской вариант имеет три двери. При общей вместимости до 75 пассажиров он предусматривает от 19 до 23 посадочных мест, плюс зона для пассажира в инвалидной коляске. Детальная проработка компоновки салона здесь видна невооруженным глазом. Например, среднюю пассажирскую дверь сдвинули в сторону задней части автобуса, освобождая дополнительное салонное пространство для стоячих мест, а сиденья передней площадки лишили подиумов — так конструкторы прислушались к пожеланиям пожилых людей. При этом степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %.

Список новаций дополняет рабочее место водителя — оно выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF (European Bus System of the Future). Под этой сложной аббревиатурой предусматривается одинаковое расположение органов управления (клавиши приборной панели, подрулевые переключатели, кран стояночного тормоза и т. п.) и соблюдение всех правил эргономики: стандартные способы регулировки кресла, зеркал и рулевой колонки. Нет смысла подробно описывать все удобства для экипажа, поскольку то же самое можно увидеть, оказавшись за рулем любого современного европейского низкопольника. В Европе это делается для того, чтобы водитель, пересев в автобус другой марки, освоился как можно быстрее. А вот у нас пока подобных обязательных требований нет, поэтому «Группа ГАЗ» в этом смысле действует на опережение.

Сиденья передней площадки установлены без подиумов и снабжены подлокотниками

АПГРЕЙД ПРЕДУСМОТРЕН

В качестве обязательного приложения к новому командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информации между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с прежней аналоговой системой (она предлагается как базовый вариант для пригородной версии автобуса), мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры.

Откидной пандус и наклон кузова в сторону дверей упрощают доступ в салон маломобильных пассажиров

Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут. Решения, реализованные в новом ЛиАЗе, обеспечивают не только автоматическую передачу данных об автобусе во время нахождения на маршруте (скорость, местоположение, расход топлива, изображение с бортовых видеокамер и т. д.), но и удаленную диагностику всех систем с передачей данных в техническую службу парка или диспетчерскую. Проверить исправность автобуса, узнать пробег до следующего техобслуживания (межсервисный интервал составляет 30 000 км) всегда может и сам водитель — это позволяет многофункциональный дисплей, распложенный справа от приборной панели.

Моторный отсек унифицирован с пригородными автобусами

Логично поставить вопрос: готовы ли перевозчики в регионах работать с техникой такого высокого уровня? На ЛиАЗе не видят в этом никаких проблем. «Вопросов с ремонтом не будет — персонал обучим, оборудование предоставим», — говорит Вячеслав Орехов, директор департамента продвижения автобусов ЛиАЗ ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ». В будущем компания планирует предлагать на рынке автобусы с сервисным контрактом. «Перевозчик должен заниматься обслуживанием пассажиров, — поясняет Вячеслав Орехов. — Все остальное, включая техническую готовность подвижного состава, является ответственностью поставщика или той компании, с которой заключен договор. Электронные средства мониторинга, реализованные в ЛиАЗ-429260, органично вписываются в эту концепцию».

Применение 5 агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию

Вкратце об ощущениях за рулем. Понравилась управляемость машины. Минимальный радиус разворота 8,9 м — это следствие использования независимой подвески. Помнится, автобус с обычной передней осью нуждался в куда большем пространстве для маневра.

Из замеченных минусов — неудачное расположение правого зеркала: обзор искажает сдвинутая к ветровому стеклу перегородка кабины. Впрочем, конструкторы в курсе проблемы, обещают, что в товарных машинах будет другой кронштейн. В общем, остается надеяться что новый автобус завоюет популярность, будучи конкурентоспособным не только по характеристикам, но и по цене, которая для городской версии с тремя дверями начинается с 7,5 млн руб.

Передняя независимая подвеска обеспечивает не только улучшенную плавность хода, но и маневренность

  • Высокая маневренность, низкие эксплуатационные расходы, упрощенный доступ в салон
  • Неудачное расположение зеркала заднего вида

Технические характеристики Количество мест для сидения 23 Снаряженная масса, кг 13 150 Полная масса, кг 8000 Габариты (длина/ширина/высота), мм 9500/2500/2880 Колесная база, мм 4500 Объем топливного бака, л 180 Двигатель модель ЯМЗ-5340300, Евро-5 тип дизельный, рядный, 4-цилиндровый рабочий объем, л 4,43 мощность, л.с. 210 при 2300 мин-1 крутящий момент, Нм 730 при 1300-1600 мин-1 Коробка передач Allison T211 или ZF 6 AP-1000B Подвеска передняя независимая, пневматическая задняя зависимая пневматическая Тормоза дисковые Шины 265/70R19,5 Сервис Заводская гарантия 18 месяцев или 100 000 км Межсервисный пробег 30 000 км Цена Базовая/тестируемого автобуса 7 500 000 руб. Конкуренты ПАЗ-3237, MAЗ-206

Автобус никзпольный среднего класса для городских перевозок

ЛИАЗ 429260 (Курсор)низкопольный автобус среднего класса для городских перевозок.

Обновленный экстерьер и интерьев автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии по комфорту и эноргомике.

Низкий уровень пола обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, скоращая время прохождения автобуса по маршруту на 15% по сравнению с другими моделями автобусов.

Машина адаптирована для обслуживания маломобильных пассажиров: автобус оборудован системой «Книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7 градусов) , механической аппарелью.

Электронная функция управления подвеской позволяет приподнять и опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута.

Небольшая длина автобуса позволяет оптимизировать затраты на обслуживание маршрутов с небольшим пассажиропотоком. Используемая агрегатная база машин среднего класса позволяет существенно сократить затраты на обслуживание автобуса.

Преимущества:

  • Высокая надежность и ресуор агрегатной базы (не менее 700 тыс.км)
  • Высокая надежность кузова — не менее 12 лет
  • Экологический стандарт EURO-5
  • Высокая остаточная стоимость
  • Экономичный двигатель 4 цилиндра
  • Агрегатная база машин среднего класса сокращает затраты на обслуживание

Гарантийный срок —18 месяцев или 150 000 км пробега

Базовые технические характеристики

Тип кузова Несущий, низкопольный, цельнометаллический, вагонной компоновки Ресурс кузова, лет 12 Колесная формула 4х2/задние Длина/Ширина/Высота, мм 9500/2500/2740 (2990 с кондиционером) База, мм 4500 Высота потолка в салоне, мм 2150…2280 Высота пола над уровнем дороги, мм 360 Количество/Ширина дверей, мм 1/785 + 2/1325 + 1/785 Мин. радиус разворота, м 8,9 Масса снаряженная/полная, кг 9020/14400 Максимальная (технически допустимая) нагрузка на переднюю/заднююось, кг 2555 / 6465 ( при снаряженной массе) 5000 / 9400 (при полной массе) Общее количество мест (в т.ч. посадочных) 75 (18+1 инв.) Емкость топливного бака, л 180 Мост передний ZF,RL-55ЕС независимый, портальный с дисковыми тормозами Мост задний ZV, AV-110/900/70 портальный с центральным коническим редуктором, с дисковыми тормозами. Передаточное отношение I =» 5,78 Рулевой механизм ZF, Servocom 8095 с гидроусилителем руля Рулевая колонка Continental Вентиляция Естественная (4 форточки, 2 потолочных люка) и принудительная (кондиционер «Август» хладопроизводительностью 18 кВт) Система отопления Жидкостная, с использованием тепла системы охлажденная двигателя и независимого жидкостного подогревателя SPHEROSThermoЕ-200 Шины 25/70 R 19,5 Агрегатные характеристики Двигатель (дизельный) ЯМЗ 534030 Количество и расположение цилиндров 4R вертикальное Нормы экологической безопасности EURO-5 Рабочий объем, л 4,43 Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин 155 (210) при 2300 мин-1 Макс. крутящий момент, Нм/мин 830 при 1200-1600мин-1 Расположение Заднее, продольное Максимальная скорость, км/ч 68-85 КПП АКПП: ZF6АР-1000В, Allison, Т2100 Гарантия 18 мес или 150000 км